Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания

Эпикур и эпикуреизм. Кратко о философии и учении Эпикура

Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть картинку Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Картинка про Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания

Важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных, таких как тщеславие и жажда богатства. Самыми главными наслаждениями Эпикур считал духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу.

В Средние Века христианские авторы осуждали эпикурейцев, превратив название их философской школы в синоним безбожников. Однако Эпикур не был атеистом. Боги существуют, учил мыслитель: они бессмертны и блаженны, но им нет дела до людей, поэтому они никого не вознаграждают и не карают.

Развратник или скромный мудрец? Что известно о жизни Эпикура

Эпикур, как утверждается, написал почти триста произведений. Однако до нашего времени от них уцелели только фрагменты и афоризмы. О самом Эпикуре известно из сочинения Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и трактата римского эпикурейца Лукреция Кара «О природе вещей».

Про Эпикура ходили нехорошие слухи: будто он развратник, обжора и хам, ругающий других философов последними словами и ворующий их идеи. Диоген Лаэртский уверяет, однако, что все это ложь.

В действительности Эпикур был благодетельным и благочестивым человеком, мудрым учителем, ко всем относился с теплотой, писал биограф. Жизнь его была скромной и неприхотливой: философу было довольно воды и простого хлеба, даже сыр он считал роскошью.

Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть картинку Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Картинка про Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знанияЭпикур на картине Рафаэля «Афинская школа»

Философия Эпикура: познание и истина

Учение Эпикура о природе

Эпикур о богах и загробной жизни

В пространстве между мирами живут бессмертные и счастливые боги. Мир людей и сами люди не заботят их, поэтому нет смысла ждать божественной награды или божественного наказания. Получается, что судьба человека зависит от него самого, а не от богов.

Душа человека состоит также из атомов. Без тела она существовать не может, поэтому погибает в момент смерти человека. Стало быть, загробной жизни не существует, и заботиться о ней нет смысла. Мы бренны, так что жизнь нужно прожить счастливо и со смыслом.

Этика Эпикура: учение о наслаждении и страданиях

Эпи­кур ввел иерар­хию удо­воль­ст­вий: например, духовные удовольствия он считал выше телесных. Духовные радости более долговечны и сильны, они охватывают и прошлое, и настоящее, и будущее.

Все потребности человека Эпикур делил на три группы:

Есте­ствен­ные и необ­хо­ди­мые (как телес­ные, так и духов­ные). Не терпеть голода и жажды, холода; понимать устройство окружающего мира, чтобы не сойти с ума etc.

Есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые. Например, это любовь, дружба, родительские чувства.

Мни­мые, пустые желания. Амбиции, жажда богатства и почестей.

Источниками страданий, беспокойства, являются страх перед бога­ми, боязнь смер­ти и лож­ные взгляды на доб­ро и зло, учил Эпикур. Поэтому он выдвинул четы­рех посту­ла­та:

Подлинное благо достигается легко

Зло лег­ко уни­что­жить

Боли нель­зя избе­жать, но можно и нужно взять над ней верх и ста­рать­ся ее смяг­чить тер­пе­ни­ем и твер­до­стью духа. Стра­да­ния не исклю­ча­ют радо­сти, а силь­ная боль или длит­ся недол­го, или уби­ва­ет, писал Эпикур. Сам он умер в муках от тяжелой болезни, но до конца находил утешение в воспоминаниях о философских беседах с друзьями.

Эпикур о человеке и обществе

При этом Эпикур опередил свое время, выдвинув идею общественного договора, которая вновь появилась лишь в XVII веке. Люди стали жить в обществе, когда заключили негласный договор друг с другом: не причинять и не терпеть вреда, рассуждал философ.

Источник

Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания

Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть картинку Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Картинка про Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания

Родился Эпикур на острове Самос, отец его был учителем на этом острове и принадлежал к старому аристократическому афинскому роду.

В 18 лет Эпикур приехал в Афины, для прохождения военной службы (служил эфебом). В это время произошли важные события, которые повлияли на жизнь Эпикура. Умер Александр Македонский и афиняне потеряли часть своих гражданских прав. Македонцы удалили Самос от Афинского господства и выгнали афинских граждан из острова.

Родители Эпикура бежали в Колофон (Κολοφών), в Малую Азию. Эпикур, после окончания службы поехал к своим родителям и жил там до 20 лет, затем переехал в Митилини (остров Лесбос).

В возрасте 32 лет он основал свою первую философскую школу в Митилини, а потом в Лампсакосе (Λάμψακος).

В 307/6 году до н.э., в возрасте 34 лет Эпикур купил землю в Афинах между Дипилон (Δίπυλον) и Академией Плаона, куда перенёс свою философскую школу. Место, где расположилась школа, было в саду, вскоре философскую школу Эпикура, стали называть «Садом Эпикура».

Здесь философ жил и учил 35 лет, следуя тихой и скромной жизни.

Философия Эпикура была в том, чтобы освободить человека от страстей души и сделать жизнь счастливой.

Эпикур умер в возрасте 71 год, свою философскую школу он завещал своим ученикам.

Философия Епикура распространилась по всему греческому и римскому миру и повлияла на бесчисленное множество людей.

Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть картинку Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Картинка про Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания

Но как исчезнут эти страхи?

Вот здесь надо применить житейскую мудрость, философию, трезвый ум, медитацию. Это освободит человека от переживаний и страхов, тщетных надежд и поможет понять истинную природу своих желаний и удовольствий. Сократ считал, что знания нужны для добродетели, так и Эпикур считал, что знание необходимо для счастья и блаженства. Мораль и счастье человека, должны быть основаны на теории, что «без знания природы невозможно достичь плоды удовольствия».

Говоря об удовольствиях, Эпикур имел ввиду не вульгарные удовольствия, не гастрономические оргии, он говорил о достижениях душевного спокойствия, главным образом, направленные на устранение физической боли и психических расстройств. Достижение душевного спокойствия опирается на отдельные фундаменты.

Даже боль, если иногда помогает в завоевании душевного спокойствия, приобретает положительное значение.

Известный тетрафармакос (τετραφάρμακος) четверолекарствие, т. е. четыре «начала», предложил Эпикур людям:

O θεός δεν εμπνέει φόβο бог не внушает страх

το αγαθό αποκτιέται εύκολα благо достигается легко

και το κακό υποφέρεται εύκολα плохое можно пережить

Позитивные эмоции помогут быть устойчивыми перед лицом невзгод жизни.

Источник

Основные идеи философии Эпикура

Эпикур — древнегреческий философ, основатель философской школы эпикурейства. Философия Эпикура — одно из фундаментальных направлений, оказавших влияние на становление материалистического подхода в философии. Своей главной целью Эпикур и его последователи видели необходимость научить людей быть счастливыми, не обращая внимания на несущественные вещи.

Познание по Эпикуру

Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть картинку Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Картинка про Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знанияТеорию познания философ основывает на чувственном восприятии как единственном критерии истины. Он не признавал критики сенсуализма. По его мнению, она не имеет под собой основания и рассуждения скептиков могут быть только теоретическими. Согласно Эпикуру, сверхчувственного не существует. Все, что может быть воспринято, человек познает с помощью органов чувств. Свою теорию Эпикур называл каноникой, противопоставляя ее учениям Платона и Аристотеля. Главный критерий истины по канонике — ощущения, от которых зависит работа разума.

Познание по Эпикуру — поиск истинного назначения вещей. Отрицая сверхъестественное, довлеющее над человеком, философ считал своей главной задачей избавление человечества от заблуждений и страха смерти.

Теория атомизма

Свое видение физики Эпикур основывал на материализме Демокрита, но вносил в его теорию некоторые изменения. Он выделяет главные положения физики, недоступные чувствам:

Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть картинку Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Картинка про Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания

Он утверждает, что во вселенной тела движутся, перемещаясь в пустотах. Тела состоят из соединений других тел меньшего размера или соединений, из которых состоят тела. Они отличаются по форме, весу и величине. Самые малые тела, Эпикур вслед за Демокритом называет атомами, а учение о физике — атомической физикой.

Атомы неделимы, следовательно, тела не могут делиться бесконечно. Сами атомы состоят из отдельных мельчайших частей. Отличительная черта атомов — движение. Они движутся с одинаковой скоростью, но находятся на разном расстоянии друг от друга. Атомы не сталкиваются друг с другом, потому что постоянно выбирают новую траекторию движения.

Основываясь на этой теории, Эпикур строит модель вселенной: тела в космосе движутся в пространстве, не соприкасаясь, и не удаляясь друг от друга. Душа — такое же материальное тело, но она состоит из более тонкой материи, рассеянной по физическому телу человека. Когда тело разлагается после смерти, душа также разлагается и перестает существовать. Поэтому утверждения о бессмертии души — ложны.

Эпикурейство отрицает прямое наблюдение и рациональные умозаключения, опираясь исключительно на чувственное восприятие. Демокрит считал, что Солнце огромное, основываясь при этом на личных наблюдениях. Эпикур ориентировался на свои ощущения и полагал, что размеры Солнца и Луны такие, какими они кажутся. Метод познания Эпикура допускает не единственную трактовку, а множество различных вариантов, более или менее вероятных.

Боги и материализм

Эпикур утверждал, что вера отдельных народов в существование одних и тех же богов подтверждает их существование. Но представления людей о богах не соответствуют истине. Религия отдаляет людей от правильного понимания божественной жизни. На самом деле, они — особые существа, обитающие в отдельном измерении. Боги свободны и счастливы, они не властвуют над людьми, не одаряют их и не наказывают. Они живут в атмосфере вечного счастья и блаженства.

Согласно идее Эпикура, боги:

Библиографы и исследователи учения Эпикура считают его попытку доказать существование богов — уступкой общественному мнению. Сам философ не верил в бога, но боялся открыто конфликтовать с религиозными фанатиками. В одной из своих работ он отмечает, что боги, будучи могущественными существами, могли бы искоренить все зло. А если не хотят этого сделать или не могут, значит, они слабы или их вовсе нет.

Концепция счастливой жизни

Главный раздел философии Эпикура — этика. Он верил, что популяризация утверждения об отсутствии высших сил, управляющих людьми, освободит людей от мистических заблуждений и страха смерти. Умирая, человек перестает ощущать, а значит, нет смысла бояться. Пока человек существует — смерти для него нет, когда он умрет — его личность перестанет существовать. Цель человеческой жизни — стремиться к удовольствию и отдаляться от страданий.

Для достижения этой цели этическая модель жизни Эпикура предполагает наслаждение через отказ от страдания. Человек нуждается в постоянном ощущении удовольствия — свободе от страхов, сомнений, и полной невозмутимости.

Истинный мудрец — это человек, осознавший, что страдание либо кратковременно (и его можно пережить) либо слишком сильно и приводит к смерти (в этом случае его бессмысленно бояться). Мудрец обретает истинное мужество и спокойствие. Он не гонится за славой и признанием, отказывается от суетных стремлений. Природа требует от человека соблюдения простых условий: есть, пить, находится в тепле. Эти условия просто исполнить, а стремиться к другим удовольствиям необязательно. Чем скромнее желания человека, тем легче ему стать счастливым.

В «Саду Эпикура», его последователи предпочитали духовные удовольствия, отрицая услаждение тела. Они возносили потребности духа, находя успокоение в дружбе и взаимопомощи.

Роль эпикурейства в философии античного периода

Значение эпикурейской философии отмечали не только его современники. Эпикур создал сплоченный союз единомышленников. До становления христианства последователи его школы сохраняли работы учителя в первозданном виде. Их можно приравнять к секте — почитание Эпикура быстро превратилось в культ. Единственным отличием от религиозных общин было отсутствие мистической составляющей. Среди эпикурейцев были распространены близкие доверительные отношения, но навязывание коммунизма порицалось. Принуждение к разделу имущества Эпикур считал препятствием для настоящей дружбы.

Философию Эпикура можно назвать завершением эпохи эллинизма — угасанием веры в будущее и страха перед ним. Его взгляды соответствовали духу исторического периода: из-за кризиса веры в богов политическая атмосфера была раскалена до предела. Философия Эпикура быстро обрела популярность — она давала людям возможность отдохнуть от происходящих в обществе изменений. Последователей идей философа становилось все больше, но с появлением христианства эпикурейство вместе со всей античной философией ушло в прошлое.

Каноника, как часть философии

В философствовании Эпикура физика не может существовать без каноники. Она определяет истину, без которой развитие людей, как разумных существ, невозможно.

Восприятие очевидно, истинно и всегда правильно отражает действительность. Оно берет образ предмета и с помощью систем органов чувств опознает его. Способность фантазировать этому не противоречит. Благодаря фантазии, человек может воссоздать реальность, которая ему не доступна. Поэтому для эпикурейца чувственное восприятие — основа познания. Убрать из процесса познания восприятие нельзя — оно помогает отделить истинное суждение от ложного.

Ложь утверждает некое суждение как действительность, но на самом деле оно не подтверждено восприятием. Согласно философу, ошибка происходит, когда человек соотносит восприятие не с той действительностью, которой он был порожден, а какой-нибудь другой. Ложь — результат домысливания, добавления к увиденному образу фантастического представления. Чтобы опровергнуть ошибку, нужно искать подтверждение фантазии в действительности. Если его нет — восприятие ложное.

Мнение Эпикура о роли языка, как формы передачи информации

Согласно взглядам Эпикура, язык создавался, как необходимость выражать чувственное впечатление от вещей. Названия вещам давались, исходя из индивидуальных особенностей восприятия. У каждого народа они были своими, поэтому языки формировались отдельно и были не похожи друг на друга.

Первобытные языки были малословными: слова использовали для обозначения бытовых предметов, действий и ощущений. Постепенное усложнение быта — главная причина развития языка. Появление новых предметов требовало изобретения новых слов. Иногда у разных народов появлялись похожие слова, имеющие разные значения, и создавали двусмысленности — амфиболии. Чтобы избегать подобных ситуаций, Эпикур предлагал руководствоваться договорным началом: каждый народ определяет значение слова своего языка и не переносит его на другие языки.

Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть картинку Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Картинка про Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания

Задолго до Эпикура, похожую теорию высказал Платон. В своем диалоге «Кратил» он изложил примерную концепцию развития языка, как динамической структуры.

Источник

Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах — Гедонизм и радость жизни, с точки зрения Эпикура

Многие философы разных исторических эпох занимались поиском счастья. Одним из них был древнегреческий философ Эпикур.

Эпикурсу свойственна та эпоха, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой человека в нем, не столько тайнами космоса, сколько попытками найти в противоречиях и бурях жизни то спокойствие, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие, в которых он нуждается и столько желаний. Не знать ради самого знания, а столько, сколько необходимо для сохранения светлой безмятежности ума, — это, по мнению Эпикура, цель и задача философии.

Атомисты и киринеисты были главными предтечами эпикурейцев. Атомистический материализм, заимствованный из Leucippus и Democritus, претерпевает глубокие преобразования в философии Эпикура, он теряет характер чисто теоретической, созерцательной философии, понимая только реальность, и становится доктриной, которая просвещает людей, освобождает их от гнетущих страхов и соблазнительных шумов и чувств. Из Аристиппа Эпикура принимает гедонистическую этику, которую он также значительно модифицирует. Его этическая доктрина основана на рациональном стремлении человека к счастью, которое он понимал как внутреннюю свободу, здоровье тела и спокойствие духа.

Доктрина Эпикура была достаточно подробно разработана им самим и обнародована в окончательном виде. Ему не хватало начала для своего развития, поэтому ученики могли мало что добавить к идеям своего учителя. Единственным выдающимся последователем Эпикура был римский философ Тит Лукретий Карус, который передал многие мысли Эпикура в своем поэтическом произведении «О природе вещей».

Из-за своей многословия и расплывчатости учения Эпикура были очень уязвимы для атак и позволяли использовать его идеи для оправдания любого порока или добродетели. Таким образом, развратник мог видеть в учениях Эпикура ободрение своих наклонностей, в то время как умеренному человеку они давали научное обоснование воздержания. Таким образом, в древности и в наше время термин «эпикурейство» обычно употребляется в негативном смысле, означающем особое предпочтение чувственной жизни и стремление к личной выгоде. Несмотря на имеющиеся сейчас доказательства того, что сам Эпикур вел безупречную и добродетельную жизнь и настаивал в своих учениях на необходимости воздержания и самоконтроля, предрассудки в отношении Эпикурейцев, по-видимому, еще долго будут сохраняться.

Философия Эпикура должна была облегчить человеческие страдания: «Пустые слова этого философа, которые не исцеляют человеческие страдания. Поскольку медицина бесполезна, если она не изгоняет болезни тела, то философия бесполезна, если она не изгоняет болезни души».

В современном мире очень многие люди по разным причинам страдают от неспособности наслаждаться жизнью («старость-бедность»). Это расстройство затрагивает представителей различных групп населения, от нуждающихся до богатых. Среди последних гораздо больше людей страдают от «бедности в старости».

Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть картинку Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Картинка про Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания

Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть картинку Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Картинка про Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания

Гедонизм и радость жизни, с точки зрения Эпикура

Согласно гедонистической этике Эпикура, целью человеческой жизни является счастье, понимаемое как удовольствие. Эпикур признал счастье, удовольствие (гедоны) высшим благом. Она заключается в удовлетворении естественных и необходимых потребностей и приводит сначала к определенному душевному равновесию — к спокойствию души («атараксия»), а затем к счастью («эвдемония»).

Отправной точкой и целью эпикурейской философии было то же самое, что и в других философских системах эллинизма: отправной точкой был тезис о том, что счастье — это высшее благо, а целью было объяснить, на чем основано счастье и как его можно достичь. Объяснение, которое дал Эпикур, было самым простым из всех: Счастье основано на удовольствии, а несчастье — на выносливости страданий. Это объяснение не было тавтологией, ибо греки понимали счастье как лучшую жизнь (эвдемонию), в которой достигается совершенство, доступное человеку. Эпикур понимал само совершенство совершенно гедонистически, в то время как другие школы видели совершенство жизни не в достижении удовольствия. Гедонизм был прочно связан с именем Эпикура, хотя это не было его изобретением, так как он давно был известен Аристипусу. Эпикур дал гедонизму оригинальную форму, очень далекую от посредственного гедонизма Аристипа.

Основная идея Эпикура

Основная идея Эпикура заключалась в том, что для счастья достаточно отсутствия страданий; мы уже переживаем отсутствие страданий как удовольствие. Это потому, что человек от природы добр, и именно страдания делают его несчастным. Естественное состояние человека заключается в том, что в жизненном пути он не сталкивается ни с чем хорошим и ни с чем плохим, и это уже приятное состояние, потому что процесс самой жизни, сама жизнь — это радость. Это врожденная радость, о которой нам не нужно беспокоиться, мы несем ее в себе. Будучи врождённой, она независима. Пусть только тело будет здоровым, а душа спокойной, и жизнь тоже будет прекрасной.

Это важнейшее место в эпикуреаризме, ибо здесь гедонизм ассоциируется с культом жизни. Жизнь — это добро, единственное добро, данное нам как собственность. Эпикурейцы поклонялись жизни в форме религиозного культа, это было похоже на секту последователей жизни. Однако они знали, что это добро ограничено и недолговечно. По сравнению с природой, которая бесконечна, стабильна и каждый раз перерождается, человеческая жизнь — это эпизод. Эпикур считал заблуждением верить в метемпсихоз и периодическое возвращение души. Так возникло, что древняя философия признавала ценность жизни для себя, но в то же время признавала ее ничтожность. Вывод этого открытия состоял в том, что то хорошее, что мы задерживаем, должно цениться и наслаждаться сразу, ибо оно является временным и преходящим. Нужно было сразу же наслаждаться выгодой, не надеясь на будущее существование. Это было полностью земное этическое учение.

Внешние удовольствия

Удовольствие в жизни — главный элемент счастья, но не единственный. Кроме этого внутреннего удовольствия, есть удовольствия, созданные внешними причинами. Эти (единственные, на которые обратил внимание Аристипп), как правило, отличаются от этой спонтанной радости жизни. Воздействие позитивных причин необходимо, когда для них достаточно отсутствия страданий (их можно назвать «позитивными», а не «негативными»), несмотря на то, что любые чувства являются позитивными. «Позитивы» мы носим в себе, в то время как «негативы» зависят от обстоятельств и поэтому влияют на судьбу счастья; как таковые, они не являются постоянными. Для достижения позитивных радостей должны быть выполнены два условия: У человека должны быть потребности, и они должны быть удовлетворены. В этой связи удовольствия от жизни не проявляются через потребности и их удовлетворение. Кроме того, одни удовольствия проявляются в отсутствии потребностей, в то время как другие — в удовлетворении потребностей. Отрицательное удовольствие испытывает тот, чей отдых не требует стимулов и не может измениться, в то время как положительное удовольствие может испытывать только тот, кто подвергается воздействию и изменениям.

Два вышеупомянутых вида удовольствия не эквивалентны друг другу. Только в отказе от удовольствия, в отсутствии нужды, человек неизменно свободен от страданий. Там, где есть потребности, всегда есть опасность того, что они не будут удовлетворены; но само удовлетворение также включает в себя страдания. Тот, кто получает больше всего удовольствия, тот, кто меньше всего нуждается. Следовательно, отрицание удовольствия более значимо. Тогда это и есть цель жизни. Для достижения этой цели не нужно заботиться о удовольствии, нужно только избегать страданий, не удовлетворять потребности, а избавляться от них. Положительное удовольствие — это не цель, а средство, именно средство уменьшить страдания, когда это беспокоит человека. Надо порвать с первобытным инстинктом, который диктует, что надо избегать всякого удовольствия, которое можно получить; надо развивать искусство умеренности в удовольствиях и выбирать те, которые не связаны со страданиями.

Есть два вида позитивных удовольствий: физическое или умственное. Их взаимосвязь такова, что физические наслаждения более значимы, потому что духовные не могут существовать без них; пища (как наслаждение сытостью) связана с сохранением жизни, а жизнь — это первое условие счастья. Эпикур сказал, что удовольствие от желудка является основой и источником всякого добра. В то же время духовные блага стоят на первом месте, потому что они доставляют больше удовольствия; а это потому, что душа содержит не только современность, но и присущее ей воображение содержит в равной степени прошлое и будущее.

Эпикур не признал качественной разницы между удовольствиями. Нет более или менее полезных удовольствий; есть только те, которые более или менее приемлемы. Он понимал, что если он будет спорить о качественном различия между ними, тогда последовательный гедонизм провалится. «Если не нарушаешь закон, не нарушаешь добрые нравы, не оскорбляешь ближнего, не причиняешь вреда своему телу, не теряешь необходимых средств к существованию и можешь удовлетворить свои желания». Тем не менее, он признавал определенный образ жизни: стремился удовлетворить духовные удовольствия, прославлял культ наслаждения и утонченности жизни (это утончение жизни теперь называется эпикурейством). «Не игры и пиры, не роскошь любви и не роскошь аппетитов со столами, полными деликатесов, делают жизнь сладкой, а трезвый ум, который отбрасывает ошибочные мнения и больше всего беспокоит активную душу». Самые скромные удовольствия — круг друзей и цветы в саду — были самыми высокими удовольствиями для эпикурейцев.

Биография Эпикура

Эпикур был древнегреческим философом и основателем эпикурейства в Афинах. Из почти трехсот сочинений, написанных Эпикуром, сохранилось лишь несколько фрагментов. Одним из источников знаний об этом философе являются труды Диогена Лаэрта: «О жизнях, учениях и сказаниях знаменитых философов» и Лукреция Кара «О природе вещей».

Согласно записям Диогена Лаэртского, Эпикур Афинский был сыном Неокла и Ерестрата, который родился на острове Самос, а с 14 лет начал интересоваться философией. В 18 лет он переехал в Афины. Когда афиняне были изгнаны с острова Самос после смерти Александра Македонского, Эпикур отправился жить к своему отцу в Колофон, где он некоторое время жил и собирал своих последователей.

В 32 года он основал свою собственную философскую школу, которая находилась сначала в Митилене и Лампсаке, а с 306 года до н.э. — в Афинах. Эпикур поселился в Афинах со своими учениками в купленном им саду, поэтому эпикурейцев называли «философами сада». Эпикур умер, как писал Диоген Laertes, от камня в почке в 271 или 270 BC.

Взаимосвязь Эпикура с другими философами

Сохранившиеся сочинения Эпикура сводятся к трем значительным письмам его друзьям, восьмидесяти афоризмам под названием «Главные мысли» и нескольким десяткам выдержек из его сохранившихся сочинений.

Эпикур полемизировал с Платоном. Как считал Ф. Соломсен, Эпикур установил свою философскую систему в противовес академической.

Некоторые авторы античности обвинили Эпикур в плагиате. Например, Аристон в своей «Жизни Эпикура» утверждал, что Эпикур скопировал свой канон из «Трезубца Наусикаана», а стоики утверждали, что Эпикур присвоил учение Демокрита об атомах, а учение Аристипа Киренайка об удовольствиях — как высшее благо. Сам Эпикур говорил о других философах довольно пренебрежительно, можно даже сказать пренебрежительно.

Учение Эпикура

Эпикур разделил свою собственную философию на три части:

Эпикур называл свою эпистемологию «каноникой», потому что в ее основе лежало учение о критериях или канонах истины. В отличие от Аристотеля и Платона, он видел первичный и важнейший критерий истины в ощущении, в котором человек получает жизнь. Причина, по мнению Эпикура, полностью зависела от чувств. Поскольку сенсорное знание непогрешимо, ошибки в знании или обман вытекают из ошибочных суждений о том, что дано в чувствах.

Канон Эпикура также определяет вторичные критерии истины, к которым относятся предвидение, созерцание и живописная мысль.

Прогнозирование — это понятие или общая идея, которая возникает из чувственного восприятия из единственного представления.

Существование — это критерий отношения, а не критерий истины. Понимание служит основой для моральных суждений в соответствии с этическими принципами.

Фигуративный кастинг мысли — это интуиция, а главная характеристика совершенного знания — способность быстро использовать кастинг мысли.

Эпикур хотел дать практическое руководство к жизни в своем учении, для которого он нуждался в физике, и для которого он нуждался в логике.

Согласно теории природы Эпикура, Вселенная является результатом столкновения и разделения атомов, кроме которых ничего не существует. Вселенная, согласно Эпикурсу, бесконечна.

В пространствах между мирами живут счастливые и бессмертные боги, которым плевать на мир и людей.

Эпикур объяснял природные явления во многом так же, как физики Нового времени, поэтому его считают отцом эмпирической естествознания.

В Эпикуре различают естественные желания и пустые. Могут потребоваться естественные желания. Но не каждое желание стоит того, чтобы его исполнять, так как некоторые из них могут принести страдания. Поэтому мудрец должен быть благоразумным.

Эпикур, в отличие от стоиков, не интересовался политикой, потому что это приводило к неприятностям. К публике у него было дружелюбное, но сдержанное отношение. Эпикур говорил о необходимости жить незаметно, не стоит привлекать к себе внимание в жизни. Вам не нужно стремиться к славе, власти и богатству, но наслаждайтесь такими маленькими удовольствиями, как друзья, хорошая еда и так далее.

Эпикур говорил об идее справедливости как общественном договоре, о том, чтобы не терпеть и не причинять вреда. Такое соглашение необходимо для того, чтобы пользоваться всеми преимуществами совместного проживания в упорядоченном обществе. Согласно Эпикурусу, общество возникло именно из такого договора мужчин, живущих в уединении и руководствующихся естественным правом. Такой договор составляется таким образом, чтобы не нанести вред друг другу.

Эпикур связан с развитием языка с условиями окружающей среды. Таким образом, он считал, что люди в разных географических районах издают разные звуки под влиянием одних и тех же вещей, в связи с различным воздействием условий окружающей среды на легкие и гортань человека. Другими словами, первые слова, произнесенные человеком, были разными, поэтому языки в мире тоже разные.

Можно выделить несколько высказываний, которые соответствуют целостному учению Эпикура:

Согласно Эпикурусу, бог — бессмертное и блаженное существо. Он утверждал, что виды, в которых существуют боги, не проявляют никакого интереса к человеку, они ничего не знают о существовании человека и поэтому не могут наказать человека ни при жизни, ни после смерти.

Основные взгляды Эпикура на богов можно свести к следующему:

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Смотреть картинку Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Картинка про Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания. Фото Для чего с точки зрения эпикура нужны научные знания

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *