Бжд что это в колледже

Доклад на тему «Безопасность в колледже»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Обеспечение безопасности в колледже»

Задачи безопасности жизнедеятельности – обеспечение комфортных условий деятельности людей на всех стадиях их жизни. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей, снижению уровня травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс негативно действующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», в нашем случае, более узком, – «человек – сфера труда и учебы».

Таким образом, безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев.

Рассмотрим, какие же негативные факторы могут действовать на человека (преподавателя, обучающегося, техперсонал) в колледже, а также как с этими факторами можно и нужно бороться.

1. Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Направление: пожарная безопасность.

Для обеспечения пожарной безопасности учебно-образовательном учреждения оборудуются:

пожарными сигнализациями, датчиками дыма и огня;

щитами с противопожарным инвентарем;

пожарными рукавами и кранами;

ящиками с песком и т.п.

Загорания и пожары могут быть предупреждены и значительно ослаблены благодаря проведению профилактических мероприятий. Проводиться они должны постоянно, быть в поле зрения не только руководителей, но и всего состава образовательного учреждения. Это очистка от горючего мусора территории, отказ от деревянных построек, применение негорючих материалов, возведение огнестойких преград, обеспечение свободного подъезда к пожарным гидрантам, незахламление запасных выходов и т.п. К мероприятиям профилактики можно отнести также проведение объектовых тренировок.

Главное – это соблюдение мер пожарной безопасности, тогда возможность загорания и пожара сводится к минимуму.

2. Защита личности, общества и государства от терроризма, согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, является важной составляющей национальных интересов России.

Направление: противодействие терроризму.

В качестве предупредительных мер необходимо:

ужесточить режим пропуска на территорию организации,

ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов,

тщательно проверять поступающее имущество, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и.т.д.,

иметь план эвакуации персонала и учащихся,

подготовить средства оповещения личного состава,

организовывать подготовку сотрудников учреждения совместно с правоохранительными органами путем практических занятий по действиям в условиях проявления терроризма,

освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные клетки, помещения, где расположены технические установки,

обеспечить регулярное удаление из здания отходов,

контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта,

довести до всего персонала учреждения номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.

3. Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного действия, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, ущерб окружающей природной среде.

Направление: предупреждение и ликвидация ЧС. С этой целью в образовательном учреждении разрабатывается и реализуется (по введению режима ЧС) специальные приказы на период ЧС, создаются местные КЧС, штаб и оперативные формирования и команды, проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

4. Период военных действий, состояния войны.

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этого.

Защита осуществляется по двум направлениям: в мирное время, в военное время.

Можно выделить мероприятия:

обучение работников учреждения способам защиты от опасностей, возникающих во время или вследствие военных действий,

разработка специальных планов и мероприятий по ГО,

строительство и обслуживание укрытий различного назначения,

предоставление средств индивидуальной защиты,

аварийно-спасательные и другие неотложные работы и т.п.

5. Иные неблагоприятные факторы, которые формируются в ходе учебного процесса.

Направления: санитарно-гигиеническое, психологическое, инженерное.

Требования с целью обеспечения условий безопасности организации учебного процесса:

к размещению образовательного учреждения,

к участку, где находится указанное заведение,

к зданию (например, определенное количество этажей),

к помещениям (глубина стены не более 6 метров, тона классной комнаты – светлые, окраска столов и стульев – зеленая, светло-синяя, цвета дерева),

к воздушно-тепловому режиму (влажность 40-60%, температура +18..+20 С, в спортзале +16..+18С, аналогично в мастерских),

к естественному и искусственному освещению (естественное левостороннее освещение в классных кабинетах, общее освещение 500 люкс, индивидуальное – 300 люкс, светильники должны располагаться параллельно светонесущей стене),

к водоснабжению и канализации,

к режиму (расписание, рабочий график),

к организации медобслуживания,

к организации питания,

к санитарному состоянию здания,

к зеленым насаждениям (эстетическое значение, уменьшение запыленности территории, снижение уровня шума, обогащение воздуха кислородом) и т.п.

Источник

Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Т.о., безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек — среда обитания».

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности:

— формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин;

— создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

Объектом защиты («полигоном») является человек.

Задачи БЖД:

1. идентификация опасности, распознавание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

2. предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

3. защита от опасности;

4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

5. создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

— идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

— прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

— создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

— проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

— разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

— обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

— принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

— Низкие показатели средней продолжительности жизни (особенно характеры для мужской части населения)

— Ежегодное снижение средней общей численности населения

— Возрастающее число техногенных нарушений и катастроф.

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

— Модернизировать государственную систему защиты человека

— Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения

— Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

Источник

Бжд что это в колледже

Медведев В.П., Погорелов Ю.В.

Таганрогский авиационный колледж имени В.М. Петлякова

Культуру безопасности жизнедеятельности следует рассматривать как интегративное, динамическое образование, способствующее безопасной и творческой самореализации в процессе деятельности личности, а формирование культуры безопасности жизнедеятельности – как развитие и интеграцию личностных качеств и способностей студентов, конструктивное качественное преобразование внутреннего мира, приводящее к возможности безопасной, творческой самореализации в процессе любой деятельности.

Учитывая, что культура безопасности жизнедеятельности является интегративным образованием, то и ее формирование должно носить комплексный и долговременный характер. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно начинаться с первых дней пребывания студента в колледже и вестись на протяжении всего периода обучения [1]. Поэтому первым из направлений по совершенствованию формирования культуры безопасности жизнедеятельности должна быть интеграция дисциплин гуманитарного и общетехнического, профессионального профиля, построенная на общей аксиоматике приоритета человека и моделей его деятельности.

Что же касается роли и места самой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», то она должна аккумулировать знания, полученные из предыдущих дисциплин, и, опираясь на общую аксиоматику, давать методы и способы сохранения человека как личности, как биологического вида в среде обитания, учитывая специфику профессиональных условий производства. Такой подход позволит изыскать внутренние резервы оптимизации учебного процесса с целью сохранения не только уровня общетехнической и специальной подготовки специалистов, но и формирования у них нового современного мировоззрения и мироощущения [2].

Курс «Безопасность жизнедеятельности (5-6-семестр), изучаемый параллельно с профилирующей учебной дисциплиной «Технология машиностроения», аккумулирует знания, полученные из предыдущих дисциплин, и, опираясь на общую аксиоматику, дает методы и способы сохранения человека как личности, как биологического вида в среде обитания, учитывая специфику профессиональных условий производства. Принцип системного подхода позволяет использовать в процессе дипломирования весь багаж знаний, даваемый колледжем и находить правильные современные технические решения в дипломных работах студентов.

В перспективе планируется создание АОКС по всем разделам курса, а также электронного учебника по безопасности жизнедеятельности, что обеспечит дальнейшее повышение эффективности усвоения большого объема материала в условиях дефицита учебного времени.

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

Источник

Бжд что это в колледже

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

Министерство образования и науки Российской Федерации: www.minobrnauki.gov.ru

Федеральный портал «Российское образование»: www.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru

Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов: fcior.edu.ru

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

ЕСЛИ СЛУЧИЛСЯ ПОЖАР.
14 января 2020 года в целях исполнения Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 11.04.2012, решения Комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 11.12.2019 № 4/2019, в колледже прошли учебно-тренировочные занятия по отработке действий при эвакуации сотрудников, студентов и преподавателей колледжа из учебных кабинетов и лабораторий при возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций.

Педикулез (завшивленность) считается одной из самых распространенных паразитарных болезней среди людей и представляет собой паразитирование на теле человека вшей, питающихся его кровью. Показатели точно выяснить невозможно, так как большинство людей не обращаются за медицинской помощью и санитарной обработкой в специализированные учреждения, а самостоятельно справляются с паразитами в домашних условиях.

Вши – бескрылые насекомые размером от 1-1.5мм до 2-4.5 мм, тело их сплющено, лапки вооружены крючьями, помогающими крепко держаться за волосы или белье.

Постоянными паразитами человека являются вши, обитающие в волосах (головная вошь), нательном белье (платяная вошь) и в волосах лобковой области (лобковая вошь).

Укусы вшей вызывают сильный зуд и, что очень важно, они являются переносчиками возбудителей сыпного тифа и других инфекций (платяная вошь).

Самки вшей через 1-2 суток после достижения половой зрелости начинают откладывать яйца (гниды). Гниды белые, продолговатые, длиной до 1мм. Живые гниды блестят, прочно приклеены к волосу или белью в отличие от перхоти, которая легко снимается.

Лечение производится исключительно в стационаре. Больной человек клещевым энцефалитом не заразен и не представляет опасности для окружающих.

Клещи заражают человека во время присасывания или их раздавливания в местах, поврежденной кожи человека. Резервуаром вируса КВЭ являются иксодовые клещи и грызуны. Прокормителями клещей являются крупные и мелкие млекопитающие, птицы.

Как защититься от клещей? Необходимо соблюдать правила поведения на опасной в отношении клещей территории:

Туберкулез—это воздушно-капельная инфекция, которая вызывается микобактериями туберкулеза. Источник инфекции: человек больной
активным туберкулезом легких. Возбудитель туберкулеза попадает в организм человека при вдыхании «зараженного» воздуха вместе с
капельками слюны и мокроты, которые выбрасываются больным при разговоре, кашле, чихании.

Треть населения земного шара инфицирована микобактериями туберкулеза, но далеко не все им болеют.

У большинства людей защитные силы организма препятствуют развитию туберкулеза.

В ряде случаев, при массивном инфицировании микобактериями туберкулеза, быстро развивается болезнь.

В других случаях, под влиянием защитных сил инфекция приобретает «дремлющий» характер. Развитию туберкулеза в этом случае способствуют факторы, ослабляющие защитные силы организма: переутомление, продолжительное чрезмерное волнение, неполноценное питание, употребление наркотиков, алкоголя, а также хронические болезни, когда «дремлющие» микобактерии туберкулеза начинают размножаться и вызывают болезнь.

Чаще всего туберкулезом поражаются легкие, но инфекция может поразить и любой другой орган.

Туберкулез заразен и очень опасен!

Признаки туберкулеза:

Зимой из-за перепада ночных и дневных температур, обильных осадков на карнизах зданий могут образовываться сосульки, на крышах домов скапливаться снег. При потеплении сосульки, скопившаяся снежная масса под своим большим весом может сойти вниз, тем самым нанести тяжелые увечья неосторожному пешеходу.
Во избежание несчастных случаев необходимо соблюдать меры предосторожности:

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

В целях снижения количества ДТП с участием пешеходов с 1 июля 2015 года в Российской Федерации пешеходы обязаны иметь световозвращатели (фликеры) в следующем случае:

1. Первый выход на ледяной покров водоема разрешается только в присутствии взрослых, предварительно проверивших толщину и прочность льда и определивших места выхода на лед.

2. Переходить водоем по льду нужно по оборудованным переправам. Если таких переправ нет, то переходить можно только в сопровождении взрослых. Им, прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности. Прочность льда рекомендуется проверять пешней. Если после первого удара лед пробивается и на нем появляется вода, нужно немедленно остановиться и идти обратно по следам. Первые шаги на обратном пути надо делать, не отрывая подошвы ото льда.

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

Бжд что это в колледже. Смотреть фото Бжд что это в колледже. Смотреть картинку Бжд что это в колледже. Картинка про Бжд что это в колледже. Фото Бжд что это в колледже

При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна

Центральная площадка
Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр., 61

Площадка №2
Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., 46

Источник

Статья Теоретико-методический и практический аспекты преподавания общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях среднего профессионального образования

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Теоретико-методический и практический аспекты преподавания общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях среднего профессионального образования

Сердюк Андрей Анатольевич,

преподаватель профессиональных модулей

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж», г. Армавир, Краснодарский край

Современное общество характеризуется как индустриальное и постиндустриальное. Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, чрезвычайные ситуации, общие компетенции, профессиональные компетенции, знания, умения, принципы обучения, методы обучения, виды занятий, структура занятий.

Как показывают исследования в нём на основе наукотехники создана искусственно урбанизированная среда – техносфера, способствующая, на первый взгляд, повышению качества жизни, но которая, взаимодействуя с социумом и биосферой, трансформирует и разрушает их.

Современное общество ежедневно подвергается опасностям различного характера, которые угрожают жизни самого общества и каждого человека. Аварии на производстве, транспорте, в жилом секторе, непростая криминогенная обстановка, такие социальные опасности как алкоголизм, наркомания, курение, венерические заболевания – это далеко не полный перечень угроз, создающих критические ситуации, при которых без специальной подготовки человеку невозможно физиологически и психологически адаптироваться к условиям окружающей среды. Ещё Д. Менделеев более ста лет тому назад так сформулировал формулу жизни человечества: «Уцелеть и продолжать независимый рост». Она остаётся актуальной и сегодня.

Таким образом, обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной целью и внутренней потребностью человека, социальных групп и общества в целом. Для этого необходимо развивать мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления, информацию, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдалённые последствия опасных ситуаций, формировать навыки решения проблем, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности.

Именно поэтому, являясь одним из направлений учебно-воспитательной работы, формирование основ безопасности жизнедеятельности выступает неотъемлемой частью подготовки подрастающего поколения к выполнению всех подрастающих функций человека на протяжении жизни и осуществляется в процессе изучения общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Особое значение изучения данной дисциплины имеет для будущих педагогов, так как именно они призваны научить детей идентифицировать опасности и их источники, предупреждать их возникновение и, главное, грамотно действовать, если угроза опасности стала реальностью.

В своей жизненной и практической значимости преподавание учебной дисциплины требует от преподавателя высокого уровня научно-методической подготовки.

Поэтому, целью данной статьи является оказание методической помощи в преподавании учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» путём трансляции соответствующего опыта работы преподавателей безопасности БЖД ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж».

В соответствии с государственными образовательными стандартами по специальностям, предоставляемым в ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж» 34.02.01 Сестринское дело, 33.02.01 Фармация, 31.02.01 Лечебное дело, учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является частью профессионального учебного цикла и относится к общепрофессиональным дисциплинам.

В результате её освоения в соответствии с государственными образовательными стандартами по отдельным специальностям у студентов, будущих медиков, должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции, которые позволят им на достаточном уровне обеспечить собственную безопасность и проводить работу с обучающимися.

В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по специальностям преподаватель должен определить содержание учебного материала, усвоение которого лежит в основе формирования профессиональных компетенций, усвоения знаний и выработки умений.

Рабочая программа по дисциплине, которую составляет преподаватель, так определяет наименование разделов:

чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера и организация защиты от них;

основы военной службы и обороны России;

основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Подбирая программный материал для усвоения студентами, преподаватель должен руководствоваться такими принципами:

принцип информационной достоверности;

принцип оптимистичного характера информации, внедрение которого предполагает формирование у студентов уверенности в возможности предотвратить возникновение опасных ситуаций и выжить, если быть подготовленным к возможной встрече с нею;

принцип компетентностного и деятельностного подходов, которые обеспечивают практическую направленность в освоении дисциплины и которые заложены в государственных образовательных стандартах.

Основными формами обучения в медицинском колледже являются аудиторная (занятия, консультации) и внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Объём учебного материала, который выносится на самостоятельную работу колеблется 1/3 всего программного материала.

Основной же формой аудиторной учебной работы со студентами являются занятия различных видов (лекция, практическое занятия), имеющие определённую логико-педагогическую структуру. Умение структурировать деятельность педагога на занятии – это показатель его профессионального мастерства.

Рассмотрим логико-педагогическую структуру различных видов традиционных занятий:

1. Логико-педагогическая структура лекционного занятия

В ней преподаватель называет тему, формулирует цель и задания, даёт короткую характеристику проблемы, называет литературу к лекции, устанавливает связь с предыдущим материалом, предыдущим занятием.

Изложение материала лекции.

В этой части преподаватель разбирает факты, предоставляет необходимую информацию, анализирует опыт, предоставляет, где необходимо, исторические справки, определяет свою позицию, оценивает практику, которая сложилась, содержание научных поисков по вопросам лекции.

В заключительной части подводятся итоги, даётся необходимое обобщение, делаются научно-теоретические и практические выводы для направления дальнейшей самостоятельной работы студентов и создания научной основы для следующей лекции.

2. Логико-педагогическая структура практического занятия

Мотивация учебной деятельности студентов.

Актуализация опыта и опорных знаний.

Анализ задания, раскрытие способов выполнения сложных элементов.

Самостоятельная работа студентов по выполнению заданий практического занятия.

Контроль, индивидуальная работа (советы, помощь и прочее).

Короткий анализ самостоятельно выполненных работ.

Подведение итогов занятия.

Наиболее длительной частью занятия должна быть самостоятельная работа студентов по выполнению заданий практического занятия.

Занятие – учебная форма организационного обучения, поэтому с целью приближения обучения к жизни, реальной действительности, привлечение студентов к самостоятельной творческой деятельности, повышение интереса и удовлетворённости от процесса обучения проводятся занятия в нетрадиционных формах (интерактивной, дискуссионной, игровой).

Примером проведения занятий в нетрадиционных формах являются проблемные занятия, занятия-беседы (диалог с аудиторией), занятия – защита проектов, занятия – визуализация, занятия – деловая игра и другие.

Организация и методика проведения таких занятий достаточно широко раскрыта в методической литературе.

Обучение – это достаточно сложный и многогранный процесс, стороны которого преподаватель, студент, объект изучения находятся в определённом взаимодействии. Специфика такого взаимодействия состоит в том, что первые две стороны названной системы являются взаимно активными, а третья отдаёт свои тайны при условии их адаптации студентом в зависимости от его опыта, личной активности, уровня интеллектуального развития, а также в зависимости от педагогического мастерства преподавателя, проявляющегося в данном случае выборе метода обучения.

Вопросы выбора наиболее эффективных методов обучения, составляют важнейшую составляющую методики преподавания. Исследования Ю.К. Бабонского, М.И. Махмутова показали, что при выборе методов необходимо руководствоваться такими примерами, как соответствие поставленным целям и задачам курса; соответствие теме занятия; соответствие условиям и времени, отведённому для обучения; соответствие возможностям студентов (физическим, психологическим), уровню подготовленности, развитости.

Метод обучения – это система регулированных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и студентов, применяемая в процессе преподавания.

В преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» используются такие, хорошо известные, группы методов:

По источникам передачи и характеру восприятия учебного материала: словесные, наглядные, практические (Е.Л. Галант, И.Т. Огородников, С.И. Поровский).

По характеру деятельности преподавателя и студента – система методов обучения И.Я Лернера, М.Н. Скаткина (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый).

По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности преподавателя и студента – система методов М.И. Махмутова, которая включает систему методов проблемно-развивающего характера.

В связи с тем, что государственный образовательный стандарт определяет приоритет деятельностного и компетентностного подходов к процессу преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которые обеспечат овладение студентами способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникационную, жизненные компетенции, немаловажное значение имеет оснащение кабинета.

библиотечный фонд (законодательных актов, учебники, учебные пособия, научно-популярная литература);

информационно-коммуникативные средства (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, тренировочные и контрольные материалы);

экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи, презинтации);

технические средства обучения (ТСО) (видеоплейер, телевизор, мультимедийное оборудование);

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (бытовой дозиметр, компас, прибор химической разведки);

модели (макет простейшего укрытия в разрезе, макет убежища в разрезе, тренажёр для оказания первой помощи).

Итак, изучение студентами средних профессиональных учреждений образования общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следует рассматривать в свете подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях созданной человеком с целью повышения качества жизни урбанизированной среды – техносферы, которая взаимодействуя с социумом и биосферой, трансформирует и разрушает их.

Особое значение изучение данной дисциплины имеет для будущих медиков, так как именно они призваны спасать людей в различных возникших чрезвычайных ситуаций.

Качество сформированности у студентов соответствующих компетенций, уровень усвоения знаний и приобретение умений зависит от педагогического мастерства преподавателя, в основе которого лежит широкая эрудиция, глубокая научная и методическая подготовка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *