Для чего придумали нижнее белье
История трусов
Современный человек, вряд ли сможет представить свой гардероб без такой важной вещи, как трусы. В наше время они являются практически незаменимым атрибутом одежды, как мужчин, так и женщин. Однако история возникновения современных трусов насчитывает множество лет.
Католическая церковь, несмотря на осуждение наготы, была категорически против ношения трусов. Любые попытки создания нижнего белья сразу же пресекались. К примеру, у евреев трусы носил только священник и то во время проведения в синагоге церемонии богослужения.
В итальянском Пьемонте до наших дней сохранилась фреска, датируемая 15-м веком. На ней изображены одевающиеся мужчины. Одной из деталей гардероба которых была одежда похожая на трусы. В 16-м столетии ставшие популярными в Италии «трусы» перекочевали во Францию, откуда и началось их распространение по Европе. Следует отметить, что речь идет именно о мужских трусах. Дамы того времени, даже аристократки, трусов не носили вообще. Женский предмет интимного гардероба стали одевать только в конце 18-го столетия. До этого момента в качестве нижнего белья использовались длинные юбки, сшитые из белого полотна и не имевшие украшений, которые носились под платьями. Мода на ношение женских трусов пошла из Великобритании.
В конце 18-го начала 19-го века люди носили трусы, сделанные из хлопка, шерсти или льна. В 20-х годах прошлого столетия в моду вошли панталоны. Их украшали всевозможными кружевами, бантиками и рюшками. Их даже изготавливали цветными. Примерно тогда же и появилась идея о том, что нижнее белье должно быть не только красивым, но и соблазняющим. На мужских моделях спереди стали располагать пуговицу или кнопку. У женских моделей сзади обычно имелась застежка. Форма панталон сохранилась у трусов вплоть до середины прошлого столетия. Вообще слово «трусы» в переводе с французского языка означает «короткие штаны». Впервые этот термин для описания нижнего белья был введен в обиход в далеком 1924 году.
Мужские панталоны (кальсоны) с течением времени и меняющейся моды были укорочены сначала до колен, потом до середины бедра и в итоге приобрели форму современных плавок. Однако некоторые мужчины продолжают носить удлиненные модели, прозванные в народе «семейными» трусами.Уже в 1960-х годах, с приходом моды на миди и мини-юбки, женские панталоны стали укорачиваться и со временем приняли ту форму, которую мы знаем сегодня. Функционал трусов, как предмета гардероба пополнился гигиеничностью, необходимостью коррекции фигуры и внешней красотой.
В современном мире такой части гардероба, как трусы уделяется повышенное внимание. Существует целый ряд мужских и женских моделей: от повседневных и утепленных, до практичных и эротичных. Предпочтение выбора, какую модель одеть в тот или иной день зависит только от их обладателя.
Соблазн свободы Кто придумал сжимать женскую грудь бельем и почему женщины так хотят от него избавиться
«Лента.ру» продолжает серию публикаций о разных видах одежды и манере ее носить. Мы уже рассказали историю шпилек, мини-юбки, мужского платья, костюма, галстука и колготок. В новом материале речь пойдет о том, когда и почему женщины начали демонстрировать на публике бюстгальтер и полуобнаженную грудь.
От строфиона до корсета
Прямохождение создало человеку множество проблем. Одна из них — эстетическая. Женская грудь при прямохождении теряет форму и обвисает. Со времен Древнего Египта и Древней Греции эталоном красоты молодой женщины считалась высокая, упругая грудь. Однако без поддержки обеспечить эту «высоту» было непросто. С каждым годом, особенно при склонности к полноте и после кормления детей, женская грудь все очевиднее стремилась к земле.
Поэтому уже в древности появились разные способы поддержки груди. В основном это были широкие полосы холста или кожи, обвивавшие и поддерживавшие бюст. У греков и римлян для разных видов этого предмета туалета было несколько названий: строфион, мастодетон, аподесма и другие. Были свои виды протобюстгальтеров для девочек-подростков и свои — для полнотелых зрелых женщин.
В Средние века в Европе изобрели альтернативный способ приподнимать грудь, а заодно и подчеркивать талию. Женщин начали затягивать в корсеты. Вначале пластины металла, а затем гибкого китового уса стискивали талию девушки с ранней юности. Они же прижимали грудь, не давая ей развиваться, что было весьма кстати — плоская грудь была признаком хрупкости и целомудрия. В XIV столетии средневековые законники в Страсбурге, стремившиеся все зарегулировать, ввели и правила поддержки бюста. Женщинам предписали носить шнурованные платья.
Позже, в Ренессанс и последовавшую за ним эпоху Нового времени, мода изменилась. Стало принято выставлять пышную грудь напоказ. Корсет видоизменился и превратился в подобие рога изобилия с драгоценными украшениями, из которого виднелся полуобнаженный бюст. Носить жесткий корсет было неудобно, а порой даже мучительно. Слишком сильно стянутые девушки падали в обморок, но альтернативы не находилось до самого конца XIX столетия.
Свободу груди
В конце позапрошлого века на медицинские факультеты европейских университетов стали допускать женщин, которые начали активно ратовать за отказ от корсетов, считая их вредными для здоровья и некомфортными. С воодушевлением поддерживали эту мысль и суфражистки. Они указывали на то, что корсет требует посторонней помощи в шнуровке и лишает женщину самостоятельности.
Однако ходить вообще без всякой поддержки для груди, особенно в случае, если бюст крупный, не очень удобно. Потребность в альтернативном виде нижнего белья стала очевидной. Дополнительную остроту проблеме придало то, что в те же последние десятилетия XIX века женщины активно занялись спортом. Теннис, верховая езда, катание на коньках, плавание, балет требовали удобной одежды и особенно белья.
Именно в эти годы появились первые патенты на бюстгальтер, похожий на современный. Само слово bustenhalter немецкого происхождения и буквально переводится как «бюстодержатель». В нашей стране он также называется лифчиком от голландского Lijf — «лиф», часть женского платья, облегающая корпус. Как и у многих простых и очевидно необходимых вещей, у него несколько авторов. Первыми создательницами бюстгальтеров были белошвейки, занимавшиеся бельем. Им пришлось переквалифицироваться с привычных корсетов на более актуальные модели.
Легенда гласит, что пионеркой бюстгальтерного дела стала французская корсетчица Эрмине Кадоль. По одной из версий, прообраз новинки она смастерила по просьбе клиентки — заядлой теннисистки, которой было неудобно бегать и прыгать на корте в обычном корсете. Якобы белошвейка просто обрезала корсет снизу и добавила чашечки для груди. По другой версии, Кадоль самостоятельно придумала лифчик в 1889 году и выставила его в своей лавке под названием Le Bien-Etre («благополучие, комфорт»).
Почти одновременно с Кадоль прототипы бюстгальтеров представил немецкий бельевщик Хуго Шиндлер. Затем, в 1899 году, его соотечественница Кристина Хардт получила в Дрездене первый патент на «женскую фуфайку на лямках с укрепленными чашечками для бюста». Хардт уточняла, что ее изобретение «нисколько не стесняет природной формы» дамской груди.
Джейн Мэнсфилд и Софи Лорен в Лос-Анджелесе, 1957 год
Фото: Kobal / Shutterstock / REX
К началу XX века относится первый бюстгальтер, разработанный женщиной-дипломированным врачом. Доктор Гош Саро в 1903 году предложила разделить корсет на две части. К верху прибавили поддерживающие чашечки, а низ стал поясом, который не сдавливал грудную клетку и живот, и использовался для крепления чулок.
В Америке первый патент на лифчик получила в 1914 году Мэри Фэлпс Джейкоб: ее версия называлась backless brassiere (примерно переводится как «бра без спинки»). Американки были консервативней европеек, и популярность новинка приобрела уже после того, как Джейкоб продала свой патент фирме братьев Уорнеров. Братья сделали на лифчиках миллионное состояние. В 1922 году евреи-эмигранты из Российской империи супруги Розенталь основали марку Maidenform. Она первой предложила женщинам готовые бюстгальтеры с широкой размерной линейкой, а позже — вкладки для увеличения объема и регулируемую застежку.
От пользы — к красоте
Первая четверть ХХ века — время революционных изменений в женском гардеробе. Появление бюстгальтеров было только одним из этих изменений. Портные во главе с Полем Пуаре начали шить просторные бескорсетные платья-туники из тонких тканей. Художники, работавшие с театральными и мюзик-холльными актрисами и балеринами, шли еще дальше. Они создавали полупрозрачные сценические одеяния, волновавшие воображение зрителей.
Так, известный художник и сценограф Лев Бакст, работавший с «Русскими сезонами» Дягилева, одевал для постановок свою подругу, оперную певицу и «мимическую танцовщицу» Марию Кузнецову в практически прозрачные платья. Они не подразумевали белья и полностью открывали грудь своей обладательницы. Очень скоро светские дамы и дамы полусвета стали копировать эти вольные наряды для вечеринок и коктейлей.
Эскиз платья Кузнецовой для оперы «Саломея» 1912 года американский женский журнал Tatler перепечатал в качестве модной картинки и образца для подражания. На картинке было совершенно очевидно, что платье из полупрозрачной ткани и сквозь него можно разглядеть грудь.
Еще более откровенный вариант Бакст придумал для роли Кузнецовой в опере Массне «Таис». Певица выходила на публику в украшенном камнями и блестками лифчике, соединенном нитями бус с набедренной повязкой из длинных лент, скрывающих ноги. Как отмечали тогдашние светские хроникеры, сквозь полупрозрачный лиф одеяния проступали соски. Наряд был по тем временам откровенным до скандальности. Его описывали как «вакхически разнузданный». Ничего подобного приличные артистки на оперную сцену до того не надевали.
Впрочем, то, что в 1910-х казалось непристойным и «вакхически разнузданным», уже в конце 1920-х годов стало относительно приемлемым. Американо-французская танцовщица кабаре Жозефин Бейкер выступала на эстраде в костюме из бюстгальтера и почти не скрывающей бедер юбочки из стилизованных «бананов».
Бои вокруг бюстгальтера
Середина XX века стала своеобразной эпохой Реставрации для консервативного женского костюма. К длинным, в пол, юбкам американки и европейки не вернулись по причине их непрактичности, однако самой популярной одеждой были закрытые платья с закрывающей колени юбкой-миди, блузки с юбками такой же длины или, в самом фривольном случае — с длинными брюками.
Ношение бюстгальтера было обязательным. Более того: производители белья ввели в моду довольно жесткие конструкции с конусовидными, торчащими вперед чашечками. Бюстгальтер надевали даже под летние платья без рукавов. Их специально кроили так, чтобы лифчика не было видно. Это считалось неприличным для порядочной девушки. В 1950-е годы в обиход вошли купальники-бикини, но появление в верхе от бикини в городе еще долго воспринималось как вызов общественной нравственности.
Однако в 1960-х годах ситуация начала меняться из-за активизации движения феминисток — наследниц некогда воевавших с корсетами суфражисток. Сказались сексуальная революция, пероральная контрацепция, возможность для европейских и американских женщин получать высшее образование и работу. В 1968 году нью-йоркские фемактивистки призвали к сожжению бюстгальтеров во время конкурса «Мисс Америка». Лифчики выкинули в тот же мусорный бак, что и туфли на шпильке, бигуди и накладные ресницы. Все это феминистки небезосновательно считали средствами объективации женщин и превращения их «в товар для мужчин».
Литературоведка феминистического толка Жермен Грир утверждала, что освобождение женщин невозможно, пока ее принуждают носить «два конуса, ничем не похожих на женскую анатомию», а дискомфорт этих бюстгальтеров — «отвратительный символ угнетения женщины». Грир и ее единомышленницы считали, что женщины не должны подгонять себя под мужские ожидания и представления о сексуальности и привлекательности.
История нижнего белья
Изначально термина «нижнее белье» не существовало.
Нашим предкам белье заменяли набедренные повязки, которые они носили скорее не из стыда, а чтобы защитить самые чувствительные места.
Чтобы выделиться среди соплеменников, занимающие привилегированное положение мужчины носили повязки более ярких цветов. Эти знаки отличия являются первыми предвестниками моды, так как таким мужчинам стремились подражать.
Позднее, в Древнем Египте, набедренная повязка приобрела другую форму, она представляла собой полосу неширокой ткани – «схенти», которую укрепляли на талии поясом, по форме она напоминала современную мини-юбку.
История нижнего белья
Праобраз трусов можно увидеть на рисунках древних римлян – это пропущенная между ног ткань, закрепленная на поясе. Женщины одевали под верхнюю одежду «нательное белье». И оно, увы, совсем не предназначалось для соблазнения. Ценили в таком белье в первую очередь функциональные качества. Главная задача, которую оно должно было выполнять, — это скрывать недостатки фигуры.
Целую тысячу лет, начиная с 3000 до н.э. главной и единственной тенденцией была полностью открытая грудь. Например, в Древнем Египте сарафаны на бретелях из тонкой ткани начинались как раз под грудью, обнажая ее полностью.
Нательные рубашки в качестве нижнего белья оставались и в эпоху Возрождения, отличаясь от предыдущей эпохи несколько усложненным кроем и искусностью отделки. Как и ранее, сорочки разных сословий различались качеством материала и декором. В XVI веке в женскую моду входят корсеты-панцири, на каркасе из деревянных палочек, кости или металла, которые женщины надевали поверх сорочек, и которые совершенно деформировали женскую фигуру, полностью сглаживая бюст.
Позднее шнуровые корсеты сменились «механическими», которые затягивались при помощи вбитых петель. В силу слишком широких (до 6 м) женских платьев активно использовался кринолин («crin» в переводе с французского — конский волос) — жесткая конструкция из материи, китового уса и даже стальных обручей.
Нижним бельем для мужчин служили свободные штаны длиной до щиколотки – прародители современных трусов из льна. Носили такое нижнее белье люди всех классов и сословий под обычной одеждой. Богатые люди надевали лосины, которые покрывали только ноги. Мужчины также носили корсеты, гульфики (бандажи), чулки, нижнее нательное белье и кальсоны.
К периоду Возрождения лосины стали такой же неотъемлемой частью, как современные носки. Штаны становятся все короче, затем в XVII веке французы начинают украшать низ штанин кружевами, а поверх надевать более короткие штаны, для того, чтобы кружево будто нечаянно выглядывало из-под них. Поскольку в 60-80-е годы ХVII века Франция становится самой богатой европейской страной, вследствие чего, она оказывала большое влияние, в том числе, и на мировую моду. В результате, короткие штаны, украшенные кружевом, или кальсоны, становятся незаменимой частью нижнего мужского туалета.
В конце XVIII века уже начал развиваться рынок нижнего белья. Во времена Директории, в моду вошли наряды в стиле «Ампир» – легкие муслиновые платья, с большим декольте, открывающим плечи. Под эти наряды в качестве белья тогдашние модницы надевали облегающее трико телесного цвета. Позднее изобретение прядильных машин дало толчок развитию текстильного производства, что положило начало массовому изготовлению и потреблению белья. И уже к началу XIX века огромную популярность снискали панталоны и надолго утвердились в женском гардеробе. Длиной панталоны достигали лодыжки, позднее укоротились до середины икры, а к середине XIX века стали доходить только до колен, и отделаны были шелком, бантами, воланами, рюшами. Панталоны того времени имели отличительную особенность, а именно раздельные штанины, которые пришивались к поясу на талии, оставляя шов в области промежности открытым. Согласитесь, удобно, хоть и необычно. В это же время слегка изменяется и назначение корсета – к нему стали крепить резиновые подвязки, и он кроме коррекции фигуры стал осуществлять и функцию пояса. Однако пояса, в том виде, в котором мы их знаем, появляются несколько позже.
В XIX веке с развитием медицины и гигиены льняное и кружевное белье заменяется более удобным и приятным для тела трикотажным. Поскольку трикотажное белье является более гигиеничным, более мягким и эластичным, что особенно важно для занятий спортом.
К концу XIX века женщины наконец-то стали надевать нательное белье для красоты. Тогда-то и появился более романтический термин — «нижнее белье«. Изготавливалось оно из батиста или шелка, а при отделке активно использовались кружева, вышивка, различные тиснения. Огромную популярность снискали панталоны, отделанные шелком, рюшами, бантами, воланами. Однако широкой общественностью такие новомодные течения воспринимались как излишество. Тем не менее, профессия белошвейки становилась все более и более респектабельной. Фантазировали они на славу: выбор и рисунок был огромен. Вырезы, вышивка, вязание крючком и тесьма делали нижнее белье более роскошным. Несколько изменилось и назначение корсета: спереди к нему стали прикреплять первые резиновые подвязки. Таким образом, помимо коррекции фигуры корсет стал выполнять функцию пояса. Однако пояса, какими мы их знаем, появляются несколько позже. В то время дама носила несколько килограммов нижнего белья: штанишки, сорочку, «юбку приличия», корсет, две нижних юбки и пр. Зимой одевали еще и теплое белье. Со временем это не могло не привести к желанию избавиться от «лишней» одежды. В 1896 г. даже было создано общество «борьбы за упрощение женской одежды».
Бюстгальтер изобретали несколько раз. Наиболее приближенным по виду к современному он впервые появился в 1889 году, когда Эрмине Кадолль презентовала в своей корсетной мастерской le Bien-Etre. Две сатиновые ленты держали чашечки, а все вместе это сзади крепилось к корсету. Мода 1900 года — это женщина с впалым животом и подчеркнутыми пышными ягодицами. Грудь также подчеркивали, зачастую муляжом. Однако через десяток лет нижняя часть корпуса приобретает более прямые линии. Демонстрируется женщина без талии, бедер и ягодиц, что достигается при помощи все того же корсета из китового уса, стержни которого чрезмерно удлинены. Но требования упростить женское белье не стихали. Прежде всего женщины выступали за отмену корсета (но не за его замену). Именно тогда на рынке появляется большое количество бюстгальтеров, хотя их конструкции были выдержаны в традиционном стиле: китовый ус, стержни, вкладки на шнуровке.
В 1903 году в Парижской медицинской академии женщина-врач Гош Саро изготовила первый в мире бюстгальтер, разделив корсет на две части: непосредственно сам бюстгальтер и пояс. В это же время несколько меняется образ жизни, что не могло не оказать влияния на одежду женщин. Многие дамы увлекались катанием на велосипеде, а потому стали отдавать предпочтение удобной одежде. Корсет становится более мягким. Новая конструкция «бандо», повторяющая форму бюстгальтера, постепенно заменяет его. Чуть позже акцент сместился в сторону глубины чашечек. Вслед за изменениями бюстгальтера родились и первые трусики. Благодаря своей простоте и универсальности они решительно вошли в гардероб женщин.
В 1935 году в США производители придумали подушечки, которые вкладывали в чашечки бюстгальтеров, что ввело новую маркировку от A до D. А в 1942 году бретели бюстгальтера становятся регулируемыми. Вторая Мировая война принесла дефицит всего, в том числе и нижнего белья. Но надо сказать, что именно в это время вновь воспрял дух изобретательства: как-то находились ткани, как-то из них изготавливалось белье. Особенной популярностью пользовалось теплое нижнее белье. С приходом американцев пришли и новые тенденции, и материалы. Возвращается «осиная талия», а вместе с ней и желание роскоши в нижнем белье. Именно производители того времени впервые в истории обратили внимание на девочек-подростков и на изготовление коллекций нижнего белья и для такого потребителя. В 60-е гг. XX века западногерманские промышленники находятся на гребне подъема, и именно они первыми выносят производство нижнего белья за границу. В те же 60-е появляется новое чудесное волокно — лайкра, а вместе с ней и первые колготки, и мини-юбка. Но ропот против бюстгальтера не утихает, и даже имеют место массовые студенческие бунты, на которых публично сжигались бюстгальтеры. Из-за изменения отношения потребительниц — женщины уже не носили сорочки, нижние юбки и пр. — стали производиться все более легкие бюстгальтеры. Штанишки теряли длину до тех пор, пока не превратились в шортики-бикини.
История нижнего белья продолжается.
В современном мире идут настоящие войны нижнего белья. Одни производители считают, что наибольшей пышности бюст достигает, если одна грудь плотно прижата к другой. Для достижения этого эффекта используют в конструкции бюстгальтера специальные вкладыши. При этом образуется симпатичная ложбинка. Другие же производители стараются приподнять грудь как можно выше, что также достигается благодаря конструкции бюстгальтера. Еще большей популярностью стало пользоваться бесшовное белье. Оно оказалось очень практичным и модным. Отсутствие швов, проглядывающих сквозь одежду, быстро покорило женский пол. Более того, это белье обладает утягивающим эффектом, что стало спасением для многих женщин с пышными формами. Сегодня эксперты видят два направления развития нижнего белья: сексуальность вкупе с элегантностью и четкость линий вместе со спортивностью. И та, и другая тенденция, безусловно, найдет своего потребителя. Время течет, и история нижнего белья не стоит на месте!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как появилось женское бельё?
Зачем женщины использовали корсет для талии?
Во времена Петра I, как известно, в моде было всё немецкое, в том числе и одежда. А в Германии тогда, как, впрочем, и во всей Европе, действовали заведённые ещё Екатериной Медичи каноны, требовавшие, чтобы женская талия была не больше 35 см. В связи с чем у тучных женщин возникали некоторые затруднения. Корсет решил их проблемы.
Пётр I хоть и отдавал предпочтение дородным красавицам, но после поездки в Европу настоятельно порекомендовал российским придворным дамам последовать европейской моде. Для чего лично привёз эту деталь женского туалета. Одного не учёл русский царь: в Европе девочек с детства приучали к корсетам, а русские барышни пышного телосложения с трудом переносили эти «доспехи», в которых им не только танцевать на балах, но даже дышать было сложно. Самостоятельно надеть корсет женщина не могла. Горничной приходилось трудиться несколько часов, чтобы затянуть шнуровку и превратить пышку в тростинку. При этом жертва моды вынуждена была держаться за опору, чтобы не упасть.
Позднее женщины стали носить под платьем обтягивающее трико. При этом бельё порядочных дам должно было быть исключительно белым или телесным. Другие расцветки считались неприличными. Однако трико не могло подчеркнуть талию и грудь. Поэтому корсет снова вернулся в женский гардероб.
Как появился бюстгальтер?
Разумеется, такая война с природой не могла не принести вреда. В 1895 году Вильгельм Рентген открыл излучение, которое назвали рентгеновским. Первое, что сделал учёный, — это снимки грудной клетки своей супруги. Он испытал шок, увидев деформированные корсетом рёбра и внутренние органы. После этого открытия научный мир стал требовать запрета корсетов.
Однако женскую грудь по-прежнему необходимо было как-то подчёркивать. И в 1903 годуврач Гош Capo предложила разделить корсет на две части: для бюста и для талии. Позже вторая стала служить поясом для чулок.
Первый так называемый «бесспинный лифчик» в 1914 году изготовила американка Мэри Джекобе — из портняжных лент и двух носовых платков. Своё изобретение она сразу же запатентовала под названием Caresse Crosby. Сначала её бюстгальтеры не пользовались успехом. В итоге она продала патент корсетной компании за 1,5 тысячи долларов, и за 30 лет та заработала на лифчиках 15 миллионов долларов.
В России бюстгальтеры, или, как их называли, «бюстодержатели», появились в 1910 году: их привозил и продавал некий промышленник по фамилии Абрамсон. Примечательно, что на этикетках интимный товар скромно обозначался как «вещь для дома». При этом выпускался он в трёх размерах и стоил 4 рубля.
Как и когда появились первые трусы?
Слово «трусы» образовалось от сочетания двух французских слов: «culotte» и «trousse», которые дословно обозначали «закатанные штаны». Приобщение русских женщин к этой детали дамского нижнего туалета началось в середине XIX века — с ношения панталон. А до того причинные места в холод защищали многочисленные юбки да нижняя рубашка, подвязанная снизу. Правда, в XVII-XVIII веках в критические дни женщины носили «срамные порты», напоминающие длинные трусы из плотной ткани.
Первые женские панталоны больше походили на сшитую внизу юбку. Поначалу покрой их был простым, только манжеты немного украшали кружевами. При этом штанины не были сшиты между собой, чтобы дама могла справить нужду, не снимая панталон. Ибо сделать это без посторонней помощи было очень сложно, ведь сверху их тесно прижимал к телу корсет.
Когда панталоны наконец обрели свой настоящий вид, дамы в возрасте отказались их носить, считая их частью мужского гардероба. Но тут кто-то очень вовремя вспомнил всё ту же Екатерину Медичи, которая ездила верхом в мужских штанах. И убедительный аргумент в пользу панталон был найден.
Трусики в привычном для нас виде появились в начале XX века. Правда, из-за высокой стоимости купить их могли только состоятельные дамы…
Почему в СССР лифчики были в дефиците?
В 1930-х годах в советском обществе укоренились идеи гендерного равенства. В связи с чем рюши, кружева и прочие изыски ушли в прошлое. Ассортимент нижнего белья оскудел. В магазинах можно было найти четыре вида кальсон, хлопковые сорочки и трусы: белые, чёрные, синие. Что касалось бюстгальтеров, то промышленность выпускала всего одну модель трёх размеров: 1, 2 и 3-го. Женщины, не попадающие под эти стандарты, выкручивались как могли. В 1950-х годах размеров стало шесть, а к 1970-м — девять.
После Великой Отечественной войны советские женщины смогли оценить разнообразие моделей и расцветок трофейного белья. Ещё одна деталь нижнего белья — комбинация — быстро завоевала популярность. Некоторые даже не стеснялись выходить в ней на улицу, не видя в этом ничего постыдного.
В 1970-х годах после слов Фурцевой о том, что «каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер», в магазинах увеличился ассортимент. Но до разнообразия и изящества было ещё далеко. Известен случай, когда советская модель Лека Миронова, участвовавшая в показе на Всемирной неделе моды в Москве, вовсе отказалась надевать лифчик, лишь бы только её западные коллеги не увидели этого советского изделия. Немецкое и чешское нижнее бельё появилось в столице лишь через 10 лет. И то его можно было купить либо в магазинах по блату, либо у спекулянтов, причём за большие деньги. Но, по отзывам советских женщин, оно того стоило.
К счастью, все эти ужасы позади: сегодня не надо давиться в огромной очереди за бельём или покупать трусы у спекулянта в подворотне, едва успев оценить их размер. В современных магазинах полным-полно красивых комплектов нижнего белья — на любой вкус и кошелёк.
Ив Монтан и советские панталоны
Трусы против метеоризма
Журнал: Все загадки мира №1, 6 января 2020 года
Рубрика: Времена и нравы
Автор: Александра Орлова