Бинарное чтение что это
Работа по улучшению техники чтения в начальных классах
Введение
Не каждому ребенку легко дается такая наука, как чтение. Многим приходится испытывать серьезные трудности в овладении навыками чтения. Почему сегодня так много детей, которые «не любят читать»? Дети действительно не любят делать то, что требует особого напряжения, что сложно выполнить, и то, что у них получается плохо. Такая работа не приносит удовлетворения ребёнку, а ситуация неудачи подкрепляется недовольством взрослых. На всем этапе обучения чтению и педагогам, и родителям необходимо запастись терпением. Важно понимать, что даже если ребенок научится бегло читать, он может продолжать негативно воспринимать это занятие. В его памяти остаются неприятные воспоминания из прошлого, которые убивают всякое желание читать. Все дети разные, у каждого ребенка свой темперамент, быстрота реакции, свойства памяти. Всё это нельзя не учитывать.
Сознательная читательская деятельность в свою очередь невозможна без овладения технической стороной чтения: усвоения его форм, видов и способов; правильного воспроизведения и воссоздания читаемого текста. Существуют различные взгляды на развитие технической стороны чтения. Совершенствование техники чтения не является самоцелью, но, поскольку, от неё зависят другие характеристики навыка чтения (осознанность, выразительность), а также качество знаний по предметам вообще, нужно добиваться правильного беглого чтения. Дети должны уметь читать вдумчиво и быстро, иначе в старших классах желание учиться пропадет совсем, они просто не будут успевать прочитать тот объем текстовой информации, который необходим. В настоящее время почти 30% младших школьников характеризуются медленным темпом чтения. Этот недостаток беспокоит учителей и родителей, т.к. существенно затрудняет понимание детьми текстов (задач, художественных произведений и др.), а, следовательно, снижает эффективность учебной деятельности в целом.
Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения? Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
Способы решения медленного чтения
Одна из проблем медленного чтения в начальной школе – это чтение текста с регрессиями, когда глаза совершают движение назад. Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий. Возвращаясь к прочитанному, ребенок сразу же забывает (стирается из оперативной памяти) предыдущее. Чтобы избежать возвращения к прочитанному, рекомендуется пользоваться «шторкой». «Шторкой» может служить небольшая открытка, визитка, вырезанный из плотной бумаги прямоугольник (4см х10 см).
Упражнение 1. «Горизонтальная шторка».
Держим «шторку» в левой руке. Читаем текст, а «шторка» движется по строке слева направо. Когда ребёнок будет читать более уверенно, можно попросить его двигать «шторку» чуть быстрее, слегка опережая привычную скорость чтения.
Упражнение 2. «Вертикальная шторка».
Для этого упражнения нужно взять любой текст с вертикальными колонками. Читаем текст, «шторка» движется по колонке сверху вниз.
В начальном обучении педагогами используется множество техник развития навыков оптимальной скорости чтения у детей. Одна из таких техник — жужжащее чтение. Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости. Используя эту технику, педагогам приходится сталкиваться с тем, что некоторые дети не читают, а только открывают рот. Наряду с этой техникой, можно предложить использовать бинарное чтение.
Упражнение 3. «Бинарное чтение».
Два ученика, находящиеся рядом, спокойно читают один и тот же текст. Происходит «сонастройка» друг с другом – читаем вместе, стараясь синхронизировать скорость чтения.
Неплохие результаты в повышении скорости чтения дает применение упражнения «Буксир».
Упражнение 4. «Буксир».
Упражнение 5. «Ловушка» (работа со знакомым текстом).
Учитель читает известный текст и меняет в нем некоторые слова на синонимы. Задача учащихся услышать замену (хлопнуть в ладоши).
Упражнение 6. «Чтение по кругу».
Дети читают короткий текст – каждый произносит 1 слово друг за другом.
Для увеличения скорости чтения необходимо расширять поле зрения при помощи специальных упражнений. Для этого можно использовать таблицы Шульте, «пирамидки», «елочки». С таблицами Шульте можно работать на уроках математики. Дети 1 и 2 классов «отстукивают» карандашом порядок чисел, стараясь сделать это как можно быстрее. Задания могут быть разными: «отстучать» по порядку, «отстучать» в обратном порядке, найти число, которое больше 5 на 2 и т.д.
Упражнение 7. «Очередь».
Сначала текст читает учитель. Затем этот же текст читает ученик, либо этот текст повторяет весь класс (спокойным голосом).
В этом упражнении важно имитировать интонацию, скорость, особенности произношения слов, паузы. Данное упражнение является своего рода репетицией, переходом к более плотному обучению выразительности чтения.
Формирование навыков выразительного чтения
В настоящее время выразительному чтению уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют требования программы, специальные указания, различные рекомендации, предназначенные учителям. Формирование полноценного навыка чтения у младших школьников невозможна без постоянного внимания учителя к такой его стороне, как выразительность чтения.
Выразительное чтение – важное средство воспитания и обучения детей. Есть несколько упражнений, с помощью которых можно добиться неплохих результатов при обучении детей выразительному чтению.
Упражнение 1. «Эхо».
Упражнение 2. «Озвучиваем кино».
Упражнение 3. «Дикторское чтение».
Текст делится на части. Каждая часть закрепляется за определенным «диктором». Учащиеся самостоятельно готовятся к тому, чтобы показать образец выразительного чтения – поработать с артикуляцией, с интонацией, с громкостью и уверенностью. Это упражнение хорошо развивает коммуникативные навыки, если объединить детей в команды, предлагая каждой команде свой текст. Предложить каждой команде выбрать своего диктора и совместно подготовить «диктора» для выступления.
Развитие внимания и памяти. Игры с текстом.
Роль внимания при чтении исключительно велика. Можно научить детей быстро читать, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли этот навык принесет пользу. Скорость чтения, развитие внимания и тренировка памяти – эти процессы тесно взаимосвязаны. Один не может исключать другой, каждый дополняет другой: качество запоминания зависит от восприятия, а восприятие находится в зависимости от того, насколько развито внимание. Есть ряд упражнений, которые могут помочь в развитии этих процессов.
Упражнение 1. «Прятки».
Заранее выбирается признак, по которому нужно отыскать слов в тексте.
Упражнение 2. «Фотоаппарат».
«Фотографируем» страницу текста глазами:
Упражнение 3. «Свой рассказ».
Придумать интересный и смешной рассказ со словами: ключ, кошка, мороженое, цветок, барабан, суслик, очки.
Можно объединить детей в команды. Каждой команде предложить свой набор слов. Победителем будет являться та команда, чей рассказ будет самым смешным.
Упражнение 4. «Все в порядке!»
Работа с карточками – составление предложений. Восстанавливаем правильный порядок слов в предложении.
Из общей стопки каждый учащийся берет по 1 карточке, как только порядок слов восстановлен, взять следующую карточку (на первых занятиях можно записывать, если это необходимо).
Упражнение 5. «Образ».
Наш мозг устроен таким образом, что картинки он воспринимает гораздо быстрее, чем текст. Поэтому нужно учить детей визуализировать описываемые предметы и явления.
Пример. На доске написать слово «роза». Совместно с детьми описать ее. Затем, предложить детям закрыть глаза и представить себе этот цветок.
Упражнение 6. «Цепочка слов».
Написать на доске любых 10 слов. Например: рыба, небо, трава, мальчик, дом, зеркало, радость, машина, бабочка, цветы. Медленно прочитать их. Затем дать 1 минуту на то, чтобы дети запомнили эти слова (слова спрятать). После этого попросить записать то, что запомнили. Обычно дети запоминают не более 4-5 слов.
После этого рассказать, что слова очень легко запомнить, если их «связать» в цепочку (Рыба смотрела на небо. На берегу зеленела трава. По траве бежал мальчик к дому, чтобы посмотреть в зеркало. Мальчик испытал радость, когда увидел машину. На машине нарисованы бабочка и цветы). Цепочка может быть любой, не обязательно составлять связный рассказ. Но опыт показывает, что связный рассказ запоминается детьми лучше. Когда цепочка будет связана, предложить детям еще раз записать эти слова по памяти.
Упражнение 7. Активизация мышления.
Упражнения для понимания текста.
Как было сказано выше, чтение должно быть вдумчивым. В начальной школе нужно учить детей продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.
Упражнение 1.
Важно при работе с текстом соблюдать определенный алгоритм:
Упражнение 2.
Восстановление текста в его логической последовательности:
Заранее подготовить специальные тексты. Разрезать текст на несколько частей. Сложить части в конверт. Ученик должен восстановить последовательность текста.
Упражнение 3.
Вставь пропущенное слово.
Подготовить тексты, где пропущено одно или несколько слов (оставить место для того, чтобы можно было вписать слово).
Задание: вставь подходящие по смыслу слова.
Упражнение 4.
Прочитайте предложение, записанное задом наперед.
.осенью лес русский Красив
Упражнение 4.
Список, используемых приемов можно продолжать бесконечно. В данной статье отражены те приемы, о которых мы не так часто слышим. Чтение является сложным актом. Прежде, чем заставлять ребенка больше читать, нужно обязательно выяснить исходные причины трудностей. Выяснив причину, можно браться за подбор тех приемов и методов, которые смогут помочь ребенку. Обучая детей чтению, необходимо в равной степени уделять внимание упражнениям, улучшающим технику чтения, и способствующим пониманию прочитанного. Все должно быть направлено на то, чтобы воспитать грамотного читателя.
Главное – необходимо добиваться оптимальной деятельности каждого ребенка, опираясь на индивидуальные особенности учащихся, поддерживая их усилия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методы и приёмы развития техники чтения
Методы и приёмы развития техники чтения
Учитель начальных классов Сергеева А.А.
Как заставить ребенка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным, как привить интерес к чтению, к книге.
«Поиск заданной буквы». Ученик должен в течение 30 секунд найти в тексте заданную букву. Отыскав, он ее подчеркивает или обводит кружком. Ошибки ученика (пропуск буквы, подчеркивание другой буквы) анализируются. Затем дается аналогичное задание на отыскивание другой буквы.
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Переход на такой способ чтения весьма желателен, т.к. формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.
4. Задания на развитие оперативной памяти .
5. Упражнение на развитие антиципации. «Потерянные буквы»
Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?
Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.
Еще вот такую фразу:
Бобик все котлеты съел,
Упражнение 6. на увеличение угла обзора зрения
В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.
На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:
рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак
Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.
Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.
Упражнение 7. «Зазеркалье»
Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?
Б) Произнеси вслух цвета, которыми выделены слова
В) текст вверх ногами
Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. Похожее упражнение — “Мнимое слово”:
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
«Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.
«Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети
быстро его находят и дочитывают все вместе.
«Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и
последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается
на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
«Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с
той же интонацией.
«Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
Чтение с настроением Один ученик читает текст, другие должны угадать его
настроение
«Словарь настроений и состояний»
Что это такое? Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Такая таблица представлена на картинке ниже:
Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения, повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.
Эффект от упражнения. Обычно Shultz tables применяются для развития темпа восприятия информации, а также в качестве теста для изучения текущего состояния этого темпа. Постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста. Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.
Технология многомерного чтения или «Дети, которые читают, станут взрослыми, которые думают»
Лидия УРБАНОВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 8 г. Лиды»,
Гродненская область
Время, неумолимо двигаясь вперед, вносит свои изменения в действительность. Школа и образовательный процесс всегда находятся на острие этих изменений. Поэтому предложение участвовать в инновационном проекте «Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования» меня как педагога, стремящегося к профессиональному росту, не могло оставить равнодушной.
Не секрет, что в современном мире живое общение с книгой в целом и печатным словом в частности уходит на второй план. Есть дети, которые не любят читать, есть те, которые любят читать, но читают бегло, невнимательно, не понимая глубины содержания. Поэтому главной моей задачей в работе стало создание такой образовательной среды, которая формировала бы и развивала у учащихся читательские компетенции. Поэтому в работе над проектом наибольший интерес у меня вызвала технология многомерного чтения.
Одним из ключевых признаков этой технологии является медленное, неторопливое чтение – чтение в степени N. Это такое чтение, которое приобретает характер надсистемного, нескучного, нестандартного, настоящего чтения. Работа над текстом предполагает не проверку степени знаний и памяти учащихся, а формирование у них критического мышления, креативности, коммуникативных умений, умений взаимодействовать, а также развитие читательской грамотности.
Технология многомерного чтения научила меня работать над текстом по-новому, а значит и по-новому мыслить, создавать новые нестандартные задания.
В результате на уроках литературы стали популярными задания исследовательского характера, творческой и практической направленности. Например, читая произведение Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», ребята проводят опыты и эксперименты: конструируют корзину для воздушного шара, учитывая то, что «каждый коротышка был размером с небольшой огурец»; делают вычисления и чертежи по данным, которые предоставляет автор произведения; вычисляют размер тени от корзины. Таким образом, учащиеся получают возможность раскрывать тайны, спрятанные между строк, и получать ответы на необычные вопросы. Среди них есть и такие: «Может ли быть небо под ногами?», «Могла ли корзина с коротышками подняться выше облаков?». Такое надсистемное и нескучное чтение развивает критическое мышление, учит устанавливать причинно-следственные связи между идеями и фактами. Наряду с этим ребята приняли участие в создании буктрейлера, проявив свое творчество, фантазию, нестандартное видение обычных явлений.
Одним из наиболее увлекательных видов работы ребята считают решение и составление кроссенсов, в которых зашифрованы имена литературных героев, названия стран, животных и многое другое. Основной смысл кроссенса – это загадка, головоломка, ассоциативная цепочка в виде изображений. Этим он и интересен учащимся. Для разгадки кроссенса от ребят требуется внимательное погружение в текст, необходимость ощутить важность каждого слова.
С целью формирования читательской грамотности учащихся мною широко применяется технология шестиугольного или гексагонального обучения. Гекс – правильный шестиугольник. С помощью карточек-гексов можно выложить цепочку таким образом, чтобы образовалась смысловая связь между расположенными рядом карточками. Гексы могут располагаться гроздью или образовывать ответвления. Например, выбираю гексы со словами или фразами, размещаю их в произвольном порядке на доске и предлагаю учащимся подумать, как могут быть связаны эти понятия между собой, и расположить карточки в соответствующем порядке. Составление цепочки может начинаться с любого гекса, к которому последовательно добавляются все остальные.
Например, при изучении произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» учащиеся получают задание связать понятия и составить гексагональное поле. Для этого им предлагаются слова «Знайка», «Незнайка», «хвастун», «профессор», «фантазёр», «очки», «воздушный шар» и пословицы «Мало хотеть, надо уметь», «Терпение и труд всё перетрут». На свободных гексах ребята должны написать свои фразы или советы. Результатом такой работы учащихся является составление рассказа по гексам.
Такое непривычное и нескучное чтение помогает рождать новые необычные идеи, отойти от традиционных схем, а значит развивать креативность.
Немаловажная роль в технологии многомерного чтения мною отводится заданиям для индивидуальной и дифференцированной работы, а также работе в группах и в парах. С этой целью был создан классный блог «Ученый кот», где ребята получают возможность ознакомиться с некоторыми заданиями, на онлайн-стикерах оставить свой отзыв, написать совет или письмо литературным героям, дать ответ на проблемный или открытый вопрос. Так, после прочтения стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри» мною было предложено порассуждать на тему «Лень – это хорошо или плохо». Ребята и хвалили, и ругали лень, аргументируя и доказывая свои предположения и выводы. Подобные интеллектуальные провокации учат грамотно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, помогают овладеть навыками общения и коллективного обсуждения проблемы, развивают внимательного читателя.
По моему убеждению, технология многомерного чтения способствует развитию креативности и критического мышления, коммуникативно-речевых навыков и словарного запаса учащихся. Она учит работать в команде и взаимодействовать, нести ответственность за свою работу. А значит, повышает учебную мотивацию, формирует внимательного читателя и успешного учащегося. Благодаря такому новаторскому, неограниченному, необъятному, а значит, современному и многомерному чтению сегодня с уверенностью могу сказать: «Дети, которые читают, в будущем станут взрослыми, которые думают». Именно эти слова можно считать основой моего педагогического опыта, который я приобрела благодаря работе в инновационном проекте.
Список использованных источников
1 (Коварное маковое поле): пособие для учителя: 2 класс / С.И.Гин и [др.]. – Гомель, 2018. – С. 1–2.
2 (Что рассказали ушаны): пособие для учителя: 3 класс / С.И.Гин и [др.]. – Гомель, 2019. – С. 1–2.
3 (Я стерегу…): пособие для учителя: 4 класс / С.И.Гин и [др.]. – Гомель, 2019. – С. 1–2.
Статья по формированию техники чтения в начальных классах.»Скорочтение на помощь»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Составитель: учитель начальных классов Рыбкина Ольга Николаевна
Г. Уфа, МБОУ «Школа № 110» имени Иванченкова
Статья на тему: СКОРОЧТЕНИЕ НА ПОМОЩЬ.
1.Устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности скорости чтения.
2. Создание условий для развития интереса к навыкам беглого чтения.
3. Создание ситуации успеха.
ЧТЕНИЕ – ЭТО ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».
Наблюдая за динамикой скорочтения учащихся я убедилась, что не все дети читают бегло и скорость чтения с переходом в старшие классы у некоторых детей не увеличивается. Работая с детьми с ОВЗ, понимаешь насколько трудно им преодолеть невидимый барьер и уже начать читать на должном уровне.
Как же помочь детям? Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные.
Под техникой чтения понимается узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов предложений. Также чтение включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенствование скорости чтения приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб скорости. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения, и создаёт условия для появления ошибок.
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьёзной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования. Чтение одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребёнка. (Т. Г. Егоров).
Думаю, что приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в необходимости оптимального чтения.
Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимание смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Я хочу показать наиболее эффективные, на мой взгляд, методы обучения чтению. В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста.
Все названные умения формируются поэтапно во времени, они «зреют», как зреет плод. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями и навыками текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.
Но каждый ребёнок в своём развитии индивидуален, поэтому у кого – то из детей умения текущего этапа не успевают «созреть», т.е. достаточно автоматизироваться за, то время, которое отведено школьным планированием. Значит, для следующего этапа не подготовлен фундамент. Когда материал для чтения усложняется, учащийся начинает отставать от других, попадает в группу слабоуспевающих, и не, потому что не может понять и научиться, а потому что не успел научиться.