тяжело идти против рожна что такое
Значение словосочетания «против рожна»
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова когерентность (существительное):
Синонимы к словосочетанию «против рожна»
Предложения со словосочетанием «против рожна»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «против рожна»
Сочетаемость слова «рожон»
Понятия, связанные со словосочетанием «против рожна»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «против рожна»
Это, конечно, слабость, мелькнуло в голове, но лучше назвать это мудростью, нежеланием переть против рожна, плевать супротив ветра, маленьким шажком назад для большого шага вперёд.
Я отрицательно и с негодованием относился к войне, но понимал, что против рожна трудно пойти.
Трудно тебе идти против рожна.
Синонимы к словосочетанию «против рожна»
Сочетаемость слова «рожон»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Вол и рожон (Деян. 26:14)
«Савл, Савл! что ты гонишь Меня? трудно тебе идти против рожна» (Деяния 26:14).
Иисус даже с неба вещает, по Своему обыкновению, притчами.
I. Вол. Падший человек не заслуживает иного сравнения.
1. Ты, невежественный и поглощенный страстями, действуешь подобно неразумному животному. Ты – бездуховен, бездумен, неблагоразумен.
2. Но Бог ценит тебя выше, чем человек вола.
3. Поэтому Он кормит тебя и не убивает тебя.
II. Рожон для вола. Ты заставил Господа трактовать тебя в образе упирающегося вола.
1. Господь обращался с тобой мягко, добрым словом, слегка натягивая повод, проявлял родительскую заботу, увещевал устами друзей и учителей; тихо побуждал тебя Его Дух.
2. Теперь Он применяет более строгие меры: Сурово предупреждает Своим законом.
III. Идти против рожна.
1. Бунт против ограничений в раннем детстве.
2. Насмешка над Евангелием, пасторами, святынями.
3. Осознанные грехи против совести и здравого смысла.
4. Ругань в адрес верующих и их преследование.
5. Риторические вопрошания, неверность и богохульство.
IV. Тяжело волу.
Вол, прущий против рожна, наносит себе раны и страдает гораздо больше, чем того хочет погонщик.
1. В настоящее время. Ты несчастен: ты полон беспокойства и тревог, ты сам увеличиваешь себе наказание и надрываешь свое сердце.
2. В лучшем варианте твоего будущего. Ты будешь горько сожалеть, тебе предстоит отделаться от дурных привычек и исправить причиненное зло. Все это будет, если ты наконец раскаешься и станешь послушным.
Дух Божий использует любые средства, чтобы привести грешников к раскаянию и вере в Искупителя. Говоря: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет» [Ис 1:3], – проповедник внушал слушателям, что человеческое сердце навлекает на себя вину тем, что презирает благость Бога и забывает даже о Его существовании.
Несколько дней спустя после проповеди, где произносились эти слова, некий крестьянин кормил скот, когда один из волов, явно в благодарность за заботу, стал облизывать его руку. Таким образом Святой Дух обличил крестьянина. Заплакав, тот воскликнул: «Да, все верно. Как замечательно Слово Божье! Это бедное немое животное действительно более благодарно мне, чем я – Богу, хотя я у Него в долгу за все. Какой я грешник!» Наставление проникло в его сердце, приведя к Христу.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Деян. 9:1
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 1-9 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил
Почему это случилось не в Иерусалиме? Почему не в Дамаске? Чтобы другие не могли иначе рассказать об этом, но чтобы сам, шедший с такою целью, рассказал и был достоин вероятия. Это он и рассказывает в защитительной речи пред Агриппою (Деян. 26:10-18). Он страдал глазами, потому что чрезмерный свет обыкновенно ослепляет, зрение же имеет свою меру. Говорят, что и чрезмерный звук оглушает и поражает; но его (Господь) только ослепил и страхом угасил ярость его, так что он услышал слова: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Не говорит ему: уверуй, и ничего подобного; но укоряет, и в укоризне как бы говорит: за какую обиду от Меня, большую или малую, ты делаешь это? «Он сказал: кто Ты, Господи?» Здесь он признает себя рабом. «Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (ст. 5). Как бы так говорил: не подумай, что ты ведешь брань с людьми. «Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша» Павла «голос, а никого не видя» (ст. 7), кому он отвечал. Естественно, – потому что они удостоились слышать меньшее. Если бы они услышали тот глас (Господа), то и тогда не уверовали бы; а видя Павла отвечающего, изумлялись. Но «встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (ст. 6). Смотри, как (Господь) не тотчас открывает ему все, но (прежде) только смягчает его душу; и повелевая, что делать ему, вместе с тем подает ему добрую надежду, что он опять получит зрение. «Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск» (ст. 7, 8). Вводят добычу, (отнятую) у диавола, сосуды его, как бы по взятии какого-нибудь города или столицы. И подлинно удивительно, что сами враги и противники вводили его пред глазами всех. «И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (ст. 9).
Бывало ли что-нибудь подобное этому? Обращение Павла служит утешением, вознаграждающим за скорбь о Стефане, которая хотя и сама в себе имела нечто утешительное в том, что он так отошел (к Господу), но теперь получила и это (утешение); также и селения самарийские обращением (своим) принесли весьма много утешения.
Зачем, скажешь, это случилось не в начале, но после? Чтобы показать, что Христос воистину воскрес. Кто гнал Его, не веровал Его смерти и воскресению и преследовал учеников Его, тот каким образом, скажи мне, уверовал бы, если бы не была велика сила Распятого? Положим, что те (ученики) действовали из преданности к Нему; но что скажешь об этом? С другой стороны, он обратился после воскресения, а не тогда же, для того, чтобы вражда его обнаружилась яснее. Неистовствовавший до того, что проливал и кровь и ввергал в темницы, вдруг верует. Не достаточно было того, что он не обращался со Христом; но надлежало, чтобы он и жестоко преследовал верующих, и он достиг крайней степени неистовства и был жесточе всех. Но когда он лишился зрения, тогда познает знамения Его силы и человеколюбия. Или для того (это было), чтобы кто-нибудь не сказал, будто Савл притворялся. Как мог притворяться тот, кто жаждал крови, приходил к священникам, подвергал себя опасностям, преследовал и наказывал даже вне (Иерусалима)? И он после всего этого признает силу (Христову). Но почему не внутри города, а пред ним, свет облистал его? Потому что (тогда) многие не только не уверовали бы, но еще стали бы издеваться, подобно тому, как там, когда услышали глас, нисшедший свыше, говорили: «это гром» (Ин. 12:29); а ему должны были поверить, когда он рассказывал о случившемся с ним. И вели его связанного, хотя не возложенными на него узами, вели того, кто сам надеялся вести других. Но почему он не ел и не пил? Он раскаивался в делах своих, исповедовался, молился, просил Бога. Если же кто скажет, что это было делом необходимости, – ведь и Елима тоже потерпел (Деян. 13:11), – мы скажем: да, и тот потерпел, но остался, как был. Следовательно, не без принуждения ли он так поступал? Что могло быть разительнее землетрясения, бывшего при воскресении (Христовом), – воинов, возвестивших (об этом), – прочих знамений, – и того, что видели Его воскресшим? Но и это не было принуждением, а внушением. Иначе почему бы иудеи не уверовали, слыша обо всем этом? Очевидно, что он действовал искренно. Он не обратился бы, если бы не случилось этого, так что все должны были ему поверить. Он был не меньше проповедавших о воскресении (Христовом), даже еще и достовернее их, (как) обратившийся внезапно. Он не имел сношений ни с кем из верующих, но обратился в Дамаске, или, лучше сказать, это случилось с ним пред Дамаском. Я спрашиваю иудея: отчего, скажи мне, обратился Павел? Он видел столько знамений, и не обращался. Учитель его (Гамалиил) обратился, а он не обращался. Кто же убедил его? Или лучше – кто внезапно возбудил в нем такую ревность, что он желал и сам отлучен быть ради Христа (Рим.9:3)? Истина дела очевидна. Впрочем, (вспомним) о чем я говорил, и устыдимся евнуха, просвещаемого и читающего. Видите ли, какую он имел власть, какое богатство, и, однако, не отдыхал и на пути? Каков же он, следовательно, был дома, если и во время путешествия не позволял себе быть праздным? Каков он был ночью?
Вы, которые отличены почестями, послушайте и подражайте смирению и благочестию. Он, хотя возвращался домой, но не сказал самому себе: я возвращаюсь в отечество, там приму баню (крещения), – как сказали бы равнодушно многие. Не требовал знамений, не требовал чудес, но только от пророка уверовал. Потому и Павел, скорбя о себе, говорит: «но для того я и помилован: Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии» (1 Тим. 1:13-16). И подлинно, достоин удивления этот евнух. Он не видел Христа, не видел знамений; видел Иерусалим еще стоящим (в целости), и поверил Филиппу. Отчего же он сделался таким? Он имел попечение о душе своей, внимал Писаниям, упражнялся в чтении (их). Ведь и разбойник видел знамения, и волхвы видели звезду; а он ничего такого не видел и уверовал: как полезно чтение Писаний! Что же Павел? Не поучался ли и он в законе? Но, мне кажется, он нарочито был оставлен (в таком состоянии) для того, о чем я сказал выше, по изволению Христа, желавшего всеми мерами привлечь к Себе иудеев. Если бы они имели ум, то ничто не принесло бы им столько пользы, как это (чтение Писаний). Ведь оно более знамений и всего другого могло бы привлечь их (ко Христу), равно как ничто столько не соблазняет обыкновенно людей более грубых. Итак, смотри, как и по рассеянии апостолов Бог творит знамения. Иудеи обвинили апостолов, ввергли их в темницу; но Бог творит знамения. И посмотри, какие. Изведение из темницы было Его знамение: приведение Филиппа было Его знамение; обращение Павла было Его знамение; явление Стефану было Его знамение. И заметь, какая оказывается честь Павлу, и какая евнуху. Здесь (Павлу) даже является сам Христос, может быть, по причине ожесточения (его) и потому, что иначе он не уверовал бы.
Гомилии на Деяния Апостолов.
А в посланиях называется он Павлом: для чего же Святой Дух переменил ему имя? Как господин, купив раба и желая показать ему свою власть над ним, переменяет ему имя, так и Святой Дух сделал тогда. Он взял Павла в плен, и этот недавно еще поступил под власть Святого Духа, Который поэтому переменил ему имя, чтобы он из этого узнал (новую) власть над собою.
Беседа к упрекавшим за обширность вступлений.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 1-2 Савл же, еще дыхая прещением и убийством на ученики Господни, приступль ко архиерею. Испроси от него послания в Дамаск к соборищем, яко да аще некия обрящет того пути сущыя, мужи же и жены, связаны приведет во Иерусалим
Объясняет Лука неистовство Павла против верных и против Церкви; показывает, что он увлекался нечистою (mesoj) ревностию; потому что на нем исполнилось сказанное Христом, что иже убиет вы, возмнимся службу приносити Богу (Ин. 16:2). Потому что он делал это не так, как другие иудеи. Да не будет! Что он делал это по ревности, это очевидно из того, что он отправился и во внешние грады, а они не обращали внимания и на находящихся во Иерусалиме. Они об одном только и заботились, то есть, о том, чтобы пользоваться честию. Савл идет в Дамаск потому, что это был великий и царствующий город, и он боялся, чтобы этот город не увлекся христианскою проповедию. Не идет он с просьбою к претору, но к архиерею, потому что он имел намерение делать все законно. Яко да аще некия обрящет того пути сущыя, мужи же и жены, связаны приведет во Иерусалим. Что такое: того пути? Может быть, так называли себя веровавшие, так как одна только их вера была такою, посредством которой мы возносимся на небо. Или же Павел называл их последователями того пути, может быть, из чувства презрения и в насмешку над ними; потому что бесчестного человека они обыкновенно называли сбившимся с пути. Он не искал власти тут же наказывать христиан, но вести их во Иерусалим, потому что он хотел действовать с большею властию.
Толкование на Деяния святых Апостолов.
Лопухин А.П.
Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
Тревожные расстройства: причины возникновения и методы лечения
Тревожные расстройства – распространенное психическое заболевание. Патологии такого типа не принадлежат к группе тяжелых. Они не сопровождаются психотическими проявлениями и расстройствами поведения, но при достижении серьезных масштабов страхи не только ухудшают качество жизни, но могут представлять для человека серьезные проблемы.
Что такое тревожное расстройство
Тревожность – это склонность человека к переживаниям. Многие испытывают тревогу перед какими-либо важными событиями или мероприятиями и такие беспокойства вполне закономерны. Медицинская помощь требуется в случаях, когда тревога и страх происходят без видимых причин.
Состояние человека, сопровождающееся неконтролируемым страхом и стойким чувством тревоги, называют тревожным расстройством (ТР). Под действием тревоги достаточно часто наблюдается ухудшение концентрации внимания, нередко человек впадает в депрессию.
В большинстве случаев заболевание полностью излечимо. Если же не обратиться за помощью к врачу, то возрастают риски осложнений и возникновения депрессивных расстройств и патологической зависимости.
Причины возникновения тревоги
Почему возникает тревога и откуда она берется? За человеческие эмоции отвечает миндалевидное тело в зоне мозга. Как естественная адаптационная реакция тревога есть у каждого человека, но при этом тревожные расстройства возникают не у всех.
По многочисленным исследованиям специалисты выделяют несколько основных факторов, провоцирующих развитие тревожного расстройства:
Чрезмерное употребление алкоголя, крепкого кофе, недосыпы, частые стрессы более чувствительной делают вегетативную систему человека и повышают риски развития тревожных расстройств.
Виды тревожных расстройств
В зависимости от вызываемых тревогой и страхом симптомов и уровня тяжести патологии специалисты выделяют несколько типов тревожных расстройств.
Паническое расстройство
Страдающие таким видом болезни люди испытывают внезапно и неоднократно возникающее ощущение ужаса. Возникают они даже при отсутствии конкретных событий или эмоциональных потрясений. Интенсивное потоотделение, усиленный сердечный ритм, сухость во рту, чувство удушья, головокружения и непонимание происходящих реалий – доминирующие признаки расстройств панического характера.
Социальное расстройство
Такой тип патологии называют еще социальной фобией. Проявляется болезнь страхом попасть в неловкую ситуацию, боязнью стать униженным или объектом критики. Часто такая тревога вызвана заниженной самооценкой. Практически в любое время и в любом месте могут возникать внезапные приступы – при групповых занятиях, нахождении в торговом центре, кинотеатре и других публичных местах, при разговоре с хорошо знакомым человеком в соприсутствии чужих людей и других ситуациях.
При наступлении приступа тревоги возникает покраснение лица, тошнота, дрожание рук, неподконтрольные порывы к мочеиспусканию. Сам больной понимает, что его реакция беспричинная и избыточная, но овладеть собой не может.
Адаптивные фобии
Это тревожность и страхи, возникающие в конкретной специфической обстановке. Приступ может возникнуть при нахождении человека вблизи животных конкретного вида (например, змей), при пребывании в замкнутом пространстве, на высоте, в темноте. Боязнь авиаперелетов, медицинских манипуляций также принадлежат к группе специфических фобий.
При столкновении человека с пугающим стимулом у него мгновенно запускается тревога, которая проявляется соответственными признаками. Если своевременно не вылечить болезнь, то вскоре человек попросту будет ограничивать себя в полноценной жизни.
Генерализированное расстройство
Выражается внезапно образующимся беспокойством по любому случаю, вероятность которого не обоснована и вообще он может не наступить. При таком виде болезни какими-либо конкретными обстоятельствами тревога не ограничивается, поэтому человеку затруднительно определить наиболее опасные для него ситуации.
Страдающие генерализованным ТР люди испытывают тахикардию, мышечное напряжение, дрожь, потливость, головокружение. Для постановки диагноза такие симптомы должны продолжаться на протяжении как минимум полгода.
Агорафобия
Это группа ТР, в которую входят одновременно несколько фобий, сочетающих в себе боязнь многолюдных общественных мест, а также открытых пространств. Например, при посещении магазина, при попадании в многочисленную толпу или в других людных местах человек испытывает тревогу. Проявляется она сердцебиением, утрудненным дыханием, обильным потоотделением, головокружением. У некоторых людей случается даже паническая атака.
Стрессовое посттравматическое расстройство
Возникает как последствие после экстремальной ситуации, например, после изнасилования, стихийного бедствия, ДТП, жестокого обращения или издевательства и других потрясений. Проявляется нарушением сна, повышенным сердцебиением, потливостью, удушьем.
Эмоциональные расстройства
Характерны такого типа ТР в детском возрасте. Паника может возникнуть вследствие длительной разлуки с родителями, после сильного эмоционального потрясения, вследствие жестокого обращения родителей с ребенком. Нередко случается так, что, не зная, как устранить приступ тревоги родителя еще сильнее усиливают беспокойство.
Ситуативная тревога
Резкая смена событий вызывает у человека дискомфорт. Например, увольнение с работы, не планированный вынужденный переезд, развод и другие жизненные события. У каждого могут свои причины, и один человек может испытывать страх в ситуации, при которой другой вообще на нее никак не реагирует.
Основные симптомы ТР
Все возможные признаки ТР разделяют на физические и психологические. К физической симптоматике относят:
К психологическим симптомам принадлежат ощущение страха, невосприимчивость реальности, дезориентация, беспричинная паника.
Методы лечения ТР
Лечением тревожных расстройств у пациентов занимается врач-психотерапевт. Варианты лечения включают медикаментозные препараты, терапевтические методы и изменение образа жизни человека.
Терапевтическое лечение
Начинается лечение ТР начинается с беседы врача с пациентом. В ходе беседы оценивается характер тревоги, определяются облегчающие и обостряющие патологию факторы.
При тревожных расстройствах хороший результат обеспечивает когнитивно-поведенческая и психотерапия. При проведении сеансов используются специальные психологические приемы, которые помогают больному в его поведение, мысли и чувства внести изменения, способствующие избавлению от боязни и тревожности и направленные на выздоровление.
Следует понимать то, что основная причина тревожности зачастую состоит в психологической проблеме, поэтому без индивидуального курса психотерапии затруднительно достичь выздоровления и болезнь будет возвращаться снова и снова. Психотерапевт научит пациента изменять негативные эмоции и мысли на положительные, избавляться от чувств, которые провоцируют приступы тревоги.
Медикаментозное лечение
Прием лекарственных препаратов как правило начинается одновременно с психотерапевтическим лечением.
В фармакологическую терапию входят:
В каждом случае препараты назначаются исходя от личных особенностей пациента (пола, возраста, сопутствующих заболеваний) и клинической картины.
Изменение образа жизни
Если человек хочет избавиться навсегда от тревожных расстройств, то одновременно с терапией и медикаментозным лечением ему необходимо ежедневно выполнять физические упражнения, следить за нормализацией сна, правильно питаться, уменьшить употребление кофеина, отказаться от вредных привычек. Большим плюсом для достижения положительного результата будет отказ от курения.
Лечение тревожных расстройств в центре «Сквира»
Врачи-психотерапевты центра «Сквира» настоятельно рекомендуют всем обращать внимание на свое психологическое состояние и при обнаружении даже незначительных отклонений от нормы обращаться за профессиональной помощью.
Любая повышенная тревожность, которая продлевается несколько часов или даже несколько суток уже является поводом того, чтобы обратиться к врачу.
В психотерапевтическом центре работают опытные психотерапевты, способные каждому помочь в лечении тревожных расстройств. При работе с пациентом врачи используют комплексный подход, сочетая фармакотерапию и психотерапию. Это позволяет достигать положительного результата в самых сложных ситуациях.
Преимущества лечения в центре «Сквира»:
Врачи помогают больным навсегда избавиться от тревожных расстройств даже в самых безнадежных ситуациях. Цены на лечение предложены разумные и оправданы качеством предоставляемых услуг.
Автор статьи
Михаил Иванович Сквира
Окончил УО «ГомГМУ» по специальности «Лечебное дело». Клинический психолог, магистр психологических наук, с 2016 по 2018 год ведущий специалист в УЗ «ГОКПБ» по работе с алкогольной зависимостью методом «Эдельвейс», автор статей и публикаций. Отмечен благодарностью за многолетний плодотворный труд в системе здравоохранения.
Стаж работы: 16 лет
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Деян. 26:1
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 1-29 Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свою защиту: царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно. Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи; они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению. И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых? Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах. Для сего, идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников, среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными». Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния. За это схватили меня Иудеи в храме и покушались растерзать. Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам. Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия. Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла. Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило. Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь. Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином. Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз
Указывает и на пророчество, которое он слышал: «ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя» (ст. 16-17). Указывая на все это, он сказал: «правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах. Для сего, идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников, среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (ст. 9-18). Смотри, как кротко он беседует; Бог, говорит, сказал мне: «ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов». Как бы так говорит: этим я убедился, этим явлением. Он обратил меня и убедил так, что я не мог противиться. «Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (ст. 19-20). Если же я и других учу добродетельной жизни, то как, говорит, сам могу быть виновником возмущения и смятения? «За это схватили меня Иудеи в храме и покушались растерзать. Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам» (ст. 21-23). Смотри, как речь его чужда лести и как он все приписывает Богу; потом, сколько дерзновения: «я до сего дня стою», и твердости: «свидетельствуя» пророками, «что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам». Как бы так сказал: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает» (Рим. 6:9), как видно из того, что он всем проповедует это и что они сами с готовностью внимают. Потом Фест, видя, с каким дерзновением он говорит царю, а не обращается к нему, как бы потерпев какую-нибудь обиду, сказал: «безумствуешь ты, Павел»? Что он, обидевшись, сказал это, послушай следующее: «когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия» (ст. 24). Что же Павел? Он кротко отвечает: «нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла» (ст. 25). Потом объясняет причину, почему он обращал свою речь к царю. «Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило. Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь» (ст. 26-27). Этими словами он как бы укоряет (иудеев) и говорит им: знаю, что он все знает хорошо, между тем как вам первым следовало бы знать это, – что и выражает замечание: «ибо это не в углу происходило», – но вы не хотели. «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь. Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином. Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз» (ст. 28-29). Смотри, как он молится: «молил бы я Бога», говорит, «Бога» не «мало», т.е. чтобы не было этого «мало»; не просто молится, но усильно: «не только ты», говорит, «но и все», не тебе только, но и всем, «сделались такими, как я». Потом прибавляет: «кроме этих уз»; сказал так не потому, что он тяготился узами или стыдился их (напротив, он вменял их себе в славу не менее, чем что-либо другое), но применительно к их понятию; поэтому он прибавил: «кроме этих уз». Но обратимся к вышепрочитанному. «На другой день», говорит (писатель), «когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами, по приказанию Феста приведен был Павел». Иудеи отступили от него, когда он перенес дело (на суд кесаря), и тогда представляется ему блистательное зрелище: царь с великою пышностью и множество иудеев присутствовали здесь, присутствовали и те и другие. «Всё множество Иудеев», говорил (Фест), «приступали ко мне в Иерусалиме и здесь и кричали, что ему не должно более жить».
Что же Павел? «Нет», говорит, «ибо это не в углу происходило». Здесь он говорит о кресте, о воскресении, говорит, что это учение известно по всей вселенной. «Веришь ли, царь Агриппа», – не сказал: воскресению, но: «пророкам?» И предупреждая его, продолжает: «знаю, что веришь». Агриппа же отвечает ему: «ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином». По недоразумению, слово: скоро (ενολίψ) Павел принял за слово: «немного не» (‘εζολίγου); потому отвечает и на это; так он был прямодушен! Он не сказал: я не хочу этого, но: «молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все», – так слова его чужды лести! – «молил бы я Бога, чтобы слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз». Смотри: тот, кто хвалился узами и выставлял их, как золотую цепь, теперь молится, чтобы не было их. Но не удивляйся этому: слушатели были еще весьма слабы, и речь его была применительна к ним. А что он ценил узы высоко, послушай, как он везде в посланиях ставит их выше всего прочего. Так он говорит: «я, Павел, сделался узником Иисуса Христа» (Еф. 3:1); и еще: «обложен я этими узами, но для слова Божия нет уз» (Деян. 28:20; 2 Тим. 2:9); и еще: «даже до уз, как злодей» (2 Тим. 2:9). Смотри: не только «до уз», говорит, но и прибавляет: «как злодей», возвышая этим славу уз. Сугубое страдание, и оттого, что был связан, и оттого, что – как злодей! Если бы он был связан за доброе дело, то это доставляло бы некоторое утешение; а теперь связан, как злодей и как уличенный в тяжких преступлениях; но, не смотря на то, он нисколько не заботился об этом.
Гомилии на Деяния Апостолов.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 1-8 Агриппа же к Павлу рече: повелевается ти о себе самому глаголати; тогда Павел простер руку отвещаваше: О всех, о нихже оклеветаемь есмь от иудей, царю Агриппо, непщую себе блаженна быти, яко пред тобою отвещати днесь имам: Паче же ведца тя суща сведый всех иудейских обычаев и взысканий. Темже молюся ти, долготерпеливно послушати мене. Житие убо мое еже от юности, исперва бывшее во языце моем во Иерусалиме, ведят вси иудее, Ведяще мя исперва, аще хотят свидетелствовати, яко по известней ереси нашея веры жих фарисей: И ныне о уповании обетования бывшаго от Бога ко отцем нашым, стою судимь: В неже обанадесяте колена наша безпрестани день и нощь служаще надеются доити: о немже уповании оклеветаемь есмь, царю Агриппо, от иудей, Что? неверно ли судится вами, яко Бог мертвыя возставляет
Непщую себе блаженна быти, яко пред тобою отвещати днесь имам. Говорил так Павел не с лестию (да не будет!), но желая доставить пользу царю. И тот, кого только что трактовали находящимся под судом, частию подействовал на судию и пленил его; потому что Агриппа, в присутствии всех, говорил: вмале мя препираеши христианина быти (ст. 28). Паче же ведца тя суща сведый всех иудейских обычаев и взысканий. Сам сознавая это, Павел должен был бы бояться того, что его судит человек, знающий все; но не отклонять такого судии, который подробно знает все бывшее, значит иметь чистую совесть. Ведят вси иудеи, ведяще мя исперва. Это значит: иудеи знают истину, но не хотят засвидетельствовать ее, а самовольно лгут и погрешают против меня. По известней ереси нашея веры жих фарисей. Замечательно, что и фарисеи были еретики, хотя Писания они исследовали и понимали лучше, чем все другие иудейские секты. Понимали лучше, но не истинно; потому что истинного разумения писаний они не имели. Итак прилежание может обследовать и обсудить дело с тонкостию; однако же понять вполне его сущность не может, напротив бывает, что человека обманывает его же ум.
Толкование на Деяния святых Апостолов.
Лопухин А.П.
Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свою защиту
Как царь и почетный гость прокуратора Агриппа первенствует в собрании, открывая и закрывая заседание. Знаменательно при этом, что, открывая собрание разрешением Павлу вести защитительную речь, Агриппа, воспитанный при дворе римском, обнаруживает такую деликатность по отношению к прокуратору, выражаясь безлично при обращении к Павлу: «позволяется (а не: позволяю) тебе говорить…»
Речь Павла по существу не представляет ничего нового, чего он не говорил прежде. Особенность ее в том, что она является победоносною торжественною защитою не столько самого Павла, сколько всего христианства, как истинно Богооткровенной религии.
Исходным пунктом речи служит мысль о тесной связи Ветхого Завета с Новым.
Выходя из этой мысли, Павел объявляет, что его вина состоит разве только в том, что он верил в исполнение обетования, непреложность которого признавали и сами иудеи, хотя и не считали его исполнившимся.
Ст. 1-3 Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свою защиту: царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно.