Как узнать id canbus
Расшифровка КАН шины автомобиля.
Когда я занялся данной темой я не смог найти информацию, которая мне бы в этом помогла.
Поэтому свои наработки выложу на всеобщее изучение.
Другим будет с чего начать.
Я не претендую на однозначность метода.
1. Первое с чего стоит начать работу это создание файла логирования КАН шины своего автомобиля. Но эта тема выходит за рамки статьи. Начнём с того, что он у меня уже есть.
Данные в шине сформированы в пакеты. Пакет имеет ID. ID это подпись агрегата, который данный пакет формирует. По нему принимающий агрегат его распознает и использует данные из него в своих интересах. Пакет имеет максимальную длину в 8 байт, но если последующие байты не нужны пакет может быть и короче.
Для примера строка с ID 1549 передается BSM (блоком управления кузовом) в M&A (приборную панель) информация в ней 8 байт, говорит о состоянии вкл/выкл всего света автомобиля и закрыты/открыты двери, багажник. Принимая эти данные приборная панель отображает их вам на своих экранах. Пакет передается с частотой 10 раз в секунду.
А вот дальше происходит анализ данных глазами.
Данные в шине разделяются мной на параметры (которые имеют 1-2-3-4 байта, байты состояния и костанты )
— Параметр, передает цифровое значение параметра (скорость, температура охлаждающей жидкости). Значения данные в таких параметрах изменяются плавно и имеют вид хорошо понятных графиков.
После распознавания параметра (для примера обороты двигателя) подбирается коэф соответствия (в моем случаи были 1/10 и 1/100, которые привязывают данный параметр в реальным измерениям).
— Байты состояний, в них каждый бит отвечает за состояние параметра да/нет. Графики таких байтов выглядят как прыгающие резко без переходных состояний уровни. Данный вид информации удобно расшифровывать в реальном масштабе времени сидя в машине. На монитор выводится состояние только этого пакета и изменяя состояние машины записываются показания данных байтов на бумажку. После расшифровки значения заносятся в шапку.
— константы. Это параметры которые за отслеживаемое время не менялись. Тут не надо расслабляться. В данных байтах может содержаться информация об агрегатах которые в отслеживаемое время не использовались, но может быть и постоянная величина.
Результаты:
ID 002
угол поворота руля.
ID 354
Скорость автомобиля
ID 60D
состояние автомобиля
а теперь со всеми этими данными будем делать адаптивное освещение.
Комментарии 31
Отличная работа. Спасибо. Не чего не понятно )) нужно заваривать чаёк и изучать )
Огромное спасибо! Очень познавательно!
Здравствуйте!
Pid «напряжение АКБ» для хундай не подскажите? Вы ведь всё это на нынешнем авто проделывали.
Про Canny интересно было прочитать, сам использую obd адаптер и ардуину для контроля температуры оглаждающей жидкости.
Добрый,
Мой авто тиана. Хендай тестя. Был только файл его кана могу поискать.
Спасибо! Полезная инфа. А подскажите, как правильно рассчитать, допустим, точную скорость на момент времени?!
Обычно коэфициент 10 или 100. Можно вывести на дисплей и откалибровать по gps.
Пасиб, брат. Интересно, а мою VAN шину твой канснифер осилит…
Если у тебя есть OBD разьем то можно попробовать. В целом снифер просто беспроблемный, делает лог без попусков. Другие иногда не успевают записывать все сообщения и часть пропускают.
Хотел сделать подсветку поворотов на крете с помощью ардуино, но после прочтения ваших статей видимо буду делать на canny 5 nano) Но есть несколько вопросов к вам, как прошедшему через всё это.
1. Сложно ли отследить данные о повороте руля и текущей скорости? Ролик посмотрел на сайте canny, все изменяемые данные подсвечиваются, это хорошо, но не понятно группируются ли строки по ID устройства или просто кидает в лог каждое состояние отдельной строкой? И вообще может ли canny 5 nano логировать шину или только 7ой? Или ID устройств можно узнать в реальном времени, без логирования?
2. Получилось ли у вас доделать адаптивное освещение (записи в блоге не нашел)? Как я понимаю у вас примерно такой же как и у меня алгоритм для этого: на скоростях до определённого лимита при повороте руля включается подсветка нужной стороны? Или какой-то другой алгоритм? Можете его описать парой слов?
3. В этой статье в алгоритме контроля положения руля в условиях значения Y это угол поворота руля? В каком виде только не понятно, на 16СС не похоже…
4. Для чего использовался контроль состояния кузова?
5. По алгоритму плавного гашения не совсем понял. Плавное гашение боковой подсветки (при чём вижу только для левой подсветки алгоритм в 1ой сверху группе блоков, для правой видимо в 3ей группе блоков)? Зачем тогда при включенных габаритах на скорости от 1 до 20 выдавать сигнал старт и для чего он? Пока писал это всё до меня похоже дошло: выдача сигнала старт на скорости от 1 до 20 и при включенных габаритах означает то, что весь этот алгоритм работает только на этих скоростях и с включенными габаритами?
6. Можно ли получить файл прошивки с полным алгоритмом чтобы осмотреть всю картину целиком?
7. Зачем пьезоизлучатель? Для сигнала о том что подсветка включена? Она же автоматически включается/отключается, зачем тогда это вроде как лишнее напоминание?
8. Как я понимаю распиновка диагностического разъёма у всех производителей разная?
Извиняюсь за такой шквал вопросов, но тема очень заинтересовала)
Настройка CAN-декодера на магнитоле Teyes Spro и CC2L/CC2.
Для полноценной интеграции магнитолы в автомобиль необходимо настроить декодер CAN-BUS шины на работу с конкретной моделью. Рассказываем, как зайти в соответствующие настройки. А так же здесь можно найти пароль от заводских настроек (они же — инженерное меню, скрытые настройки).
Перед настройкой не забудьте обновить ПО CAN-BUS декодера до актуальной версии.
Для начала заходим в список установленных приложений путем нажатия круглой кнопки:
Выбираем пункт “Установки в автомобиле”:
Откроется приложение взаимодействия с системами автомобиля:
Если вы наблюдаете такую же картину, значит магнитола не настроена на взаимодействие с автомобилем. В этом приложении отображаются данные CAN-шины. Если в вашем автомобиле предусмотрено подключение к CAN-BUS (в случае Chevrolet Cobalt и Ravon R4 — да), то необходимо произвести соответствующие настройки.
Для этого в заводских настройках необходимо выбрать тип подключения CAN-шины, марку и модель автомобиля.
Возвращаемся на главный экран и жмем в нижнем правом углу по шестеренке:
Откроются настройки магнитолы. Нас интересует вкладка “Заводские настройки”. Тапаем по ней:
Магнитолой будет предложено ввести пароль для доступа к заводским настройкам. Опасаться этого не стоит, никакого сброса не произойдет. Вводим 168 и жмём “Да”:
В списке заводских настроек прокручиваем до интересующего нас пункта “Выбор системы авто”:
Видим четыре столбца (китайцы как всегда жгут: в слове из трех букв четвертого столбца умудрились допустить ошибку 🙂): Марка CAN BUS, Система авто, Выбор системы авто, CUN BUS. В первом выбираем производителя своего CAN-декодера. Если не знаете, то посмотрите на его корпусе стикер. Во втором ищем производителя автомобиля, и в третьем, соответственно, модель.
Выходим на главный экран и убеждаемся, что CAN-декодер заработал. В случае Chevrolet Cobalt и Ravon R4 можно попробовать включить подогрев сидений, появится всплывающее окошко с информацией о климате, уличной температуре и закрытых дверях:
На автомобилях, оборудованных мультирулем достаточно просто попробовать изменить громкость или переключить треки соответствующими кнопками. Магнитола должна будет отреагировать на эти действия.
В итоге можно снова зайти в приложение “Установки в автомобиле” и убедиться, что появились элементы управления конкретно для вашего автомобиля:
Среди них можно выделить уровень топлива в бензобаке (показания с ЭБУ ДУТ, особой точностью похвастаться не могут), температура охлаждающей жидкости ДВС, напряжение в бортовой сети, пристегнутые ремни, состояние концевика багажника, ручника, наличие стеклоомывающей жидкости. В некоторых автомобилях даже считываются числовые параметры, такие как обороты, скорость и пробег.
9 ответов к «Настройка CAN-декодера на магнитоле Teyes Spro и CC2L/CC2.»
Здравствуйте Пожалуйста помогите настроить ravon R4 2019 года Да у мен тиайс с новыми программами Не могу настроить kanbus
Здравствуйте! Напишите мне на почту [email protected] Попробую помочь. Сегодня установил на свой R4 cc2 plus. Всё работает.
Доброго времени суток! Магнитола teyes cc3, canbus raise, авто honda fit lll. После установки данной магнитолы с канбусом и соответствующей настройки, работают только кнопки на руле и реакция подсветки на габариты. Остальные функции, такие как динамические линии, информация об автомобиле и управление кондиционером не работают. Помогите пожалуйста настроить эти функции, буду примногом благодарен.
WhatsApp 8924 344 04 54
Эл.почта [email protected]
Bonjour je possede un outlander 2015 mais dans les paramettre canbus sur le xp y’a plusieurs model 2014 et non 2015 comment mettre a jour pour avoir le model 2015
День добрый меня звать Игорь, у меня Nissan Tiida 2008 года и магнитола teyes cc3, как мне узнать есть ли у меня каншина. Спасибо за ответ.
Читаем drivetrain CAN шину Volkswagen CC
Занимаюсь реверс-инжинирингом CAN шины своего Volkswagen CC. Хочу поделиться некоторыми наработками, так как эта информация разбросана по разныим закоулкам интернета, а то и вовсе не находится. Также спрошу совета, но об этом вконце.
Из общих сведений известно, что в машинах концерна VAG есть три CAN шины: drivetrain, entertainment, comfort. Также в распиновке гейтвея присутствуют extended и instruments cluster (kombi) шины.
Вот сама распиновка:
1 Plus Terminal 15, fuse holder B Fuse 15 and 24 — ro/ws
11 Ground (earth connection 35 in the main strand) — br
5 Komfort-CAN low — or/br
15 Komfort-CAN high — or/gn
6 Antrieb-CAN low — or/br
16 Antrieb-CAN high — or/sw
7 Extended CAN low — gr/rt
17 Extended CAN high — gr/ws
8 Kombi-CAN low — br
18 Kombi-CAN high — ge
10 Infotaiment-CAN low — or/br
20 Infotaiment-CAN high — or/li
*ge = yellow, gr = gray, ro = red, or = orange, br = brown, sw = black, gn = green, li = purple, ws = white
Drivetrain шина работает на скорости 500 кб/с. Entertainment и comfort шины — на 100 кб/с. Если подключаться через диагностический разьем OBD2, у нас не получится слушать траффик шины, а только получать ответы на отосланые запросы.
В моем распоряжении есть контроллер MCP2515, я использовал его в связке с Arduino Nano и подключился к drivetrain шине. Вскоре был разочарован тем, что ардуино очень сильно не хватает скорости для обработки траффика в шине. После замены его на Teensy 3.2 обнаружил по несколько сообщений каждую миллисекунду. Основная цель во всем этом — раскодировать найболее интересные параметры для дальнейшей визуализации.
Вот что мне удалось собрать за несколько «тестдрайвов»:
CAN ID: 0x280, частота 10ms
байт 0: 0/8 — нажато/ненажато сцеплений, 1/9 — аналогично когда заведен двигатель и не нажата педаль газа (комбинация двух бит)
байт 1: крутной момент, формула: байт1*2
байт 2 и 3: RPM — (байт3*256+байт2)/4
байт 5: педаль акселератора, диапазон 0-250
0x320, частота 20ms
байт 3 и 4: скорость, формула: (байт4*256+байт3)/200
байт 5 и 6: скорость с поправкой в плюс пару процентов
0x4A0, частота 10ms — 4 пары байт означают значения скорости с 4 колес, по идее с датчика абс
В общем занятие это интересное, но очень трудоемкое. Я сделал такой визуальный сниффер траффика:
Для каждого сообщения в шине по ID рисую 8 бегающих горизонтальных линий, которые соответствуют данным в 8 байтах. Так намного проще заметить кореляцию значений с тем, что происходит с машиной, чем смотреть на постоянно меняющиеся цифры. Кстати, пришлось уделить время оптимизации прорисовки, в результате frame rate упал с 80мс до 1-2.
Вот теперь сам вопрос — кроме тех параметров, которые мне удалось вычислить, меня интересуют следующие:
— буст турбины или давление
— поворот руля (уже нашел)
— нажатие на педаль тормоза + ручник (уже нашел)
— включеная передача (или как минимум задняя) (уже нашел)
— время с часов
— состояние аварийки, поворотников и других ламп (уже нашел)
Буду очень признателен, если кто-то знает, как считывать эти параметры. Вся эта затея в рамках небольшого «проектика», если все получится, опубликую результат 🙂
UPD: Здесь сводка того, что мне удалось со временем все таки найти
Расшифровка данных в CAN шине
При запуске программы на телефоне появляется окно выбора bluetooth устройства. При нажатии на кнопку «Scan» производится поиск устройств. Зеленым цветом выделяются устройства уже сопряженные с нашим телефоном. У устройств с профилем «SerialPort» появляется иконка последовательного порта — с таким устройством можно соединиться нажав кнопку «Connect».
Функции сопряжения у приложения нет, поэтому соединение устройств необходимо предварительно сделать средствами android/linux.
Qt поддерживает bluetooth стек только начиная с windows 10, поэтому в windows необходимо подключиться к адаптеру средствами ОС и далее открыть последовательный порт связанный с адаптером.
После подключения к устройству появляется окно с несколькими вкладками.
В основной вкладке программы находится таблица с принятыми CAN сообщениями, сгруппированными по CAN ID. В столбцах таблицы расположены: CAN ID, период посылки и 8 байт данных CAN посылки. В строках таблицы находятся последние данные из CAN сообщений с уникальным CAN ID. Синим цветом подсвечиваются изменения в байтах CAN посылки в течении 2 секунд.
При приеме данные сохраняются в памяти, а затем могут быть сохранены в CSV файл, при нажатии кнопки «Save».
В статусной строке отображается режим работы адаптера, версия ПО и скорость в CAN шине.
Во вкладке передачи можно настроить посылку произвольных CAN сообщений в CAN шину.
Данные отправляются с периодом 100мс, тип отправляемых данных зависит от выбранного режима:
— из CSV файла, например это могут быть ранее сохраненные данные.
— произвольная CAN посылка
— obd2 PID запросы
Во вкладке обновления можно произвести обновление прошивки адаптера.
Для обновления прошивки необходимо выполнить определенную последовательность действий:
1) Перегрузить адаптер в режим загрузчика, нажав на кнопку «Reset»
2) Очистить содержимое flash памяти STM32, нажав на кнопку «Erase»
3) Выбрать файл прошивки, нажав на кнопку «Open»
4) Запустить процесс перепрошивки нажав на кнопку «Run»
5) Перегрузить адаптер в режим приложения, нажав на кнопку «Reset»
В окне с отладочными сообщениями отображаются различные отладочные данные от адаптера.
В этой программе можно найти связь данных из CAN посылок с известными параметрами автомобиля: скорость, обороты и т.д. Для этого при сборе данных включаем периодическую отправку OBD2 PID запросов. Тем самым в накопленных данных будут как «сырые» данные от автомобиля, так и ответы на OBD2 PID запросы. С форматом CAN OBD2 PID посылок можно ознакомиться на википедии:Формат OBD2 PID CAN посылок. Если вкратце, то в OBD2 PID CAN ответе 2-й байт это PID, а 3-й и 4-й байт данные.
В программе первым делом необходимо открыть CSV файл с данными, затем включить отображение канала с помощью переключателя «Enable». Затем выбрать поток данных от интересующего нас CAN ID с помощью селектора «Id». С помощью селектора «Type» происходит приведение типов. С помощью селектора «Offset» выбирается нужный байт данных из CAN посылки. С помощью полей «Mul» и «Add» можно сделать дополнительные арифметические преобразования.
И перебирая потоки данных с неизвестными CAN ID находим точное соответствие данных.
Так на изображении ниже:
— на первом канале отображаются обороты двигателя из PID ответов(2-й байт 0xc, 3-й и 4-й байты обороты).
— на втором канале отображаются обороты двигателя из «сырых» данных автомобиля.
— на третьем канале отображается скорость автомобиля из PID ответов(2-й байт 0xd, 3-й байт — скорость).
— на четвертом канале отображается скорость автомобиля из «сырых» данных автомобиля.
С помощью этой программы были найдены следующие параметры для hyundai solaris at 2013.
0x316 — x x low high x x x x — rpm
0x0a0 — x x low high x x x x — rpm
0x440 — x x speed x x x x x — speed
0x0a0 — x x x speed x x x x — speed
0x316 — x x x x x x speed x — speed
0x43f — x sel x x x x x x — selector
0x0a0 — x temp x x x x x x — coliant temp
0x0a1 — x x x x map x x x — map
0x43f — x x x temp x x x x — air temp
0x0a0 — x x x x x tp x x — throttle position
Бортовые системы электроники в современных легковых и грузовых автомобилях обладают огромным количеством дополнительных устройств и исполнительных механизмов. Для того, чтобы обмен информацией между всеми устройствами был максимально эффективен, в автомобиле должна быть надежная коммуникационная сеть. В начале 80-ых годов 20 века компания Bosch и разработчик Intel предложили новый сетевой интерфейс – Controller Area Network, который в народе называется Can-шина.
О принципе работы сетевого интерфейса CAN-шина
Кан-шина в автомобиле предназначена для обеспечения подключения любых электронных устройств, которые способны передавать и получать определенную информацию. Таким образом, данные о техническом состоянии систем и управляющие сигналы проходят по витой паре в цифровом формате. Такая схема позволила снизить негативное влияние внешних электромагнитных полей и существенно увеличить скорость передачи данных по протоколу (правила, по которым блоки управления различными системами способны обмениваться информацией).
Кроме того, диагностика ЭБУ различных систем автомобиля своими руками стала проще. За счет применения подобной системы в составе бортовой сети автомобиля высвободилось определенное количество проводников, которые способны обеспечивать связь по различным протоколам, например, между блоком управления двигателем и диагностическим оборудованием, системой сигнализации. Именно наличие Кан-шины в автомобиле позволяет владельцу своими руками выявлять неисправности контроллеров и ошибки с помощью специального диагностического оборудования.
CAN-шина – это специальная сеть, с помощью которой осуществляется передача и обмен данными между различными узлами управления. Каждый из узлов состоит из микропроцессора (CPU) и CAN-контроллера, с помощью которого реализуется исполняемый протокол и обеспечивается взаимодействие с сетью автомобиля. Шина Кан имеет минимум две пары проводов – CAN_L и CAN_H, по которым и передаются сигналы посредством трансиверов – приемо-передатчиков, способных усиливать сигнал от управляющих устройств сети. Кроме того, трансиверы выполняют и такие функции как:
На сегодняшний день признаны два вида трансиверов – High Speed и Fault Tolerant. Первый тип наиболее распространен и соответствует стандарту (ISO 11898-2), он позволяет передавать данные со скоростью до 1МБ в секунду. Второй тип приемопередатчиков позволяет создать энергосберегающую сеть, со скоростью передачи до 120 Кб/сек, при этом подобные передатчики не имеют чувствительности к каким-либо повреждениям на самой шине.
Особенности работы сети
Следует понимать, что данные по CAN-сети передаются в виде кадров. Наиболее важные из них – это поле идентификатора (Identifire) и система данных (Data). Наиболее часто используемый тип сообщения по Кан-шине – Data Frame. Данный тип передачи данных состоит из так называемого арбитражного поля и определяет приоритетную передачу данных в том случае, если сразу несколько узлов системы передают данные на CAN-шину.
Каждое из подключенных к шине устройств управления имеет свое входное сопротивление, а общая нагрузка рассчитывается из суммы всех подключенных к шине исполняемых блоков. В среднем, входное сопротивление систем управления двигателем, которые подключаются на CAN-шину, составляет 68-70 Ом, а сопротивление информационно-командной системы может составлять до 3-4 ОМ.
Системы управления CAN имеют не только различное нагрузочное сопротивление, но и разную скорость передачи сообщений. Этот факт усложняет обработку однотипных сообщений внутри бортовой сети. Для упрощения диагностики на современных автомобилях используется межсетевой интерфейс (преобразователь сопротивления), который либо выполнен в качестве отдельного управляющего блока, либо встроен в ЭБУ двигателя автомобиля.
Подобный преобразователь также предназначен для ввода или вывода определенной диагностической информации по проводу «К»-линия, который подключается во время диагностики или изменения параметров работы сети либо в диагностический разъем либо непосредственно к преобразователю.
Важно отметить, что определенных стандартов для разъемов сети Can на сегодняшний день не существует. Поэтому каждый из протоколов определяет свой тип разъемов на CAN-шине, в зависимости от нагрузки и других параметров.
Таким образом, при проведении диагностических работ своими руками используется унифицированный разъем типа OBD1 или OBD2, который можно встретить на большинстве современных иномарок и отечественных автомобилей. Однако, некоторые модели автомобилей, например Volkswagen Golf 5V, Audi S4, не имеют межсетевого интерфейса. Кроме того, схема блоков управления и CAN-шины индивидуальна для каждой марки и модели авто. Для того, чтобы провести диагностику CAN-системы своими руками, используется специальная аппаратура, которая состоит из осциллографа, анализатора CAN и цифрового мультиметра.
Работы по выявлению неисправностей начинаются со снятия напряжения сети (снятие минусовой клеммы АКБ). Далее определяется изменение сопротивления между проводами шины. Самыми распространенными видами неисправности Кан-шины в автомобиле является замыкание или обрыв линии, выход из строя резисторов нагрузки и снижение уровня передачи сообщений между элементами сети. В некоторых случаях без применения анализатора Can выявить неисправность не получается.
Основные режимы работы CAN-шины: активный (зажигание включено); спящий (при выключенном зажигании); пробуждение и засыпание (при включении и выключении зажигания). Во время спящего режима ток потребления шины минимальный. Однако при этом по шине (с меньшей частотой) передаются сигналы о состоянии открытия дверей и окон, других систем, связанных с охранными функциями автомобиля.
В большинстве современных диагностических устройств предусмотрен режим диагностирования ошибок по CAN-шине. Технически это организовано непосредственным подключением проводников к диагностическому разъему.
Преимущества и недостатки применения КАН-шины в автомобиле Начать следует с того, что, если бы в 80-х годах прошлого века не был предложен стандарт CAN, его место обязательно занял другой вид взаимодействия систем автомобиля. Можно, конечно, разместить все блоки управления системами автомобиля в едином суперблоке, в котором программно обеспечить взаимодействие разных систем. Такие попытки были у французских производителей. Однако, с увеличением функциональности и производительности значительно увеличивается вероятность отказов. Сбои, например, дворников, могут привести к отказу запуска двигателя. Основные преимущества применения CAN-шины: возможность проведения оперативного контроля и диагностики всех систем автомобиля; объединение потоков информации в едином помехозащищенном канале; универсальность, способствующая унификации процессов диагностирования; возможность подключения охранных систем по CAN-шине (нет необходимости тянуть проводку к каждому элементу контроля). Недостатки CAN-шины: невысокая надежность; повреждение одного из блоков управления может привести к полной неработоспособности CAN-соединения. Устранение неисправностей На приборной панели автомобиля отсутствует индикаторная лампа неисправности CAN. Судить о том, что работоспособность CAN-шины нарушается, можно по косвенным показателям: на приборной панели одновременно загорелись несколько индикаторных ламп неисправностей; пропали показатели температуры охлаждающей жидкости, уровни топлива; загорелся «CHECK ENGINE». Прежде всего, следует выполнить диагностику. Если она покажет на неисправность CAN-шины, следует приступить к устранению проблемы. Последовательность работ: Найти проводники витой пары шины. Часто они имеют черный (высокий уровень) и оранжево-коричневый (низкий) цвета. Проверить при включенном зажигании с помощью мультиметра напряжения на проводниках. Уровни не должны быть равны 0 или более 11 Вольт (обычно около 4,5 Вольта). Выключить зажигание, снять клемму аккумуляторной батареи. Измерить сопротивление между проводниками. Если оно будет стремиться к нулю, значит, в шине присутствует короткое замыкание, если к бесконечности – обрыв. Приступить к поиску обрыва или короткого замыкания. Если есть подозрение на то, что замыкание шины происходит по причине отказа какого-либо блока управления, можно последовательно отключать блоки управления и контролировать сопротивление и работоспособность шины. Неисправность CAN-шины относится к сложным неисправностям электрооборудования автомобиля. Если у автовладельца нет необходимых навыков ремонта электрики, то лучше воспользоваться услугами специалиста.
CAN-шина – это электронное устройство, встроенное в электронную систему автомобиля для контроля технических характеристики и ездовых показателей. Она является обязательным элементом для оснащения автомобиля противоугонной системой, но это лишь малая часть её возможностей.
Источник: lubimauto.ru, voditeliauto.ru.