Блок распутья о чем

Блок. Распутья. Краткое содержание

«Распутья» – краткое содержание

Если совсем кратко, то действительно – распутья.

И очевидно, чтобы подчеркнуть данный факт, Блок стихотворение от 8 ноября 1902 (написанное на следующий день после объяснения с Л.Д.), являющееся естественным финалом «Стихов о Прекрасной Даме»: ему было явление, он долго мучился, но обрёл! – Блок перенес в книгу следующую: никакой это не финал, это всего лищь очередной шаг на распутьях.
Юный теург, как прежде пытается совершить свой подвиг, но из конспекта отчетливо видно, как после каждого его шажка на пути к Ней, его засыпают соблазнами (соблазном уныния в том числе!).
Но если до 7 ноября 1902, главным действующим лицом в них была Русская Венера, гадалка, то теперь – это Тропа миров. Тропа лиловых миров, призрачных миров, миров обманных. В которых даже Лучезарная в конце концов в своём тереме, оказывается просто охочей до заморских гостей «боярышней».
И он, смиряясь перекладывает свою ношу, на других, на сподвижников, на «аргонавтов»…
Тем более, что взамен, свою прелесть являет перед ним антитеза русского символизма – Незнакомка.
«…Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых «двойниками»)… Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности… Все это бросает господин их в горнило своего художественного творчества и, наконец, при помощи заклинаний, добывает искомое – себе самому на диво и на потеху; искомое – красавица кукла.
Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим «анатомическим театром», или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами… Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством. Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю «Незнакомкой».»
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма». Март-апрель 1910.

Источник

Помогите сделать доклад по А.А. Блоку цикл «Распутья»

Цикл “Распутья” включает в себя стихи 1902—1904 годов и является
последним циклом первого тома лирики.
Его основные темы — непонятость поэта миром, враждебность мира.
Если первый цикл — это выход лирического героя в путь, второй —
поиск Прекрасной Дамы, то третий — это продолжение пути,
но движется герой уже не к, а от идеала.
Мистический мир постепенно снижается до реального, причем
реальность наделяется мистическими чертами.
Поэт оказывается противопоставлен дьявольскому миру людей:

Никто не слыхал ничего.
Все визжали неистово, как звери.

В лирику Александра Блока проникают и социальные мотивы.
Символом враждебного мира становится фабрика.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
В стихах возникает тема двойника, балагана, театра, обманутого Пьеро
(“В час, когда пьянеют нарциссы. ”). Меняется и сам словарь.
Там, где раньше была встреча, теперь — сон, весна сменяется смертью,
свет — белой холодностью. На смену образу Прекрасной Дамы постепенно
приходит образ карлика, черного человека, гасящего фонари, паяца.
В стихотворения врывается стихия: ветер, метель. Изменился цвет.
Преобладает красный — символ смеха, страха, цвет земных ужасов.
В белом гробу спит “Она”, голубая мгла отступила далеко-далеко.
И именно это подготавливает рождение второго тома лирики А. Блока,
во вступлении к которому поэт скажет:

Ты в поля отошла без возврата.
Да святится Имя Твое!

Источник

Блок распутья о чем

Единое национальное тестирование

История Казахстана

Онлайн тесты и шпаргалки по истории Казахстана

Всемирная история

Онлайн тесты и шпаргалки по Всемирной истории.

Математика

Онлайн тесты и шпаргалки по математике.

Химия

Онлайн тесты и шпаргалки по химии.

Физика

Онлайн тесты и шпаргалки по физике.

Биология

Онлайн тесты и шпаргалки по биологии.

География

Онлайн тесты и шпаргалки по географии.

Русский язык

Онлайн тесты и шпаргалки по русскому языку.

Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Новости сайта

Обучение по государственному образовательному заказу (магистратура)

Блок распутья о чем. Смотреть фото Блок распутья о чем. Смотреть картинку Блок распутья о чем. Картинка про Блок распутья о чем. Фото Блок распутья о чемКомплексное тестирование проводилось с 3 по 7 декабря текущего года. 10 декабря текущего года текущего года начинается прием заявлений для участия в конкурсе по присуждению государственных образовательных грантов на подготовку магистров.

Для участия в конкурсе на присуждение государственного образовательного гранта на подготовку магистров поступающий до 18:00 часов (по местному времени) 14 декабря подает заявление через виртуальную приемную комиссию любой организации высшего и послевузовского образования (далее – ОВПО). Поступающие в магистратуру в заявлении указывают одну группу образовательных программ и до 3-х (трех) ОВПО.

На обучение по государственному образовательному заказу на конкурсной основе зачисляются лица, набравшие наивысшие баллы по КТ и (или) вступительному экзамену и (или) творческих экзаменов: 1) для научно-педагогической магистратуры с казахским или русским языком обучения, в том числе по группам образовательных программ, требующих творческой подготовки, по группам образовательных программ, требующих знания арабского языка – не менее 75 баллов; 2) для профильной магистратуры с английским или с казахским или русским языком обучения – не менее 50 баллов.

Источник

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

«Распутья» – цикл, завершающий первый том, которому характерна драматическая напряженность. Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с «повседневностью», внимание к людскому герою, социальная проблематика. «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе. Стихи о Прекрасной Даме» – центральный цикл первого тома. Это и есть то «мгновение слишком яркого света», о котором Блок писал А. Белому. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. Герой видит ее «каждый день издалека». С другой стороны, передним небесный, мистический образ «Девы», «Зари» и т.д. То же можно сказать и о герое цикла.

Блок распутья о чем. Смотреть фото Блок распутья о чем. Смотреть картинку Блок распутья о чем. Картинка про Блок распутья о чем. Фото Блок распутья о чем

«Лирическая уединенность», «одиночество» Блока, в атмосфере которых создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступают перед явлениями реальности. В «Распутьях» (1902-1904), появляются новые темы, новые образы, непривычные для романтического ореола поэта, выбор пути.

Тема пути становится у Блока сквозная, «путь как отражение подземного роста души».

Также сквозной темой является и разочарование.

Блок пытается уловить внутреннюю сущность современности.

В новых его стихах явно чувствуется тревога, растерянность, ибо поэт и сам не знает, как сочетать ту мечту о слиянии с возлюбленной, какая казалась дотоле мистической и недостижимой, с повседневной жизнью, как сочетать «земное» чувство с «небесным»; эта противоречивость и определяет их характер.

В этом стихотворении просматривается сюжет любви, соединение с поэзией, влюбленность живет в герое. История земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философский миф.

Блок распутья о чем. Смотреть фото Блок распутья о чем. Смотреть картинку Блок распутья о чем. Картинка про Блок распутья о чем. Фото Блок распутья о чем

Иллюстрация к стихотворению А. Блока «Фабрика» (http://infernaljaqueline.blogspot.ru/2012/12/blog-post_1056.html)

На первый взгляд, оно описывает ничем не примечательные будни обычных работяг, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь тяжким трудом. Однако не стоит забывать, что Россия начал 20 века походила на бурлящий котел, и очень многие слои общества, включая и некоторых аристократов, мечтали о переменах. Революционные идеи уже носились в воздухе и, естественно, пленили молодого поэта, который очень скоро стал одним из сторонников свержения существующего строя.

Стихотворение «Фабрика» стало олицетворением того бедственного положения, в котором веками находилось самое низшее сословие царской России – рабочие и крестьяне. Само произведение построено на контрасте цветов, где черный отождествляет беспросветный мрак и ужас жизни для трудящихся фабрики, а желтый символизирует тепло, сытость и достаток, в котором пребывают владельцы предприятия. Черное – это грязь, страх и безысходность, желтое – звон золотых монет, который дозволено слышать лишь избранным.

Идея этого произведения проста и доступна, она заключается в том, чтобы показать, что рядом соседствует два совершенно разных мира, которые практически никогда не пересекаются. Хотя населяющие их люди прекрасно осведомлены о существовании друг друга. Однако в первом случае рабочие не смеют восставать против существующего порядка и вынуждены безропотно подчиняться своим хозяевам. Они вынуждены «согнуть измученные спины», чтобы хоть что-то заработать себе на пропитание, но вряд ли еще осознают, что получают лишь ничтожные крохи с барского стола. В то же время правящая элита очень хорошо представляет, как именно должен оплачиваться труд рабочих, и радуется тому, что пока еще есть возможность обманывать «этих нищих», попутно набивая собственные карманы деньгами.

В стихотворении «Фабрика» читаются боль, отчаяние и невозможность что-либо исправить.

Облик города встречается во многих поздних стихотворениях Блока. Это другой город, где есть внутренняя красота. Э том цикле много разбросов, автор не желает все увязывать в одно целое. Блоку это нужно, чтобы предать свое смятение.

«Из газет» — грустная и по-блоковски недосказанная повесть о женщине, сломленной жизнью и легшей на рельсы.

Социальное зло раньше модернистов не интересовала. Блок же находит новые интонации повседневности, открывает мистику повседневности.

Немного позднее в стихотворении «Холодный день», обращенном к жене, поэт очень точно скажет об этом пути своей лирики: от возвышенной мечты о нездешних мирах — к жизни, к ее скорбям и заботам.

В жизнь вторгается что-то новое, для этого «нового» нужны новые слова, ритмы, и поэт искал их на своих «распутьях».

Жизнь представала со своими противоречиями, невзгодами, в угрюмых и грозных чертах, совсем не похожих на иллюзии его «великолепных миров», не выдержавших испытания жизнью.

Источник

Блок распутья о чем

А между тем в стихах Блока все явственнее начинала зву чать тревога, неуверенность, какое-то еще очень неясное стрем ление вырваться, разорвать путы светлой мечты, прекрасной, но уводящей от действительности.

В жизни России надвигались грозные события.

Грозя Артуром и Цусимой,

Грозя Девятым января.

Блок, как все великие поэты, обладал пророческим даром; его поэзия была той самой вещей птицей Гамаюн, о которой он писал. Его душа, «как стрелка сейсмографа», по его выраже нию, чувствовала самые отдаленные толчки в жизни страны. «. Что везде неблагополучно, что катастрофа близка, что ужас при дверях,— это я знал очень давно, знал еще перед первой революцией. » — писал он в 1919 году.

Как ни далеки «Стихи о Прекрасной Даме» от обществен ных интересов, жизнь России, жизнь Мира, надвигающиеся громадные события отразились и в этих любовно-мистических стихах, в их напряженной, тревожной, весенней мелодии ожидания. И поистине символично, что осенью 1902 года, когда уже подходит к концу период «Стихов о Прекрасной Даме», Блок написал:

Блаженный, забытый в пустыне,

Ищу небывалых распятий.

Молюсь небывалой богине —

Владыке исчезнувших ратей.

Ищу тишины и безлюдий,

Питаюсь одною травой.

Истерзанный, с язвой кровавой,

Когда-нибудь выйду к вам, люди!

И вот он вышел к людям, увидел их — погруженных в будничные заботы, усталых, печальных, измученных.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в желтых окнах засмеются.

Что этих нищих провели.

В лирике Блока возникают ноты щемящей жалости к уни­ женным и оскорбленным — того святого чувства, которое сде лало русскую литературу самой человечной, самой совестливой литературой в мире.

Еще прекрасно серое небо,

Еще безнадежна серая даль,

Еще несчастных, просящих хлеба,

Никому не жаль, никому не жаль!

Знаменитую «Фабрику» Блок заключает в цикл «Распутья». В тот же цикл входит стихотворение с неожиданным для Блока репортерским названием: «Из газет» — грустная и по- блоковски недосказанная повесть о женщине, сломленной жизнью и легшей на рельсы.

Немного позднее в стихотворении «Холодный день», обра щенном к жене, поэт очень точно скажет об этом пути своей лирики: от возвышенной мечты о нездешних мирах — к жизни, к ее скорбям и заботам.

Мы встретились с тобою в храме

И жили в радостном саду,

Но вот зловонными дворами

Пошли к проклятью и труду.

Мы миновали все ворота

И в каждом видели окне,

Как тяжело лежит работа

На каждой согнутой спине.

Но Блок увидел не только страдания народа. Он увидел и его простую, красивую и веселую силу, с тоской и надеждой потянулся к ней:

Барка жизни встала

Громкий крик рабочих

Всходит кто-то сильный

Руль дощатый сдвинул,

Только нас с собою,

Трагический день 9 января 1905 года — Кровавое воскресенье— Блок пережил со смятением, ужасом и гневом. Ненависть к тупой, бездарной и жестокой власти, «восторг мятежа» росли в душе поэта. Революцию 1905 года он принял восторженно. «. С этой зимы,— пишет Бекетова,— равнодушие Александра Александровича к окружающей жизни сменилось живым интересом ко всему происходящему. Он следил за хо­ дом революции, за настроением рабочих. » Целыми днями он бродил по городу, жадно всматривался в окружающее. Совре менники вспоминали, что он нес красное знамя в одной из рабо чих демонстраций.

Вскоре произошло знакомство Блока с Горьким. Они при надлежали к совершенно различным литературным группи ровкам (символизм — реализм) и, казалось, были чуждыми друг другу. Но Блок сразу же выделил Горького из современных литераторов. «Сегодня из всего многолюдного собрания мне понравился только Максим Горький, простой, кроткий, честный и грустный. » — написал он Белому 3 января 1906 года. А в статье «О реалистах» (1907 г.) он сказал о творчестве Горь кого с большим уважением и доверием.

«Нечаянная радость» — так назвал Блок свой второй сборник, вышедший в конце 1906 года. В статье «Краски и слова» (1905 г.) Блок пишет: «. Живая и населенная многими породами существ природа — мстит пренебрегающим ее далями и ее красками — не символическими и не мистическими, а изу­ мительными в своей простоте. Кому еще неизвестны иные суще ства, населяющие леса, поля и болотца. тот должен учиться смотреть».

Эта живая, клубящаяся, радостная, веселая жизнь глядит во все глаза со страниц нового сборника. И в «Стихах о Пре­красной Даме» есть природа. Но она возвышенно чиста, от влеченна, бесплотна. А здесь — все очарование, вся неулови мая прелесть родной болотистой, бедной, мокрой, весенней земли: речные излучины, красные вечерние зори, зеленый свет ночных светляков.

И еще вошел в стихи Блока город, Петербург, вошел навсегда — тревожный, таинственный, любимый и ненавидимый, прекрасный и страшный, поэтичный и низменный. Демократи ческие, совершенно некрасовские, будничные интонации вдруг начинают звучать у гордого символиста Блока.

Открыл окно. Какая хмурая

Забитая лошадка бурая

Жилось легко, жилось и молодо —

Вон — мальчик, посинев от холода,

Дрожит среди двора.

Да и меня без всяких поводов

Никто моих не слушал доводов,

В блоковских петербургских стихах звучит мелодия шарманки — простенькая, сентиментальная, мещанская, вдруг заканчивающаяся пронзительной нотой, плачущей о человече ской беде.

крыши Дальних кабаков.

Вот, я с ней лишь связан.

Вот — закрыта дверь.

Уж не просит кушать.

Ветер свищет в щель.

Как мне любо слушать

Но Блок не был бы Блоком, если бы его Петербург был только таким — недобрым, холодным городом чердаков и дво ровых колодцев. Блоковский город, при всей его конкретности, таинствен и прекрасен. «Там, в магическом вихре и свете, страшные и прекрасные видения жизни. » — писал он в преди словии к сборнику «Нечаянная радость». Блок умеет го родской быт, прозу, обыденность приподнять до высот одухотворенной поэзии, увидеть в блеске обычных уличных витрин сверкание солнца.

Город в красные пределы

Мертвый лик свой обратил,

Кровью солнца окатил.

Стены фабрик, стекла окон,

Все закатом залито.

И на башне колокольной

В гулкий пляс и медный зык

Кажет колокол раздольный

Блок вышел в жизнь. Он простился с Прекрасной Дамой, со своей мечтой, простился благоговейно и скорбно.

Ты в поля отошла без возврата.

Да святится Имя Твое!

Снова красные копья заката

Протянули ко мне острие.

Лишь к твоей золотой свирели

В черный день устами прильну.

Если все мольбы отзвенели,

Угнетенный, в поле усну.

Мечта была светла и прекрасна, но она была мечтой, иллюзией; жизнь в клочья растерзала ее безмятежную лазурь. И Блок, художник беспощадной, горестной искренности, дол жен был сказать об этом, как бы горько ему это ни было. И он сказал: он создал лирическую драму «Балаганчик» (1906 г.).

В стилистике «Балаганчика» несколько слоев. Иногда это злая пародия. Таково начало пьесы, где действуют «мистики обоего пола — в сюртуках и модных платьях», которые много значительно и таинственно вещают:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *