терновый венец это что значит
Значение словосочетания «терновый венец»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:
и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу
О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отыграть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Терновый венок (венец) — история и значение
Святыня Франции
Собор Нотр-Дам-де-Пари — это сердце Парижа и всей Франции. До апреля 2019 года здесь находилась одна из важнейших святынь Христианства — Терновый Венок Спасителя. В первую пятницу каждого месяца здесь проходила торжественная процессия — для поклонения верующим выносился Терновый Венец. Эта святыня в равной степени почитается во всем христианском мире.
Что такое Терновый венок?
Терновый Венец Иисуса Христа — это венок из ветвей колючего растения. Венцом была увенчана голова Спасителя перед Его Крестной смертью.
«…Не из лавров и миртов был составлен венец для главы Спасителя Мира, Победителя смерти и ада, а из вовсе непригодных для венка ветвей палестинского терновника, с его длинными и острыми шипами, от которых увенчанная глава неизбежно должна была обагриться кровью. Само собою разумеется, что такой невиданный и уязвляющий венец, сам по себе, был тяжким поруганием для венчаемого им лица, не меньшим поруганием, чем была и возложенная тогда на Спасителя багряная риза, грубая подделка под царское облачение» (профессор Аким Алексеевич Олесницкий).
Завязав Иисусу глаза, воины били Его палкой по голове. После поругания римскими воинами над Спасителем Пилат вывел Христа перед народом. Но истерзанный Царь не вызвал жалости в сердцах собравшихся людей, они требовали Его распятия. Тогда Пилат согласился на их требование. Иисуса переодели в хитон, вывели за город и распяли на кресте. Иосиф Аримафейский снял тело умершего Иисуса с креста. Иосиф обвил плащаницей (длинной тканью) по иудейской традиции и положил в своей новой гробнице.
Терновый венец и Туринская плащаница: свидетельства Распятия
Во время Всемирной выставки 1898 года в Париж, впервые на обозрение была представлена Туринская Плащаница. Она получила такое название по месту своего нахождения — города Турин (Италия). Итальянский фотограф Секундо Пиа сделал снимки Плащаницы и оказалось, что она представляет собой негатив.
Пленка показывала отпечаток человека, некогда завернутого в это полотно. На теле можно было четко различить следы от ударов. Очевидны кровавые раны от гвоздей на запястьях и на ступнях, глубокая рана в боку. Также видна кровь, стекавшая от Венца по лицу. В истории человечества нет ни одного зафиксированного письменно случая, когда человек подвергся бы подобным травмам. То есть побоям бичами, ударами палкой, венчанию колючим венцом, распятию на кресте, прободению правого бока копьём.
Ни одного случая — кроме Крестной казни Иисуса Христа. Все эти страдания описаны Евангелиях, написанных в 1 веке после происшедших событий. Стоит заметить, что изображение на Плащанице — это не результат нанесения в ткань особых красителей. Изменение цвета Плащаницы связано с химическими изменениями молекул самой ткани. Это доказывает отсутствие участия обычного человека-художника в создании изображения.
Следы на Туринской Плащанице свидетельствуют о 33 ранах, причиненных Христу длинными шипами от Тернового Венца.
Терновый венок: символическое значение
Однако Венец остаётся Венцом в любом случае. Пришедший в мир Спаситель был и остался Царем (Евангелие от Иоанна, 18:37), Готовый претерпеть позор, оскорбление и боль ради спасения людей.
«Христос воспринял на Свою главу терновый венец, явив сим падение венца с головы диавола за одержанную над нами победу» (святитель Григорий Палама, 1296-1357).
После согрешения Адама и Евы, земля получила проклятие:
«…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе…» (Бытие, 3:17-18).
Римские солдаты неосознанно и непреднамеренно признак проклятия превратили в Венец Спасителя всех людей от этого проклятия.
«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Послание апостола Павла к Галатам, 3:13).
Для христиан Терновый Венец является символом того, кем был на самом деле Христос и что Он совершил в день Своей Крестной смерти.
«С одной стороны распятие — это историческое событие. А с другой — таинство, ибо оно ознаменовало победу Христа над смертью и воссоздание человеческой природы. Речь идет не о простом воспоминании исторического события, не о скорби из-за постигшей праведника несправедливости, но о триумфальной победе Иисуса над диаволом, смертью и грехом. Но этим таинственность распятия не ограничивается. Она распространяется на личное переживание таинства в жизни каждого верующего. Личное участие в страданиях и смерти Иисуса Христа в таинственном лоне Церкви и составляет величие таинства Христова Креста и Воскресения» (Митрополит Иерофей Влахос).
История венца как христианской религии
По одной версии, в начале 13 века константинопольский император Балдуин II отдал святыню в залог своим кредиторам, венецианским купцам. Другие источники сообщают, что Терновый Венец оказался трофеем крестоносцев, разграбившим Константинополь. Впоследствии он был выкуплен французским королем Людовиком IX. В 1239 году в 40 километрах от столицы король лично встречал Терновый Венец. Одетый в простую тунику и без обуви, Людовик IX нес святыню на своих плечах. По приказу короля специально построили капеллу Сен-Шапель, где Терновый Венец находился до начала Французской революции (1789-1799). Опасаясь уничтожения святыни во время беспорядков в Париже, Терновый Венок подвергся разделению на 3 части. Несмотря на опасности и суровые испытания, удалось сохранить их все. С помощью специальных скоб части Венца соединили вместе. С 1804 года святыня находилась в соборе Нотр-Дам.
Современная судьба Венца
Долгое время местом пребывания Тернового Венца был Собор Парижской Богоматери. Однако 15 апреля 2019 года в нем случился сильный пожар, причинивший большой ущерб зданию. Во время тушения огня пожарник обычной кувалдой разбил пуленепробиваемое стекло саркофага В нем находились святыни собора, в том числе и Терновый Венец. По словам пожарного, он почувствовал в себе невероятную «геркулесову» силу, позволившую спасти святыни. В настоящее время полуразрушенный собор закрыт и ждёт восстановления. Терновый венок находится на хранении в Лувре.
Терновый венок: интересные факты
В 19 веке для сохранности Тернового Венца был создан специальный футляр из хрусталя.
Шипы на Венце отсутствуют. Они еще в 10-13 веках были разосланы по различным христианским храмам и монастырям всего мира.
Сохранились свидетельства о ежегодном распускании зелёных листочков Венца на рубеже 12-13 веков. Николай Месарит, ризничий константинопольского храма Богородицы Фароса, в 1200 году составил описание Тернового Венца:
«Первым для поклонения предлагается терновый венец. Ещё зеленеющий, цветущий и остающийся нетленным, так как был причастен к бессмертию от прикосновения главы Христа. На вид он негрубый, при прикосновении не колючий, выглядит благоцветным, и если можно было бы дотронуться – гладкий и нежный».
Терновый венец
Выражение «терновый венец» является символом мученичества и страданий. А еще означает тяжелое бремя и несправедливое наказание.
Это библейское выражение мы находим в Евангелии.
Процитируем Евангелие от Марка:
« А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! »
После суда над Христом Понтий Пилат передал Иисуса воинам для бичевания и распятия. Воины, желая унизить и осмеять Христа, одели Его в багряницу, возложили венец из колючего т ёрна на Его голову, и дали трость, как скипетр – символы царской власти и достоинства. Воины подходили ко Христу с притворными и насмешливыми изъявлениями почтения и преданности, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский». За этим следовало шествие на Голгофу и распятие.
Терновый венец у евангелиста Марка, у Луки и Матфея называется венцом из тёрна. Растение, использованное для сплетения венца, было гибким, с большим количеством мелких игл и росло повсюду в Палестине.
Святитель Иоанн Златоуст так комментирует поступок воинов: «До того они были жестоки и неукротимы, что из оскорблений, наносимых Христу, делали себе удовольствие. Им надлежало удержаться от этого, надлежало плакать по примеру народа; но они не делали этого, а напротив, оскорбляли Его, нападали на Него нагло, может быть, желая тем угодить иудеям, или делая это только по своему злонравию».
Выражение «терновый венец» стало символом страданий и мученичества, которые претерпел Христос перед казнью. А принять мученический венец означает сознательно обречь себя на муки.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
В чем смысл и значение тернового венца?
После судебных разбирательств над Иисусом и бичевания, но перед Его распятием, римские солдаты, «сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Матфея 27:29; см. также Иоанна 19:2-5). Хотя это было крайне болезненным, терновый венец был скорее ради издевательства, чем принесения боли. «Царя Иудейского» избивали, оплевывали и оскорбляли предположительно рядовые римские солдаты. Терновый венец стал завершением их издевательств, они превратили символ королевской власти и величия – венец – в нечто болезненное и унизительное.
В терновом венце содержится еще один символ. Когда Адам и Ева согрешили, принеся в мир зло и проклятие, часть проклятия человечества заключалась в следующем: «…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе…» (Бытие 3:17-18). Римские солдаты неосознанно взяли объект проклятия и превратили его в корону для Того, Кто должен был избавить нас от этого проклятия. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Галатам 3:13). Терновый венец стал прекрасным символом того, кем был Иисус и что Он совершил.
В чем смысл и значение тернового венца?
Терновый венец Иисуса Христа: значение в христианстве
В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится Терновый венец Иисуса Христа – терновник с острыми шипами был возложен на голову Спасителя, усугубляя Его мучения.
Терновый венец Иисуса Христа: значение и история
Терновый венец – одно их оружий, которым издевались над Христом римские воины. Об этом написано у трех из четырех Евангелистов:
«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29)
То есть, римляне сплели Ему венец именно затем, чтобы унизить, а не только ради боли. Все атрибуты этого момента свидетельствуют о том, что над Господом смеялись, это было такое развлечение. Плевали ему в лицо, били по голове, надели багрового цвета верхнюю одежду, дали в руки трость, короновали венцом – изображая жалкое подобие атрибутов земных царей, — и смеялись над Царем, который сотворил и небо, и землю, и их самих. «Радуйся, Царь иудейский». Что может быть обиднее и подлее. Словно сам сатана развлекался вместе с ними, и солдаты, сами того не понимая, упивались дьявольским весельем, сделав из обыденных для них пыток, которые были положены для всех, кого вели на распятие, — наслаждение. Это была крайняя степень поругания, словно опасаясь упустить хоть что-то, возложили терновый венец – как заключительный штрих к невыносимой тяжести мучений.
Но христиане верят и твердо знают, что Бог перетерпел такие страдания ради нас, чтобы спасти и научить всякой добродетели. Очень полезно помнить об этом чаще: как можно обижаться, зная это? Как оставаться черствым и надменным, когда ты видишь Его Таким, заставленным терпеть невыразимые муки – тут и камень станет как теплый воск.
Где хранится терновый венец Иисуса Христа
Одна из величайших святынь христианского мира находится в красивейшем месте. Славный город Париж хранит святыню в великолепном готическом Соборе парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари). Не многие знают, что кроме знаменитых витражей и химер, скрытая от посторонних глаз, здесь находится святыня такой величины, что перед ней меркнут все достижения поистине шедеврального готического искусства. Что и говорить, даже не все парижане знают об этом.
До X века Терновый венец Христа, как и большинство христианских святынь, хранился в Константинополе. После захвата латинянами он оказался в венецианском банке. В 1238 году король Людовик IX выкупил святыню из банка, куда ее поместил под залог латинский завоеватель Византии Балдуин II, за половину годового дохода всей Франции – 135 тысяч ливров. Он встретил Венец за 40 км от Парижа и, сняв королевские регалии и обувь, нес ее на плечах. За его любовь к Богу Людовика IX прозвали Святым.
Во время революции святыню, пытаясь спасти от обезумевшего Парижа, разрезали на три части. Все они уцелели. Венец помещен в футляр из хрусталя с золотым орнаментом, по уровню разрезов находятся непрозрачные скобы.
Спаситель в терновом венце: икона
Икона Спасителя в терновом венце пришла в православную культуру из католической церкви, где это изображение было очень популярным и начало распространяться еще в 13 веке, сразу после покупки Людовиком IX. В русской иконографии образ появляется после реформ Петра I и усиливается в 19 веке. У христиан пользуется популярностью эмоциональный портрет Христа в венце «Се человек», написанный Гвидо Рени в 17 веке. На нем Христос изображен с поднятой чуть наклоненной головой, с закатившимся взором. Изображение передает момент физической боли, телесных страданий Спасителя.
Терновый венец Иисуса Христа напоминает нам каждый раз о том, как мы можем помочь себе быть снисходительней по отношению к другим людям. Ведь стоит только задуматься над глубиной пережитого Спасителем и смыслом всех этих страданий, как становится очевидным – христианство не может быть выдумано. Это просто нельзя придумать. Невинный взял на себя все раны мира, чтобы искупить виновных. Безгрешный пришел на землю, чтобы искупить от греха и смерти. Вся современная культура, известные нам ценности, понятие свободы, человеческого достоинства – все, что дорого для современного прогрессивного человека – все это родилось из христианства. Как часто мы вспоминаем об этом?