Жалейка что это за инструмент
Жалейка что это за инструмент
Музыкальный инструмент: Жалейка
В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех.
Историю жалейки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Звук жалейки можно охарактеризовать такими словами как громкий, пронзительный, напористый и даже крикливый. Он практически лишен обертонов и ему почти неподвластны динамические оттенки. Тембральный окрас инструмента имеет жалостливый и немного гнусавый оттенок.
Звучание инструмента это результат вибрации трости, которое возникает под воздействием вдуваемого исполнителем воздуха.
Жалейка, в основном имеющая диатонический звукоряд, бывает и хроматической.
Диапазон инструмента, зависящий от количества звуковых отверстий, очень небольшой и включает в себя всего одну октаву.
Играть на жалейке очень не просто, так как точное интонирование на инструменте требует от исполнителя большого умения.
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Довольно простая конструкция жалейки включает в себя трубочку, раструб и мундштук (пищик).
Разновидности
Семейство жалейки весьма многообразно и включает в себя инструменты, которые различаются по размерам, высоте звучания, строю и конструкции.
Жалейки, отличающиеся по размерам и высоте звучания: пикколо, сопрано, альт и бас.
Брёлка в отличие от жалейки имеет более мягкое звучание, так как раструб сделан не из коровьего рога, а из бересты, и вместо одинарного язычка используется двойной.
История
Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается.
В последнее время внимание к старинным русским народным духовым инструментам, в том числе и к жалейке постоянно возрастает. Очень многие музыканты увлеченно стараются овладеть искусством исполнения на них. Эта тенденция говорит о том, что ширится интерес к национальной культуре, а вместе с ней к музыкальным инструментам, на которых играли наши предки. Старинные народные духовые инструменты и не только не будут забыты, но и сохранится исполнительское искусство на них.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Жалейка
Жалейка
Жалейка | ||
Брёлка, Сопелка, Пищалка | ||
Тропинин. Мальчик с жалейкой | ||
Классификация |
---|
Двухсоставная жалейка представляет собой спаренные трубочки одинакового размера. Каждая имеет собственные звуковые отверстия, их количество может отличаться. Одна трубка является ведущей, вторая выполняет роль «помощницы». Соответственно, у «примы» отверстий на стволе больше. Стволы вставлены в один раструб. |
Жалейка неспроста получила такое название. Инструмент выдает громкий, пронзительный и напористый звук. Можно сказать, что он кричит. В трубке практически нет обертонов, поэтому динамические оттенки ей не под силу. Тембральный окрас жалейки характеризуется как жалостливый и слегка гнусавый.
Звучание инструмента – это результат постоянной вибрации язычка, которая возникает под воздействием воздуха, вдуваемого исполнителем. Жалейка в основном имеет диатонический звукоряд, но встречается и хроматический.
Диапазон мелодии зависит от количества отверстий на стволе. В большинстве своем звуки, издаваемые жалейкой грустные. Но при должном умении из нее можно извлечь веселый мотив.
Двухсоставный инструмент по звучанию напоминает волынку. Их нижние тона находятся на одинаковой волне, исполняя роль бурдона. Есть мнение, что эти два инструмента являются дальними родственниками. Ведь они похожи не только в плане конструкции, но и по типу звучания.
Интересные факты
Богатая история старинного духового инструмента наполнена занимательными событиями и фактами:
Многие ценители народного искусства до сих пор помнят и чтят певицу Валентину Толкунову. Так вот, в её разнообразном репертуаре было две популярные песни, в которых жалейка отражается крайне поэтично.
Кстати, брёлка – одна из разновидности духового инструмента, получила широкое распространение в Тверской области. Для его создания местные пастухи брали иву или бредину. Отсюда и появилось такое необычное название. В отличие от своей прародительницы, имеет более нежное и мелодичное звучание. Объясняется это тем, что изделие полностью изготовлено из древесины. |
В каждом регионе необъятной России имеется собственная разновидность жалейки. Например, в Курске – рожок, в Пензенской области – сиповка. Раздвоенный инструмент в Рязанской губернии именовали жаланка.
Заключение
В последнее время вновь возродился интерес к старинным духовым инструментам, в том числе и к жалейке. Многие музыканты стремятся овладеть умением игры на них. Подобная тенденции символизирует расширение интереса к национальным культурным достояниям и инструментам, на которых исполняли мелодии еще наши предки. Это позволяет надеется, что жалейка не будет забыта и искусство игры на ней сохранится на долгие годы.
Из видеоролика вы узнаете, как звучит старинный духовой инструмент.
Жалейка
Жалейка – музыкальный инструмент, имеющий исконно славянские корни. Простой с виду, он способен издавать сложные, мелодичные звуки, волнующие сердце, побуждающие к размышлениям.
Что такое жалейка
Славянская жалейка – предок кларнета. Относится к группе деревянных духовых музыкальных инструментов. Имеет диатонический звукоряд, в редких случаях встречаются модели с хроматическим звукорядом.
Внешний вид незамысловат: деревянная трубочка с раструбом на конце, язычком внутри и игровыми отверстиями на корпусе. Общая длина инструмента не превышает 20 см.
Звучание – слегка гнусавое, пронзительное, громкое, лишенное динамических оттенков. Диапазон зависит от количества отверстий на корпусе, но в любом случае он не превышает одной октавы.
Устройство инструмента
Выделяют три основных части жалейки:
История жалейки
Возникновение жалейки отследить невозможно: русский народ использовал ее с незапамятных времен. Официально инструмент был упомянут в документах XVIII века, но история его намного древнее.
Первоначально камышовую дудочку называли пастушеским рожком. Присутствовала она на праздниках, гуляньях, была востребована скоморохами.
Как пастуший рожок стал жалейкой, доподлинно неизвестно. Предположительно происхождение названия связано с жалостливыми звуками: рожок начали использовать во время поминальных обрядов, откуда и пошло название, связанное со словом «жалеть». Впоследствии русский народный инструмент перекочевал к скоморохам, сопровождал короткие, веселые наигрыши, был участником уличных представлений.
Вторая жизнь жалейки началась на рубеже XIX-XX веков: русские энтузиасты, любители фольклора возродили ее к жизни, включили в состав оркестра. Сегодня используется музыкантами, играющими в жанре народной музыки.
Двухствольчатая разновидность инструмента
Разновидности
Выглядеть жалейка может по-разному, в зависимости от разновидности инструмента:
Если говорить об оркестровых моделях, их разделяют на жалейку-бас, альт, сопрано, пикколо.
Жалейка — старинный русский народный духовой инструмент
Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
Жалейка известна также под названием жаломейка. Русскиенародные духовые инструменты являются важной составной частью национальной музыкальной культуры. Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к XIIIвеку до нашей эры. Раньше всех появились ударные инструменты. Затем появились духовые: дудки, свистки, свистульки. Широкое распространение в среде скоморохов и пастухов получили рожки, жалейки, свирели.
В эпоху Киевской Руси они использовались в войсковых соединениях, в торжественных случаях при княжеских дворах. При правлении Ивана Грозного и патриарха Никона инструменты и исполнители подвергались гонениям. Русская национальная музыкальная культура понесла значительный урон. Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла от полного забвения и инструменты, и традиции исполнительства на них.
В конце XIXстолетия возросший интерес русского общества к своей национальной истории и культуре способствовал появлению первых исследовательских работ по народному инструментарию А. Фаминцына, Н. Привалова, Е.Линёвой. По времени это совпало с деятельностью В.В.Андреева по возрождению и усовершенствованию русских народных инструментов. Наряду с работами по реконструкции балалаек и домр Андреевым В.В. предпринимались попытки усовершенствования и духовых инструментов, таких как брёлка, свирель.
В начале XXвека русский музыкант-самородок псковский крестьянин
О.У. Смоленский сконструировал жалейки разных размеров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же и М.Е. Пятницкий ввёл жалейку в свой хор.
Из-за сложности овладения игрой на рожках и из-за их диатонического звукоряда применение рожков в оркестрах народных инструментов ограничено.
Народные духовые инструменты отличаются особенностями конструкции и способом звукоизвлечения. По классификации народные духовые инструменты подразделяются на язычковые, флейтовые (свистящие) и мундштучные (амбушюрные).
Происхождение, история жалейки
Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.
В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать, о каком инструменте идёт речь.
Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.
Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.
Устройство и разновидности жалейки
Жалейка бывает двух разновидностей – одинарная и двойная (двухствольчатая) парная.
Одинарная жалейкапредставляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.
Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Диапазон инструмента – одна октава; звукоряд диатонический, но бывает и хроматический.
По диапазону жалейки бывают:
б) сопрановые – от нот Iоктавы «ля», «соль»;
г) басовые – от нот малой октавы «ля», «соль», «фа», «ми»;
д) парные или двойные сопрановые – от ноты «ля» и ноты «соль» Iоктавы.
Двойная (двухствольчатая) или парная жалейкасостоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно. Как правило, на мелодической дудочке игровых отверстий больше, чем на дудочке вторящей.
Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные – в южных.
Жалейка –язычковый духовой инструмент, на протяжении столетий бытовавший в основном в пастушьей среде и был хорошо распространён на Руси, в Белоруссии, Украине и Литве. Это небольшая трубка, заканчивающаяся раструбом из коровьего рога. Звук жалейки резкий, гнусавый.
Жалейка – наиболее распространённый музыкальный инструмент, широко используемый в народных оркестрах. Волынка тому виной. Парные жалейки очень напоминают звучание волынки – нижний голос жалейки выполняет функцию бурдона (он звучит на одной высоте). Происхождение жалейки от волынки подтверждает её сходство с конструкцией мелодической трубки волынки и по характеру звучания. У белорусов сама мелодическая трубка от волынки и называлась жалейка. Состоит жалейка из небольшой цилиндрической трубки (деревянной или эбонитовой), мундштука с одинарным язычком – пищиком из тростника или пластмассы. Тростниковый язычок перед игрой размачивают, применение же пластмассового язычка размачивания не требует. Раструб – резонатор жалейки делают из коровьего рога, который надевается на нижний конец трубки.
Известные коллективы и исполнители на жалейке
Оркестр хора имени М. Пятницкого солист В. Воронков (1950-1960-е годы), Оркестр солистов «Русские узоры» солисты М. Вахутинский, С. Бутушин, С. Мишин, К. Буянов, И. Буянова, Е. Красовская. Ансамбли: «Былина» п/у С. Молдованова (1980-е годы), «Скоморохи» п/у А. Соловьёва (г. Кемерово), «Скоморохи» п/у В. Акулович (г. Санкт-Петербург), «Забава» п/у Н. Осипова (г. Улан-Удэ), ансамбль «Жалейка» п/у В. Назарова, ансамбль народных инструментов «Садко» художественный руководитель М. Серый
Мастера по изготовлению жалеек:
Астахов Анатолий (Москва)
Бутушин Сергей Иванович (г. Москва)
Краснобаев Вячеслав (Москва)
Мишин Сергей (Москва)
Соловьёв Александр (г. Кемерово)
Ткаченко Юрий Михайлович (г. Кемерово)
Продажа инструментов: где купить/заказать?!
Жалейку можно заказать мастеру по изготовлению старинных народных духовых инструментов или купить в сети магазинов музыкальных инструментов, а также в Производственном комбинате музыкальных инструментов фонда П.И. Чайковского, в Концерне «Музпром».
Послушать звучание жалейки
Предлагаем Вашему вниманию послушать звучание жалеек в исполнении мастера-профессионала. На фоне жалеек звучат владимирские рожки, свирель, соловей (игрушка водяная).
Жалейка пикколо МИ
Жалейка сопрано ЛЯ мастера Бутушина Сергея Ивановича
Парная жалейка СОЛЬ мастера Бутушина Сергея Ивановича
- Если снится что какаешь
- Аудиосказка принеси то не знаю что