тинькофф почему так называется
Кому принадлежит Тинькофф Банк
Банк Тинькофф сегодня — самый популярный среди населения банк без государственного участия. Это полностью частная структура, создавшая уникальную дистанционную форму работы. На российском рынке нет ни одного банка для физических лиц, работающего аналогичным образом. Если они и появлялись, то не справлялись с серьезным конкурентом.
Теперь рассмотрим, кому принадлежит Тинькофф Банк, является ли он российской компанией, как вообще появился на рынке. Обязательно рассмотрим и личность создателя банка — Олега Тинькова, которого можно назвать уже медийной персоной, о которой хоть раз слышал каждый. Все подробности — на Бробанк.ру.
Кому принадлежит банк Тинькофф
Если рассмотреть структуру банка, то 100% пакета акции компании владеет организация TCS Group Holding PLC, которая зарегистрирована на Кипре. Ею в свою очередь владеет всем известный предприниматель Олег Тиньков, который и создал в свое время банк, дав ему название, производное от своей фамилии.
Фактически TCS Group Holding PLC — это инвестиционный холдинг или группа компаний Олега Тинькова, которая владеет следующими организациями:
Фактически TCS Group Holding PLC — это инвестиционный инструмент Олега Тинькова, в который вкладывается как он сам, так и частные инвесторы. Но все же можно сказать, что банк Тинькофф принадлежит Олегу Тинькову, который с самого начала его создания и до недавнего времени занимал в нем главенствующий пост.
Российский это банк или нет
Несмотря на то, что 100% акций Тинькофф Банка принадлежат кипрской компании, сам банк зарегистрирован именно в России. Так что, это российский банк с привлечением иностранного капитала. На деле таких на российском рынке предостаточно. Также выстроены Восточный Банк, Райффайзенбанк, Ситибанк, Хоум Кредит и другие.
Хотя кипрская компания TCS Group Holding PLC, которой и принадлежит Тинькофф, является иностранной, она имеет русские корни. Зарегистрирована она на Кипре не спроста и даже дает объяснения этому. Когда фирма создавалась, инвестиционные возможности российских компаний были серьезно ограничены. Несмотря на изменения в законах РФ, до сих пор иностранные инвесторы имеют больше преимуществ, чем российские.
О каких преимуществах говорит TCS Group Holding PLC:
Несмотря на то, что банк Тинькофф создан с привлечением иностранного капитала, он является российской компанией, работает в полном соответствии с местными законами и контролируется Центральным Банком.
На сайте ЦБ РФ можно найти информацию о банке Тинькофф, так как он официально зарегистрирован и контролируется регулятором:
Не стоит надеяться на то, что вы можете открыть счет или карту в банке Тинькофф и остаться незамеченным для государства. У банка иностранный капитал, но зарегистрирован он в РФ и подчиняется ее законам. ФНС и приставы могут получать информацию о счетах граждан и компаний, которые пользуются услугами Тинькофф.
О банке Тинькофф
Теперь коротко о самом банке и особенностях его работы. Это единственный в России банк для физических лиц, который вообще не имеет офисов обслуживания. Несмотря на то, что банк работает на рынке с 2007 года, никто не смог успешно повторить созданную им модель работы.
Это самый инновационный и современный банк на российском рынке. Он предоставляет клиентам полностью дистанционное обслуживание без офисов. Даже открытие вкладов и оформление кредитов граждане проводят онлайн. Именно за удобство его и выбирают клиенты.
Если изначально банк создавался для физических лиц, его продуктом были только кредитные карты, то сейчас продуктовая линейка значительно расширилась. Кроме полного ассортимента для физических лиц появились продукты для организаций: кредиты, вклады, РКО, эквайринг и пр.
История создания банка Тинькофф
Сегодня Тинькофф — самый крупный частный банк в России и третий по популярности у населения. Чуть ли не у каждого второго совершеннолетнего гражданина РФ заключен тот или иной договор с банком Тинькофф. Самый массовый продукт — это его карты, как дебетовые, так и кредитные. Флагманом всегда была и есть кредитная карта Платинум, с которой в целом и началось становление “империи”.
Олег Тиньков основал банк, названный в честь себя самого в 2006 году. На самом деле название Тинькофф взялось не просто так. Олег Тиньков на тот момент уже был крупным и известным предпринимателем, который часто использовал для своих продуктов свою же фамилию. Поэтому бренд “Тинькофф” уже был знаком россиянам.
Хронология событий:
В 2020 году Олег Тинькофф объявил о том, что заболел лейкемией. Он ушел с главного поста банка, но все так же остался его собственником. На сегодня Олег Тинькофф — в ремиссии, он пересмотрел свои ценности и решил стать благотворителем, создал собственный фонд.
Олег Тиньков
Тиньков Олег Юрьевич с момента создания банка и до 2020 года стоял у руля и занимал пост Председателя Правления банка Тинькофф. Его личность заслуживает отдельного внимания. Это незаурядный человек из простой семьи, который сегодня входит в список богатейших бизнесменов России. Родился он в небольшом поселке в Кемеровской области. Подробный материал о нем — Тиньков Олег Юрьевич.
Начинал Олег Юрьевич с магазинов бытовой техники Техношок, после стал владельцем завода полуфабрикатов Дарья, работал в музыкальной индустрии, занимался пивоварением (пиво Тинькофф). Самое крупное детище — банк Тинькофф.
На момент создания материала председателем правления банка Тинькофф является Оливер Хьюз, который работает в компании с 2007 года. Он также стоял у истоков и сделал большой вклад в создание крупнейшего онлайн-банка России. При этом объявлено, что вскоре на посту его заменит Станислав Близнюк.
Все о банке Тинькофф: история, владелец, учредители, доходы и расходы
Первый российский банк, не имеющий стационарных отделений. Финансовая структура полностью отказалась от филиалов, и обслуживает клиентов через интернет или по телефону. Банк нового поколения имеет много довольных пользователей услугами, которые обслуживаются без очередей и круглосуточно. В статье представлено все о банке Тинькофф, что может заинтересовать как потенциального, так и действующего клиента.
Что такое Тинькофф банк
Тинькофф банк – коммерческий банк, который не имеет стационарных отделений и сфокусирован на дистанционном обслуживании. Банковская штаб-квартира (главный офис) находится в Москве.
По объему активов находится на 28-м месте среди кредитных компаний России. Финансовая структура имеет рейтинги А (AKPA), BB (Fitch Ratings), B1 (Moody’s).
Тинькофф банк – история создания и развития
Финансовая структура Tinkoff основана Олегом Тиньковым. Начало деятельности ТКС приходится на 2006 год. Глава финансовой структуры заинтересовался уникальным вариантом обслуживания клиентов со стороны банка Америки. Дистанционная модель показалась ему удобной и очень выгодной. Олег принял решение создать аналогичную структуру, которая, по его мнению, станет очень востребованной, и он не ошибся.
Полная история создания и развития
С 2007 года началась официальная деятельность финансовой структуры. Для того чтобы обзавестись новыми клиентами, владелец банка решил запустить прямую адресную рассылку по электронной почте. Целевая аудитория: клиенты партнерских организаций, операторов сотовых сетей и автомобильных дилеров.
За год было отправлено около 8 млн. заявок. Рекламная компания продолжалась около 3 лет, которых было достаточно для того, чтобы обзавестись достаточным количеством клиентов. Положительно на письма ответило почти 1,5-3% потенциальных клиентов.
История банка Тинькофф:
Сколько лет банку
Финансовая структура оказывает услуги, начиная с 2007 года. В этом году банку исполняется 12 лет.
Сколько клиентов
На данный момент финансовая структура имеет более 8 млн. довольных клиентов.
Стоимость учреждения
Как зовут основателя банка Тинькофф
Глава банка Тинькофф – Олег Юрьевич (25.12.1967) сейчас является одним из самых богатых бизнесменов России. Ранее занимался торговлей, окончив Горный институт в Ленинграде. Женился на своей партнерше – Рине Восман.
Где находится и зарегистрирован банк Тинькофф
Крупная финансовая структура только пару лет назад обзавелась стационарным офисом. Зарегистрирован Tinkoff на первом переулке Волоколамском в Москве, д. 10, стр. 1.
Какие продукты предлагает Тинькофф банк
Для физических лиц основным продуктом являются карты дебетового и кредитного образца. Не стоит обделять вниманием и выгодные вклады. Финансовая структура начала выпускать кобрендовый пластик и предлагает оформить целевые займы на покупки в интернете и в стационарных оптовых или розничных сетях.
Для ИП и юр. лиц Tinkoff предоставляет сервис по расчетно-кассовому обслуживанию. Клиенты могут оформить заявку а зарплатный проект, корпоративный пластик, интернет- и торговый эквайринг. Большим спросом пользуется сервис по конструированию сайтов и ведению бухгалтерской документации. Благодаря собственной ипотечной платформе удается привлекать клиентов для банков, которые являются партнерами.
Чей Тинькофф банк и кто им управляет?
Владельцем и основателем является О. Тиньков, который является неординарной и интересной личностью. Председатель правления – О. Хьюз, который занимает руководящую должность с самого начала основания финансовой структуры.
Учредители Тинькофф банка на данный момент – кипрский оффшор ТиСиЭс Холдинг, который является владельцем 99% пакета акций. О. Тиньков является владельцем данного оффшора.
Доходы и расходы Тинькофф банка
За последние годы, стабильным доходом кредитной организации считается около 24 млрд. руб. Ежегодно прибыль возрастает. Объем кредитного портфеля увеличился на 31%, что составило около 160 млн. руб. На приобретение платежного сервиса Cloud Payment было потрачено около 300 тыс. руб. и это составило только 55% от компании. Остальные 45% будут выкуплены в ближайшее время.
Характеристика банка
Глава банка Тинькофф позаботился о том, чтобы предоставляемые услуги были удобны и выгодны для клиентов. Благодаря удаленному обслуживанию, оформление банковских продуктов проводится дистанционно. Банковское учреждение является уникальным и надежным. Кредитная организация специализируется на выпуске пластиковых карт с кредитным лимитом. С помощью удобного инструмента можно не только оплачивать услуги и покупки, но и обналичивать денежные средства на выгодных условиях.
Пакет документов и банковские карты предоставляются клиентам после одобрения онлайн-заявки любым удобным способом: по почте или курьерской службой. Запросы на получение пластика рассматриваются в течение 5-15 минут, после чего клиенты получают ответ. Практически все запросы одобряют, только сумма и условия кредитования будут зависеть от уровня доверия к клиенту (кредитной истории, ежемесячного дохода и пр.).
Плюсы и минусы
Положительные моменты сотрудничества с Tinkoff:
Среди основных недостатков следует выделить установленные лимиты на обналичивание средств. Если превысить сумму, то придется платить комиссию. К одной пластиковой карте может быть привязан только один счет (в определенной валюте).
Задать дополнительные вопросы можно в службе поддержки клиентов по тел.: 8(800)555-10-10. Опытные сотрудники колл-центра помогут решить любую проблему информационного и технического характера.
Подсмотри и сделай лучше: как «Тинькофф» стал одним ведущих банков России
«Тинькофф банк» буквально на днях вошел в список 13 системно значимых банков России. Во многом успех этой компании принес основатель Олег Тиньков.
5 самых ярких цитат Олега Тинькова:
Секрет №1. Копируй у конкурентов
Прежде чем заняться банковским делом, Олег Тиньков попробовал себя во многих других бизнесах, и каждый раз руководствовался правилом про копирование. Первым делом была фарцовка — предприниматель покупал за границей дефицитные товары и продавал их в СССР. Первый опыт такой торговли будущий миллиардер получил, когда ездил на соревнования по велоспорту в другие страны — там он скупал местные вещи и перепродавал их в родном городе.
В Горном институте Тиньков стал заниматься фарцовкой вместе с сокурсниками — Олегом Жеребцовым (основатель сети супермаркетов «Лента»), Олегом Леоновым (впоследствии основал «Дикси») и Андреем Рогачёвым (основатель «Пятерочки») — и будущей женой. В институте Тиньков не доучился — как и многих в то время, его затянула предпринимательская деятельность.
Будущий банкир всерьез решил заняться оптовой торговлей и зарегистрировал юридическое лицо «Техношок». Он покупал электронику в Сингапуре и продавал в России втридорога. Несмотря на то, что магазины «Техношок» считались одними из самых дорогих в Москве, всего за три года эта компания достигла оборота в 40 миллионов долларов.
После студии звукозаписи появились пельмени «Дарья», производить которые Тинькова надоумил успешный бизнес знакомого грека, делавшего равиоли, а затем и пиво «Тинькофф» с одноименной сетью ресторанов. Но из всех этих бизнесов российский предприниматель постепенно вышел — они росли недостаточно быстро, имели кредитную задолженность и были не особо масштабируемыми.
Идея создания банка пришла Тинькову, когда он прочитал про удачный опыт зарубежного банка Wells Fargo, в котором упор был сделан на дистанционное обслуживание клиентов, а также компании Capital One, специализирующейся на кредитах. Российский предприниматель посоветовался со специалистами из консалтинговой компании BCG и пришел к выводу, что модель банка с дистанционным обслуживанием и выдачей кредитов должна работать и в России.
Уже в 2005 году Олег Тиньков представил проект будущей компании Ричарду Брэнсону, чтобы посоветоваться насчет работоспособности модели, а в 2006-м купил небольшой «Химмашбанк», занимавшийся кредитованием фармацевтических компаний. По оценкам, сделка обошлась российскому предпринимателю в 100-150 миллионов рублей. Неблагозвучное название сменили на «Тинькофф Кредитные Системы». С этого и началась история онлайн-банка.
Секрет №2. Идти на риск
В создание «Тинькофф Кредитные Системы», который должен был обходиться без отделений, Олег Тиньков вложил 70 миллионов долларов — более 87% своего состояния на тот момент. Это был рискованный шаг, многие знакомые бизнесмены тихонько смеялись над очередным смельчаком, который решил устроить революцию в банковской сфере.
Но Тиньков знал, что делает. Решение может позабавить: банк начал рассовывать рекламные предложения по почтовым ящикам в подъездах будущих клиентов. Но посмотрите на результат: миллионы из них откликнулись. Правда кредиты одобрили только половине. Остальные стали базой для будущих рассылок и предложений.
В 2008 году, когда банк только начал рассылать предложение оформить кредитную карту, житель Воронежа исправил присланный банком договор так, чтобы кредит оказался для него беспроцентным, а банк выплачивал штраф при попытке изменить или расторгнуть договор. Не заметив изменения документа, банк подписал его, а клиент отказался выплачивать проценты. Спустя два года банк подал на клиента в суд, но проиграл. Спор удалось урегулировать — стороны отказались от исков.
В 2014 году экономическая ситуация в стране ухудшилась, и процент просроченных кредитов вырос у всех банков, включая «Тинькофф». Компании пришлось уменьшить процент одобрения ссуд и даже создать коллекторскую службу под названием «Феникс». До этого банк продавал долги заемщиков сторонним коллекторским агентствам, но такие организации не всегда использовали корректные методы взыскания задолженности и тем самым ставили под угрозу имидж банка. Собственная коллекторская служба, согласно «Тинькофф банку», в разгар кризиса пришлась как нельзя кстати — держать ее оказалось выгоднее, чем продавать долги сторонним организациям.
Но спустя пару лет продавать кредиты, видимо, стало опять выгодно, поэтому банк начал привлекать коллекторов. Методы работы некоторых из них оказались, мягко говоря, не совсем законными — знакомые должников получали письма с угрозами расправы, клиентам хамили и отказывались идти на встречу. Такие грешки водились и за сотрудниками собственного коллекторского агентства «Тинькофф».
Другой относительно рискованный шаг — открытие сервиса «Тинькофф Инвестиции» в 2016 году. Сначала приложение работало на платформе БКС Брокер, но затем банк сделал под нее собственную.
Популярность сервиса растет с каждым годом, несмотря на то, что в нем не все так гладко. Например, реферальная программа «Инвестиций», которая обещает акцию стоимостью до 20 000 рублей за каждого привлеченного друга, пополнившего счет на 10 000 рублей. Работает эта программа далеко не всегда — значительная часть людей не получает обещанный подарок. У других пользователей пропадает брокерский счет или появляется множество багов в работе приложения, в результате чего прибыль превращается в убыток, а «низкие комиссии» становятся заоблачными.
Секрет №3. Извиняйся и переобувайся
«Тинькофф банк» стремится отличаться от конкурентов, поэтому кроме сплошного позитива компания стала использовать такие маркетинговые приемы, как публичные извинения и рассказы про негатив.
Например, в 2017 году блогеры с популярного YouTube-канала «Немагия», который известен скандальными обзорами известных личностей (блогерам с канала уже ранее пришлось извиняться перед Бастой и отбиваться от судебных исков других героев своих роликов), опубликовали видео, где высмеивали Олега Тинькова и основанный им банк. Предприниматель не заставил себя долго ждать и подал на авторов видео в суд — вскоре у них прошли обыски, блогеры стали фигурантами дела о клевете.
Потом Олег Тиньков выпустил видеоролик, в котором заявил, что все блогеры «готовы продать маму», после чего получил в ответ волну хейта.
Однако бизнесмен быстро понял, что этим только навредил репутации. Поэтому вскоре опубликовал новое видео с извинениями перед блогерами и даже пообещал отозвать иск к «Немагии», если авторы обзора принесут ему извинения. Бизнесмен сдержал слово: как только блогеры извинились, Тиньков отозвал все иски.
Другой инцидент случился после сорвавшейся сделки холдинга TCS (материнская компания «Тинькофф банка») с «Яндексом» в 2020 году. Тогда Олег Тиньков во внутреннем письме сотрудникам назвал российского IT-гиганта «гав**ом» и пообещал, что его холдинг сам вскоре купит «Яндекс». Однако, внутренняя переписка попала в сеть и вызвала еще одну волну критики в адрес предпринимателя. Бизнесмен и в этот раз не растерялся и публично извинился перед всеми.
Секрет №4. Компрометируй
Тем не менее, как рассказали представители «Тинькофф», реклама принесла много заявок от молодежи, а большая часть негативных отзывов исходила от старшего поколения.
Как и в случае с Burger King, рекламные кампании которого довольно часто привлекают внимание ФАС, «Тинькофф банк» стремится выделиться и частенько получает иски и штрафы от службы. Например, недавно антимонопольщики поймали банк на неточных данных о его положении на рынке — «Тинькофф» заявлял, что является «третьим по числу клиентов банком России». Проверка показала, что компания лукавит и учитывает количество активных розничных клиентов, а не их общее число. Другой иск касался рекламы карты с кэшбэком — билборды заверяли, что это «самая лучшая» карта, но подтверждающих документов не указывали.
Секрет №5. Человек-бренд
Идею использовать собственное имя в качестве названия компании Тинькову предложил один из пивоваров на выставке Drinktec в 1997 году. На этом мероприятии российский миллионер искал инвестора для строительства пивоваренного завода, и один из собеседников посоветовал назвать алкогольный напиток своей фамилией, следуя древней баварской традиции. Не обошлось и без самолюбия, которого у Олега Тинькова хоть отбавляй.
Несмотря на то, что пивоваренная компания вскоре оказалась убыточной и ее пришлось продать, в следующем своем начинании — «Тинькофф банке» — предприниматель решил использовать тот же подход. Многие основатели компаний из банковской сферы предпочитали оставаться в тени, называя свои бизнесы отвлеченными именами — на их фоне «Тинькофф» выделялся своим человеком-брендом, прочно связавшим себя узами с банком.
Сам Олег Тиньков так говорит про успех своего бренда: «Наша сила — в переплетении инженерных мозгов с физтеха, мехмата, ВМК, Бауманки, МИФИ, ИТМО с моим пониманием брендинга, которое пришло из обучения в Беркли и маркетинга предыдущих бизнесов».
Успех на эпатаже
Несмотря на критику, популярность «Тинькофф» растет — количество клиентов увеличивается год от года, появляются новые сервисы и подразделения.
Во многом успеху способствовал эпатажный образ самого Олега Тинькова, который он выстроил, ориентируясь на Ричарда Брэнсона (этот британский предприниматель отважился выступить в голом виде на открытии своего оператора связи). Если бы не пример зарубежного коллеги, кто знает, смог бы бывший фарцовщик Олег превратиться в одного из самых богатых людей России?
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
«Надо было продавать бизнес в январе, сейчас ему конец». Все о «Тинькофф банке»
На фоне разговоров о слиянии «Тинькофф» и «Яндекса» банк Олега Тинькова стал, пожалуй, самым обсуждаемым в стране. Даже дорогостоящий ребрендинг Сбербанка не получил такую популярность в Сети. История, скандальная репутация – словом, все, что нужно знать о «Тинькофф банке», – в материале «ФедералПресс».
«Тинькофф» – онлайн-экосистема, которая предоставляет как банковские, так и «лайфстайл-услуги», говорится на официальном сайте компании. Услугами «Тинькофф» пользуются около 11 млн россиян.
В рамках экосистемы «Тинькофф», кроме банка, есть сервисы для ведения бизнеса, инвестирования на бирже, поиска туров, страхования и мобильной связи. Также компания выпускает журнал о финансовой грамотности и обучает школьников и студентов работе с современными технологиями.
«Тинькофф банк» работает без отделений – все вопросы решаются в приложении банка, по телефону или с помощью курьеров. Они могут привезти банковскую или сим-карту, оформить документы. По состоянию на октябрь 2020 года «Тинькофф банк» занимает 16-е место по объему активов и 14-е – по собственному капиталу среди российских банков.
Сделка с «Яндексом»
22 сентября «Яндекс» публично объявил, что ведет переговоры о полном поглощении TCS Group, куда входит «Тинькофф банк». Стороны планировали, что сумма сделки составит 5,48 млрд долларов. На этом фоне суммарная капитализация компаний выросла на 2 млрд долларов – до 28,2 млрд. В пике суммарная стоимость компании превышала 30 млрд рублей.
Слияние было полезно для «Яндекса» в основном потому, что для конкуренции с экосистемой Сбербанка IT-гиганту не хватало своего банка. Причины продажи бизнеса Тиньковым были не до конца прозрачны. Возможно, Олег Тиньков решил продать свой бизнес на пике популярности, как он и делал с другими своими бизнесами. Примечательно, что яркие и уникальные проекты Тинькова часто умирали почти сразу после продажи.
16 октября выяснилось, что «Тинькофф банк» не смог договориться с «Яндексом» о продаже кредитной организации. Основатель банка Олег Тиньков оказался не готов передать в чужие руки контроль над банком.
«Тинькофф» объявил о прекращении переговоров с Яндексом
Сам Тиньков с самого начала говорил о том, что речь идет о слиянии двух структур, а не поглощении «Тинькофф». То есть он рассчитывал оставить бренд «Тинькофф», а также полноценно участвовать в управлении банком даже после завершения сделки. По словам руководства «Яндекса», Тиньков запрашивал себе все новые и новые возможности, привилегии, и «Яндекс» оказался не готов идти на такие уступки.
Как был создан «Тинькофф»
Олег Тиньков до банковской сферы занимался торговлей бытовой техникой, производством пива, ресторанным бизнесом, производством пельменей, имел свою студию звукозаписи. Основать банк его сподвигло знакомство с американским аналогом Wells Fargo и компанией Capital One. Их модель бизнеса и стала прототипом для создания в России первого онлайн-банка.
В 2006 году Тиньков вложил 80 % своего состояния в покупку «Химмашбанка». До этого крупнейшими акционерами банка были ЗАО «Инфамед» (33,2 % акций) и ООО «Мега пласт» (19,9 %). Первое производило «Мирамистин», а второе – упаковки на основе ПЭТ-преформ.
На тот момент «Химмашбанк» был весьма маленьким – 822-е место по размеру активов. Гендиректор центра экономического анализа «Интерфакс» Михаил Матовников тогда оценил банк в 100–150 млн рублей, что является крайне низкой ценой для кредитной организации.
Из вложенных 70 млн долларов 20 млн пошло на IT-систему. Тогда продвинутые банки тратили на IT 3 млн долларов.
Интернет-банком «Тинькофф» стал уже в 2008 году. В этом же году 15 % акций (30 млн долларов) приобрела шведская инвесткомпания Vostok Nafta. На следующий год 15 % активов купила одна из крупнейших в мире инвестиционных компаний, американская Goldman Sachs. Это означало, что уже в 2009 году «Тинькофф» заметили наиболее влиятельные инвесторы на планете. Сейчас экосистема «Тинькофф» оценивается в 5,48 млрд долларов (420 млрд рублей).
Хакеры стали чаще нападать на российские банки
Что касается названия – Олег Тиньков давал свою же фамилию не только банку, но и пивоваренной компании. В интервью бизнесмен признавался, что перенял эту идею из европейской традиции. Владельцы небольших пивоварен и других бизнесов в Европе часто называли свой продукт своей же фамилией, тем самым ставя свой знак качества и как бы заявляя, что отвечают за свой товар своим именем.
Олег Тиньков
По словам людей, близких к руководителю банка, его настроение может часто меняться – это было хорошо видно на переговорах о сделке с «Яндексом». Банк стал не просто бизнесом, а способом самоопределения для Тинькова. Глава признавался, что не знает, кем он будет после продажи бизнеса, – разве что бывшим акционером. Знакомые предположили, что у Тинькова уже нет энергии на создание нового, столь же масштабного и уникального детища.
Близкий к «Яндексу» источник отмечал, что Тиньков в начале переговоров был очень слаб из-за лейкемии и планировал уйти на покой после сделки. Вырученные деньги позволили бы ему с комфортом заниматься своим фондом помощи больным раком крови. Однако потом, вероятно, глава банка подумал, что его еще рано списывать со счетов.
В центре скандалов
В 2016 году Олег Тиньков разместил в своем Instagram фото smm-менеджера банка Виктории и назвал ее «бесплатной давалкой». Так бизнесмен отреагировал на то, что девушка примерила корону, которая предназначалась победителю конкурса красоты Tinkoff girl.
Сначала пользователи подумали, что Тиньков не мог пасть так низко и его аккаунт взломали. Но банкир ничего не отрицал, это было его решение.
В июне 2017 года обострился конфликт между Тиньковым и создателем «ВКонтакте» и Telegram Павлом Дуровым. Разногласия у них были еще с 2009 года, когда Дуров отказался прийти к основателю «Тинькофф» на интервью. Банкир назвал Дурова «быдлом» и пообещал заплатить тем, кто так же, как и Тиньков, удалит Telegram со своего смартфона.
«Честно говоря, достал этот Дуров со своими левыми пиарами, что он самый защищенный, свою прочую блевотину вам вешает. Настало время удалить эту штуку», – заявлял Тиньков.
В августе 2017 года два блогера, называющие себя Nemagia (кемеровчане Печерский и Псковитин), сняли ролик о деятельности Олега Тинькова. В нем содержалось «разоблачение» работы в «Тинькофф», утверждалось, что сотрудники банка оказываются практически в личной рабской зависимости от Олега Тинькова. Герою ролика это не понравилось, и он подал на блогеров в суд.
В конце октября 2017 года платежная система ChronoPay подала в Федеральную антимонопольную службу жалобу о том, что «Тинькофф» в одностороннем порядке разорвал договор об эквайринге. «По нашему мнению, «Тинькофф банк» нарушил все что можно в отношениях с нами как с точки зрения ГК, так и правил платежных систем», – прокомментировал жалобу гендиректор компании ChronoPay Павел Врублевский.
В документе указывалось, что банк незаконно компенсировал свои риски из комиссионных средств агрегатора. Кроме того, банк нарушал законодательство, проводя все операции через свой транзитный счет, а не расчетный банковский счет агрегатора, указывалось в жалобе.
В Сети «Тинькофф» также обвиняли в применении схемы сдирания денег с предпринимателей. Якобы «Тинькофф» дает выгодные условия обслуживания малого и среднего бизнеса, а потом внезапно требует предоставить кучу документов и пояснений, мол, операции показались подозрительными. Если у бизнесмена не получается – его счет блокируется. Деятельность предпринимателя парализована, а уйти в другой банк он уже не может: как правило, одновременно с блокировкой «Тинькофф банк» вносит его в черный список Центробанка, что автоматически приводит к отказу в обслуживании в любом другом банке России.
После этого, уверяют пользователи, поступал звонок менеджера банка, и он предлагал закрыть счет и перейти в другой банк за комиссию в размере 15–20 % от остатка на счете. В Сети пишут, что некоторые так потеряли сотни тысяч и даже миллионы рублей.
Как вернуть украденные с карты деньги? Ответ эксперта
В 2018 году в интернет утекла инструкция по приему на работу в «Тинькофф». В ней было указано, что в банк Тинькова нельзя брать «лиц кавказской национальности», людей с «неславянскими ФИО», «представителей негроидной расы», «ярко выраженных представителей сексуальных меньшинств». Армян и дагестанцев, судя по документу, брать было можно, если у них хорошее резюме (работа в крупной компании или на высокой должности».
Было ожидаемо, что в «Тинькофф банке» заявили: эта инструкция не имеет никакого отношения к кадровой политике банка, но причастность к тексту отрицать не стали. Оказалось, текст написал действующий сотрудник банка.
По информации tjournal.ru, «Тинькофф» и сервис по поиску авиабилетов «Авиасейлз» запустили проект под названием «Выжить в Европе». Это аналог старой компьютерной игры «Сапер», только роль «бомб» в ней играли представители сексуальных меньшинств и мигранты, а победитель получал бесплатные авиамили. Публика отреагировала очень резко, потребовав удалить игру. Банку пришлось не только отказаться от проекта, но и публично извиниться.
«Яркая звездочка, которая скоро потухнет». Эксперт о «Тинькофф банке»
Как минимум 3-4 банка пытаются скопировать систему «Тинькофф» – создать свой онлайн-банк. Об этом «ФедералПресс» рассказал профессор кафедры «финансы, денежное обращение и кредит» РАНХиГС Юрий Юденков. У новых стартапов нет таких же инструментов зарабатывания денег, что и у «Тинькофф», из-за чего ЦБ не дает им лицензию.
«Доверие вызывает добросовестный клиент». Финансист – о формировании кредитной истории
Модель «Тинькофф банка» воспринята банковским сообществом положительно, есть бизнес-планы, которые лежат в департаменте лицензирования ЦБ, но обстановка не та – коронавирус.
Тиньков сыграл великолепно на ситуации, на инструментах, на тенденциях, считает Юденков. Это касается и продажи пива и пельменей, притом что и то и другое было не очень вкусным, признался эксперт.
«А что касается продажи банка «Яндексу», я считаю, застарел мужик. Уже появляются копии с такой же моделью. Почему не отдал? Мне просто стало стыдно. Ему захотелось славы, чтобы осталось имя, чтобы на могилке написали, что это именно тот Тиньков. Тиньков взял американскую модель онлайн-банка, идеально сдул и внедрил на российский рынок, причем сделал это первым. Вообще он по жизни умудрялся все делать вовремя, взвешивая свое имя, имидж и так далее. Если бы «Яндекс» объединился с «Тинькофф», выиграли бы оба. А сейчас банку конец: конкуренты выросли, народ побежал на рынок ценных бумаг. В декабре банк объявил об индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС). Банк очень удачно, очень красиво перевел все депозитные счета в инвестиционные, и после этого, в январе, надо было уходить – продавать бизнес. Именно тогда у него была самая большая потенциальная стоимость, еще до пандемии. Во время карантина банк тоже неплохо справился, поскольку все ушли в онлайн, но роста это не дало», – подчеркнул Юрий Юденков.
Профессор также выразил непонимание, почему, если у Тинькова были предложения покупки бизнеса зимой, он ждал до сентября? «Это жадность и честолюбие. Он надеялся, влившись в «Яндекс», оставить свое имя сбоку где-нибудь. А ему не разрешили, из-за чего банкир обиделся и решил не давать банк никому», – подытожил Юрий Юденков.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева