холодный пластик что это такое
Холодный пластик
Холодный пластик — самый эффективный и простой способ создания тактильной разметки для организации движения маломобильных групп населения. Он полностью отвечает нормативным требованиям ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению». Перед непосредственной укладкой холодного пластика важно правильно подготовить поверхность, так как это значительно сказывается на долговечности выполненной работы.
Холодный пластик производится из 2-х компонентов, которые на первоначальном этапе находятся в жидком состоянии, а в процессе полимеризации переходят в стадию отвердения, при этом нижний базовый слой имеет тонкое основание, а верхние тактильные полосы и рифы имеют противоскользящую поверхность.
Что такое холодный пластик?
Холодный пластик – это швейцарская разработка. Широкое применение он получил в сфере разметки дорожного покрытия в европейских странах: Германия, Швейцария, Австрия, Франция. Позже из него решили производить еще и тактильную разметку для незрячих – конусообразные индикаторы и тактильные полосы. Данную разработку привезла в Россию одна из отечественных компаний и попробовала воплотить в жизнь.
Технология монтажа холодного пластика
Холодный пластик состоит из двух замешенных компонентов и имеет жидкую форму (или паста). С помощью специализированных распылителей (или выдавливания) его наносят на обеспыленный асфальт через трафарет на специальную темную подложку. Поэтому вся тактильная поверхность немного возвышается над основной поверхностью асфальта.
Преимущества холодного пластика
Недостатки холодного пластика
Более того, в связи с экономической ситуацией, европейские материалы все чаще стали заменять на более дешевые или просто осуществлять подмену полимерной разметки для авто, имеющей несколько другой состав. В результате это сильно сказалось на качестве готовой продукции. Поэтому среди тактильных указателей холодный пластик не получил широкого распространения, и остался популярен только в сфере дорожной разметки (остановка, пешеход, парковка и т.д.).
А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО?
Одним из ярких негативных опытов использования холодного пластика как тактильной разметки стала Олимпиада в Сочи. Большой поток людей, частые перепады температур и высокая влажность привели к отрывам индикаторов.
Чем заменить холодный пластик в средних широтах?
Поэтому хорошая альтернативная замена холодному пластику, это полиуретан или поливинилхлорид. Первый отлично подходит для улицы, второй – дешевая альтернатива в помещении.
Типы рефления тактильно-контрастных указателей для технологий холодного пластика
Рифы продольные для обозначения однонаправленного пути движения
Рифы продольные для обозначения двухнаправленного пути движения
Рифы продольные для обозначения ожидания / получения услуги
Рифы для усеченных конусов (куполов), расположенные в линейном порядке для обозначения поля внимания
Рифы продольные для обозначения направления движения вдоль края посадочной платформы
Применение тактильно-контрастных указателей на примере технологий холодного пластика
Точка начала движения
Возможное направление движения
Применение тактильно-контрастных указателей перед лифтами и лестницами
Колеса против полос: как новый тип разметки бьет мифы о дураках и дорогах
На российских дорогах медленно, но верно появляется новый тип толстослойной разметки — термопластики и пластики холодного нанесения. Использование этого вида материалов показывает, что и в российских условиях, когда на износ разметки оказывают влияние десятки объективных факторов, разметка способна оставаться в рабочем состоянии продолжительное время, способствуя снижению аварийности.
Аварийность можно победить
Немного истории. Нанесение первой дорожной разметки в России и за рубежом было настоящим событием. Этот простой способ организации дорожного движения показал гениальный результат. Оказалось, что с помощью применения разметки на проезжей части можно не только влиять на скорость движения транспорта, интенсивность автомобильного потока, но и на снижение аварийности. Проблема нанесение качественной и долговечной дорожной разметки остро стоит и сегодня.
Из-за неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети в России продолжают гибнуть люди. В 2016 году этот показатель вырос на 13,4% по отношению к 2015 году. По официальной статистике ГИБДД, в 2016 году случилось 71,6 тысячи аварий, которые унесли жизни 7,9 тысячи человек. Это сухие цифры статистики. Из общего числа ДТП невозможно выделить аварии, случившиеся по причине плохой или несохранившейся разметки. Эксперты говорят, что до 5% ДТП происходит по причине отсутствия или некачественной разметки, хотя в общих цифрах эти случаи могут скрываться за формулировками вроде «не справился с управлением».
Никто не станет оспаривать опасность движения транспорта по дорогам с отсутствующей, изношенной или не дающей однозначного прочтения дорожной разметкой. Как опасно вождение днем и ночью по дорогам, где не размечена обочина или отсутствует разделительная полоса.
Печальная статистика не обошла и Татарстан. В 2016 году число аварий в нашей республике по причине ненадлежащего состояния дорог выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Также ГИБДД констатирует, что часто разметка наносится несвоевременно, а изношенность на многих участках достигает 70%. А на более чем 450 пешеходных переходах столицы РТ дорожная разметка и вовсе не наносилась. Нетрудно представить, какую угрозу жизни пешеходам это несет.
Все мы помним неприятную ситуацию в прошлом году, когда столица республики едва не осталась без разметки. В последний момент татарстанское правительство выделило 100 млн рублей на нанесение разметки на дороги города, хотя с решением тянули до последнего: город не справлялся со своими обязанностями.
«Разметку» наносили еще древние греки, когда размечали середину дороги светлым камнем для безопасности движения колесниц. В новейшей истории в США разметка появилась в Калифорнии в 1917 году. Медсестра Джун Маккэролл на своем автомобиле спешила на работу, когда по встречному направлению несся грузовик. Джун чудом увернулась и съехала на обочину. После инцидента медсестра взяла краску и кисти и собственноручно нарисовала линию длиной в две мили по центру дороги, которая проходила возле ее дома. После этого она не остановилась, писала во все инстанции до тех пор, пока в 1924 году местным законодательством не был принят указ, предписывающий наносить дорожную разметку. После разметка появилась и в городах Европы. А в 1933 году так называемые «штуц-линии» появились и в России.
Возмущение горожан вызывает и то, как быстро обновленные дороги города, в которые инвестируются немалые бюджетные средства, приходят в негодность, и никто не несет ответственности по гарантийным обязательствам за качество выполненных работ.
В Казани в 2016 году по поводу отсутствия разметки на дорогах разразился настоящий скандал. Фото Тимура Рахматуллина
Есть и объективные причины, которые влияют на срок службы разметки в России. Если в Европе разметка сохраняется до четырех лет, то у нас она не выдерживает и года. Причина тому шипованная резина и использование снегоуборочной техники с металлическим отвалом. Говорить про краску и вовсе не приходится, ее жизнь — считанные месяцы.
Сложившуюся негативную картину призваны изменить современные материалы. В 2017 году значительное число участков дорог в Казани будет размечено с помощью нового материала — пластика холодного нанесения.
На сегодняшний день пластик холодного нанесения, по сравнению с ранее используемыми материалами, является самым износостойким. На дорогах Европы он держится до 8 лет. Предполагается, что в российских условиях он будет служить более двух лет, что значительно превосходит срок эксплуатации дорог с разметкой, нанесенной при помощи краски.
Разметку холодным пластиком ГК «СТиМ» можно будет увидеть на трассе М7 под Казанью. Фото Олега Тихонова
Кроме увеличенного срока службы, холодный пластик соответствует всем требованиям, предъявляемым к современным разметочным материалам. Перечислим их подробнее.
Холодный пластик легко и быстро наносить
Технология нанесения холодного пластика не требует предварительного разогрева материала, благодаря чему нанесение разметки требует меньшего времени, хотя и нуждается в дисциплинированном подходе. Перед нанесением пластика его компоненты смешиваются, полученный материал необходимо использовать в ограниченный срок. Наносить на предварительно очищенное дорожное полотно пластик можно как ручным способом, так и с помощью ручной машины или машинным способом. Данный материал можно использовать как для разметки небольших парковок для частного бизнеса, так и для городских дорог общего пользования или автомобильных дорог муниципального и федерального значения. Это удобный и универсальный материал.
Нанесение разметки пластиком на 833-м км трассы М7. Фото Олега Тихонова
Экономичность холодного пластика
Доказано, что холодный пластик действительно экономичный способ устроить разметку, несмотря на более высокую стоимость.
По сравнению с использованием эмалей, самым популярным способом разметки, пластик холодного нанесения служит до восьми раз дольше.
Для примера: согласно ГОСТ, краска имеет срок службы всего 3 месяца.
Благодаря стеклошарикам разметка отражает свет в любую погоду, обеспечивая отличную видимость. Фото с сайта ГК «СТиМ»
И самое главное — видимость при любых условиях
Разметка, нанесенная холодным пластиком, обеспечивает максимально возможную видимость при любых погодных условиях, днем или ночью. Это помогает свести риск ДТП к минимуму (кстати, до 20% снижается аварийность на дорогах, размеченных по всем правилам, а ночная аварийность сокращается почти в 3 раза). Разметка, выполненная холодным пластиком, хорошо видна на дороге благодаря применяемым отражателям — микроскопическим стеклянным шарикам. Их наносят при помощи машин дорожной разметки или вручную на еще не застывший материал.
Поставщиком нового материала в Республике Татарстан является группа компаний «СТиМ». Созданная в далеком 1998 году, компания имеет опыт производства не только материалов дорожной разметки, но и машин для их нанесения.
Компания «СТиМ» — одна из немногих компаний, предоставляющих весь спектр материалов дорожной разметки и техники, не только в странах СНГ, но и на территории Болгарии, Марокко, Польши, Испании, Ирана, Сирии, США и др.
В 2012 году «СТиМ» запустила собственное производство стеклошариков. Завод термопластиков в Бресте (Беларусь) по производительности и автоматизации не имеет аналогов в Европе. Конструкторское бюро «СТиМ» разрабатывает новые модели машин дорожной разметки, которые соответствуют всем современным требованиям. К примеру: функция GPS-мониторинга процесса нанесения дорожной разметки становится базовой опцией в машинах «СТиМ», а некоторые модели машин дорожной разметки и механизмы не имеют аналогов в мире. В частности, беспилотная машина для нанесения разметки, управляемая через GPS.
Запуск завода в Бресте. Фото с сайта ГК «СТиМ»
С 2011 года логистические склады работают на территории России, в том числе и в Казани.
Материалы ГК «СТиМ» отлично показывают себя на российских дорогах. Например, холодные пластики участвовали в тестировании, которое было организовано ЦИТИ «Дорконтроль» с мая 2014 года по ноябрь 2015 года на участке дороги М-4 «Дон» в Воронежской области.
По результатам эксперты сделали следующие выводы:
— Контрольные линии, нанесенные на трассе холодным пластиком, сохранились в течение 17 месяцев.
— Коэффициент яркости контрольных линий был обеспечен в течение 2—11 месяцев.
— Коэффициент светоотражения контрольных линий, выполненных холодными пластиками, был обеспечен в течение 18 месяцев.
Эти показатели демонстрируют, как долго и качественно может служить разметка, если она выполнена качественными материалами, с соблюдением технологий.
В России холодные пластики распространяются медленно, но верно. И, уверены, в ближайшее время безопасных дорог с качественной маркировкой будет становиться все больше!
СТиМ Казань
Тел. +7 (937) 772 33 07, (917) 873 79 17
При подготовке публикации использованы материалы партнера
Термопластик для нанесения разметки на асфальт
Разметка играет первостепенную роль в дорожном строительстве. Она помогает водителям легче ориентироваться в потоке и придерживаться полосы, что предотвращает возникновение ДТП. Она должна быть яркой, хорошо различимой в плохую погоду, поэтому наносится с учетом действующих норм ГОСТа.
Качественная разметка обеспечивает безопасность водителей, пешеходов и велосипедистов. Ежедневно она подвергается воздействию десятка негативных факторов внешней среды:
Дорожная разметка из термоплатика успешно противостоит атмосферным воздействиям
Это накладывает ряд ограничений на материалы, используемые для нанесения обозначений. Сейчас на рынке появился термопластик для дорожной разметки. Он быстро завоевал популярность, поскольку обладает устойчивостью к вышеперечисленным факторам.
Термопластик и его особенности
Инновационный материал имеет множество достоинств. Главное — он практичнее, надежнее, долговечнее обыкновенных красок, используемых ранее для нанесения разметки на проезжей части и тротуарах. Производится с учетом норм ГОСТ Р 52575-2006. Предназначается для создания разметки на горизонтальных покрытиях:
Использование термопластичного состава для разметки пешеходного перехода
Термопластик применяется и в промышленности. Подходит для разметки складских помещений, производственных цехов, разгрузочных площадок. Одна из его особенностей — он наносится при температуре +180 градусов Цельсия. Для этого предназначается специальная техника экструдерного/кареточного типа.
Физико-химические характеристики
Сыпучая порошкообразная смесь, простая в погрузке, транспортировке, использовании. Имеет светло-серый цвет морского песка, в консистенции встречаются комочки до 10 мм. Среди ключевых характеристик нужно отметить:
Состав Экватор для горизонтальной разметки автомобильных дорог
Расход термопластика при нанесении дорожной разметки составляет приблизительно 8 кг/кв. м при толщине слоя до 4 мм. Стандартная толщина варьируется в диапазоне от 2 до 4 мм.
Для увеличения светоотражающего эффекта в темное время суток выпускаются смеси со стеклошариками. Они должны составлять не менее 20% от общей массы. Чтобы добиться наилучшего эффекта, рекомендуется придерживаться инструкции производителя.
Покрытие со светоотражающими стеклошариками
Состав термопластика
При изготовлении данного средства могут применяться следующие материалы:
Компоненты для приготовления термопластичного состава
Несмотря на существование единой рецептуры получения термопластика, каждый производитель стремится придерживаться собственного состава. При приобретении следует внимательно ознакомиться с ним и изучить ключевые технические характеристики.
Существует нескольких видов данного материала. Особенность заключается в том, что они совместимы друг с другом, а также с иными разметочными материалами. Термопластик часто используют вместе с фракционными наполнителями.
Виды термопластика
Наиболее эффективным считается состав на основе полиэфирной смолы. Отлично подходит для дорожных магистралей со слабой интенсивностью движения. Устойчив к смене сезонов и резким перепадам температуры воздуха.
Двухкомпонентный пластик холодного формирования
Для асфальтобетонных покрытий используют нефтеполимерный термопластик. Он известен устойчивостью к повышенным нагрузкам и обладает усиленным светоотражающим эффектом, обеспечивающим безопасность движения на дороге.
Преимущества и недостатки термопластика
Достоинств у этого материала много, и главное из них — превосходная адгезия с поверхностью. Термопластик крепко держится на асфальте и других покрытиях. Коэффициент сцепления соответствует мировым стандартам. К числу других плюсов можно отнести:
К сожалению, у термопластика имеется один существенный недостаток. Речь идет о повышенном скольжении при наезде на окрашенный участок разметки. Наличие светоотражающих шариков снижает данный эффект. Устранить его полностью можно добавлением кварцевого песка в состав термопластика, но это приводит к увеличению затрат на этапе нанесения разметки.
Транспортировка и хранение термопластика
Выше отмечалось, что перевозка данного сыпучего материала не вызывает трудностей. Для удобства он фасуется в полиэтиленовые мешки. Примечательно то, что многие специалисты подготавливают термопластик (разогревают его) вместе с тарой. Полиэтилен не растворяется и выступает в качестве дополнительного наполнителя, но это во многом зависит от состава и характеристик самого термопластика.
При хранении этого материала необходимо учесть две вещи:
Термопластик следует хранить в защищенном от солнца месте
Последнее условие является наиболее важным. Попадание воды может привести к ее вскипанию при нагреве термопластика до рабочей температуры. Это влечет за собой образование пузырьков воздуха, что ухудшает структуру разметки при отверждении. В связи с этим снижается текучесть материала.
Длительное воздействие солнечного света приводит к размягчению смолы, входящей в состав термопластика. Это может способствовать спеканию порошкообразного материала. Образуется плотный кусок, усложняющий загрузку материала в котел экструдера.
Технология нанесения разметки термопластиком
Чтобы обозначения на дорожном полотне получились качественными и долговечными, необходимо соблюдать рекомендации СНиП и нормативных документов, регламентирующих этот процесс. Существует несколько основных этапов, каждый из которых следует рассмотреть отдельно.
Подготовка покрытия
Это ключевой шаг, от которого во многом зависит надежность разметки и ее устойчивость ко внешним факторам. Поверхность полностью очищается от пыли/грязи и тщательно просушивается. Эти работы не рекомендуется проводить при температуре воздуха не ниже +10 градусов Цельсия. В противном случае дорожное полотно потребуется разогревать горелками.
Прогрев асфальта пееред нанесением разметки
Верхний предел допустимой температуры составляет +60 градусов Цельсия, поскольку так достигается оптимальное время отверждения термопластика. Старую разметку необходимо полностью удалить. Ее наличие снижает адгезию термопластика, и он начинает отслаиваться со временем.
Используемая техника
Для создания разметки применяется экструдер. Он плавит термопластик до необходимой температуры. Гидравлические лопасти тщательно перемешивают материал в бункере. Это позволяет добиться нужной консистенции и создать однородную массу без комочков. Термопластик поступает к направляющим, после чего наносится на дорожное полотно. Если требуется добавление светоотражающих элементов, то они загружаются в отдельный бункер.
Техника для нанесения разметки термопластиком
Нередко применяются приспособления для ручной укладки маркировки. Они представляет собой раздаточную топку для плавления и подготовки материала. В этом случае термопластик наносится на полотно при помощи трафаретов.
Плавление термопластика
За одну партию допускается загрузка 3–5 кг термопластика. На перемешивание требуется около 40 минут, при этом поддерживается стабильная температура +160 градусов Цельсия.
Перемешивание обеспечивает перераспределение твердых частиц, включая:
Агрегат для плавления термопластичного состава
После указанного времени наступает гомогенизация расплава. Термопластик приобретает стабильные свойства и готов к нанесению на дорожное полотно.
Некоторые специалисты считают, что для достижения нужной консистенции необходимо перемешивать материал в течение 1–3 часов при температуре от +140 до +160 градусов Цельсия. В этом случае обеспечивается полное распределение компонентов в расплаве.
Нанесение разметки на дорогу
На этом этапе необходимо придерживаться инструкции, указанной производителем термопластика. Здесь указываются допустимые значения температуры внешней среды и относительной влажности воздуха. Если не придерживаться этих условий, то со временем наблюдаются следующие повреждения разметки:
Это особенно проявляется в экстремальных условиях: при резком торможении, быстром разгоне, разворотах. Усугубляет ситуацию и применение шипованных покрышек в холодное время года: выпирающие компоненты могут повредить разметку, если при нанесении термопластика не были соблюдены инструкции производителя.
Пониженную температуру покрытия необходимо компенсировать прогревом газовой горелкой. Разумеется, термопластик схватится с поверхностью, но при наступлении теплого сезона и постепенном прогревании дорожного полотна на разметке появятся трещины. Этот эффект не компенсирует даже эластичность состава.
Влияние влаги на поверхности асфальтобетона
Гидрофобные свойства термопластика напрямую зависят от его состава и применения видов смол:
NANOPLAST Люкс на основе полиэфирных смол обладает высокими гидробобными свойствами
Если нанести термопластик на влажную поверхность, то до наступления полного отверждения он пропускает через себя пары, поднимающиеся от поверхности дорожного полотна. В результате на разметке появляются различимые кратеры. Это приводит к снижению адгезии.
Типичные ошибки при разметке термопластиком
Если структурировать все ошибки, о которых упоминалось ранее, и вынести их в отдельный список, то он будет выглядеть следующим образом:
Покрытие из термопластика не рекомендуется наносить на старую краску
В целом термопластик — это наилучшее решение для создания качественной разметки. Он гораздо надежнее и экономичнее красок, используемых ранее, а потому активно вытесняет их с рынка.