можно ли в реанимацию телефон передать
Родным и близким дали право навещать пациентов в реанимации. Условия и ограничения
В России с понедельника действуют новые правила, которые регулируют допуск родных и близких к пациентам отделений реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Рассказываем, кому и на каких условиях по закону разрешены посещения и что делать, если в допуске в реанимацию отказывают.
О каком документе идет речь?
21 сентября в силу вступает приказ Минздрава № 869н, который уточняет положения поправок, внесенных в статьи 14 и 79 федерального закона о здравоохранении (323-ФЗ от 21 ноября 2011 года). Сами поправки были внесены в закон еще в июне 2019 года. Их инициатором считается актер Константин Хабенский, который тремя года ранее, в апреле 2016 года, на одной из прямых линий обратил внимание Владимира Путина на то, что в России, в отличие от западных стран, де-факто невозможно повидаться (быть может, даже в последний раз) с родственником, если он оказался в реанимации. Президент с постановкой вопроса согласился и поручил проработать его решение.
Нельзя сказать, что родственников в реанимации раньше не допускали совсем, но порядок их допуска к тяжелобольным регулировался локальными актами — то есть внутрибольничными приказами. Проще говоря, вопрос всегда оставался на усмотрение больничной администрации. А ей по понятным причинам всегда было проще в этом допуске отказать. Теперь право повидаться с членом семьи, оказавшемся в ОРИТ, гарантированно федеральным законом.
Кого должны пускать?
К приказу, который после корректировки базового закона выпустил Минздрав, прилагаются общие требования к организации посещения пациента ОРИТ. Этот документ говорит о возможности такого посещения у родственников и «иных членов семьи или законных представителей пациента». Но совершеннолетний пациент сам вправе расширить круг лиц, которые смогут его навещать, включив в него друзей, коллег и вообще кого угодно.
Правда, пока не совсем ясно, будет ли достаточно один раз подписать какое-то универсальное согласие или всякий раз потребуется согласовывать с больным список новых посетителей.
Если пациент в силу своего состояния такое согласие дать не сможет и у него нет законных представителей (в случае с несовершеннолетними — это их родители или назначенные по закону опекуны), то вопрос будет решать больничная администрация в лице дежурного врача или лица, ответственного за организацию посещений пациентов. Такое ответственное лицо теперь должно появиться в каждой больнице или в ОРИТ.
На каких условиях будет допуск в реанимацию?
Из документа следует, что к больному могут пустить одновременно только двух посетителей. Это условие было и в более раннем документе — письме Минздрава от 30 мая 2016 года, которым почти сразу после памятной прямой линии и последовавшего поручения президента было довольно подробно регламентировано посещение родственниками пациентов в ОРИТ. И кстати, оно требовало, чтобы посетителя, который не является родственником, обязательно сопровождал кто-то из членов семьи. В новом документе, который, в отличие от письма, предусмотрен федеральным законом, такого требования нет.
В новых общих требованиях также ничего не сказано о возрасте посетителей (в письме 2016 года был запрет на посещение детьми до 14 лет). От посетителей потребуют отключить или перевести в беззвучный режим мобильные телефоны и иные средства связи (ранее было одно требование — отключать гаджеты).
Важно, что устройства не попросят оставить за пределами ОРИТ, а значит, у родственников и близких даже будет возможность сделать фото или записать видео.
В общих требованиях ничего не сказано о времени посещения, то есть формально нет ограничений на допуск родственников и в ночные часы. Логично, если этого требуют обстоятельства.
Общие требования также не регламентируют внешний вид пришедших навестить больного: ничего не сказано о том, что им нужно надевать бахилы, халат, маску, шапочку или, например, снимать верхнюю одежду. Все это было в письме 2016 года, а теперь, вероятно, подразумевается, что соответствующие требования будут уточнены в правилах организации посещения пациентов ОРИТ, которые должны предусматривать в том числе требования, установленные санитарными правилами. Кстати, такие правила обязаны опубликовать на официальном сайте больницы и в общедоступных местах медицинской организации.
Могут ли отказать в доступе в реанимацию?
В правила, утвержденные в разгар пандемии, ожидаемо включили пункт, по которому никому нельзя навещать пациентов, находящихся в инфекционных боксах. Впрочем, откажут в посещении больных и в тех больницах или отделениях, где введены общие карантинные ограничения. Получается, что, даже когда человечество разберется с COVID-19, всегда будет риск, что нельзя будет посетить члена семьи, которому не повезло оказаться в реанимационной палате в период сезонного гриппа.
Но самая плохая новость в том, что общие требования, утвержденные Минздравом, содержат довольно расплывчатые формулировки, которые могут стать основанием для отказа в допуске в ОРИТ. И, по мнению юристов, это может нивелировать весь плюс от появления документа, сделав его фикцией. На усмотрение дежурного врача или лица, ответственного за организацию посещений больных в ОРИТ, оставили вопрос допуска к пациентам в тяжелом состоянии.
Из этого следует, что в посещении всегда могут отказать, сославшись именно на тяжесть состояния больного.
Есть также вопрос к пункту, который запрещает посетителям «препятствовать оказанию медицинской помощи». С одной стороны, все верно: нельзя мешать врачам делать свое дело, особенно когда стоит вопрос о жизни и смерти. С другой — не станет ли в глазах медперсонала само пребывание «посторонних» в палате таким «препятствованием» — а значит, и поводом к отказу в посещении? Тем более в правилах есть оговорка: навещать пациента можно с учетом в том числе «интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации». Без всякой конкретики, что под этим подразумевается.
Но точно важно помнить, что в больницах не могут выдвигать условия, которые выходят за рамки общих требований. Например, если от посетителей требуют иметь при себе справку об отсутствии инфекционного заболевания, речь идет об ограничении, о котором не сказано ни в одном из упомянутых выше актов. А следовательно, это требование явно выходит за общие рамки и может быть оспорено.
Кстати, как можно оспорить отказ?
Для начала стоит иметь в виду, что общие требования, которые вступили в силу по приказу Минздава, — это довольно компактный документ, в котором всего 11 пунктов. Их несложно запомнить, но юристы всегда советуют подобные документы выводить на печать и брать с собой туда, где есть риск встретить вольное обращение с законом.
Телемедицина: как она работает, можно ли ей доверять и дорого ли это стоит?
Если, как это часто бывает, отсылки к закону и подзаконным актам не действуют, сообщите намерение пойти к начальству, советует адвокат Екатерина Антонова из коллегии «Антонова и партнеры». Если это дежурный врач, говорите о том, что пойдете к руководителю ОРИТ; если перед вами он сам — что дойдете до главврача. «Большинство таких ситуаций разрешается на месте путем обращения к руководителю», — уверена адвокат. Однако, отмечает Степан Хантимиров из адвокатского бюро Asterisk, сам документ Минздрава все же оставляет вероятность, что и администрация больницы не пойдет вам навстречу, мотивировав отказ тяжелым состоянием пациента.
В этом случае надо быть готовым идти дальше. Фиксировать отказ больницы разрешать вам допуск к близкому человеку в реанимации и оспаривать его законность. Фиксация возможна двумя способами (а лучше обоими сразу). Во-первых, на телефон можно записать ваш разговор с медперсоналом и его руководством. Во-вторых, необходимо подать официальную жалобу главному врачу на нарушение права посещения родственников в реанимации — разумеется, со ссылкой на пункт 15 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, который дает вам такое право. Жалобу необходимо подать в двух экземплярах, на одном из которых в приемной главврача должны поставить отметку о том, что обращение принято к рассмотрению. Если в приемной этому препятствуют, снова доставайте телефон и фиксируйте это тоже.
«Все это потом можно приобщить к другой жалобе, которая будет направлена вами в вышестоящую организацию — скорее всего, это будет региональное министерство или департамент здравоохранения», — советует Екатерина Антонова.
Одновременно можно обратиться в Минздрав РФ (через сайт или по горячей телефонной линии в своем регионе). Есть также специальное надзорное ведомство в сфере здравоохранения — Росздравнадзор (также можно обратиться через сайт, по горячей линии 8 800 550 99 03 или воспользовавшись доступными способами связи с территориальным органом). Наконец, есть территориальный Фонд обязательного медстрахования и прокуратура.
Юристы сходятся во мнении, что общие рекомендации еще будут уточняться, в том числе нормативными актами регионов, в ведении которых находятся больницы. При этом важно понимать, что приказы региональных минздравов и депздравов могут только расширить права родственников, но никак их не сузить. Поэтому можно предположить, что с появлением первой правоприменительной практики по России еще прокатится волна прокурорских протестов и судебных споров. А среди юристов появится дополнительная специализация — сопровождение родственников, идущих в своему больному в ОРИТ. Но главное, что в нашей стране появилось закрепленное в законе право увидеться с близким человеком, попавшим на реанимационную койку.
Ваш близкий в реанимации: куда бежать и что делать?
Человек в реанимации как будто выпадает из нашего мира. К нему нельзя прийти, с ним нельзя поговорить, у него забирают телефон, одежду и личные вещи. Максимум, на что могут рассчитывать близкие – записка, переданная через медсестру. А вдруг человек без сознания? А если это ребёнок? Остаётся только ждать звонка от врача, да надеяться на лучшее.
Почему в больницах такие драконовские правила и как не сойти с ума от неизвестности? Отвечаем на самые частые вопросы о реанимации.
1. Он умрёт?
Не накручивайте себя и не впадайте в панику. Да, у вашей близкой проблемы со здоровьем. Да, это серьёзно. И всё же, если кто-то попал в реанимацию, это не значит, что он на волоске от смерти. Человека могут положить туда даже на пару часов – к примеру, после операции. Как только врачи убедятся, что его жизни ничего не угрожает, пациента переведут в стационар.
Прогноз зависит от тяжести состояния больного, от возраста и сопутствующих заболеваний, от врачей, от клиники и ещё многих и многих факторов. И, конечно, от удачи.
2. Что там происходит?
Врачам нужен доступ для аппаратуры, а у медсестёр должна быть возможность подмыть пациента – поэтому в отделении реанимации обычно лежат без одежды. Многие считают это неудобным и унизительным.
Лежать под одной простынёй бывает не только стыдно, но и холодно. И опасно для и так ослабленного здоровья. Существуют памперсы и одноразовое бельё, но это дополнительные расходы. А денег в государственных больницах всегда не хватает. Поэтому проще держать пациентов голыми. Если человек в состоянии ходить, ему могут дать рубашку.
Лежачих пациентов ежедневно обрабатывают жидкостью для профилактики пролежней, а раз в два часа – переворачивают. Тело тоже держат в чистоте. Стригут волосы и ногти. Если больной в сознании, он может делать это сам.
К пациенту в реанимации подключены системы жизнеобеспечения и отслеживающие аппараты. Его также могут привязать к кровати – чтобы в бреду он не повыдёргивал все датчики и не навредил себе.
3. Почему меня к нему не пускают?
По закону, врачи не могут не пустить вас в реанимацию без серьёзной причины. Если же туда попал ребёнок до 15 лет, родители и вовсе имеют право лечь в больницу вместе с ним. Но это в официальных бумагах, а на практике всё по-другому. У сотрудников больницы есть «классический» набор причин не пустить родственников: особые санитарные условия, инфекции, нехватка места, неадекватное поведение.
Правильно это или нет, вопрос сложный. С одной стороны, на Западе прийти к больному можно чуть ли не сразу после операции. Так спокойней и родственникам, и пациенту. С другой – на Западе и условия для этого подходящие: системы очистки воздуха, бактериальные фильтры, просторные помещения. Да и кто сможет гарантировать, что не грохнется в обморок, увидев близкого без сознания и всего обвешанного аппаратурой? Или не бросится выдёргивать капельницы и трубки? Такое тоже не редкость.
В общем, настаивать на посещении или нет – решать вам. Если персонал наотрез отказывается пускать вас, ссылайтесь на федеральный закон № 323 и обращайтесь к руководству клиники.
Соблюдайте все правила посещения: наденьте халат, маску и бахилы. Соберите волосы и захватите с собой антисептик для рук.
4. Чем я могу помочь?
Вы можете купить недостающие лекарства, средства для ухода («утку», например), или специальное питание. Можете нанять сиделку или оплатить консультацию специалистов со стороны. Узнайте у лечащего врача, есть ли в этом необходимость.
И у самого больного спросите, нужно ли ему что-нибудь. Дети часто просят принести любимые игрушки, взрослые – планшет или книги, пожилые – даже телевизор.
5. Как вести себя в реанимации?
Максимально спокойно. Не мешайте персоналу. Ваш близкий может лежать без сознания или странно себя вести. Он может необычно выглядеть или пахнуть. Из него могут торчать трубки и провода, а в одной палате с ним могут лежать раненые, тяжелобольные люди. Будьте готовы ко всему.
Выздоровление пациента во многом зависит от его настроя, а настрой зависит от вас – близких людей. Не рыдайте, не истерите, не заламывайте руки и не проклинайте судьбу. Разговаривайте с ним, как со здоровым. Не обсуждайте болезнь, пока он сам не поднимет эту тему. Лучше обсудите самые обычные, повседневные вещи: как дела дома, какие новости у друзей, что происходит в мире.
Если человек в коме, с ним тоже нужно общаться. Многие пациенты на самом деле слышат и понимают всё, что происходит, поэтому их тоже нужно поддерживать, гладить по руке и рассказывать последние новости. Исследования показывают, что это ускоряет выздоровление.
Если же пациент просит о встрече со священником, врачи обязаны пропустить его в палату. Это право обеспечивает статья 19 законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Навещать больных в реанимации можно будет по новым правилам
Минздрав разработал требования к посещению больниц
Не более двух посетителей одновременно могут войти в палату, при этом им придётся выключить мобильные телефоны и другие гаджеты. Сама больница должна не только создать условия для таких визитов, но и назначить работника, ответственного за их организацию. Такие правила содержатся в опубликованном 10 сентября приказе Минздрава.
На «человеческую помощь» имеет право каждый
Тема «родственники в реанимации» — неновая и довольно болезненная как для медиков, так и пациентов. В апреле 2016 года актёр Константин Хабенский, основавший благотворительный фонд помощи детям с тяжёлыми заболеваниями мозга, во время прямой линии с президентом Владимиром Путиным поднял тему режима палат интенсивной терапии. «Мне кажется, что все люди имеют право на человеческую помощь, попав в реанимацию, не только дети, но и взрослые», — отметил актёр.
После того разговора глава государства поручил Минздраву «организовать возможность посещений родственниками пациентов в реанимации». В мае 2019 года Госдума приняла разработанный парламентариями закон, обязавший клиники создать условия для посещения родственниками тяжёлых больных. До этого только главные врачи решали, разрешать ли посещение больных в реанимации, пояснил один из авторов инициативы, член Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко.
Согласно опубликованному приказу Минздрава, прийти к больному можно с его согласия. Если пациент в таком состоянии, что не может высказать своё решение, разрешение может дать руководитель структурного подразделения, дежурный врач или другое ответственное лицо. Посещение должно проходить с учётом состояния больного, интересов работников и других пациентов больницы и с соблюдением противоэпидемического режима. Навещать одного больного одновременно может не более двух посетителей, при этом препятствовать оказанию медпомощи им запрещается. При визите в медорганизацию посетители должны выключить или перевести в беззвучный режим мобильные телефоны и другие гаджеты. Нельзя навещать пациентов в инфекционных боксах и инфекционных палатах, а также во время карантина в больнице. Информацию о правилах посещения больницы разместят на своих сайтах и в общедоступных местах в самих зданиях.
Излишне жёсткие требования не нужны
То, что приказ Минздрава подготовлен только сейчас, не значит, что до этого нормы законодательства не действовали, подчеркнул в разговоре с «Парламентской газетой» член Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Круглый. «Закон исполнялся, но для этого принимались либо локальные приказы лечебных учреждений, либо нормативные акты региональных департаментов или министерств здравоохранения», — пояснил сенатор. Новый приказ позволит внедрить единые требования к посещению пациентов в больницах и реанимациях по всей стране — и это, по мнению парламентария, особенно важно сейчас, в период пандемии коронавирусной инфекции.
Утверждённая редакция документа оказалась более мягкой по сравнению с проектами, публиковавшимися в прошлом году. Там, к примеру, было требование обеспечивать визитёров халатами, бахилами и масками. В случае необходимости — мебелью. В исключительных случаях предлагалось предусмотреть возможность посещения пациента в любое время, включая ночное. При этом присутствие родственников, иных членов семьи или законных представителей запрещалось во время проведения в палате инвазивных манипyляций. Не попало в итоговый текст приказа и требование о том, что дальние родственники пациента, друзья, коллеги, знакомые могут навещать больного только в сопровождении его ближайших родных — отца, матери, жены, мужа, взрослых детей.
Излишние и чрезмерно жёсткие требования лишь затруднили бы подобные посещения, считает Владимир Круглый. «У нас огромная страна, разные медучреждения, как бы мы ни прописывали, к примеру, обязанность больницы обеспечить родственникам возможность находиться с пациентом в реанимациях длительное время, ночами — если в больнице нет такой возможности, нет для этого помещений, то и выполнить это предписание они не смогут. Изымать для этого палаты в ущерб другим пациентам тоже неправильно», — считает сенатор.
Ещё в октябре 2019 года Вероника Скворцова, занимавшая в то время пост главы Минздрава, признавала, что в большинстве российских больниц нет необходимых условий для размещения родственников. Особенно это касается региональных, центральных районных больниц. А условия для посещения реанимации созданы только в клиниках, которые строились в последние 15-20 лет, где есть достаточные площади. При модернизации первичного звена здравоохранения эти нюансы будут доработаны, сообщила Скворцова.
«Ещё когда мы обсуждали этот законопроект, было очень много непростых дискуссий: многие врачи не хотели, чтобы в реанимации находились родственники, так как в этот момент близкие пациента, как правило, находятся в тяжёлом эмоциональном состоянии и могут помешать проведению манипуляций», — рассказал «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин.
В каждой больнице, по мнению парламентария, на основании представленного приказа, будет прописан внутренний регламент и требования к таким посещениям за подписью главного врача. Эти документы будут отражать специфику того или иного медучреждения, так как «реанимация реанимации рознь: в травматологии это одно, а например, в онкогематологии — совсем другое», пояснил депутат. Важно, по мнению парламентария, что, согласно приказу, в больнице должен быть назначен ответственный за подобные посещения работник. В некоторых случаях нелишним будет провести с родственниками предварительный инструктаж — как правильно вести себя в реанимациях и чего там категорически нельзя делать, считает Говорин.
Реанимация: можно ли там видеться с родными, пользоваться телефоном и по-человечески сходить в туалет
Недавно в России впервые был подан иск на больницу, врачи которой не разрешили родным посетить пациента в реанимации. Мосгорсуд признал претензию людей обоснованной и обязал администрацию больницы выплатить им компенсацию.
Можно ли посещать белорусские реанимации? Какие условия пребывания там вызывают у людей вопросы? Почему за рубежом реанимационные палаты, как правило, рассчитаны на одного, а у нас на несколько человек? Разобраться в теме помогли врачи Городской клинической больницы скорой медицинской помощи Минска (ГКБСМП) и белорусские анестезиологи-реаниматологи, работающие в зарубежных клиниках.
Если почитать форумы и отзывы людей, побывавших в наших отделениях реанимации, больше всего вопросов у пациентов вызывают ограничение общения с родными, запрет телефонов, палаты без перегородок, когда человек вынужден справлять нужду на глазах у всех, отсутствие кнопок вызова персонала, полная зависимость от медсестры («если хорошая – будешь под присмотром, если не очень – можешь лежать в каловых массах»).
Посещения
Посещения пациентов в реанимации законом не запрещены. Поэтому сегодня каждая больница регулирует этот вопрос самостоятельно правилами внутреннего распорядка. Например, по правилам ГКБСМП родственники могут навестить пациентов в палатах реанимации с 12:00 до 13:00 и с 17:00 до 20:00.
Им выписывают пропуск, выдают санитарную одежду. Мы как раз застали такой момент посещения: кто-то помогал медсестрам посадить человека в кровати, кто-то кормил родного, кто-то просто стоял и держал близкого человека за руку, потому что тот еще не пришел в сознание.
Чтобы не возникало ситуаций, когда в одних реанимациях посещения разрешены, а в других людям отказывают без объяснения причин, нужен единый документ, который бы регламентировал общие правила для всех клиник, считают медики.
Перегородки
Вопреки обывательскому представлению в реанимациях лежат не только пациенты в коме, там находятся и люди в сознании. Поэтому этические моменты для них весьма важны. Наши реанимации – это палаты на 3–6 человек, в которых вместе находятся и женщины, и мужчины. Справлять нужду в утку при соседях крайне некомфортно. Точно так же неприятно, когда все видят, как тебя обтирают или меняют подгузник. Решить эту проблему могут перегородки между кроватями, туалеты для пациентов. В ГКБСМП такие перегородки есть – специальные легкие выдвижные штанги со шторками. Более того, после ремонта в палатах реанимации появились туалеты для ходячих пациентов.
В старых реанимациях туалетов нет, так же как и штанг с выдвижными шторками.
Телефоны
Телефоны в реанимационных палатах медики не разрешают и объясняют это тем, что пациенты бывают разные и лишний предмет в руках может представлять опасность. Кроме того, пациенты не всегда критически оценивают свое состояние и могут напугать родных своим звонком.
Кнопки вызова
В реанимациях люди ослаблены и порой не могут позвать медсестру, если нужна помощь. Обычно для этого у кроватей больных предусмотрены кнопки вызова персонала. Но они есть не во всех наших реанимациях, так как их наличие не является обязательным. Подразумевается, что медсестра не имеет права покидать свой пост и пациент находится под постоянным наблюдением персонала.
Пациент в реанимации подключен к аппаратуре, лежит под капельницей, часто с мочевым катетером, так как сам не может ходить в туалет. Поэтому он всецело зависит от медсестер и санитарок. И если их вдруг нет или они невнимательны и грубы, это очень сильно отражается на его эмоциональном состоянии. По мнению медиков, дело здесь больше не в халатности или отсутствии сердечности, а в сильной усталости медсестер и санитарок, которые дежурят в реанимации, как правило, целые сутки (с утра до утра) и выполняют много функций.
В мире проблему качественного ухода решают за счет расширения штата реанимаций. А как у нас?