Как узнать финансирование школы
Как узнать финансирование школы
Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
1. Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
4. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.
5. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.
Сколько зарабатывают школы
Разбираемся, как школы устроены с точки зрения бизнеса: какие у них доходы и расходы, кто клиенты и почему инвестор-государство вкладывает в них столько денег.
В Дагестане 1446 школ, а в Магадане — 58
В 2018 году в России было 40 498 общеобразовательных школ — это свежие данные Минпросвещения. В этих школах учились 16 013 569 человек, а работали 2 130 446 учителей, то есть на одного учителя приходилось 7 учеников.
В среднем на регион приходится по 476 школ, но если смотреть количество школ не в среднем, а по регионам, меньше всего школ:
В этих пяти регионах количество школ меньше ста. Но есть семь регионов, в которых школ больше тысячи:
При этом нет прямой корреляции между количеством школ и числом учеников. Например, в Дагестане 1146 школ, в каждой из которых в среднем учится по 278 человек, а в Магаданской области 58 школ, в каждой из которых по 287 учеников, — наполняемость почти одинаковая. А в школах Свердловской, Московской областей, Краснодарского края и Севастополя учеников больше — от 485 до 725 человек.
Норма наполняемости классов — в типовом положении об общеобразовательных учреждениях
В законе нет нормы о том, сколько мест должно быть в школе. Раньше действовала норма о наполняемости — не больше 25 человек на класс, но постановление, в котором она прописана, утратило силу. Еще до 2010 года в санпине для школ прописывали количество учеников и наполняемость классов в точных цифрах, а в новом санпине указывают условия.
Старый санпин для школ
Новый санпин
Количество обучающихся не должно превышать вместимости учреждения по проекту.
Вместимость строящихся городских школ должна быть не больше 1000 человек, сельских — 500 человек.
Наполняемость классов — не больше 25 человек.
Вместимость строящихся школ должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.
Количество учеников в классе определяется из расчета площади и расстановки мебели: не меньше 2,5 м² на ученика при обычных уроках и не меньше 3,5 м² для групповых и индивидуальных занятий.
Получается, если построить большую школу с кабинетами по 125 квадратных метров, можно будет формировать классы по 40-50 человек — ведь нормы по количеству учеников на класс или учителя нет.
Чем больше детей, тем больше денег получает школа
В России работает система нормативного подушевого финансирования — это значит, что школы получают деньги по количеству учеников. Чем больше человек учится в школе, тем больше ее финансирование.
Нормы в регионах отличаются. Например, в Москве в 2020 году нормы такие:
А, к примеру, в Краснодарском крае на одного ученика городской школы выделяют 26 604 рубля в год. Эти деньги распределяются так:
При этом учитывается, что в сельской местности школы могут не набирать столько учеников, чтобы хватило на нормальную работу. Такие школы называют малокомплектными и финансируют дополнительно: например, в Краснодарском крае такие школы получают по 96 144 рубля в год на ученика. Это в 3,6 раза больше нормы для городской школы.
Сколько стоит построить школу
В среднем строительство школы обходится в 950 млн-1,9 млрд рублей, при этом нет прямой связи между количеством мест в школе и стоимостью строительства.
Объект и госзакупка
Стоимость
Особенности
Школу нужно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию
Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию
Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию
Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию
Школу нужно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию
Сложно сказать, 1,9 млрд рублей на строительство школы на 860 мест — это дорого или нет, но, к примеру, на организацию питания в четырнадцати школах Москвы в этом учебном году потратят столько же.
Частные школы тоже получают деньги от государства
Мы попросили директора частной гимназии рассказать, как устроена ее школа, сколько получает денег от государства, как обучает и на что обращают внимание родители при выборе школы.
Рассказывает Лариса Агранович, директор частной гимназии «Эрудит»
Деньги. Аккредитованные частные школы, как и муниципальные, работают по федеральному государственному образовательному стандарту. Учебные планы одинаковые, но частная школа может оказывать дополнительные услуги сверх стандарта.
Об аккредитации школ — статья 92 закона «Об образовании»
Реализация программ в рамках госстандарта частным школам тоже финансируется из бюджета, но только тем, которые аккредитованы государством. Сумма зависит от города: например, наша гимназия находится в Краснодаре и получает по 26 604 рубля на ученика в год. В сумме получается около 10 млн рублей.
Наша гимназия находится в Краснодаре и получает от государства по 26 604 рубля на ученика в год
Всё остальное — кружки, секции, медобслуживание, занятия с логопедом, питание, автобус для учеников, который привозит их в школу и развозит по домам, — оплачивают родители. За одного ученика в месяц родители платят 32 000 рублей.
Программа. В нашей школе все ученики с 1 по 11 класс находятся в школе до 16:00. У начальной школы после уроков идут секции, занятия с логопедом, у средней — секции, кружки, у старшей — подготовка к ЕГЭ.
Родители оплачивают учебу, поэтому частная школа может создавать более комфортные условия: разнообразное питание, классы до двадцати человек в средней школе и до шестнадцати в начальной школе, дополнительные программы.
В муниципальных школах всё то же самое, но предметы изучают целым классом, а мы делим на подгруппы по уровням знаний и по темпу усвоения — так каждый ребенок получает знания в том виде, в котором способен их освоить. При этом группы подвижные: например, есть сильная группа по математике, и, если ребенок чувствует, что не справляется, может перейти в группу обычного уровня, а если наоборот, ученику скучно в обычной, переходит в сильную.
Подготовка к ЕГЭ. В 10-11 классах начинается узкая специализация. Например, ученик хочет поступать на инженера, тогда у него будет больше часов математики, физики и информатики. В государственных школах есть четкий план, условно три часа русского, три часа математики, три часа физики, а мы можем давать больше часов математики и физики, если ученику это нужно для подготовки к ЕГЭ.
Специализация в старших классах позволяет родителям не тратиться на репетиторов. Я так и ставлю задачу учителям: ученики не должны уходить к репетиторам. За счет такой системы наши ученики показывают высокие результаты по ЕГЭ. Например, по русскому языку в 2019 году средний балл по краю — 73,5, а у наших учеников — 88, по профильной математике средний по краю — 58,6, у нас — 64,1.
Родители. Пятнадцать — двадцать лет назад родители приходили на экскурсии по школам, смотрели обстановку, питание, комфортные ли условия, сейчас смотрят на рейтинги по результатам ЕГЭ, педагогов, учебный процесс и выбирают те школы, что дают глубокие, серьезные знания. Мы так и говорим: «Не надейтесь, что здесь учителя будут на извольте-с ставить четверки и пятерки. Будет строго и жестко, но и уровень знаний по всем предметам будет высоким».
Не надейтесь, что здесь учителя на извольте-с ставят четверки и пятерки. У нас строго и жестко, но и уровень знаний по всем предметам высокий
Учителя. Каждый год мы приглашаем молодых преподавателей, чтобы обучать их. Даем минимальную нагрузку, тьюторство, научные проекты, обеспечиваем работой, но они всегда должны присутствовать на уроках того учителя, у которого учатся. Только после внутреннего обучения запускаем в классы как преподавателей.
Костяк у нас из опытных учителей, текучки нет: те, кто начинал работать двадцать лет назад, до сих пор работают. Поэтому и приглашаем новых преподавателей — чтобы омолодить коллектив.
В государственных школах зарплаты у учителей обычно ниже: например, базовая ставка в Краснодаре — 25 581 рубль, в реальности может выходить больше из-за категории педагога, количества часов, классного руководства, но в частных школах всё равно получают больше — 60 000 — 70 000 рублей. При этом многих учителей в государственных школах всё устраивает. Когда я переманивала сильных учителей, делала это в основном за счет высокой зарплаты, но требования у нас соответствующие.
Реклама. Мы не даем рекламу, потому что у нас нет свободных мест сейчас и потому что лучше всего работают рекомендации: родители рассказывают своим друзьям, знакомым о нас, и те потом приходят.
Директор. У нас нет человека, который отдельно занимался бы бизнес-процессами. Все обязанности выполняет директор: ремонт, учебный план, деньги, сотрудники. Директор и учителя, которые открывали школу двадцать лет назад, они же и учредители.
Прибыль. Мы некоммерческая организация, и в нашем уставе прописано, что прибыль мы не извлекаем. У нас расходы равны доходам, и всё, что мы зарабатываем, можем потратить только на уставные цели:
И все частные школы прибыли не извлекают: работают, получают деньги и тратят их на аренду, зарплаты, питание и оборудование.
В 2020 году государство потратит на образование 887 млрд рублей
Государство выделяет деньги на образование — например, в ближайшие три года бюджет такой:
Если посчитать, что в России всего 16 013 569 учеников, на каждого из которых, допустим, выделяют 25 000 рублей в год, получится 400 млрд рублей — это чуть меньше половины годового бюджета на образование. Оставшихся денег хватит на строительство примерно 325 новых школ.
Для сравнения на оборону в 2020 году запланировано потратить 1,894 трлн рублей — это в 2,1 раза больше, чем на образование.
Мы попросили экономиста рассказать, зачем государству тратиться на школы, как от них зависит уровень благосостояния страны и правда ли, что правительству выгодно некачественное образование.
Рассказывает Николай Кульбака, доцент института общественных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук
Состояние экономики любой страны — сколько производят, какого качества, за какие деньги — определяется факторами производства. Основных фактора два:
Чтобы всё это работало, нужен высокий уровень образования трудовых ресурсов. Если страна хочет использовать высокие технологии, например искусственный интеллект, ей нужны трудовые ресурсы, которые знают, что это такое, и умеют использовать в работе.
Например, в 1930-е годы СССР покупал за золото заводы и фабрики у Запада под ключ — по ставками, технологиями и оборудованием. Но практически на всех этих заводах производительность была ниже, чем на таких же американских и немецких, хотя станки и технологии были одинаковыми. Уровень образования трудовых ресурсов был ниже, из-за этого падала и производительность.
Если государство хочет, чтобы в стране люди богатели и был экономический рост, ему важно вкладывать деньги в образование трудовых ресурсов. Человека с общим школьным образованием можно принять на государственную службу, взять в армию, он может прочитать законы и выполнять их.
Теоретически государство могло бы подождать, пока люди начнут сами вкладывать деньги в образование, но тут появляется проблема с тем, что денег у людей нет. Поэтому на практике почти во всех странах мира школьный уровень образования оплачивает государство. Да, есть частные школы, но большая часть школ — государственные.
Есть стереотип о том, что проще управлять глупыми людьми, поэтому государство сознательно снижает качество образования — это миф, никакого конспирологического заговора против образования нет. За последние 20-30 лет образование в России не стало хуже, оно просто стало другим.
Еще говорят, что ЕГЭ — это диверсия, но это сказки. Чтобы создать единую систему тестирования для всех школ, нужно ориентироваться на основную массу учеников. Тогда получится дать всем ученикам равные возможности. В СССР, о качестве образования которого ходят легенды, большинство школ давали низкий уровень образования, например в поселках, небольших городах, и дети из этих школ не поступали в столичные вузы. Без репетиторов, дополнительной подготовки и курсов при вузах поступить было нереально.
Система ЕГЭ как раз нужна, чтобы убрать из цепочки репетиторов, курсы при вузах и коррупцию при поступлении. Система рассчитана на некий средний уровень образования, и она хорошо работает на примере средних учеников. ЕГЭ может сбоить на очень умных учениках с нестандартным мышлением, но в среднем работает без сбоев.
Когда ЕГЭ ввели, оно и показало, что уровень образования в стране средний, не плохой и не хороший. В реальности так и есть, это подтверждается международным исследованием PISA — это исследование оценивает уровень подготовки школьников в разных странах.
По этому исследованию в 2015 году Россия среди 72 стран заняла:
А в 2018 году уже среди 78 стран позиции были такими:
В целом российские школьники где-то в середине рейтинга. Есть исследование, которое показывает, что качество образования зависит от одного критерия — финансирования. Чем выше в стране уровень ВВП, тем лучше финансируется образование и выше результаты PISA.
Ситуация такова, что наше государство готово выделять на образование меньше денег, чем другие страны, но больше на силовиков, чиновников — и это не сознательная война против школ, а просто другие интересы.
Государство заплатит 50% за обучение цифровой профессии. Или можно вообще не платить
Программа уже работает, а список профессий постоянно расширяется.
Что это за программа
Это государственная программа, которая действует с 2019 года. Раньше государство полностью оплачивало обучение сертификатом, но сумма была ограничена 30 тысячами рублей. В 2019 году программой воспользовались 3800 человек, в 2020 году — уже 39 тысяч, а с 2021 года она заработала во всех регионах. В прошлом году учиться можно было в 109 организациях, а в 2021 их более 200.
В 2021 году государство готово на условиях софинансирования компенсировать стоимость обучения 25 тысячам человек. Сейчас этот проект курирует Минцифры, а оператором выступает Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 20.35.
Работает все так: можно выбрать курс — например по маркетингу, дизайну, защите данных, программированию — и получить скидку 50% за счет бюджета. Остальное платит сам обучающийся или его работодатель.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Кто может участвовать в программе
Программа действует в любом регионе. Специальность по диплому не имеет значения. Заявку можно подать до конца 2021 года.
На каких курсах можно учиться
Программу обучения можно выбрать по своему желанию или с учетом рекомендаций после профориентации:
Зарегистрироваться можно только на одну программу обучения.
Программа рассчитана на дополнительное образование — пройти обучение в магистратуре вуза там не получится. После обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.
Как записаться на обучение с господдержкой
После этого нужно пройти диагностику — несколько тестов, которые будут не такими уж простыми. Проходить их надо будет на время.
После этого нужно ждать результата рассмотрения заявки. Ее могут отклонить или одобрить.
Но есть те, кому заявку одобрили.
После одобрения вам нужно уплатить свою часть стоимости курса. Затем откроется доступ к курсу. Образовательная организация автоматически получит часть денег из бюджета, а вы сэкономите.
Как получить доступ к курсам бесплатно
Желающие освоить цифровую профессию могут не только получить скидку, но и вообще ничего не платить. Но для этого нужно постараться: проходить бесплатные курсы и активно их обсуждать — в программе это называется рефлексией. Тогда постепенно будут открываться новые уровни, которые позволят выбирать продвинутые платные курсы и ничего за них не платить.
Из бесплатных курсов на многие записи уже нет, но кое-что еще можно выбрать.
Что делать дальше
А дальше нужно учиться: проходить лекции, выполнять практические задания, сдавать тесты. После обучения выдается официальный сертификат, который подтверждает освоение новой профессии. В будущем все это может помочь переориентироваться или сменить работу.
Если пока не определились, почитайте статьи:
Персонифицированное финансирование
дополнительного образования детей в вопросах и ответах
Родители могут обратиться в организацию и получить сертификат,
а так же доступ к личному кабинету в Навигаторе. Сколько денег –
на сертификате? Не придется ли доплачивать за занятия? Что делать
с сертификатом, если в любимой секции его не принимают? А как быть тем, кто успевал посещать не один, а два или три кружка?
Создана единая база данных (Навигатор) обо всех программах, которые реализуются в Подмосковье. Все организации, у которых есть лицензия на дополнительное образование, могут размещаться в Навигаторе. Это гарантирует родителям и детям качественные услуги и безопасное пространство.
Введены сертификаты, по которым получить дополнительное образование можно не только в муниципальных и государственных учреждениях, но и в частных, имеющихся в соответствующем реестре
в Навигаторе. Раньше такой возможности не было.
Кому выдадут сертификат? (возраст)
Сертификат может получить любой ребенок возраста от 5 до 18 лет. Сначала это сертификат учета – с ним ребенок записывается на любые программы, как и раньше. Если же родитель написал заявление
и на сертификат зачислены средства, называемые номиналом сертификата, то появляется ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ возможность посещать те кружки, которые переведены на механизм персонифицированного финансирования, в том числе и в частных организациях.
Правда, надо сказать, что число сертификатов с номиналом, то есть
«с деньгами», в каждом муниципальном образовании ограничено. Но даже если сертификат с номиналом ребенок получить не успел, это не страшно,
он сможет посещать бесплатные и платные кружки и секции, как
и раньше.
Подскажите, дочке будет 5 лет в сентябре 2019 года. До этого момента я сертификат оформить не могу? То есть дети до 5 лет детьми не считаются, или у них прав меньше по сравнению с детьми старшего возраста?
По сертификату дополнительное образование доступно для детей
от 5 до 18 лет. Это регламентировано Майскими указами Президента Российской Федерации, федеральным и региональным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Первый показатель, который должен быть достигнут к 2024 году, это охват
до 80 процентов детей в возрасте 5-18 лет дополнительными общеобразовательными программами.
Правда ли, что зачислять в муниципальные кружки и секции
с сентября этого года будут только тех, у кого будет сертификат?
Нет, это не верно. Зачислять на программы будут всех детей и им сразу же выдадут сертификат учета. А вот применить сертификат финансирования, с денежными средствами можно будет только на те программы, которые
в учебном году открыты в рамках персонифицированного финансирования, их в этом году не так много. На остальные программы могут прийти все желающие.
Это коснётся всех муниципальных образований Московской области?
Навигатор работает во всех городских округах области. А вот персонифицированное финансирование вводится пока только в 44 муниципалитетах, но в следующем 2020 году на него перейдут 100% муниципалитетов.
Но сертификатов-то пока ещё не выдают? А когда будут выдавать? Как и где его можно (и нужно?) будет получить?
Второй – обратиться в орган управления образованием муниципалитета и оформить сертификат там.
Важно понимать, что сертификат – это не бумажный документ,
а электронная запись в Навигаторе. Не нужно носить с собой ворох бумаг при зачислении в кружок, организация сама проверит наличие сертификата
в информационной системе! Если необходимо, выдаст его.
А что делать тем, кто, к примеру, переезжает семьёй из одного городского округа в другой этим летом? Где получать сертификат? Какое муниципальное образование указывать? Или нужно будет менять сертификат?
При переезде из района в район ранее полученный сертификат
с деньгами (с номиналом) сдается, и новый, по новому месту жительства, получается. Ведь в разных районах номинал сертификата разный! А вот сама электронная запись (номер сертификата учета) остается с ребенком
до достижения им возраста 18 лет.
Как и где можно будет сертификат использовать? Только ли в своём районе?
Использовать сертификат можно будет в любом учреждении
на территории Московской области, имеющем лицензию на дополнительное образование детей. То есть программа не привязана к муниципалитету, если вам удобно ездить из города в город или дистанционно заниматься из одного района в другом. Главное, чтобы само учреждение и его кружки, секции были в специальных реестрах. На сайте Навигатора вы это сможете легко увидеть, отобрав все программы с «оплатой сертификатом». На портале РПГУ или непосредственно в учреждении можно будет записаться
на выбранную программу, система сформирует договор и сертификат начнет работу. Каждый месяц с него будет списано определенное количество денежных средств.
Правда ли, что муниципальные и государственные организации обязаны зачислять детей по сертификату, частные организации вправе также принимать сертификаты в качестве оплаты по договорам?
Любые организации: муниципальные, государственные, частные,- ВПРАВЕ принимать сертификат. Организации могут участвовать в системе персонифицированного финансирования и в Навигаторе только при наличии лицензии на дополнительное образование. Также им необходимо пройти процедуру независимой оценки качества образовательных программ.
Правда ли, что если сертификат после регистрации не используется в течение месяца, он будет признан недействительным, и ребенок не сможет заниматься бесплатно в текущем году? В течение года ребенок может менять секции, но перерыв между занятиями также не может быть больше месяца?
Неправда. Сертификат начинает действовать с момента зачисления
на программу. Если ребенок больше не хочет посещать занятия, родитель может написать заявление об отчислении и средства сертификата не будут списываться. Перейти из одного кружка в другой или записаться
на несколько кружков можно в любой момент времени. Главное, чтобы на сертификате был доступный остаток средства, а в кружке – свободные места.
Сама работа интернет-навигатора вызывала последние дни больше вопросов, чем ответов. По тем кружкам и секциям, о которых уже занесена информация: количество часов по тому или иному направлению
ни о чём не говорит. Гораздо понятнее простое расписание: например, занятия три раза в неделю: понедельник, среда, пятница, с 15 до 17.
Во вкладке «Группы» в карточке каждой программы вы найдете подробное и простое описание каждой учебной группы, в карточке организации можно ознакомиться с расписанием занятий. Родитель записывает ребенка сразу в выбранную группу.
В Навигаторе размещаются только программы организаций, имеющих лицензию. Программы внеурочной деятельности (ФГОС) туда не входят.
Но мы работаем со школами для того, чтобы их программы появились
в Навигаторе.
Почему частные центры не регистрируются на портале?
Некоторые сомневаются, будут ли сертификаты оплачены, некоторые говорят, что сложно соответствовать требованиям, предъявляемым
к программам дополнительного образования (чтобы получить лицензию
и иметь возможность привлечь бюджетные средства), что проверок будет больше.
Для всех организаций необходимо наличие лицензии – это обязательное требование государства. К сожалению, не у всех частных организаций она есть. Также все программы (как муниципальные
и государственные, так и частные) должны пройти обязательную процедуру независимой оценки качества программ, не все наши частные организации
к этому готовы.
Что касается работы портала. На большинстве направлений видим, что либо запись приостановлена, свободных мест нет, либо оплаты сертификатом нет. Что это значит?
К оплате сертификатом доступны пока не все программы. Каждое учреждение самостоятельно выбирает программы, которые будут доступны
к оплате сертификатами.
А может ли быть такое, что мест на нужное направление действительно не окажется? И что в таком случае делать?
Может, конечно, всегда есть более популярные направления. В таком случае можно выбрать программы смежного профиля в другой организации или оставить заявку, если место освободится, представители образовательной организации с вами свяжутся. А органам управления образованием будет сразу видно, где надо открывать новые группы.
Дети из года в год ходили в одно
и то же творческое объединение. Может ли получиться, что они не успеют в свой ДЮЦ записаться и попасть, а другие, «с улицы», успеют?
Да, такое теоретически возможно (ведь мы не можем делить детей
на «своих» и «чужих»), но в этом году маловероятно.
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Поездки, покупка костюмов и прочие дополнительные расходы не могут полностью покрываться сертификатом. Для учреждения важно, прежде всего, оказать образовательную услугу большему числу детей. Ведь в школе ребенок обучается по общеобразовательной программе и получает учебники бесплатно, а школьную форму и тетради Вы покупаете сами.
А кто определяет стоимость занятий? Сколько за сертификатом денег должно «прийти» в ту или иную организацию (в том числе в частную)?
Нормативные затраты на реализацию дополнительных образовательных программ определяют муниципалитеты, эта стоимость складывается из нескольких факторов, в том числе, уровня зарплаты педагогов, стоимости средств обучения, коммунальных платежей и т.д.
В каждом муниципалитете свой уровень нормативных затрат. Самое главное, он одинаков для программ одной направленности.
А если затраты на организацию занятий (по мнению руководства частного центра) реально существенно больше? Родители будут доплачивать? (в некоторых городах говорили о возможности 20% доплаты, у нас – сколько?) Раньше было понятие «добровольные пожертвования». Теперь это будет называться по-другому?
Государство гарантирует оплату за образовательную программу только в пределах норматива (если реальные затраты учреждения меньше – оно вправе установить меньшую цену услуги и сделать свою программу более конкурентоспособной). Никакое учреждение не может брать доплату за те же услуги, но в случае, если средства сертификата закончились, оно может заключить договор с родителем на платной основе. Каждое учреждение будет принимать самостоятельно решение по данному вопросу.
Дополнительное образование скоро станет совсем платным. Сертификата не хватает на оплату даже одного кружка. Ребенок сможет посещать кружок за сертификат лишь 3-4 месяца, а остальные месяцы придется оплачивать родителям. То есть если раньше были бесплатные занятия в ДЮЦах, музыкальных школах, теперь, получается, или
за сертификат, или за деньги? Бесплатных занятий не будет? А если нет
у родителей денег, пусть ребёнок по улице гуляет или за компом сидит, или
в компании сверстников в подворотне?
Раньше – ребёнок ходил в музыкальную школу, бесплатно (добровольные пожертвования 500 рублей в месяц, действительно, были добровольными), теперь будет оплата сертификатом. Но его можно отнести в кружок гончарного мастерства (занятия 2 раза в неделю
по часу), а можно – в музыкальную школу, где до 7-8 занятий в неделю, часть из которых – индивидуальные, и стоимость совсем другая. Значит, сертификата не хватит. получается, те же музыкальные школы будут теперь менее доступны для детей.
Проект изначально назывался «равные возможности детям»,
но какие же это равные возможности? Это скорее равные невозможности!». Раньше недоступными были только занятия иностранным языком, просто в силу спроса (минимум 2 тысячи в месяц
за занятия в группе). Теперь, такими же недоступными будут и занятия музыкой и танцами…»
Родители, которые задают эти вопросы, не понимают,
что глобально ничего не изменится. Система дополнительного образования
и раньше финансировалась из средств, выделенных на государственное
и муниципальное задание образовательной организации. Теперь она становится более доступной и открытой. В этом году персфинансированием будут охвачены 25 % детей. Остальные программы как были
на государственном и муниципальном задании, так и будут. Есть понятие защищенных программ. Если мы говорим о музыкальных школах, то это все предпрофессиональные программы, они не входят в персфинансирование.
Общеразвивающие программы с индивидуальными занятиями также
не будут реализовываться по сертификату, чтобы избежать ситуации
когда сертификата хватит только на 3 месяца.
Сколько денег на сертификате? В муниципальных образованиях области – по-разному? (Говорят, что «государство НЕ гарантирует бесплатное обучение по дополнительному образованию. Это означает, что насколько бюджет сможет, настолько и будет финансировать эти услуги. А возможности у разных муниципалитетов разные…»)
Да, номинал сертификата разный и зависит от затрат, которые тратит муниципалитет на дополнительное образование. Каждый муниципалитет сам определяет, сколько средств на сертификат выделить, чтобы охватить как можно больше детей, в том числе тех, кто сейчас ни на одну программу
не ходит.
Номинал сертификата будет единый для всех детей? Или для детей одарённых, или из малообеспеченных семей, или многодетных будет больше средств на сертификате?
Номинал сертификата рассчитывается в каждом муниципалитете.
Для всех детей в муниципалитете номинал сертификата в базовом варианте един.
Зависит ли номинал от того, когда оформлен сертификат? Например, пропадёт ли часть денег, если родители его оформят в середине осени?
Нет, не зависит, у каждого муниципалитета индивидуальный номинал сертификата, установленный на календарный год (а в 2019 году – на период
с сентября по декабрь).
Есть информация, что только после того, как родитель подтвердит, что ребёнок был на занятии, деньги будут списаны. Если ребенок болел
и пропустил занятие в объединении, семья должна сделать отметку
об этом в журнале учета посещаемости, который открывается в личном кабинете. Оператор управления информационной системой в течение двух дней проверят, приложены ли документы об уважительной причине,
по которой ребенок пропустил занятие. В этом случае стоимость пропущенного занятия не списывается со счета. Получается, если ребёнок болел месяц – за это время его педагоги не должны получать зарплату?
Журнал ведет педагог, родителю не надо делать отметку. Если ребенок решит уйти на другую программу, тогда родитель пишет заявление
об отчислении, только в этом случае приостанавливается списание средств сертификата, начиная с конца текущего месяца, поскольку зарплата выплачивается педагогу тоже каждый месяц.
Если ребенок захочет перейти учиться в другую организацию,
то вместе с ним учреждение потеряет и деньги. А сколько раз за год можно будет так переходить из одной организации в другую? Как будет финансироваться работа педагогов в таком случае?
Ребенка никто не ограничивает в возможности смены объединения
и учреждения столько раз, сколько он захочет. Необходимо только написать заявление об отчислении.
Общий объем финансирования дополнительного образования
в муниципалитете не изменится. Для учреждения основное изменение – полная прозрачность его работы. Если в группе осталось 5 детей из 20,
то надо понимать, что не так, почему кружок непопулярен у семей. И самые эффективные муниципальные учреждения потенциально могут получить больше финансирования как через механизм муниципального задания,
так и по персонифицированному финансированию.
Смогут ли дети посещать по сертификату два кружка? Например, один – театральный – в школе, другой – танцевальный – в учреждении дополнительного образования? Сертификат позволяет сочетать разные виды кружков?
Да, смогут, и бесплатные кружки, финансируемые из средств муниципального задания, также останутся и будут доступны для занятий.
Подскажите, пожалуйста. Ребенок сейчас занимается в нескольких учреждениях города. Занятия на данный момент бесплатные. С введением сертификата ребенок будет ущемлен в своих правах и сможет заниматься только в пределах выделенной суммы сертификата? Какие есть варианты, чтобы продолжать бесплатно пользоваться услугами посещаемых учреждений?
Ребенка никто не ограничит в возможности заниматься в нескольких кружках. Помимо занятий в кружках по сертификату, он сможет заниматься и по бесплатным программам.
Можно ли сложить сертификаты детей из одной семьи, если один ребёнок не хочет нигде заниматься, а другой рвётся записаться на всё,
что предлагают?
Нет, сертификат – это индивидуальная гарантия государства, передать его другому лицу нельзя.
А не получится ли так, что количество детей в кружках и секциях сократится? К примеру, один ребёнок раньше посещал сразу 2 направления допобразования, или три, другой – ни одного. Не потому, что денег у семьи нет, а просто желания нет. Теперь жадный до занятий ребёнок не сможет посещать три секции, потому что сертификат один, а остальное платно, и может оказаться слишком дорого, а родители «нехочухи» просто выкинут сертификат в мусорное ведро?»
Нет, не получится, ребенок сможет заниматься в нескольких кружках, как и раньше. Для тех же, кто получил сертификат и его не использует,
в 2020 году будет введен механизм аннулирования сертификата в случае отсутствия записей на кружки в течение определенного времени (например, 6 месяцев). Это дополнительно будет мотивировать родителей
не разбрасываться государственными средствами и позволит максимум детей обеспечить бесплатным дополнительным образованием.
А что с теми, кто походил и бросил? Деньги вернутся в бюджет?
То есть недополучат учреждения? И те дети, которые с радостью посещали бы три кружка?
С сертификата будут списаны средства за уже проведенные занятия. Остальные средства родители смогут направить на посещение другой программы. Конечно, оставшиеся в конце года на сертификатах средства, вернутся в бюджет и могут быть распределены по другим учреждениям.
Мой ребёнок занимается спортом. Но в Навигаторе спортивное направление представлено только школьными секциями. Почему?
Спортивные школы не все имеют лицензию на реализацию дополнительных общеразвивающих программ, поэтому в системе персонифицированного финансирования они участия не принимают.
Но в Навигаторе будут регистрироваться, и на их программы можно будет записаться, как и раньше.
Если секция, которую мы посещаем, не принимает сертификат, куда его можно отнести?
Можно записаться в любую другую секцию, которая работает
с сертификатами.
Что ещё надо учесть родителям и педагогам?
Надо учесть интересы ребенка, его загруженность.