Бионический рисунок что это
Стиль бионика в интерьере — синтез природы, высоких технологий и искусства
Стиль бионика в интерьере (от греческого βίος — «жизнь», «живущий», «элемент жизни») — современное направление дизайна, для которого характерны одновременное сближение с природой и приверженность высоким технологиям. Бионика в интерьере отражает тенденции последних лет, связанные с экологичностью пространства, гармонизацией всех сфер жизни человека, созданием комфортных условий для творческой деятельности и отдыха. Разнообразный и неповторимый стиль пронизан магией равновесия сложных форм, но отличается визуальной легкостью и простотой, успешно сочетает функциональность технических решений с художественной ценностью и красотой внутреннего простора.
Стиль бионика позволяет придать интерьерам помещений необычный, поистине уникальный вид, в которых гармонично интегрированы образы окружающего мира: крыла бабочки, структуры листа, строения живой клетки. Обладая индивидуальностью и неповторимостью, стиль подходит для неординарных людей: тех, кто в погоне за светом и пространством устал от стандартных, шаблонных решений, кто ценит естественную презентабельность среды обитания и готов к смелым экспериментам.
Основные характеристики и особенности стиля бионика
Стиль бионика в интерьере опирается на концепцию совершенства естественных форм. Его главной особенностью является тесная связь с природой, её строением, структурой, многообразием видов. Но, как было установлено ещё экспрессионистами, прямое копирование природных форм не приносит положительного результата, часто бывает сложным или даже невозможным. Поэтому бионическое проектирование основывается на анализе естественной формы, определении её тектоники и создании символического отображения. Такая трансформация, благодаря современным технологиям, позволяет переносить эстетику природных творений в интерьеры и создавать гармоничные пространства.
Подобно живой природе, не имеющей четких линий, бионика отказалась от разделения пространства на зоны. В идеале все части помещения образуют единое целое, квартира превращается в просторную студию, а загородный дом, как грот или пещера, становится продолжением ландшафта. При необходимости для зонирования используются нестандартные приемы с плавными переходами, создающими иллюзию движения.
К основным характеристикам стиля бионика в интерьере относятся:
История стиля бионика в интерьере
В истории дизайна существует немало примеров обращения к природным формам. Однако понятие бионики как стиля интерьера, отражающего связь с окружающим миром, появилось лишь во второй половине XX века.
Сам термин относится к 1958 году. Американский учёный Джек Стил (Jack Steele) использовал его для обозначения принципа «обучения у природы» посредством исследования живых систем аналитическими методами.
Постепенно бионика стала проникать в различные науки и сформировалась как самостоятельное направление дизайна. Наиболее близкими к ней по внешнему виду стали:
Бионика в интерьере — незаурядный метод проектирования, который отошёл от привычных стандартных решений, позволил создавать современные пространства с функциональной продуманностью, максимальной комфортностью и недосказанной красотой естественных форм, возвёл их на один уровень с художественным и скульптурным искусством.
Бионика в интерьере
Бионика – при этом слове, услышанном или прочитанном, порой вспоминается что угодно, но только не концепции архитектуры и интерьеров! Инновационное термобелье и краска для волос, название клиники, что недавно открыли в центре города; иногда приходят ассоциации космоса и земной природы – зеленые и очень экологические. И это при том, что само понятие бионики практически всем давно понятно и знакомо. (Возможно, причина наших поверхностных ассоциаций — в тонком чутье и прочих талантах маркетологов). Концепция Бионики построена на утверждении, что естественность форм, линий, оттенков здоровой природной среды, которая нас окружает – самая прекрасная из возможных гармоний. Изначальное совершенство природы человек понимает душой, но вот сознанием принимает не всегда – иначе бы все мы давно жили в бионических домах, интерьерах и стилях, и удивлялись: как можно предпочитать хай тек или лофт природной гармоничности бионического интерьера.
Стиль бионика
Стиль бионика можно назвать новым стилем и в плане архитектуры, и в интерьерных дизайнах. Идею бионического стиля можно представить как подтверждение (или реализацию) тесной связи природы и развития человека: новейших открытий науки, инноваций технологий и перемен во взглядах на мир и ОС. Одновременно меняются концепции правильного быта и жилища, растет тревога от загрязнения (убийства) матери-природы – и, с другой стороны, стремительно совершенствуются технологии строительства, применяются все более удивительные стройматериалы для несущих конструкций и отделок дома. Причем многие эти материалы – очень древние и забытые, рождают сегодня новый интерес (земляные и глиносоломенные дома, камышовые кровли, живой мох в отделке как средство улучшить микроклимат помещения и много других, еще более неожиданных). С третьей стороны – продолжается процесс урбанизации: люди упорно не хотят жить в чистом воздухе тайги и степей и по-прежнему стремятся в мегаполисы. Все эти и многие другие факторы обусловили появление нового взгляда на обустройство человеческого жилья. Бионика как интерьерный стиль вовсе не новшество: первые дома и их внутренние убранства в бионическом стиле появились уже в 20-е годы прошлого века, родина бионики как стиля — Европа. В 70-е годы 20 века бионика была признана самостоятельным и самоценным стилем.
Бионика в интерьере
Бионические интерьеры считаются очень прогрессивными, и вместе с тем естественными, близкими к природе. Так же как и эко-стиль и некоторые направления минимализма, бионика в интерьере является результатом стремления создать чистый, здоровый быт, слиться с природой в гармонии. Но в бионических интерьерах еще и очень много форм, декоров, мотивов, имитирующих природные объекты: геологические образования и растительность, морскую и воздушную среду. В интерьеры привносятся и глобальные композиции (часто напоминающие не земную привычную природу, а нечто фантастически-космическое), и мотивы, маленькие украшения во всевозможных обликах и оттенках живой материи. Общее впечатление от бионических интерьеров – позитив, естественная красота и мягкий футуризм: домашняя, прирученная фантастика.
Бионика в интерьере квартиры
Бионические дизайны в квартирах чаще всего очень светлые, в нейтральных естественных оттенках. Студия с роскошно освещенными панорамными окнами может дать возможность и более яркого, контрастного решения, но небольшая комната с одним окном, да еще направленным на Север (Запад) не позволяет сильных контрастов и ночных, затемненных природных оттенков. Еще несколько черт бионического стиля, часто встречающихся в квартирных интерьерах:
Материалы и отделки
Ошибкой было бы предполагать, что бионический интерьер создается исключительно из природной древесины, камня, растительных материалов. Для реализации сложных форм и концептов применяется и стекло («умные» смарт-композиты), и традиционные панели МДФ, и гипсокартон, и полимеры с наполнителями: древесно-полимерные композиты, жидкие обои, искусственная облицовка по типу «гибкого камня». Органично сочетаются с бионическим пространством и чисто природные материалы – металлы, натуральный лен, шерсть и хлопок, керамика и камень. Натуральная кожа в контексте защиты природы – негатив, и интерьер с подобным декором может вызывать отторжение, а вот забавные, утрированные иллюзии под кожу крокодила, тигровый мех и проч. могут оказаться вполне уместными в бионическом оформлении. Текстуры отделок – различные и часто сочетаются: зеркальная, глянцевая, матовая и полупрозрачная поверхность одинаково приемлема.
Мебель для бионического интерьера
Довольно сложный вопрос – мебель для подобного интерьера. Мебельные стандарты не подходят – они не впишутся в стиль; здесь требуется индивидуальный дизайн и продвинутые технологии для его реализации. Обтекаемую, эргономичную и практичную мебель обычно заказывают, при наличии базовых знаний мебельного дизайна можно сделать свой эскиз. Кроме высокой функциональности, мебель в стиле бионика экологична, дает роскошные тактильные ощущения и фантастически красива.
Свет и светильники
Как можно больше естественного света – основное правило; как и все эко-интерьеры, бионический интерьер требует очень много света, ведь именно световые потоки делают интересными объемы и текстуры, дают тени и динамику, акцентируют атмосферность и характер бионического интерьера. Метод освещения – как можно больше света из окон; очень часто полная отмена оконного текстиля, и побольше светильников разных типов – светодиодных, неоновых, точечных, ленточных и структурных.
Архитектурная бионика
Все более привычным для слуха становится слово «био-тек», это сокращение от сочетания «архитектурно-строительная бионика». И в жилых, и в общественных зданиях бионические дизайны на сегодня одни из самых современных, эргономичных и эстетичных. Бионика в архитектурном выражении заставляет вспомнить о том, что является наукой – прикладной дисциплиной по изучению и применению в технике живых природных структур, а в перспективе – структур с сохранением живых функций. Бионика как наука подтвердила, что почти все гениальные изобретения человечества давным-давно «запатентованы» самой природой; и задача человека – не «взять их у нее» и не придумать велосипед, а попытаться применить изначально существующие природные чудеса и в своем быту, и в промышленности.
Спальня в бионическом стиле
Спальня невозможна без мягкого текстиля и соответствующего декора. А зачастую и без портьер на окнах, хотя в бионическом концепте это ненужный барьер для солнечных лучей. Уместны будут римские шторы и гладкий блек аут в нейтральных светлых оттенках. декор бионической спальни может быть сколько угодно креативным и живым – зелень и комнатные растения в любых, от классических до фантазийных, емкостях; необычные статуэтки и вазы, сувенирный эксклюзив – все это может и оживить интерьер, и сделать его уникальным.
Ванная в бионическом стиле
Плавные, гибкие линии и формы; цвета зелени, воды, белая гамма, но главное – сантехника самого высшего качества и тонкого стиля. Подвесные инсталляции сами по себе требуют качественного монтажа и материалов, важным аспектом будет и соблюдение экологических требований. Для бионического стиля любого помещения характерны арки, своды и эффекты цельного, слитного пространства, в котором все элементы не существуют отдельно, а перетекают друг в друга.
Природная романтика – уместна в бионическом интерьера, а в ванной очень хороши украшения из моря – раковины и кораллы, галечные ковры и цветные матовые стекла в качестве декора – в окнах и дверных полотнах.
Бионический дизайн — решение трудных технических задач с помощью природы
Бионика, и вытекающий из нее бионический дизайн (или бионический метод проектирования) представляет собой единство технологий и природы, сочетая в себе функциональность и эстетику. Природа является главным источником вдохновения, ее механизмы отлаживались на протяжении десятков тысяч лет. Именно поэтому к ней обращаются за подсказкой при решении трудных технических задач. Проще говоря, наблюдение за живыми организмами, изучение их структуры и строения, позволяют по крупицам собрать информацию, а бионика – применить эту информацию в технике и инженерии.
Бионический метод проектирования набирает в последнее время все большую популярность, и дело не только в эстетической составляющей. Любое изделие, созданное с применением этого метода, сочетает в себе следующие качества:
За счет грамотного проектирования деталей с полыми участками, удается экономить значительное количество материала, что, однако, не влияет на гибкость и прочность детали. Это несомненное преимущество в современном стремлении к сохранению функциональности без угрозы окружающей среде. Бионический дизайн находит самое разное применение. С его помощью реализуются комплексные сложные проекты в различных отраслях: биоинженерии, аэронавтике, космонавтике, архитектуре, протезировании и т.д.
Однако для бионического метода проектирования не так много путей реализации. Стандартное ручное выпиливание сложных деталей мастером слишком неточно. Именно здесь и приходит на помощь 3D-печать, которая без проблем справляется даже с самой ювелирной работой.
Многие крупные компании, занимающиеся 3D-печатью или применяющие ее для реализации своих разработок давно взяли бионический дизайн на вооружение и все чаще к нему прибегают, разрабатывая свои продукты. Например, Airbus Group (крупнейшая европейская корпорация аэрокосмическое промышленности) уделяет огромное внимание разработке мелких составляющих (деталей), которые, в свою очередь, хоть и кажутся малозначимыми, играют большую роль в общем проекте. Каждый кронштейн (см. фото далее), созданный с помощью бионического метода проектирования, теряет в весе на 30% (что суммарно позволяет экономить значительные средства):
Дизайн этих деталей был разработан на основе листьев водяных лилий и их полых ребер, позволяющих им оставаться наплаву несмотря на свой немалый вес (Виктория амазонская, к примеру, может выдержать вес до 50 кг):
APWorks (дочерняя компания Aibus Group) представила свою разработку, выполненную с помощью бионического метода проектирования. Идея состояла в создании более легкого «экзоскелета» мотоцикла, который позволяет существенно сократить вес конструкции (до 6 кг), на 30% меньше своего предыдущего аналога:
При создании важно было сохранить жесткость конструкции, значительно уменьшив вес. Каждая деталь конструкции состоит из тысяч тонких слоев (толщиной около 60 микрон). Вес был уменьшен в том числе и за счет материала – был использован коррозиеустойчивый алюминий (в виде крошки), который по прочности сравним с титаном.
Более масштабным проектом Airbus Group, возвращаясь к ее привычной сфере деятельности, является представленный в начале года проект перегородки между кабиной пилота и остальной частью самолета, разработанный с помощью бионического метода проектирования и напечатанный на 3D-принтере. Выглядит это так:
Цель разработки проста и, при этом, необычайно полезна. Бионический дизайн позволяет уменьшить вес конструкции на 45% (а это около 30 кг) по сравнению с ее предыдущим аналогом. Минимизация веса, в свою очередь, позволяет экономить значительное количество топлива. Даже такое, на первый взгляд, небольшое уменьшение веса позволяет сократить выброс углекислого газа на 450,000 тонн в год. Помимо сокращения вреда для окружающей среды, такая разработка экономит значительные средства компании.
Однако не только Airbus Group взяла на вооружение бионический метод проектирования. Toyota Motor Corporation представила прототип облегченного автомобильного сидения:
Для реализации этого проекта применялась особая система топологической оптимизации. С помощью присвоения материалу плотности в определенных местах, изделие было разделено на высоко- и низкоплотные участки. Низкоплотные участки увеличили комфортность для потребителя, позволяя высокой температуре автомобильного сидения рассеиваться.
Преимущество разработки состоит в уменьшении объема на 75%, и, соответственно, веса (в данном случае с 25 до 7 кг). Кроме того, она позволила уменьшить теплоемкость с 35,6 до 14,5 дж/К.
В след за передовыми компаниями, активно применяющими на практике бионический метод проектирования, мы поставили себе цель обуздать эти технологии и сделать их доступными нашим клиентам. Мы разработали анатомический протез, идеально повторяющий контуры предплечья:
Бионический дизайн в данном случае позволяет сделать протез более гибким. Кроме того, форма отверстий не имеет большого значения, поскольку нагрузка на эту часть протеза минимальна, что позволяет клиенту предложить свой вариант, или выбрать из уже существующих, в связи с чем удается сделать протез не только функциональным, но и эстетичным.
По мнению эксперта Алексея Боровкова (кандидат технических наук, доцент, проректор по перспективным проектам, профессор кафедры «Механика и процессы управления» СПбПУ), особый интерес к бионическому дизайну в последние два года связан в первую очередь с тем, что мы наблюдаем конвергенцию двух трендов.
«С одной стороны, идет математическое моделирование и проектирование на основе математического моделирования, суперкомпьютерные технологии, технологии оптимизации. То есть мы наблюдаем совершенствование математических, вычислительных и инженерных наук, их стремительное развитие. С другой стороны, идет стремительное развитие аддитивных технологий, аддитивного производства. И вот на объединении, конвергенции двух этих трендов возникает синергетический эффект, когда мы можем создавать принципиально новые конструкции, и опять-таки важно подчеркнуть: это не просто новые конструкции, а это глобально конкурентоспособная продукция — конструкции, машины, различные элементы, детали нового поколения. Причем можно смело сказать: это будут конструкции столь же совершенные, что мы видим в живой природе, доходившей до этих конструкций сотнями тысяч лет эволюции», — говорит Алексей Боровков.