Для чего разлетаются парашютики одуванчика

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Зачем одуванчику «парашютики» (для детей старшей группы)

Структурное подразделение «Детский сад №49» ГБОУ СОШ №21 города Сызрань Самарской области, г. Сызрань, Самарская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Панкратова Т.В. Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Зачем одуванчику «парашютики» (для детей старшей группы) // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030070.html (дата обращения: 01.12.2021 ).

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Цель: Знакомить детей с представителями растительного мира родного края – одуванчиками.
Задачи:
Познавательное развитие:
1) развивать наблюдательность, формировать умение рассматривать объект наблюдения;
2) расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о цветке, о его характерных особенностях размножения.
Речевое развитие:
1) обогащать и активизировать словарный запас: цветок, семена, одуванчик, парашют, стебель, солнце, сорняк, бутон;
2) формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.
Социально – коммуникативное развитие:
1) формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе наблюдения;
2) формировать навыки общения с взрослыми и со сверстниками в процессе наблюдения.
Физическое развитие:
1) формировать общую выносливость, координацию движений, внимание;
2) упражнять в умении выполнять движения в соответствии с текстом.
Советы педагогу:
Это занятие проводят в первой половине дня. Выбирают сроки, когда на газонах одновременно много одуванчиков с золотистыми и пушистыми головками. Можно детям предложить подуть на пушистый шарик в том месте, где одуванчиков мало, чтобы на следующий год проверить, появятся ли там цветы.
Методы и приемы:
Практические: элементарные опыты;
Наглядные: наблюдение, рассматривание картинок и иллюстраций;
Словесные: художественное слово, вопросы, беседа, рассказ педагога;
Игровые: подвижная игра.
Материал и оборудование:
предметные картинки с изображением одуванчиков на разных стадиях развития.
Формы организации совместной деятельности:
Коммуникативная: беседа об одуванчиках, чтение стихотворений про одуванчики, отгадывание загадки, рассказ воспитателя про одуванчики;
Познавательно-исследовательская: наблюдение за одуванчиками, опыт «Полет семян одуванчика»;
Двигательная: подвижная игра.
Логика образовательной деятельности:

Список используемой литературы:

Источник

Опыт № 27 «Зачем одуванчику «парашютики»?»

Опыт № 28 «Зачем репейнику колючки?»

Опыт № 29 «Где цветы лучше растут?»

Опыт № 30 «Что есть в почве?»

Опыт № 31 «Как листья становятся питанием для растений?»

Опыт № 32 «Где больше?»

Опыт № 33 «Что у нас под ногами?»

· Подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.

· Почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекло, прозрачная емкость (стакан), ложка или палочка для размешивания.

· Дети рассматривают почву, находят в ней остатки растений. Взрослый нагревает почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Вместе с детьми выясняет, почему стекло запотело (в почве есть вода). Взрослый продолжает нагревать почву, предлагает определить по запаху дыма, что находится в почве (питательные вещества: листья, части насекомых ). Затем почва нагревается до исчезновения дыма. Выясняют, какого она цвета (светлая), что из нее исчезло (влага, органические вещества). Дети высыпают почву в стакан с водой, перемешивают. После оседания в воде частиц почвы, рассматривают осадок (песок, глина). Выясняют, почему в лесу на месте костров ничего не растет (выгорают все питательные вещества, почва становится бедной).

Опыт № 34 «Вода – это хорошо или плохо?»

Опыт № 35 «Как устроены перья у птиц?»

Опыт № 36 «Помощница вода»

Опыт № 37 «Какие свойства?»

Опыт № 38 «Подводная лодка»

Опыт № 39 «Упрямый воздух»

Опыт № 40 «Сухой из воды»

(салфетка в стакане)

Опыт № 41 «Что быстрее?»

Источник

Раскрыт секрет полета семян одуванчика

Физики изучили аэродинамику полета семян одуванчика и обратили внимание на то, что те создают воздушный вихрь особой формы. Именно это обстоятельство позволяет одуванчику настолько успешно распространяться с помощью ветра и решает многолетнюю загадку о том, как они могут так долго находиться в воздухе. Результаты опубликованы в журнале Nature.

Воздушные вихри, помогающие семенам одуванчика оставаться на лету

Летать семенам одуванчика помогает паппус — совокупность волосков, прикрепленных к околоплоднику растения. Он позволяет семенам долго оставаться в воздухе даже при небольшом ветре. Физики давно интересовались деталями этого полета, но не могли до конца разобраться в нем.

«Это странная структура, — говорит соавтор новой работы, Наоми Накаяма из Эдинбургского университета (Великобритания). — Никто не знал, как на самом деле это может летать». В новой работе Накаяма и ее коллеги снимали полет семян одуванчика на высокоскоростную камеру и моделировали этот процесс.

Оказалось, что паппус вполне заслуживает свое русское наименование — парашютик. Эксперименты показали, что волоски действительно действуют наподобие парашюта и создают подъемную силу, которая противодействует гравитации. Более того, воздух также обтекает паппус и затягивается в область строго над ним, формируя в результате вращающийся пузырь, который авторы называют отдельным вихревым кольцом.

Именно вихревое кольцо оказалось наиболее странной особенностью полета одуванчика. Обычно подобные образования либо остаются вплотную к телу, либо отрываются от него и исчезают. В случае одуванчика вихрь отделен от паппуса, но все время находится над ним, чего не ожидали специалисты по механике газов и жидкостей. Разгадка заключается в том, что паппус может частично пропускать воздух сквозь себя, так как это не сплошное препятствие. В результате формируется разность давлений: высокое под волосками и низкое над ними, которая как поддерживает стабильность вихря, так и участвует в создании подъемной силы. В результате полет семян одуванчика в четыре раза более эффективен, чем был бы при наличии более похожего на настоящий парашют образования.

Источник

Уникальность парашютиков одуванчика

Окружающая нас природа так уникальна, что наталкивает ученых на появление у них гениальных идей и открытий. В результате мы наблюдаем за появлением «воздушных» конструкций башен и мостов, сверхпрочных нитей, подобных сетям пауков и многое другое.

Не так давно ученые Эдинбургского университета решили сравнить парашютики, появляющиеся у одуванчиков, и современные парашюты, которые используются нашими летчиками, десантниками, космонавтами.

Уникальность парашютиков одуванчика

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2018/10/540-600×365.jpg» data-large-file=»https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2018/10/540.jpg» loading=»lazy» title=»Уникальность парашютиков одуванчика» src=»https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2018/10/540.jpg» alt=»Уникальность парашютиков одуванчика» width=»665″ height=»405″ srcset=»https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2018/10/540.jpg 665w, https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2018/10/540-600×365.jpg 600w» sizes=»(max-width: 665px) 100vw, 665px» />

Исследователи выяснили, что модернизация современных парашютов, обеспечивающая плавное и безопасное опускание людей и грузов на поверхность земли, гораздо менее совершенно, чем гениальное решение природы, воплощенное в знакомом нам с детства цветке одуванчика.

Парашютики одуванчиков поднимают семена растения в высоту до несколько сот метров, а расстояние, на которое они пролетают, доходит до 900 км. Германские исследователи уже давно открыли этот феномен одуванчиков. А теперь ученые Эдинбургского университета (возглавляет группу исследователей доктор Катал Кумминс) закончили создание специальной аэродинамической трубы, которая помогает увидеть, сфотографировать и изучить принцип полета парашютиков одуванчиков.

На видеороликах и снимках видно, как воздух проходит через щетинки парашютика одуванчика, происходит образование вихревого пузыря, поднимающего семена растения вверх в воздух и позволяющего семенам пролетать длинные расстояния.

В своем интервью журналистам доктор Кумминс рассказал об этой природной конструкции, которая вчетверо эффективнее, чем самый современный парашют, придуманный людьми. Парашютики одуванчика выполняют не такие задачи, которые возложены на парашют, изобретенный людьми, но исследование, проведенное учеными, поможет в создании чего-то полезного и для человека.

Использование «вихревого кольца» поможет в эксплуатации небольших дронов, которые для передвижения будут пользоваться только энергией воздуха. По мнению шотландского ученого, использование таких беспилотников пригодиться для того, чтобы предотвращать загрязнение воздуха, на расстоянии зондировать местность и для других, важных и полезных целей.

В нашем Telegram‑канале вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

Источник

План-конспект занятия – практикума «Зачем одуванчику парашютики?»

План-конспект занятия – практикума «Зачем одуванчику парашютики?»

Цель: познакомить учащихся с понятием «гипотеза» и способами конструирования гипотезы.

— знакомить со строением растения, размножением одуванчиков;

— развивать творческое мышление;

— формировать навыки проведения эксперимента;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация с фотографиями и информацией об одуванчиках, дневник наблюдений, веер, семена одуванчика, подсолнуха, календулы, цветные карандаши.

Предварительная работа: долгосрочное наблюдение с фотофиксацией за одуванчиками на школьном участке (апрель – май), ведение дневника наблюдений.

1. Организационный этап.

2. Актуализация полученных знаний.

– Ребята, мы с вами уже два месяца наблюдаем за одуванчиками на участке около школы. Мы узнали, что одуванчик – уникальный цветок: это и сорняк, и лекарственное растение. Пришло время подвести итоги нашего наблюдения. Давайте рассмотрим наши фотографии и вспомним, какие изменения происходили с ними.

Сначала появились стебель и листья одуванчика. Они были зеленые и сливались с другой травой. Опишите стебель одуванчика. Какой он? (Стебель длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку, хрупкий.) Какие листья у одуванчика? (Листья продолговатые, зубчатые по краю.) На открытом солнечном участке с сухой почвой листья одуванчика достигают длины около 20 см, а в тени и на влажной почве – в 3 раза длиннее.

Затем появились желтые цветы. Цветок одуванчика похож на корзиночку собранных вместе маленьких цветков. Их может быть около двухсот. Каждый из них представляет собой трубочку с 5 сросшимися лепестками и 5 тычинками.

Как реагировали одуванчики на смену погоды? (Вечером, а так же в сырую и пасмурную погоду цветы закрывались.) Можно ли назвать одуванчики барометром погоды? (Да, они реагируют на изменения погоды.)

И, наконец, вместо желтых головок одуванчиков появились серебристые, пушистые шары. Они настолько хрупкие, что от любого дуновения ветра белые парашютики поднимаются в воздух.

3. Постановка учебной задачи.

– Подумайте и выскажите предположения: зачем одуванчику парашютики? Дети высказывают свои предположения. Учитель записывает их на доске:

Возможно, они путешествуют.

Допустим, они так радуются лету.

Предположим, что ветер переносит их на далекие расстояния, они падают на землю и там прорастают.

– Как можно проверить ваши предположения? (С помощью эксперимента). Можем ли мы проверить первых два предположения? (Не можем, потому что не можем провести эксперимент.) С чего нужно начать? Необходимо составить план нашего исследования. Ребята рисуют на бумаге интеллект – карту:

— Что мы можем проверить с помощью эксперимента;

— Какое оборудование необходимо:

— Как будем действовать;

— Как запишем результаты экспериментов?

Проговариваются все этапы исследования.

Для чего разлетаются парашютики одуванчика. Смотреть фото Для чего разлетаются парашютики одуванчика. Смотреть картинку Для чего разлетаются парашютики одуванчика. Картинка про Для чего разлетаются парашютики одуванчика. Фото Для чего разлетаются парашютики одуванчика

Цель: применение здоровьесберегающей технологии для избежания переутомления и перегрузок учащихся.

Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются.)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (Поднимаются, руки разводят в стороны.)

Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш».)

1.) Строение цветка одуванчика.

Для проведения эксперимента возьмем 2 опытных образца: незрелую цветочную головку жёлтого цвета и нераскрывшуюся головку с вызревшими семенами. На обоих образцах сделаем срез, чтобы увидеть строение цветка. На срезах хорошо видны три яруса разного цвета.

Незрелая цветочная головка жёлтого цвета

Нижний ярус – мелкие семена зеленоватого цвета

Средний ярус – белая ножка

Верхний ярус –желтый лепесток с «язычком» сверху

Нераскрывшаяся головка с вызревшими семенами

Нижний ярус – семена крупнее, их цвет светло-коричневый

Средний ярус – белая ножка

Верхний ярус – белая пуховка

2.) Сравним вес семян одуванчика с весом семян других растений. Сравним дальность полета и падения разных семян. Эксперимент проводится с помощью веера. Результаты эксперимента записываются в таблицу.

Полет и падение семян

Ветер помогает «парашютикам» улететь далеко

Тяжелее, чем семена одуванчиков

Семена сразу падают вниз.

Тяжелее, чем семена одуванчиков

Семена сразу падают вниз.

«Парашютики» – это семена одуванчика. Во время полета семена не раскачиваются и не переворачиваются. Иногда они могут часами парить в воздухе и приземлятся на большом расстоянии от материнского растения. Семена одуванчика произрастают сразу же после попадания на поверхность почвы.

Вывод: семена одуванчика очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко. Пока семена не созреют, «парашютик» не раскрывается. Так размножается этот цветок.

3.) Посчитаем количество семян (парашютиков) в одуванчике. Результаты эксперимента записываются в таблицу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *