фудхоллы что это такое

Eat Market меняет концепцию фудхоллов

Компания Zemskiy Group пересмотрела концепцию сети Eat Market и скорректировала стратегию дальнейшего развития. Девелопер решил отказаться от развития мелких объектов по причине невысокой рентабельности и сосредоточиться на крупных объектах площадью не менее 1 тыс. кв. м.

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое

Источник: Eat Market

Первый фудхолл новой концепции открылся на проспекте Вернадского в Москве и стал самым масштабным проектом сети Eat Market. Заведение располагается в двухэтажном здании на площади 4,4 тыс. кв. м. На первом этаже размещены 37 гастрономических проектов от московских и петербургских рестораторов, а также небольшая торговая зона с фермерскими сырами, молочными продуктами и овощами. Среди резидентов: Ryba Sushi International (суши-бар), Bổ (вьетнамская кухня), «Мясной Цех» (стейки и бургеры), Bao Mochi (азиатская кухня), THALI & DOSA (индийская кухня), Fibonacci (итальянская кухня), ALY’S POKE (гавайская кухня), I need doner (европейская уличная еда), Valiko (пекарня), устричный бар «Жемчужина», «Плов-центр» (узбекская кухня), «Дом Куксу» (корейская кухня), Asia Gourmet (тайская кухня), «Курица по-гонконгски» (гонконгский стрит-фуд), 2 кофейни, смузи-бар GRAPEfruit, пивной паб Bar Kas, алкогольный бар «Подвинься» и другие.

На втором этаже скоро начнут работать 3 ресторана полного цикла: «Сыроварня» Аркадия Новикова, «Хинкальная» от холдинга G. G. Group и ресторан китайской кухни.

Основной зал Eat Market рассчитан более чем на 1000 посадочных мест. Проектом предусмотрены летние террасы и веранда на крыше. На сцене площадки будут проводиться мастер-классы, еженедельные выступления артистов, а также крупные концерты российских звезд. Рядом с Eat Market обустроена парковка на 220 машиномест.

Инвестиции в запуск Eat Market на Юго-Западной — 400 млн руб. Средний чек — 500–700 руб.

Как рассказали в компании, концепция пересмотрена в связи с карантином, из-за требований соблюдения дистанции мелкие объекты общепита становятся нерентабельными. В течение года компания намерена открыть 4 новых фудхолла площадью более 1 тыс. кв. м.

Компания создает ИТ-систему, интегрирующую всех операторов фудхолла в одну сеть и автоматизирующую все бизнес-процессы. Интеграция операторов в одну систему обеспечит возможность оформления единого чека при заказе на месте, на вынос или при доставке.

Ранее сообщалось о том, что Zemskiy Group инвестирует в проект Eat Market около 1 млрд рублей.

Кроме того, сеть фудхоллов Eat Market пришла в Санкт-Петербург.

Источник

Говорят, Василеостровский и Долгоозерный рынки — это фуд-холлы. Что это значит?

В июне в Петербурге открылся после реконструкции Василеостровский рынок — городской фуд-холл, аналог московских Даниловского и Центрального рынков. Ранее в городе появился Долгоозерный рынок.

Но что значит слово фуд-холл, чем такое пространство отличается от ресторанного дворика в торговом центре и будут ли такие места появляться в Петербурге в будущем? «Бумага» поговорила об этом с Артемом Балаевым, партнером компании «Агора. Гастроурбанистика».

Артем Балаев

Что такое фуд-холл

— Фуд-холлы — это современные рынки. Они отличаются от фуд-кортов тем, что у последних больше ресторанов категории «фастфуд». А на фуд-холле расположены заведения, где сведена к минимуму предварительная готовка блюда. То есть его делают непосредственно после заказа клиента.

В том или ином виде современные рынки появились в 70-х годах XX века в Америке. Этому предшествовало развитие супермаркетов. Тогда рынки стали местом встречи потребителя с качественным продуктом, и следующим логичным шагом было появление точек питания прямо на рынке. Всё это привело к тому, что появились рынок Бокерия в Барселоне, Тайм-Аут в Лиссабоне и Маркет Холл в Роттердаме.

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое

Эта большая мировая тенденция несколько лет назад пришла в Москву — появился Даниловский рынок. Он входит в число самых известных московских фуд-холлов вместе с Усачевским рынком. Кроме того, в Москве недавно появился Центральный рынок, а также «Депо» Алексея Васильчука. Пара небольших фуд-холлов, насколько я знаю, есть в Краснодаре и Екатеринбурге. А в Петербурге открылся Василеостровский рынок.

Почему фуд-холлы популярны

— Фуд-холлы популярны не только в России, но и во всем мире. Сейчас экономический кризис, люди ищут возможности есть дешевле и оставлять меньше чаевых, но делать это корректно. В этом смысле фуд-холлы — прекрасное решение.

С другой стороны, диджитализация приводит к тому, что люди более осознанно и более заинтересованно относятся к вещам, которые не могут уйти в диджитал. Какие-то вещи сейчас становятся популярнее, потому что диджитал не может дать те же эмоции, что еда и спорт.

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое

Еще одна причина популярности фуд-холлов — мировой туризм. Люди много путешествуют, и фуд-холл — это прекрасная возможность за один раз совершить гастрономическое путешествие в разные страны.

В фуд-холлах представлена еда сегмента «фаст-кэжуал». Кроме фуд-холлов в этот сегмент входят столовые c качественными продуктами вроде «Братьев Караваевых» в Москве и бургерные. Люди, которые до этого питались в ресторанах, сейчас начали есть в заведениях «фаст-кэжуал». Люди ищут, как питаться дешевле, чем в ресторане, но при этом не готовы к фастфуду, потому что заботятся о своем здоровье и имидже.

Кроме того, фаст-кэжуал дороже, чем фастфуд на фуд-кортах, но по формату они похожи. А значит, на рынки удастся заманить некоторое количество людей, которые питались фастфудом. Это все-таки модный формат, поэтому можно выложить фото из фуд-холла, и твои друзья подумают, что ты ведешь социально активный образ жизни. За счет этого есть вероятность, что десятая или двадцатая часть посетителей фуд-кортов начнет питаться в категории фаст-кэжуал.

Что ждет фуд-холлы в Петербурге

— Василеостровский рынок, насколько я знаю, — единственный частный рынок в городе. Поэтому он сейчас мобильный и оперативный в принятии решении, и, думаю, так будет и в дальнейшем. Из минусов, наверное, можно отметить, что люди очень не любят добираться из центра на Васильевский остров: утром и вечером на мостах всегда пробки. Но теперь есть ЗСД, и стало немножко проще. Скорее всего, рынок будет работать на горожан в выходные дни, а в будни — на жителей Васильевского острова.

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое

Еще мне кажется, на Василеостровском рынке зря сделали все киоски с заведениями одинаковыми. Возникает ощущение, что ты на фестивале «О, да! Еда», где всё под одну гребенку. Но там это можно понять: это огромный фестиваль на два дня, было бы сложно делать уникальными каждое место продаж. Но вот на рынке это было бы неплохо: каждый киоск раскрывает себя не только через еду, но и через декор.

Как я слышал, в «Сити Молле» [на Пионерской] тоже откроется фуд-холл, но там будут представлены рестораны фастфуда вроде «Макдоналдс», а также рестораны фаст-кэжуал — например, бургерная «Бюро». Кроме того, я слышал, что Алексей Васильчук задумался о том, чтобы открыть «Депо» в «Варшавском экспрессе». Еще один фуд-холл может появиться в мастерских «ВагонМаша» неподалеку от метро «Московские ворота».

Я думаю, первые четыре-пять фуд-холлов в Петербурге будут успешными, но со временем их прекратят активно обсуждать. То есть люди сейчас не говорят про открытие продуктовых магазинов шаговой доступности. Они есть, все в них ходят. А фуд-холлы обсуждают, потому что есть новизна и медийный интерес, навязанный нам Москвой. В какой-то — думаю, через три-четыре года — момент ситуация стабилизируется, и это будет просто один из вариантов, где можно поесть.

Как выглядит Долгоозерный рынок в Петербурге, смотрите в этом материале «Бумаги». Подробнее о том, как открывали Василеостровский рынок, читайте здесь, а по этой ссылке — наш гид по рынку. А вот видео с Василеостровского рынка — о том, как там всё устроено.

Видео: Елизавета Ивантей / «Бумага»

Чтобы каждую неделю получать письмо с событиями ближайших выходных, подписывайтесь на рассылку «Бумаги»

Обновлено: Фуд-холл в «Сити Молле» открылся.

Источник

Что такое фуд-холлы и что в них едят

В Москве появились фуд-холлы. Новый формат похож на знакомые по торговым центрам фуд-корты, но эти скопления кафе и ресторанчиков находятся в необычных городских пространствах и интересны без шопинга.

Гастрономический ряд «Ветошный»

Ветошный пер., 5. +7 (499) 990-02-72. пн-вс 9:00-0:00. Средний счет: до 1000 р. Перейти на страницу места

Бодрый молодой проект с уличной едой из разных стран в пяти метрах от ГУМа невелик, но динамичен. Это отличная альтернатива гумовскому кафе «Фестивальное». Немы (жареные и свежие спринг-роллы), фо и лапшу с рисом и разными добавками, от говядины, курицы и овощей до свинины с креветками, готовят в Lao Lee. Пян-се, корейские паровые булочки, с кимчи, семгой, овощами и классические, с мясом и капустой требуйте в «Пян-се». Суп чили кон карне, маринованную говядину с рисом «Full Moon» и полдюжины бургеров — в бургерной «Бутерброд». А израильскую шакшуку, фалафель и шаварму — в «Шалом, баклажан!». Пиво и кофе (от проверенных мастеров альтернативы Les) прилагаются, вино разрешают нести свое. Обставленный крепкими дубовыми столами с высокими табуретами, «Ветошный» больше напоминает бар, в котором рано или поздно знакомишься со всеми окружающими.

FoodStore

Рождественка, 6/9/20, с. 1. +7 (495) 407-15-62. Круглосуточно. Средний счет: 800-1200 р. Перейти на страницу места

Гастрономическое пространство с 11 корнерами и магазином хоть и расположено прямо на углу Кузнецкого Моста и Рождественки, но находится не сразу. Оно занимает второй этаж старого дома и делит вход с пабом. Зато внутри все просто и логично: круговое движение, непретенциозный, но яркий интерьер, большой выбор разнообразной, сытной и доступной по цене еды. Бургеры от Burger Heroes, чуду, хинкалы и пироги из «Дагестанской лавки», плов, шурпа и лагман из «Plov.com», креветки, устрицы, крабы от «Привет, Crevette!», вино из «Пробки и штопора» и кофе от «Даблби» — так здесь выглядит картина актуальной городской еды.

Streat

Ленинская Слобода, 26. +7 (985) 228-66-33. пн-вс 10:00-22:00. Средний счет: 800 р. Перейти на страницу места

Источник

Мы будем есть теперь по-новому

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое

Эволюция общепита породила новый формат гастрономического ретейла — фуд-холлы. Формат настолько новый, что даже название еще не утвердилось. Одни называют их гастромаркетами, другие — гастрорынками. Одно ясно, что это гибрид, который объединяет в себе элементы традиционных фуд-кортов, ресторанов и сельхозрынков.

Появление фуд-холлов — следствие тренда на модный нынче здоровый образ жизни. Фишка формата — многообразие авторских блюд из свежих продуктов в интересной атмосфере. В России фуд-холлы появились 4 года назад и быстро обретают популярность. Правда, пока их можно посетить только в Москве. Но на подходе и проекты в регионах.

Стремительный рост
Фуд-холл — новый глобальный тренд в общепите. Это гастрономическое пространство, которое сочетает в себе разнообразие рыночных прилавков и концепций качественного общепита — не только от профессиональных рестораторов, но и от гастроэнтузиастов, которые только выходят на публику.

Пространство это объединено единым стилем и находится под управлением одной компании или, что гораздо реже, шеф-повара. Здесь можно попробовать блюда разных национальных кухонь, посетить кулинарные мастер-классы, фестивали, послушать музыкальные программы, хорошо провести время.

«Фуд-холлы больше, чем фуд-корты, ориентированы на полноценное приготовление еды, использование свежих продуктов и авторскую кухню. Но жестких рамок у формата нет. Например, в Foodhallen в Амстердаме два десятка заведений разного типа — от высокой авторской кухни до обычного стритфуда. А в Лиссабонском Time Out Market операторов около 40. Атмосферу там создают живые выступления музыкантов», — говорит руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев.

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое

То, что фуд-холлы часто являются частью современных продовольственных рынков, — абсолютно нормально. Именно там самые свежие и здоровые продукты. А это в тренде моды на здоровый образ жизни.

«Именно благодаря своей атмосфере фуд-холл является самодостаточной площадкой и центром притяжения публики. Неудивительно, что в составе торгового центра он обычно становится якорем, заменяя или дополняя традиционный фуд-корт», — говорит руководитель отдела торговых площадей JLL Екатерина Земская.

«В то же время формат фуд-холла не вполне подходит для неторопливого ужина в тишине. А в некоторых случаях чек в отдельных заведениях с аналогичным качеством кухни может быть даже меньше», — отмечает старший аналитик отдела исследований рынка CBRE Константин Будагян.
Тем не менее во всем мире фуд-холлы активно набирают популярность. Например, в США, по данным JLL, за 2016 год открылось 35 фуд-холлов (на конец 2015 года их в стране было всего 70). Еще 100 проектов находятся на стадии реализации. И к концу 2019 года, по прогнозу экспертов CBRE, их число в США достигнет 200. Формат также активно развивается в Азии и Европе.

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое

Свежее и горячее
Традиционным местом размещения фуд-холлов являются бывшие продуктовые и фермерские рынки. Не удивительно, что толчок к развитию нового гастроформата в Москве дала программа реконструкции старых сельскохозяйственных рынков, запущенная несколько лет назад.

Первым рынком, который превратился в современное гастрономическое пространство с легкой руки инвесторов из Ginza Project, стал Даниловский рынок. В апреле 2017 года здесь завершились комплексные ремонтные работы, которые шли с марта 2015 года без остановки торговли.

Следом в фуд-холлы превратились Усачевский рынок и рынок экопродуктов в Коньково. Были обновлены Черемушкинский рынок и Центральный рынок на Рождественском бульваре. Но преобразования продолжаются. Следующие на очереди Дорогомиловский и Багратионовский рынки.

«То, что фуд-холлы часто являются частью современных продовольственных рынков, — абсолютно нормально. Именно там самые свежие и здоровые продукты. Это соответствует модному нынче тренду на здоровый образ жизни. Кроме того, повара на фуд-холле часто предлагают посетителям выбрать продукты самостоятельно, а потом из них на глазах у гостей готовят вкусное блюдо. Это уже элемент шоу и однозначно интересный опыт», — добавляет Игорь Кокорев.

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое

В перспективе фуд-холлы появятся во многих ТРЦ и станут своеобразной перезагрузкой их концепции. Несколько девелоперов уже задумались о реализации подобных проектов

Примеров открытия фуд-холлов в составе торговых центров Москвы пока немного. Но они тоже появляются. Успешно работает сетевой проект LavkaLavka, который сотрудничает с торговыми центрами «МЕГА». В ТРЦ «Золотой Вавилон» недавно был запущен проект «Азбука фермы», объединивший фермерский рынок и зону фуд-корта «Кухни мира». А в начале этого года на первом этаже торгового центра «Никольская Плаза» открылся «Вокруг света» — совместный проект Бориса Зарькова, Аркадия Новикова и Владимира Мухина под управлением единого оператора — White Rabbit Family.

«Большинство фуд-холлов или работают под брендом одного арендатора (single tenant), или сочетают в себе бренды различных операторов (multi-tenant). Но есть и примеры развития проектов по франшизе. Первым таким фуд-холлом стал Eataly, открывшийся в конце мая 2017 года в ТГК «Киевский». Под брендом этой сети во всем мире работают 38 заведений: 13 из них представлены в Италии, пять — в США, а также в Японии, ОАЭ, Южной Корее и Турции», — говорит Екатерина Земская из JLL.

Движение в регионы
Какое будущее ждет фуд-холлы в России? Эксперты уверены, что большое и светлое.
«Пока развитие фуд-холлов сдерживает то, что крупному бизнесу, владеющему большими объектами коммерческой недвижимости, проще работать с традиционными ресторанами, кафе, фуд-кортами. Но времена меняются», — констатирует Игорь Кокорев из Knight Frank St Petersburg.

«Формат фуд-холлов обязательно приживется на нашем рынке, хотя наверняка претерпит некоторую трансформацию. Он интересен инвесторам как новый формат вложений в ретейл, ориентированный на широкую аудиторию. Это ключевой момент для развития», — отмечает управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar Ольга Шарыгина.

С коллегой согласен Константин Будагян из CBRE: «Существующие проекты фуд-холлов уже доказали свою востребованность. Их способность притягивать посетителей, менее жесткие требования к транспортной доступности и низкая конкуренция в сегменте могут быть интересны для инвесторов. Особенно если потребительский спрос восстановится. А это — залог развития формата».

Эксперты уверены, что в ближайшее время фуд-холлы начнут открываться за пределами Москвы — в других крупных городах России. И следующий город, где они появятся, — это Петербург, в котором уже начинается программа реконструкции сельскохозяйственных рынков. Но надежда не только на нее.

«На территории (парковки. — Ред.) «Владимирского пассажа» уже появился летний проект Locale, инициаторами которого выступили Italy Group и Dreamteam. Площадка «Бутылки» в Новой Голландии объединила мультинациональную кухню нескольких ресторанных групп. Пусть это не классические, но очень говорящие, показательные примеры роста популярности родственных фуд-холлу форматов. А в перспективе фуд-холлы появятся во многих ТРЦ и станут своеобразной перезагрузкой их концепции. Несколько девелоперов уже задумались о реализации подобных проектов», — считает директор департамента торговой недвижимости Colliers International в Санкт-Петербурге Ирина Царькова.

«Мы планируем создать первый классический фуд-холл в ТРК «Сити-молл», реконцепцией которого сейчас занимаемся. Проект будет реализован в ближайшее время. На фуд-холле будет и зона фастфуда, и зона ресторанов. Мы уверены, что новый формат понравится горожанам и будет пользоваться популярностью», — сообщили в компании FortGroup.

Правда, есть и скептики. «Скорее всего, в Петербурге данный формат не скоро наберет популярность, так как наши посетители привыкли к классическому виду и содержанию общепита в торговых комплексах. А новая концепция требует довольно больших вложений, отстроенной логистики и качественных поставщиков, а также появления своего потребителя в достаточно большом количестве. А в нашем городе еще не так много людей, которые готовы платить более высокую цену за здоровое питание», — заявили в ХК «Адамант».

«Оба формата — и фуд-холлы и фуд-корты — будут развиваться. У фуд-кортов тоже есть свои поклонники, которые не откажутся от привычной разновидности фастфуда. Уверен, что оба формата в итоге найдут рыночный баланс. И сохранятся оба. А дальнейшие темпы их роста будут зависеть от развития сегмента торговых комплексов», — заключил Алексей Калачев из «ФИНАМ».

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое
О том, что думают о моде на гастромаркеты создатель сети «Теремок» Михаил Гончаров, ресторатор Владимир Перельман и основатель проекта StrEat Максим Попов можно прочитать здесь.

Комментарий

Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ»:

По формату фуд-холлы — это те же фуд-корты. Только вместо фастфуда они предлагают посетителям полноценные блюда. То есть вместо быстро разогретых полуфабрикатов посетитель фуд-холла может заказать нормальную еду, приготовленную профессиональным поваром из натуральных продуктов. Как правило, в выборе фишки, привлекающей клиентов, фуд-холл ориентируется на популярные блюда той или иной национальной кухни. Так проще обозначить свою особость и обрести лицо.

Эта тема становится модной и набирает популярность, поскольку в обществе присутствует тренд на здоровое питание. И покуда это так, формат фуд-холлов будет развиваться и теснить фуд-корты в ТРЦ. Но четкую границу между фуд-холлом и фуд-кортом провести трудно, а порой и невозможно. Взять, к примеру, те же пельмени, или долму, или чебуреки. Блюда китайской и японской кухни. Отличить свежеприготовленное блюдо от полуфабриката можно не всегда. К тому же конкретная точка может иметь в ассортименте и то и другое.

Источник

Фуд-холлы: золотой билет VS волчий билет

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое

Фуд-холлы: золотой билет VS волчий билет

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое

Бум фуд-холлов привел к тому, что их не только стало слишком много, по крайней мере в Москве, но и к тому, что они сделались похожими, как однояйцевые близнецы. Ресторатор Андрей Перцев, анализируя собственный опыт, оценивает все риски строительства фуд-холла.

Пандемия изменила планы многих инвесторов, которым был интересен формат фуд-холлов. У нас есть компания, которая занимается реализацией проектов под ключ и к нам часто обращаются инвесторы из регионов за помощью в реализации проектов гастрономических пространств, но пока дальше переговоров дело не идет – предприниматели опасаются. Те петербургские проекты, о которых мне известно, и которые запускаются в 2021 году, задумывались еще до пандемии. Лето-зима 2020 года перестроили планы многих, бизнес пытается понять, а что же дальше.

И вот, мы уже живем в новом мире, и пандемия переходит под определенный контроль. Но по-прежнему не ясно, что будет происходить с новыми волнами коронавируса и ограничениями. А фуд-корты и фуд-холлы закрывают одними из первых. Бизнес находится в подвешенном состоянии. Похожая история происходит в целом на ресторанном рынке. На мой взгляд, сейчас рискуют развиваться и открывать новые заведения либо крупные и опытные рестораторы, либо сетевые проекты. Гастроэнтузиасты, готовые продать бабушкину квартиру или пустить последние накопления на открытие собственного ресторана, сейчас не пытаются выходить на рынок.

Бум открытия фуд-холлов пришелся на 2018 год и пошел с Москвы. Первым был Даниловский рынок в 2016 году, далее появились «Депо», Центральный рынок, Усачевский рынок и др. У многих проектов дела пошли сразу в гору, но потом случилась нехватка уникальных концепций (от рынка к рынку корнеры пересекались друг с другом), и на каждом объекте можно было увидеть стандартный набор арендаторов.

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое

В итоге потребление рассосалось по разным уже не уникальным маркетам, выручки стали снижаться. Произошло насыщение рынка при нехватке уникальных концепций.

Сейчас фуд-холлы в Москве подошли к стадии преобразования, смены операторов или вообще к закрытию, потому что на старте этого движения в городе одновременно появилось сразу много объектов.

5 откровенных историй о «Депо»

В Петербург бум фуд-холлов пришел с опозданием и случился в 2019-2020. Я очень рассчитываю на 2022 год, когда должны запуститься новые проекты, например фуд-холлы «Адаманта». Для меня интересен кейс их торгового центра «Меркурий», любопытно посмотреть, как они подошли к созданию фуд-холла. Многие торговые центры, запуская на своей территории фуд-холл, пытаются повысить трафик и привлечь определенную аудиторию. Но нужно понимать, что нельзя просто сделать гастрономическое пространство в торговом комплексе и надеяться на бешеный спрос без реконструкции и смены интерьера, без обновления концепции и ротации арендаторов давно морально устаревшего торгового центра. Часто владельцы ТЦ пытаются обновить действующий фуд-корт, назвав его гордым именем фуд-холл, просто добавив несколько модных корнеров к сетям фаст-фуда и к умирающим кафе, которые на этом фуд-корте работают уже лет 15. Еще мне интересен кейс будущего преобразования «Варшавского экспресса», который должен стать самым большим гастрономическим пространством Петербурга (и в целом в России — Ред.).

Фуд-холлы действительно востребованный сейчас формат. Они отъедают часть у ресторанов и у фаст-фуда, привлекают новую аудиторию в общепит и знакомят с гастрономией новых потребителей. Например, тех, кто не ходит в фаст-фуд по соображениям здоровья или тех, кто привык посещать только давно знакомые ресторанные сети. Такие гости готовы попробовать новые блюда, потратив чуть больше денег на фуд-холле. Потому что им проще открыть для себя что-то необычное в гастропространстве после шоппинга на нижних этажах того же ТРК, чем прицельно ехать в отдельный ресторан.

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое

Но это не повод идти и шлепать одинаковые гастромаркеты в Мурино, Девяткино и Гатчине, надеясь на финансовый успех только благодаря хайповому названию фуд-холл.

Не нужно плодить бесконечное количество фуд-холлов, просто потому что это модно. Емкость рынка и количество уникальных арендаторов никто не отменял. Не хватит уникальных концепций, достаточного количества потребителей и команд, чтобы экономика проекта сходилась. Для Петербурга на данный момент достаточно 7-8 качественных пространств.

Мне интересно, как будут развиваться фуд-холлы в спальных районах. Если они будут делать то же самое, что и гастромаркеты в центре города и просто ставить корнеры известных городских концепций, они зайдут в тупик. В будние такой фуд-холл будет стоять пустым, а в выходные будет биток. На всех оригинальных концепций не напасешься. Плюс не всегда принцип «локация, локация, локация» решает все! Есть примеры, когда даже в топовом месте закрываются заведения, которые банально не угадали с концепцией и ценообразованием. Такая же история с фуд-холлами. Подбор арендаторов на фуд-холле зависит от местоположения объекта и от аудитории, на которую рассчитан проект. В центре гастромаркет забирает на себя офисный сегмент, туристов, местных жителей, горожан оказавшихся там по делам. В спальных районах фуд-холл становится темой выходного дня. В центре собрать под одной крышей несколько крутых корнеров проще, чем в спальниках, на мой взгляд.

Как устроена экономика фуд-холла

Некоторых гостей в формате фуд-холла смущает и отталкивает ценообразование (цены как в ресторане, а удобство далеко не на уровне), отсутствие атмосферы, качество инженерных решений (вентиляции). Реализуя свой проект, мы пытаемся избежать этих ошибок. В декабре мы запустим фуд-холл «Балаган» на Петроградке (Петроградский район Петербурга — Ред). В этом проекте мы стараемся сделать удобные посадочные места, делаем разные уровни для разного типа потребления. Обеспечиваем качественную вентиляцию и световые решения, делаем приложение для оформления заказа, будем организовывать обслуживание официантами на одном из уровней.

Фуд-холл будет объединять 30 концепций на площади 2 тыс. м2. На первом уровне будет смарт-кухня с завтраками и быстрой понятной едой. На втором этаже постараемся сделать более тусовочную атмосферу и понятную гастрономию (Япония, Китай, Индия, Израиль, морепродукты и бары). Третий этаж будет еще более комфортным и скорее семейно-ориентированным, там появится детская комната и более вальяжная ресторанная посадка с официантами и итальянской, грузинской, русской кухней и корнером с десертами и мороженым. Мы взяли для «Балагана» историческое здание Приморского рынка, построенное в 1950-х годах. Поэтому столкнулись с разными архитектурными и инженерными моментами, конструкторскими расчетами, делали проемы, устанавливали лифты, решаем вопросы с водой, электричеством и газом. В общем, словили все подводные камни, которые изначально рассматривали как потенциальные риски проекта.

В «Балагане» мы стараемся собрать уникальные концепции. Да, нужно признать, уникальных концепций в городе осталось не очень много, некоторые из них уже работают в стрит-ретейле, будут также повторения с другими гастропространствами. Мы провели большую исследовательскую работу, чтобы «Балаган» был интересен гостям, потому что конкуренция будет расти, в том числе конкуренция с ресторанами. Подбирая концепции мы рассчитываем на собственное экспертное мнение, изучаем отзывы в интернете, смотрим на оценку критиков, отправляем в интересующие нас заведения тайного гостя. Собрав всю эту фактуру, начинаем переговоры с потенциальным партнером. У нас есть входящий поток желающих. Например, очередь выстраивается из понятных, рабочих и уже опробованных на рынке концепций (Япония, Италия, кофе, салаты, кондитерка, морепродукты).

Есть ощущение, что многие крупные рестораторы уже наигрались в историю с фуд-холлами и гастромаркетами. А значит, пришло время маленьких концепций и молодых рестораторов и предпринимателей, которые готовы рисковать. Для них открываются новые границы. Раньше девелоперы и операторы фуд-холлов переживали, с кем они хотят работать, тщательно подбирали игроков и останавливали свой выбор на топовых персонах. Мы отталкиваемся от вкуса, а именитость ресторатора для меня не так важна – скорее мы выберем молодого парня, классно делающего завтраки или кофе, чем уступающую ему во вкусе крупную ресторанную группу. По задумке, гость получает в фуд-холле условный суп от лучшего повара в городе, специализирующегося только на этом супе. Ему не приходится одному готовить и шаверму и плов и борщ на одной кухне. На мой взгляд, комфортный средний чек в фуд-холле в Петербурге составляет 900 рублей. В принципе, фуд-холл доступен для любых концепций, но я не верю в стейки на фуд-холле уровня рибай и Нью-Йорк, скорее в таком формате могут взлететь альтернативные стейки (скерт и т.д.).

Выбирая работу на фуд-холле ресторатор экономит на капитальных затратах, на затратах на интерьер, на оборудовании зала, вентиляции, и т.д. Он тратится только на посуду, оборудование кухни, персонал и начинает работать. Тонкая грань арендной ставки позволяет всем зарабатывать.

фудхоллы что это такое. Смотреть фото фудхоллы что это такое. Смотреть картинку фудхоллы что это такое. Картинка про фудхоллы что это такое. Фото фудхоллы что это такое

Попадание на фуд-холл в большинстве случаев можно расценивать для ресторатора как золотой билет – ведь он получает доступ к огромному трафику. Но от трафика же и зависит риск провала.

Если оператор не обеспечит поток людей, заведение прогорит. Так что если у тебя классная концепция и оператор дает тебе трафик – ты в дамках! Но если при всех классных исходных у ресторатора время отдачи составляет 20-30 минут, кому он будет нужен на фуд-холле с такой медлительностью? Желаю всем предпринимателям и инвесторам, принявшим для себя решение открыть гастропространство, максимально взвесить все критерии и принять верное решение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *