умение разбить материал на составляющие так чтобы ясно выступала его структура
Умение разбить материал на составляющие так чтобы ясно выступала его структура
346. Умение разбить материал на составляющие, чтобы ясно выступала его структура, относится к такой категории учебных целей, как:
• анализ
347. Умения: анализировать деятельность коллег; воспринимать новшества в методике преподавания и внедрять их на занятиях — относятся к группе умений:
• гностических (познавательных)
348. Умения: отбирать и дозировать необходимый для занятия учебный материал; анализировать и критически оценивать материал учебников и учебных пособий; учитывать при планировании психологические закономерности усвоения предмета; анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение; делать логические переходы в этапах занятия, в этапах работы над темой и т.д. — относятся к группе умений:
• проектировочных
349. Умения: подбирать приемы и способы обучения (упражнения, задания), адекватные поставленной цели; использовать приемы работы, учебный материал и т.д. соответственно индивидуальности школьника; подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий обучения — относятся к группе умений:
• адаптационных
350. Умения: развивать личность школьника с учетом возможностей предмета, понять состояние ученика, проникнуть в его внутренний мир, адекватно оценивать знания, умения и навыки ученика — относятся к группе умений:
• перцептивных
351. Умения: рационально сочетать индивидуальную, парную и коллективную работу; быстро распределять задания в группе (с учетом условий, индивидуальных особенностей школьников); корректно предъявлять требования — относятся к группе умений:
• организационных
352. Умения: устанавливать доверительную, рабочую атмосферу; настроиться и настроить школьников на занятие соответственно его цели, содержанию и характеру — относятся к группе умений:
• коммуникативных
353. Уровень подготовки специалиста, позволяющий ему выполнять свои профессиональные функции, называется:
• квалификацией педагога
354. Уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение школьника, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль, соответствует такой категории учебных целей, как:
• распространение ценностной ориентации на деятельность
355. Урок-лекцию или урок-консультацию учитель проводит только по запросу учеников в технологии:
• «Мастерская знаний»
357. Усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формирование системы ценностных ориентаций школьников происходит на уроке:
• усвоения нового материала
359. Условия, влияющие на развитие человека в обществе, принято называть:
• факторами социализации
360. Установление педагогически целесообразных отношений педагога с обучаемыми, другими педагогами, представителями общественности, родителями называется:
• коммуникативным компонентом педагогической деятельности
Проектирование учебных заданийп по таксономии Блума
Тема. Проектирование учебных заданий по таксономии Блума
Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).
Понятие «таксономия» было предложено швейцарским ботаником О. Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений.
Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:
— знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);
— понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
— анализ (взаимосвязей, принципов построения);
— синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
— оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев)
Одной из наиболее популярных является разработка известного чешского ученого Даны Толлингеровой, которая, опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения.
Полнота и детальная разработанность таксономии учебных задач, а также то обстоятельство, что задания в ней упорядочены по когнитивной сложности и сопоставлены с количественным показателем (тип задач), позволяет использовать эту таксономию не только как оценочную шкалу, но и для разработки алгоритма учебных действий.
ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО Д. ТОЛЛИНГЕРОВОЙ
1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:
2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными.
3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными
4. Задачи, требующие сообщения данных:
5. Задачи, требующие творческого мышления.
Дидактическая ценность системы учебных задач, по мнению Д.Толлингеровой, связана с выполнением поставленной педагогической цели:
По мнению Д.Толлингеровой, главная задача учителя – научиться составлять учебные задачи так, чтобы их операционная структура соответствовала преследуемым педагогическим целям и учебному материалу:
Уровни усвоения учебного материала
Алгоритмический (решение типовых задач)
Эвристический (выбор действия)
Творческий (поиск действия)
Автором одной из первых схемы педагогических целей был американский учёный Б. Блум. Им выпущена в свет первая часть «Таксономии» (1956 г.). В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области). Первая часть описывает цели познавательной (когнитивной) области. Сначала охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.
1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.
2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.
3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.
М. В. Кларин приводит далее основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии, охватывающих когнитивные и аффективные цели.
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных факто до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений. Ученик:
знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;
знает конкретные факты;
знает методы и процедуры;
знает основные понятия;
знает правила и принципы.
Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы – в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик:
понимает факты, правила и принципы;
интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
преобразует словесный материал в математические выражения;
предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик:
использует понятия и принципы в новых ситуациях;
применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик:
выделяет скрытые (неявные) предположения;
видит ошибки и упущения в логике рассуждений;
проводит разграничения между фактами и следствиями;
оценивает значимость данных.
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.
Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик:
пишет небольшое творческое сочинение;
предлагает план проведения эксперимента;
использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.
Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Ученик:
оценивает логику построения материала в виде письменного текста;
оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;
оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.
Искусство задавания вопросов является очень важным:
* Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы
* Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы
* Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения
1. Подготовьте презентацию города Павлодара в разные исторические периоды.
2. Напишите от лица жителя Павлодарского Приртышья рассказ о событиях, связанных с основанием форпост Коряковский и первыми годами его существования.
В. Покажите, какие изменения произошли в нашем обществе (заполните таблицу).
Культура и ценности
С. Сравните условия жизни советского и современного поколения. Оцените условий жизни и ценностей жизни.
Д. Определите, какие изменения произошли в тех местах, которые изображены на фотографиях.
Е. Докажите, что жизнь и условия, в современном Павлодаре, гораздо лучше, перспективней, чем в прошлом столетий. Аргументируйте свой ответ.
Наклеить две фотографии: прошлого и современного города.
Знание: Когда началась Вторая Мировая война?
— Что такое План Барбаросса?
3. Применение: Почему был разрушенн план «Молниеносной войны»?
4. Анализ: Что является следствием Второй Мировой войны?
5. Синтез: Напишите эссе о героях-казахстанцах.
6.Оценка: Как вы оцениваете характер войны? Что вы можете сказать о целях стран, участвовавших в войне?
«Применение таксономии Б.Блума при работе с текстом»
«Применение таксономии Б.Блума при работе с текстом»
Во ФГОСах второго поколения работе с текстом отводится особое место. При работе с текстом обучающиеся затрудняются сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. В решении этой проблемы учителю может помочь таксономия Б.Блума.
Таксономия нужна, чтобы:
1. правильно ставить цели в обучении;
2. правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;
3. правильно подбирать адекватные оценочные инструменты;
4. правильно проводить рефлексию по результатам обучения.
Таксономия Блума определяет способы классификации заданий, начиная от знания, понимания и применения к анализу, синтезу и оценке. Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти сферы можно приблизительно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю» соответственно. Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере. Цель таксономии Блума — мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения.
Уровни учебных целей
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.
— воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.
— объясняет факты, правила, принципы;
— преобразует словесный материал в математические выражения;
— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.
— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
— использует понятия и принципы в новых ситуациях.
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура
— вычленяет части целого;
— выявляет взаимосвязи между ними;
— определяет принципы организации целого;
— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
— проводит различие между фактами и следствиями;
— оценивает значимость данных.
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.
— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
— предлагает план проведения эксперимента или других действий;
— составляет схемы задачи.
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.
— оценивает логику построения письменного текста;
— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.
Уважаемые коллеги! Сейчас мы представим вашему вниманию работу с текстом по пирамиде Б.Блума на примере хорошо известного вам стихотворения А.Барто «Зайку бросила хозяйка…»
Звучит музыка. Фортепиано
На сцену входит Е. А. с зонтиком и зайцем в руках.
На сцене её ученики.
Е. А.: Извините, ребята, я сегодня задержалась.
Дети: А что случилось, Евгения Александровна?
Е. А. : Вышла из дома, иду по парку, а на скамейке этот заяц. Прошла было мимо. А потом решила вернуться.
Дети: Прямо как в детском стихотворении.
Е. А.: В стихотворении? Каком? Ну конечно, Барто. Зайку бросила хозяйка.
На экране появляются строчки (слайд №1)
Е. А.: Послушайте, ребята, сегодня мы поговорим с вами о зайке. Нам кажется, что это стихотворение простое, всего 4 строчки.
Надо внимательно перечитать текст, он не так прост, каким кажется на первый взгляд. Выберите из текста слова, которые, по вашему мнению, завязывают сюжет произведения?
Дети: Зайка, бросила, со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок
— Так мы называем совсем маленьких
— Любимого человека так называем
— Хозяйка тоже когда-то любила зайку
Е. А.: Почему действие происходит в дождливую погоду?
Дети: От дождя холодно, неуютно. Так лучше представить то, что чувствует зайка?
Е. А.: Для автора он живое беспомощное существо. А как вы понимаете «до ниточки»?
Дети:- Он совсем замёрз и промок до самого сердца
— Ему больно до глубины души
– здесь автор подразумевает «до ниточки промок» – промок от слез, от обиды, от страха, от одиночества….
Е. А.: Назовите действующих лиц этой трагедии.
— Благодаря кому мы узнали об этой истории? вымышленный герой, прохожий, который не смог оставить в беде Зайку
Е. А.: – Предлагаю, вам ребята, выполнить задание: выскажите свое отношение к происходящему в образе главных героев, дайте оценку, дополнив данное стихотворение…
Выходим чуть ближе, становимся друг за другом и поем)
Надоел мне старый зайка,
Куплен мне красивый дог.
Зайку бросила хозяйка.
Промочить пришлось мне зайку,
Обогнуть его не смог,
Он до ниточки промок.
Но догнал я и хозяйку
Окатил ее за Зайку
Как так можно поступать?
Зайку можно ли бросать?
А Зайку бросила его хозяйка.
И мне согреть хотелось очень зайку.
А я всего лишь безмолвная скамья,
А Зайке так нужна всегда семья!
Зайку бросила хозяйка.
Под дождём остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Накормлю я кашей сладкой
Уложу его в кроватку
И на ушко прошепчу
«Зайка, я тебя люблю!
Никогда тебя не брошу,
Потому что ты хороший!»
Е. А.: – Это значит, что его сердце открыто, Открыто для новых отношений! он верит нам.
Уважаемые коллеги, а сейчас давайте поработаем с вами над другим стихотворением Агнии Барто с помощью вопросом по Б.Блуму.
Уронили мишку на пол.
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший!
Е.А.: Назовите ключевые слова этого стихотворения.
(уронили, оторвали, не брошу, хороший)
Е.А.: Перечислите действующие лица…….
(мишка, хозяйка, жестокие дети)
Е.А.: А где происходило это действие? (на улице, в детском саду, в семье…)
Е.А.: Дайте оценку действующим лицам.
(дети поступили плохо, они жестокие, а главный герой – добрый человек)
Е.А.: Что чувствовал мишка?
Е.А.: Какие чувства испытывал человек, подобравший мишку?
Е.А. : А теперь придумайте продолжение к этому стихотворению. Что будет с мишкой дальше?
Уронили мишку на пол.
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший!
Я домой его … (возьму, принесу…)
Е.А.: Спасибо. У вас добрые, отзывчивые сердца!
Оценка работы: У вас в руках есть телефоны. Отправьте мне смс.
Хотели бы вы подробнее изучить таксономию Б.Блума, чтобы применить ее на практике? (Да /Нет)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-042333
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методический материал по теме «Таксономия Блума»
Автором одной из первых схемы педагогических целей был американский учёный Б. Блум. Им выпущена в свет первая часть «Таксономии» (1956 г.). В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области). Первая часть описывает цели познавательной (когнитивной) области. Сначала охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.
1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.
2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.
3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.
М. В. Кларин приводит далее основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии, охватывающих когнитивные и аффективные цели.
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных факто до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений. Ученик:
знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;
знает конкретные факты;
знает методы и процедуры;
знает основные понятия;
знает правила и принципы.
Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы – в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик:
понимает факты, правила и принципы;
интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
преобразует словесный материал в математические выражения;
предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик:
использует понятия и принципы в новых ситуациях;
применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик:
выделяет скрытые (неявные) предположения;
видит ошибки и упущения в логике рассуждений;
проводит разграничения между фактами и следствиями;
оценивает значимость данных.
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.
Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик:
пишет небольшое творческое сочинение;
предлагает план проведения эксперимента;
использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.
Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Ученик:
оценивает логику построения материала в виде письменного текста;
оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;
оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.
Категории учебных целей в аффективной области
Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.
Входящие сюда субкатегории:
1.2. готовность или желание воспринимать;
1.3. избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного). Ученик:
проявляет осознание важности учения;
внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи;
проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.
Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика.
На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.
2.1 подчинённый отклик;
2.2 добровольный отклик;
2.3 удовлетворение от реагирования.
выполняет заданную учителем домашнюю работу;
подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения;
участвует в обсуждении вопросов в классе;
самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем;
добровольно вызывается выполнять задание;
проявляет интерес к учебному предмету.
Усвоение ценностной ориентации
В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):
3.1 принятие ценностной ориентации(в обиходе это соответствует понятию «мнение»);
3.2 предпочтение ценностной ориентации;
3.3 приверженность, убеждённость.
проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи;
целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение;
проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал.
Организация ценностных ориентаций
Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две субкатегории:
4.1 концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения;
4.2 организация системы ценностей.
стремится определить основные черты своего любимого произведения искусства;
принимает на себя ответственность за своё поведение;
понимает свои возможности и ограничения;
строит жизненные планы в соответствии с осознанными им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.
Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность
Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщённый характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях:
5.1 обобщённая установка;
5.2 полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность.
устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе;
проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности;
проявляет готовность пересматривать свои суждения и менять образ действий при наличии убедительных аргументов;
постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни;
формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.
Такая конкретизация целей сильно упрощает работу учителя. Отталкиваясь от этого набора, можно строить учебный процесс как последовательную отработку его элементов, совокупность упрощённых обучающих циклов.
Таксономия Блума — таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом (1913—1999)
Уровни учебных целей
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.
воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.
— объясняет факты, правила, принципы;
— преобразует словесный материал в математические выражения;
— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.
— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
— использует понятия и принципы в новых ситуациях.
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура
— вычленяет части целого;
— выявляет взаимосвязи между ними;
— определяет принципы организации целого;
— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
— проводит различие между фактами и следствиями;
— оценивает значимость данных.
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.
— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
— предлагает план проведения эксперимента или других действий;
— составляет схемы задачи.
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.
— оценивает логику построения письменного текста;
— оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.
Коллективный способ обучения
Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.
В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.
В любой образовательной системе есть свои достоинства и недостатки. На наш взгляд, недостатки классноурочной системы:
сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;
ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;
трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижения в умственном развитии учащихся;
ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;
усреднение темпа прохождения учебного материала.
Как мы все знаем, в каждом классе есть дети с разными способностями. Учителям нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс, как единую группу. Как бы учителя ни старались, это противоречие при классно-урочной системе остается неопределенным. Учитель должен стать наставником, консультантом, организатором учебной деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и результатов.
Достоинствами технологии являются:
активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;
возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;
сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;
демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.
Данная технология основывается на таких педагогических принципах:
Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.
На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.
Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.
Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.