Для чего учим историю
5 причин учить историю в школе – кроме подготовки к ЕГЭ
Изучение истории не для ЕГЭ. А для чего?
Когда ЕГЭ по истории станет обязательным (и станет ли) — пока неизвестно. Но в результате «волны», поднятой министром образования Васильевой по поводу ЕГЭ по истории и ОГЭ по географии, предметы, считавшиеся в последние годы неважными на фоне математики и физики, стали заметно популярнее. И, возможно, историю все же стоит учить — чтобы не пришлось в экстренном порядке «поднимать» все материалы начиная с 5-го класса?
В начале учебного года я всегда спрашиваю своих учеников: «Для чего мы изучаем историю?» и в ответ слышу знакомое всем: «Чтобы помнить прошлое и не совершать ошибок!». Хитро прищуриваюсь и задаю коварный вопрос: «А ещё?».
Ребята удивлённо смотрят на меня, затем начинают искать другие варианты:
Ребята замолкают и поглядывают с удивлением — варианты закончились, а преподаватель упорно настаивает на том, что осталось что-то не названное. И тогда я открываю им несколько секретов.
История учит тому, что все люди разные
И не стоит судить о ком-то только по одному поступку. Знакомясь с биографией исторических личностей, анализируя их поступки, ученики открывают для себя «мир других людей», среди которых нет ни абсолютно плохих, ни абсолютно хороших.
Например, Александр Невский поддерживал дружественные отношения с Золотой Ордой, в то время как большинство других князей оказывали ей сопротивление. Жестокий и мнительный Иван Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, расширял территории государства и выделял деньги на освоение новых земель. Реформатор Пётр I преобразил страну, но спровоцировал ряд восстаний.
История учит критически мыслить
Понимая, что прошедшие события не могли свершиться как-то иначе, что они стали историческим фактом, ученики детально разбирают их. Определяют причины, находят повод для тех или иных действий, устанавливают причинно-следственные связи. Уже в тот момент, когда я рассказываю об усилении крепостного гнёта в XVIII веке и о бесправном положении крестьян, ребята могут высказать верное предположение о том, что это приведёт к конфликту между социумом и властью.
Также учащиеся могут отличать причины и повод к началу военных действий, давать разноплановую оценку тому или иному периоду. Я часто повторяю, что у многих исторических событий две стороны, и мы стараемся рассмотреть изучаемый период с разных позиций.
История учит сопереживать
Современный ритм жизни делает людей скупыми на эмоции, но ведь эмпатия — это уникальная способность человека, её нельзя терять. И пусть события, о которых мы говорим на уроке, произошли давно, они отзываются в нашем сердце. Мы сочувствуем людским потерям в войнах, бедствиям народа в сложные для государства времена. Но мы так же можем радоваться и восхищаться победам и достижениям во всех сферах жизни. Голос Юрия Левитана до сих пор заставляет замирать — будь то сообщение о нападении Германии на Советский Союз или о первом в мире полёте человека в космическое пространство.
Знать историю — это значит путешествовать с удвоенным интересом
Памятник «Тысячелетие России» вызывает ещё больше эмоций, когда можешь рассмотреть известных исторических деятелей, зная их вклад в развитие государства, а Рюриково городище на берегу реки Волхов представляется не просто каменными развалинами — воображение рисует картины прошлого со знаменательными событиями.
Прогулка по Петербургу превращается в приключение — ведь мы не просто любуемся красотой города, мы видим каменных актёров, рассказывающих о той или иной истории, произошедшей здесь. Это очень увлекательно, чувствуешь себя избранным, которому открыто чуть больше тайн, чем остальным туристам!
Например, в Эрмитаже часть оконных стёкол не меняли более ста лет — они пережили две революции, войну и блокаду. И на одном стекле есть нацарапанная перстнем надпись, которую сделала императрица Александра Фёдоровна, глядя на своего супруга, проводящего на Дворцовой площади смотр гусарских полков.
И конечно, знать историю — это мечтать о новых путешествиях!
Знания истории пригодятся при чтении книг и просмотре фильмов
Для людей, далёких от этого предмета, фильм может так и остаться красивой картинкой в рамках традиционных жанров — приключения или боевика. Но если зритель разбирается в истории, он может лучше понять поведение героя, связать те или иные повороты сюжета с предшествующими событиями, поэтому фильм будет восприниматься иначе.
Зная особенности периода раздробленности на Руси, можно понять, почему соседи не пришли на помощь рязанцам в фильме «Легенда о Коловрате». Понимая, что такое «холодная война», не удивляешься спешке в ремонте станции в фильме «Салют-7», даже наоборот, переживаешь, что американцы успеют первыми к ней подлететь.
Такая же ситуация с книгами. Когда я читала «На Западном фронте без перемен», мне очень живо представлялись описываемые события, их масштаб. Я знала, что привело к войне, как сказалась позиционная война на армиях противников, что было после окончания боевых действий. Это была не просто история одного солдата, а отражение мыслей и чувств целого поколения людей, их трагедия и боль. Многие произведения представляются совершенно в другом свете, если «выйти за рамки» сюжета, понять, что это всего лишь отдельный эпизод в колесе истории.
Для чего нужна история? 10 причин изучить это
Содержание:
В история служит для изучения прошлое, чтобы иметь возможность объяснить текущую ситуацию, то есть настоящее. С историей мы можем понять, почему вещи такие, какие они есть в настоящем; традиции, культура, политика, экономика, технологии… Без этого мы не можем понять настоящее, но и не могли бы знать, куда идет человечество.
Однако люди часто задаются вопросом, для чего изучается история, поскольку она проживается в настоящем и планируется на будущее. В этом смысле пребывание в настоящем и предвидение того, что еще не произошло, требует времени; Так почему мы должны беспокоиться о том, что уже произошло?
Ответ прост: потому что вы не можете избежать прошлого и потому что все мы живые истории. Обычно существует тенденция думать, что история не представляет собой полезного исследования, потому что продукт ее изучения не так ощутим, как у других дисциплин.
Однако эта наука незаменима, потому что она не только изучает события, которые уже произошли, но и создает мосты, связывающие эти события с настоящим. Например, каждое общество говорит на одном языке и придерживается традиций, унаследованных от общин, живших в прошлом.
Таким же образом используются технологии, которые не были созданы в этом столетии, а являются результатом процесса, инициированного людьми тысячи лет назад. Следовательно, понимание прошлого необходимо для понимания настоящего.
Точно так же это основная причина, по которой эта дисциплина все еще изучается. Однако ниже приведены другие причины, подтверждающие важность и полезность этой истории.
Для чего нужна история? 10 причин его важности
1- История позволяет нам знать события, которые произошли в мире
Таким образом, есть первый подход к сложности функционирования обществ.
История дает нам опыт, который позволяет нам понять, как определенные события формируют общества, то есть история является источником «коллективного опыта». Например, сообщество, которое никогда не участвовало в войне, может изучить влияние войны с помощью исторических данных.
3- История позволяет нам понимать общества
Историю можно рассматривать как хранилище информации о поведении обществ.
Исторические знания в некотором роде облегчают изучение мотиваций людей, поскольку они предоставляют ценную информацию, которая может быть использована другими дисциплинами, отвечающими за изучение человека как социального существа.
Данные, полученные в результате изучения истории, нельзя было получить ни в какой другой науке.
Некоторые социологи пытались разработать эксперименты, демонстрирующие модели поведения людей; однако эти теории работают только для отдельных объектов. Таким образом, история дает информацию о массовом исполнении.
4- История оправдывает изменения, произошедшие с годами
Изучая историю, можно понять, как общества стали такими, какие они есть сегодня.
Настоящее, в котором мы живем, является результатом решений, которые другие принимали в прошлом, и эти решения, в свою очередь, зависели от событий, которые им предшествовали.
Например, Первая мировая война началась с убийства эрцгерцога Австрии Франсиско Фердинандо; в свою очередь, это убийство произошло из-за Балканской войны и расширения Австро-Венгерской империи.
В этом смысле только история позволяет нам проследить звенья, составляющие цепь, соединяющую настоящее с прошлым, и, таким образом, понять изменения, которые привели к возникновению нынешних обществ.
5- История дает ощущение идентичности
История обеспечивает и укрепляет самобытность народов; Это одна из основных причин, по которой современные народы продвигают изучение своей собственной истории.
Информация, предоставленная историей, показывает, как формировались семьи, социальные группы, организации и целые нации, и, таким же образом, показывает, как идентичность этих группировок развивалась с годами.
Следует отметить, что идентичность может действовать на разных уровнях: знание истории нации порождает коллективную идентичность, а знание истории семьи, из которой она происходит, порождает личную идентичность.
6- Знание истории порождает образцовых граждан
Обычно говорят, что изучение истории обеспечивает национальную идентичность и, следовательно, создает узы лояльности к стране происхождения, порождая хороших граждан.
Однако это означало бы свести историческое исследование к источнику национализма; история идет намного дальше и предоставляет информацию о моделях поведения, которые могут быть полезны для общества.
7- История может быть источником вдохновения
На протяжении всей истории были разные личности, которым пришлось столкнуться с невзгодами и которые, несмотря на это, совершили впечатляющие подвиги.
Под этим мы подразумеваем не только великих мужчин и женщин, признанных «героями», но и «обычных» людей, проявивших мужество и трудолюбие.
Например, «суфражистки» были группой британских женщин, которые боролись за право голоса в 20 веке.
Это движение было основано Эммелин Панкхерст, уважаемой женщиной, которая и сегодня продолжает вдохновлять феминистские движения. Другие суфражистки, несмотря на то, что они не так известны, как Панкхерст, также являются источником вдохновения, поскольку они боролись за благородное дело.
8- История позволяет узнать другие культуры
История не ограничивается только изучением одного общества, но отвечает за изучение различных культур, существовавших на протяжении многих лет.
В то же время он устанавливает отношения между культурами и народами, которые их исповедуют. Все это позволяет нам с большей ясностью понять функционирование общества, и в то же время позволяет нам расширять наш культурный багаж.
9- История позволяет нам делать мудрый выбор
Как уже было сказано, история действует как лаборатория, которая предоставляет данные о поведении людей в рамках определенных событий. В этом смысле современные общества могут использовать эти знания для принятия разумных решений.
Следует отметить, что исторические знания не ограничиваются принятием решений, но также влияют на способность человека различать.
Это означает, что изучение истории способствует развитию критического мышления, позволяет взвесить различные мнения и позиции об одном и том же историческом событии и прийти к объективному выводу.
10- история повторяется
В этом смысле история функционирует как источник коллективного опыта. Точно так же изучение этой науки обеспечивает основу знаний, необходимую для понимания или, по крайней мере, приближения к пониманию мира и различных культур.
Как правило, эти знания позволяют нам расширить наш кругозор, в то время как мы научимся ценить и уважать другие общества.
Как и зачем изучать историю в школе?
Могилев Александр Владимирович
30 июня 2020 • 18:26
В эти дни проводится некоторое подобие плебисцита по поправкам в Конституцию, одна из которых — о недопустимости фальсификации истории (в части вклада народа СССР в победу над гитлеровским фашизмом). Почему же никакая другая наука, ни математика, ни физика и так далее не требуют законодательной защиты своих положений?
Главная особенность истории как науки и как учебного предмета — то, что он отражает не объективное научное знание об исторических процессах и событиях, а обслуживает идеологические установки, выгодные в данные момент политической элите государства, а точнее, группе высших чиновников, влияющих на образовательные стандарты, отбор и утверждение списка учебников. История оказывается способом манипуляции людьми, общественным сознанием. Еще Плутарх отмечал, что в исторических событиях невозможно проследить точные причины и найти конечные истины. В результате само предметное содержание испытывает колебания, как некогда говорили, «вместе с линией партии».
Однако, в это же время, значительная часть школьных учителей истории имеют собственные, личные предпочтения в трактовках исторических событий, поэтому то, что написано в учебниках и стандартах не столь уж важно. В результате в школах преподается история в соответствии с вкусами и установками конкретных учителей, а не в соответствии с учебниками.
Совершенно естественно, что история оказывается разной в классах, которые ведут молодые учителя или, наоборот, учителя старшего поколения. Это заметно даже по статьям и комментариям на Педсовете: здесь часто вспыхивают острополитические дискуссии, выдающие взгляды учителей, соответствующие эпохе культа личности и массовых репрессий.
Но действительно ли это проблема? Нисколько. Сам по себе традиционный репродуктивный и урочный подход в обучении истории в школе настолько себя изжил, что уроки истории не оставляют заметного следа в сознании школьников. Есть ли уроки по этому предмету, нет ли этих уроков — это не ведет к особой разнице в знаниях и, тем более, ценностях и взглядах школьников. Ведь не случайно массовые журналистские опросы выпускников показывают, что не специализирующиеся на истории в смысле ЕГЭ школьники затрудняются в вопросах, кто такой В.И.Ленин, когда была гражданская война и наполеоновское нашествие.
Самый простой (и неправильный) подход, который бы мог бы помочь в решении данной проблемы — свести изучение истории к запоминанию дат, когда произошло то или иное историческое событие. Действительно, исторические даты — это объективная и обязательная основа исторического знания. Однако, событий происходит много, время течет непрерывно, поэтому задача оценки и объяснения этих событий делает неизбежными трактовки и реконструкции деталей событий не обладающие достаточной объективностью.
В итоге мы получаем содержание обучения истории, состоящее из перечисления войн, крупных реформ и характеристики периодов правления царей и прочих правителей. Так, история России представляется чередой войн, которые ее правители вели практически непрерывно. Некоторые из этих войн были освободительными, но еще больше войн с российской стороны были захватническими. Ведь свою огромную территорию Россия присоединила к себе и стала крупнейшим государством планеты вовсе не с помощью «мягкой силы».
Более современный подход к изучению истории в школе состоит в том, что история изучается как развитие способов удовлетворения потребностей человека, то есть как история повседневности, в ее влиянии на жизнь простого человека.Он открывает широкие возможности для применения проектного и задачного подходов, при которых дети самостоятельно ищут ответы на вопросы о причинах и следствиях тех или иных исторических процессов, предпосылках событий, дополняют и реконструируют исторические и археологические данные.
Изучение истории в рамках такого подхода необходимо начинать уже в начальной школе — а предметную систему этой школы для этого основательно подправить. Что касается среднего звена, то история в таком разрезе должна стать системообразующей основой, скелетом системы школьных предметов в среднем звене и старшей школе, и уже на историю следует «нанизывать» не только литературу с языком, но и физику, химию и биологию. Именно в связке с историей это позволит нашей молодежи приобрести системное видение окружающего нас мира — мировоззрение.
Естественно, это будет «непарадный» взгляд на историю. Такой подход даже для вполне состоявшихся историков может открыть много неожиданного, нового, осветить ранее темные, замалчивавшиеся ранее стороны происходящего. И надо быть достаточно смелыми, готовыми к тому, что историческая правда предстанет совершенно в другом, неожиданном свете. Только в этом случае история как предмет чему-то научит наших детей, окажется для них полезной.
Что такое история и зачем изучать ее в школе?
Многие школьники нередко сомневаются в том, стоит ли изучать такой предмет как история, и пригодится ли он в жизни тем, кто не собирается стать специалистом в этой сфере. На все эти вопросы можно ответить однозначно – знать о событиях прошлого просто необходимо, и на это есть множество причин. Что изучает история и почему ее знание так важно для каждого гражданина страны, мы попробуем сейчас объяснить.
Что такое история?
Согласно определению, история – это наука, которая занимается изучением прошлого людей, цивилизаций. Но кроме того, ее можно еще и назвать машиной времени. Изучая эту науку, человек может погрузиться в прошлое, узнавать, как жили его предки в разные времена, чем они питались, что видели в окне и вокруг себя, просыпаясь каждый день утром. Помимо общеизвестных сухих фактов, история хранит множество тайн и загадок, разгадать которые сложно даже спустя века, а какие-то, наоборот, постичь со временем становится лишь сложнее.
Но ведь это не значит, что в истории человечества останутся белые пятна? История – увлекательнейшая наука, события которой легли в основу сюжетов множества известных захватывающих фильмов, сериалов и даже книг, но чтобы без труда полностью понимать их смысл, просто необходимо знать точные сведения об этих происшествиях. Человек, хорошо знающий прошлое, сразу поймет, где в произведении искажаются факты. Это один из ответов на вопрос о том, зачем изучать историю.
Как ученые узнают, как жили люди в прошлом?
Таким вопросом невольно задается каждый человек, который хотя бы раз в жизни прикоснулся к истории. И такой интерес не лишен здравого смысла, ведь и правда, откуда мы знаем так много о жизни наших предков, которые существовали множество веков назад. Во-первых, выводы об образе жизни людей и даже целых народов можно сделать из их устного народного творчества.
В каждой сказке есть доля правды, и в народном фольклоре присутствует описание жизни людей. Как наши предки жили, во что одевались, что ели, из чего строили свои жилища и чем расплачивались на базаре, можно узнать из легенд, сказаний, сказок и народных песен. Кроме того, в некоторых сказках встречаются и описания древних обычаев и традиций, а иногда даже неискаженное описание событий, происходивших в те времена. Чтобы узнать происходящее в более поздние века, можно обратиться к литературным произведениям различных авторов. Многие в них ярко и практически не искажая сути описывали исторические события, современниками которых были.
Всему сказанному в устном народном творчестве доверять, конечно, не стоит, поэтому нужны более достоверные источники для получения сведений. И таковые имеются. Отдельно можно выделить такой источник информации, как летописи. В древности люди, обычно монахи, из года в год записывали для потомков происходящие на их глазах события. Такие записи действительно очень помогли исследователям в дальнейшем.
Однако и в них есть неточности или расхождения. Пример – записи о потерях в Ледовом побоище. В русскоязычной Новгородской летописи говорится о тысячах убитых рыцарей тевтонского ордена, а в немецкой указано вовсе не такое огромное число жертв: всего двадцать убитых рыцарей и шестеро взятых в плен. По мнению историков, расхождение образовалось из-за того, что русские считали, что все участники сражения были рыцарями, а на самом деле большая часть захватчиков относилась к простым солдатам, и такие жертвы немцы даже не считали.
Из примера видно, что даже летописям, составители которых были современниками описываемых событий, не всегда можно доверять, но из них, несомненно, можно узнать гораздо больше полезной информации, чем из устного народного творчества. Следующим источником информации можно назвать вещи. У многих людей хранились дома фамильные драгоценности, история возникновения которых уходит вглубь веков и тесно переплетается с историей рода. А фамильные драгоценности королевской династии могут рассказать не только родословную венценосной семьи, но и поведать об интересных событиях в истории одной или нескольких стран.
Об эпохе, в которой жили люди, немало могут сказать и обычные для нас сейчас вещи, которыми наши предки тоже пользовались каждый день. Столовые приборы, предметы роскоши, одежда – все это может предоставить большое количество информации о жизни предыдущих поколений. «Но как найти эти вещи?» – спросите вы. Археологические раскопки – вот один из способов поиска тех нитей, которые неразрывно связывают нас со своими предками.
Письма, песни, личные вещи, деньги дополняют список источников информации о прошлом человечества.
Значение истории
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», – сказал однажды В.О. Ключевский. Он был прав. Из событий прошлого мы должны извлечь урок, чтобы больше никогда не повторять таких ошибок. Народ, который не знает о том, что происходило с его предками, будет наступать на эти грабли снова и снова до тех пор, пока не запомнит, что так делать нельзя, или пока окончательно не пропадет с лица Земли. Но ведь гораздо лучше сразу осознать свою ошибку и дальше двигаться к лучшему, а это невозможно сделать без знаний истории. Государство, где люди понимают историю и могут делать выводы из событий, всегда будет впереди, потому что оно, видя ошибки других, сможет не допускать таких же происшествий у себя.
Зачем нужна история? Прежде всего затем, чтобы двигаться вперед. За множество веков человечество накопило колоссальный и бесценный опыт, который может существенно облегчить жизнь будущим поколениям, но для того чтобы пользоваться этими знаниями, необходимо разбираться в сути исторических событий и уметь их анализировать.
Патриот своей страны — это не только тот человек, который без раздумья встанет на защиту родины, но и тот, который знает все события из прошлого своей страны, понимает прошлые ошибки и старается их не допускать в будущем. Потому что только так жизнь в государстве может быть улучшена.
Кому и зачем нужна история?
История это наука о прошлом человечества, о накопленном человечеством опыте. А опыт, как известно, усиливает и расширяет человеческие возможности. При условии его правильного накопления, осмысления, передачи и использования.
Накоплением и осмыслением исторического опыта занимаются ученые-историки. Они изучают исторические события, их участников, мотивы, которыми те руководствовались, ищут взаимосвязи и закономерности. По большому счету, передача и использование исторического опыта ученых-историков не волнует, и они этим не занимаются.
К сожалению, ни в школах, ни в университетах не учат тому, как исторические знания можно применять. Более того, большинство ученых и преподавателей даже не задаются вопросом о том, почему история возникала, как наука и учебная дисциплина, и для чего она вообще нужна представителям различных профессий, а тем более простым смертным. Когда эти вопросы перед ними возникают, то они теряются и не могут дать на них вразумительных ответов. Наглядным примером этому служат попытки создания общего для российских школ учебник истории, когда ученые и преподаватели так и не смогли удовлетворительно сформулировать критерии, которым этот учебник должен отвечать. И это не их вина, потому что они решают другие задачи (см. выше), и существуют в своим относительно узком профессиональном академическом, школьном, или университетском мирке, плохо разбираясь в том, что происходит за его пределами. А учебник истории для того и нужен, чтобы давать знания, передавать исторический опыт, который необходим для решения вопросов, возникающих вне школ и университетов. Поэтому нужно чтобы то, чему долны учить преподаватели историки, определяли не они, а общественность, власть, родители, все мы вместе и каждый из нас в отдельности. При этом, естественно, возникают конфликты интересов. Но это уже отдельная большая тема.
Конечно, не все исторические книги и фильмы одинаково интересны, а тем более полезны. Их ценность зависит от степени их достоверно. И здесь надо отметить, что наряду с подлинными историческими знаниями, есть и ложные «знания-обманки», которые вместо помощи в решении проблем, порождают новые, способные привести к деградации и даже гибели, как отдельных людей, так целые народы и государства. О том, как различать первые от вторых, тоже отдельный разговор.