Большое сердце лавренев о чем
Лавренев Б. «Большое сердце»
Рассказ о тринадцатилетнем мальчике Николае Вихрове, который почти босиком пришел к русским солдатам и рассказал о том, сколько в совхозе немцев, какого полка и откуда он прибыл. Коля сильный, смелый, необыкновенный, зоркий, сознательный мальчик. Он точно указал месторасположение немецких дотов. Благодаря ему, его точным сведениям, деревня, где жил Коля, была освобождена от немцев. Немцы, ошеломленные мощью и меткостью огневого удара батареи, потеряв опорные точки, сопротивлялись слабо и отходили. Таких, как Коля Вихров, в годы Великой Отечественной войны было много.
Иванов А. «Как Андрейка на фронт бегал»
Осень 1941 года стала очень тяжелым периодом Великой Отечественной войны. Немецко-фашистские войска, напав на Советский Союз, захватили большие территории, и уже подходили к самой Москве. Андрейка, герой этой книжки, был ещё мал. Но и он решил, что не может быть в стороне от всенародной борьбы с фашистами. И тайком от родителей отправился из далёкого сибирского села на фронт.
Баруздин С. «Шел по улице солдат»
Воронкова Л. «Девочка из города»
В суровые годы Великой Отечественной войны люди сумели сохранить лучшие человеческие качества: доброту, великодушие и сострадание.
Рассказы Ю. Яковлева
Прочтите детям рассказы: «Как Сережа на войну ходил», «Иван-виллис», «Семеро солдатиков», «Кепка-невидимка», «Пусть
стоит старый солдат», «Подкидыш», и другие.
Верейская Е. «Три девочки»
В повести мы знакомимся с тремя подругами – Наташей, Катей и Люсей, а также со всеми жильцами большой и дружной коммунальной квартиры.
Но вот пришла война… Город Ленинград в блокаде. Это время страшно и тем, кто на фронте, и тем, кто в тылу переживает блокаду.
Девочки очень быстро взрослеют, даже легкомысленная Люся становится ответствен-ным человечком. Кое-кто из мужчин сражается на фронте, в то время как матери заботятся и о детях, и о стариках. Каждый из членов дружной коммунальной семьи в первую очередь заботится о других, старается помочь, чем сможет, поддержать и вселить надежду, сам при этом искренне веря в Победу.
Отвага, доблесть, ответственность и доброта – все эти качества присущи и девочкам, и взрослым.
________________________________________ Составитель: Ворначёва Е.Н.,
Где и в какое время происходит действие
Рвянин Даниил 19ипд1
Б. Лавренев «Разведчик Вихров»
Где и в какое время происходит действие
Действие проходит в годы войны 1941-1945 годов. Это рассказ о добровольце-разведчике Коле Вихрове, о его встрече с флотскими артиллеристами и их совместной борьбе против гитлеровских оккупантов.
Герои в системе образов, характеристики персонажей, приемы их создания
В рассказе два главных героя – Николай Вихров и Капитан.
Николай Вихров
Дети показаны непосредственными участниками взрослой жизни, они занимаются «взрослыми» делами, не положенными заниматься детьми
Борис Лавренёв показал нам в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика
Маленький герой, тринадцатилетний мальчик Коля Вихров, проявивший отвагу, смелость, мужество, спас односельчан и мать от фашистов, захвативших его деревню. Он почти босиком, «в парусиновых туфлях, протёртых на носках», пришёл к русским солдатам и принёс ценные сведения, которые собирал в течение двух недель, о том, сколько в совхозе «Новый путь» немцев, какого они полка, где у них расположены дзоты и другие укрепления. Краснофлотцы, опалённые порохом люди, удивлялись мужеству подростка: непогода, студёный суховей, степь, железная от мороза, а Коля шёл всю ночь в летних туфлях да ещё докладывал капитану как взрослый спокойно, изо всех сил держался бодро. «Курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика. Его круглый носик побагровел от студёного суховея. Обшелушенные, посиневшие губы неудержимо дрожали, но тёмные грустные глаза строго смотрели в лицо капитана.» В мальчике поражает аккуратное, бережливое отношение к одежде, не смотря на трудность обстановки. «Мальчик сбросил пальтишко, аккуратно свернул его подкладкой наружу и, привстав на цыпочки, повесил поверх капитанского полушубка.» Без пальто Коля выглядел головастым и худым, он долго и крепко недоедал. Но он не набрасывается на бутерброды и сахар, предложенные капитаном, а испытующим, осторожным взглядом выбирает кусочек поменьше и неторопливо кладёт рядом с чашкой. Здесь смелый, отважный Коля, не побоявшийся ночью перейти линию фронта, не смог сдержать слёз, потому что жалеет мать, о которой вспоминает. «Я не за себя разрюмился… Я стойкий. А вот маму вспомнил. Голодно у нас. Мама по ночам у немецкой кухни картофельные ошурки подбирает. Но раз часовой застал и по руке прикладом хватил, до сих пор рука не гнётся.» Выполняя своё дело, мальчик всё время заботливо беспокоится о матери, волнуется за её судьбу: «Немцы никому не позволяют уходить из совхоза. Нагрянут случайно для проверки – меня нет, они на матери выместят.»
Коля не мальчик, а клад для разведки. В его голосе звучит накал упорства, поэтому он стремится к выполнению поставленных перед собой задач. Отвечает обстоятельно, точно, подкрепляет сказанное фактами. «Капитан понял, что перед ним сидит не обыкновенный мальчик, от которого можно узнать только самые общие сведения, а очень зоркий, сознательный и точный разведчик.» К тому же разведчик Вихров прекрасно разбирался в картах. «Папа мой – геодезист. Я сам карты чертить могу.»
Капитан
Капитан заботиться о Вихрове, старается помочь ему чем-нибудь: «Капитан уложил его на койку и накрыл полушубком. Мальчик мгновенно заснул. Капитан постоял над ним в раздумье, вспоминая сына и жену, вернулся к столу и сел за составление исходных расчётов для огня. Он увлёкся и не замечал времени».
капитан сочувствует ему: и хочет позаботиться о нем «Капитан торопился к зелёной крыше, среди надломленных тополей. Ещё издали он увидел у калитки вышедшую женщину, закутанную в платок. За её руку держался мальчик. Увидев бегущего капитана, он рванулся ему навстречу. Капитан с ходу подхватил его, вскинул в воздух и стал целовать в щёки, в губы, в глаза».
Удивлённый капитан попытался отставить Колю в расположении, но тот волновался за маму и проверку немцев. На наблюдательном пункте Коля в дальномер нашёл свою скворечню, а когда стемнело, покинул батарею.
Около дома ему в пояс поклонилась мать Николая, а затем и прибежал сам маленький русский человек, тринадцатилетний герой с большим сердцем, сердцем своего народа.
Проблематика, авторские акценты в решении темы «детство и война»
Борис Лавренёв показал читателю в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика с большим сердцем, сердцем своего народа, ради которого он находит в себе силы, преодолевает страх, рискует жизнью, совершает подвиг, так как подвиг не может быть бессмысленным.
В рассказе показано как тяжело было детям и их родителям в военные годы. И что даже дети были готовы на многое, ради спасения своей родины и семьи.
Л. Пантелеев «На ялике»
Где и в какое время происходит действие
Рассказ Пантелеева Алексея Ивановича описывает события, происходившие во время Великой отечественной войны в Ленинграде.
Автор описывает, как он ждал ялика, чтобы добраться до Каменного острова по делам. Когда ялик, которого ждало уже довольно много народа, причалил, оказалось, что на веслах сидит мальчик лет одиннадцати.
Помогите срочно. Пожалуйста дам 50 баллов
Речь в рассказе идет о тринадцатилетнем подростке, которого автор охарактеризовал как героя с большим сердцем, сердцем своего народа. Этот мальчик был задержан у переднего края наших войск постом наблюдения и направлен в штаб участка с запиской, что задержанный две недели собирал сведения о расположении немецких частей, находящихся в районе совхоза. Он знал немецкий язык и слышал, как немцы разговаривали и многое узнал.
Капитан, к которому был направлен мальчик, убедился, что перед ним не просто мальчик, а зоркий, сознательный и точный разведчик, способный разбираться в карте местности. В бинокль, какой ему дал капитан, мальчик увидел скворечник, который и послужил мишенью для прицельного огня краснофлотцев и ошеломил немцев меткостью выстрелов, заставив их отступить.
Капитан дал мальчику боевое задание, которое тот выполнил, как подобает солдату. Что это было за задание, пусть отгадают наши читатели. А на вопрос капитана, страшно ли было на чердаке под градом снарядов, Николай Вихров ответил честно: было страшно, но «только стыдно стало».
Докладывая капитану по всей форме о выполненном задании, мальчик «захлебнулся от наплыва ощущений», свойственных русскому человеку с большим сердцем.
Капитан сложил записку и сунул ее за борт полушубка. Мальчик продолжал спокойно и выжидательно смотреть на него.
Мальчик откинул голову, выпрямился и попытался щелкнуть каблуками, но его лицо дрогнуло и перекосилось от боли, он испуганно глянул на свои ноги и понурился.
– Коля. Николай Вихров, товарищ капитан, – поправился он.
Капитан тоже посмотрел на его ноги, на порванные туфли и поежился от озноба.
Далее – пересказ с цитированием текста
Детей, отправившихся за ягодами, среди которых была и Манечка, фашисты расстреляли. Партизаны устроили праведный суд: какой должен быть приговор убийцам детей?
Поднял глаза Фюнфкиндер, посмотрел на небо, на землю. Обвел взглядом людей и промолвил какие-то страшные слова побелевшими губами. Потом перевел по-русски:
Вопросы для обсуждения:
1.Почему, увидев немца в разбитом самолете, партизаны не застрелили его? Зачем его привели в партизанский отряд? Почему дали ему имя Фюнфкиндер?
2. Почему расстрел немца день ото дня откладывался? Только ли из–за помощи партизанам в хозяйственных делах?
3. Какую роль в защите немца сыграл Ленька? О какой черте русского характера говорит эта защита? В чем его позиция расходилась с позицией Власыча по отношению к немцу? Чья позицию вам ближе и почему?
4. Какие «тайны» у ребят, живших с партизанами, завелись с немцем?
6. Каким образом Фюнфкиндер стал сторонником партизан и врагом фашистов? Верите ли вы в это?
О рассказе Бориса Лавренева «Большое сердце»
Борис Лавренев (1891-1959) известный советский прозаик, драматург, публицист.
Речь в рассказе идет о тринадцатилетнем подростке, которого автор охарактеризовал как героя с большим сердцем, сердцем своего народа. Этот мальчик был задержан у переднего края наших войск постом наблюдения и направлен в штаб участка с запиской, что задержанный две недели собирал сведения о расположении немецких частей, находящихся в районе совхоза. Он знал немецкий язык и слышал, как немцы разговаривали и многое узнал.
Капитан, к которому был направлен мальчик, убедился, что перед ним не просто мальчик, а зоркий, сознательный и точный разведчик, способный разбираться в карте местности. В бинокль, какой ему дал капитан, мальчик увидел скворечник, который и послужил мишенью для прицельного огня краснофлотцев и ошеломил немцев меткостью выстрелов, заставив их отступить.
Капитан дал мальчику боевое задание, которое тот выполнил, как подобает солдату. Что это было за задание, пусть отгадают наши читатели. А на вопрос капитана, страшно ли было на чердаке под градом снарядов, Николай Вихров ответил честно: было страшно, но «только стыдно стало».
Докладывая капитану по всей форме о выполненном задании, мальчик «захлебнулся от наплыва ощущений», свойственных русскому человеку с большим сердцем.
Борис ЛАВРЕНЕВ
БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ
(публикуется в сокращении)
…Он, казалось, не замечал и не обращал внимания на краснофлотцев, которые, любопытствуя, обступили его, необычного тринадцатилетнего гостя батареи – этого сурового мира взрослых, опаленных порохом людей. Обут он был не по погоде: в серые парусиновые туфли, протертые на носках, и все время переминался с ноги на ногу, пока капитан читал препроводительную записку, принесенную из штаба участка связным краснофлотце приведшим мальчика.
«. был задержан на рассвете у переднего края постом наблюдения. по его показаниям – в течение двух недель собирал сведения о немецких частях в районе совхоза «Новый путь». направляется к вам, как могущий дать ценные данные батарее. »
Капитан сложил записку и сунул ее за борт полушубка. Мальчик продолжал спокойно и выжидательно смотреть на него.
Мальчик откинул голову, выпрямился и попытался щелкнуть каблуками, но его лицо дрогнуло и перекосилось от боли, он испуганно глянул на свои ноги и понурился.
– Коля. Николай Вихров, товарищ капитан, – поправился он.
Капитан тоже посмотрел на его ноги, на порванные туфли и поежился от озноба.
– Мокроступы у тебя не по сезону, товарищ Вихров. Ноги застыли?
– Немножко, – застенчиво и печально сказал мальчик и еще больше потупился….
– Не грусти! У нас другая мода на обувь. Лейтенант Козуб!
Выскочив из-за кучки краснофлотцев, маленький веселый лейтенант козырнул капитану.
– Прикажите баталеру немедленно подыскать и доставить ко мне в каземат валенки самого малого размера.
Козуб рысью помчался исполнять приказание. Капитан тронул мальчика за плечо:
– Пойдем в мою хату. Обогреешься – поговорим.
В командирском каземате, треща и гудя, пылала печь…
– Раздевайся, – предложил капитан, – у меня жарко, как Артеке на пляже. Грейся!
Мальчик сбросил пальтишко, аккуратно свернул его подкладкой наружу и, привстав на цыпочки, повесил поверх капитанского полушубка. Капитану, наблюдавшему за ним, понравилась эта бережливость к одежде. Без пальто мальчик оказался головастым и худым. И капитан подумал, что он долго и крепко недоедал.
– Садись. Сперва закусим, потом дело. А то ты натощак, пожалуй, и рта не раскроешь. Чай любишь крепкий?
Капитан доверху налил толстую фаянсовую чашку темной ароматной жидкостью, неторопливо отрезал ломоть буханки, намазал на него масла в палец толщиной и увенчал это сооружение пластом копченой грудинки. Мальчик почти испуганно смотрел на этот гигантский бутерброд.
– Не пугайся, – сказал капитан, подвинув тарелку, – клади сахар… И он с плеском бросил в кружку увесистую глыбу сахара. Худенькое лицо мальчика неожиданно сморщилось, и на стол закапали огромные, неудержимые слезы. Капитан тяжело вздохнул, придвинулся и обнял гостя за костлявые плечи.
– Полно! – произнес он весело. – Брось! Что там было, то было, тут тебя никто не обидит. У меня, понимаешь, у самого такой же малец дома остался. Вся и разница, что Юркой зовут. А то все такое же – и веснушки, и нос пуговицей.
Мальчик быстрым и стыдливым жестом смахнул слезы.
– Я ничего, товарищ капитан. Я не за себя разрюмился. Я стойкий. А вот маму вспомнил.
– Вот что, – протянул капитан, – так мама жива?
– Жива, – глаза мальчика засветлели. – Только голодно у нас. Мама по ночам у немецкой кухни картофельные ошурки подбирает. Но раз часовой застал. По руке прикладом хватили. До сих пор рука не гнется.
Он стиснул губы, и из глаз его уплыла детская мягкость. Они блеснули остро и жестко. Капитан погладил его по голове
– Потерпи! Выручим маму и всех выручим. Ложись, вздремни.
Мальчик умоляюще посмотрел на него.
– Я не хочу. Потом. Сперва расскажу про них.
В его голосе прозвучал такой накал упорства, что капитан не стал настаивать. Он пересел к другому краю стола и вынул блокнот.
– Ладно, давай. Сколько, по-твоему, немцев в районе совхоза?
Мальчик мотнул головой и сказал быстро без запинки:
– Пехоты один батальон. Баварцы. Сто семьдесят шестой полк двадцать седьмой пехотной дивизии. Прибыл на фронт из Голландии.
– О! Откуда ты знаешь? – спросил капитан, удивленный обстоятельностью и точностью ответа.
– А как же. Я ж цифры на погонах смотрел. И слушал, как они разговаривали. Я по-немецки могу, я в школе хорошо учился. Рота мотоциклистов-автоматчиков. Взвод средних танков на свиноферме. По северному краю бахчи стрелковые окопного полного профиля. Танковое вооружение – калибр примерней пятьдесят миллиметров. Два дота у них там. Здорово укрепились, товарищ капитан. Десять дней грузовиками цемент таскали. Сто девять грузовиков ввалили. Я из окошка подглядывал!
– Можешь точно указать расположение дотов? – спросил капитан, подаваясь вперед. Он понял, что перед ним сидит не обыкновенный мальчик, от которого можно узнать только самые общие сведения, а очень зоркий, сознательный и точный разведчик.
– Конечно, могу. Первый – на бахче, за старым током, где курганчик. А другой.
– Стоп! – прервал капитан. – Это здорово, что ты все так рассмотрел и запомнил. Но, понимаешь, мы же в твоем совхозе не бывали и не жили. Где бахча, где ток, нам неизвестно. А береговые десятидюймовые пушки, дружок, – не игрушка. Начнем наугад гвоздить, много лишнего попортить можем без толку, пока в точку угодим. А там ведь и наши люди есть. И мама твоя. Ты нарисовать это сумел бы?
Мальчик вскинул голову. В его взгляде было недоумение. Так разве у вас, товарищ капитан, карты нет?
– Карта есть. да ты в ней разберешься ли?
– Вот еще, – сказал мальчик с негодованием. – Папа же мой – геодезист сам карты чертить могу. Не очень чисто, конечно. Папа теперь тоже в армии, у саперов командир, – добавил он с гордостью.
– Выходит, что ты не мальчик, а клад, – пошутил капитан, развертывая на столе штабную полукилометровку.
Мальчик встал коленками на стул и нагнулся над картой. Он долго смотрел, потом лицо его просияло, и он ткнул в карту пальцем.
– Да вот же! – сказал он, счастливо улыбаясь. Как на ладошке. Карта у вас какая хорошая! Подробная, как план. Все видно. Вот тут, за оврагом, и есть старый ток.
Он безошибочно разбирался в карте, и вскоре частокол красных крестиков, нанесенных рукой капитана, испятнал карту, засекая цели. Капитан удовлетворенно откинулся на спинку стула.
– Очень хорошо, Коленька! – Он одобрительно погладил руку мальчика. – Просто здорово!
И, почувствовав непосредственную сердечность ласки, мальчик, на мгновение вернувшись в детство, по-ребячьи нежно прижался щекой к капитанской ладони. Капитан грустно покачал головой и сложил карту.
– А теперь, товарищ Вихров, в порядке дисциплины – спать!
– Товарищ капитан, который час.
– Спи! Плюнь на время. Начнется тарарам – разбудим.
Но мальчик не успокоился. Его лицо потемнело. Он заговорил настойчиво и торопясь:
– Нет, нет! Мне же назад надо! Я маме обещал. Она будет думать, что меня убили. Как стемнеет, я пойду.
Капитан изумился. Он не допускал и мысли, что мальчик собирается снова проделать страшный путь по ночной степи, который случайно удался ему однажды. Капитану показалось, что его гость еще не совсем проснулся и говорит спросонья.
– Чепуха! – сказал он. – Кто это тебя пустит? Если даже не попадешься немцам, то можешь случайно угодить под наши снаряды. Только об этом я мечтал, чтобы тебя ухлопать в благодарность. Не дури! Спи! Мальчик насупился и покраснел.
– Я немцам не попадусь. Они по ночам не ходят. Мороза боятся, дрыхнут. А я каждую тропочку наизусть. Пожалуйста пустите!
Он просил упрямо и неотступно, почти испуганно, и капитану на мгновение пришла мысль: «А что, если вся эта история с появлением мальчугана и его рассказ – обдуманная комедия и обман?» Но, взглянув в ясные, печальные глаза, он устыдился своего подозрения.
– Вы же знаете, товарищ капитан, немцы никому не позволяют уходить из совхоза. Нагрянут случайно для проверки – меня нет, они на маме выместят.
В его голосе слышалась недетская тоска. Он явно волновался за судьбу матери.
– Не нервничай! Все понял, – сказал капитан, вынимая часы, – то, что думаешь о маме, – это очень хорошо. Сейчас шестнадцать тридцать. Мы пройдемся с тобой на наблюдательный
пункт и еще раз сверим все. А когда стемнеет, я обещаю, что
ребята тебя проводят как можно дальше. Ясно?
На наблюдательном пункте, вынесенном к пехотным позициям, капитан сел к дальномеру. Он увидел холмистую крымскую степь, покрытую серо-желтыми полосами снега, нанесенного ветрами в балочки. Рябиновый свет заката умирал над степью. На горизонте темнели узкой полоской сады далекого совхоза. Капитан долго разглядывал массивы этих садов и белые крапинки зданий между ними. Потом подозвал мальчика:
– А ну-ка, взгляни! Может, маму увидишь. Улыбнувшись шутке, мальчик нагнулся к окулярам. Капитан медленно ворочал штурвальчик горизонтальной наводки, показывая гостю панораму родных мест. Внезапно мальчик, ахнув, отшатнулся от окуляра и затеребил рукав капитана.
– Скворечня! Моя скворечня, товарищ капитан. Честное пионерское!
Удивленный капитан заглянул в окуляр. Над сеткой оголенных тополевых верхушек, над зеленой крышей в пятнах ржавчины темнел крошечный квадратик на высоком шесте. Капитан видел его очень отчетливо на темно-серой ткани туч. Он поднял олову и несколько минут просидел, сдвинув брови. Неясная мысль, возникшая в его мозгу при виде скворечни, становилась все устойчивее. Он взял мальчика под руку, отвел его в сторону и тихо заговорил с ним.
– Понял? – спросил он, окончив разговор, и мальчик, весь просияв, кивнул головой.
Небо потемнело. С моря потянуло колючим холодком зимнего ветра. Капитан повел мальчика по ходу сообщений на передний край. Там он рассказал вкратце все дело командиру роты и просил скрытно вывести мальчика на подходы к совхозу…
Ночью ему не спалось. Он пил много чаю и читал. Перед рассветом пошел на наблюдательный пункт. И как только в серой дымке наступающего дня различил темный квадратик на шесте, к нему пришло хорошее боевое спокойствие. Он подал команду. Ахнув над степью грузным ударом, прокатился пристрелочный залп башни. Его гром долго висел над пустой степью. Капитан, не отрываясь, смотрел в окуляры и увидел ясно, как качнулся на шесте темный квадратик. Дважды. и после паузы в третий раз.
– Перелет. вправо, – перевел капитан и скомандовал поправку. На этот раз скворечня осталась неподвижной, и капитан перешел на поражение обеими башнями. С привычной зоркостью артиллериста он видел, как в туче разрывов полетели кверху глыбы бетона и бревна. Он усмехнулся и после трех залпов перенес огонь на следующую цель. И снова скворечня вела с ним дружеский разговор на понятном только ему языке. В третью очередь огонь обрушился туда, где красный крестик на карте отметил склад горючего и боезапасов. На этот раз капитан накрыл цель с первого залпа…
Запищал зуммер. С рубежа просили прекратить огонь. Моряки вышли в атаку и уже рвались в немецкие окопы. Тогда капитан передал команду Козубу, вскочил в приготовленный мотоцикл и в открытую помчался по полю. Его гнало нетерпения. От совхоза доносились пулеметный треск и щелчки гранат. Немцы, ошеломленные мощью и меткостью огневого удара батареи, потеряв опорные точки, сопротивлялись слабо и отходили.
Капитан торопился к зеленой крыше среди надломленных тополей. Еще издали он увидел у калитки вышедшую женщину, закутанную в платок. За ее руку держался мальчик. Увидев бегущего капитана, он рванулся ему навстречу. Капитан с хода подхватил его, вскинул в воздух и стал целоваться в щеки, в губы, в глаза. Но мальчику, видимо, не хотелось в эту минуту быть маленьким. Он изо всех сил упирался руками в грудь капитана и рвался из его объятий. Капитан выпустил его.
Коля отступил и с нескрываемой гордостью, приложив руку к шапке, доложил:
– Товарищ капитан, разведчик батареи Николай Вихров боевое задание выполнил.
– Молодец, Николай Вихров, – сказал капитан, – благодарю за службу!
Подошедшая женщина с потухшими глазами и усталой улыбкой застенчиво протянула руку капитану.
– Здравствуйте! Он так вас ждал! Так ждал. Мы все ждали. Спасибо вам, родные!
Она поклонилась капитану глубоким русским поклоном. Переводил взгляд с матери на капитана и улыбался.
– Отлично справился. А небось страшновато было на чердаке, когда снаряды посыпались? – спросил капитан, привлекая его к себе.
– Ой! Как еще страшно, товарищ капитан, – ответил мальчик чистосердечно-наивно, – как первые снаряды ударили – все зашаталось, вот-вот провалится. Я чуть с чердака не махнул. Только стыдно стало. Дрожу, а сам себе говорю: «Сиди! Сиди! Не имеешь права!» Так и досидел, пока боезапас не рванул. Тогда сам не помню, как вниз скатился!
Он захлебнулся от наплыва ощущений, сконфузился и уткнулся лицом в полушубок капитана, маленький русский человек, тринадцатилетний герой с большим сердцем, сердцем своего народа.
Вопросы для обсуждения:
1. По какой причине был задержан у переднего края нашей батареи тринадцатилетний Николай Вихров?
2. О чем свидетельствовала сопроводительная записка, присланная из штаба военного участка?
3. Какое впечатление мальчик произвел на капитана и какой разговор состоялся между ними? Каким образом капитан понял, что перед ним не просто мальчик, а зоркий, сознательный и точный разведчик? Оправдал ли мальчик на деле эти качества?
4. Почему капитан поверил рассказу мальчика о количестве немцев в селе, расположении дотов и родах немецкой части?
5. Как удалось нашей военной части отбить у немцев село? Какую роль при этом сыграл скворечник, указанный юным разведчиком?
6. Какими чертами характера обладал этот мальчик, выполнивший боевое задание командира? Что это было за задание, по-вашему?
7. Почему рассказ называется «Большое сердце»? Какое отношение это название имеет к тринадцатилетнему герою рассказа? Знаете ли вы других русских людей с большим сердцем, сердцем своего народа? Расскажите.
Дополнительно рекомендуем:
1. А.А. Лиханов. Русские мальчики.
2. А.Н. Толстой. Русский характер.
Раздел 8.
ВМЕСТЕ С ПАРТИЗАНАМИ
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага.
Михаил Исаковский
Слово «партизан» (франц. Partisan – « участник народной войны с захватчиками») вошло в русский словарь давно. Определение этого слова в русской трактовке можно найти уже в «Толковым словаре русского языка» Владимира Даля», который создавался в начале XIX века. По Далю оно означает «военный начальник легкого, летучего отряда, вредящего внезапными покушениями с тылу, с боков».
Партизан часто называют «народными мстителями». В период Великой Отечественной войны они участвовали в вооруженной борьбе, ведущейся на территории оккупированной немцами.
Партизаны действовали в тылу врага и согласовывали свои действия с движением своей армии. Они разрушали мосты, пускали под откос немецкие поезда, нападали на гарнизоны в деревнях. Жили в лесах, болотах, местах малодоступных для врага.
Партизанские отряды – это самоорганизующаяся борьба местного населения, которое оказалось под властью врага. Люди уходили в леса иногда целыми семьями. Вместе со взрослыми там скрывались и действовали дети. Многие мальчишки и девчонки навещали партизан тайком от немцев, чтобы принести им еду или получить задания разведывательного характера.
За боевые заслуги тысячи из них были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза. Немало среди них было и погибших: немцы не щадили тех, кто был пойман. Из юных партизан особенно прославились Марат Казей, Володя Дубинин, Леня Голиков, Валя Котик, Зина Портнова.
О юных партизанах сложены песни, о них созданы повести и рассказы. Об одном рассказе мы уже говорили, освещая тему «Русские мальчики». Это рассказ Николая Богданова «Фюнфкиндер», раскрывшего читателю условия жизни партизанского отряда, скрытого в Брянских лесных болотах.