там королевич мимоходом пленяет грозного царя что значит
Мировоззренческие образы в творчестве А.С. Пушкина
Многим из вас знакомы имена Вышних Небесных Богов, таких как: Сварогъ, Свентовитъ, Перунъ, Велесъ и Богинь: Лады, Царасвати (Царицы Света), Перуницы, Макоши, а также, множество других образов Всевышнего, которые воспринимаются как Лики Рода-Прародителя и Живы (Рожаны) Богородицы.
Вселенское проявление Рода-Прародителя во всех трёх мирах: Нави, Яви и Прави, начиная с Вышних Родовых Богов и заканчивая нами, людьми (учитывая и служебных духов Природы) именуется Древом Рода или Родовым Древом.
Образ Родового Древа отражён в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там Русский Дух. там Русью пахнет!
Если воспринимать Родовые Образы, отражённые в поэме Александром Сергеевичем не на суетно-бытовом уровне, а видеть их духовную суть, то раскрывается более глубокий смысл Родобожия – ВеРы Славяно-Арийского Рода.
Итак: У Лукоморья дуб зелёный.
В мире Яви «дуб зелёный» означает единство воплощённых в этом мире родичей, объединённых в семью, племя, род, народ и мир (зелёный значит – живой).
«Дуб зелёный» мире Нави это совокупность душ умерших родственников, живущих в Нави.
В мире Прави «дуб зелёный» означает Мировое Родовое Древо, уходящее своими корнями за пределы нашей Вселенной, ветвями – проникающими во все пространственно-временные измерения и кроной охватывающей бытие Яви, Нави и Прави.
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный:
«День и ночь» во всех трёх мирах: Яви, Нави и Прави это «Дни и Ночи Сварога» – периоды проявления и исчезновения вселенной.
В мире Яви «Кот учёный» это проявление Ора (Праха, Яйцехоре): заархивированного опыта всех Живатм, хранящегося в Инглии, возникшей из отделившегося от Всевышнего Прародителя света РА.
«Кот учёный» в мире Нави это Бог Смерти Яма, обеспечивающий соблюдение Правил причинно-следственных связей.
В мире Прави «Кот учёный» это Чернобогъ – отделяющий Инглию от Изначального Света.
Всё ходит по цепи кругом:
В мире Яви «Кот учёный» обеспечивает исполнение традиций.
Бог Яма в мире Нави – следит за соблюдением Правил причинно-следственных связей (Кармы).
В мире Прави Чернобогъ архивирует весь опыт, накопленный Живатмами.
Идёт направо – песнь заводит:
В мире Яви это вознесение славы Богам мира Прави.
В мире Нави это движение от настоящего к будущему.
В мире Прави это образование будущего (Рока и уроков) в соответствии с отношением живых существ к своим поступкам, совершаемым ими в настоящем.
Налево – сказку говорит:
В мире Яви это использование опыта Предков, почерпнутого из сказаний и былин.
В мире Нави это духовная связь с Предками.
В мире Прави это процесс образование Инглии.
Там чудеса: там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Леший – это душа леса (совокупность сознаний всех живых существ этого леса). В народе его называют дедушкой Берендеем, т.е. тем, кто оберегает лес и печётся о благе существ, живущих в нём.
В мире Яви он обычно проявляет себя через самое крупное животное этого леса, хотя может проявится через любое живое существо.
В мире Нави он выглядит как энергетический вихрь, подобный торнадо. Будучи служебным духом Природы, Леший подчинён Богам-хранителям этого леса.
Русалка (так же, как и Леший) – это существо Светлой Нави, служебный дух Природы.
В Ведах сказано, что на этой Земле (планете) обитает 8 миллионом животных и 400 тысяч человеческих форм жизни. Они обитают в мирах: Яви, Нави и Слави (Светлой Нави). Ныне для большинства людей эти миры являются неведомыми дорожками, а существа этих миров – невиданными зверями.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
В мире Яви данный образ олицетворяет наше тело, из которого мы должны научиться осознанно выходить, чтобы уметь переносить своё внимание в иномирье.
Отсутствие окон и дверей объясняется тем, что в соответствии с Ведами наше тело в мире Яви представляет собой девятивратный град, врата которого – это девять его отверстий.
В мире Нави наше Жарье тело имеет форму шара без каких-либо отверстий.
В мир Прави мы попадаем лишь после преобразования всех своих тел и оболочек в Светье тело (вневременное и внепространственное Световое тело).
Там лес и дол видений полны;
Лес – это переход (от слова лезть) в иномирье, дол – пространство, наполненное непривычными образами для большинства современных людей.
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
В данном случае речь идёт о духовно-медитативной практике переноса своего внимания в иномирье. Веды рекомендуют делать это на заре (за 1 час 45 минут до восхода Солнца). Поэтому успешный результат такой практики называют озарением. Для достижения озарения требуется остановить деятельность ума и добиться «пустоты мыслей».
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Здесь имеются ввиду Боги-Управители Звёздных Чертогов ближнего космоса, передающих бразды правления друг другу в течении календарного месяца.
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Эти строки показывают овладение Живатмой информацией, заключённой в яйцехоре.
Яйцехоре – оплодотворённая Живатмой агга – частица праха; «семя дьявола» в каждом существе. Является источником саморазрушения и страданий. Яйцехоре, одухотворённое Живатмой, преобразуется в Светье тело Живы. При этом Жива становится Параматмой. Если этого не происходит, то яйцехоре преобразуется в каррох – демоническую материальность, т.е. таким образом увеличивает прах.
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
Тут наоборот, образ раскрывает процесс образования причинной материи (совокупности опыта всех существ всего Мироздания). Именно для этого демонические существа похищают и архивируют духовный опыт героев.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Царевна – это Живатма, находящаяся в оковах материального мира. Бурый волк – это её Дивье тело (душа).
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
В древнерусском языке «Баба» означает «уважаемая». Поэтому на востоке при обращении к уважаемому человеку до сих пор используют слово «Бабай». Яга – Баба, владеющая Йогой и умеющая совершать Ягью – огненное жертвоприношение Родным Богам.
В мире Яви ступа – это образ космолёта. В мире Нави – это Жарье тело.
Там царь Кощей над златом чахнет;
Речь идёт о деятельности демонических существ по сжатию, уплотнению различной информации для образования Причинной Материи (Инглии).
Там Русский Дух. там Русью пахнет!
Всё мироздание заселено потомками РАСЫ – Русским народом. Поэтому всё три мира Явь, Навь и Правь называется Русью.
Осознавая духовную суть Родового Древа необходимо учитывать, что оно состоит не только из нас с Вами и наших Родственников, живущих на планете Мидгардъ (Срединная Земля) в Мире Яви. В Древо Рода входят и наши Родичи, живущие в Явном мире на других планетах нашей Вселенной.
Осознав это, надо включить в образ Родового Древа, также, наших Богов и Предков, живущих в Мирах Нави, Слави и Прави во всей Вселенной. При этом необходимо учесть, что в заповеданный срок наши Предки, души которых живут в мирах Нави и Слави, рождаются в наших семьях в качестве наших потомков.
Все наши Родственники имеют свой духовный опыт, передаваемый от более старших Родичей – Богов и Богинь, к более младшим – нам, людям.
Поэтому, основой мировоззрения Славяно-Ариев является их Родовой Опыт, то есть ВеРа. Чем Родовое мировоззрение отличается от мировоззрений других народов? Это главный вопрос, на который Вы должны себе правильно ответить, ибо этот ответ является основой Родобожия – ВеРы наших Предков.
Слово ВеРа означает Ведание Ра – Изначального Света Всевышнего Прародителя. Суть Родобожия, то есть ВеРы, изложена в Ведах. Веды дарованы нам, людям, самим Всевышним Прародителем через заповеди своих старших детей – наших Родовых Богов и Богинь.
У Славяно-Ариев есть ВеРа Рода – Родобожие. Суть Родобожия – осознание единства во множестве. Поэтому, любая религия является лишь отражением Веры на сознание людей и народов в соответствии с их эволюционным уровнем развития, с их языком, культурой, обычаями и всем образом жизни.
Грозные цари А. С. Пушкина
«И бросили корабельщики сходни на берег, а Бова остался на корабле.
И король Зензевей Адарович послал спросить, что за корабль пришел, откуда гости и с каким товаром. Посыльные же, придя на корабль и увидев Бову на корабле, не могли на его красоту насмотреться и забыли спросить, из какого царства корабль и из какого города гости с товарами.
И тогда король Зензевей велел седлать коня, сам поехал к кораблю и увидел: на корабле ходит отрок очень красивый. И забыл он и сам спрашивать, откуда корабль. Начал он просить гостей продать ему отрока: «Гости-корабельщики, продайте мне отрока, возьмите у меня 30 ведер золота».
И корабельщики сказали: «Государь король Зензевей Адарович! Нельзя нам того отрока продать, так как он наш общий работник». И король Зензевей им сказал: «А если он ваш общий работник, то продайте его мне за 30 ведер золота, да торгуйте в моем царстве безданно-беспошлинно; а если не продадите, то вам из моего царства живым не выехать и впредь мимо моего царства вашим кораблям не ходить».
И гости-корабельщики Бову продали, и взяли за него 30 ведер золота.
И Бова сказал: «Государь мой, Зензевей Адарович! Я рода не царского и не королевского, я рода христианского, сын пономаря, а мать моя прачка».
И король Зензевей сказал: «А коли ты, Бова такого худого рода, то служи у меня на конюшне, будешь старшим конюхом». И Бова поклонился своему государю и пошел на конюшню. А от роду Бове тогда было семь лет.»
Выросли же эти строчки «Лукоморья» из юношеской эпиграммы на Н.М.Карамзина, которую во взрослом возрасте Пушкин не признавал.
Послушайте, я сказку вам начну
Про Игоря и про его жену,
Про Новгород и царство Золотое,
А может быть, про Грозного царя.
И, бабушка, затеяла пустое!
Докончи нам Илью-богатыря.
Вот эта рифма «Грозного царя-богатыря» перешла во Вступление к «Руслану и Людмиле»:
Исторические знания в строках Пушкина (часть 1)
Автор заинтересовался этим. Вначале была использована ассоциативная и интуитивная логика, для выставления ориентиров, потом большая работа по проверке предположений (одних только карт просмотрено более 13 000 штук, не говоря уж о текстовых источниках, которые найти всё-таки легче, чем карты).
И сразу, первым же шагом, обнаружено:
и так далее, шаг за шагом, стал разматываться запутанный клубок Злонамеренных Искажений нашего Сознания. По-этому было решено использовать эти 35 строк, как путеводную нить.
Возникает вопрос, а неужели молодой Пушкин был настолько » посвящён » в тайны, что смог зашифровать столько информации?
К сожалению, мы очень мало знаем РЕАЛЬНОЙ информации об Александре Сергеевиче Пушкине. Из-за его работы в «контрразведке» большое количество информации о нём просто сокрыто или искажено. По-этому, предположения Автора насчёт причин возможного серьёзного второго смысла такие:
Начало Изложению было положено на эстонском форуме, при очень сильном противодействии. Первая статья подготовлена по материалам форума, и в некоторых местах Статьи могут возникнуть непонимания логических переходов, из-за неполного контекста реальной ситуации на форуме. Просим сообщать нам о таких местах.
(А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»)
Попробуем понять, что это может значить.
Около местности с названием Лукоморье находится мощный Духовный Центр с древними Рунами и летописью Реальных событий.
В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин упомянул реально существующее место на Земле: Лукоморье.
Посмотрим внимательно на карту (Europa, ad magnae Europae Gerardi Mercatoris-Amsterdam-1628):
Учтите, она составлена нашими врагами, и здесь используется приём, который мы ещё не раз увидим:»Не верь глазам своим, а верь тому, что мы написали»
Золотая Баба, идол, как написано на карте.
ИДОЛ, которому поклонялись дикари в звериных шкурах. Ну-ну. Какой-то идол, а известен во всей Азии и во всей Европе.
— а что такое Матриархат?
Вот и некоторые скульптуры, у кого какие, но с одним подтекстом:
Почему мы ничего о своей ВЕЛИКОЙ летописи не знаем?
Причём при всех «правителях», включая современную Клику Кремля.
Значит, правдивую информацию можно найти там, где её не было смысла прятать, правда?
Какие строки пройти между делом?
Почему вообще можем говорить о том, что кроме Златы Бабы, там есть ещё что-то более важное? Мы же знаем, что вся Западная Сибирь (и не только) полна подземных городов, храмов, многокилометровых ходов. Да и Алтай, и Тибет, ещё полны разрушенных центров, у которых не вскрыты нижние этажи подземелий и пещер.
И тут мы имеем ЦЕНТР, расположенный в системе пещер и подземелий. Кто в этом Центре?
А.С.Пушкин: «Там Царь Кащей над златом чахнет».
Перевод: «Там Главный Кощун Сомати охраняет золотые носители».
И опять кстати легенда о Древнем Каме.
А.С.Пушкин: «Там королевич мимоходом
пленяет грозного царя;»
Тогда идёт следующая пара:
Из России, где пьянство и курение считается грехом и подлежит наказанию, оставив любимую жену (царицу Евдокию, но переписываясь с ней), оставаясь в прекрасных отношениях с наставником Гордоном и другом Лефортом (с их подачи Пётр едет «инкогнито»), уезжает Пётр Первый под фамилией Михайлов. Молодой (26 лет), здоровый, с родинкой на щеке, очень образованный знает математику, астрономию, военно-инженерное дело, поражает собеседников своими знаниями.
В посольской команде, состоящей из русских.
В посольской команде состоящей из одних иностранцев (кроме Меньшикова).
А в это время в Бастилии (в 1698) году появляется «Железная Маска», под фамилией Marchiel.
Портрет царя Петра в 26-летнем возрасте кисти Кнеллера:
Родинка на носу просматривается отчётливо, особенно при увеличении.
Ни в одном из последующих портретов родинки нет, а лицо другого человека, как, например, на портрете кисти Ивана Никитина, написанного в 1720-е г.:
А это портрет Петра на смертном ложе тоже И.Н.Никитина 1725 г. Как видите, родинки нет:
Что начинается после возвращения Петра Великого?
А Меньшиков стал Князем Русской и Римской Империй:
Перед переходом к следующей части, может кто-нибудь хочет поучаствовать?
«А бурый волк ей верно служит»
«Там о заре прихлынут волны»
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»
Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый», знакомо многим. Этот отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», проходят в школьной программе, да и просто читают детям. Красота слова и необыкновенные чудесные персонажи сказок оживают в этих пушкинских строках. Но и это стихотворение требует некоторого объяснения. В данной статье вы ознакомитесь с полным анализом стихотворения «У лукоморья», а также с кратким анализом по плану.
Текст стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Краткий анализ стиха «У лукоморья» Пушкин А. С.
Известный всем с детства текст «У лукоморья дуб зеленый» — это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Написаны они были, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, которые она рассказывала Пушкину, есть такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет –песни поет».
Из этих строчек Пушкин сначала написал эпиграф к тетради, в которой записывал сказки, а уже потом переделал их в пролог к поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога про Лукоморье был впервые опубликован во втором издании поэмы в 1828 г. А поэма стала как бы одной из сказок волшебного кота.
И как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным художественным произведением. Которое все мы с радостью и удовольствием учим в начальной школе и рассказываем своим детишкам, укладывая их спать. Ведь согласитесь, что нет для малыша более выразительного сказочного представления, в котором каждая строчка является кусочком волшебной мозаики.
Ослепительно яркие кусочки которой, несмотря на малый размер, сами превращаются в маленькие сказки про русалку, бабу ягу, прекрасных витязей и многое-многое другое. И являются окошками в те большие сказки, из которых они пришли. А все стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором немедленно хочется оказаться.
Стихотворение «У лукоморья» – анализ по плану
Вариант 1
Хрестоматийное произведение А.С. Пушкина — стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» дети узнают задолго до школы, потому что простой слог и обилие сказочных образов делают его легко запоминающимся. Произведение можно найти в любом списке литературы, рекомендованной к прочтению еще для малышей.
Композиция и жанр
Композиция отрывка напоминает структурой народную сказку. Четко выделяются основные части: присказка с описанием лукоморья и ученого кота, основная часть с перечислением сказочных героев и классическая сказочная концовка «..и там я был, и мед пил..».
Форма сказки обусловлена тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» является прологом к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Поэма наполнена волшебными событиями. Поэтому и начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. У А.С. Пушкина был огромный запас фольклорного материала, потому что он был воспитан на русских народных сказках.
Его няня Арина Родионовна знала несметное количество сказов, легенд, поверий, былин, в которых была собрана настоящая сокровищница русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич попытался наиболее точно воплотить все услышанное в сказках.
«У Лукоморья дуб зеленый» начинается описанием волшебного пейзажа сказочной страны, где будут происходить события поэмы. Становится понятно, что волшебная страна находится у моря. Воображение читателя представляет нависающий над стихией многолетний дуб с золотой цепью. И центральной фигурой предстает ученый кот, который рассказывает сказки. Это обобщенный образ рассказчика во всех русских народных сказках, среди которых Боян, Садко и другие.
После введения в место событий автор рисует чудеса, которые постоянно происходят в волшебной стране. Леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Все персонажи изображены на фоне российских пейзажей, которые четко видны в описанной поэтом природе.
Среди перечисленных сказочных событий — указание на одну из самых запоминающихся картин поэмы: «..колдун несет богатыря..». Данный факт говорит о фольклорном происхождении сюжета поэмы. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор утверждает: «Там русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности картины, поэт употребляет традиционную сказочную концовку «..и я там был..»
Размер
Написано произведение четырехстопным ямбом — одним из самых популярных размеров для лирики 19 века, который придает стиху размеренность и подчеркивает повествовательный характер поэмы.
Образы русской мифологии
Стихотворение насыщено изображением сказочных героев. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует олицетворения: кот «песнь заводит», ступа с Бабою Ягой «идет, бредет сама собой», бурый волк «служит».
Самая запоминающая метафора стиха говорит о том, что у Лукоморья «Русью пахнет». Это главный акцент пролога. Также у Лукоморья лес и дол «видений полны». Эта строка несет метафорический смысл и одновременно является частью стилистического художественного приема — анафоры.
Автором использованы многочисленные эпитеты. Вот некоторые примеры: «на неведомых дорожках», «невиданных зверей», «витязей прекрасных».
Особого колорита придает использование дрвнерусских слов: брег, злато, чахнет, чреда.
В сроках использованы образы русской мифологии: Баба яга, Кащей, витязи, колдун. Но эти персонажи передают общую картину Руси. Богатыри олицетворяют мощь русской земли, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность. С их помощью поэт концентрирует внимание читателя на изображении Родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда его вдохновляли.
Вариант 2
Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» было написано Пушкиным в 1824–25 годах. Более точная дата этого произведения неизвестна. Оно является вступлением к сказочному сочинению «Руслан и Людмила». Этот отрывок так полюбился читателям, что отпочковался от основного произведения и стал самостоятельным стихотворением.
Вступление в поэме-сказке «Руслан и Людмила» было навеяно Пушкину сказками няни, которые она рассказывала поэту долгими зимними вечерами во время его ссылки в Михайловское. Дуб тот рос на берегу моря в уютной бухте – лукоморье. Это старорусское слово. Лучшего места для кота-сказочника не найти. Поэт говорит читателям о том, что сказку о Руслане и Людмиле рассказал ему кот ученый. Да и где как не в бухте, можно увидеть, как
…На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Во вступлении нашли отражение и другие сказки, которые поведала поэту его няня. Впоследствии, Пушкин написал в стихах все эти сказки. Их героев он вскользь упомянул и во вступлении к «Руслану и Людмиле». Через строки этого стихотворения Пушкин вводит читателя в особый, волшебный мир. Основная идея вступительного стихотворения к поэме заключается в стремлении поэта подчеркнуть сказочность, и в то же время, народность произведения.
Композиция и строение стиха в стихотворении
В анализе стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» необходимо упомянуть о своеобразном построении этого произведения. Композиция пролога к поэме двухчастная. При этом первая часть как бы окольцовывает вторую. То есть первая часть служит началом и концом произведения, а вторая часть – его серединой. В стихотворении есть и лирический герой – его автор, которому кот ученый (еще один герой произведения) рассказывает волшебные сказки. Классический стихотворный размер четырехстопный ямб делает астрофический стих напевным, плавным.
В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертая строфа выбивается из принятого Пушкиным строя. В ней 6 строк: первая и вторая строки – смежная рифма, третья и шестая – перекрестная, четвертая и пятая – смежные. Пятая строфа состоит из 5 перекрестно зарифмованных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующая строфа – четверостишие со смежными рифмами. Далее следует двухстрочная строфа, и завершается произведение четверостишием с кольцевой рифмовкой.
Средства художественной выразительности
Стихотворение становится динамичным благодаря обилию глаголов: ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несет, тужит, служит и др. В нем много образов, но упоминаются они, как бы вскользь. Пушкин показывает, таким образом, о ком, какие сказки рассказал ему кот ученый.
Сказочность, обособленность мира лукоморья, о котором рассказывает поэт, подчеркивается эпитетами неведомый, невиданных. Эти и другие эпитеты играют роль художественных определений, помогают ощутить цвет и форму предметов и событий, помогают читателю представить себе происходящее. Эпитеты – зеленый, златая, ученый, на курьих, песчаный и пустой, бурый.
Старославянизмы – златая, курьих, брег, чредой переносят нас в далекое прошлое, когда жили герои сказок и поэмы «Руслан и Людмила».
В описании витязей, выходящих из моря, используется аллитерация, подчеркивающая шум волн:
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны.
Глубокий смысл заложен Пушкиным в словах: «Там русский дух… там Русью пахнет!» Что же это за русский дух? Это природа, очарование каждого времени года в отдельности, и любовь к ней. Это быт, культура русских людей – необыкновенная, самобытная, дающая русскому человеку силы выстоять в любых бедах; это русские сказки и сказания, которые учат добру и порядочности, это христианская вера, призывающая к терпению, смирению и любви. Вычеркните все это из жизни русского человека, и он будет деморализован.
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»
«У лукоморья дуб зеленый…» — строки, знакомые каждому с детства. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Пушкиным в 1820 г., но вступление он дописал в 1825 г. в Михайловском. За его основу поэт взял присказку Арины Родионовны.
Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.
Пушкин начинает свою поэму описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса. «Кот ученый» символизирует древнего автора-сказителя, который знает невероятное количество сказок и песен. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и пока еще неодушевленная избушка на курьих ножках.
Постепенно перед читателем возникают и более значимые герои. Среди неясных видений появляются могучие «тридцать витязей» во главе с Черномором, символизирующие военную силу русского народа. Главные положительные персонажи (королевич, богатырь, царевна) пока еще безымянны. Они являются собирательными образами, которым предстоит воплотиться в конкретной сказке. Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба-Яга и Кащей Бессмертный, олицетворяющие зло и несправедливость.
Пушкин подчеркивает, что весь этот волшебный мир имеет национальные корни. Он непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события (подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости) являются отражением реальной жизни. Сказки – это не только выдуманные для развлечения истории. Они по-своему освещают действительность и помогают человеку различать добро и зло.
В финале присказки Пушкин утверждает, что сам побывал в лукоморье и слушал сказки «кота ученого». Он хочет поделиться одной из таких прекрасных сказок. Интригующее вступление поэта усиливает интерес читателей и нетерпение перед вступлением в волшебный мир народных преданий.