фото еды в инстаграме зачем
МнениеМы — есть: Что о нас говорят снимки еды
в инстаграме
И как виртуальное общение влияет на наши вкусовые привычки
Текст: Гаяна Демурина
каждый день ИЗ ФЕЙСБУКА И ИНСТАГРАМА мы в подробностях узнаём о том, что происходит с нашими знакомыми. Делиться впечатлением о том, что тебя окружает, — естественная цель общения, но поворотные события в нашей жизни случаются не так часто, потому в поле зрения чаще попадают куда более обыденные вещи. Если несколько лет назад прямая или навязчивая демонстрация каждой мелочи могла шокировать или вызвать раздражение, то теперь мало кто эмоционально реагирует на селфи в зеркале лифта, фотографии ног или картинки еды.
Нам важно не только напоминать о факте нашего существования, но и сообщать
о праве быть теми, кто мы есть
Впрочем, по отношению к последней теме люди всегда сохраняли некоторую лояльность — хотя бы потому, что еда приносит огромное удовольствие большинству из нас. Интерес человечества к пище никогда не ограничивался исключительно её биологической функцией. Благодаря религиозным ритуалам еда часто воспринималась как нечто сакральное и оттого крайне ценное. Искусство позволило рассматривать её в качестве источника вдохновения — так, пища может быть привлекательна сама по себе, независимо от нашего желания или нежелания съесть её. Еда воспринималась с чисто эстетической стороны уже в натюрмортах фламандских художников эпохи Возрождения.
В наши дни восхищение пищей и стремление запечатлеть её приобрели явный социальный подтекст. Мы фотографируем не просто какую-то еду, а ту, что вызывает аппетит, хорошо сервирована и может привлечь внимание других. Собираясь запостить фото блюда, мы подвергаем снимки цензуре, отбираем среди множества версий одной композиции то, что, по нашему мнению, завоюет приз зрительских симпатий. Принцип такого решения вполне понятен: чем красочнее и желаннее смотрится пища на ней, тем больше лайков и одобрения соберёт её автор. Демонстрируя в публичном пространстве нечто личное, мы хотим получить признание, подтверждение того, что нас и наш выбор готовы принять.
Общественное одобрение далеко не единственный стимул, поощряющий нас делиться чем-либо в соцсетях. Не менее значимой кажется потребность в самовыражении. Фотографии нашей пищи точно так же, как изображение повседневного наряда или макияжа, отражают вкусы, образ жизни, и мировоззрение. Нам важно не только напоминать окружению о факте нашего существования, но и сообщать о праве быть теми, кто мы есть (впрочем, картинка в социальных сетях не всегда соответствует действительности). Стремление показать себя широкому кругу людей отражает название одного из популярных хештегов в инстаграме — #мирдолжензнатьчтояем: под ним сейчас находится более полутора миллиона публикаций.
Можно анализировать это явление с психологической и социальной сторон, но не стоит игнорировать простой факт: нам просто нравится то, что мы делаем. Потому что это красиво и приносит удовлетворение. Не случайно особую популярность в социальных сетях приобрёл хештег #foodporn. Сравнение питания с сексом, такой же базовой потребностью, столь же часто тиражируемой в рекламе, массовой культуре и СМИ, наводит на мысль о том, что решение биологических задач в обоих случаях отходит на второй план и главным становится получение удовольствия.
Пользователи соцсетей всё чаще делятся фотографиями простой, «человеческой» пищи, лишённой лоска и ореола элитарности
В современном мире фотографии еды не только способ рассказать о себе, запечатлев свой завтрак, но и серьёзный маркетинговый инструмент, настоящее искусство. Ресторанный бизнес и профильные издания уже не обходятся без услуг фуд-стилистов, ответственных за то, как выглядит блюдо во время съёмки. Фотографы-любители стали больше прислушиваться к советам профессионалов, появились различные кулинарные блоги с яркими фотографиями и пошаговыми рецептами, обещающими научить делать так же вкусно и красиво. Кроме того, сейчас доступны разные кулинарные приложения, которые не только собирают рецепты блюд, но и подкрепляют их красивыми снимками для вдохновения.
Обилие и разнообразие аппетитных изображений пищи не могло не сказаться на вкусовых привычках. Согласно исследованию сети британских супермаркетов Waitrose, «правильное» питание превратилось в настоящий мейнстрим, а продукты, которые принято с ним ассоциировать — семена чиа, кокосовая мука, водоросли и веганские продукты, — стали самыми продаваемыми в 2016 году. То, что сейчас здоровый образ жизни находится в тренде, можно назвать отчасти заслугой многочисленных блогов о питании и спорте. Безусловно, польза от таких ресурсов велика — при условии, что ими занимаются профессионалы. По утверждению экспертов, грамотная популяризация знаний об основах здорового питания способна развеять стереотипы и мифы о еде и даже предотвратить развитие хронических заболеваний.
Ступая на тропу здорового образа жизни, важно понять, для кого и для чего это делается. В попытках заслужить одобрение мы часто следуем навязанным моделям поведения. «Делай как следует, и все тебя полюбят» — сомнительная, но традиционная установка. В виртуальном пространстве нас часто оценивают люди, которых мы не видим или даже не знаем. Порой незнакомцы позволяют себе нетактичные высказывания по поводу нашей внешности, увлечений и еды. Некоторым сторонникам фитнес-фашизма кажется, что только «правильная» и красивая пища достойна публикации, а те, кто не следует этому канону, подвергаются шеймингу. К счастью, в последнее время пользователи соцсетей всё чаще делятся фотографиями простой, «человеческой» пищи, лишённой лоска и ореола элитарности. И, судя по количеству подписчиков паблика «Красивые девушки и шаурма», эта тенденция набирает обороты. С другой стороны, это доказывает, что самым комфортным способом говорить о еде без изысков и ограничений пока остается ирония, и в этом вопросе чаще доверяют тем, кто подходит под общественные стандарты внешности.
Социальные медиа формируют не только наше взаимодействие с обществом, но и отношения с самим собой, со своим телом. Нередко образы, которые создают популярные блогеры, кажутся нам такими желанными, что мы меняем собственные привычки, тело, характер согласно навязанному стандарту. Такие эксперименты над собой могут привести к психологическим сложностям, в том числе к расстройствам пищевого поведения. Особенно восприимчивыми оказываются подростки. При этом образ в социальных сетях редко показывает реальное положение дел. Иногда публикация красивых фотографий питательной пищи не означает, что она была съедена. Создаётся впечатление, что человек ответственно подходит питанию, но за этим может скрываться пищевое расстройство.
Вкусное не всегда значит вредное, а условно полезное может не оказаться таковым
«Когда человек каждый день выкладывает подробный отчёт о том, что, когда и в каких количествах он съел, с определённого момента это может становиться манией, — утверждает клинический психолог Ирина Лопатухина, автор книг и статей по терапии нарушений пищевого поведения. — Как правило, подобные отчёты можно встретить не в ленте социальных сетей, а в более закрытых пространствах — в сообществах «ВКонтакте» или на тематических форумах. Для пользователей это часто навязчивый ритуал, без которого они не могут съесть приготовленное блюдо. В этих сообществах люди, практикующие строгое ограничительное поведение в еде, собираются небольшими группами, устраивая марафоны по контролю питания. Фотографии ежедневной еды служат доказательством того, что правила соревнования соблюдаются, а автор публикаций получает признание своих усилий и поощрение от других участников».
Общение в социальных сетях меняет взгляд на пищу как таковую. «Идеальные» фотографии заставляют зацикливаться на внешней привлекательности блюда: снимки развалившейся, хоть и вкусной, лазаньи редко попадают в Инстаграм. Мы привыкли судить по обложке настолько, что в супермаркетах обходим стороной непривлекательные овощи или выбрасываем едва приготовленный торт лишь потому, что они не вышел ровным и аппетитным на вид. С другой стороны, наши представления о еде часто расходятся с образом, который навязывают окружающие, и реальным опытом приготовления пищи. Вкусное не всегда значит вредное, а условно полезное может не оказаться таковым. Фотографии еды в соцсетях могут многое сказать о привычках и мировоззрении, но порой сложно разобраться, что в нашем поведении навеяно чужими взглядами, а что отражает личную позицию.
Феномен «инстаграмности»: как соцсети влияют на ресторанный бизнес, почему мы фотографируем еду и кто этим пользуется
В последние годы мир буквально помешался на красивой картинке: лента в «Инстаграм», маски, пресеты – весь контент должен быть эстетичным. Мы каждый день выкладываем фотографии, заливаем видео и добавляем в «Избранное» локации на будущее. Ни одного десерта не съедено без фото, ни одного коктейля не выпито без бумеранга – поход в ресторан считается удачным, только если снимки еды получились «сочными». Конечно, сейчас в режиме усиления атиковидных мер, мы радуемся уже самой возможности поесть вне дома, однако надо понимать, что рано или поздно пандемия закончится, а наша одержимость гастрономическим контентом останется.
Насколько нормальна такая визуальная маниакальность и как она меняет ресторанный бизнес? Разбираемся с экспертами!
Тренд на «инстаграмность» как инструмент маркетинга
Многие из нас ходят в те рестораны и кафе, которые увидели у друзей или знакомых в Stories. А у всех заведений есть собственные аккаунты в Instagram. И если лет семь назад это было приятным дополнением, то в современных реалиях стало суровой необходимостью. Мы все ведемся на красивую картинку, модный интерьер и необычные блюда. А некоторые и вовсе готовы стоять часами в очереди, чтобы попасть в желанное заведение.
Идеальный пример – недавно открывшийся (и просуществовавший не больше месяца из-за усилившихся антиковидных ограничений) Gucci Shop & Bar на «Патриках», который с первого же дня работы стал главным спотом всех охотниц за стильными фото, а картонные стаканчики оттуда сейчас продают на «Авито» за 4000 рублей.
Ресторан при концепт-сторе «КМ20» тоже не отстает, там в мае появился «Хэппи Мил Vetements» с бургером и картошкой фри в фирменной упаковке бренда. И за месяц с начала коллаборации он побывал, кажется, в соцсетях всех главных трендсеттеров страны.
Люди стояли в очереди и бронировали столики сильно заранее не из-за уникальных вкусов или нового гастрономического опыта, а ради того, чтобы сделать модный кадр для Instagram или видео для TikTok.
Все это еще раз доказывает, что соцсети стали идеальной платформой для сарафанного радио. Если задуматься, то мы практически ежедневно делаем бесплатную рекламу столичным кафе. Как изменилась ресторанная индустрия с появлением соцсетей?
Мария Тюменёва (основатель и управляющий партнер коммуникационного агентства «Аппетитный маркетинг»)
Мария Тюменёва: «Если говорить о том, как популярность Instagram повлияла на индустрию в целом, то, безусловно, это появление «инстаграмных» блюд. Шеф-повара понимают, что если блюдо привлекательно или необычно в подаче, то этим контентом захотят поделиться. А качественный контент – главная составляющая успеха в Instagram. Свет в заведении, оригинальность и красочность POS-материалов, наличие фотозон – все эти моменты также учитываются при планировании открытия ресторана».
Юлия Енькова (основатель агентства PRoFood)
Юлия Енькова: «Благодаря соцсетям у ресторанов появилась новая огромная по охватам площадка для нативной рекламы, которая всегда вызывает больше доверия. Заведения с выверенной концепцией и запоминающимся интерьером получили возможность быстро привлечь гостевой поток, причем с минимальными затратами. Многие рестораторы отказались от создания дорогостоящих сайтов, ведь в инстаграм-аккаунте можно разместить всю необходимую информацию. Появился термин и тренд instagrammable, а вместе с ним больше красивых подач и интересных деталей в дизайне заведений».
Вкус vs. Подача
К слову, о красивой подаче. Даже мы иногда за собой замечаем, что в первую очередь спрашиваем: «А там стильно? А выглядит необычно?» И только потом уже уточняем, вкусно ли. Из всего этого назревает вопрос: неужели для современного потребителя внешний вид важнее вкуса?
Мария Тюменёва: «Едва ли можно сказать так однозначно. Все-таки в ресторанной сфере гости по-прежнему возвращаются туда, где в первую очередь вкусно и атмосферно, где хороший сервис и еще множество других составляющих. Но, безусловно, внешний вид блюд играет важную роль и дает дополнительную ценность в восприятии гостя. Правильная подача блюда помогает раскрыть идею, которую шеф-повар закладывал в него. Поэтому и посуда, и внешний вид, и сервировка имеют значение».
Юлия Енькова: «Любую еду человек сначала оценивает глазами. И от внешнего вида в голове сразу формируется впечатление. Эстетическое удовольствие от красивой подачи быстро рушится, если блюдо не превосходит ожидания по вкусу. Поэтому вкус важнее!»
На самом деле внешний вид блюда стал важен не так давно, всего 50 лет назад, когда в гастрономии появилась новая французская волна. Повара перестали предлагать большие порции, а стали делать акцент на вкус и подачу. Именно тогда появился тренд на огромные тарелки и микропорции. А вот в нулевых был настоящий бум на молекулярную кухню. Сейчас же, в эпоху digital-безумия, когда тренды индустрии меняются с бешеной скоростью, а современного потребителя удивить все сложнее, внешний вид играет особо важную роль.
Дмитрий Орлянский (владелец Moriarty Bar&Kitchen)
Дмитрий Орлянский: «С появлением Instagram повара действительно стали более активно следить за внешним видом своих блюд. Даже самое небольшое заведение использует модные и современные техники приготовления для того, чтобы блюда становились красивее. Многие используют для украшения микрозелень – пророщенные и только взошедшие семена различных трав и растений, например горох, пшеница, кинза, щавель. Также огромной популярностью пользуются небольшие крафтовые мастерские посуды, где можно заказать уникальную тарелку под фирменное блюдо. Это, конечно же, добавляет «инстаграмности» такому ресторану».
В погоне за модными фотографиями для соцсетей мы даже не задумываемся о том, какую огромную помощь оказываем ресторанам. Весь контент, который мы публикуем из заведений, – бесплатный пиар, а чем фотогеничнее локация и блюда, тем больше людей захотят там «отметиться». Как же именно рестораны пользуются трендом на «инстаграмность»?
Мария Тюменёва: «Стараются максимально ярко и креативно отнестись к вопросу внешнего вида блюда. Это обыгрывается с помощью оригинальной подачи, посуды или даже интерактива, когда гость может быть вовлечен в процесс приготовления или финальной сервировки блюда. Например, когда паста замешивается в головке сыра или запеченная в соли рыба. Это привлекательно, это интересно, и, если гость разместит у себя такое видео или фото, то с большой вероятностью это может простимулировать его подписчиков прийти и увидеть это вживую».
Юлия Енькова: «Многие рестораны вводят в меню специальные instagrammable позиции, привлекающие как блогеров, так и их подписчиков, которые «охотятся» за красивым контентом для своих аккаунтов».
А что думают повара?
В предыдущем блоке мы разобрались с тем, что для ресторанов в современном мире важен не только вкус, но и внешний вид. За все это отвечают, конечно же, повара. Мы пообщались с шеф-поваром ресторана Blau Максимом Грачевым на тему того, как тренд на эстетичный контент влияет на работу шеф-поваров.
Максим Грачев (шеф-повар Blau)
Максим: «Отныне даже самые элементарные позиции меню, как яичница или омлет, приходится делать необычно и фотогенично. Меня как шефа в первую очередь волнует вкус блюда, а уже во вторую – то, как можно красиво его подать. Если говорить о том, что важнее для современного потребителя, то это зависит от культуры потребления. Но в любом случае спрос будет всегда как на внешний вид, так и на вкус».
Посмотрите, что я ем: зачем люди выкладывают фото еды в Instagram
“Жить надо так, чтобы было что выложить в Инстаграм” — эта фраза стала настоящим девизом нового времени. Ленты соцсети пестрят пейзажами из путешествий, многочисленными селфи, домашними любимцами и тоннами фотографий еды. И если с любителями “себяшек” и котиков все более или менее понятно, то с фудстаграмерами — теми, кто снимает еду и выкладывает ее в соцсеть, — дело обстоит несколько сложнее.
Почему же публикации еды стали настоящей пандемией и что об этом думают психологи и ученые? Вместе с KitchenMag разбираемся в причинах и последствиях фудстаграминга.
Искусство ради искусства
В современном мире еда стала настоящим культом: в ней видят не только источник насыщения, но и произведение искусства, эстетический объект, что даже породило новые профессии — фуд-фотографа и фуд-стилиста.
Гурманы, которые делают снимки блюд и публикуют их, наделяют пищу не потребительской, а художественной значимостью и даже сакральной ценностью. По сути, этот мотив можно назвать “искусство ради искусства”, когда внешний облик блюда имеет куда более важное значение, чем его вкусовые и питательные качества. Хотя некоторые психологи видят в этом более глубокую подоплеку, полагая, что таким образом “эстетствующие” едоки просто компенсируют отсутствие ярких впечатлений в других сферах жизни.
Ожидание усиливает удовольствие
Давно не секрет, что на вкус пищи влияет множество факторов, порой весьма неожиданных. Исследования, опубликованные в журналах The Journal of Consumer Marketing и Psychological Science, доказали, что съемка пищи перед ее принятием тесно связана с удовлетворением от еды.
Фотографирование отнимает уйму времени и сил: нужно позаботиться о ракурсе, освещении, композиции и расположении вилок и ножей. Этот своеобразный ритуал, создающий короткую паузу перед едой, оттягивание удовольствия, формирует предвкушение дальнейшей трапезы. Поэтому, когда вы наконец приступаете к еде, ее вкусовые качества кажутся более яркими — это результат вложенной энергии и предварительного “заигрывания” с пищей. Некоторые эксперты видят в этом даже некую форму эротизма, которая говорит о том, что еда в современном обществе приобрела сексуальный подтекст.
Вот почему заядлые фудстаграмеры так часто достают свои смартфоны за столом. Снятая и опубликованная в соцсетях еда кажется им вкуснее, чем не запечатленные на фото блюда: отказавшись от этого ритуала отсрочки, человек будет чувствовать меньшее удовлетворение от трапезы. Забавная игра разума, которая, при кажущейся невинности, представляет собой форму зависимости.
Я этого достоин
Желание фотографировать еду часто движет людьми с острой потребностью в социальном одобрении: это их способ заявить о себе, привлечь внимание окружающих и повысить свою значимость в их глазах. Как правило, такие люди снимают дорогие блюда при посещении престижных ресторанов или необычных мест, например, на курорте.
Таким образом человек как бы говорит: “Я этого достоин” — и создает в глазах социума определенный “глянцевый” имидж. Однако и снимки домашней еды могут быть тягой к общественному признанию: в таких случаях фотографирование может в перспективе вылиться в создание собственного блога. А если верить психоанализу, съемка блюда перед его поглощением наделяет человека некоей бессознательной мощью, которую он ощущает благодаря снимку.
Кроме того, еда — довольно интимная сторона жизни, поэтому психологи считают, что демонстрация того, что человек ест, представляет собой некую разновидность эксгибиционизма — подсознательного стремления делиться подробностями своей личной жизни, причем без необходимости физического контакта и других традиционных форм коммуникации.
Патологическая причина
Конечно, все мы порой делаем снимки своих капучино или красивых десертов, однако у некоторых людей безобидное хобби принимает навязчивую форму: они не могут приступить к еде, пока не сфотографируют ее.
Доктор Валери Тейлор из Торонто считает, что навязчивое стремление запечатлеть каждый прием пищи — признак серьезного психического расстройства: “Я работаю с пациентами, для которых еда стала проблемой и практически наваждением. Эти люди просто не могут не пойти в какое-нибудь кафе или ресторан и не сделать пищу ключевым средством для социального общения. Они обязательно упомянут, что они ели, когда и где и когда снова соберутся это съесть”.
Люди фотографируют то, что важно для них: близких людей или животных, плоды своего труда и приятные моменты жизни, которые хотелось бы запомнить. И это нормально. Однако, когда человек делает ежедневные фото своих завтраков и обедов, это значит, что у него непростые отношения с едой, которые могут вылиться в ожирение или анорексию.
Кому мешает фудстаграминг
Как оказалось, безобидный, на первый взгляд, фудстаграминг доставляет массу неудобств окружающим. По результатам опросов, многие пользователи Инстаграма не хотят знать, что ели другие: кому-то это просто неинтересно, а других откровенно раздражают фото чужих завтраков, обедов и ужинов, что даже может стать причиной отписки от аккаунтов друзей.
Фотографирование еды в ресторане мешает другим посетителям: вспышки и суета за соседним столиком отнюдь не способствуют аппетиту и отвлекают от наслаждения едой. По этой причине некоторые владельцы американских ресторанов, например, Chef’s Table в Бруклине, строго запретили посетителям делать фото заказанных блюд: по их словам, это мешает не только клиентам, но и поварам.
Еще дальше пошел бельгийский бренд питьевой воды. Чтобы вернуть ценность встреч людей за столом, он инициировал движение по удалению телефонов с обеденного стола — Bru Table Mode. Движение стартовало в сентябре 2018 года и получило поддержку 150 ресторанов Бельгии: на их дверях были размещены стикеры, информирующие клиентов о специальном режиме, а еду подают в специальных тарелках со спрятанным QR-кодом. Когда посетитель хочет сделать фото, его телефон распознает код и на экране появляется сообщение: “Прекрасное фото! Но не забывайте наслаждаться вашими друзьями”.
Почему люди публикуют фотографии своей еды в Instagram?
Любой человек, которому нравится постить снимки еды в социальных сетях, скажет вам, что наиболее важным аспектом такой фотографии является естественное освещение. Именно поэтому «мастера пищевого фотоискусства» предпочитают садиться поближе к окнам, в надежде сделать хотя бы несколько удачных кадров. Если естественного света нет, вы всегда можете воспользоваться вспышкой. И не забывайте об углах и композиции.
Сфотографировать полный воскресный бранч, сидя за столом, практически невозможно, так что вам придется встать или даже залезть на стул, чтобы заснять все блюдо. Если же к этому нюансу вы хотите подойти как можно серьезнее, прихватите с собой несколько Gorilla Pods — миниатюрных штативов с гибкими ножками — и задействуйте их на столе как профессиональный фотограф.
На канале FYI даже есть сериал под названием «Food Porn», в котором ведется хроника самой популярной еды в Instagram. Новое исследование, опубликованное в The Journal of Consumer Marketing, объясняет почему процесс съемки еды перед трапезой — включая поиск освещения и выбор правильных углов — может улучшить вкусовые качества пищи.
Как фотографирование еды влияет на ее вкус?
Научная работа включала в себя три исследования, каждое из которых насчитывало более 120 участников. Первое изучало влияние фотографирования пищи перед едой и присваивало испытуемым один из четырех статусов:
В качестве вредной пищи участникам предложили торт, а в полезном меню был фруктовый салат. Результаты показали, что те, кто заснял кусочек торта, посчитали его более приятным на вкус, по сравнению с теми, кто не фотографировал десерт. В то же время участники, которые имели дело со полезной едой, воспринимали ее вкус одинаково как со снимком, так и без него.
В ходе второго исследования ученые хотели глубже изучить разницу между восприятием снятой полезной и вредной пищи. Участникам дали тот же торт, описав его как более полезный для здоровья, и попросили сфотографировать. В итоге, респонденты поверили, что их торт был приготовлен из натуральных ингредиентов, и оценили его выше, чем те, кому сказали, что он сделан из яблочного пюре, яичных белков и глазури с низким содержанием жиров.
В третьем исследовании ученые выяснили, что как только испытуемые видели, что другие люди также едят полезную пищу, снимок такой еды перед ланчем (обедом, завтраком или ужином) может улучшить общее впечатление от трапезы. Иными словами, разглядывая Instagram’e фотографии ягод асаи и капустных смузи, вы будете наслаждаться подобными блюдами больше обычного.
Так происходит, потому что став свидетелем чьего-либо здорового выбора, мы начинаем лучше относиться к полезной пище. Делая свои собственные «полезные» снимки, мы откладываем желаемый акт здорового питания, предвкушая удовольствие от поедания того, что в любом другом случае покажется нам чашей с противной зеленой массой. Нечто подобное имеет место, когда вы фотографируете гору картошки фри или аппетитный стейк. Единственное отличие — в таких ситуациях мы задумываемся над тем, превзойдет ли вкус блюда его эстетические качества.
Но независимо от того, насколько полезным или вредным является ваш обед, фотографирование еды всегда сводится к одному и тому же процессу: вы взаимодействуете с тем, что лежит на вашей тарелке. Вы должны позаботиться об углах для камеры, освещении, композиции и расположении вилок и ножей. Все это отнимает уйму времени и формирует предвкушение дальнейшей трапезы. И когда в конечном счете вы делаете первый укус, вкусовые качества еды кажутся вам более ярко выраженными.
Связь между повышенной удовлетворенностью и фотографией объясняет, почему люди, которые привыкли к ритуалу фотографирования пищи, так часто достают свои смартфоны за обеденным столом. Заснятая и распространенная в соцсетях еда, в некотором смысле, вкуснее, чем незадокументированные блюда, и потому отказавшись от этой практики, заядлые «граммеры» будут чувствовать себя менее удовлетворенными трапезой.
Ритуал, создающий аппетит
Эти выводы согласуются с серией исследований, опубликованных в журнале Psychological Science в 2013 году, которые также подтвердили: отсрочка приема пищи коротким ритуалом положительно влияет на вкус еды. Один из экспериментов показал, что участники, получившие шоколадный батончик и четкие инструкции о том, как с ним нужно обращаться, наслаждались лакомством дольше, оценили его выше и были готовы заплатить за него больше, чем респонденты, которых просто попросили расслабиться и съесть батончик.
Исследователи отметили, что более длительная пауза между ритуалом и потреблением продукта укрепила эти положительные впечатления, но задержка приема пищи за счет случайных действий не дала таких же результатов. Только повторяющиеся и фиксированные модели поведения могли изменить восприятие еды.
Процесс фотографирования для Instagram идеально соответствует данному описанию: достаньте смартфон, найдите нужный ракурс, сделайте серию снимков и выберите тот, который лучше всего подходит для публикации. В большинстве случаев все это делается в срочном порядке, ведь еда быстро остывает и вам хочется поскорее отведать блюда, стоящие перед вами. Но в конечном счете методика остается неизменной: фотография и отсрочка удовлетворения, из-за которой еда кажется более аппетитной.
Таким образом, хотя многих раздражают подобные фотосесии еды, любители этого искусства получают от приема пищи гораздо более яркие впечатления.
А вы любите фотографировать еду? Вы делаете это ради эстетического удовольствия или создаете себе аппетит? Расскажите в комментариях.