Без чего невозможна речь

Без чего невозможна речь

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Содержание

Описание

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл — это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка:

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и звукового (см. также звук речевой, фонема) строя возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи. Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками. При этом грамматический строй языка остаётся неизменным, лексика не отражает изменений, происходящих в окружающем мире и человеческой деятельности, а фонетический строй может быть лишь теоретически реконструирован на базе языков-«потомков».

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

В ходе «продуктивных» видов речевой деятельности — говорения и письма — задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:

Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

Источник

Язык оживает в речи. Но и речь без языка не существует

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Но мы уже знаем главное: речь всегда индивидуальна! Язык – социален. Язык – эксплицитен. А речь может быть и имплицитной, т. е. невысказанной. И здесь надо ввести понятие «внутренняя речь», которое разрабатывал Л. С. Выготский: «Внутренняя речь есть все же речь, то есть мысль, связанная со словом» (Выготский 2001, с. 290).

Что такое речевая деятельность? Обратитесь к интроспекции, подумайте! Что происходит, когда вы говорите? Какие процессы задействованы в речи? Речевая деятельность – это сменяющие друг друга процессы говорения, слушания, понимания, обобщения, вспоминания, в которых осуществляется переход от системы языка к речевым текстам.

Речь – это индивидуальное и каждый раз новое использование языка как средства общения отдельных индивидов. «. Речь – источник всего того субъективного, что проникает в объективную систему языка, – она канал, по которому человеческая практика входит в язык» (Звегинцев 1970, с. 503).

Когда исследуют речь, то вводят такие понятия как «речевое поведение», «речевые действия», «речевая экспрессия». Но едва ли не самым существенным можно считатьпсихическое содержание в индивидуальной.

Язык вливается в речь не как целостная структура, а фрагментарно, «отдельными строевыми элементами», которые отбираются говорящим в соответствии с потребностями сообщения. В речи эти фрагменты языка свое особое, специфическое для данного текста построение» (Кацнельсон 2002, с. 98). Слово (единица языка) используется индивидом, чтобы речевым путем выявить свое знание и субъективное отношение к тому, о чем он говорит.

Речь – это вид вид деятельности, который всегда имеет два субъекта (два лица, ее осуществляющих). Первым из них является говорящий или пишущий, а вторым – слушающий или читающий. Нет речи без адресата, а вариант речевой деятельности говорения в отсутствие другого человека определяется как общение человека с самим собой.

В итоге развития идей языка и речи в лингвистике сложилась традиция представлять характеристики этих понятий в оппозициях. Приводимые учеными различные формулы основаны на общенаучных принципах соответствующего этапа в развитии языкознания, а понятийное наполнение используемых терминов варьирует в зависимости от их понимания в отдельной научной школе.

Давайте рассмотрим, по каким критериям принято противопоставлять язык и речь

Язык как средство общенияРечь как деятельность
Объект идеальной и материальной природыМатериальна (об идеальной стороне речи говорят как о допущении, имея ввиду речь внутреннюю)
Социально-культурное достояние. Является системой знаков, регулируется нормамиФункциональная система (реализация языковой системы); допускает в речевых действиях элементы случайного, а иногда и преднамеренного нарушения норм
Знаки системы являются средством познания («Всякая мысль есть знак»: “Collected Papers of Charles S. Peirce”, I, § 538).Знаки являются средством общения («инструментальная функция знака»: Л. С. Выготский, 1960, с. 160)
Нецеленаправлен, но функционален (коммуникативная, когнитивная, регулятивная и др. функции языка)Интенциональная
Имеет уровневую организациюЛинейная; существует в устной и письменной форме
В отдельно взятый период существования стабиленДинамичная
Объективная данность, социаленСубъективная, индивидуальная
Фиксирует языковую картину мира, сформированную в данной лингвокультуреОтражает индивидуальный опыт отдельного носителя языкового сознания
Оценка с позиций истинности/ложности не может быть примененаМожет быть оценена с позиций истинности/ложности

Это противопоставление в известной степени носит условный характер. Но оно наиболее общее. А вот, к примеру, выдающийся американский лингвист Н. Хомский выдвинул противопоставление языковой компетенции и языкового исполнения (competence and performance), представляющее собой аналог оппозиции языка и речи.

А вновейшей лингвистике этот вопрос перестает быть столь актуальным, поскольку язык и речь рассматриваются как единый феномен человеческого языка: «Язык только тогда язык, когда он способен выступать в речи, которая требует обязательного участия мысли» (Звегинцев 1996, с. 64).

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Язык признается основным средством осуществления речевой деятельности. Посмотрите на схему:

Языковая способность (языковая компетенция, память языка, языковая потенция)
Языковой процесс (речевая деятельность, речь)
Языковые произведения (текст, речевой материал)

(см.: Глухов, Ковшиков 2007).

Итак, сделаем вывод.

Язык и речь – это сложное диалектическое единство. Ну, представьте себе песочные часы, как одно перетекает в другое. Язык становится средством общения, речевой коммуникации и одновременно средством, инструментом мышления только в процессе осуществления речевой деятельности; «язык создается в речи и постоянно в ней воспроизводится» (Жинкин 1982, с. 32). Язык – не единственное, но самое совершенное средство общения. Одна из важнейших функций языка – коммуникативная. Но только через речь язык реализует свое коммуникативное назначение. А с другой стороны, именно язык позволяет человеку устанавливать контакт с другим человеком, воздействовать на него, передавать эмоции, описывать и выполнять прочие сложнейшие функции. Вот и песочные часы, все взаимосвязано. Нет языка – нет речи. Нет речи – нет языка.

М. Бахтина: «Предложение как единица языка, подобно слову не имеет автора. Оно ничье, как и слово, и, только функционируя как целое высказывание, оно становится выражением позиции говорящего в конкретной ситуации речевого общения».

Коммуникативная функция языка реализуется в речевом акте. Что это такое?

речевой акт – это элементарная единица речи, последовательность языковых выражений, которую произносит говорящий и которая понятна тому/тем, кому она адресована (т.е., носителям языка);

речевой акт – это осуществление интенции говорящего при помощи речи;

задача речевого акта – воздействие на мысли адресата, когда он интерпретирует высказывание говорящего

Эти идеи наиболее четко были сформулированы в широко известной теории речевых актов Дж. Остина. Впоследствии эти идеи были развиты американским логиком Дж. Серлем в монографии «Речевые акты» (“Speech acts: an essay in the philosophy of language”) и ряде статей. В обсуждении идей Дж. Остина принял участие и известный английский логик П. Ф. Стросон.

Однако сама концепция речевой деятельности, понимаемая как один из видов человеческой деятельности, была разработана Л.С. Выготским, считавшим процесс порождения речи как материализацию и объективацию мысли в слове (Выготский 2001, с. 1). В современной психологии и психолингвистике речевая деятельность трактуется как специфическая область человеческой деятельности, связанная с разными сферами жизни людей. Она слагается из последовательной цепи речемыслительных действий и операций, которые направлены на достижение некоторой неречевой цели. (Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев, С.Д. Кацнельсон, Е.С. Кубрякова, А. Вежбицкая, А.Н. Леонтьев, В.А. Звегинцев и др.).

Большинство ученых рассматривают речь как специфический вид человеческой деятельности, который не может быть соотнесен с другими видами деятельности, к примеру, с трудом или с игрой. Речевая деятельность «в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности» (Леонтьев 2003, с. 33). Существенно, что «Речевая деятельность может входить в другую, более широкую деятельность, например общественно-производственную (трудовую), познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью; …каждый вид РД имеет свое «профессиональное воплощение», например РД говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо – писателя…» (Зимняя 1984, с. 28–29).

Речь должна быть понята адресатом, причём ключом к восприятию речи служит общий для собеседников, «надиндивидуальный» язык, а также наличие общих фоновых знаний и владение правилами вывода косвенных смыслов.

Речевая деятельность реализует определенные функции, которые заданы функциями языка. Исследователи выделяют коммуникативную, когнитивную, креативную, информационную, номинативную, управленческую, экспрессивную, эстетическую, аккумулятивную, интерпретирующую функции языка (Аврорин 1975; Арутюнова 1973; Солсо 2002 и др.).

В сфере речевой деятельности ведущее место принадлежит коммуникативной функции (язык – средство получения и передачи информации) языка, которая в свою очередь, тесно связана с его когнитивной функцией (язык – средство познания), отражающей процессы взаимодействия языка, мышления и объективной действительности, так как коммуникация прежде всего, – передача и восприятие некоторого мыслительного содержания.

Речевая деятельность представляет собой процесс общественный: он имеет место в обществе и обслуживает социальное взаимодействие людей. Поэтому с коммуникативной функцией теснейшим образом связаны социально-регулятивная функция языкаи функция управления. В условиях коммуникации один партнер передает некоторое сообщение другому, при этом цель сообщаемого явно или скрытно– это воздействие на партнера речи.

Необходимо отметить, что в процессе реализации функции языка тяготеют к сочетанию функций, например, коммуникативной и когнитивной. В конкретном речевом акте, наряду с названными, могут актуализироваться и другие функции. Так, «лексическая единица анализировать может сочетать в себе следующие функции: а) коммуникативную – в акте говорения избрать предметом обсуждения объект, который был (будет)подвергнут анализу ; б) когнитивную – в результате рассмотрения отдельных свойств и сторон чего-л. прийтик какому-то выводу (акт познания, когниции); в) информативную – передать информацию о результате/результатах анализа; г) интерпретирующую – в речевом акте подвергать анализу, интерпретировать; д) мемориальную – на основании данных, извлекаемых из памяти, реализовывать любую из представленных здесь функций языка; е) регулятивную – на основании полученного анализа регулировать отношенияс кем-л., чем-л., по отношению к кому-л.. чему-л. Теоретически можно смоделировать ситуацию речевого общения, когда единица «анализировать» несет в себе и эмотивную функцию: брякнуть глупость. Нечто было подвергнуто анализу и представляется адресату глупостью, поэтому сказанное адресантом оценивается как «брякнуть глупость, ерунду и т. п. ». Соответственно этому выстраиваются и регулятивные отношения: «Я умоляю, приказываю тебе по этому поводу не обращаться ко мне» (Цуцкиридзе 2005).

Закончим сегодняшнюю беседу выводом: язык и речь – это два разных явления. Но эти явления взаимосвязаны и взаимозависимы. В единстве языка и речи реализуется двойственная природа языка как человеческого феномена, который выполняет в человеческом обществе определенные функции, располагая для этого соответствующими средствами. Язык и речь понимается как единый человеческий феномен, как некоторая реальная знаковая система, в виде структуры существующая «в коллективном сознании социума, в языковой компетенции каждого члена общества» (Золотова, Онипенко, Сидорова 1998, с. 8).

«Разграничение между языком и речью истолковывается по-разному, но, как бы оно ни толковалось, /. / ни одна, ни другая «вещь» друг без друга не могут ни существовать, ни функционировать. » (Звегинцев 2001).

Язык – это система знаков, код

Речь – это индивидуальное психофизическое явление, это активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего

Единство языка и речи реализуется в речевой деятельности через языковую и речевую активность индивида

«Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности»; язык же «есть средство преобразования субъективного в объективное»

Источник

Речь: определение, виды и функции — взаимосвязь языка и речи

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас имеет общее представление о том, что такое речь. Однако в понимании этого слова разными людьми бывают существенные различия.

Даже в трактовках словарей под это явление называют то деятельностью говорящего, то формой общения, то вообще психологической способностью человека к выражению мыслей.

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Сегодня поговорим о том, как понимают речь лингвисты, какие ее виды и функции они выделяют. Наконец, разберемся в том, какая граница проходит между языком и речью.

Речь — это.

В научном мире редко есть унифицированное значение столь объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени – признано большинством лингвистов. Звучит оно так:

Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

В Толковом словаре Ушакова же первым значением подается такое:

Речь – это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков, отличающий человека от животных.

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

То и другое справедливо. Но с точки зрения науки о языке (и логики нейминга), первичным будет определение Н.Д.Арутюновой. В словарной статье она указывает, что под речью нужно понимать:

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Другие значения термина производны. К примеру, существует понимание речи как стиля языка (художественная, деловая), как публичного выступления (приветственная), как характера произношения (невнятная).

Виды речи

Ещё в младшей школе мы узнаем, что речь бывает устной и письменной. Но для языкознания этого распределения недостаточно.

Выделять виды речи принято по трем основным признакам. В зависимости от этих оснований сформированы базовые классификации, представленные ниже.

По типу используемых средств общения

В зависимости от того, с помощью чего человек излагает мысли, речь делится на такие виды:

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Очевидно, что в каждом конкретном говорении пересекаются разные виды речи, так как они не находятся в оппозиции друг к другу.

Самое стабильное «комбо» – устная + вербальная + невербальная речь, так как в разговоре мы используем слова, мимику, жестикуляцию.

Письменная речь тоже вербальна, а невербальная составляющая в ней часто сводится к нулю.

Виды речи по признаку прерывности-непрерывности

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Эти виды могут быть актуализированы как в устном, так и в письменном общении.

По типу социальных процессов

В определении был акцент на том, что внутреннее проговаривание является формой речи наряду с озвучиванием. Поэтому актуальна такая классификация:

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Речь и мышление непосредственно связаны. Процесс трансформации мыслей в слова и слов в мысли основан на феномене внутренней речи.

Описывать конкретное говорение нужно с учетом всех классификаций. К примеру, переписка двух друзей ВК – это внешняя, диалогическая, вербальная, невербальная знаковая (если использованы смайлы) речь.

Функции речи

Выделяют 4 основные функции речи:

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Коммуникативная функция имеет 4 аспекта (что это?):

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Язык и речь

Язык и речь — два эти феномена тесно связаны между собой.

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Под языком мы понимаем средство общения. Это комплексная система знаков, которая понятна каждому носителю. Речь – её непосредственная реализация, конкретное использование языковых средств для передачи мыслей. Подробнее о языке можно почитать здесь.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

То, что животным не присуща речь — это спорное заявление. Например, дельфины очень активно общаются между собой, однако даже современные технологии не могут расшифровать эти звуки.

Речь — самое удивительное изобретение эволюции. Нет ничего в этом мире, что нельзя высказать речью.

Только с помощью речи человек смог настолько продвинуться в развитии. Ведь благодаря ей можно передавать потомками все знания, накопленные за века и даже тысячелетия.

Речистых и болтливых не люблю. Устаю от таких людей. Когда человек много говорит, он как энергетический вампир. А если это мужчина — вообще жесть.

Источник

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

Всё, что люди совершают в мире человеческого

совершается при участии и посредством речи. Язык

есть важнейшее орудие общения между людьми.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несёт большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причём гораздо больше, чем это позволяет наблюдение и другие процессы неречевого познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. Поэтому я решила провести исследование и как можно больше узнать о речи, как инструменте общения между людьми.

Цель: выяснить, зачем человеку речь? Может ли человек обойтись без общения с другими людьми?

1 выяснить, что такое общение;

2. выяснить, как и для чего люди общаются;

3. выяснить, какие виды речи существуют;

4. определить понятие «чистота речи»;

5. выяснить, что вредит чистоте речи;

6. выяснить, как мышление влияет на речь человека.

Объект исследования: речь человека.

Предмет исследования: роль речи в нашей жизни.

просмотр научно-популярных фильмов;

анализ различных источников.

Актуальность темы: Почему мы всё чаще слышим о том, что надо беречь русский язык? От кого или от чего его надо беречь? Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности? Почему наша речь является основным способом общения между людьми? Над этими вопросами я задумалась, когда мой учитель предложил мне подумать, какую исследовательскую работу я хотела бы провести в этом учебном году по предмету русский язык. Вместе с учителем мы выбрали направление, по которому мне предстояло изучить данный вопрос. Начав изучать научную и художественную литературу, передо мной встала гипотеза, которую мне предстояло или подтвердить, или опровергнуть.

1 этап: основная часть:

Обсуждение целей и задач исследования.

Поиск ответа на вопросы:

— что такое общение, цели и средства общения;

— почему речь является основным средством общения;

— что такое «чистота речи» и что мешает чистоте речи.

2 этап: практическая часть:

3 этап: заключение и выводы.

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения

Может ли человек обойтись без общения с другими людьми? Давайте выясним, что же такое общение?

Общением называют взаимные деловые и дружеские отношения людей. В ходе этих отношений своим видом и поведением люди оказывают влияние на мысли и чувства друг друга.

С первого взгляда мы способны воспринять человека и почув­ствовать свое отношение к нему: интерес, симпатию, неприязнь и т. п. С этого и начинается общение.

Ученые считают общение самой первой и самой главной фор­мой отношения человека к окружающему миру. Вначале с по­мощью общения ребенок добивается понимания своих желаний мамой, другими близкими людьми, затем начинает не просто вы­ражать свои желания, но и учитывать желания других, ведь о: них зависит удовлетворение его собственных.

Так с первых дней жизни человек приобретает опыт общения, прежде всего с членами своей семьи, родными и близкими. Если этого не происходит, у ребенка возникают серьезные отклонения в развитии.

Каковы же цели общения?

Нет такой деятельности, которая не требовала бы общения. Ведь общаться можно и с человеком, и с природой, и с любимым питомцем, и с книгой, и даже со своими игрушками.

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речьБез чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речьБез чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Зачем людям общение? Чтобы делать что-то вместе, научиться или научить чему-то, поделиться чувствами, мыслями, опытом, добиться взаимопонимания.

Но самая главная цель общения — это общение ради самого общения. Общение необходимо человеку само по себе, без непосредственной личной практической выгоды, ради того, чтобы разделить душевное состояние, проблемы другого человека, поделиться своими радостями или огорчениями, посоветоваться.

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речьБез чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Как люди передают информацию? Что можно назвать сред ствами общения?

Главным средством общения людей является их речь. С помощью устной и письменной речи, речи вслух и про себя сообщаем другим людям о своих мыслях, чувствах, намерениях, знаниях и получаем подобные сообщения от них.

Значение речи в жизни человека и общества невозможно переоценить. Общение с помощью речи так и называют — речевое общение . Недаром у русского народа есть пословица:

Без языка и колокол молчит.

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Конечно, есть и другие способы общения, и много, они самые разные. От простых прикосновений до видеозаписи и Интернета. Общение без помощи речи называют неречевым общением.

Без помощи слов люди могут, например, здороваться и прощаться, привлекать внимание окружающих, выражать благодарность или неудовольствие, радость или огорчение и т. п.

Не менее важна в общении мимика, т. е. движения мышц лица. Они также передают чувства и переживания. Это заметил еще Чарльз Дарвин и использовал как одно из доказательств отличия человека от животных предков.

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речьБез чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

К другим средствам общения относят позу и жесты. Они помогают людям сообщать о своих чувствах. Например, с помощью движения рук можно передать радость встречи. А другой жест может выразить угрозу, удивление.

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речьБез чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речьБез чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Например, общеизвестные вежливые слова «здравствуйте», «спасибо», «извините», произнесенные особым образом, могут обидеть и даже оскорбить человека. И слово «молодец» используется не только для того, чтобы выразить одобрение и похвалу.

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар – бессмертный – речь.

Я всегда задумывалась над тем, насколько тяжело людям, которые родились глухими! Ведь они из-за неспособности воспринимать звуки, не способны их и произносить, а. следовательно, лишены дара речи. Конечно, они активно пользуются языком жестов, но это настолько неудобно! Они не способны, по-моему, передать полно все те чувства, которые овладевают человеком. Да и общаться они могут только с ограниченным количеством людей. Основная часть окружающих их людей не понимают всего того, что они хотели бы им «сказать».

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Далее я решила выяснить, каковы основные виды речи.

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи: устной или письменной. К устной форме относятся разговорная речь (диалогическая) и монологическая.

-Где ты была сегодня, киска?

-У королевы, у английской!

-Что ты видала при дворе?

-Видала…мышку на ковре.

-Где купили вы, сеньор, этот красный помидор?

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

-Вот невежливый вопрос! Это собственный мой нос!

Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего человека, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика.

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речьБез чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

И как бы мы смогли прочитать самую главную книгу всех христиан – Библию? Только благодаря письменной речи мы имеем такую возможность.

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

А каким может быть словарный запас одного человека? Ответить на этот вопрос очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тыс. разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тыс. слов. Говорящему человеку необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка.

Очень богат наш язык синонимами, т.е. словами, близкими по своему значению. Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль.

Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего человека к предмету мысли. Так слова: блаженство, роскошный, великолепный заключают в себе положительное отношение, а слова болтун, недотёпа, мазня характеризуются отрицательное отношение.

Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной. Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, то есть воздействовать на них. Посмотрите, какие пословицы и поговорки создал русский народ, говоря о качестве речи:

Хорошую речь приятно слушать

Какова речь, таков и склад

Хорошая беседа – не хуже обеда.

Речь – это действительно удивительный инструмент общения. Но пользоваться этим инструментом надо аккуратно и бережно. Не засорять свой язык ненужными словами и фразами.

Шаблонная, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможность вникнуть в суть высказывания. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью мысли, отсутствие в речи лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Человек, засоряющий свою речь такими словами, чаще всего становится неинтересным собеседником. Речь такого человека не может выражать богатство и красоту русского языка. Поэтому очень важно соблюдать чистоту речи. Что же это такое?

Чистою называют речь, состоящую из русских слов и оборотов, которые употребляют для выражения мыслей самые лучшие писатели. Их слог называется современным и литературным. Погрешности против современного литературного слога, вредящие чистоте речи, состоят в неумеренном и неразумном употреблении так называемых варваризмов, вульгаризмов и слов-паразитов.

Очень сильно засоряют родной язык иностранные слова (варваризмы), которые надо отличать от заимствованных слов. Слова, заимствованные из другого языка, подчиняются законам русской орфографии, грамматическому строю, законам нашего языка. При появлении варваризмов, люди берут готовое слово из другого языка, не заботясь о производстве нового слова. Часто без нужды мы употребляем варваризмы, не задумываясь о том, что есть вполне соответствующие слова в родном языке. Например:

вау – здорово и т. д.

Ей говорят: «Вот кайф», она моргает,

Ей говорят: «Лафа», она молчит.

Не глупая, а слов не понимает,

Она по русски только говорит.

Для русских пусть всегда звучит: «Спасибо»,

Американке, значит что? «Сенк ю».

Язык пусть в нации своей сверкает глыбой,

Не понимаешь, ну тогда фак ю.

Без чего невозможна речь. Смотреть фото Без чего невозможна речь. Смотреть картинку Без чего невозможна речь. Картинка про Без чего невозможна речь. Фото Без чего невозможна речь

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи?

Каждый язык насчитывает бесчисленное количество слов. Откуда же берутся, по сути дела, ненужные слова-паразиты в речи? Давайте обратимся к их происхождению.

Слова-паразиты – слова для связки речевых оборотов. Они основательно закрепились в лексиконе человека, вошли как в разговорную речь, так и в привычку. В точности вредные слова ничего не значат. Они являются пустыми словами-сорняками, от которых следует избавляться. Люди, использующие их в своей речи, попросту не замечают их, поскольку привыкли к ним. Помимо того, что сорные слова мешают восприятию речи и пониманию, они еще и утомляют слушателя.

В момент зарождения речи, зарождались и речевые паразиты. Они постепенно пополняли свои ряды, тем самым увеличивая число своих жертв.

Существует целый ряд терминов, дающих определение словам-паразитам:

В нашем языке все слова имеют свое лексическое значение. Существуют следующие слова-паразиты в русском языке:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *