Докажите что в стихах использованы сравнения а не метафоры вставьте

Примеры метафоры

Метафора — это вид тропа, уподобление двух предметов или явлений на основе их сходства. Слова употребляются в переносном смысле.

Автор, который использует метафору, говорит не буквально. Он находит общие черты у двух понятий и сравнивает предметы между собой, как в примерах ниже.

В прямом смысле это означало бы, чтобы не дать штанам упасть. А в метафорическом — быть готовым к тяжёлым временам, недостатке в еде

МетафораПояснение
Каменное сердцеСердце словно камень. Черта, которая присуща камню, — отсутствие жизни. Имеется в виду, что человек бесчувственный, не склонный испытывать эмоции
Кот наплакалНаплакал словно кот. Слёзная жидкость нужна кошкам, только чтобы защищать роговицу. От эмоций они не плачут. Метафора означает малое количество чего-то, практически отсутствие
Золотые словаСлова как золото, то есть правильные, умные
Откладывать на чёрный деньДень словно чернота наступила. То есть трудное, бедное время
Затянуть пояс потуже
Загнать (кого-то) в уголНе в прямом смысле, а в переносном — то есть не дать человеку выхода из ситуации
Старость — вечер жизниПосле вечера наступает ночь, а затем день «умирает» и приходит следующие. Поэтому старость сравнивается с вечером, т. к. жизнь близка к завершению
Выкурить трубку мираКогда индейцы курили трубку, это означало что войн между племенами больше не будет. Метафора означает пожать руки, прийти к мирному соглашению
Флагов золотые рыбкиФлаги на ветру развиваются как хвосты у золотых рыбок
Язык природыПрирода словно разговаривает (как человек)
Царственный жестВеличественный жест, словно жест самого царя
Весомое доказательствоДоказательство, которое будто бы имеет вес. Значит убедительное доказательство
Заразительный смехСмех словно зараза. Один засмеялся, и уже все смеются
Невозмутимая тишинаТишина не возмущается как будто, молчит. То есть полная тишина

Что такое метафора в литературе

Это скрытое сравнение, слова «как» или «словно» только подразумеваются и не являются частью выражения.

Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.

Примеры метафоры из литературы

«Скрипи, моё перо, мой коготок, мой посох».

«Пятая годовщина», И. А. Бродский

«И взгляда острая пчела«.

«Шаман и Венера», В. В. Хлебников

«Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра«.

«Баллада о рыбном промысле», Ф. А. Искандер

«Светились чуть медузы облаков».

«PAYSAGE D’ENFER», Б. Ю. Поплавский

«Надежды — радужные рыбы, снова попадают на крючки».

«Женщина — особенное море», Е. А. Евтушенко

«Наполовину прикрыв тусклые глаза воспалёнными раковинами век».

«Всходы новые», И. А. Бунин

«Проклят будь, о Рим, о лютый тигр«.

«Хлеба и зрелищ!», А. Н. Майков

«Отцепись, сомненья клещ!».

«Рождественские пожелания и подарки» (К оглавлению), В. В. Маяковский

«Да кто ж про них книжки-то писать будет, про побирох этих, руки их загребущие?».

«Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времён. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей».

«Настольные лампы», Б. Ш. Окуджава

«Да ты не ершись, я тебе не в укор говорю. «.

А. Островский «Волки и овцы»

«Истинная красота коренится внутри человека, ложная — вовне».

Примеры метафоры в стихах

«Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
«С добрым утром».

С. А. Есенин «С добрый утром!»

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
«Парус» (Белеет парус одинокий)».

Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.

«Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь. «

Владимир Маяковский «Лиличка»

Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.

«Так окрылённо, так напевно
Царевна пела о весне».

А. Блок «Так окрыленно, так напевно. «

Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.

«И женский смех
Вокруг весёлый и игристый«.

Узнайте больше про Метонимию.

Как найти метафору в тексте?

Например: у него были золотые руки

Разница между эпитетом, метафорой и олицетворением

Олицетворение — это приём в литературе, когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча шла, искры пляшут.

Эпитет — выразительно описывает предмет (в прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.

Метафора — это сравнение двух терминов в необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.

«Не оторвать глаза от перекрёстка, где многоголосо остервенело лают тормоза».
«Из слез, дистиллированных зрачком. «, И. А. Бродский

«Была её душа — Дум грустных улей»
«Царская невеста», В. Хлебников

«Грубые брёвна построим над человеческим роем»
«Признание», В. Хлебников

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Источник

По конкурсу Метафора, ч. 1

Что характеризуют метафору? Вспомним ее определение: это речевой оборот, вид сложного тропа, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов. В метафоре то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором.

Напоминаю, номер перед стихами ЭТОЙ ЧАСТИ СТАТЬИ = номеру участника в анонимном пакете. Заглавными буквами в тексте выделены ТРОПЫ вида МЕТАФОРА (без входящих в их о состав других тропов и дополнений).

8. Человеку дождя. Любовь Левитина

Ты врождённо влюблён в эту ДРОЖЬ НЕБОСВОДА,
в эту зыбкую хлябь и унылую хмарь,
близкий мне человек из осенней породы,
ПОЛОЖИВШИЙ ЛЮБОВЬ ПОД ДОЖДЁМ НА АЛТАРЬ.
Слыша ВЗДОХИ ОРГАНА В ТРУБЕ ВОДОСТОЧНОЙ,
рвёшься слиться с водой, раствориться в дожде
и, ГЛОТАЯ ВЗАХЛЁБ ВЛАЖНЫЙ ВОЗДУХ непрочный,
ты ТЕРЯЕШЬСЯ В НЁМ. Ты везде и нигде.

УСТРОИВ КАРНАВАЛ осенний,
НЕ ПОЖАЛЕЛА ЯНТАРЯ.
НЕ ВЕДАЛИ ДАРОВ бесценней:
НИ ЛЕС, НИ ГОРЫ, НИ ПОЛЯ.

КОРОНЫ царские НАДЕЛА
На клён, берёзу и ольху.
РЯБИНА робкая ЗАРДЕЛАСЬ:
— Теперь ПОНРАВЛЮСЬ ЖЕНИХУ.

12. Неси меня, моя строка. Борис Поляков 2

Неси меня, моя строка!
А вот куда, и сам не знаю,
Когда тебя я начинаю –
ДОЧУРКОЙ НЯНЧУ НА РУКАХ…

Неси меня ВОЛНОЙ ГРЕХА,
ПОЛУНОЧНОГО НЕТЕРПЕНЬЯ
НА ПЬЯНЫЙ ПРАЗДНИК ОТКРОВЕНЬЯ,
На ПИР РОДНОГО ЯЗЫКА.

ВОЛНОЙ СТЫДА неси меня,
Прихлынув утром к изголовью, –
В ОБХОД ТЩЕТЫ И СУЕСЛОВЬЯ,
И АНГЕЛОВ, И ВОРОНЬЯ.

И ВЫПЛЕСНИ ВОЛНОЙ ЛЮБВИ,
ОТМЫВ от похотливой славы,
На СУД СЕРДЕЦ, святой и правый –

И тем спаси и погуби.

13. Лицо сатиновой осины. Зинаида Палайя

ЛИЦО САТИНОВОЙ ОСИНЫ
мне улыбается хитро.
Я ненавязчиво спросила:
– Добро тебе ВСТРЕЧАТЬ ПАРОМ
С ТОЙ СТОРОНЫ ДНЕВНОГО СВЕТА
и СНЕЖНЫЙ КУПОЛ МАСТЕРИТЬ,
ПРОТЯГИВАЯ в дом согретый
ЗВУЧАЩУЮ ПРОХЛАДОЙ НИТЬ?

– Ох, как добро! – едва кивает
ЗАСАХАРЕННОЙ ГОЛОВОЙ.
Мой чай тихонько остывает,
подслушивая разговор.
Вновь кипячу холодный чайник
и думаю: она права –
СЧАСТЛИВИТ УТРОМ беспечальным
и СЫПЛЕТ САХАРОМ СЛОВА.

14. Отвлечённо. Любовь Голейчук Коэн Белл

. С КАКОЙ ЛУНЫ УПАЛА эта ГРУСТЬ
Мне прямо В ДУШУ, ласково сияя?
И СКОЛЬКО ЛУН – я подсчитать боюсь –
ПОКРЫЛИ ВЫСЬ от края и до края?
СМОТРЮ ПОВЕРХ СОБЫТИЙ и голов,
Чужая всем, сама себе чужая,
Избавившись от логики оков,
ПРЫЖКОМ В СЕБЯ СОЗНАНЬЕ УСЛАЖДАЯ.
Не упрекай за отвлечённый взгляд,
Не укоряй за странные привычки,
Ты знаешь, как ПО ОСЕНИ БОЛЯТ
СЛОВА И ЗВУКИ, ТОЧКИ И КАВЫЧКИ?!
Я ВТИСНУ В ЛИСТ СВОЙ одинокий МИР:
В РЕАЛЬНОСТИ ЕМУ НЕ ПОМЕСТИТЬСЯ!
Кружу над строчкой, руки заломив,
Не женщина – голодная орлица.
А ты поймёшь когда – нибудь потом:
В пересеченье разных измерений,
СТРАДАЮЩИЕ ОБА СЛЕПОТОЙ,
ДРУГ ДРУГУ МЫ ВИДНЫ В ЧАСЫ ГОРЕНИЙ.
Но как суметь гореть и не сгорать,
Приобретая видимость в пространстве,
Когда НЕПОНИМАНИЯ ГОРА
К ПЛЕЧУ ПРИНИКЛА тяжко и бесстрастно?
Я не вздыхаю. знаю: там, внутри
Описанных процессов и явлений,
Однажды кто-то трепетно узрит
МОЙ ТАЙНЫЙ СВЕТ ВСЕХ ЛУННЫХ ОТКРОВЕНИЙ.

Еще одни прекрасные стихи и совершенно иной тип метафор. Здесь больше психологии, размышлений поэта, описания внутреннего состояния, чем передачи внешней картинки. Образы выполнены простыми словами, но очень выразительны: «страдающие оба слепотой, друг другу мы видны в часы горений» или » когда непонимания гора
к плечу приникла». А это: «прыжком в себя сознанье услаждая»? Интересные метафоры- находки!

16. Ночь июльская в деревне. Владимир Квашнин 2

СПЯТ ТУМАНЫ за КАЛИТКОЙ.
ЛЕС ОКУТАН крепким СНОМ.
Ночь, серебряную нитку
ВЬЁТ В ЛУГАХ ВЕРЕТЕНОМ.

Домовёнок СПИТ ЗА ПЕЧКОЙ.
Смолк на пойме хор гусей.
БРОДИТ ПО НЕБУ С УЗДЕЧКОЙ
ЗА КЕНТАВРАМИ ПЕРСЕЙ.

Спят в тайге лесные звери,
Спит на дне в корягах сом,
МЕСЯЦ, ТКНУЛСЯ, словно мерин,
В ТОРБУ ЗВЁЗДНУЮ с овсом.

КТО С КОВША, КТО ПОВАРЁШКОЙ
ЛЬЮТ Медведицы, кто скор,
С НЕБА ЗВЁЗДНУЮ ОКРОШКУ
В БЛЮДЦА КРУГЛЫЕ ОЗЁР.

А вокруг уже светает.
ПЕЧИ БУДЯТ ДОМОВЯТ.
Звёзды искорками ТАЮТ,
Травы РОСАМИ ЗВЕНЯТ.

СЕЛ ТУМАН НА ОГОРОДЕ.
И ЗА РЕЧКОЮ В ПАРЧЕ
ЗОРЬКА ЛЕТНЯЯ ВЫХОДИТ
С КОРОМЫСЛОМ НА ПЛЕЧЕ.

37. Река. Ольга Рачицкая

СКИНЕМ ОДЕЖДЫ –
ПРОШЛОГО СКУЧНЫЕ ДНИ.
Стыд наготы нас пьянит.

44. Мелодии Павловского парка. Елена Заостровцева

Какое утро!
ЗАНАВЕСОМ СИНИМ
ИГРАЕТ НЕБО В ТРЕПЕТНОМ СИЯНЬЕ.
Сегодня отмечает парк старинный
Верхушку лета, день солнцестоянья.

Над пёстрым лугом, у границы леса
РАСКИНУЛИ ШАТРЫ ЦЫГАНКИ-ЕЛИ.
ПРЕЛЮДИЮ ИЗ ЗВОНКИХ ПТИЧЬИХ ПЕСЕН
СЫГРАЛ ИЮНЬ на тоненькой свирели.

50. Ночь и день. Евгений Аксельрод

УХОДИТ НОЧЬ, СУЖАЯ ТЁМНЫЕ ЗРАЧКИ,
ОГНЁМ ХОЛОДНЫМ ЗАЖИГАЯ ОКНА.
И снова нам замаливать грехи,
Гореть и дрогнуть, засыхать и мокнуть.

И чей-то КРИК МОЛЧАНЬЕМ ОБРАСТЁТ,
И чей-то смех вдруг обратится плачем,
И ничего не ищущий найдёт
То, что от ищущего жизнь упрямо прячет.

. День стихнет, и ВЕЧЕРНИЕ СМЫЧКИ
ВЗМЕТНУТ НАД МИРОМ ПЕСНЬ про жизнь иную,
И снова НОЧЬ В ХОЛОДНЫЕ ЗРАЧКИ
ВБЕРЁТ всю нашу суету земную.

52. Дышала комната теплом. Янина Юдина 2

Я засиделась допоздна.
ДРОЖАЛ ОГОНЬ в моём камине.
На чёрном полотне ЛУНА
УВЯЗЛА В ЗВЁЗДНОЙ ПАУТИНЕ.
СЫРЫМ КОСНУЛАСЬ РУКАВОМ
КРЫЛЬЦА осенняя ПРОХЛАДА,
И МЯГКИЙ ГОВОР ЛИСТОПАДА
За тёмным СЛЫШАЛСЯ стеклом.
О чём я думала, бог мой?
Куда хотелось так вернуться?
С кем повстречаться. разминуться
На старой гулкой мостовой?
Зачем хотелось попросить
Мне уходящее остаться?
Чтобы по жизни не скитаться
С тем, что не так легко носить.
ДЫШАЛА КОМНАТА ТЕПЛОМ
И ЛЁГКОСТЬЮ ШАГОВ БЫЛОГО.
И ЖАР НЕСКАЗАННОГО СЛОВА
НОЧЬ ОСТУЖАЛА за окном.

57. Прекрасные места. Демидов Владимир Евгеньевич

КЛЁН,ПРОСНУВШИСЬ ПОУТРУ,
РАЗОГНАВ ДРЕМОТУ,
ПОТОПТАВШИСЬ У КРЫЛЬЦА,
РОБКО ПОСТУЧИТ.
Но за дверью как всегда
тихо, никого там,
а над дверью на гвозде
ржавые ключи.

Над колодцем журавель
наклонился низко.
От него на самом дне
СПРЯТАЛОСЬ ВЕДРО.
И лежат у сруба ковш
да собачья миска,
где устроило гнездо
белое перо.

Эх! Прекрасные места:
лес, луга и речка.
Здесь бы жить, не зная бед,
и детей растить.
Но ГЛЯДИТ НА ОБЛАКА
в дыры крыши ПЕЧКА,
и плетёт в углу паук
шёлковую нить.

Тишина и пустота…
Брошена деревня.
Оказалась никому
не нужна земля.
Где-то ЖИЗНЬ ЛЕТИТ СТРЕЛОЙ,
здесь – ЗАСТЫЛО ВРЕМЯ,
безнадёжною ТОСКОЙ
ЗАТОПИВ ПОЛЯ.

60. Воздушное озеро. Овчинникова Татьяна Сергеевна

61. Улиточное. Татьяна Шкодина 2

66. Из глубин океана. Рамина Джасс

Кто-то ВЫБЕЛИЛ мир за окном АКВАРЕЛЬЮ ТУМАНА,
Скрыв привычно рогатые серые профили крыш.
Погружаемся в сладкую НЕГУ ПОДУШЕК диванных,
В нашей маленькой комнате ты безраздельно царишь.

Чашку кофе, чуть тёплую, бережно держишь в ладонях
И молчишь… так светло и беспечно о чём-то своём.
В тишине отрешённости СЛОВО бесцельное ТОНЕТ,
А МЕЧТЫ УСКОЛЬЗАЮТ бесшумно в оконный проём.

И РОЖДАЕТСЯ ПАМЯТЬ – глубокая, древняя сила,
ПРОЗЯБАВШАЯ В УЗКИХ ГРАНИЦАХ СТУЧАЩИХ СЕКУНД,
ИЗ ГЛУБИН ОКЕАНА ПРИХОДИТ, едва выносима,
Создавая с реальностью острый до слёз контрапункт.

Исчезают границы, туман проникает повсюду.
ВРЕМЯ РЕЖЕТ СПИРАЛЬ, я бесстрашно молчу, как и ты,
А вокруг, в первозданном эфире, КОЧУЮТ ВЕРБЛЮДЫ,
В НЕВЕСОМОСТИ МЛЕЧНОЙ СКОЛЬЗЯТ, РАСТВОРЯЯСЬ, КИТЫ.

Просто новая ОСЕНЬ СДАВИЛА СИЛЬНЕЕ, чем прежде.
От неё не сбежать больше в клетчатый твидовый плед.
СКОРО ВЫЗРЕЕТ СОЛНЦЕ, давая дорогу надежде,
Но поможет едва ли… Я В СПЛИН, как в петлицу, ПРОДЕТ.

*********************************************
На этом обзор «положительных» примеров можно закончить, чтобы в следующей части статьи поговорить об «отрицательных»

Источник

🔥 Метафоры и эпитеты в Незнакомке

Символист Блок не мог не использовать в стихах средства художественной выразительности, имеются они и в стихотворении «Незнакомка», написанном в 1906 году. Предлагаем анализ метафор, эпитетов и сравнений, что поможет лучше понять структуру произведения и увидеть художественные приёмы для передачи свойств предметов и явлений.

Эпитеты Незнакомки

Эпитетами являются определения при словах, которые улучшают их выразительность и придают красоту произношению. В Незнакомке Александр Блок использовал несколько эпитетов, вот полный список:

На примере последнего эпитета мы видим, что берег приобретает очаровательные черты, становится красив даже без детального описания. Пьяные окрики – и сразу нам становятся они слышны – это возгласы заплетающимся языком, в которых потерта граница приличия.

Подобным образом вы раскроете и другие эпитеты данного стихотворения.

Метафоры в стихе

Метафорами являются фразы или слова, которые имеют переносное значение, но помогают сравнить свойства явления или предмета с другим, основываясь на их общем признаке.

Полный список метафор «Незнакомки»:

Эпитет «дыша духами и туманами» позволяет нам лучше видеть незнакомку. Аромат духов – это признак светскости и женственности, а туманы придают её образу ещё больше таинственности.

Эпитет «стан, шелками схваченный» показывает, что у девушки тонкая талия и она вполне обеспеченная леди, раз использует в гардеробе шелк.

Другие средства выразительности

Также в стихотворении присутствует анафора:

С помощью анафоры Блок делает акцент на регулярном повторении событий вечера – кабак, вино и незнакомка.

С помощью сравнения «как я, смирен и оглушен» автор сравнивает лирического героя и его отражение в стакане вина. Это средство выразительности сливает образ героя и его отражение в единое целое.

Использование СХВ помогает поэту передать внутреннюю атмосферу стиха, оживить строки и в полной мере насладиться встречей с незнакомкой в полумраке ресторана.

Основной анализ стихотворения с его чтением Вениамином Смеховым, а также разбором темы с сюжета, читайте на этой странице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *