Благими намерениями что означает
Благими намерениями что означает
Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»? Верно ли оно?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Выражение это сейчас является поговоркой. Наиболее близким источником ее является вышедшая в 1791 году двухтомная мемуарно-биографическая книга Джеймса Босвелла (Boswell; 1740–1795) «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («Life of Samuel Johnson»). Автор утверждает, что С. Джонсон (Johnson; 1709–1784) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» – «Ад вымощен добрыми намерениями». Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон о самом аде. По-видимому, автор афоризма – английский критик, лексикограф, эссеист и поэт – опирался на изречение, сделанное ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом (Herbert; 1593–1633) в книге «Jacula prudentium» (лат.: «Остроты мудрецов»): «Hell is full of good meanings and wishings» – «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».
Все три высказывания объединяет общая мысль, что одних желаний и намерений для спасения недостаточно. Это вполне согласуется со святоотеческим учением. Прежде всего надо иметь веру: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11: 6). По словам преподобного Ефрема Сирина, «без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить «счастье» человечеству. История хранит печально-трагическую память об этом. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим.
Необходима вера, но она должна быть правильной. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Люди, увлекшиеся ошибочными религиозными учения, уверены в том, что имеют благие намерения, однако лжедуховность, в которой они находятся, ведет их к гибели. Все религиозные подмены совершаются с участием демонических сил.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:
«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22–23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».
Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл высказывания
Среди массы крылатых фраз есть такие, которые скрывают в себе глубокий философский смысл. Их применение в разговорной речи зачастую может вызывать интеллектуальные споры. Сохраняя одно и то же значение, некоторые крылатые изречения могут иметь несколько смысловых нагрузок. Одно из таких выражений мы рассмотрим. Узнаем, откуда оно произошло и что означает, а также в каких ситуациях его применять.
Откуда появилось изречение
fpm_start("true");
2983f/w:233/h:300/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2019/02/Stradanus-Dante.jpg» />Иеромонах Иов (Гумеров) вспоминает как минимум двух человек, в трудах которых, присутствует эта фраза. Джеймс Босвелл, писатель, живший в 18 веке, в одном из своих творений приводит подобное высказывание. Еще раньше священник из Англии Джордж Герберт высказывался: «Ад полон добрыми намерениями».
Обе фразы слегка отличаются от рассматриваемой. Говоря о дороге в преисподнюю, на самом деле подразумевают сам ад. Однако простой человек, вряд ли ощутят существенную смысловую разницу между изречениями.
Значение выражения
Существуют самые разнообразные толкования высказывания о благих намерениях, вымостивших дорогу в преисподнюю. Человек постоянно намеревается сделать что-то хорошее, полезное, но все на этом и заканчивается. Постоянно находятся отговорки: то нет возможности, то времени, то повседневные дела затягивают. Так эти намерения и остаются всего лишь замыслами, превращаясь в несовершенные добрые дела. Каждое из них – камень в упомянутой дороге, ведущей в преисподнюю, так как несовершенные добрые намерения дают пространство для недобрых поступков, т. е. для греха. Это, пожалуй, наиболее верное толкование этой крылатой фразы.
Почему важно научиться отделять ложь от истины
Источник
Что означает крылатая фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад»?
Среди массы крылатых фразеологических сочетаний есть такие, в которых сокрыта глубокая народная или философская мудрость. Их употребление в речи нередко кажется неоднозначным и может вызвать интеллектуальные споры. Некоторые крылатые фразы и выражения такого типа могут иметь даже несколько вариантов звучания, но при этом сохранять один и тот же смысл. Один из таких фразеологизмов мы рассмотрим в данной статье. Узнаем его значение, происхождение. А также рассмотрим, как употребляется данная фраза.
Значение выражения
Нередко прекраснодушные замыслы могут вовсе не касаться какого-то конкретного дела по отношению к другому человеку – помочь, поухаживать, защитить, а всего лишь – стать лучше самому. Вот эти намерения, как правило, наиболее трудновыполнимы. То есть нужно не собираться сделать, а делать.
Употребляется фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад» в том случае, когда, пытаясь осуществить какое-то вполне гуманное дело, человек достигает совершенно противоположного результата, нередко с отрицательными последствиями.
Вариации выражения
Русский язык подобно живому существу чутко реагирует на всяческие изменения и дополнения: меняются слова и их значения, начинают по-разному звучать знакомые фразеологизмы, то обретая новый смысл, то сохраняя содержание, но «одеваясь» в новую словесную форму.
Авторы крылатых выражений, пожалуй, и не претендуют на такое звание, однажды произнеся знаменитую в будущем фразу. Так, словосочетание о благих намерениях, оставив их и их «конечную цель» в своем составе, иногда меняет глагольную форму. Тогда выражение может звучать так: дорога в ад устлана, выстлана, устелена. От этого значение не меняется.
Этими намерениями может быть вымощена или устлана и дорога в ад, и путь в него, или ад уже ими устлан.
Встречаются и еще интересные вариации. Одна из них звучит примерно так: «Из добрых побуждений (благих намерений) дорожка прямо в ад».
Происхождение фразы и ее вариантов
История крылатых выражений довольно часто отсылает нас к разным источникам. Так, согласно одной из версий, фраза о благих намерениях восходит к изречению английского писателя Сэмюэля Джонсона, который как-то сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями». Об этом упоминает его биограф, автор двухтомных мемуаров о литераторе Джеймс Босуэлл.
Однако есть и другая точка зрения, приписывающая происхождение данного выражения англиканскому священнику XVII века и поэту-метафизику Джорджу Герберту, у которого оно звучит таким образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Эта цитата как бы подчеркивает смысл изречения из Библии, содержащегося в Книге Иисуса. Там говорится: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его – пропасть ада».
Второе предположение считается наиболее вероятным, поскольку автор как бы иллюстрирует данной фразой один из основных пунктов этики протестантов. Суть его в том, что настоящая вера непременно ведет к творению добрых дел, а не мечтам о них.
Употребление выражения
Фразеологизм «благими намерениями вымощена дорога в ад» довольно часто используется не только в литературе и журналистике, но и в разговорной речи. Можно услышать и сокращенный, «поговорочный» его вариант: «благими намерениями», что предполагает ту же концовку с тем же значением.
Как показали наблюдения, в первом, библейском смысле выражение употребляется не менее часто, чем в «бытовом». В первом случае акцент делается на том, что, по словам апостола Иакова, вера без дел мертва, т. е. неосуществленные намерения, какими бы благими они ни были, являются результатом слабой веры и преграждают дорогу к спасению.
Очень симпатичной и вполне обоснованной видится и такая точка зрения. В этой фразе пропущено слово «нереализованными», которое должно стоять перед словом «намерениями».
А в бытовом плане красноречиво мнение о том, что, когда воспитываешь ребенка, стараешься делать для него все возможное и невозможное. Из самых благих побуждений. А вырасти может совершенно недостойный человек. Поэтому, прежде чем пытаться сделать нечто «благое», не худо бы разобраться, что для того или иного человека является по-настоящему благом.
Синонимы
Относительно фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад» наблюдается интересное явление. Достаточно древнее изречение, да еще имеющее религиозный оттенок, неожиданно обрело синоним в XX веке в связи с экономическими проблемами в России.
«Хотели как лучше, а получилось, как всегда» – это выражение В. С. Черномырдина, председателя Совмина РФ, обрело синонимическое значение фразы о благих намерениях в том ее смысле, который предполагает желание сделать доброе дело, а результат его оказывается совершенно противоположным ожидаемому. В данном контексте речь шла о характеристике хода денежной реформы в стране в 1993 году. Фраза вскоре стала поистине крылатой и нередко употребляется вместо «благих намерений».
Заключение
Крылатые фразы и выражения рождаются в недрах жизни. История человечества богата множеством примеров, когда, казалось бы, благие намерения приводили не только к противоположным результатам, но и к трагедиям. Сколько было изобретено утопических идей, разработано революционных программ, организовано партий, проведено каких-то радикальных движений вроде как для улучшения всеобщей жизни. А в итоге были и крестовые походы, и большевизм, и фашизм, призванные доставить «счастье» если не всему человечеству, то «запрограммированным» на него народам или расам.
А с точки зрения теологии смысл изречения «благими намерениями вымощена дорога в ад» заключается в том, что добрых побуждений в жизни гораздо больше, чем таких же дел.
Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл высказывания
Среди массы крылатых фраз есть такие, которые скрывают в себе глубокий философский смысл. Их применение в разговорной речи зачастую может вызывать интеллектуальные споры. Сохраняя одно и то же значение, некоторые крылатые изречения могут иметь несколько смысловых нагрузок. Одно из таких выражений мы рассмотрим. Узнаем, откуда оно произошло и что означает, а также в каких ситуациях его применять.
Изречение «Благими намерениями вымощена дорога в ад» сегодня относят к поговоркам. Разница в том, что оно имеет автора, и не одного. Выражение, подобное приведенному выше, применяли в своих произведениях многие авторы.
Этот афоризм будто бы отрицает необходимость добрых дел
Сразу стоит подчеркнуть тот жуткий посыл, который это выражение вселяет в слушателя. Добрыми намерениями выстлана дорога в ад — значит, опасно их иметь? Лучше ничего не делать, не желать изменить мир к лучшему, а то в ад попадёшь?
Ну, или даже если не понимать буквально, всё равно получается жутко: слишком человек недальновиден, как бы хорошо ни поступал, всё равно результат будет плохим.
Что одно значение, что другое не вселяют оптимизма. Да может ну его, это выражение? Сказал какой-то противник добрых дел, нам-то что?
Нет. У фразы есть интересная история, и на самом деле этот афоризм не так далёк от Священного Писания, как может показаться. Да и слишком уж популярен он — даже есть на нескольких языках. Сперва узнаем историю этого выражения, а потом посмотрим, как его можно истолковать с точки зрения православия.
Употребление выражения
Изречение достаточно часто применяют не только в повседневной жизни, его активно используют журналисты и литераторы. Существует также и краткий его вариант: «благими намерениями», которая имеет концовку с аналогичным значением. В библейском смысле фраза применяется не реже, чем в повседневном. Как говорил апостол Иаков, вера без дел мертвая, говоря другими словами, благие намерения, которые не осуществились — результат маловерия и не ведут к спасению.
Вполне обоснована и такая точка зрения: в этом выражении перед словом «намерения» пропущено «нереализованные». Это как к примеру, воспитывая ребенка, руководствуясь благими побуждениями, делаешь для него все. При этом он может вырасти совсем недостойным человеком. Перед тем, как сделать какое-либо благо, нужно бы разобраться, что для конкретного человека есть настоящим добром.
Есть два возможных автора фразы: Сэмюэл Джонсон и Джордж Херберт
У этого крылатого выражения есть две версии происхождения.
Версия 1. Автор выражения — Сэмюэл Джонсон
Это поэт, доктор философии, литературный критик, литературовед, составитель толкового словаря, сатирик, биограф, лексикограф. Более всего поразителен не список его заслуг, а то, что добился этот человек всего, несмотря на плохое зрение и синдром Туретта!
Джонсон был выдающимся человеком, несмотря на синдром Туретта.
Сочинял Сэмюэл Джонсон афоризмы. Один из самых известных и метких: «Патриотизм — последнее убежище негодяя» (прямую интерпритацию этого афоризма позднее использовал Лев Толстой).
Джонсон был одним из символов XVIII века, но слава его постепенно пошла на убыль.
Сэмюэл Джонсон — возможно, автор афоризма про дорогу в ад
Сегодня мы помним этого выдающегося автора, главным образом благодаря его биографии, которую написал Джеймс Босуэлл, ученик писателя. Эту книгу называют величайшей биографией на английском языке. Собственно, она и увековечила имена обоих авторов.
Именно в биографии Джеймс Босуэлл и сообщает, что в 1755 году Сэмюэл Джонсон сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями».
Версия 2. Автор выражения — кто-то из богословов
Об этом сообщает Вальтер Скотт. В романе 1819 года «Ламмермурская невеста» он пишет:
«Вам известно выражение английского богослова: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями»? — заметил Рэвенсвуд. — Или, другими словами: мы чаще обещаем, чем выполняем?».
Можно ли доверять Скотту более чем Босуэллу? И не мог ли Вальтер Скотт ошибиться? Возможно всё.
Поэт Джордж Херберт написал: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»
В комментариях к роману Скотта М. Шерешевская утверждает, что «английский богослов» — это Джордж Херберт (1593–1633). У нас он больше известен как поэт. В его работе Jacula prudentium есть фраза Hell is full of good meaning and wishings (перевод: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»).
Возможно, и Джонсон, и Скотт знали этот афоризм и использовали его.
Откуда появилось изречение
Иеромонах Иов (Гумеров) вспоминает как минимум двух человек, в трудах которых, присутствует эта фраза. Джеймс Босвелл, писатель, живший в 18 веке, в одном из своих творений приводит подобное высказывание. Еще раньше священник из Англии Джордж Герберт высказывался: «Ад полон добрыми намерениями».
Обе фразы слегка отличаются от рассматриваемой. Говоря о дороге в преисподнюю, на самом деле подразумевают сам ад. Однако простой человек, вряд ли ощутят существенную смысловую разницу между изречениями.
Иеромонах Иов подробно расшифровывает известное высказывание, что совершенно не схоже с обывательским объяснением. Он утверждал, что одних лишь благих намерений недостаточно, чтобы угодить Спасителю. Пожелания не соединят нас с Господом. Как правило, намерения остаются лишь желаниями, которые никогда не станут реальностью. Чтобы угодить Всевышнему, необходимо иметь непоколебимую веру. Только она способна провести христианина через испытания и тернии.
Есть примеры аналогичных фраз
Русскому человеку хорошо знакомы примеры других крылатых выражений с тем же смыслом, которые особенно популярны у нас в стране.
Медвежья услуга. Означает непрошенную, неуклюжую и вредную помощь. На самом деле, родина этого сюжета — Индия. И фигурировала в нём изначально обезьяна. Но позже на основе этой истории Жан Лафонтен написал басню про медведя и садовника. Оттуда и пошло крылатое выражение.
А русский читатель знаком с этим сюжетом из более поздней басни Крылова:
Медвежья услуга — крылатое выражение, которое основано на басне (иллюстрация Г.Доре)
Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Эту фразу произнёс Виктор Степанович Черномырдин, когда комментировал подготовку и проведение денежной реформы 1993 года.
Есть мнение, что её автор — председатель Правительства СССР Валентин Павлов. Впрочем, ещё учённый П. А. Кропоткин в «Дневниках разных лет» писал о государстве: «…хотело как лучше, а получилось как всегда». Так что однозначно закрепить происхождение фразы за кем-либо из троих невозможно.
Смысл
С богословской точки зрения смысл изречения состоит в том, что добрых намерений значительно больше, чем добрых дел, поэтому люди, имеющие добрые намерения, но не осуществляющие их, не могут считаться праведниками и таким образом ещё не могут рассчитывать на попадание в рай[1][неавторитетный источник?
Данная фраза употребляется для обозначения случаев, когда попытки осуществления самых гуманных и благих задач приводят (по недальновидности, недосмотру, неумению и т. п.) к совершенно обратным и даже деструктивным последствиям.
В современном русском языке в качестве аналога зачастую используется также ставшее крылатым выражение В. Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Другие варианты
В книгах Притч и Иисуса, сына Сирахова, есть похожие стихи
Но вряд ли бы мы стали давать анализ этой фразы с точки зрения православия, если бы чего-то подобного не существовало в Библии. Священное Писание содержит несколько два похожих стиха. Первый из них есть в книге Иисуса, сына Сирахова:
«Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада» (Сирах. 21:11)
11 стих 21 главы
книги Иисуса сына Сирахова, содержит похожую фразу про ад
Примечательно, что на этот стих выдающиеся толкователи Библии не написали комментариев.
Второй похожий отрывок менее известен, но более изучен. Его встречаем в книге Притч Соломоновых:
«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч 14:12) (и повторно Притч. 16:25)
Вот как его комментирует учитель богословия Уильям МакДональд:
«Пути человека — это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс. 18:13)».
Комментатор Библии Мэтью Генри даёт такое толкование:
«Этот стих уже встречался нам раньше (Прит.14:12), но здесь он повторяется как истина, о которой необходимо поразмыслить еще раз.
Мы должны быть очень осторожными и, беспокоясь о своих душах, не обманывать самих себя, успокаивая тем, что кажется нам правильным, а на самом деле не так. Чтобы предотвратить самообман, мы должны быть беспристрастными в самооценке и ревностными к себе.
Значение этого выражения может быть разным, православие даёт 4 варианта
Православные комментаторы видят в афоризме разный смысл. Вот четыре самых популярных толкования:
Толкование 1. Мечты вместо действий
Жизнь человека должна быть полна добрыми поступками, а не желаниями. Человек всё время что-то желает, мечтает, намеревается. Но каждая секунда этого промедления отнимает время у действительно полезных дел, которые можно было бы совершить. Так, планируя, но не воплощая, человек топчется на месте и скатывается в ад.
Мечты вместо реальных действий — один из смыслов афоризма
Толкование 2. Активность в мирской жизни в ущерб духовной
Наши «добрые» намерения отвлекают нас от действительно праведной христианской жизни. Такую версию озвучил профессор А.И.Осипов. Он сказал, что человек, вместо того, чтобы заниматься спасением своей души и душ окружающих, находит «правильные» с точки зрения материального мира дела, которые оттягивают время духовной деятельности.
Толкование 3. Недальновидность
Человек не может быть достаточно дальновиден, чтобы представлять последствия всех своих поступков. Он действует, считая, что принесёт пользу, но не факт, что всё сложится максимально благоприятным образом. Это сближает афоризм с другой известной фразой: «Человек предполагает, а Бог располагает». Без рассуждения всё может быть погибельным. О рассуждении в Писании сказано так:
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»
Толкование 4. Зло прикрывается добрыми мотивами
Мало кто из людей решается взять и сотворить нечто заведомо плохое. Как правило, на преступление или грех его подталкивают именно добрые мотивы. Гитлер тоже затеял войну не потехи ради: он был убеждён, что поступает правильно. Этой версии придерживается протоирей Андрей (Ткачёв):
Но, если в аду грешники будут вместе с диаволом, почему бы им там не поддержать друг друга?
Апостол Павел не случайно называет сатану и соблазненных им ангелов духами злобы поднебесной (Еф 6: 12). Злоба — определяющая характеристика этих существ. Христос именует дьявола человекоубийцей от начала (Ин 8: 44). За тысячи или миллионы лет, прошедшие с момента отпадения от Бога, сатана совершенно изничтожил в себе все крупицы доброго, бывшего в нем прежде, и с тех пор он весь — ненависть и злоба в их чистом, незамутненном виде. Повредить Самому Богу он, конечно, не в состоянии, и потому его грызет страстное желание — уничтожить творение Божие и его венец — человека.
Очень трудно уничтожить то, что сотворил Бог, тем более человека, созданного по образу Божию. Но сатана нечеловечески умен и хитер, поэтому он действует не напрямик, а обманом. Недаром Христос называет его лжец и отец лжи (Ин 8: 44). Дьявол клевещет человеку на Бога (именно это — «клеветник» — и значит греческое слово διάβολος), предлагает разные соблазнительные мысли, которые на первый взгляд могут представляться и разумными, и добрыми, и справедливыми. Но цель у дьявола только одна — довести человека до гибели, заставить его окончательно отречься от Бога, подтолкнуть к краю, за которым бездна, где уже не спастись.
Ждать от человекоубийцы сатаны какой-то поддержки — значит жестоко и фатально обманываться.
Инверсия этой фразы есть в «Фаусте» Гёте
Если в самом афоризме мы говорим о добрых намерениях, приводящих к плохому результату, то у Гёте описана обратная ситуация: «Так кто ж ты, наконец?», — спрашивает Фауст. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — отвечает Мефистофель.
Именно этот, наиболее близкий к оригиналу перевод фраз, вероятно, сделал сам М.А.Булгаков для эпиграфа к «Мастеру и Маргарите».
Добро и зло тесно переплетены, как предании об архидиаконе Феофиле.
Смысл выражения в том, что нечистые духи выполняют свою функцию в этом мире: искушают, наказывают, сводят с пути. Это их естественная потребность.
Сделка с дьяволом заставила архидиакон Феофила встать на духовный путь и добиться спасения
Но в то же время они совершают немало добрых поступков в этом стремлении к злу.
Добро и зло слишком тесно переплетены (эта идея развита у Булгакова в монологе Воланда о тенях и свете).
Хороший пример того, как описанная сила творит добро, — предание про архидиакона Феофила. Он заключил сделку с дьяволом, но раскаялся и стал усердно молиться Богородице. В итоге это привело его к спасению. Так зло стало стимулом для победы над греховной природой.
Кстати, именно предание о Феофиле легло в основу «Фауста».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Почему важно научиться отделять ложь от истины
Сегодня много вероисповеданий, и людям трудно в них разобраться. Только правильная вера способна спасти человека от греховных пут. Патриархи Церкви много рассказывали об этом. Как утверждал святитель Иоанн Златоуст, правильная вера поможет справиться с любыми проблемами.
В современном мире образовалось много различных лжеучений, которые несут веру, в основе которой лежит гордыня или невежество человека. Все они не ведут к Богу, а являются именно «благим намерением». Путь к Всевышнему один, и он непростой.
Православный человек кроме веры, должен иметь разум и рассуждение. Верующий должен уметь отличить ложь от истины, видеть уловки темных сил. Церковнослужители убеждены, что создателями всех сект являются демонические темные силы, цель которых, увести с пути праведного души. В результате они уже не могут спастись по той простой причине, что человека очень тяжело вытащить из секты, еще сложнее вернуть его в Церковь.
Православный верующий должен постоянно помнить меткое выражение о благих намерениях, чтобы не забыть, как легко можно сбиться с истинного пути.