Большая коммуналка что делать
11 безотказных способов сэкономить на коммунальных услугах
Советы читателей Т—Ж
Долг россиян за ЖКУ достиг 800 миллиардов рублей. Но, кажется, это не предел.
Согласно статистике, средняя российская семья тратит на оплату коммунальных услуг 5038 рублей в месяц, что составляет около 11,4% всех расходов. Но даже такая сумма может оказаться непосильной.
Мы попросили читателей Т—Ж поделиться методами, которые помогают снизить расходы на ЖКУ, и собрали самые надежные: многотарифный электросчетчик, два режима слива унитаза, техника класса A+++ и многое другое.
Установили счетчик на горячую воду: счет сократился с 1400 до 600—800 рублей. Расходы на счетчик отбивали год. На холодную воду не ставили принципиально, так как тратим ее много, а значит, сэкономить не получится.
Хотелось бы поставить счетчик на отопление. У нас в Новосибирске отопительный сезон начинается в конце сентября и заканчивается в мае. Но фактически батарея включена с ноября по февраль, потому что дом кирпичный и достаточно теплый, а квартира расположена на солнечной стороне. За отопление платим по 1400 рублей в месяц круглогодично.
Общий счет за коммуналку выходит 5000—6000 рублей в месяц вместе с отчислениями на капитальный ремонт, но без антенны и интернета.
Утеплил окна: теперь почти не включаем батарею, так как хватает тепла от труб отопления, проложенных под полом. За батарею поставил фольгированный отражатель тепла. Я бы и солнечные панели на лоджию повесил, но нельзя изменять фасад здания.
Есть специальные насадки для кранов с разными резьбами и уровнями пропускания воды. Стоят копейки — до 100 рублей. С такой насадкой будет тонкая струя, даже если открыть кран на максимум.
Можно налить воду в пластиковую бутылку и положить в сливной бачок. Или поставить двухкнопочный сливной механизм.
Краны с вентилями заменил на краны с рычагом, чтобы не тратить время на настройку температуры воды. Кроме того, установил на них рассеивающие насадки и купил экономичную душевую лейку.
На ЖКУ уходит около 2000—3000 рублей, примерно 1,5% дохода семьи. Стараюсь тратить как можно меньше воды. Посуду сначала намыливаю, потом смываю. Для чистки зубов набираю воду в стакан. Умываюсь с выключенной водой: намочила руки и лицо, выключила, намылила, включила тонкой струей. Стираю раз в неделю, набирая достаточное количество одежды.
Плачу за коммуналку 2200 рублей, что составляет около 6% от семейного бюджета. У меня есть ветеранские льготы, поэтому трачу немного.
Экономлю благодаря трехтарифному счетчику электроэнергии, который поставил 7 лет назад. Все энергоемкие процессы переместил в ночь, когда тариф в пять раз ниже пикового. Кроме того, отказался от домашнего телефона от МГТС. Теперь телефон — это бесплатное приложение к интернету. Вот так.
Постепенно заменили все лампочки: ежемесячный счет за электричество сократился с 1500 рублей до 400—600. Но расходы отбивали больше года.
Часто используем ночники на батарейках, так как редко требуется много света. И уютно, и электричество не тратится.
Установил везде энергоэффективную бытовую технику класса А+++, своевременно меняю комплектующие на ПК. Например, мощные процессоры и видеокарты разных поколений потребляют электричество по-разному. Также заменил электрочайник на термопот.
Оплачиваю ЖКУ картой «Тепло» с кэшбэком. Хороший обзор всевозможных способов можно найти в первом результате в Google по запросу «Оплата ЖКУ без комиссии и с кэшбэком».
Можно вообще не смывать и не мыться. Раз в год менять унитаз.
Кран залепить эпоксидкой. Так струя будет еще меньше, стоит даже дешевле насадки.
Лампочки можно выкрутить и продать, днем и так светло, а ночью спать надо. Вставать с петухами, умываться росой. Светло, свежо, полезно.
Valeryi, спасибо, посмеялась от души!
А я думал, что первый совет будет не покупать кофе в стаканчиках
Дмитрий, согласен с вами. Тем более сейчас есть диодные ночники, которые энергии потребляют минимум, а светят достаточно ярко. Я даже посчитал, что если один такой будет у меня весь год непрерывно гореть, я заплачу за это 12 рублей
Дмитрий, меня позабавило про «принципиально не ставим счетчик на холодную воду», даже если кажется, что вы льете много воды, это надо очень постараться, чтобы вылить расчетный норматив. Вот здесь экономия полюбому, а не ночники на батарейках
Дмитрий, nimh аккумуляторы ikea или pkcell будут дешевле этих батареек. Зарядка 200р из икеи.
Menkovich, и какой в этом смысл? Если мне надо набрать ведро воды для мытья пола, я просто потрачу больше времени. А если я чищу зубы, так мне не в лом ограничить объём воды с помощью прикрытого крана. Тогда уж правильнее учиться рационально пользоваться ресурсами, а не обманывать самих себя.
Valeryi, я раньше тоже так думал. Недавно поставил на душ такую экономичную лейку. Когда моюсь, никакой разницы не чувствую, а расход по итогам месяца стал существенно меньше.
Первый пункт в статье про то, как не стоит экономить на электричестве — как раз про технику А++. https://journal.tinkoff.ru/electricity/
Да, если покупать с ноля, то выбор очевиден. Но менять каждый год. Боже, там такие копейки экономятся, что переплата за новинку в жизнь не отобьется.
Алексей, поддержу. Все эти А+++ скорее маркетинг, отбить цену техники на экономии не удастся и за всю жизнь. Поэтому специально ради этого менять не стоит
вся эта белиберда с А+++ как верно подметили маркетинговый булшит, экономия которая будет дай бог лет через 30-50 с момента покупки. в статьях ранее эту тему уже обмусолили и разобрали
Алексей, и я люблю ту статью.
Иван, телефон еще можно откл, никто на домашний номер уже сто лет не звонит
Заменить плохо работающую и старую технику. Холодильник через 40 лет после выпуска может очень много потреблять. Ещё можно лампочки заменить.
И не надо рассказывать, что вот, сколько долгов. Часто это либо долги самих жилищных компаний, спорных или бесхозных квартир, а также людей, которые не платят вообще и экономить точно не будут. Например, кто больше всех не платит за капремонт? Город и разные министерства.
Боже, у меня только одно отопление без горячей воды 3100 в месяц, вся коммуналка зимой 7,5 тыс, откуда вы берете такую смешную коммуналку?
Алексей, светодиодные лампы во всей квартире, счётчики, живут 2 человека. Просто, как я понимаю, в зависимости от города цены очень сильно отличаются. Мне не повезло в этом плане.
Алексей, светодиодные лампы никак не уменьшают счёт за отопление (самое дорогое в платежке).
Natalia, у нас вся коммуналка выходит 6500.
Со способов 9, 10 я бы проорался, если бы не ночь. Познания вопросов уровня akket
Сергей, эти подонки (цензурное же слово?) начисляют за отопление по нормативам в любом случае и тубо саботируют установку даже общедомовых счетчиков. Всех коммунальщиков ждет ад в котором за тепло на подогрев котла с них будут брать деньги.
Сергей, у нас общедомой счетчик на отопление и индивидуальные в квартирах. Никаких проблем нет, платим только за то, что потребили.
Дмитрий, Вам повезло. Хотя мой знакомый не может эти счетчики тепла узаконить с УО уже 2 ой год. Это в доме с газовой котельной на крыше. Ему начисляют, даже тогда, когда он дома не живет. Я описывал ситуацию без ИПУ в квартирах.
Valeryi, в районе кубометра горячей и полутора кубометров холодной в месяц. В деньгах это около 220 рублей.
Сергей, поддерживаю бойлер! У нас семья из 4 человек. 100 литров в одном с/у и 40 литров в другом, с него же подача на кухню, но посуду моет ПММ. Профит: вода всегда есть, она чистая, она горячая, экономия 800 ₽/мес, общий счёт за электричество в месяц 1300₽. Отдельная ж..па с отоплением: новостройка, стоят инд. счётчики. Начисляют по ним, выходит, в зависимости от погоды, 1700-2000. Но! УК берет свое, начисляя чуть ли не большую сумму за общедомовое отопление. В соседнем доме, где непроданные квартир больше, общедомовое ещё выше. Кто оплачивает обогрев этих квартир, сразу понятно
Опустить квартплату. Пять законных способов уменьшить платежи по ЖКХ
Фото © Агентство городских новостей «Москва» / Александр Авилов
Для собственников любой недвижимости самой большой статьёй расходов является плата за коммунальные услуги. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена Жилищным кодексом, а между тем ресурсоснабжающие организации и управляющие компании ежемесячно выставляют счета к оплате за ЖКУ, где иногда фигурируют услуги, от которых вполне можно отказаться. Сделать это можно в индивидуальном порядке, главное, соблюсти определённые условия.
Большая часть граждан уже давно не пользуются радиоточкой, стационарным телефоном, а кое-кто предпочёл коллективную телеантенну заменить на кабель, в котором сразу и интернет, и Smart TV. Для некоторых бременем является оплата за общий домофон, хотя если домофонное устройство не обустроено в квартире, то и платить за него не надо, так как услуга фактически не оказывается.
Горячая вода. В некоторых случаях можно отказаться от централизованного горячего водоснабжения. Граждане делают это, если вода из «горячего» крана течёт с температурой чуть теплее той, что из «холодного», а стоит в два-три раза дороже. Те, кто не готов несколько месяцев потратить на хождение по разным инстанциям и в суды, устанавливают дома бойлер. Перекрыть систему подачи горячей воды можно по заявлению в свою УК, сотрудники которой опечатают кран и составят об этом соответствующий акт, после чего прибор учёта будет ежемесячно подтверждать «расход горячего водоснабжения 0», это и будет отмечаться в соответствующей графе платёжки. Те, кто больше вообще не планирует пользоваться общедомовым горячим водоснабжением, могут «заварить стояк» горячей воды в своей квартире и демонтировать соответствующий прибор учёта. В этом случае составляется особый акт, один экземпляр направляется в ресурсоснабжающую компанию, второй — в единый расчётный центр (ЕРЦ). Делается это для того, чтобы не обслуживать водосчётчик и не платить за его поверку или замену. Само собой, при отказе от горячего водоснабжения строка оплаты за расход холодной воды в квитанции остаётся, а траты за горячую воду перейдут на газ или электричество.
Совесть в карантине. Зарплаты менеджеров Центробанка увеличены в два раза
Центральное отопление. Это актуально для тех, кто пользуется отоплением только в тот период, когда оно действительно необходимо. Отказаться от квартирного отопления будет сложно, но есть два способа это сделать. Во-первых, как и с горячей водой, теоретически можно перекрыть батареи и установить отдельный счётчик на каждую из них. Счётчики будут показывать 0, соответственно, тепло не потреблялось и платить за него не нужно. На практике основные проблемы возникают в связи с тем, что в домах до 2000 года постройки конструктивно установка таких квартирных счётчиков не предусмотрена и получение всех согласований и разрешений будет очень долго и дорого.
Во-вторых, можно обратиться в суд с заявлением, в котором указать, что не желаете пользоваться общедомовой услугой по отоплению, так как это ограничивает ваши права в пользовании своей собственностью, ведь вы установили газовый или электроотопитель. Однако стоит учесть, что даже если всё отопительное оборудование смонтировано правильно и получены все соответствующие разрешения, нет гарантии, что суд встанет на сторону жильца. Всё может и вовсе повернуться в обратную сторону: собственника обвинят в незаконной модификации квартиры и заставят вернуть батареи на место и включить их, если это, даже в теории, может угрожать нарушением отопления для других собственников в многоквартирном доме либо будет препятствием для отопления общедомовой собственности (подъезды, лестничные марши и т.д.)
Особый случай. Чьи вклады теперь застрахованы на 10 млн рублей
В некоторых домах в платёжки ЖКХ включают услуги по обслуживанию парковки, содержание консьержки и оплату за охрану придомовой территории. По закону все эти платежи не могут носить обязательный характер, а значит, если вы не подписывали отдельного договора за пользование этими услугами, то и платить вы не должны. Но есть один практический момент. Собственник жилого помещения в многоквартирном доме не вправе отказаться от оплаты услуг, например консьержа, если такое решение было принято на общем собрании собственников помещений в порядке, установленном жилищным законодательством (ст. 162 ЖК РФ). Более того, решение общего собрания собственников является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ). Оспорить решение общего собрания можно только через суд.
За что ещё можно не платить
Отдельно следует упомянуть об оплате за «обращение с твёрдыми коммунальными отходами» (ТКО). В общем случае платить «за вывоз мусора» придётся, но если вы по какой-либо причине не проживали в квартире больше пяти дней и можете это доказать, то, согласно пункту 148 (24) Правил от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг. «, вы можете обратиться в свою УК с требованием перерасчёта оплаты за получение услуги по обращению с ТКО. И это вполне логично, ведь мусор в период отсутствия вы не производили.
Ещё одна «дорогая» строка в платёжке — это плата за капитальный ремонт. Согласно закону (ст. 169 ЖК РФ) взносы за капитальный ремонт многоквартирных домов входят в перечень обязательных платежей. Не платят их только те, чей дом признан аварийным или подлежащим расселению, либо те, кому положены льготы (достигшие 70-летнего возраста оплачивают 50% суммы, а 80-летние освобождены от взносов полностью), либо граждане с ограниченными возможностями (инвалиды первой и второй группы) — они также получают скидку 50%.
А всем прочим гражданам, кто ещё не разобрался со своими платежами за коммуналку, стоит помнить, что это следует сделать до 1 января 2021-го, ведь именно до этой даты приостановлено взыскание штрафов и пеней в случае несвоевременной оплаты услуг ЖКХ (постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 424). В феврале 2021-го платить придётся больше.
Пришла большая квартплата? Что делать если сумма в квитанции за ЖКУ значительно увеличилась?
С проблемой увеличения квартплаты, то есть платы за жилищно-коммунальные услуги, сталкиваются все больше граждан. Причем, некоторые граждане не понимают, по какой причине квартплата в определенном месяце стала больше, чем обычно.
Содержание статьи:
В этой статье рассмотрим возможные причины увеличения платы за ЖКУ, а также что можно в том или ином случае сделать.
Прежде всего, проверяем исходные данные для начисления платы в счет-квитанции на оплату за жилищно-коммунальные услуги, то есть:
→ насколько верно указана общая площадь Вашего помещения;
→ количество постоянно и временно проживающих в квартире граждан;
→ показания индивидуальных приборов учета, если они у Вас установлены.
Эти данные могут в значительной степени повлиять на сумму начисленных услуг.
Для этого можно взять счет-квитанцию (платежку) за прошлый месяц и сравнить начисленную плату по каждой услуге:
Или можно посмотреть, по какой услуге начисленная плата наиболее значительная.
Причины увеличения платы за ЖКУ могут быть разными, и зависят от конкретной услуги. Например, в отопительный сезон плата за отопление, обычно, занимает значительную часть итоговой суммы:
Плата за текущее содержание (содержание жилья).
Начисление платы за содержание жилья (текущее содержание) производится исходя из общей площади Вашего помещения и установленного для этой услуги тарифа:
Плата за содержание жилья = Общая площадь помещения х Тариф.
Если площадь Вашего помещения осталась прежней, а изменился (увеличился) тариф, тогда это может быть сделано по следующим причинам:
→ тариф на содержание жилья (текущее содержание) изменился по решению общего собрания собственников помещений Вашего многоквартирного дома. В таком случае, Вы вправе ознакомиться с протоколом такого собрания и принятым решением. Как правило, с протоколом общего собрания можно ознакомится в обслуживающей Ваш дом организации – управляющей компании, ТСЖ или кооперативе.
→ тариф не утверждался на общем собрании собственников помещений МКД, а для расчета используется тариф, установленный органами местного самоуправления, например, администрацией Вашего населенного пункта. Если при расчете размера платы за содержание жилья используется именно тариф, установленный органами местного самоуправления, решение о его изменении и установленный размер должны быть указаны в соответствующих нормативно-правовых актах – распоряжении, постановлении или приказе, которые, как правило, размещаются на официальных сайтах администрации Вашего населенного пункта, и с которыми Вы можете ознакомиться.
Причиной изменения размера платы за содержание жилья (текущее содержание) может быть:
Капитальный ремонт
Плата за капитальный ремонт имеет такую же методику начисления, что и содержание жилья (текущее содержание), то есть зависит от общей площади Вашего помещения и тарифа:
Плата за капитальный ремонт = общая площадь помещения х тариф.
Тариф на капитальный ремонт также либо утверждается на общем собрании собственников помещений Вашего дома, либо, если решение на общем собрании не принято, для расчета используется тариф, установленный органами местного самоуправления.
Причиной изменения размера платы за капитальный ремонт может быть:
Коммунальные услуги
Чаще всего, значительное увеличение квартплаты происходит из-за коммунальных услуг, и здесь необходимо отметить, что помимо причин, которые будут рассмотрены далее, ежегодно происходит увеличение тарифов на коммунальные услуги .
Но если увеличение платы за коммунальные услуги не связано с увеличением тарифа, тогда необходимо искать причину в предъявленных объемах конкретной коммунальной услуги.
Стоит обратить внимание, что, Правительством РФ ежегодно утверждаются предельные проценты (индексы) роста платы за коммунальные услуги для каждого региона. То есть увеличение платы за коммунальные услуги не должно превышать установленного Правительством РФ процента, установленного для конкретного региона.
Так, на 2021 год предельный рост платы за коммунальные услуги согласно распоряжению Правительства РФ от 30.10.2020 года №2827-р в Красноярском крае установлен 4.6%, в Иркутской области – 3.7%, в Томской области – 5.3%, в Москве – 4.6%, в Новгородской области – 6.4%, в Алтайском крае – 3.8%.
Отопление
Плата за отопление может начисляться исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учета или по нормативам потребления, если на многоквартирном доме такой прибор учета не установлен.
Также необходимо учитывать способ оплаты за отопление – отопительный период или оплата в течение года (12 месяцев).
Как правило, при способе оплаты в течение года (12 месяцев) плата за отопление из месяца в месяц не увеличивается. Могут изменяться нормативы потребления в определенный период или измениться в новом году среднемесячное потребление (если начисление платы производится по среднемесячным показаниям общедомового прибора учета), но значительное увеличение платы при этом не происходит.
Когда оплата за отопление производится в отопительный период при наличии общедомового (коллективного) прибора учета, то сумма за отопление может существенно меняться, так как начисление производится по факту потребления тепловой энергии, и с начала отопительного периода начинает расти.
Обычно самое большое потребление приходится на зимние месяцы с декабря по февраль. С марта расход тепловой энергии, как правило, снижается, и, соответственно, снижается плата, при этом, когда отопительный период заканчивается, плата за отопление не начисляется.
Причиной изменения размера платы за отопление может быть:
Холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение.
Начисленная плата по этим услугам зависит от наличия или отсутствия индивидуального прибора учета конкретной услуги.
Если индивидуальный прибор учета установлен в Вашем помещении, тогда расчет размера платы должен производиться по показаниям такого прибора учета (если показания Вами передавались).
Если индивидуальный прибор учета отсутствует, плата начисляется исходя из установленных в Вашем населенном пункте нормативов потребления для каждой из этих услуг и зависит от количества проживающих в Вашей квартире.
Причем, если в Вашей квартире есть техническая возможность установить индивидуальный прибор учета на холодную и горячую воду, но они не установлены, расчет размера платы по нормативам осуществляется с применением повышающего коэффициента, равным 1.5.
При обнаружении значительного увеличения платы по одной из этих услуг, стоит обратить внимание на следующее:
→ при наличии ИПУ – произведено ли начисление платы с использование показаний ИПУ, которые Вы передали.
Если при расчете показания Вашего прибора учета не применялись, причина может быть в окончании срока поверки Вашего ИПУ, неполучения показаний ИПУ исполнителем по каким-либо причинам, неправильное указание показаний Ваших ИПУ, то есть ошибка в расчетах.
→ при отсутствии ИПУ – количество проживающих в Вашем помещении, которое использовалось при расчете размера платы.
Плата за водоотведение начисляется исходя из суммы объемов холодной и горячей воды.
Причиной изменения размера платы за холодное, горячее водоснабжение, электроснабжение, водоотведение может быть:
Газоснабжение
Начисление платы по газоснабжению зависит от наличия или отсутствия индивидуального прибора учета на газоснабжение.
При наличии индивидуального прибора учета расчет размера платы осуществляется исходя из его показаний, при отсутствии – согласно нормативам потребления, установленным на газоснабжение:
→ на отопление жилых помещений и общей площади Вашего помещения,
→ на приготовление пищи и количество проживающих в Вашем помещении,
→ на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и количество проживающих в Вашем помещении.
Причиной изменения размера платы за газоснабжение может быть:
Обращение с твердыми коммунальными отходами (Обращение с ТКО)
Размер платы за обращение с твердыми коммунальными отходами зависит от:
→ размера норматива потребления, установленного в Вашем населенном пункте для этой коммунальной услуги (или объема вывезенных контейнеров при раздельном сборе твердых коммунальных отходов),
→ количества проживающих в Вашей квартире или общей площади Вашей квартиры, если такой способ оплаты за обращение с ТКО установлен в Вашем регионе,
→ тарифа, установленного в Вашем населенном пункте на эту услугу.
Причиной изменения платы может стать увеличение:
Дополнительные услуги
Нередко в квартплату помимо начисления за жилищно-коммунальные услуги включаются дополнительные расходы, такие как услуги охраны, видеонаблюдения, обслуживание домофона, коллективной антенны, услуги консьержа, прочие расходы и так далее, которые также могут увеличить итоговую сумму к оплате.
Следует отметить, что включение любых дополнительных услуг возможно только с решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Если собственниками помещений решение о включении таких расходов и сумм не принято, предъявление их к оплате – неправомерно.
Проверьте исходные данные для начисления платы – общую площадь Вашей квартиры и количество проживающих.
Определите услугу, из-за которой плата за ЖКУ существенно увеличилась.
Попробуйте самостоятельно определить причину увеличения платы по конкретной услуге в соответствии с порядком начисления по ней платы.
Если причину увеличения платы по конкретной услуге установить самостоятельно не удается, обратитесь за устной консультацией по телефону к исполнителю услуги, в платежке на оплату ЖКУ, как правило указываются данные исполнителя, это может быть управляющая компания, ТСЖ, кооператив или ресурсоснабжающая организация, если речь идет о коммунальной услуге.
Если устная консультация специалиста расчетного отдела исполнителя не дала Вам ответ на Ваш вопрос, тогда можно направить письменное обращение.
Например, плата за отопление за ноябрь увеличилась вдвое в сравнении с той, что была Вам начислена за октябрь. Определить самостоятельно насколько правильно произведен расчет, а также насколько правильно предъявлены объемы тепловой энергии на отопление, самостоятельно сложно. В этом случае, если есть сомнения, можно сразу направить письменное обращение исполнителю, в котором Вы просите проверить порядок расчета размера платы за отопление, а также просите ознакомиться с показаниями общедомовых приборов учета.
Если причину увеличения платы Вы определили самостоятельно, но есть вопрос, почему это произошло, Вы также можете сначала получить устную консультацию по порядку расчета размера платы у исполнителя, или можете направить в его адрес письменное обращение.
Например, Вы обнаружили, что показания Вашего индивидуального прибора учета по горячему водоснабжению не были учтены при расчете за определенный месяц, а к оплате предъявлен объем горячей воды, существенно отличающийся от Вашего фактического потребления. Обратившись к исполнителю, Вы можете уточнить по какой причине это произошло (допустим, у Вашего индивидуального прибора учета вышел срок поверки), и каким образом исправить ситуацию или, возможно, получить перерасчет.
Имейте в виду, что при возникновении вопросов, связанных с начислением платы, лучше всего получить официальный ответ от исполнителя той или иной услуги, и желательно, чтобы этот ответ был в письменном виде.
Если же и ответ исполнителя на Ваше письменное обращение не принес результат, тогда Вы можете направить письменное обращение в надзорные органы, например, жилищную инспекцию по Вашему городу или району для проведения проверки правильности начисления платы за определенный расчетный период.