хайджек что это такое в автомобилей
ХайДжек — реечный домкрат, как много в этом смысла…
Когда мы называем реечный домкрат его более распространенным в узких кругах именем хай-джек, наверняка многие подсознательно ассоциируют это слово с американским именем. Дескать, был такой Джек, на все руки мастер, и придумал он гениально-простую «приспособу» да в честь себя ее и назвал.
Однако джипер Джек – это миф, и изобрел его в 1905 году американский инженер Филипп Джон Харра. А название спасительного аксессуара означает в прямом переводе «захватить», причем в контексте захвата самолета или поезда.
Его конструкция проста вне зависимости от модели или марки производителя: опорный башмак, дырчатая рейка (в длине которой состоит основное различие моделей), подъемный механизм, передвигающийся по рейке, и рукоятка рычага, управляющая его движением.
Рейки всех моделей компании Hi-Lift – ведущего производителя этого аксессуара – выполнены методом литья из стали. У моделей черного цвета (маркировка которых оканчивается на цифру «4») башмак, подъемный механизм и рукоятка изготовлены путем штамповки, а у маркированных «пятеркой» ярко красных хай-джеков эти же детали отлиты из чугуна. При интенсивном использовании предпочтителен второй вариант, однако оба они, в исполнении Hi-Lift, надежны и прочны.
Использовать хай-джек для поднятия автомобиля можно практически на любом покрытии. Если грунт вязкий, топкий или сыпучий, для «башмака» понадобится твердая опора. На помощь может прийти любая крепкая и широкая доска, а фирма-производитель предлагает в качестве аксессуара специальную пластиковую платформу.
Увеличить пятно контакта основания хай-джека с вязким грунтом можно при помощи фирменной пластиковой опоры. Но ее с легкостью заменят сэнд-трак или широкая доска.
Немаловажно учесть и точку соприкосновения хай-джека с автомобилем: в своем классическом виде этот инструмент подходит только для внедорожников с металлическим бампером или рамной конструкцией, а никак не с пластиковым обвесом, и поднимать автомобиль можно только за передний или за задний бампер.
Компания Hi-Lift предлагает аксессуар, который позволит использовать хай-джек владельцам и стандартных автомобилей с пластиковыми бамперами, и подготовленных внедорожников с размером колес более 25 дюймов или установленным лифт-комплектом.
Lift Mate позволит поднимать автомобиль непосредственно за колесо, что значительно сокращает высоту «хода» хай-джека, необходимую для отрыва колеса от грунта. Максимальный вес груза при этом составляет 2 273 кг.
При вызволении из колеи стоит четко запомнить: в отличие от традиционного домкрата, хай-джек не сможет стабильно удержать ваш автомобиль в поднятом состоянии. Поэтому необходимо максимально стабилизировать машину: можно подложить под опорные колеса камни или бревна, поставить КПП на скорость, задействовать «ручник».
Хай-джек как лебедка
Грузоподъемность хай-джеков составляет от 2 113 кг у стандартной модели до 3 450 кг у новейшего варианта Hi-Lift X-Treme. Эта серия темно-серого цвета состоит из усиленных моделей XT-485 и XT-605, слегка доработанная конструкция которых теперь облегчает использование хай-джека еще одним популярным способом – в качестве механической лебедки.
Для этого понадобится комплект дополнительных аксессуаров, включающий в себя шакл, корозащитную стропу и «ухо» для крепления цепи (в наборе) к «клюву» хай-джека.
Способ механического «винчевания» хотя и не быстрый, но эффективный, а нужны для него всего лишь, собственно, опора-якорь, за который можно залебедиться, и крепкая буксирная проушина автомобиля. Цепь или трос закрепляются с одной стороны между автомобилем и клювом хай-джека, а с другой стороны – между «якорем» и верхушкой рейки, при помощи шакла.
При установке рычажка рукоятки в положение «подъем» и начале работы, подъемный механизм движется по рейке и тем самым подтягивает автомобиль к «якорю». Когда привод дошел до упора, автомобиль необходимо стабилизировать, затем отстегнуть и заново прикрепить максимально выдвинутый хай-джек.
Правило безопасности номер 1 при работе с хай-джеком гласит: никогда не засовывайте голову и другие части тела между рукояткой и рейкой!
Инструмент не требует сложного ухода: его лишь нужно эпизодически очищать от загрязнений и смазывать маслом, или же опрыскивать WD-40. Для плавного ходя подъемного механизма стоит следить за состоянием рейки и отсутствием на ней грязи и повреждений. А для элементарной защиты от внешних воздействий его стоит хранить и транспортировать в чехле.
Бескомпромиссное отнятие внедорожника у грязевой или снежной стихии – прямое назначение хай-джека. И потому этот аксессуар должен входить в обязательный набор оборудования любого внедорожника, наряду с тросом, топором и лопатой.
Он занимает минимум места и может располагаться как в салоне, так и красоваться снаружи: надежно закрепить хай-джек можно на верхнем багажнике или задней двери.
Символ джиперской веры, или Что надо знать о реечном домкрате.
Краткий курс истории
Один из главных джиперских символов, реечный домкрат Hi-Lift, также часто именуемый хай-джеком, был придуман ещё задолго до того, как преодоление бездорожья стало массовым развлечением. Более того, когда в 1905 году американский изобретатель Филипп Джон Харра запатентовал этот инструмент под названием Automatic Combination Tool, в его родной Индиане не было ни одного полноприводного автомобиля! Да и обычные было легко пересчитать. Мистер Харра опередил даже самого Генри Форда! Его конвейер заработает ещё только через три года — в сентябре 1908. Лишь после этого начнётся массовая автомобилизация Америки, а затем и всего остального мира.
Для чего же тогда придумали главный офф-роудный инструмент? Для помощи фермерам в их нелёгком повседневном труде: поправить изгородь, выровнять покосившийся дом, поменять колесо на гружёной телеге, вытащить забитый в землю кол, подвесить тяжёлый груз, плотно сжать между собой предметы, которые необходимо соединить… Да мало ли в хозяйстве задач у приспособления, умеющего поднимать, тянуть, толкать и сдавливать, преобразуя одну человеческую силу в 2-3 тонны? При этом ему не требуется ничего постороннего: ни электричества, ни сжатого воздуха, ни пара. Чистая механика! Автономно, удобно, легко. Даже обслуживание механизма сводится только к поддержанию чистоты и самой минимальной смазке.
До наших дней изобретение дошло с минимальными изменениями. Самое заметное из них – превращение зубчатой рейки в дырчатую. Оно произошло после ряда небольших трансформаций механизма в 1910 году. И хотя при этом полностью сменился набор деталей, принцип работы хай-джека полностью сохранился. В 1920-х домкрат получил ещё два важных новшества: деревянную рукоять сменила стальная труба, а в качестве оси промежуточного рычага, также называемого шатуном, стали использовать предохранительный болт заданной прочности, ломающийся первым при превышении нагрузки на механизм. С тех пор больше ничего существенно не менялось, и Hi-Lift получил свой современный вид.
Принцип работы
В основе механизма — две опорные площадки, удерживающиеся на рейке при помощи подпружиненных пальцев, и система рычагов, позволяющая перемещать их вверх и вниз в строго определённой взаимосвязи. Механизм работает благодаря перераспределению нагрузки между этими площадками. Основная опорная площадка — верхняя, она изготовлена как единое целое с клювом домкрата. Вес груза приходится на неё всегда. Нижняя площадка служит точкой опоры силового рычага при работе хай-джека на подъём или спуск. Вес груза на неё приходится только во время вертикального перемещения верхней площадки. В механизме также имеется переключатель, позволяющий изменять направление движения площадок. При этом в обоих режимах рукояткой домкрата нужно совершать одинаковые движения вверх-вниз.
Рабочий цикл механизма со стороны не сразу понятен, но довольно прост. Если тянуть ручку вниз в режиме подъёма, то система рычагов будет поднимать верхнюю площадку, опираясь на нижнюю. При этом палец площадки с клювом благодаря верхнему скошенному краю и пружине выйдет в начале подъёма из отверстия в рейке, а в конце — перескочит в следующее. Тем самым груз фиксируется на ступеньку выше. Затем при поднятии ручки домкрата нижняя площадка без нагрузки подтягивается на одно отверстие вслед за верхней и фиксируется там с помощью своего подпружиненного пальца. При следующем ходе ручки вниз всё повторяется. Усилие на ручке появляется только когда её опускаешь, при движении вверх она не нагружена.
Переключение в режим спуска меняет алгоритм работы рычажной системы. Движение ручки вниз в начале хода переставляет без нагрузки нижнюю площадку на одно отверстие ближе к земле. В конце хода, после того как нижняя площадка зафиксировалась, дальнейшее движение ручки вниз выводит из зацепления палец верхней площадки. Теперь нагрузка передаётся и на ручку, и на нижнюю опорную площадку. Поэтому ручку надо крепко придерживать, возвращая в вертикальное положение. Если в это время ручку отпустить, она вырвется из рук и начнёт самостоятельно с большой силой и скоростью летать вверх-вниз. Механизм будет работать самопроизвольно и неконтролируемо под весом, давящим на клюв. Пытаться ловить ручку в этом случае категорически запрещено! Это чрезвычайно опасно. Чтобы не оказаться в травмпункте, просто отойдите и наблюдайте, как домкрат самостоятельно опускает груз. Скорее всего, он справится с делом вполне благополучно, без серьёзных разрушений. Из-за такой особенности механизма реечный домкрат под нагрузкой нельзя оставлять даже на мгновенье в режиме спуска, не придерживая ручку.
Реечный домкрат, особенно высокий, вообще требует крайней внимательности и осторожности в работе. Из-за соотношения высоты подъёма к опорной площади он довольно неустойчив. Поэтому, поднимая груз, необходимо тщательно следить за сохранением строго вертикального положения рейки и при необходимости придерживать её за вершину. Если перекос при подъёме устранить не удаётся, лучше опустить груз, переставить домкрат и начать всё заново. Иначе продолжение подъёма закончится обрушением. По той же причине неустойчивости поднятый автомобиль необходимо зафиксировать на упорах и подставках, прежде чем начинать какие-либо работы. Категорически запрещено работать под машиной, вывешенной только на хай-джеке! Чтобы её уронить, достаточно порыва ветра или случайного касания.
Особенности ухода
Реечный домкрат неприхотлив, прост и почти безотказен. Единственное, что ему требуется – чистота. Если механизм забился грязью, что на офф-роуде случается сплошь и рядом, перед работой его необходимо дочиста вымыть. Хотя бы в ближайшей невзболомученной луже. После этого очень желательно слегка пролить его любой жидкой проникающей смазкой, способной вытеснять воду. Использовать более густые субстанции типа моторного, трансмиссионного или подсолнечного масла, а тем более любую консистентную смазку ни в коем случае нельзя! Они быстро наберут в себя песок и грязь и превратятся в абразив, что сделает работу механизма невозможной.
Хранить хай-джек желательно всегда смазанным и держать в сухости, перевозя в багажнике или салоне внедорожника. Если его постоянно держать на улице, например, прикрутив к экспедиционному багажнику или бамперу, необходимо использовать специальный защитный чехол. Иначе подъемный механизм быстро забьётся грязью и реагентами, наберёт влагу и при долгом неиспользовании закиснет настолько, что восстановить его работоспособность станет серьёзной проблемой.
Модификации и магия цвета
Первые реечные домкраты были выкрашены в зелёный. Сейчас в этом цвете Hi-Lift Jack Company, ведущая свою прямую историю от основанной Филиппом Дж. Харрой в 1895 году Bloomfield Manufacturing Company, выпускает только специальную коллекционную серию с винтажным дизайном, современной конструкцией и факсимиле подписи изобретателя.
Основной объём продукции компания выпускает в красном или чёрном цветах. Это не столько дизайнерские изыски, сколько визуальное обозначение двух главных серий. Они одинаковы во всём, кроме четырёх деталей: у красных хай-джеков пятка, верхняя проушина, основание рукояти и рычаг-шатун отлиты из высокопрочного чугуна, а у чёрных — отштампованы из стального листа. Поэтому чёрные домкраты на несколько долларов дешевле и на полкило легче. Кроме того, есть ещё три нюанса. Из-за особенностей верхней проушины, эти хай-джеки нельзя использовать как струбцину без дополнительных приспособлений. Кроме того, из-за формы и длины промежуточного рычага у чёрных на 7% более высокое передаточное отношение механизма и примерно на 200 кг меньший фактический предел прочности предохранительного болта. Во всём же остальном, включая рейку, обе площадки и прочие детали механизма Hi-Lift обеих серий абсолютно одинаковы и взаимозаменяемы по частям. Поэтому весь фирменный сменный ремкомплект, включающий опорные пальцы, предохранительный болт и пружины, одинаково подходит на обе серии.
Предельная заявленная прочность всех Hi-Lift независимо от серии и длины 7000 фунтов (3175 кг). В лабораторных замерах, проведённых независимыми российскими экспертами, разрушения предохранительных болтов у чёрного и красного домкратов произошли при 3300 и 3500 кг соответственно. Если же говорить о практическом смысле офф-роудной эксплуатации, то разница между домкратами красной и чёрной серии настолько незначительна, что выбор в пользу любой из них — дело вкуса, наличия на складе в момент покупки или просто случая. А вот что касается длины, то она лишней на бездорожье не будет никогда. Особенно если машина отлифтована и поставлена на большие колёса. Если есть возможность в ней разместить самый большой 152-сантиметровый джек — берите и размещайте.
Помимо двух основных универсальных серий в производственной программе Hi-Lift Jack Company регулярно появляются «специальные выпуски», посвящённые различным юбилеям, событиям и категориям пользователей. Некоторые из них, более приспособленные к определённым видам деятельности, затем надолго остаются в постоянном производстве. Так, сейчас фирма выпускает реечные «спецустройства» для обслуживания прицепного сельхозоборудования, для пожарных и спасателей, для джиперов. Да, для любителей офф-роуда существует особый инструмент, ещё более приспособленный к потребностям покорителей бездорожья.
Функционал без границ
За более чем век существования оригинальных Hi-Lift, кто только не пытался копировать, дорабатывать и оптимизировать этот замечательный многофункциональный инструмент. В основном получалось немного дешевле. Но Hi-Lift так и остаётся символом, а многочисленные копии то всплывают на гребне рыночной волны, то вновь пропадают в пучине ширпотреба. Справедливости ради, среди них можно найти вполне работоспособные устройства. Но гораздо интереснее искать всё новые и новые способы применения хай-джека, как на бездорожье, так и вне его. В руках опытного и смекалистого джипера этот инструмент находит бессчётное количество дел, помогая не только извлекать безнадёжно застрявший автомобиль, но и ремонтировать его в периоды офф-роудного затишья. А довольно большое число различных приспособлений, придуманных для расширения функционала реечного домкрата, превращают его поистине в волшебную палочку.
Чтобы не тратить время на перевязывание узлов и укорачивание-удлинение разных верёвок, существует готовый такелажный набор, помогающий быстро превратить домкрат в лебёдку и эффективно пользоваться всей длиной рейки. Две стальные цепи с крюками и креплениями на клюв и рейку, буксирная стропа, шакл, перчатки и стильная сумка, куда всё это богатство можно убрать.
Идея использовать достаточно длинную и лёгкую рукоять домкрата в качестве единого сменного черенка для всего шанцевого инструмента привела к созданию набора Handle-All. Лопата, топор, кирка и кувалда – все главные приспособления, сопутствующие внедорожно-инженерным работам на местности теперь можно брать с собой в одной компактной, но вместительной сумке! Но применять домкрат в качестве домкрата всё же приходится наиболее часто. Поэтому в ту же сумку при желании можно постараться уместить ещё и подставку под подошву Offroad Base, которая в несколько раз расширяет площадь опоры и повышает устойчивость реечного домкрата. Особенно на слабых грунтах.
Вот только не всё в современном автомобильном мире можно подцепить с любой стороны прочным металлическим клювом. Для ситуаций, когда велик риск «попортить шкурку», а также в случаях, когда нужно поднять только колесо, не тратя время и длину рейки на растяжение всего вертикального хода подвески, отлично подходит приспособление под названием Lift-Mate, в обиходе называемое «подтяжки».
Если же машину надо подцепить именно за край металлического бампера или какую-то другую прочную кромку силового обвеса, где клюв будет слишком длинен и неудобен, то отлично подойдёт Bumper Lift. Это устройство специально предназначено для такой задачи и рассчитано на подъём грузов до 1360 кг.
Автомобили, оборудованные стандартным легковым фаркопом типа «шар», очень просто поднимать за него при помощи нехитрого металлического приспособления в виде специальной скобы с полусферическим углублением точно по размеру шара. В оригинальной коллекции аксессуаров Hi-Lift такого предмета, кстати, нет. Видимо потому, что в США фаркоп с шаром обычно вставляют на быстросъёме в стандартное квадратное гнездо, куда клюв хай-джека тоже свободно помещается. Но согласитесь, если фаркоп уже установлен, то поднимать машину, не вынимая его, будет гораздо удобнее!
Впрочем это ещё только самые популяные, но далеко не все устройства, расширяющие возможности хай-джека, которые можно встретить в джиперском обиходе. Многие сами мастерят себе самые разные приспособления для определённых задач. А кстати, какие необычные варианты применения хай-джека доводилось встречать и использовать вам?
За что стоит бояться реечного домкрата ХайДжек.
Наверное любой джиппер знает что такое ХайДжек:
Реечный домкрат (хай джек, HiJack) предназначен для поддомкрачивания автомобиля.
При помощи него авто можно вытащить из колеи, отлебедиться и многое другое.
Инструмент, который должен иметь каждый, кто собирается выехать на бездорожье.
А я Вам расскажу поучительную историю под названием: «За что стоит бояться ХайДжека».
Печатаю одним пальцем, смотрю одним глазом, поэтому буду краток:
Решил я в выходные погонять по лесу, так сказать потренироваться перед очередной гонкой (трофи).
Вечер пятница, еду готовить Джимника. Поднял машинку за бампер ХайДжеком,
снял колёса, посмотрел на состояние колодок и подвески после трофи «Последней колеи», всё в норме.
Надо как-то опустить машинку, а ХайдЖек я вижу второй раз в жизни.
Помню как в магазине «Внедорожник» меня учили нажать вниз на какую-то там собачку.
Время было позднее, темно, пытаюсь поближе разглядеть эту собачку и нажать на неё большим пальчиком.
И тут БАХХХХХХХХХХ!
Рукоятка со всего маху бъёт мне по моей «умной» головушке.
А шлем-то дома на полке лежит в ожидании очередной гонки Иксландии.
Как щяс помню: искры из глаз, кровище льёт ручьём, почти ничего не вижу.
Хватаю большую тряпку, зажимаю правый глаз, в Тундру и по газам в травмотологию на Московской у роддома.
Я так быстро точки в трофи никогда не брал…
Забегаю в приёмный покой, а за мной кровь по полу трек чертит, ну как на карте в OziExplorer и что характерно таким же красным цветом.
Врачи спрашивают, что случилось, а я им говорю ХайДжеком в глаз заехало.
Они меня не понимают: Чем, чем, заехало?
Продолжать разговор на тему реечного домкрата в этой компании я посчитал бессмысленным.
Зовут хирурга, он смотрит на залитый кровью глаз и говорит: Это не к нам, у Вас глаз, Вам в офтальмологию.
Езжайте на Скорой которая Вас привезла на Октябрьский проспект.
Я им говорю, что я на своей машине приехал, они мне: Вы обалдели! Нельзя же в таком состоянии гонять!
Ну я то знаю, что я уже почти хороший гонщик — бронзовая медалька с трофи «Последней колеи» до сих пор шею греет.
Врачи меня успокаивают, сейчас вызовем Скорую и она Вас довезёт куда надо, жить будете.
Дозвонились, Скорая будет не скоро, ждать больше часа.
Советуют вызвать Такси, так быстрее будет, вызывают на мой мобильный телефон.
В таксопарке диспетчера тоже умничают: шлют мне СМС какая машина подъедет к травматологии.
А я ж читать не могу, помогают рядом сидящие инвалиды.
Иду к воротам, ищу на ощупь таксиста. Он увидев мои испачканные кровью по локти руки и красную тряпку прижатую к моей роже,
быстро мчит меня брать вторую точку в этой медицинской линейки к офтольмологам.
Вижу что водила ещё тот гонщик, попутно советую ему поучавствовать как-нибудь в наших гонках трофи-рейдах.
Не успел моргуть оставшимся здоровым глазом, как я уже в другой больничке, здесь очереди нет,
видимо не так часто в глаза горожанам прилетают посторонние предметы.
Врачи спрашивают у меня страховой полис, а я как-то не подготовился говорю им домой за полисом чувствую не доеду,
потеряю сознание от потери крови, может по компьютеру по ФИО пробъете?
Отвечают попробуем, если интернет работает…
Ура, спасибо надёжному провайдеру, я спасён, готовят операционную.
Честно говоря лежать на операционном столе не так комфортно как на на моей двухспальной кроватке.
Доктора ищут какую-то жидкость спицифического названия со специфическим запахом для обработки раны.
Жидкость есть, но её мало, говорят постараются мазать тонким слоем.
Потом долго ищут перекись вородорода, а вот она точно закончилась и сестру посылают пошукать по коридорам в её поисках.
Хорошо что есть наркоз, который со всех сторон больно вкалывают в мою голову.
Я волнуюсь и потому донимаю хирурга разными вопросами, типа:
Доктор, а у меня кончик языка сводит, это нормально?
Доктор, доктор, а после операции я буду играть на скрипке?
Доктор отвечает: Не волнуйтесь, Михаил, конечно будете…
А я в ответ неудомеваю: Странно, а до операции я ни никогда не играл на скрипке…
Вот за такими странными диалогами я не заметил как мне наложили несколько швов.
Страшное уже позади и я уже в кабинете внимаю советами врача какие мне капли нужно купить, что и чем мазать и в какую больничку тепереча обращаться за спец.обслуживанием.
А здесь в офтальмологии у них даже ренген не работает.
Я поясняю, что в местную поликлинику никогда не ходил, врачей видел последний раз полжизни назад, что там наверняка очереди как в 90-ые за докторской колбасой.
Доктор в ответ разводит плечами.
Я пытаюсь его поблагодарить, ну очень поблагодарить, троекратно благодарю.
Доктор добреет, на глазах добреет, протягивает нужные для лечения капельки и рекомендует тепереча приходить к нему на приём.
А в понедельник и ренген возможно даже починят.
После этих слов я сам потихоньку начинаю верить в то, что наша советская медицина самая лучшая в мире.
На этой позитивной ноте я направляюсь домой привыкать к одноглазой жизни.
Вот такая весёлая и поучительная история приключилась в пятницу вечером.
И как я тепереча буду гонять в трофи-рейдах?