терренкур в доу что это такое
Образовательные терренкуры на территории ДОУ
Елена Плохих
Образовательные терренкуры на территории ДОУ
Созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада уделяется сегодня особое внимание. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОУ, как правило, направлена на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде, предъявляемые ФГОС ДО, предусматривают такую организацию образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участках, которые будут обеспечивать не только двигательную, но и игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.
Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию ДОУ, могут стать образовательные терренкуры разной сложности.
Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.
Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.
Задачами образовательного терренкура являются:
— упражнение детей в основных движениях;
— развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;
— воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на природе, чувства коллективизма, взаимопомощи.
Маршрут терренкура разбивается на несколько «станций», которые имеют свое название и отличительные особенности.
Содержание терренкура зависит от выбранной тематики, времени года, погоды.
Воспитателями нашего ДОУ были разработаны и с помощью родителей организованы следующие «станции»:
«Станция асфальтных игр».
«Сад, огород» и «Азбука здоровья».
В пешие прогулки можно включить познавательные беседы, наблюдения за объектами природы, сбор природного материала, подвижные и дидактические игры, спортивные игры и упражнения.
Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одной «станции» к другой, дети проводят опыты, исследования, повторяют счет, составляют устные рассказы, изучают свойства растений, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры и игры на асфальте.
Такое игровое пространство способствует физическому,интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: дети учатся общаться с окружающим миром, у них развивается крупная и мелкая моторика, речь, координация движений.
Образовательные технологии формирования временных представлений у дошкольников В настоящее время педагогические коллективы ДОУ, реализуя ФГОС, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые позволяют.
Образовательные технологии формирования временных представлений у дошкольников В настоящее время педагогические коллективы ДОУ, реализуя ФГОС, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые позволяют.
Презентация «Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» «Технология проектной деятельности»ПРОЕКТ «Кто, если не мы?» Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников на музыкальных.
Образовательные программы для детей дошкольного возраста Введение Система дошкольного образования представляет гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, которые.
Кратковременные образовательные курсы «Сказкатерапия. Антикаприз». В дошкольном детстве формируется осознанное отношение к здоровому образу жизни. Данные образовательные курсы предназначены для детей среднего.
Современные образовательные технологии Отчет воспитателя МБДОУ детского сада № 16 станицы Губской С. А. Моторкиной об использовании современных образовательных технологий, соответствующих.
Современные образовательные технологии в ДОУ Современные образовательные технологии в ДОУ Тема: «Чудо – песок» В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют.
Современные образовательные технологии в ДОУ «Современные педагогические технологии в ДОУ». Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном.
Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королев МО детский сад №39 общеразвивающего вида «Солнечный.
Здоровьесберегающие образовательные технологии «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.
Образовательный терренкур как инновационная технология интеграции познавательного и физического развития дошкольника
Ульяна Кузнецова
Образовательный терренкур как инновационная технология интеграции познавательного и физического развития дошкольника
XXI век ставит перед нами много новых проблем, из которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья ребёнка. Приобщение детей к здоровому образу жизни – одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, которое позволяет человеку быть активным, добиваться успехов в различных областях деятельности.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Учитывая выше сказанное, одной из новых форм оздоровления в нашем Дошкольном отделении решили использовать образовательный терренкур.
Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп.
Территория дошкольного образовательного учреждения, по
которой проложено несколько пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.
Задачами образовательного терренкура являются:
• упражнять детей в основных движениях;
• развивать умение детей пользоваться палками во время скандинавской ходьбы;
• развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;
• развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;
• воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;
• приобщать детей к здоровому образу жизни;
• побуждать ребёнка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности
• заинтересовать и вовлечь родителей в проектную деятельность
• привлечь педагогов творчески подходить к оформлению участков, тогда среда сама будет побуждать детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества
Таким образом, мы используем терренкур как одну из составляющих работы по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, а так же для создания у них психологического комфорта и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения, тем самым решаем задачи воспитания и обучения.
Терренкур, входящий в образовательную и совместную деятельность в дошкольном отделении способствует закаливанию организма, а красоты природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервно-эмоционального напряжения.
Нами разработана карта на которой обозначен маршрут ходьбы.
Образовательные терренкуры педагоги проводят ежемесячно во всех возрастных группах. Их количество и образовательное содержание зависит от возраста и интересов детей, меняется лишь маршрут. На данном слайде представлен маршрутный лист для младшей группы.
Примерные варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки и возраста детей, их интересов, познавательного содержания станций; обсуждаются в процессе взаимодействия воспитателей и инструктора по физической культуре; далее согласовываются со старшим воспитателем. При переходе от станции к станции дети выполняют физические упражнения. Движение проходит по местности с разным углом наклона, что способствует повышению физической выносливости дошкольников. Оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников подбираются в соответствии с разработанными маршрутами с учетом интересов детей, времени года и погодных условий.
Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одной «станции» к другой, дети проводят опыты, исследования, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры, повторяют счет, составляют устные рассказы.
Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: он учится общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, координация движений.
Организация образовательного терренкура на территории ДОУ
Елена Малыхина
Организация образовательного терренкура на территории ДОУ
Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением образовательных центров, зон, островков с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.
Цель образовательного терренкура – организовать развивающую среду на территории ДОУ с помощью маршрутов по образовательному терренкуру.
Задачи образовательного терренкура:
– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;
–воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;
– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
Формы и методы реализации проекта:
обсуждение и проигрывание ситуаций;
экологические игры (дидактические, имитационные, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
инсценировки, театрализации и т. д.
1. Благоустройство территории ДОУ, преобразование развивающей предметно-пространственной среды
2. Создание условий для пеших прогулок по территории ДОУ;
3. Активизация у воспитанников выбора вида деятельности;
4. Снижение детской заболеваемости, приобщение к здоровому образу жизни, закаливанию;
5. Экологическое воспитание детей;
5. Формирование основ безопасного поведения на станциях терренкура, а также на дорогах, улицах, в быту.
Маршрут терренкура разбивается на несколько «станций», которые имеют свое название и отличительные особенности.
Содержание терренкура зависит от выбранной тематики, времени года, погоды.
В пешие прогулки можно включить познавательные беседы, наблюдения за объектами природы, сбор природного материала, подвижные и дидактические игры, спортивные игры и упражнения.
Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одной «станции» к другой, дети проводят опыты, исследования, повторяют счет, составляют устные рассказы, изучают свойства растений, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры и игры на асфальте.
Такое игровое пространство способствует физическому,интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: дети учатся общаться с окружающим миром, у них развивается крупная и мелкая моторика, речь, координация движений.
Воспитателями нашего ДОУ были разработаны и организованы следующие «станции»:
«Путешествие по сказкам»
«В гостях у лесной феи»
«Правила дорожного движения»
«Лесная аптека»/ «Азбука здоровья»
Отработка своей станции на участке.
2 этап –пиар компания:
Презентация педагогами участков для других.
Каждый маршрут имеет свою протяж нность и предполагает остановки в образовательных центрах. На карте маршруты обозначены эмблемами станций и цветом. Оборудование и оснащение этих центров сориентировано на каждую возрастную группу дошкольников. Образовательные маршруты между собой переплетаются, интегрируются. Каждый маршрут предполагает реализацию задач определенных образовательных областей.
Посещение участков групп по выбранному маршруту.
5 этап – вовлечение родителей в организацию терренкура на территории детского сада вне зоны групповых участков.
Маршрут №1. «Тропа здоровья», «Путешествие к лесной фее»,
Маршрут №2. «Сафари парк», «Центр отдыха», «Путешествие по сказкам» Эта станция предполагает остановку в беседке сказок или в специально организованном месте. Там воспитанники младших групп слушают любимые сказки, отгадывают загадки, а более старшие дети составляют рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи о данном времени года, с удовольствием участвуют в театрализации и драматизации.
Направление – речевое развитие дошкольников. Небольшой протяж нности, маршрут окрашен желтым цветом, начинается с аллеи писателей и предполагает остановку в беседке сказок. Там ребята слушают любимые сказки и художественные произведения, рассказывают знакомые стихи.
Маршрут №3. «Лесная аптека», «Метеостанция», «Полянка насекомых», «Морская лагуна» Направление развития детей – познавательное развитие. Маршрут окрашен красным цветом и предполагает путешествие по экологической тропе, остановку в познавательно-исследовательском центре, где дети экспериментируют, проводят опыты с песком, водой, воздухом, магнитами, интеллектуальный островок и конструкторское бюро.
Маршрут №4. «ПДД». На данной станции мы обучаем детей безопасному поведению, учим быть дисциплинированными, осторожными, наблюдательными, закрепляем правила дорожного движения на практике, играя в сюжетно – ролевые и дидактические игры с использованием выносных знаков.
Очень полюбились образовательные маршруты родителям, вечером они не торопятся домой, а расходятся с детьми по образовательным центрам и уголкам детского сада, а чтобы родители не сталкивались и знали, какой центр свободен, в детском саду есть стенд, где обозначены все образовательные центры с кармашками. Родители, прежде чем пойти в какой либо центр ставят карточку в кармашек с символом этого центра. Это значит, что центр занят. Самые востребованные образовательные маршруты у родителей и ребят № 1, №3, №5.
Маршрут №5 Социально-коммуникативное направление обозначен оранжевым цветом и начинается с ознакомления дошкольников с жилищем и основными предметами быта народов проживающих в Красноярском крае. Для этого на территории детского сада обустроено подворье с предметами утвари и быта народа. Так- же здесь проходят викторины, конкурсы, где ребята показывают знания народных пословиц, сказок, объясняют друг другу значение слов, рассказываю стихи. Это позволяет формировать интерес к литературному народному творчеству народов проживающих в Красноярском крае, воспитывать чувства патриотизма, любовь к малой родине.
Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, поэтому продолжается маршрут экологической тропой, где дети знакомятся с объектами живой природы Красноярского края проводят исследования, знакомятся с красной книгой Красноярского края
Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.
Фотоотчёт «Организация детского пикника на территории ДОУ» Фотоотчёт «Организация детского пикника на территории ДОУ» Летний оздоровительный период в дошкольных учреждениях в самом разгаре. Педагоги.
Метеоплощадка на территории ДОО На территории нашей образовательной организации есть современное оборудование «Метеоплощадка». Метеоплощадка погружает детей в мир исследований.
Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.
Организация воспитательно-образовательного процесса в младшей группе в период распространения коронавируса В напряжённый для всех организаций период, присмотр и уход за детьми в младшей группе осуществляется в соответствии с режимом дня младших.
План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.
Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО 1. В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе.
Образовательные терренкуры в ДОУ как условие гармоничного развития дошкольников
Боброва Ольга Петровна,
воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ города Новосибирска
«Детский сад № 281 комбинированного вида»
Рябцева Юлия Николаевна,
воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ города Новосибирска
«Детский сад № 281 комбинированного вида»
Образовательные терренкуры в ДОУ как условие гармоничного развития дошкольников
Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей.
Перед нами, как и перед всеми Вами, стоят такие вопросы: Как обогатить нашу прогулку? Как повысить познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Как часть образовательной деятельности вынести на улицу?
Решать все эти задачи в комплексе помогают образовательные терренкуры.
Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) – это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов.
Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.
Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.
Задачами образовательного терренкура являются:
– упражнять детей в основных движениях;
– развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;
– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;
– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;
– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
– формировать эстетическое восприятие дошкольников;
– приобщать детей к здоровому образу жизни;
– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
За последние годы территория детского сада преобразилась благодаря усилиям педагогов и родителей. Мы старались, чтобы среда стала проблемно насыщенной, приспособленной к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, открыта для изменений.
Для того, чтобы реализовывать технологию образовательных терренкуров, необходимо создать трансформируемую среду в соответствии с меняющимися интересами и возможностями дошкольников, а именно – разработать тематические «станции», макеты, зоны игр, подобрать необходимое оборудование и атрибуты.
Возможны различные варианты образовательных терренкуров. Маршрут должен включать в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород и другие возможные объекты на территории ДОУ и за его пределами. Это могут быть познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор природного материала, комплекс оздоровительных физических упражнений, театрализация, экспериментирование, различные виды игр. Сложность маршрутов и содержание зависит прежде всего от возраста детей, погодных условий, времени года, количества детей, образовательных задач. Если в младшей группе – это 2-3 станции с минимальным насыщением, то в подготовительной группе мы можем простроить терренкур за пределы детского сада, например, в парк «Березовая роща».
При прохождении образовательного терренкура мы оздоравливаем организм воспитанников, повышаем уровень их инициативы, самостоятельности, двигательной и речевой активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.
А чтобы вызвать у детей живой интерес, можно предложить им поучаствовать в составлении образовательного маршрута или создать собственную инсталляцию из бросового или природного материала.
Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие. Но если в своем творчестве пойти дальше, то можно задействовать и речевое развитие, и художественно-эстетическое. Все зависит от тематики терренкура и содержания деятельности на станциях.
Образовательные терренкуры должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Мы организуем их 2 раза в месяц. Это не требует серьезной дополнительной подготовки и финансовых затрат. Необходимо только желание и творческий подход педагога.
Перед проведением образовательного терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности, проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить. Напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно.
Мы предлагаем такие варианты станций:
Метеостанция: Здесь дети учатся наблюдать за изменениями состояния погоды, анализировать и делать выводы.
В зависимости от возраста детей меняются и усложняются задания.
Если младшая группа наблюдает за направлением ветра, то к подготовительной группе дети снимают показания с приборов, заносят в дневник наблюдений, сравнивают с предыдущими днями;
Мы используем оборудование как традиционное (термометр, компас), так и изготовленное из подручного материала совместно с детьми (дождемер, султанчики, флюгер, барометр, песочные и солнечные часы).
Станция «Внимательный пешеход»: На данной станции мы обучаем детей безопасному поведению, учим быть дисциплинированными, осторожными, наблюдательными, закрепляем правила дорожного движения на практике, играя в сюжетно – ролевые и дидактические игры с использованием выносных знаков.
Станция «Игры на асфальте»: Воспитатель или инструктор по физической культуре проводит подвижные игры на асфальте, на котором заранее нарисованы «классики», «змейки», «ходилки» с цифрами, буквами.
Вместе с детьми рисуем мелом, водой с использованием трафаретов, валиков, кисточек и природного материала.
Станция «Цветочная клумба»: Уточняем названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждаем к сравнительным высказываниям; обращаем внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитываем чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их.
Станция «Сказочная поляна: Эта станция предполагает остановку в беседке сказок или в специально организованном месте. Там воспитанники младших групп слушают любимые сказки, отгадывают загадки, а более старшие дети составляют рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи о данном времени года, с удовольствием участвуют в театрализации и драматизации.
Станция снежных или песочных построек: Учим детей строить снежные фигуры, украшать их. А потом обыгрываем их.
Станция «Островок размышлений», или «Клуб спорщиков»: представляет собой место, где стоят напротив друг друга лавочки, пенечки, которые используются как место для отдыха, так и для обсуждения возникшей проблемы или предложений по составлению дальнейшего маршрута.
Станция «Дело мастера боится», где организуется трудовая деятельность.
Станция «В гости к насекомым», cтанция «Огородная», cтанция «Экспериментальная», «Дыхательная», cтанция мыльного пузыря, cтанция настольных игр, cтанция народных игр и т.д.
Кроме терренкуров, проходящих по территории ДОУ, в нашей практике мы используем маршруты, которые выходят за пределы детского сада. Так с детьми подготовительной группы мы освоили образовательный терренкур по нашему микрорайону. Мы сходили к радиоколледжу, продуктовому магазину, к администрации Дзержинского района, к библиотеке им. Гоголя.
Другой маршрут был проложен до парка Березовая роща, где мы покормили белочек, выполняли задания, наблюдали за природными объектами. А по дороге туда и обратно наблюдали за машинами, пешеходами и повторяли правила дорожного движения.
Накануне 9 мая был проложен долгосрочный маршрут, посвященный празднованию Дня Победы: дети старшей и подготовительных групп участвовали в концерте, организованным ТОС «Гоголевский», возложили цветы к памятникам труженикам тыла, воинам погибшим от ран.
А от станции к станции мы с детьми передвигаемся, выполняя логоритмику, физические упражнения, речевки, преодолеваем препятствия.
Хочется подвести итог: развитие познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием образовательных терренкуров, на наш взгляд, повышает качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и самостоятельность.