урок что такое проектная деятельность
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ
Аннотация: в статье рассматривается вопрос организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе. Определено позитивное влияние исследовательской деятельности на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей.
В условиях внедрения ФГОС второго поколения на современном этапе развития информационного общества ценность знания самого по себе как цели образования утрачена. Знание становится не целью, а средством осуществления деятельности или освоения ее новых видов. Сегодня уделяется особое внимание компетентностному подходу в образовании.
Образование для устойчивого развития – это изменение подхода к самой сути образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.
И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.
Проектная деятельность может научить детей умению:
‒ увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
‒ поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;
‒ оценить имеющиеся ресурсы, распределить их;
‒ добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
‒ планировать свою работу;
‒ выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
‒ увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Кроме того, проектная деятельность способствует :
‒ развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции;
‒ развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;
‒ решению профориентационных задач.
Мы работаем в обычной общеобразовательной городской и сельской школах. По федеральному базовому учебному плану в таких школах предметы преподаются в 5–11 классах. Не можем сказать, что работаем по методу проектов, мы лишь используем элементы проектной деятельности.
По информатике определены темы в каждом классе, благодатные для проектной деятельности.
1. Выживание при вынужденной автономии в условиях нашей природной полосы.
2. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера.
3. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
4. Типичные криминогенные ситуации и правила поведения в них.
5. Правила безопасного поведения в жилище и меры профилактики бытовых травм.
6. Юридическая ответственность подростков [3].
Работая над проектом, выделяем следующие этапы деятельности: 1. Постановка проблемы (ситуации). 2. Планирование деятельности. 3. Поиск информации. 4. Оформление проекта. 5. Защита проекта.
Наша школа имеет определенные успехи в проектной деятельности. Проекты, побеждающие на региональном и межрегиональном уровне – результат кропотливого труда на протяжении длительного времени. Это персональные проекты учащихся, успешных в той или иной области.
Персональный проект – это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.
Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами.
Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
Проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Она далека от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Но она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.
Школа будущего – школа проектов!?
1. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся // Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников: материалы Городской научно-практической конференции. – М., 2004. – 126 с.
2. Информатика. 9–11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-составитель Э.С. Ларина. – Вологоград: Учитель, 2009. – 155 с.
Конспект урока «Понятие «проект». Теоретические основы проектирования. Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов» в 10 классе
Конспект урока «Понятие «проект». Теоретические основы проектирования. Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов» в 10 классе
Здравствуйте! Ребята, перед вами набор карточек. Предлагаю разделиться на 2 группы. Ваша задача составить из букв слова и постараться дать определение получившимся терминам.
Следующее задание: напомните, какой раздел русского языка занимается изучением однокоренных слов?
Предлагаю к получившимся словам подобрать как можно больше однокоренных слов.
Подберите термины к определениям.
Мотивация: Качество подготовки специалиста включает два ключевых понятия: квалификация и компетентность.
Квалифицированный специалист – это лицо, прошедшее профессиональное обучение, опыт и знания которого позволяют ему выполнить работу.
Профессионально компетентным может быть лишь тот специалист, который способен воспроизводить полученные знания на уровне творчества, способен проектировать объекты своей профессиональной деятельности .
Пример 1. После смерти египетского фараона Хеопса, он
был похоронен в построенной при его жизни и по его приказу
пирамиде, которую сегодня называют Великой. Это единствен-
ное из “семи чудес света”, сохранившееся до наших дней. Пи-
рамида Хеопса строилась в течение 20 лет. Более трёх тысяч
лет (до постройки кафедрального собора в английском городе
Линкольне) она была самым высоким сооружением на Земле.
Ее высота равнялась около 146 метрам. Каждая из четырех бо-
ковых граней у основания была длинной в 230 метров. Пира-
мида построена из 2,5 миллионов каменных блоков, средняя
масса которых 2,5 тонны. В ходе изучения пирамиды внутри
нее обнаружены: грот, Большая галерея, Палаты Фараона, вен-
тиляционные каналы. Пирамида Хеопса – грандиозное соору-
жение даже по современным меркам.
В современном мире создают проекты самых разных изделий,
сооружений: самолетов, автомобилей, кораблей, станков, приборов,
гидростанций, аэропортов, каналов. Однако значение термина “про-
ект” сегодня понимается шире. Оно включает в себя не только образ
желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, все
стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в
Постройка Великой пирамиды, запуск первого спутника земли, запуск человека в космос – это примеры успешно реализованных крупномасштабных проектов. Сегодня в разных сферах деятельности создаются и реализуются проекты разных масштабов: от таких, в которых участвуют небольшие группы людей, до проектов, число участников которых достигает нескольких сотен т и даже тысяч.
Проект (от лат. projectus) — замысел, идея, образ, намерение, обоснования, план.
Проект – это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги).
Проект – это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.
Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но, в тоже время, определенного результата.
ПРОЕКТ – это пять П:
Проектирование как особый вид инженерной деятельности сформировалось в начале ХХ столетия. Тогда под проектированием понимали процесс перевода изображения трехмерного объекта в плоскостное – двумерное. С усложнением объектов проектирования проектная деятельность стала включать предварительные исследования объекта проектирования с помощью естественных и технических наук и научно-технические расчеты его основных параметров.
Во второй половине ХХ века изменяется:
В настоящее время сфера приложения системного проектирования расширяется: оно включает в себя не только промышленное производство, но и сферы обслуживания, потребления, обучения, управления и т. д. Формируется новый вид проектной деятельности, который выходит за рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.
Главным компонентом проектной деятельности является интеллектуальный поиск и решение поставленной задачи – то, что изменяет мир.
Сегодня любое инженерно-проектировочное воздействие на окружающую действительность имеет фатальные и далеко идущие последствия для общества, поэтому огромное значение приобретает проектная культура.
Проектная культура – это знания, умения и готовность самостоятельно определять потребности и возможности деятельности при выполнении проекта, сбора, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижение различных идей выполнения проекта и выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.
Формирование проектной культуры возможно при соблюдении соответствующих нормативов, правил, технологий проведения всех этапов проектирования.
В настоящее время в учебном плане подготовки специалистов имеется ряд дисциплин, обладающих определенными возможностями в формировании проектной культуры. Так, законы строения и развития техники, ее компоненты, совместимость, задачи проектирования рассматривают дисциплины «Введение в специальность», «История и философия науки и техники», «Вычислительная техника»; поиск, систематизацию и использование проектной информации – дисциплины «Инженерная графика», «Компьютерная графика»; творчество в технических разработках, методы решения изобретательских задач, патентная документация являются предметом изучения дисциплин «Основы научно-технического творчества», «Патентоведение» и др.. Сегодня большое влияние на развитие проектирования оказывает развитие разного рода информационных технологий и срастание проектных процедур с методами компьютерного программирования, поэтому изучение дисциплин «Информационные технологии», «Информатика и ИКТ» также способствуют формированию проектной культуры будущего специалиста.
Мотивация: приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с их типологией (типами проектов).
Это необходимо для того, чтобы ответить на три вопроса:
Какой результат (продукт) вы хотите получить?
Что Вы планируете для этого сделать?
Как Вы это будете делать?
Типология проектов по:
индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
от проекта-урока до многолетнего проекта.
длительности (продолжительности) проекта:
монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
ВИДЕО «Типология проектов»
Каждый проект предполагает деятельность людей, в результате которой происходят какие-то изменения. Содержание проекта и проектной деятельности существенно зависят от того, на изменения в каких областях он ориентирован. Проекты, ориентированные на изменения в технической сфере путем создания и производства новых видов техники, образуют группу технических проектов. Другие проекты имеют целями изменения в социальной сфере путем создания новых политический партий, новых общественных
движений, модернизации деятельности существующих организаций и т.п. Это – социальные проекты.
Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:
По доминирующей в проекте деятельности (исследовательская, поисковая, творческая, прикладная и пр.)
1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом) такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;
Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме.
Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать альманахи, газеты, видеофильмы, сценарии праздников и т.п.
Развивает творческие способности, позволяет проявить себя в учебной деятельности, создавая произведения любого жанра. Такой проект способен кардинальным образом изменить представление окружающих о его авторе, поднять его статус и повысить самооценку.
— Введение (обоснование актуальности проблемы, выдвижение гипотезы, определение объекта и предмета)
— Основная часть: 1-2 главы (анализ источников по теории вопроса, описание исследования)
— Заключение (анализ, обобщение результатов).
Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Способствует развитию аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации
6. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе и пр.).
В работе над проектом тебе будет помогать Руководитель проекта, с которым ты будешь встречаться, и который будет следить за тем, чтобы работа выполнялась в соответствии со сроками, установленными школой. Руководитель не обязательно должен быть экспертом в избранной тобой области, но он сможет направлять твою работу и помогать тебе, если понадобится.
Примеры продуктов проектной работы:
Конспект урока «Проектная деятельность. Этапы выполнения проекта»
Дата: ____________ Класс: _____________ Предмет : № урока _______
Тема : Проектная деятельность. Этапы выполнения проекта
— Сформировать знания о проектной деятельности, этапах выполнения проектов.
— закрепить знания о технике изготовления изделия.
— развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инструментов для работы; развивать познавательные способности, умение рассуждать и защищать проект.
— воспитание эстетического вкуса, осознание учащимися возможностей применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.
Тип урока : комбинированный.
МТО урока : рабочая тетрадь, образцы проектов.
1. Организационный момент.
1.1.Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию. Организация рабочего места.
1.2. Инструктаж по ОТ при работе в мастерской.
1.3.Включение всех учащихся в деловой ритм.
— Какие темы мы прошли в этом учебном году?
— Что вам больше всего понравилось выполнять на уроках технологии?
3. Объяснение новой темы.
Существует множество определений слову «проект».
Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные.
По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняться на материале конкретного предмета) и межпредметные.
По продолжительности выполнения проекты бывают мини-проекты(1 урок) краткосрочными (2-4 урока), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными (четвертные и годичные).
Так же проекты могут быть индивидуальные и групповые.
При работе над проектом можно выделить основные 4 этапа.
Т. О. Чтобы выполнить и защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках технологии, также называются творческими.
2- поиск информации
Этапы работ над проектом
1. Актуальность проблемы. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать.
Создается банк идей и предложений. (На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу).
2.Исследование. Вариант проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технологическая карта изготовления проекта, подбираются инструменты, материалы. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе. Учащиеся анализируют продемонстрированные готовые проекты, составляют перечень критериев, которым должно удовлетворять будущее изделие.
3.Обоснование выбора темы проекта, выработка и отбор идей. Учащиеся вместе с учителем обсуждают поставленные вопросы. Отбирают необходимую информацию для своего проекта.
4.Результаты и выводы: Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы будущих проектов, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют выводы. (Вся работа ведется под наблюдением учителя.)
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается культура народа Казахстана
Ш. Практическая работа — запись в тетради основных этапов выполнения творческих проектов по темам:
Вводный инструктаж: организовать учащихся на выполнение задания.
— проверить организацию рабочих мест;
— проверить правильность выполнения трудовых приемов;
— выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученицам.
VI. Заключительный инструктаж:
подведение итогов занятия;
анализ характерных ошибок и причин;
сообщение оценки работы учащихся.
Домашнее задание : продумать тему проекта, составить банк идей
Уборка рабочих мест.
Этапы выполнения творческого проекта.
Этапы выполнения
учебного проекта
1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта, актуальность и необходимость проекта), её обсуждение и анализ.
2. Требования, ограничения, условия, необходимые для выполнения проекта. Конкретизация задачи.
3. Сбор информации, подбор специальной литературы по теме проекта.
4. Поиск оптимального решения задачи (рассмотрение различных идей и вариантов).
5. Выбор лучшего варианта на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и др.
6. Составление плана практической реализации проекта (технология изготовления изделия), подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования.
7. Изготовление изделия с текущим контролем качества (по необходимости внесение в конструкцию и технологию).
8. Оценка качества выполнения проекта.
9. Анализ результатов выполненного проекта (достоинства и недостатки проекта).
10. Оформление проекта (подготовка документации: чертежи, рисунки, технологические карты; расчет себестоимости изделия, экологическая экспертиза).
11. Защита проекта (доклад и демонстрация, ответы на вопросы).
Лист контроля проекта
Знаете ли Вы, когда Ваш проект будет завершён?
Знаете ли Вы, в какое время будете выполнять тот или иной этап?
Имеете ли Вы папку, в которой собраны Ваши работы?
Определили Вы параметры реализуемого изделия?
Регулярно ли Вы работаете над проектом во внеурочное время?
Достаточно ли Вы исследовали проблему. Хватает ли информации?
Будет ли предполагаемое решение удовлетворять требованиям проекта?
Все материалы и компоненты имеются в наличии или легкодоступны?
Насколько Вы продвинулись в реализации своего проекта за последний урок?
Чего хотите достичь в ходе следующего занятия?
Самоанализ открытого занятия по технологии в 8 классе
Тема занятия: Этапы выполнения творческого проекта
1. Образовательные цели:
— познакомить учащихся с этапами выполнения творческого проекта;
— способствовать запоминанию основной терминологии, применяемой при разработке проекта по теме «Интерьер жилой комнаты».
2. Развивающие цели:
— способствовать развитию речи учащихся;
— способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, исследовать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблемы);
— способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы учащихся (ориентировки в пространстве, тонкости различения цвета, света, формы, овладение моторики мелких мышц рук);
— способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
— способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Воспитательные цели:
— способствовать формированию и развитию эстетических качеств личности
— способствовать воспитанию культуры взаимоотношений в коллективной работе и чувство ответственности перед командой.
Каждая группа выполняла одинаковую работу, но разную по тематике.
Группы распределены по симпатиям. Распределены обязанности в группе: ответственный за выполнение самого проекта, за защиту проекта, за оформление проекта. Групповая форма позволила мне сократить время на выполнение практической работы, а девушки учились работать в команде, при этом повышался интерес и внимание к выступающим по защите проекта, что способствовало объективному оцениванию выполненной работы.
На занятии использовался алгоритм защиты проекта, инструкция по выполнению практической работы. Учащиеся были ознакомлены с критериями оценок по ходу выполнению проекта.
Что мне удалось достичь?
Ученицы успешно усвоили этапы выполнения творческого проекта и закрепили полученные знания на практике.
Воспитанницы овладели терминологией проектной деятельности.
Группы работали в дружеской атмосфере, наблюдалась взаимопомощь.
Проект выполнен. Оценки озвучены.
Восьмиклассницы в душе ещё дети, хотя они стараются выглядеть старше. Сегодняшняя практическая работа вернула их в мир детства (поиграли в домики), но и заставила обратить внимание на проблемы взрослых людей, готовила их к взрослой жизни. Надеюсь, что полученные сегодня на уроке знания восьмиклассницы будут использовать в дальнейшем.
Выделить текст Код для сайта
если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском