То, что может восприниматься слушателем как «тяжесть» в хард-роке, достигается, в частности, за счет специфического звучания электрогитары (с такими эффектами, как например, дисторшн и овердрайв) и работы ритм-секции (см. Звучание и инструменты).
Содержание
История развития
Истоки
В музыкальном отношении, «утяжеление» рок-музыки началось ещё в середине 1960-х годов британскими и американскими группами, в числе которых The Kinks, The Rolling Stones, The Yardbirds, The Who и виртуозным рок-гитаристом Джими Хендриксом. Элементы хард-рока присутсвуют в таких известных композициях как «You Really Got Me» (The Kinks) и «White Room» (Cream). Песня «You Really Got Me» считается первой, в которой используется техника риффов, что является характерной чертой хард-рокового звучания.
Расцвет, начало 1970-х
К началу 70-х годов появились хард-рок-группы, которые считаются фактическими основателями этого жанра и являются непререкаемыми авторитетами хард-рока: Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath. Вслед за ними стали появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «классиков», либо уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления». Среди них Status Quo, Uriah Heep, AC/DC, Grand Funk Railroad и многие другие.
Хард-рок 1970-х заложил основу для появления в дальнейшем стиля хэви-метал и металической музыки в целом.
1980-е, хард-н-хэви
В 1980-х годах, на стыке хард-рока и хэви метала, возникло коммерчески успешное движение, которое иногда называют хард-н-хэви (англ. Hard n Heavy ). Тогда большой успех имели как новые тяжёлые рок-группы (Guns N’ Roses, Mötley Crüe, Def Leppard, Van Halen ), так и представители классического хард-рока 1970-х годов со своими новыми работами (бывший вокалист Black Sabbath Оззи Осборн, группа Deep Purple Дэвида Кавердейла) и группы, дебютировавшие около середины 1970-х годов (AC/DC, Judas Priest, трэш-метал, спид-метал и другие).
Особенности жанра
Музыкальные корни
В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу, и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов — музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей. В середине 60-х, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился метод звукоизвлечения, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук — т. н. овердрайв (англ. Overdrive ). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.
В истоках хард-рока стояла не только психоделия. Так, участники Black Sabbath в самом начале существования группы предполагали играть джаз, первый альбом Led Zeppelin можно отнести и к чистому блюз-року, а в записях Deep Purple первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом «Concerto for Group and Orchestra» — «Концерт Для Группы С Оркестром» — был записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом самой группы).
Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хэви-метала. Другим примером могут служить ранние работы Deep Purple, в которых стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные импровизации и затяжные соло, расширен активным использованием симфонического оркестра и сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan»).
Звучание и инструменты
Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Длинные сольные партии инструментов хард-рок так же перенял от психоделии, однако теперь их могут исполнять не только лидирующие инструменты, но и ритм секция — бас-гитара и ударные. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание.
Одним их основных мелодических приёмов становится техника риффов — короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары. Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. В максимально упрощённом варианте риффы играются на протяжении всей композиции, и поддерживают ритм-секцию, нередко попадая в унисон с линией бас-гитары. Риффы являются ритмической основой для вокала либо другого солирующего инструмента, если таковой присутствует в группе. При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары. Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый и узнаваемый и, в следствие этого, заезженный рифф из композиции «Smoke On The Water» группы Deep Purple. По словам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжелой рок-музыки. Другие наиболее знаменитые и характерные хард-рок-риффы — «Led Zeppelin, «Iron Man» Black Sabbath.
Хард-рок (англ. hard rock, дословно тяжелый рок или жёсткий рок) — жанр рок-музыки, характеризующийся центральной ролью соло-гитариста и композициями, построенными на риффах. Хард-рок зародился в 1960-е годы, обрел привычные формы в конце 1960-х — начале 1970-х годов, а его расцвет пришёлся на начало 1970-х, при участии таких групп как Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin. От хард-рока к середине 70-х ответвился хэви-метал, дав начало всей «металлической» музыке. Термин «хард-рок» иногда также используют как гипероним для «тяжёлых» жанров, таких как хэви-метал, гранж и т. п., для того чтобы отличить их от поп-рока.
То, что может восприниматься слушателем как «тяжесть» в хард-роке, достигается, в частности, за счёт специфического звучания электрогитары (с такими эффектами, как например, дисторшн и овердрайв) и работы ритм-секции.
Истоки
В музыкальном отношении, «утяжеление» рок-музыки началось ещё в середине 1960-х годов британскими и американскими группами, в числе которых The Kinks, Cream, The Rolling Stones, The Yardbirds, The Who и виртуозным рок-гитаристом Джими Хендриксом. Элементы хард-рока присутствуют в таких известных композициях как You Really Got Me (The Kinks) и White Room (Cream). Песня You Really Got Me считается первой, в которой используется техника риффов, что является характерной чертой хард-рокового звучания.
Расцвет, начало 1970-х
К началу 70-х годов появились хард-рок-группы, которые считаются фактическими основателями этого жанра и являются непререкаемыми авторитетами хард-рока: Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и Uriah Heep. Вслед за ними стали появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «классиков», либо уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления». Среди них Status Quo, Nazareth, Queen, Scorpions, AC/DC, UFO, Grand Funk Railroad и многие другие. Хард-рок 1970-х заложил основу для появления в дальнейшем стиля хэви-метал и металической музыки в целом.
1980-е, Хард-н-хэви
В 1980-х годах, на стыке хард-рока и хэви метала, возникло коммерчески успешное движение, которое иногда называют хард-н-хэви (англ. Hard ‘n’ Heavy). Тогда большой успех имели как новые тяжёлые рок-группы (Guns N’ Roses, Mötley Crüe, Def Leppard, Van Halen), так и представители классического хард-рока 1970-х годов со своими новыми работами (бывший вокалист Black Sabbath Оззи Осборн, группа Whitesnake бывшего вокалиста Deep Purple Дэвида Кавердейла) и группы, дебютировавшие около середины 1970-х годов (Aerosmith, Judas Priest, Scorpions, Krokus и т.д.). Подверглись коммерциализации и ранее созданные рок группы, например Rainbow (созданная гитаристом Deep Purple Ричи Блекмором в 1975 году) и Uriah Heep. Параллельно развивались более тяжёлые направления металла, берущие истоки в хард-роке (трэш-метал, спид-метал и другие).
Музыкальные корни
В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу, и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов — музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей. В середине 60-х, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился метод звукоизвлечения, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук — т. н. овердрайв (англ. Overdrive). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.
В истоках хард-рока стояла не только психоделия. Так, участники Black Sabbath в самом начале существования группы предполагали играть джаз, первый альбом Led Zeppelin можно отнести и к чистому блюз-року, а в записях Deep Purple первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом Concerto for Group and Orchestra — «Концерт для группы с оркестром» — был записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом самой группы).
Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хэви-метала. Другими примерами могут служить ранние работы Deep Purple и Uriah Heep, в которых стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные импровизации и затяжные соло, расширен использованием симфонического оркестра или сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года Made in Japan).
Звучание и инструменты
Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Длинные сольные партии инструментов хард-рок так же перенял от психоделии, однако теперь их могут исполнять не только лидирующие инструменты, но и ритм секция — бас-гитара и ударные. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание.
Одним из основных мелодических приёмов становится техника риффов — короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары. Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. В максимально упрощённом варианте риффы играются на протяжении всей композиции, и поддерживают ритм-секцию, нередко попадая в унисон с линией бас-гитары. Риффы являются ритмической основой для вокала либо другого солирующего инструмента, если таковой присутствует в группе. При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары. Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый и узнаваемый и, вследствие этого, заезженный рифф из композиции Smoke On The Water группы Deep Purple. По словам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжелой рок-музыки. Другие наиболее знаменитые и характерные хард-рок-риффы — Heartbreaker Led Zeppelin, Iron Man Black Sabbath или Rock You Like A Hurricane группы Scorpions.
Меню сайта «История рока» позволяет оперативно отыскать информацию об интересующем вас стиле музыки, стоит учитывать, что в меню включены только самые популярные направления.
Регистрация позволит вам добавлять без ограничения комментарии через функционал сайта и выставлять рейтинг, либо добавлять собственные материалы в нашу энциклопедию. Если вам хочется комментировать сайт без регистрации – то пишите в форме комментариев вКонтакте. Поделиться новостью в социальных сетях можно сразу с помощью специальных кнопок, доступных внизу каждой новости. Чтобы быть в курсе наших обновлений, достаточно подписаться на e-mail рассылку, что можно сделать на любой странице портала.
Наш сайт содержит только проверенные факты, взятые из открытых источников, не содержит контента, ущемляющего чьи-либо авторские права. Вы всегда можете отправить жалобу, но лучше поблагодарите автора материала. Или сделайте заказ на написание статьи об интересном вам эпизоде, о котором ещё не сказано на страницах интернета и конкретно нашего сайта. Благодаря этому рок музыка и ее тайны откроются вам намного быстрее.
Мы рады вашим обращениям и ждём пожелания от каждого посетителя, которое позволит улучшить дизайн, сделав его более информативным. Будем благодарны за положительные отзывы о проделанной нами работе. Ждём вас среди постоянных читателей сайта!
К началу 70-х годов появились хард-рок-группы, которые считаются фактическими основателями этого жанра и являются непререкаемыми авторитетами хард-рока: Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath. После стали появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «первопроходца», либо уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления». Среди них Status Quo, Nazareth, AC/DC, Uriah Heep, Queen, UFO, Grand Funk Railroad, Scorpions и многие другие.
Хард-рок 1970-х заложил основу для появления в дальнейшем стиля хеви-метал и металической музыки в целом.
1980-е, хард-н-хеви
В 1980-х годах на стыке хард-рока и хеви-метала, возникло коммерчески успешное движение, которое иногда называют хард-н-хеви (англ. Hard n Heavy ). Тогда большой успех имели как новые тяжёлые рок-группы (Guns N’ Roses, Mötley Crüe, Def Leppard), так и представители классического хард-рока 1970-х годов со своими новыми работами (бывший вокалист Black Sabbath Оззи Осборн, группа Whitesnake бывшего вокалиста Deep Purple Дэвида Ковердейла) и группы, дебютировавшие около середины 1970-х годов (Aerosmith, AC/DC, Judas Priest). Параллельно развивались более тяжёлые направления металла, берущие истоки в хард-роке (трэш-метал, спид-метал и другие).
Особенности жанра
Музыкальные корни
В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов — музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей. В середине 60-х, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился новый метод усиления гитары, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук — т. н. овердрайв (англ. Overdrive ). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.
В истоках хард-рока стояла не только психоделия. Так, участники Black Sabbath в самом начале существования группы предполагали играть джаз, первый альбом Led Zeppelin можно отнести и к чистому блюз-року, а в записях Deep Purple первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом «Concerto for Group and Orchestra» — «Концерт для группы с оркестром» — был записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом самой группы).
Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хеви-метала. Другим примером могут служить ранние работы Deep Purple, в которых стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные импровизации и затяжные соло, расширен активным использованием симфонического оркестра и сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan»).
Звучание и инструменты
Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Длинные сольные партии инструментов хард-рок так же перенял от психоделии, однако теперь их могут исполнять не только лидирующие инструменты, но и ритм секция — бас-гитара и ударные. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание.
Музыкальное направление Hard Rock: агрессивная рок-музыка из 60-х
Hard rock – субжанр агрессивной рок-музыки, обладающая множественным значением и определением. Появление музыкального направления датируется серединой 60-х и связывается с изменением блюзового, рок-н-ролльного звучания. Пик популярности приходится на 70-е с KISS, Black Sabbath, Led Zeppelin, Queen. Типичными инструментами для стилистики считаются электрогитары, бас-гитары, ударные и клавишные. Вокальные данные исполнителей обладают мощью и агрессивным началом.
Общее о хард-роке и история появления
Hard rock – форма рок-музыки, которая сопровождается агрессивным вокалом, применением ударных и электрической гитары с искажающим эффектом. Для создания ритма используются повторяющиеся риффы с различной сложностью. Ударные совмещаются с бас-гитарой, поддерживая ритмичности гитар. Вокал создается криком, воплями или фальцетом.
Понятие ввели в конце 60-х, хотя первые композиции в стиле хард-рок создавались раньше. Корни относятся к 50-м годам. Основой для стилистики стал рок-н-ролл и блюз, откуда перенимали риффы и ритм. Экспериментаторами и прародителями hard rock оказались Electric Blues, которые практиковали искажённые гитарные соло и силовые аккорды.
Появление и лучшие времена для Hard Rock (60-е)
В 60-е американские и британские исполнители блюза и рока начали изменять рок-н-ролл, добавляя усложнённые звуковые элементы с тяжёлыми гитарными риффами и напыщенной игрой на барабанах. Громкие вокальные партии подходили для такой манеры исполнения, создавая агрессивные мелодии.
Ранние проявления hard rock прослеживаются в работах Элмора Джеймса (Elmore James), Мадди Уотерса (Muddy Waters), Хоулин Вольфа (Howlin’ Wolf). В конце 60-х направление стало разделением в рок-культуре, ведь количество исполнителей резко возросло. После официального введения в оборот стилистики, в числе пионеров оказались Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix), Cream и Jeff Beck Group.
Рост популярности музыкального направления сказывался на работах коллективов, не использующих подобного звучания. The Beatles в 1968 публикуют два альбома в стилистике хард-рок. В 70-х из вырождается хеви-метал, а первичным оказался Born to Be Wild от Steppenwolf. Появляется понятие прогрессивного рока.
Пик популярности и расширение влияния хард-рока (70-е)
В конце 60-х стиль перерождался и обретал новые очертания, а появление групп Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin оказали влияние на популярность стилистики. Коммерческий прорыв, миллионные продажи и образование новых коллективов. Rolling Stones использовали собственную эволюционную стилистику.
Идеальными композициями в стиле hard rock считаются Stairway to Heaven от Led Zeppelin, Smoke on the Water и Highway Star от Deep Purple. В 1975 появляются проекты Rainbow и Whitesnake, использующие звучание тяжёлого рока и синтезаторов. Среди прочих коллективов выделяют Bad Company, Nazareth, Queen, Aerosmith, Journey.
С ростом популярности disco, накалялось противоборство. Торжество носило прерывистый характер. Продажи и интересные мелодии сопровождались в каждом жанре музыки. Ближе к 80-м появляются первые группы в стиле панк-рок. The Ramones открывают второе дыхание для хард-рока.
Появление glam metal: смена культурных ориентиров (80-е)
В начале 80-х произошли серьёзные изменения в свете хард-рок активности. Умер Бон Скотт (Bon Scott) из AC/DC, не стало Джона Бонэма (John Bonham) из Led Zeppelin. В 1979 пропадает Black Sabbath, который разделяется надвое. Часть коллективов просто уходят от родного хард-рока, к поп-року (Queen, KISS).
В 1982 году всё больший интерес приобретают хард-метал группы, которые используют элементы панка. Metallica, Megadeth, Slayer и Anthrax этому подтверждение. К 1984 обретает популярность glam metal с живыми выступлениями и яркими образами. К середине 80-х появляются клипы, которые позволили восстановить успешность модернизированного хард-рока. К 1986 на сцену восходят Bon Jovi, Europe, Cinderella, Poison. Коммерческий успех и сохранение стилистики закрепилось за Whitesnake, Mötley Crüe, Guns N Roses. Последняя группа записала самый продаваемый альбом в стиле глэм-метал – Appetite for Destruction.
Гранж и британская поп культура (90-е)
Hard rock вошёл в 90-е доминирующей формой коммерческой музыки. Развитие и эволюция музыкального направления отслеживались на звучании известных и популярных групп. Появляются смежные субжанры альтернативный рок, гранж, britpop, первооткрывателями которых стала Nirvana. Ребята объединили элементы панка, хеви-метала, привязав их к лирическим темам. К мейнстриму хард-рока 90-х причисляется Pearl Jam, Soundgarden и Alice in Chains.
В Великобритании среди популярных бритпоп коллективов, которые использовали hard rock оказался дуэт Oasis. К середине 90-х уходят со сцены Cinderella, Whitesnake, Ratt из-за отсутствия коммерческого успеха и нежелания изменять стилистике. По-другому сложились дела у Poison и Mötley Crüe, которые решились на соответствие коммерческого развития рынка.
Современное становление субжанра hard rock (после 2000-х)
К концу 90-х интерес к музыкальному направлению хард-рок угасал. Популярные коллективы распадались, часто из-за ухода из жизни солистов или провала в коммерческом плане. На смену приходит pop rock, отличающийся мягкостью и спокойствием. Из культовых коллективов в стиле хард-рок выделяют Bon Jovi, AC/DC, Aerosmith. Возникают и новые группы, избравшие субжанр: Velvet Revolver, Audioslave, Nickelback. В музыкальной среде появился термин ретро-метал, характеризующий работы лучших творцов: Led Zeppelin, Deep Purple, AC/DC.