Биоэнергопластика что это такое
Биоэнергопластика что это такое
Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. От постановки правильного заключения зависит выбор направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка со стертой дизартрией и эффективность этого воздействия.
Опираясь на теоретические основы формирования мелкой моторики рук, можно выделить следующие критерии нормального развития функции рук:
Для определения уровня сформированности мелкой моторики была использована методика Марии Монтессори. [5], а также взяты задания из диагностических методик Галины Анатольевны Волковой [3] и Натальи Валентиновны Нищевой [6].
Первая часть исследования проводилась при помощи специально разработанной доски – бизиборд. М. Монтессори писала, что развитие тонких движений рук напрямую связано с речью ребенка «… если с речью у ребенка не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика» [5].
Вторая часть исследования мелкой моторики включала в себя задания из диагностических методик Галины Анатольевны Волковой и Натальи Валентиновны Нищевой.
При исследовании учитывались состояния: произвольной моторики пальцев рук, навыка работы с карандашом, навыка манипуляции с предметами.
По результатам исследования высокий уровень развития мелкой моторики у одного ребенка. У троих детей средний уровень развития мелкой моторики, у двоих детей низкий уровень развития мелкой моторики и у четырех детей уровень развития мелкой моторики ниже среднего.
Мелкая, общая и артикуляционная моторика тесно связана друг с другом. Если у ребенка не развита мелкая моторика, имеются задержки общей моторики, то это может привести к запозданию овладения речью и недостаточно развитым артикуляционным аппаратом.
Для исследования состояния артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией была использована методика Е.Ф. Архиповой [1], в которую входили задания, рекомендованные Л.В.Лопатиной и Г.В.Денюхиной.
В комплекс заданий, направленных на исследование артикуляционной моторики входит:
В процессе проведенного исследования по выявлению особенностей мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией отмечались затруднения при выполнении заданий по словесной инструкции.
При анализе данных проведенного исследования использовалась система оценок:
При обследовании обращалось внимание на: объем выполнения движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, замедленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность); длительность удержания позы.
По результатам исследования высокий уровень развития артикуляционной моторики у одного ребенка. У троих детей средний уровень развития артикуляционной моторики, у четверых детей уровень развития артикуляционной моторики ниже среднего, у двоих детей низкий уровень развития мелкой моторики
В процессе проведенного исследования по выявлению особенностей мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией отмечались затруднения при выполнении заданий по словесной инструкции.
Таким образом, нами было проведено исследование состояния моторных функции у дошкольников со стертой дизартрией, которое показало, что в большинстве случаев дети со стертой дизартрией имеют уровень ниже среднего и средний уровень развития мелкой и артикуляционной моторики. Также стоит отметить, что уровень мелкой моторики и уровню артикуляционной моторики соответствует друг другу.
Анализ проведенного исследования состояния артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников 5-6 со стертой дизартрией показал, что состояние и уровень развития недостаточный. Проведенное исследование моторики дошкольников со стертой дизартрией выявило недостаточную сформированность как статической, так и динамической координации движений. У детей со стертой дизартрией имеются общие и специфические особенности формирования и развития психомоторики, проявляющиеся в низком уровне сформированности моторных функций, в изменениях переключаемости, темпа, ритма движений. Результаты исследования мелкой моторики дошкольников со стертой дизартрией показали, что у испытуемых отмечаются случаи чрезмерного напряжения руки, изменения темпа движений и нарушение их очередности, замены движений. Проявления недостаточности артикуляторной моторики у детей со стертой дизартрией выражаются в двигательной неловкости, неполном объеме артикуляторных движений, скованности, замедленности, толчкообразности движений, наличии синкинезий.
Моторные функции тесно связаны с речевыми функциями. Развитие мелкой моторики необходимо для стимуляции развития речи. Важно сформировать у детей дошкольного возраста всю моторную сферу, а именно: мелкую моторику, артикуляционную моторику, общую моторику и мимическую.
По результатам обследования, мы пришли к выводу, что задания выполнены преимущественно на уровнях среднем и ниже среднего, т. е. словообразовательные и моторные умения у детей со стертой дизартрией сформированы недостаточно. В связи с чем, детям требуется специальная логопедическая помощь.
На основе выводов этого обследования и анализа работ авторов, которые занимались этой проблемой, нами был разработан комплекс логопедических заданий, направленный на развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой дизартрией.
При разработке комплекса упражнений по преодолению нарушений мелкой и артикуляционной моторики были использованы нетрадиционные дидактические средства и приемы развития мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией, а также модифицированы методики Е.Ф. Архиповой, М.Монтессори, М. М. Кольцовой.
Занятия по развитию мелкой и артикуляционной моторики могут проводиться в индивидуальной форме. А также включаться в логопедические занятия в качестве дополнительных.
Нами было составлено 5 комплексов. Каждый комплекс включает в себя 6 заданий:
Для младших дошкольников в заданиях используются такие предметы, к которым в повседневной жизни родители не подпускают их: выключатели, розетки, телефоны, дверные цепочки, дверные защелки и так далее. Именно это и вызывает у детей особый интерес.
Для детей старшего возраста используются уже более сложные задания. В них входят упражнения, направленные на развитие памяти; логики; мышления; изучения цветов, цифр, букв; значений много – мало, больше – меньше и т.д.
Таким образом, бизиборд способствует развитию мелкой моторики детей, а также расширяет кругозор, развивает у детей логическое мышление, творческие способности, улучшает усидчивость и внимательность. Ребенок развивает пальчиковую активность, выполняя задания с мелкими предметами.
При работе с детьми с нарушением речи важно уделять особое внимание пальчиковой гимнастике. Используя в логопедической работе нетрадиционные формы проведения пальчиковой гимнастики с элементами массажа, можно достичь отличного результата. Такие упражнения способствуют формированию и развитию моторных умений и навыков, что позволяет в дальнейшем корректировать речь и устранить дефект.
К современной нетрадиционной форме проведения пальчиковой гимнастики можно отнести гидрогимнастику. Это выполнение различных заданий в воде. Для проведения требуется специальное оборудование: различные емкости для воды, термометр, полотенце, салфетки.
Занятие проводится в первой половине дня, продолжительность 10-15 минут, 3 раза в неделю.
Выполняется массаж от простых движений к более сложным. Что образовывает тесную связь между тонкими движениями пальцев рук и речевой зоной. При выполнение самомассажа, используются различные предметы: карандаши, колпачки от фломастеров, мячики, массажеры.
Все упражнения сопровождаются речью логопеда, а именно, стихами, скороговорками, чистоговорками. Важно движения выполнять синхронно с текстом и выдерживать паузы.
При работе с водой обязательно использование контрастных ванн. В прохладной воде при температуре 17 градусов упражнения выполняются 3-4 секунды, в теплой воде при температуре 36 градусов – 7-8 секунд.
Вследствие развития мелкой моторики эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков, быстрее развивается речь, что в свою очередь способствует предупреждению дисграфии и дислексии, при подготовке детей к обучению в школе.
В работе по развитию мелкой моторики логопед использует разнообразные игры, задания, упражнения. Все они способствуют развитию мелких мышц рук. С целью разнообразить задания, педагог использует в своей работе камешки Марблс.
Марблс – это стеклянные камушки небольшого размера различных цветов. Но усовершенствованные камушки уже сделаны из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи.
Использование на занятиях таких камушков направленно на решение сенсорных задач с учетом умений и навыков детей, а также на приобретение новых знаний и умений.
Все задания подбираются с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, а также с учетом умственных и моторных способностей.
При работе с детьми решаются следующие задачи:
Камушки могут использоваться как дополнительный дидактический материал для выполнения различных заданий.
Игры с Марблс оказывают положительное влияние на психику ребенка. При обычном перекладывании, ребенок успокаивается, концентрируется, настраивается на дальнейшую работу. Задания с использованием данного дидактического материала позволяет развивать творческие способности ребенка, снять усталость и напряжение. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.
М. М. Кольцова в своих исследованиях выделяет такой метод коррекционной работы с детьми над развитием артикуляционной моторики как биоэнергопластика. Основная цель данного метода – это обеспечение сопряженной работы пальцев, кистей рук и артикуляционного аппарата [4].
При выполнении артикуляционной гимнастики с использованием движений рук активизируется внимание, мышление, развивается чувство ритма, ориентировка в пространстве. Важно тщательно отслеживать точность, синхронность, ритмичность речевых органов и кистей рук. С этой целью возможно использование на занятиях музыкального сопровождения, счета, либо стихотворных строк [2].
Статические упражнения направлены на развитие мышечной силы, а также помогают ребенку найти и принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
Динамические упражнения направлены на нормализацию мышечного тонуса, развитие переключаемости движений, плавности и точности выполнения.
Бионэргопластика улучшает моторные возможности детей, способствует коррекции звукопроизношения. За счет параллельного развития артикуляционной и мелкой моторики сокращается вдвое время занятий, усиливается их результативность. Данная методика позволяет перейти от зрительной опоры к выполнению движений по ощущениям.
Для повышения результативности и большего интереса старших дошкольников возможно использование бионэргопластики в сопровождении со сказками. В 1932 году профессор Э. Кунце представил метод «Каталога», который является основой в создании артикуляционных сказок. Смысл данной методики заключается в создании рассказа, в которой ребенок в праве сам выбирать героев. Данный метод направлен на снятие психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев. Дети углубляются в игру и с интересом придумывают сюжет сказки.
Данная методика направлена на:
Итак, нами были предложены комплексы логопедических заданий для развития мелкой и артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой дизартрией на логопедических занятиях. В процессе логопедического обследования использовалась игровая и продуктивная деятельность.
Биоэнергопластика что это такое
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Статья:
Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.
Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.
В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.
И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.
Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.
Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.
Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.
Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.
Комплекс артикуляционной гимнастики,
направленный на постановку свистящих звуков с применением метода «Биоэнергопластика»
Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.
Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 21 «Теегин Айс»
Методическая разработка по логопедии на тему:
«Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия :
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот : сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Этапы работы с применением биоэнергопластики :
— Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)
— Эмоциональный (создание положительного настроя)
— Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).
Особенности работы с применением биоэнергопластики :
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области «Коммуникация».
Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики :
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное
положение практически одинаково : голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Ручная поза : все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается.
Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Окошко. Широко открыть рот, руки согнуть в локтях, пальцы растопырить.
Чашечка. Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки». Ладошку сложить в форме « чашечки»
Дудочка. Улыбнуться, с напряжением вытянуть вперед губы. Ладони сложить вместе, большие пальцы приподнять.
Заборчик. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Ладони соединить так, чтобы мизинцы соприкасались. Большие пальцы смотрят в сторону.
Грибочек. Улыбнуться, присосать широкий язык к небу. Ладонь поднять горизонтально, другую ладошку подставить под верхнюю в виде ножки.
Блинчик. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Ладошку повернуть вверх.
Качели. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поднять за верхние зубы, опустить за нижние зубы. Ладошку поднимать вверх-вниз.
Горка. Губы в улыбке, рот открыт. Кончик язык упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
Биоэнергопластика: развитие артикуляции и речи у детей 4—7 лет. Консультация для родителей и педагогов
Савченко Е.Е., учитель-логопед МБДОУ д/с № 4 «Снегурочка», г. Салехард, ЯНАО
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее развивается его психика.
Исследования отечественных физиологов (В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, А.А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, в головном мозге человека расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, затрудняющийся с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Учителя-логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка и губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребенок с помощью артикуляционных упражнений учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, длительно удерживать артикуляционную позу.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы обратились к необычному методу выполнения артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, повышать мотивационную готовность, поддерживает положительный эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия.
Биоэнергопластика — соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Она включает в себя три базовых понятия:
Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это активизирует интеллектуальную деятельность детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики — сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений с использованием биоэнергопластики способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Результаты применения биоэнергопластики:
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет коррекцию неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что для обучения ребенка необходимо движение.
На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Их делают, сидя перед зеркалом, взрослый (логопед или мама) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок запоминает их, но сам пока не выполняет.
Развивать мелкую моторику нужно с самого раннего возраста. В современной педагогике используется целый ряд мероприятий, дидактических игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; пальчиковая гимнастика; теневой и пальчиковый театр; работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы, пуговицы, веревочки для завязывания узелков); рисование по трафаретам, клеткам; закрашивание контурных предметов; вертикальная, горизонтальная штриховка; рисование геометрических фигур, букв в воздухе и на столе сначала одной рукой, затем другой и обеими руками вместе; выкладывание фигур из счетных палочек.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно воспитанник, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Таким образом, биоэнергопластика:
На следующем этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Мама вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Воспитанник учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.
Последний этап — заключительный. Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение. На данном этапе воспитанник самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.
Далее представлены артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики к фрагменту сказки «Как зайчишке Тошке скучно было» (на автоматизацию звука [ш]).