фзн в беларуси что такое

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН)

В Республике Беларусь Фонд социальной защиты населения (ФСЗН РБ) это департамент, входящий в структуру Министерства труда и социальной защиты. Фонд обладает правами юридического лица, имеет собственный баланс и право распоряжаться находящимися на счетах средствами в соответствии с законодательством. Деятельность Фонда определяется, в первую очередь, такими государственными актами, как: Конституция, Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»; Указ Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 40 «Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», а также другими постановлениями, касающимися предмета деятельности Фонда.

Первой и важнейшей целью деятельности ФСЗН РБ является организация и проведение мероприятий по социальной защите населения Республики Беларусь. Под соцзащитой понимается комплекс мероприятий по перераспределению средств от работающих членов общества к нетрудоспособным.

Принято выделять следующие основные направления социальной защиты:

Деятельность ФСЗН сосредоточена, в основном, в сфере социального страхования, которое, в свою очередь, подразделяется на: пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Пенсионное страхование позволяет трудящимся рассчитывать на материальное обеспечение по достижении определенного законодательством пенсионного возраста.

Страхование от несчастных случаев и заболеваний гарантирует сохранение источника дохода при наступлении указанных обстоятельств.

Кроме самих работников, на помощь по программе социального страхования могут рассчитывать и находящиеся на их иждивении нетрудоспособные члены семей.

Средства необходимые для финансирования расходов ФСЗН складываются, в основной массе, из обязательных и добровольных отчислений от доходов работающих. Кроме того средства Фонда пополняются из:

Как правило, одни и те же граждане в разные периоды и в зависимости от жизненных обстоятельств оказываются как плательщиками взносов в ФСЗН, так и получателями средств из него.

Участие в программе государственного социального страхования является обязательным для всех трудящихся, в том числе индивидуальных предпринимателей и других категорий лиц, осуществляющих трудовую деятельность самостоятельно. Исключение составляют работающие инвалиды первой и второй групп.

Согласно статье 7 Закона «Об основах государственного социального страхования» обязательные страховые взносы уплачиваются исходя из размера доходов:

Организация и контроль порядка вышеприведенных выплат входят в состав главных функций ФСЗН. Для сбора страховых взносов и контроля порядка их расчета Фонду предоставлены широкие полномочия. ФСЗН имеет право требовать немедленного погашения задолженности перед Фондом, давать банкам обязательные указания о взыскании со счетов недоимок и пени по обязательным страховым выплатам со счетов виновных лиц и их дебиторов, взыскивать имущество должников по взносам в ФСЗН в судебном порядке.

Территориальные подразделения ФСЗН ведут учет страховых взносов, как по организациям, так и персонифицировано по каждому трудящемуся гражданину.

Фонд социальной защиты является источником выплаты:

Источник

ФСЗН, страховой взнос ФСЗН в РБ

фзн в беларуси что такое. Смотреть фото фзн в беларуси что такое. Смотреть картинку фзн в беларуси что такое. Картинка про фзн в беларуси что такое. Фото фзн в беларуси что такое

Фонд социальной защиты населения, или сокращенно ФСЗН – государственный орган, играющий важнейшую роль в экономике Беларуси. ФСЗН подчиняется напрямую Совету Министров РБ и является департаментом в Минтруда, который регулирует финансовые средства в сфере социального страхования.

Согласно законодательству, все работающие в Беларуси граждане (за исключением отдельных категорий, о которых речь пойдет ниже), обязаны уплачивать страховой взнос в Фонд социальной защиты населения. Страховые взносы выплачиваются из заработной платы и прочих доходов, которые получают работники. Именно из страховых взносов государство берет деньги на выплаты пенсий белорусским пенсионерам и пособий безработным, покрывает выплаты по больничным и т.д. Порядок расчета и внесения в республиканский бюджет страховых взносов четко регулируется законодательством РБ.

Фонд социальной защиты населения: главные задачи

Основная задача, ради которой создавался ФСЗН как отдельный государственный орган – сбор платежей с работников. Данные платежи впоследствии направляются на финансирование страховых социальных выплат, к которым относятся:

Кроме того, Фонд социальной защиты населения РБ преследует следующие задачи:

В соответствие с законом, выплаты в ФСЗН должны производить все работающие граждане Беларуси, в том числе:

В 2018 году процент отчислений в ФСЗН составляет:

Таким образом, обязательные взносы в 2018 году по платежам в ФСЗН составляют 35%. Отдельно стоит сделать уточнение по пенсионным взносам. Если работник наемный, то 28% из положенных 29% за него выплачивает наниматель. Сам работник выплачивает всего 1%. Самозанятые индивидуальные предприниматели обязаны выплачивать все полагающиеся по закону 29%.

Существуют и категории работников, которые не обязаны уплачивать страховые взносы в ФСЗН. В основном это индивидуальные предприниматели, в частности:

Данные категории ИП освобождаются от выплат, но при желании имеют возможность участвовать в государственном соцстраховании.

Сколько минимально должен платить ИП в ФСЗН?

Отчисления в ФСЗН в Беларуси рассчитываются в зависимости от размеров полученного дохода. Однако существует минимальный размер платежа, который работник должен внести, независимо от того, какой доход он получил. Это в первую очередь касается индивидуальных предпринимателей, которые могут какое-то время не осуществлять свою деятельность и не получать вообще никакого дохода. Но взносы в ФСЗН они все равно должны уплатить.

Минимальные платеж в ФСЗН для ИП в 2017 году составил 1 113 бел. рублей.

Обязательные страховые взносы ФСЗН: сроки уплаты

Сроки внесения платежей в ФСЗН зависят от категорий работников, размеров организации и некоторых других нюансов.

Нужен ли ФСЗН?

Иногда можно услышать, что ФСЗН – ненужный и лишний государственный орган, который нацелен исключительно на отъем средств у граждан. Это глубокое заблуждение, ведь аналог ФСЗН существует во всех развитых государствах. Именно благодаря данному органу государство гарантирует выплату пенсий и пособий – а это единственные средства для существования для сотен тысяч белорусских граждан.

К тому же, выплаты в ФСЗН для наемных работников максимально упрощены. Расчет и уплату средств производит наниматель, что избавляет работников от лишних хлопот. А вопрос расхода аккумулируемых в Фонде средств всегда находится на пристальном контроле у компетентных органов, что обеспечивает исключительно целевое направление денег.

Источник

О Фонде

о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

1. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

Фонд является департаментом с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

Финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

2. В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Положением, иными актами законодательства и осуществляет по вопросам своей компетенции взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и международными организациями.

3. Средства государственного социального страхования образуются за счет:

Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

4. Имущество Фонда является республиканской собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

5. В структуру центрального аппарата Фонда входят управления, отделы, секторы и иные структурные подразделения в соответствии с законодательством.

6. В систему Фонда входят областные и Минское городское управления с правами юридического лица, а также городские, районные и районные в городах отделы (секторы) (далее, если иное не предусмотрено настоящим Положением, – территориальные органы). В структуру территориальных органов входят отделы, секторы и иные структурные подразделения в соответствии с законодательством.

7. Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

8. Фонд в соответствии с возложенными на него задачами:

9. Средства государственного социального страхования имеют целевое назначение и направляются на:

Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

10. Составление, рассмотрение и исполнение бюджета фонда на очередной финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами.

11. Коллегиальным органом управления Фонда является его правление. В состав правления входят Министр труда и социальной защиты (председатель правления), управляющий Фондом (заместитель председателя правления) и его заместители по должности, представители Министерства финансов, Министерства экономики, Национального банка, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.

Количественный и персональный состав правления Фонда утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Правление Фонда созывается по мере необходимости, но не реже трех раз в год, и правомочно принимать решения при наличии не менее двух третей установленной численности его членов. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель правления.

Решения правления Фонда принимаются в форме постановления. Постановления подписываются председателем правления, а в его отсутствие – заместителем председателя правления.

В случае необходимости оперативного принятия решения может быть применен принцип опроса членов правления в рабочем порядке без созыва его заседания.

Работа правления осуществляется в соответствии с утвержденным им регламентом.

12. Правление Фонда:

13. Управляющий Фондом назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Управляющий Фондом имеет двух заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Министром труда и социальной защиты по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

Управляющий Фондом:

14. Фонд и его территориальные органы имеют право:

15. Работники центрального аппарата Фонда и его территориальных органов при осуществлении служебных полномочий имеют право:

Данные работники обязаны обеспечивать конфиденциальность и сохранность информации индивидуального (персонифицированного) учета.

16. Решения Фонда, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством.

17. Место на хождения центрального аппарата Фонда: 220026, г. Минск, пр-т Партизанский 52А.

Источник

Фзн в беларуси что такое

ВНИМАНИЮ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ!

Консультационная поддержка и примеры заполнения формы ПУ-2 в старом формате с 01.07.2019 по 30.06.2021, в новом формате с 01.07.2021 подробнее.

Многофункциональный центр обслуживания : г. Минск, ул.Толбухина,6
телефон инфолинии: 8 (017) 352-05-01 подробнее.

COVID-19 – как взаимодействовать с Фондом в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки подробнее.

ВНИМАНИЮ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ!

Консультационная поддержка и примеры заполнения формы ПУ-2 в старом формате с 01.07.2019 по 30.06.2021, в новом формате с 01.07.2021 подробнее.

Многофункциональный центр обслуживания : г. Минск, ул.Толбухина,6
телефон инфолинии: 8 (017) 352-05-01 подробнее.

COVID-19 – как взаимодействовать с Фондом в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки подробнее.

ВНИМАНИЮ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ!

Консультационная поддержка и примеры заполнения формы ПУ-2 в старом формате с 01.07.2019 по 30.06.2021, в новом формате с 01.07.2021 подробнее.

Многофункциональный центр обслуживания : г. Минск, ул.Толбухина,6
телефон инфолинии: 8 (017) 352-05-01 подробнее.

COVID-19 – как взаимодействовать с Фондом в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки подробнее.

ВНИМАНИЮ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ!

Консультационная поддержка и примеры заполнения формы ПУ-2 в старом формате с 01.07.2019 по 30.06.2021, в новом формате с 01.07.2021 подробнее.

Многофункциональный центр обслуживания : г. Минск, ул.Толбухина,6
телефон инфолинии: 8 (017) 352-05-01 подробнее.

COVID-19 – как взаимодействовать с Фондом в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки подробнее.

ВНИМАНИЮ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ!

Консультационная поддержка и примеры заполнения формы ПУ-2 в старом формате с 01.07.2019 по 30.06.2021, в новом формате с 01.07.2021 подробнее.

Многофункциональный центр обслуживания : г. Минск, ул.Толбухина,6
телефон инфолинии: 8 (017) 352-05-01 подробнее.

COVID-19 – как взаимодействовать с Фондом в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки подробнее.

Источник

Новый Закон о взносах в ФСЗН

С 21 января 2022 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. N 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее — новый Закон о взносах). Рассмотрим основные моменты, предусмотренные этим Законом, и разберемся, являются ли его нормы новыми для нанимателей.

1. Что регулируется новым Законом о взносах

Рассматриваемым Законом будут регулироваться вопросы:

— уплаты обязательных страховых взносов, т.е. взносов на пенсионное и социальное страхование;

— взносов на профессиональное пенсионное страхование;

— иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет фонда);

— отношений, связанных с уплатой этих взносов и иных платежей.

Таким образом, новым Законом о взносах будет предусматриваться комплексное урегулирование вопросов уплаты взносов в бюджет фонда. Сейчас многие нормы прописаны в различных законодательных актах. Часть из них регулируется Законом Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. N 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее — действующий Закон о взносах), который утратит силу в связи со вступление в силу нового Закона о взносах.

Одновременно новым Законом о взносах вносятся изменения в Закон «О пенсионном обеспечении», Закон «Об основах государственного социального страхования», Закон «О профессиональном пенсионном страховании» (далее — Закон о ППС), Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее — Закон о пособиях) (ст. 22 нового Закона о взносах).

2. Круг плательщиков взносов

Относительно ст. 1 действующего Закона о взносах круг плательщиков обязательных страховых взносов в бюджет фонда расширен. В него вошли организации, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы. Такое дополнение связано с тем, что с 1 января 2020 г. военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию (подп. 1.1 Указа N 48). Напомним, что круг плательщиков в настоящее время регламентируется также подп. 1-1 Положения N 40, в котором с 13 февраля 2020 г. уже есть эти организации.

Определено понятие «плательщики взносов на профессиональное пенсионное страхование». Ими являются страхователи, к которым относятся работодатели из числа юридических лиц, их представительств и филиалов, имеющих отдельный баланс, а также представительств иностранных организаций, иностранных организаций, предоставляющие работу в особых условиях труда по трудовым договорам (п. 3 ст. 3 нового Закона о взносах).

3. Объект для начисления взносов

Для работодателей и работающих граждан порядок определения объекта для начисления обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование после вступления в силу нового Закона о взносах не изменится. По обязательным страховым взносам он по-прежнему будет ограничиваться пятикратной величиной средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который эти взносы уплачиваются. При уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование соответствующее ограничение — трехкратная величина средней заработной платы (п. 1 ст. 4 нового Закона о взносах, ст. 2 действующего Закона о взносах, п. 2 ст. 7 Закона о ППС).

При этом пока не известно, останется ли в следующем году в прежнем виде Перечень N 115. Вопрос о внесении в него изменений сейчас обсуждается.

4. Размеры взносов

Вопрос о перераспределении нагрузки по взносам между нанимателями и работающими гражданами уже давно дискутируется. Однако новым Законом о взносах такие изменения не предусмотрены.

По общему правилу размеры обязательных страховых взносов на пенсионное страхование для работодателей по-прежнему составят 28%, а для работающих граждан — 1%.

Не поменяются и размеры обязательных страховых взносов на социальное страхование, они составят 6% (ст. 5 нового Закона о взносах, ст. 3 действующего Закона о взносах).

Для работодателей сохранится освобождение от уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I или II группы. Однако указанное освобождение будет применяться с месяца, следующего за месяцем, в котором установлена инвалидность (п. 1 ст. 12 нового Закона о взносах, ст. 4 действующего Закона о взносах). Такое новшество упростит порядок расчета взносов при установлении инвалидности и заполнения формы ПУ-3.

5. Уплата взносов и представление отчетности при ликвидации организации

Установлен порядок уплаты взносов в случаях ликвидации (прекращения деятельности) плательщиков, снятия их с учета в органах Фонда. Причитающиеся к уплате за текущий период суммы взносов в бюджет фонда рассчитываются на день представления соответственно в регистрирующие органы заявления о ликвидации (прекращении деятельности), органы Фонда уведомления о снятии с учета. Указанные платежи в бюджет фонда надо будет произвести в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) или о снятии с учета в органах Фонда. В такой же срок предусмотрено представление в органы Фонда установленных законодательством сведений и отчетности (п. 1 ст. 16 нового Закона о взносах).

6. Выплата пособий семьям, воспитывающим детей

Как отмечалось выше, в Закон о пособиях вносятся изменения.

Наиболее значимым новшеством является возможность восстановления сроков выплаты ежемесячных пособий. Так, в случае пропуска по уважительным причинам сроков обращения за назначением пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, пособия на детей в возрасте от 3 до 18 лет, пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей и пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет эти сроки могут быть восстановлены. При этом пособия будут назначаться и выплачиваться не более чем за три года до обращения за их назначением при условии, что семья имела на них право (п. 4 ст. 22 нового Закона о взносах).

Напомним, что сейчас эти пособия назначаются со дня возникновения права на них, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня возникновения такого права. При обращении по истечении шестимесячного срока пособия не назначаются (п. 1 ст. 22 Закона о пособиях).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *