Бог атум бог чего в древнем египте
Бог атум бог чего в древнем египте
тум (Jtm) — бог первотворения в древнеегипетской мифологии. Он символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся) из первичного хаоса — океана Нуна (иногда его называют отцом Атума).
Имя Атума в иероглифах
Атум возник из первичного хаоса в образе змея или ихневмона, но обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта), иногда изображался в виде старика.
Он является персонификацией первоначального хаоса, из которого вышло все сущее. Он «самовозникающий»; перед тем, как небо отделилось от земли, он был «единым хозяином». В «Текстах Пирамид» он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, по-видимому, появляется из-под земли, если о нем подумать. Атуму посвящен большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное.
В «Книге Мертвых» (гл. 175) Атум говорит Осирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею.
Подобно остальным демиургам, он воплощает в себе как женское, так и мужское начало. Рука Атума — богиня Иусат. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух — Шу и влагу — Тефнут, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут. От последних рождаются Осирис, Исида, Сет и Нефтида.
В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха. Атум отождествлялся как с ним, так и с Хепри (Хепри же в ряде «Текстов пирамид» называется создателем Осириса), Аписом (Атум-Апис). Он сближался с Осирисом («живой Апис-Асирис — владыка неба Атума с двумя рогами на голове»). В мифе об истреблении людей Атум (или Нун) возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневанный Атум грозит разрушить всё им созданное и превратить мир в водную стихию. Древние египтяне наблюдали воздействие солнца на ил, оставляемый Нилом после разлива. Возможно, эти впечатления породили образ Атума.
Атум — один из богов-создателей (наряду с ним богами-создателями считались: в Фивах Амон, в Элефантине Хнум, в Мемфисе Птах и в Гермополе Тот). Центром поклонения Атума считался Гелиополь.
Бог атум бог чего в древнем египте
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
В энциклопедиях и справочниках по мифологии о древнеегипетском боге по имени Атум можно найти примерно такой текст.
Первые два рисунка слева. Вот таким его чаще всего и изображают. Конечно, царскими регалиями, символами власти это уже потом люди его наделили. А когда извергал сбе семя в рот, видимо, был еще голым. На третьем рисунке мы видим его в ладье, плывущей по ночному небу с бараньей маской. На четвертом – изображен его плачущий глаз, которым от творил людей.
Уже с самого начала творения богов, видно, что мы вступили в царство № 2. Две царственные короны, по одной на каждую из земель. Египет в древности так и назывался Мецраим «Два Египта». Первоначальные боги рождались парами. В Египте много чего было по два. Две земли, два неба, две Истины, два мира ЭТОТ и ТОТ, две Смерти (на том свете человек еще раз мог умереть), И слеза, смотрите, как вытекает, арабской двойкой. Цифры, как говорит наука, появятся еще спустя тысячелетия, а на египетских фресках мы их уже видим.
Как все-таки удалось извергнуть семя себе в рот – вот что больше всего занимает сейчас людей. Предлагается вот такой способ. Акробатический.
Не исключено. Только одна рука точно нарисована неправильно. Она должна работать. Иначе как добудешь семя? Только рукоблудием. Египтяне были отлично осведомлены в этих вопросах. В этом можно убедиться, рассматривая картуш одного фараона по имени– Атум-хаду (http://lib.rus.ec/b/205628/read). Вверху собственно имя, а внизу рука и оргазмирующий член.
Вот по этой причине у египтян было священное понятие РУКА АТУМА. Но что странно, ее символом был цветок нильской акации, иначе называемый «мимоза стыдливая» (лат. Mimosa pudica) из семейства бобовых. Она и в самом деле стыдливая, ее чувствительные листья в ночное время свертываются при малейшем к ним прикосновении. Точно как стыдливая баба, когда приходит пора ночной любви. Непонятно только причем здесь желтый цвет. Может быть, перепутали, не мимоза, а моза ( موزة ) по-арабски банан. Если дело в цвете, то он тоже желтый, но при этом им часто пользуются для передачи значения «себе в рот» именно в эротическом контексте.
Но это больше женский символ. Но чего не бывает, если речь идет о великих.
Может быть лучше поймем Атума, если рассмотрим его источник, первозданную водную стихию Нун.
Что за имя такое Нун? Да это название арабской буквы, четырнадцатой по порядку с числовым значением 50. Пишется так.
Но арабская буква имеет свою мотивацию в арабском алфавите. Она происходит от другой арабской буквы, которая имеет числовое значение 5, и изображается арабской цифрой 5, т.е. кружочком, вот так.
Получается, что буква нун происходит от пятой буквы, пузырька, путем прорыва его оболочки.
Зная, что арабский 28-и буквенный алфавит, представляет собой матрицу 28-и дневного женского цикла, понимаем, что пятая буква изображает фолликул, который появляется в пятый день цикла, и зрея и увеличиваясь в размерах, на 14-й день лопается.
Фолликул это пузырек, вместилище женской яйцеклетки, в которой, если произошло зачатие, появляется желтое тело. Отсюда желтизна мимозы и банана.
Чтобы не казался данный факт случайным совпадением, можно было бы назвать другие буквы арабского алфавита, соотносимые с женским циклом. Но ограничимся одни, но зато простым и красноречивым примером. Цикл начинается с буквы алиф, изображаемой арабской единицей, которая соответствует номеру красного цвета, являясь тем самым командой, которая посылает кровь с функцией обновления эпителия матки. Такой кровью, между прочим, детям лечат бородавки. Должно быть понятно, почему. Никакой мистики (подробней см. в моей книге «Разгадка Ноева Ковчега»).
Важно, что что первозданная загадочная водная стихия изображалась иногда и в виде бога
Оказывается Нун – это женский производительный орган: яичники, фаллопиевы трубы и матка. Или просто арабская буква нун. Она же и «небесная корова».
Теперь не надо удивляться ни желтому цвету, ни оторвавшемуся фолликулу. Ни стоящим в очереди зародышам желтого цвета. Их же каждый месяц выпускается до 15 штук и только один, доминантный, созреет (если созреет) и лопнет на 14 день. И водный хаос проясняется. Развивающийся эмбрион в воде же плавает. Интересно разобраться с ладьей Атума. То, что она плывет на запад это понятно, именно туда движется заходящее солце. Но если этот образ оставить в контексте букв, ставшем уже привычным, то обращает на себя внимание похожесть ладьи на букву Ш. Что любопытно, несмотря на самые разные системы письма во многих из них она изображается однообразно.
Слева направо: египетск ий шин, финикийский шин, шумерская буква ш, еврейский Шин, китайский иерглиф шань, арабская буква шин.
Арабская буква шин имеет числовое значение триста, потому она и пишется как тройка, но в алфавите стоит на 21 месте. Что происходит в этот день в женском цикле. Это последний день третьей недели, когда уже начавшийся развиваться эмбрион (если зачатие произошло), инсталлируется в функциональную прослойку матки. ЗАГРУЖАЕТСЯ. Если удасться зацепиться, женщина будет грузная, как ладья (ср. англ. load ), леди. Название арабской буквы и остальных не проясняется в арабском. Значит надо применить русский язык. В русской транскипции названия этой буквы в середине слова стоит так называемая – И восьмеричная. На восьмом месте в арабском алфавите стоит Х восьмеричная. Ну и поставим ее в середину названия буквы. Получится ШХН. Что означает это слово? Оно означает «загрузка», от этого корня у нас ШХУНА.
Это очень важный день для женщины. Фактически в этот день определяется ее счастье. Поэтому во многих культурах 21 число – счастливое. Особенно важна эта загрузка для китайцев. Чтобы все в этот день у женщины прошло благополучно, на священной горе Тай Шань, ежедневно грузчики совершают ритуал, поднимая по многочисленным ступенькам на вершину грузы, хотя гора давно уже оборудована механическими подъемниками и фуникулерами.
Разберемся и с глазами Атума. Созвучное с его именем дамъа ( دمعة ) по-арабски «слеза». У Атума слеза особенная, в виде двойки, номера Египта. Но это не только плачущий глаз из слез которого появляются люди, адамиййин. Это еще и мнемонический символ египетской математики, согласно которой египтяне умножали последовательным умножением на два. Так же и делили. Глаз Атума состоял из частей единицы в виде дробей, с последовательным увеличением знаменателя на два.
Миф об Атуме
В каждой мифологии есть тот, кто все начал, вот и Атум, герой данного поста — бог первотворения в древнеегипетской мифологии.
Атум, создал сам себя, он возник вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся) из первичного хаоса — океана Нуна.
Может показаться, что выглядело это примерно так:
Естественно, даже окруженному змеями и мангустами, заняться Атуму было нечем, поэтому он придумал богиню Иусат. Которая по случайному стечению обстоятельств оказалась рукой Атума (следовательно, в этот момент Атум все же был похож на мангуста, ведь у змей, как мы знаем нет рук).
Сам себя оплодотворив Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух — Шу и влагу — Тефнут, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут. От них уже появились знакомые нам по школьной программе и американским блокбастерам Озирис, Изида, Сет и Нефтида.
Атума же стали именовать не иначе как Атум-Ра, потом Ра-Атум, а потом просто Ра, почти позабыв про него.
Вот так это выглядит на примере американского блокбастера «Боги Египта»:
Неужели Озирис, плавал в своей ладье над Землей, таская за собой на цепи своего немощного прадедушку?
Возможно, но сомнительно.
Вот так это выглядит на примере американского блокбастера «Боги Египта»:
Какая из версий правильная? Доподлинно не известно, но есть еще два мифа, в одном из которых Атум возглавляет совет богов, на запланированной встрече по поводу истребления людей. А в другом мифе Атум грозит обратить весь мир в водную стихию (очевидно тогда истреблять оставшихся в живых людей будет несколько проще).
Что же на самом деле стало с Атумом, и кем он является (Солнцем, Апопом или кем-то еще)?
В любом случае, до сих пор бытует мнение (согласно «Текстам Пирамид»), что Атум может появиться в образе скарабея, который, появляется из-под земли, если о нём подумать. Возможно, если вы отправитесь этим летом в Египет, то сможете сами все узнать, так сказать из первых рук лап.
К сожалению, сколько автор данного поста не думал о скарабеях и Атуме в Сибири, его в течение года посетил только одинокий таракан. Поэтому данная информация (о появлении Атума в виде скарабея) не может быть подтверждена серьезными пруфами, хотя бы из-за географического фактора.
Спасибо за внимание!
При прочтении поста кроме пьяного соседа не чего не появилось.
Барельеф на входе в гробницу Рамзеса 5 и 6 (ты ли это, Джа-Джа Бинкс?)
Проблемы Древнего Египта
Бастет — древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки.
Маат — древнеегипетская богиня истины, справедливости, закона и миропорядка.
Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта
Если спросить какой самый известный бог Древнего Египта, то многие назовут Анубиса. Это одно из самых распространенных в медиапространстве божеств земли фараонов. Но только странен тот факт, что его нередко изображают злобным, насылающим проклятья, восстающим чуть ли не из ада, чтобы уничтожить человечество.
Так уж повелось, что байка про проклятье фараонов породила своего рода стереотип, который коснулся и Анубиса. Так, в частности, открытие гробницы Тутанхамона было окружено мифами о «Проклятии фараонов», в частности из-за надписи перед статуей лежащего на ларце Анубиса. «Я – тот, кто стоит на страже. Я – тот, кто зовом пустыни обращает в бегство осквернителей гробниц». Но заслуживает ли собакоподобный бог такой славы?
До того, как Египет стал мощным государством с династиями царей, на протяжении многих столетий шло его формирование во многих отраслях. Религия, такая сложная и малопонятная современному человеку, заняла основополагающую роль в древнеегипетском обществе. Но посмотрим на это взглядом атеиста. На непонятные вопросы для древнего человека находятся придуманные «божественные» ответы, по мне, именно так работает религия. Но я не собираюсь уличать древнего египтянина в том, что он использует религию в определенных целях. Как раз для того времени, когда научный прогресс, по нашим меркам, был еще недосягаем, религия была даже не нормой, а идеальным инструментом для развития государства и его поддержания.
Древнеегипетская религия — сложная система верований и ритуалов, которая зародилась в додинастическом периоде и существовала до принятия христианства. Доисторические племена долины Нила во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил.
Ранней формой религии для них являлись фетишизм и тотемизм. В возникающих поселениях-городах имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, и значительно чаще в виде животного — тотема. Сначала египтяне почитали животных за их мощь и силу, вызывавшие ужас и благоговение у человека. В дальнейшем же возникло представление о том, что определённые животные являются вместилищем божественного начала.
Еще до того, как были придуманы саркофаги, египтяне желали предохранить тело покойного от расчленения и съедения дикими собаками, которые в целом доставляли много хлопот захоронениям. Необходимо было божество, которое должно было защищать мертвых от своих же собратьев. Нужен был страж некрополя, который мог бы общаться на одном языке с дикими хулиганистыми собаками.
Поэтому в архаические времена появился «первый из жителей запада», задобренный культом и поклонением, Инпу (Анубис — греческий вариант его имени, кстати, древние греки отождествляли бога-шакала с Гермесом). Анубис из «другой стороны жизни» помогал умершему на том свете и следил за порядком в некрополе. Так с тех пор и повелось, одомашненный шакал или собака— спутник человека по жизни, друг и помощник. Еще известны другие собачьи божества: Инпут, Упуаут, Дуамутеф и Исдес.
Упуаут, в древнеегипетской мифологии более воинственное божество— Открыватель путей, бог войны, проводник умерших в Дуате, помогал фараону на охоте, расчищал путь для армии и в древности был защитником одного из первых городов. Штандарт с Упуаутом известен с древнейших времен. По одним источникам Упуат был сыном Анубиса, а по некоторым – сыном бога Сета. В ходе объединения Египта и трансформации религиозных представлений эти божества стали тесно связаны по функциям, как один из примеров синкретизма.
Кстати, в честь Упуата, Открывающего Пути, назвали робота, который исследовал Шахты в Великой пирамиде в конце 20 века. Вопреки современным представлениям, собаки, волки и шакалы чтились не меньше и в чём-то даже больше, чем кошки. По сохранившимся источникам собачьи покровители были рядом с человеком намного раньше. И Анубис – не единственное собачье божество древних египтян. Инпут — богиня Дуата, изображалась в виде женщины с головой собаки. Считалась женской ипостасью Анубиса, по некоторым источникам — его супругой.
Различить Анубиса и Упуаута на изображениях бывает не так легко. Анубис изображается как собакоголовый мужчина с жезлом Уас или Весами Истины, или как чёрный пёс или шакал, лежащий на ларце-алтаре, святилище или символе первобытного холма. Один из эпитетов Анубиса – «Тот, кто на холме». Упуаут чаще изображается просто в виде пса. Но иногда встречаются изображения Упуаута в виде человека с собачьей головой, поэтому обязательно нужно смотреть на текст рядом с фигурой.
В период Раннего и Древнего царств уже оформились многие важные верования, связанные с Анубисом, которые будут играть большую роль в дальнейших этапах развития египетской культуры, несмотря даже на то, что его стал теснить сам Осирис. Изображения и иероглифы бога начиная с первых династий встречаются на керамике, печатях и оттисках, входят в титулатуру. А в Палермском камне упоминается в контексте праздника “Рождение Анубиса”. С Древнего царства его культ стремительно расширяется.
И вот мы видим, что собакоголовый бог Инпу является главным божеством погребальных ритуалов и мумификации, «стражем весов» на суде Осириса в царстве мёртвых, знатоком целебных трав. Первоначально он был единственным судьёй мёртвых в Дуате, но эта высокая должность с конца Древнего царства узурпировалась Осирисом, и далее Анубис больше связан с мумификацией умерших, погребальными обрядами. Об этом говорит его титул «Хенти-Иментиу», «Первый из Западных». Он становится проводником душ умерших в Дуате, помогая им попасть на Суд Осириса. Именно Анубис подводил усопшего к весам и взвешивал его сердце на весах Истины.
Анубиса следует рассматривать как самостоятельное божество, однако он упоминается и как сын бога Сета и, в более поздних версиях, с расцветом известного Осирического Мифа – как сын Осириса от внебрачной связи с Нефтидой, воспитанный Исидой. Согласно более поздней версии мифов, Анубис помогал Исиде в поисках тела Осириса, разрубленного на части Сетом, и бальзамировал тело. Согласно некоторым из мифов у Анубиса была дочь от Инпут — Кебехут, богиня бальзамирования, свежести и прохладной воды. Она изображалась в виде змеи или женщины с головой змеи. Кебехут помогала своему отцу в процессе мумификации, приносила священную воду, омывала внутренности и тело умершего. Вполне возможно, что она защищала тело от разложения, поэтому оно оставалось свежим до момента оживления Ка умершего.
Центром культа Анубиса был островной Кинополь, город собак, точное расположение которого на сегодняшний день неизвестно. Кинополь известен более по письменным источникам, нежели благодаря археологическим раскопкам. Город был разрушен, по-видимому, во времена нубийского вторжения. Предположительно, Кинополь находился у восточного берега Нила около современного селения Эль-Кес, где найдено древнее кладбище собак.
Однажды было высказано предположение, что изначально у Большого Сфинкса в Гизе была голова не человека, а Анубиса. Эта гипотеза строилась, исходя из неправильных пропорций статуи. Но будь это так, известняковая голова не выдержала бы колоссальной нагрузки. Длинная морда Анубиса не могла быть сооружена технически.
Собака была первым дружественным человеку хищником, и во многих других религиях именно собачьи божества — проводники душ и помощники. Итак, мы видим, что хотя Анубис связан с потусторонним миром, в мировоззрении древних египтян это не вызывало ужас. В их представлениях Анубис был весьма дружественным божеством
Мало того, он проводник души по тем местам, в которых человеку страшно, он помогает решить участь души в загробном мире, что зависит, конечно, от чистоты сердца умершего. А если оно чисто, то Анубис — это верный друг, твой поводырь после смерти.
Разве может такой доброжелательный и справедливый бог насылать проклятия и желать уничтожить человечество?
Потомки Анубиса, наши дни)
Святилище Осириса в Абидосе
В Абидосе, священном и культом месте Древнего Египта, находятся руины огромного комплекса, посвященного богу Осирису. Его история начинается с додинастических времен и было важным местом поклонения вплоть до греко-римского периода. Цари первых династий почитали за честь быть захороненными в пустыне Абидоса у отрогов скал, вблизи священного места, связанного с именем Осириса, чья жизнь и деяния были вознесены до небес в древнеегипетских текстах, дошедших до нас в несокрушимом временем камне.
Центром территории был храмовый комплекс Осириса, построенный из глиняных кирпичей. Он был окружен двойной стеной, вокруг расположены залы и хозяйственные помещения. Храм восстанавливали и расширяли, сооружали новые алтари и молельни в различные времена известные египетские правители: Сенусерт I, Антеф, Себекхотеп, Хинджер, Тутмос III, Рамсес II, Нектанебо II. Cамая известная и единственная статуэтка Хуфу, строителя Великой пирамиды, была найдена именно здесь. В ходе многолетних раскопок были обнаружены сотни стел, которые дали значительную информацию о культе Осириса. Из храма ежегодно в торжественной процессии на священной ладье выносили образ Осириса и несли его к божественной гробнице, где во время ночных ритуалов бог должен был обрести возрождение. Большая часть комплекса в настоящее время покоится под современным городом и хозяйственными угодьями.
Руины храмового комплекса посвященному богу возрождения и царю загробного мира Осирису, вызывают неоднозначные чувства, когда ты понимаешь, что данное место было священным и культовым для Египтян, но не в силах представить, как всё это выглядело и функционировало в древности.
Статуэтка древнеегипетской богини-кошки Бастет
Сейчас в Художественном музее Уолтерса, Балтимор.
Действительно ли в древнеегипетских гробницах были расставлены ловушки?
Майк А. спрашивает: «Недавно я играл в игру Tomb Raider, и моё внимание привлекли ловушки, расставленные в древних руинах. Мы видим их в комиксах, фильмах, таких как “Индиана Джонс”, и играх. Это чистая фантазия, или в гробницах действительно были расставлены ловушки и прочие замысловатые механизмы древнего мира?»
Всемогущих фараонов Древнего Египта часто хоронили рядом с несметными сокровищами, в защите которых, как вы можете себе представить, древнеегипетские правители были крайне заинтересованы. Итак, действительно ли они принимали существенные меры для того, чтобы предотвратить кражу их богатств после смерти? Ну, и да, и нет. Однако в случае с замысловатыми ловшуками или головоломками, как изображают в фильмах и играх, ответ однозначный: нет.
Во-первых, важно понимать, что, как правило, именно подданые фараона, а в некоторых случаях и его непосредственные преемники, были теми, кто крал его сокровища после того, как он умирал. Видите ли, власть фараона была более или менее абсолютной, и он мог делать практически всё что угодно. Как результат, многие фараоны грабили гробницы своих предков, а бывало, что даже повторно использовали украденные предметы для собственного захоронения. Есть даже истории о фараонах, которые бесцеременно выбрасывали мумию своего предшественника из саркофага, чтобы использовать его повторно.
Всё это чаще всего происходило в трудные времена, когда египетская знать не считала разграбление места последнего упокоения члена семьи или предка чем-то плохим, поскольку, по их мнению, там хранились вещи, которые по праву принадлежали им.
Привилегия быть теми, кто устанавливает правила, позволяла знати практиковать набеги на гробницы в древнеегипетском мире. Тем не менее, набегов лиц, не имевших прямого отношения к умершему, было не так много, и они карались довольно суровыми наказаниями, которые варьировались от публичного бичевания до жестокой смерти, в зависимости от того, насколько важным был осквернённый склеп и насколько большой была ценность украденных предметов.
Другие формы казни включали обезглавливание (это также означало, что вор не сможет попасть в загробный мир) или сажание на кол (по мнению египтян, данный метод приводил к тому, что душа умершего навсегда оставалась прикованной к тому месту, где произошла казнь). Очевидно, это считалось плохой вещью, и фараоны надеялись, что такие суровые наказания будут отпугивать воров.
Проблема всех этих наказаний заключалась в том, что выбраться из неприятностей, связанных с разграблением гробниц, было совсем не сложно. Например, рассмотрим историю расхитителя гробниц Аменпануфера, который жил в 11 веке до нашей эры. В ней описан способ, при помощи которого он совершал набеги на гробницы, а также то, как ему удалось выйти сухим из воды, когда его поймали:
«Мы отправились грабить гробницы, как обычно. И мы наткнулись на пирамиду, где находилась гробница фараона Собекемсафа. Она отличалась от тех пирамид и гробниц, которые мы привыкли грабить. Мы взяли наши медные инструменты и пробрались внутрь пирамиды этого фараона. Мы попали в подземные камеры и, взяв в руки зажжённые свечи, спустились вниз.
Мы обнаружили золото, лежавшее в задней части места погребения. Мы также нашли место захоронения царицы Нубхаас, его супруги, рядом с ним. Оно было защищено и покрыто штукатуркой и камнем.
Мы открыли их саркофаги и гробы и обнаружили благородную мумию фараона, вооружённую мечом. На его шее было много амулетов и золотых украшений, а на голове – головной убор из золота. Благородная мумия царя была полностью покрыта золотом, а его гроб был украшен золотом и серебром снаружи и внутри и инкрустирован драгоценными камнями. Мы собрали золото, которое обнаружили на мумии фараона и его жены, включая амулеты и драгоценности, которые были на его шее. Затем мы подожгли их гробы.
Через несколько дней в Фивах узнали о том, что мы занимается разграблением гробниц на западе. Они арестовали меня и посадили в тюрьму. Я взял двадцать золотых монет, свою долю, и отдал их писарю Фив Кхэмопе. Он отпустил меня, и я вернулся к своим коллегам. Они компенсировали мне мою утраченную долю. Именно поэтому разграбление гробниц вошло у меня в привычку».
Набеги на гробницы были настолько распространённым явлением в древние времена, что в них принимали участие представители практически всех слоёв общества, в том числе те самые люди, которым поручили строительство гробниц, а также те, кто отвечал за захоронение мёртвых.
К сожалению, в то время как Голливуд пытается заставить вас поверить в то, что в древних гробницах фараонов было полно смертельных ловушек, правда гораздо более «ванильная». Во-первых, идея замысловатых ловушек в древних гробницах считается не более чем мифом. Процитируем Эмили Титер, эксперта по египетским и нубийским древностям, работающего в Чикагском университете: «Мне очень жаль сообщать, но в древнеегипетских гробницах нет ничего коварного. Голливуд превратил стандартные архитектурные характеристики, например, опускные решётки, шахты и песок, заполняющий камеры, в предметы ужаса».
Это не значит, что вы не найдёте сообщений о ловушках из других, казалось бы, авторитетных источников, в которых говорится, что египетские гробницы была заполнены всем, начиная от острых лезвий и заканчивая смертельно опасными змеями – настоящие эксперты считают всё это причудливыми утверждениями, не имеющими под собой никаких оснований.
Как правило, контрмеры, которые предпринимались для сдерживания воров, представляли собой обычные препятствия, например, огромные гранитные плиты или случайные обломки, преграждавшие путь. Также египтяне иногда использовали камеры-пустышки. Между тем, реальные камеры, содержавшие драгоценные вещи, были замурованы где-то в структуре и так далее.
Помимо этих довольно причудливых мер безопасности, другие сдерживающие факторы, как правило, были более метафизичными по своей природе и в основном ограничивались проклятиями, которые обрекали душу воров на вечную агонию и прочее.
Например, рассмотрим следующее проклятие, наложенное на гробницу фараона Аменхотепа одним из его первосвященников. В нём говорится, что вор «лишится своих земных статусов и почестей, будет сожжён в печи, брошен в море, не будет иметь преемников, не получит собственной гробницы или погребальных подношений, и его тело будет разлагаться, поскольку он будет голодать без пропитания, и его кости превратятся в прах. »
Учитывая широкое распространение набегов на гробницы, которое наблюдалось тогда, и тот факт, что человек, наложивший проклятие иногда сам принимал участие в разграблении, можно с уверенностью сказать, что подобного рода проклятия не воспринимались многими всерьёз.
Фараон Аменхотеп был настолько разозлён по поводу того, насколько часто на гробницы его предков совершались набеги, что приказал построить место, известное как «Сет-Маат» – буквально «Место Истины» – деревню новобранцев, которым поручили строить и охранять гробницы знати. Идея Сет-Маат, также известной как Дейр эль-Медина, была проста:
«Рабочие деревни будут создавать гробницы и защищать их, и поскольку они будут зависеть от государства в плане зарплаты и жилья, они будут лояльны и сдержанны относительно местоположения гробниц и количества сокровищ, которые можно найти внтури».
Тем не менее, частые задержки доставки продовольствия, а также небольшой размер заработной платы, не способствовали укреплению доверия и лояльности среди горожан, что, естественно, привело к широкому распространению краж, поскольку они прекрасно знали конструкцию гробниц и сокровища, которые в них хранились.
Несмотря на изолированный характер деревни, рабочие могли сбыть украденные товары в соседнем городе, как правило, тем, кто занимался переплавкой золота и созданием новых предметов, которые нельзя было связать с расхищенными гробницами.
Теперь, с учётом всей вышеизложенной информации, можно сказать, что гематитовый порошок, который при вдыхании в большом количестве мог потенциально привести к смерти, использовался в качестве ловушки. Так, в одной из гробниц, обнаруженных в 2001 году в оазисе Бахария, на полу было найдена полоска из гематитового порошка длиной несколько сантиметров.
Также иногда говорят, что ртуть использовалась как преднамеренное средство устрашения во многих древних гробницах, которые были обнаружены в Китае, например, на месте захоронения императора Цинь Шихуаня. Тем не менее, это понятие повсеместно отвергается экспертами.
По большей части, однако, гробницы древних императоров, царей и фараонов были защищены (если вообще были защищены) простыми физическими барьерами, абстрактными угрозами, такими как проклятия, и постоянно присутствовавшим риском быть жутко изуродованными и убитыми, если преступника когда-нибудь поймают и он не сможет откупиться. Неудивительно, что разграбление гробниц было широко распространённым и лёгким для определённых групп населения, которые имели доступ к гробницам или правильным инструментам.