Как узбеки выгоняли русских
«Соседку забили камнями и сожгли ее дом» 30 лет назад в Ферганской долине произошла резня. Так рухнул миф о дружбе народов в СССР
Лагерь турок-месхетинцев. Фото: Андрей Соловьев / ТАСС
30 лет назад в Ферганской области Узбекской ССР произошли страшные события, известные сегодня как Ферганская резня. В ходе погромов, которые учинили местные узбеки, с особой жестокостью были убиты десятки турок-месхетинцев, а число пострадавших точно установить не удалось. В сталинские времена этот народ депортировали из Грузии, долгое время переселенцы мирно уживались с коренным населением. Все началось внезапно, и даже теперь, по прошествии трех десятков лет, никто не может с уверенностью сказать, что стало причиной. Убийцы не жалели ни мужчин, ни женщин, а вмешательство властей привело к новым жертвам. «Лента.ру» поговорила с очевидцами тех событий и сравнила их воспоминания с официальной версией и альтернативными, больше напоминающими теорию заговора.
От клубники до вмешательства Запада
Все началось из-за клубники. Турок-месхетинец хотел купить ягод на базаре в Коканде, но возмутился дороговизной. В завышении цены он обвинил продавщицу-узбечку, и начался скандал. За женщину сначала вступился ее родственник, а потом и все местные узбеки. Турки тоже не оставили своего соплеменника без поддержки: ссора переросла в драку и поножовщину.
Не исключено, что все так и было. Порой самая банальная версия оказывается ближе всего к истине. Вот только истину тогда никто не спешил устанавливать — СССР трещал по швам, и московскому руководству было не до национальных окраин. А местные власти тем более не горели желанием вскрывать собственные недоработки. Клубничная версия была всем удобна и стала официальной. Ее лично донес до общественности секретарь ЦК Компартии Узбекской ССР Рафик Нишанов.
Но было и много других. Их можно разделить на четыре категории: «бытовой конфликт», «криминальные разборки», «провокация националистов» и «заговор». Бытовая версия не сильно отличается от официальной, и суть ее в том, что турки-месхетинцы нанесли оскорбление узбекам и даже поставили под сомнение их авторитет в Ферганской долине. Началась драка, которая вскоре переросла в массовое избиение. Криминальная версия схожа с бытовой, но с той лишь разницей, что конфликт изначально возник между криминальными авторитетами и преступными группировками, которые спровоцировали межнациональные столкновения, чтобы отвлечь внимание от своих разборок.
Суд над погромщиками
Фото: В. Акимов / РИА Новости
Но самой популярной на сегодняшний день остается версия заговора. Согласно ей, за погромами стоят советские спецслужбы, которые якобы были заинтересованы в развале страны. Чтобы ускорить его, они и спровоцировали конфликт на окраине. Впрочем, несколько лет назад теория заговора пополнилась новой версией. «За погромами в Фергане стоял Запад», — всерьез заявил «Ленте.ру» очевидец тех событий Бахром Умаров. В качестве аргументов мужчина, которому в 1989 году было всего 11 лет, привел воспоминания своих родителей и соседей, пострадавших во время тех событий.
«Мы — братские народы. Нам нечего было делить. Но все началось очень неожиданно, поэтому многие и решили — это проделки КГБ. А потом СССР рухнул. И вот в этом, как сейчас говорят на Первом канале, заинтересованы были США. Значит, американцы вполне могли спровоцировать и ферганские погромы, чтобы ускорить развал Союза», — рассуждает мужчина.
А еще опрошенные «Лентой.ру» очевидцы говорили, что за беспорядками могли стоять националистические группировки, которые в предвкушении скорого распада Союза решили выдавить из Узбекистана всех инородцев. В частности, говорили о сторонниках запрещенной сейчас в республике партии «Бирлик». Вот только изначально узбеки хотели изгнать русских, просто в последний момент они якобы испугались, что Москва встанет на защиту «своих». Тогда решили начать с самого незащищенного меньшинства. А в том, что таким меньшинством были именно месхетинцы, — нет никаких сомнений.
Чужой народ
Своей родиной этот народ считает Месхетию — так называлась одна из южных областей Грузии. Сегодня эти территории соответствуют трем грузинским районам — Адигенскому, Ахалцихскому и Аспиндзскому. Сильное влияние на жителей Месхетии оказывала соседняя Турция. Даже родным языком жители этой историко-культурной области считают турецкий, много общего можно заметить в культуре, традициях и обычаях этих двух этносов, у них одна религия — суннитский извод ислама.
В Узбекистане они оказались по воле Сталина. Он считал населявших Месхетию мусульман неблагонадежным народом, связанным с соседней Турцией. Однако Стамбул игнорировал их схожесть с основным населением и не считал месхетинцев своими, апеллируя к тому, что здешние сунниты — все же субэтнос грузин, и влияние Кавказа на его самобытность перевешивает турецкое.
Турки-месхетинцы в лагере беженцев
Фото: Андрей Соловьев / ТАСС
Примечательно, что и Грузия не считает месхетинских турок своими. Логика схожа с турецкой: грузины православные, а население Месхетии — мусульмане, при этом влияние турецкой культуры на них очевидно. Негодование Тбилиси вызывает даже термин «месхи», или «месхетинцы». Историки утверждают, что в том регионе проживали не только мусульмане, но и православные грузины, поэтому называть и тех, и других единым термином, который указывает лишь на принадлежность к исторической области, некорректно.
Нет единства по поводу правильного названия своего этноса и среди самих месхетинцев. Кто-то считает себя потомками этнических турок, многие все же полагают, что их народ ведет начало от грузин, принявших ислам. В беседах с «Лентой.ру» некоторые просили называть их «месхетинскими турками», других вполне устраивал термин «турки-месхетинцы». Были и те, кто считал наиболее корректным термин «турки-ахыска» — по названию области Грузии, где издревле проживало большинство представителей этого народа.
Первая кровь
Жителей Ферганской долины долгие годы совершенно не беспокоили новые соседи и их этническая принадлежность. Вспоминая свое детство, узбек Бахром Умаров говорит, что конфликты между ними если и происходили, то незначительные, бытовые. «Я жил в одном из городов Ферганской области — Коканде. Мы никогда не различали, кто узбек, кто месхетинец, а кто русский. Узбекистан всегда был многонациональной страной, и у нас не было своих или чужих наций. Мы, узбеки, всегда понимали, что турки, как и мы, мусульмане. У нас схожие языки, обычаи», — объясняет мужчина.
В день, когда начались массовые беспорядки, он с отцом ехал в Маргилан. Вдруг прямо под колеса автомобиля бросилась толпа людей, вооруженных лопатами, камнями и кетменями. Они приказали отцу Умарова остановить машину, но тот сильно испугался за сына и, напротив, резко нажал на газ. Окольными путями они все же смогли скрыться от погромщиков. И только вечером поняли, что произошло — настолько внезапно развивались события.
«Соседи-месхетинцы пришли к нам домой и со слезами просили, чтобы мы спрятали их от толпы. Они и рассказали, что узбеки пошли против них. Мы были в шоке, но, конечно же, спрятали. Потом родителям рассказали, что стычки начались из-за изнасилования месхетинцами узбекской девушки. Но проверить информацию никто не мог. Все поверили слухам, и началась резня», — рассказывает он.
Жилые дома в Коканде, подожженные погромщиками
Фото: Н. Утарбеков / РИА Новости
Очевидец с другой стороны, Юнус Хасиев, родился и вырос в Ферганской долине. Его родные даже после смерти Сталина не стали возвращаться в Месхетию или искать себе другой дом, а предпочли осесть в узбекском городе Кувасай. «Сколько помню свое детство, мы всегда дружили с узбеками. Когда выросли, ходили друг к другу на свадьбы и в гости. Я всегда считал Узбекистан своей родиной и представить не мог, что между нашими народами произойдет кровавая бойня», — рассказывает Хасиев «Ленте.ру».
Провокаторы или соседи?
Поползли слухи, что в город свозят узбеков-молодчиков для того, чтобы те заставили месхетинцев навсегда покинуть свои дома и уехать обратно в Грузию. Хасиев, его друзья и соседи решили защитить Кувасай. Причем среди собравшихся были не только гонимые, но и узбеки, корейцы, русские.
«Все были уверены, что в Москве не знают о начавшихся погромах. Мой дядя даже звонил в Москву, кричал в трубку номер своего партбилета, чтобы ему поверили. Кому-то на другом конце провода он все же сообщил, что у нас творится. Там пообещали отреагировать. Но столкновения были в самом разгаре, а реакции властей — никакой. Казалось, они и сами не понимают, что происходит», — рассказывает очевидец.
По воспоминаниям Хасиева, 23 мая жители Кувасая и приезжие узбеки сошлись на окраине города. Их пыталась разнять милиция, но в какой-то момент все сотрудники МВД разбежались, словно по команде. «Провокаторы-узбеки, оставшись с нами один на один, растерялись и бросились бежать. Причина их паники была понятна: они не знали, чего от нас ожидать, и не ориентировались в городе. Силы были примерно равны. Мы погнали толпу, и завязались потасовки. Запахло войной», — говорит он.
Солдаты задерживают погромщиков на улицах Коканда
Фото: Н. Утарбеков / РИА Новости
Очевидец с узбекской стороны Бехзод Эшонкулов рассказал, как его соседка — турчанка-месхетинка — пыталась убежать от разъяренной толпы. «У нее был 18-летний сын, и она боялась не столько за себя, сколько за него. Но ее забили камнями и сожгли ее дом. Соседи пытались помочь ей хоть как-то, но каждый боялся за себя и своих детей. Толпа саботажников была беспощадна ко всем: и к узбекам, и к месхетинцам, и к крымским татарам», — пояснил он.
Эшонкулов уверяет, что было много случаев, когда узбеки спасали турок. «Чтобы погромщики не убивали всех подряд, узбекские старейшины попытались выйти с ними на диалог. Они убедили их в том, что на свои дома узбеки повесят атласные ленточки. Саботажники пообещали их не трогать. Но атласные ленточки узбеки начали вешать и на дома месхетинцев. Это спасло многие жизни», — вспоминает очевидец.
Наконец, власти отреагировали. Для стабилизации ситуации в Ферганскую долину ввели внутренние войска, солдат перебрасывали не только из республик Средней Азии, но и из многих российских регионов. Во всей области ввели комендантский час. Как вспоминают люди, всех, кто выходил на улицу после десяти часов вечера, заставляли войти в помещения под угрозой открыть огонь на поражение.
Тридцать лет спустя
Унять толпу в Фергане не удавалось долгое время. Беспорядки усиливались и грозили перекинуться на другие среднеазиатские регионы, где проживали турки. Тогда власти приняли решение — вывезти всех представителей этого народа в другой регион. Таким образом изгнанные в 1944 году с родных земель месхетинцы второй раз стали изгнанниками Советского Союза.
«На окраине Ферганы для нас организовали полигон. На сборы дали несколько часов, приказали взять с собой самое ценное. На полигоне мы прожили почти неделю, чтобы узбекские погромщики нас не нашли. На военных самолетах нам привозили продовольствие и кое-какую одежду. Сюда же свозили трупы убитых во время погромов и просто скидывали их в общую яму», — рассказывает Хасиев.
26 августа 1989 года. Лагерь турок-месхетинцев в Ферганской области
Фото: Андрей Соловьев / ТАСС
В середине июня 1989 года на этих же военных самолетах депортируемых начали вывозить из Ферганской долины в российские регионы. До конца лета месхетинцев там почти не осталось. Сегодня они живут в Турции, Казахстане, России, Азербайджане, частично в Грузии. О ферганских погромах стараются не говорить, но забыть их невозможно. Во время резни погибли 103 человека, из них — 52 турка-месхетинца и 32 узбека.
С тяжелым сердцем о событиях в Фергане вспоминают и в Узбекистане. Жители долины до сих пор не могут понять, как так получилось, что миролюбивые узбеки, которые всегда славились тем, что давали приют нуждающимся, вдруг начали убивать соседей. Отсюда, вероятно, и попытки убедить всех, что погромы были спланированы некой третьей силой. Но внятно объяснить и доказать эту теорию не может никто.
Единственное, в чем согласны все узбеки — так это в том, что били и убивали друг друга не политики и спецслужбы, а сами люди. «Пролитая кровь — это страшно. Ужасно и то, что после Ферганской резни не только из долины, но и всего Узбекистана начали уезжать русские, украинцы, крымские татары. Все боялись повторения стычек. Мир все-таки вернулся. Но тяжесть на сердце и душе осталась», — вздыхая, говорит Умаров.
Со своих территорий русских они выгнали в Россию. А сами тогда зачем приехали к нам?
Диаспоры с Востока и Кавказа наводнили Россию в 90-е годы, но никакого уважения к русской культуре они прививать не собираются. Только один случай в одном из российских городов помог поставить их на место. Объяснить, что к чему. Хотя до этого могло и не дойти.
«Еще до войны люди преклонного возрасте говорили: «Люди с темной кожей заполонят весь мир и будут править белым населением».
Когда Советский Союз распался, русских выгнали из ранее дружественных республик. Их просто выгнали, скупая квартиры и дома практически за бесценок или даже отбирая, не говоря уже о самых страшных словах!
Но потом, почему-то, они стали приезжать сами. И мы, широкие русские души, уже забыв старые обиды, стали принимать мигрантов в Россию, даже не задумываясь об их количестве.
В одном из сибирских городов произошел один неприятный случай, о котором передавали только из уст в уста. В СМИ информация не просочилась, а может быть, была запрещена. Но после этого мигранты успокоились.
В одном из районов стала расти мусульманская диаспора. Жители спокойные и толерантные, но со временем почему-то русское население стало чувствовать себя неуютно в своем дворе, улице, районе.
В школах половина детей ходит в хиджабах, а во дворах приезжие стали устанавливать свои правила. Бесстыдство росло с каждым днем. Русские терпеливы, но когда к горлу подступает комок, ничто не может сдержать русского!
Это было примерно в 2000-х годах. В то время шла «вторая чеченская война». А незадолго до этого случая из Чечни домой вернулась только половина отряда ОМОНа. Остальные… Да упокоятся они с миром!
(На основе рассказа очевидца)…
Летнее утро. Маленькие дети бегают по улице, наполняя все вокруг смехом. Вдруг все стихло. Послышался ломаный русский язык, а затем испуганная девочка побежала домой, утирая слезы и боясь произнести хоть слово.
Оказалось, что в ту ночь скончался один из лидеров диаспоры, проживающей в этом дворе. Люди начали съезжаться, и первое, что они сделали, это стали угрожать детям, которые смеялись во дворе. «На улице, смотрите, чтобы никого не было! У нас траур! А если кого увидим, то сделаем, как с баранами. Шашлык. »
Девочка оказалась дочерью одного из выживших милиционеров. Не прошло и часа, как во двор въехали люди в масках. Все оставшиеся бойцы. И они стали их воспитывать, вкладывая в них всю душу и мстя за своих товарищей.
День, конечно, был невеселый, но потом жизнь наладилась. Наглость переселенцев перестали замечать. Они стали вести себя как добрые соседи.
Что я могу сказать.
У меня один из близких друзей — азербайджанец, еще и очень много друзей и приятелей — татары, много друзей и знакомых из Азии и Кавказа. Среди моих знакомых есть даже один якут. Мы живем дружно, потому что каждый из нас не стремится навязать другому правила своей игры.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят! Поэтому мы живем вместе мирно и дружно, чего и всем вам желаю!
Русских выгонят из России?Несколько слов о ситуации с мигрантами в РФ
Я как то уже писал,что напрасно мы смеялись над Европой,терроризируемой выходцами из Африки и Азии.Многие даже читали статьи о том,как русские эмигранты ставили на место зарвавшихся мигрантов.
Но я предупреждал-на примере событий в Грозном в начале 90ых,что и нас не минует чаша сия-засилие мигрантов. Ведь чем отличаются любые национальные меньшинства и мусульманские сообщества? СПЛОЧЁННОСТЬЮ. Если кто то думает,что русских из Чечни выгоняли сотни тысяч чечен,то ничего подобного. Активных бандитов дай Бог если тысяч десять набралось. Но 500 000 русскоязычных не смогли им ничего противопоставить-они были не организованы.
И напомню-бандитские группировки в 90ых терроризировали всю Россию. А ведь там максимальная численность не превышала несколько сотен быков-в лучшем случае.
И опять же-причина в организации. И сейчас- выходцы из Северного Кавказа ставят на уши Москву..
Ну да ладно.поговорим о мигрантах-«гастарбайтерах,чурках,азиатах» и пр.и пр и пр. Я помню,как они появились в России в начале 90ых-забитые крестьяне,в основном привезённые своими «баями» отрабатывать долги.Их много работало у меня на стройке-денег они на руки не получали-рассчитывался я с их «хозяином».Он же платил «дань» милиции,регулярно появлявшейся на объекте строительства.Так эти бедные узбеки-киргизы-таджики собственной тени боялись,не говоря уже о том,чтобы спорить россиянами-мы для них были «белые люди » во всех значениях этого слова на их взгляд-богатые,успешные,хорошо одевающиеся. А уж наши женщины были для них богинями.
Нынешняя миграционная политика российских властей может привести к большим проблемам, вплоть до разрушения России как целостного государства.Неадекватное замещение коренного населения РФ будет неизбежно вести к межнациональным конфликтам, а в худшем случае – к повторению косовских событий с отделением части России при активной поддержке коллективного Запада.. Сегодня транзит миграции полностью обеспечивает и заказывает федеральная и московская власть, ну и, может быть, еще каких-то субъектов
И теперь уже организовывают «шариатские посёлки» в РФ-где запрещают женщинам ходить в шортах,мужикам пить водку и тд и тп. Но это ладно-может быть это и хорошо-хотя конечно принижение национального достоинства. Но вот всё чаще в СМИ появляются подобные сообщения:
«В столице участились массовые драки мигрантов со стрельбой и пострадавшими»
И это тоже вроде как «их личное дело».Но вот пример:
«толпа разъярённых граждан Узбекистана бросилась отбивать у полиции своего соотечественника, которого сотрудники правопорядка уже успели усадить в полицейскую машину. После того как своего удалось отбить, мигранты начали выкрикивать националистические лозунги, призывая выгнать всех русских из России.»
И ведь прошло то всего около 20 лет-и что мы видим? При нашем попустительстве-имеется в виду и органы правопрядка и мы сами,мигранты почувствовали свою силу..
В сети полно видео с наглым и бесцеремонным,по отношению к русским,поведением мигрантов из бывших республик Средней и Центральной Азии и Кавказа. Просматривая их, возникает целый ряд резонных вопросов. Почему замалчиваются подобные случаи? Почему власть не занимает решительную позицию по защите прав, чести и достоинства своих граждан? Чего дожидается?
И, пожалуй, самый главный вопрос. Кто поддерживает в мигрантах уверенность в их безнаказанности? Ведь они практически всегда остаются безнаказанными. Ну, проведут пару рейдов, депортируют пару десятков человек. Это и есть наказание за призывы к дискриминации «государствообразующего народа» на его же родине?
Всем в компетентных органах давно известно, что продажа паспортов с вымышленными персональными данными в Средней Азии поставлена на поток. Покупай и возвращайся в Москву или Питер. Без проблем. Был, к примеру, Равшан, стал, скажем, Джамшут. И вперёд.У меня на стройке изгнанные в 2020 г узбеки через пару недель вернулись с новыми паспортами. А новые фамилии были просто издёвкой над нашими «органами»-Примов,Казбеков,Памиров,Шипкин..
И с такими документами можно спокойно работать на «великих» стройках народно-капиталистического хозяйства России. Кстати, вместо русских строителей, сотни тысяч которых на просторах нашей Родины сидят без работы.
Можно наглеть. Можно унижать русских. Плевать на наши законы и наш уклад жизни, правила и нормы поведения. Во время пандемии увеличилось количество совершаемых мигрантами преступлений против мирного русского населения. Но ведь чтобы так себя вести в чужой стране, нужно иметь какую-то защиту? Не так ли?
.Посмотрите на факты
Вот вам пример:
На врача в Нижневартовске напал мужчина из-за осмотра его жены-мусульманки.
Врач-дерматолог Владимир Жерноклеев 21 сентября проводил осмотр пациентов. К нему пришла девушка, одетая в хиджаб. Ей было необходимо пройти медосмотр для диспансеризации. Жерноклеев осмотрел часть ее живота, после чего девушка ушла, описывает события Znak.com.Вскоре к доктору в кабинет влетел муж пациентки. Он накинулся на врача и начал его избивать. У медика закрытая черепно-мозговая травма и сотрясение.
Азербайджанцы осадили дом полицейского,застрелившего их земляка
Под Новосибирском в селе Мошково полицейский при задержании ликвидировал 19-летнего азербайджанца. Парень оказал сопротивление при аресте, а силовик выстрелил ему в голову. Убитого зовут Векиль. Вместе с отцом он барыжил на рынке, а в свободное время катался на своей белой Тойоте и курил наркоту.Вооружённые азербайджанцы взяли в осаду отдел полиции в Мошково. От силовиков они требовали выдать им убийцу, а в случае отказа обещали расстрелять всю его семью.
В Красноярске на рынке «Южный-2» произошла массовая драка с участием мигрантов из Таджикистана. На место выехали 11 полицейских машин. 10 хулиганов задержали, а потом отпустили.
Столкновения с мигрантами в Самарской области. На российско-казахстанской границе 3 августа произошли волнения мигрантов. Пограничники смогли усмирить толпу.
Чем заканчиваются все подобные инциденты? Ничем. Рейды и проверки документов не в счёт. Это мелочи. Исключение составил только случай в Тёплом Стане, и то, потому, что видимо, стал резонансным. Там после рейдов вроде бы задержали двоих таджиков за оказание сопротивления полицейским. Это ведь статья УК. Неужели посадят? Вряд ли.
Ну а окончательное недовольство действиями правоохранительных органов мигранты как раз и выразили призывом об изгнании русских из России
Тем не менее, хотелось бы надеяться, что лозунг «выгнать русских из России» кто-то всё же посчитает выходом за черту дозволенного.
И всё же удивительно, как лояльно относится наша власть к мигрантам. Источник дешёвой рабочей силы – скажете вы. Может быть и так. Но позвольте, ладно в Москве, там местные жители имеют возможность зарабатывать гораздо больше, чем платят приезжим. Но почему тогда в провинции рабочие места забиты мигрантами?
В любом посёлке, городке и городе России вы обязательно встретите мигрантов. Они работают не только в сельском хозяйстве, где действительно платят мало. Но ведь они и строят дома, укладывают брусчатку на тротуары и асфальт на дороги, «осваивая» бюджеты местных муниципалитетов и федеральных министерств. А это немалые деньги и хорошие зарплаты.
Почему русские устроиться на их места не могут? Значит, работодателю выгодно использовать иностранцев. Про откаты с зарплат и прочие хитрые штучки, которые проделываются в схемах с мигрантами, все слышали и не один раз. Чрезвычайно выгодный междусобойчик, на который власти много лет закрывают глаза. По всей России. Почему мигранты имеют больше прав на труд, чем русские?
Только вот из такой трудовой и правовой дискриминации русских, а так же из-за непонятной защиты мигрантов «сверху», происходят все эти конфликтные ситуации с отвратительными призывами. Во что всё это может вылиться? А всё очень просто. Посмотрите, что происходит в США и Европе.
Власти прессуют своих граждан за то, что они позволяют себе просто что-то сказать в адрес мигрантов. Полицейских ставят на колени. В Америке ставят перед чернокожими, своими же гражданами, а в Европе – уже перед мигрантами. В данном случае, преклонение колена, это символ не уважения, а скорее подчинения.
Если мы будем равнодушно смотреть на учащающиеся беспорядки с участием мигрантов, то нам никто не даст гарантий, что завтра в районы их пребывания уже будут бояться заходить полицейские. Про обычных людей даже речи не идёт. Не удивляйтесь, если потом начнут массово сносить наши памятники. Как в Америке и Англии. Причина найдётся. Потом начнут «приватизировать» наши территории.
Почему мы глухи и слепы? До нас что, не доходят тревожные сигналы, которые потоком идут с Запада? Не только кварталы, но и целые города Франции перестают быть французскими, в Великобритании – английскими, в Бельгии, и так далее
А ведь всё начиналось с малого. С завоза дешёвой рабочей силы. Почти как у нас.