Бегущий в лабиринте про что
Бегущий в лабиринте
Бегущий в лабиринте
Название в оригинале
Автор
Издательство
Дата публикации
Это статья о книге. Возможно, вы искали статью об одноименном фильме.
Бегущий в лабиринте — первая книга в трилогии «Бегущий в лабиринте», продолжением которой являются книги «Испытание огнем» и «Лекарство от смерти».
Содержание
Сюжет [ ]
Томас просыпается и обнаруживает, что находится в неосвещённом лифте, называемом «Ящиком». Он не помнит ничего; его разум очищен от воспоминаний, которые могли бы дать ему подсказки о его прошлой жизни и о нём самом. Когда лифт открывается, Томаса встречают другие подростки, которые принимают его в свой так называемый Глэйд, огромное квадратное пространство, окружённое с четырёх сторон гигантскими каменными стенами в 33 метра высотой, которые движутся каждую ночь. Глэйд и его обитатели, пятьдесят юношей, называющие себя «глэйдерами», окружены колоссальных размеров Лабиринтом, выбраться из которого за три года не смог никто. В самом Лабиринте обитают жуткие смертоносные чудовища гриверы — киборги, помесь машин и живых существ, которые убивают каждого, кто решится остаться в Лабиринте на ночь. Стены каждую ночь сдвигаются, защищая Глэйд от гриверов. Только ночью он смог вспомнить свое имя.
В Глэйде юноши делят между собой обязанности по мере своих способностей. Имеются должности поваров, мясников, садоводов и пр. Но Томаса по необъяснимой причине больше всех тянет стать бегуном, тем, кто каждый день с риском для жизни бежит в Лабиринт и запоминает расположение стен, которое каждый раз меняется. Некоторые глэйдеры недоверчиво относятся к Томасу, так как многие из них утверждают, что видели его, когда проходили через Метаморфозу — болезненное явление возвращения памяти на короткое время. Особенно неприязненно к Томасу относится юноша по имени Галли. И всё же у Томаса появляются друзья и единомышленники, особенно к нему привязывается мальчик по имени Чак.
Всё меняется, когда Ящик доставляет в Глэйд девушку. Её зовут Тереза, она находится в коме, а в руке сжимает записку. В записке говорится, что она последняя и всё скоро закончится. Глэйдеры не понимают, что всё это может значить, помещают девушку в карантин и продолжают свои обычные занятия.
Однажды Минхо, один из бегунов, возвращается раньше обычного и сообщает, что нашёл в Лабиринте мёртвого гривера. Предводитель подростков Алби с бегуном идут проверить чудовище, однако тот внезапно оживает и жалит Алби. Минхо уносит предводителя на своих плечах, однако к закрытию дверей они не успевают. Это видит Томас и, несмотря на строжайший запрет не выходить в Лабиринт ни при каких условиях, бежит на помощь. Двери закрываются за Томасом. Трое юношей оказываются запертыми в Лабиринте.
На них нападают гриверы. Минхо, думая, что всё уже потеряно, убегает, а Томас решает спасти Алби. Он подвешивает его в воздухе с помощью плюща, а сам отвлекает гриверов, которые гонятся за ними. По пути он догоняет Минхо и они вместе бегут к «обрыву». «Обрыв» — это место, где между стенами виднеется гигантская пропасть. Минхо и Томас завлекают гриверов к обрыву и те падают в пропасть.
Утром обитатели Глэйда с изумлением встречают и приветствуют спасшихся. Только Галли пребывает в ярости от случившегося. После стычки на совете с Томасом Галли убегает в Лабиринт и пропадает в нём.
В это время просыпается Тереза и говорит: «Я положила начало концу». В тот же вечер двери Лабиринта не закрываются на ночь, а значит, гриверы могут беспрепятственно проникнуть в Глэйд.
Все готовятся к обороне, укрепляя стены Хомстеда, помещения, где они спят. В первую же ночь гриверы входят в Глэйд. Вместе с гриверами неожиданно врывается Галли, который кричит, что чудовища будут приходить каждую ночь и забирать одного из подростков, и сам кидается на съедение гриверам.
На следующее утро Томасу приходит в голову неожиданная идея. Он сравнивает между собой карты Лабиринта, собранные бегунами за два года и находит на них секретный код, а также решает пройти «Метаморфозу», чтобы к нему вернулись воспоминания из прошлой жизни.
Ночью Томас намеренно даёт гриверу ужалить себя, получив таким образом воспоминания, которые подсказывают ему способ вырваться из Лабиринта. Вместе с ответом всплывает тот факт, что Томас и Тереза напрямую связаны с ПОРОКом.
В тот же день Томас с друзьями реализуют свой план побега. Они пробираются ночью к обрыву, который они стали называть Норой гриверов. Пока все сражаются, Томас, Тереза и Чак пробираются в Нору гриверов. Наконец, отключив весь Лабиринт, они спасают выживших, которых осталось только 20.
Персонажи [ ]
История создания [ ]
Осенью 2005 года Дэшнер написал четыре книги завершённой «Саги Джимми Фишера», выпущенные лишь небольшим региональным издательством. Владелец издательства посоветовал Дэшнеру написать ещё одну книгу из этой серии, однако тот вместо этого решил рискнуть написать отдельную книгу, которую можно было бы выпустить на мировой рынок. В ноябре того же года перед сном Джеймсу Дашнеру неожиданно пришла в голову идея «о группе подростков, живущих внутри огромного Лабиринта, из которого нет выхода; Лабиринта, полного отвратительных тварей; Лабиринта в будущем, тёмном, антиутопическом мире. Можно было бы поэкспериментировать, изучить то, что творилось в голове у этих мальчишек. С ними будут происходить страшные вещи. Ужасные вещи. Они будут в совершенно безнадёжном положении. До тех пор, пока жертвы не воспользуются силой своего разума». Дашнер писал «Бегущего По Лабиринту» с декабря 2005 года по март 2006.
Отзывы и критика [ ]
Barnes & Noble, книготорговая компания, утвердила роман «Бегущий По Лабиринту» на «полку новых писателей конца 2009 — начала 2010-х годов». Американский книжный обозреватель «Kirkus Reviews» отмечает: «Действительно тяжело отложить книгу. Она заставит читателей сгорать от нетерпения, желая узнать, что будет дальше».
Джессика Харрисон из газеты «Deseret Morning News» отметила, что «„Бегущий По Лабиринту“ — это захватывающая приключенческая книга для аудитории возраста 13+, которая заставит сердца читателей биться быстрее и принудит их просить о большем». Она также заметила, что «начало книги немного растянуто, но это связано с восприятием Томасом его новой жизни, и, постепенно набирая шаг, роман превращается в нескончаемый нон-стоп экшн. Тем не менее единственным недостатком романа можно считать беллетризованный сленг, которым активно пользуются приятели, но он очень подходит им и натурально звучит в их устах. Если поглядеть на это с хорошей стороны, он используется настолько часто, что читатель постепенно привыкает к нему и не обращает на него внимания».
Бегущий в лабиринте (фильм)
Бегущий в лабиринте
Название в оригинале
Дата выхода
Режиссер
Продюсер
Автор сценария
Оператор
Композитор
Кинокомпаниия
Это статья о фильме. Возможно, вы искали статью об одноименной книге.
Бегущий в лабиринте — американский фильм в жанре молодёжной антиутопии, снятый под руководством Уэса Болла по роману Джеймса Дэшнера Бегущий в лабиринте. Является первой частью одноимённой трилогии; продюсерами является Марти Бауэн, Вик Годфри, Эллен Голдсмит-Вейн, Ли Столлман, сценарий написал Ноа Оппенхейм. В фильме снялись такие актёры, как Дилан О’Брайен, Томас Сангстер, Кая Скоделарио, Уилл Поултер, и Ли Кихон.
Главный герой — подросток Томас, который просыпается в лифте, но ничего не помнит, кроме своего имени. Он оказывается, как и 60 других подростков, на некой достаточно большой «лужайке» с лесом и парой ручейков, которую они называют Глейд. Он со всех сторон окружён каменными стенами, за которым располагается лабиринт, выход из которого подростки тщетно пытаются найти уже три года. С появлением в Глейде Томаса всё начинает меняться.
Производство фильма началось в 2011 году, когда кинокомпания 20th Century Fox совместно с киностудиями Temple Hill Entertainment и TSG Entertainment приобрела права на экранизацию произведений Джеймса Дэшнера. Съёмочный период начался в Батон-Руж (США, штат Луизиана) 13 мая 2013 года и завершился 12 июля 2013 года.
Содержание
Сюжет [ ]
История подростка Томаса, попавшего на странном лифте в Глэйд — квадратное пространство, окружённое Лабиринтом. В Глэйде вместе с ним заперты около 60 других подростков, называющих себя глэйдерами. Ими руководит Алби, который первым оказался в этом месте. Юноши потеряли память. Всё, что они помнят о себе, это своё имя. Глэйдеры около трёх лет пытаются найти выход из Лабиринта, но не могут этого сделать, поскольку его конструкция меняется каждую ночь. Вдобавок в Лабиринте обитают жуткие чудовища гриверы, выползающие по ночам и убивающие всякого, кто не успел вернуться из Лабиринта в Глэйд до закрытия Дверей.
Томасу снятся странные сны, в которых его оперируют какие-то люди, и женский голос говорит «П.О.Р.О.К. — это хорошо» (в книге организация, созданная для борьбы с эпидемией, называется англ. World In Catastrophe: Killzone Experiment Department, W.I.C.K.E.D., что расшифровывается как «порочный, грешный». Аббревиатуру можно примерно перевести как «Департамент эксперимента по изучению зоны убийства (Killzone): мир Катастрофы». В сценарии фильма она была сокращена до пяти букв W.I.C.K.D., а затем и до четырёх — W.C.K.D.). Он также видит девушку, которая говорит ему, что скоро всё изменится.
Во время сбора удобрений в лесу Глэйда на Томаса нападает Бен, бегун, которого ужалил гривер в Лабиринте (вопреки обыкновению, днём). После этого зараза распространяется по телу, и человек умирает. Ужаленных изгоняют за пределы Глейда в момент закрытия ворот: так происходит и с Беном. На следующее утро Алби и глава бегунов Минхо идут в Лабиринт, чтобы найти следы Бена, но Алби также жалит гривер, и Минхо не успевает дотащить его в Глэйд. Томас, нарушая правила, запрещающие не бегунам заходить в Лабиринт, успевает войти туда, чтобы помочь им. Вместе они проводят ночь, скрываясь от гривера, который оказывается биомеханоидом, и Томас убивает его, заманив в ловушку среди сдвигающися стен Лабиринта.
Лифт, ранее привозивший нового подростка и припасы раз в месяц, прибыл вне расписания и без провизии, доставив девушку Терезу, в руке которой была записка «Это последняя из всех». Очнувшись на несколько секунд, девушка узнаёт Томаса.
Утром того же дня Томас, Минхо и трое других бегунов отправляются в Лабиринт к трупу гривера, и добывают из его останков некий электронный прибор, на котором стоят буквы W.C.K.D. — те же самые, что на доставляемых припасах. Лидер ребят Ньют (заместитель Алби) официально назначает Томаса бегуном. В хижине бегунов Минхо показывает Томасу модель Лабиринта и говорит, что он лично пробежал его весь, но выхода так и не нашёл. Минхо также говорит, что секции Лабиринта пронумерованы и открываются в одной и той же последовательности. Он также обращает внимание, что на приборе вытащенном из гривера стоит цифра 7, и как раз в эту ночь была открыта седьмая секция.
Томас общается с очнувшейся Терезой, которая оказывается девушкой из его снов. У Терезы те же воспоминания, что и Томаса. Она также даёт герою две ампулы с гравировкой W.C.K.D., в которых, похоже, находится некая вакцина. Одну из ампул Томас вкалывает Алби и, похоже, лекарство помогает.
Утром следующего дня Минхо и Томас отправляются в седьмой сектор, в котором прибор из гривера начинает издавать звуки. Следуя сигналу, бегуны находят возможный выход. Но некое лазерное устройство сканирует ребят, после чего найденный подростками вход (через который гриверы попадают в Лабиринт) закрывается, а Лабиринт начинает меняться. Подросткам удаётся выбраться из Лабиринта и они рассказывают о своей находке другим.
Вечером Алби приходит в себя. Он говорит, что «они» не дадут никому выбраться из Глейда, а также вспоминает Томаса, который был «их» любимчиком. Тем временем в Глейде начинается паника, поскольку ворота Лабиринта, через которые пришли Минхо и Томас, не закрылись на ночь. Более того, вечером открываются трое других ворот лабиринта. Через них в Глейд проникают гриверы, которые убивают многих подростков, включая Алби. При этом глейдерам удаётся завладеть шприцом, которым гривер «жалит».
В Глейде власть перешла к Гэлли, который с первых дней недолюбливал Томаса и сумел убедить всех, что неприятности связаны с его появлением. Гэлли предлагает принести Томаса и Терезу в жертву гриверам как подношение, считая, что сможет восстановить тем самым прежний порядок вещей. Друзья освобождают Томаса и тот предлагает идти в Лабиринт, чтобы найти выход. Гэлли с частью глейдеров остаётся.
Томас со своей группой, сражается с гриверами и разгадывает код к двери, который оказывается последовательностью активации секторов Лабиринта. Выбравшись из Лабиринта, они обнаруживают лабораторию с телами учёных и видеопослание от руководителя лаборатории, Авы Пейдж, руководителя специальных проектов компании П. О. Р. О. К., которая рассказывает, что планета была уничтожена увеличившейся солнечной активностью, за которой последовала ужасная эпидемия вируса, поражающего мозг, под названием «Вспышка». Юношей поместили в Глэйд в рамках экспериментов по поиску лекарства от вируса. Пейдж говорит, что агрессивная среда была нужна для того, чтобы понять, как функционирует мозг и что делает подростков особенными. В конце видеоролика видно как в лабораторию врываются вооружённые люди. Пейдж намекает, что не все люди разделяли принципы компании П. О. Р. О. К., а затем стреляется.
Позже зритель видит, что атака на лабораторию была инсценирована, Пейдж на самом деле жива. Сидящим за столом людям она объявляет, что испытания в Лабиринте прошли успешно, и теперь начинается вторая фаза. Похоже, что выживших ребят на самом деле везут на дальнейшие испытания.
В ролях [ ]
Список актёровРоль | Актёр | Русский дубляж |
---|---|---|
Томас | Дилан О’Брайен | Глеб Гаврилов |
Ньют | Томас Сангстер | Иван Чабан |
Тереза | Кая Скоделарио | Ирина Обрезкова |
Галли | Уилл Поултер | Петр Вечерков |
Минхо | Ки Хонг Ли | Антон Кутузов |
Чак | Блейк Купер | Даниил Рагин |
Алби | Амл Амин | Сергей Колос |
Уинстон | Александр Флорес | Игорь Хонин |
Джеф | Джейкоб Латимор | Владимир Кузнецов |
Ава Пейдж | Патришия Кларксон | Регина Щукина |
Бен | Крис Шеффилд | Игорь Сергеев |
Производство [ ]
Кастинг [ ]
Съёмки [ ]
Фильм снимался вблизи города Батон-Руж, штат Луизиана.
Саундтрек [ ]
Создан Джоном Песано; состоит из 21 трека, был выпущен 1 сентября 2014.
Релиз [ ]
Первоначально предполагалось выпустить фильм в свет 14 февраля 2014 года, но 5 октября 2013 года было принято решение о переносе даты выхода на позднее позднее время. 19 сентября 2014 года фильм вышел в IMAX-кинотеатрах.
Маркетинг [ ]
Уэс Болл, Джеймс Дэшнер, Дилан О’Брайэн, Уилл Поултер и Кая Скоделарио на Comic-Con, 25 июля 2014
11 карточек персонажей фильма были выпущены в июле 2013 года. Начиная с января 2014 года режиссёр фильма, Уес Болл, публиковал по одному кадру из фильма раз в неделю. 17 марта 2014 года был выпущен первый трейлер фильма. 16 апреля Кинокомпания 20th Century Fox начала вирусную рекламную компанию — был открыт сайт организации П.О.Р.О.К. (W.C.K.D.) — wckdisgood.com.
Благодаря достаточно высокой популярности фильма было создано достаточно большое количество фанатских сайтов. В частности, появился MazeRunnerFans, где публикуются различные новости, связанные с фильмов, интервью и многое другое.
Выход в прокат [ ]
Сборы [ ]
Отзывы [ ]
Фильм получил смешанные и положительные отзывы. На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 63 % на основе 94 рецензий.
«Бегущий в лабиринте»: книги против фильмов
После невероятного успеха книг и фильмов о Гарри Поттере экранизации детско-юношеского фэнтези хлынули бурным потоком. Затем, с щедрой руки «Сумерек», пришёл черёд многочисленных мистико-романтических историй для подростков. Третьей волной стали разнообразные антиутопии — флагманом оказались «Голодные игры». Именно к третьей волне относится экранизация цикла Джеймса Дэшнера «Бегущий по лабиринту». На экраны выходит экранизация третьего романа цикла, самое время вспомнить, с чего всё начиналось.
Досье: Джеймс Дэшнер
Джеймс Дэшнер родился 26 ноября 1972 года в американском городе Остилл, штат Джорджия. Он был седьмым ребёнком в семье. С самого детства Джеймс очень любил читать и сам мечтал стать писателем. После окончания школы он поступил в Университет имени Бригема Янга (штат Юта), где получил степень магистра в области бухгалтерского учёта. Несколько лет работал по специальности и одновременно пытался сочинять книги для юношества. Его дебютный роман «Дверь в лесу» (2003) положил начало тетралогии детского фэнтези о приключениях Джимми Финчера. Кроме того, Дэшнер сочиняет пока ещё не завершённые циклы «13 реальностей» о путешествиях подростка по альтернативным мирам и «Доктрина смертности» о приключениях юного геймера из будущего. Но самое известное произведение Джеймса Дэшнера — дистопия о приключениях Томаса и его друзей, куда входят романы «Бегущий по лабиринту» (The Maze Runner, 2009), «Испытание огнём» (The Scorch Trials, 2010) и «Лекарство от смерти» (The Death Cure, 2011). К серии примыкает роман «Тотальная угроза» (The Kill Order, 2012) — приквел происходящих в трилогии событий, а также рассказ Thomas’s First Memory of the Flare («Первое воспоминание Томаса о Вспышке», 2011) и путеводитель по серии The Maze Runner Files («Материалы Бегущего по лабиринту», 2013). Кроме того, в 2016 году вышел роман The Fever Code («Код лихорадки», 2016) — ещё один приквел серии.
В центре тайны
Романы цикла стали мировыми бестселлерами
Главный герой книжной серии, шестнадцатилетний подросток по имени Томас, просыпается практически с полной амнезией в странном лифте, который доставляет его в Приют. Это вымощенный каменными плитами двор величиной в несколько футбольных полей. Во дворе есть четырёхэтажное деревянное здание, бетонный бункер с массивной стальной дверью, огород, где растут овощи и фрукты, небольшая роща и загон со скотом: овцами, свиньями, коровами. Приют со всех сторон окружают гигантские стены из серого камня, кое-где покрытые густым плющом. Каждую ночь стены меняют своё положение, образуя Лабиринт, выбраться через который наружу невозможно. В стенах есть несколько Дверей — так называются проходы в Лабиринт, которые на ночь закрываются.
Внутри Приюта обитают полсотни парней разного возраста, но не старше лет восемнадцати. Каждый из них попал в Приют через лифт, который ребята называют Ящиком. Ежемесячно Ящик доставляет очередного парнишку, еженедельно — разные припасы, одежду, кое-какие медикаменты. Обитатели Приюта не помнят ничего о своём прошлом, кроме имени. Они называют себя «приютелями» (в фильмах —
глэйдерами, по английскому названию их обиталища: Поляна, глэйд). Самый первый глэйдер появился в Приюте три года назад, и с тех пор никто не смог выбраться наружу. Кто и зачем отправил их в Приют, молодые люди не знают.
Приют разделён на четыре условных сектора.
Сады — там мы выращиваем овощи и зерно. Вода подаётся по подземным трубам. Так всегда было, иначе мы уже давно загнулись бы с голодухи. Здесь никогда не идёт дождь. Никогда. — Затем ткнул пальцем в юго-восточный угол, где стоял амбар, окружённый загонами для скота. — Живодёрня. Там мы выращиваем и забиваем скот. — Потом повернулся к жалкому жилищу. — Берлога. Дурацкая халупа, сейчас она вдвое больше, чем тогда, когда здесь появились первые приютели. Мы всё время достраиваем её, когда нам посылают древесину и прочее дерьмо в том же духе… Алби указал на юго-западный угол. Там виднелась роща, на её опушке можно было различить несколько хилых деревьев со скамейками под ними. — А это мы называем Жмурики. Там, в углу, где лес погуще — кладбище. Пока ещё небольшое. Туда можно пойти отдохнуть, поразмыслить, погулять, словом, делать что хочешь.
Роман «Бегущий по лабиринту»
В кино гриверы пережили особо извращённое Превращение: из пиявок в пауков
Искорёженное болью тело содрогалось в агонии. Грудь больного, ничем не прикрытая, чудовищно вспухла. Напряжённо выпирающие из-под мертвенно-бледной кожи верёвки вен болезненно зелёного цвета словно сетью покрывали всё тело мальчика. Многочисленные лиловые отёки, опухоли, кровавые царапины не оставляли на нём живого места. Налитые кровью глаза вылезли из орбит и всё время двигались, ни на чём не фокусируясь.
Роман «Бегущий по лабиринту»
В самом Приюте обитают другие, похожие на ящерицу киборги, предназначенные для наблюдениями за глэйдерами, — их ребята прозвали Жукоглазами.
Скоро всё изменится…
Именно такими были слова новичка, в нарушение всех сложившихся в Приюте традиций прибывшего на следующий день после Томаса. Причём новичком оказалась первая в Приюте девушка по имени Тереза. При ней обнаружилась записка, где было сказано, что девушка — последняя и других присланных не будет. И действительно, вскоре изменения в Приюте приобретают необратимый характер.
Бегуны находят в Лабиринте мёртвого гривера, его решают исследовать, но чудище внезапно оживает и жалит вождя глэйдеров Алби. Чтобы спасти его, Томас в нарушение всех запретов проникает в Лабиринт. Там ему и одному из бегунов, Минхо, удаётся заманить преследующих их монстров в Обрыв, где между стенами Лабиринта находится гигантская пропасть.
Прощай, родной Приют! Вперёд, к приключениям!
Ребята возвращаются в Приют, на который вскоре нападает орда гриверов. Томас намеренно даёт гриверу себя ужалить, чтобы пройти Превращение и вернуть себя память. Кроме подсказки по поиску выхода из Лабиринта, отважный герой вспоминает, что он и Тереза связаны с организацией создателей Приюта, которая многозначительно называется ПОРОК («Планета в Опасности: Рабочая Оперативная Комиссия»). Ценой больших жертв подросткам во главе с Томасом удаётся-таки отключить Лабиринт и выбраться за его пределы. Но это становится лишь началом их приключений в постапокалиптическом мире.
Ради спасения человечества была создана организация ПОРОК, которая начала рискованные эксперименты над детьми. Так возник Лабиринт, и именно прошедшим через него героям предстоит искать выход из тупика, в котором оказалась цивилизация.
Время героев
Томас
Томас — стандартный герой: красив, смел, находчив
Основной герой цикла Томас — довольно высокий темноволосый юноша, прирождённый лидер. Он умный, ловкий, решительный, сообразительный, к тому же обладает даром ограниченной телепатии. Пройдя через множество испытаний, он обретает настоящую дружбу и любовь. Будучи воспитанником ПОРОКа и одним из создателей Лабиринта, Томас в итоге возглавляет борьбу глэйдеров против своих бывших хозяев. И вроде бы побеждает…
Тереза
Странная девушка Тереза внешне напоминает колдунью
Ровесница героя Тереза — единственная девушка в Лабиринте, куда был отправлен Томас. Довольно высокая, худощавая темноволосая красавица с очень белой кожей и голубыми глазами. Способна телепатически общаться с Томасом. Воспитывалась организацией ПОРОК. Самостоятельна и упряма. Питает симпатию к Томасу, хотя иногда действует против него — по большей части вынужденно.
В сравнении с книжным вариантом киношный Ньют явно недобрал и в росте, и в весе
Ньют — бывший бегун и один из Стражей Лабиринта, лучший друг Томаса. Высокий мускулистый блондин с выразительным лицом и квадратной челюстью. Очень умный, добрый и дружелюбный парень.
Минхо
Несмотря на невзгоды, Минхо хоть сейчас готов стать фотомоделью
Вожак бегунов Минхо чуть погодя становится лидером всех глэйдеров. Это массивный мускулистый парень азиатской наружности, с короткими чёрными волосами. Мужественный, отважный, умный и саркастичный. Постепенно становится одним из ближайших друзей Томаса.
Бренда
Самое резкое изменение пережила Бренда: в книге и фильме это фактически два разных человека
Девушка из Канады Бренда присоединилась к отряду Томаса во втором романе цикла. Она из отряда экстремистов-хрясков — людей, страдающих от Вспышки. Правда, потом выясняется, что она также связана с ПОРОКом и её болезнь мнима. Довольно загадочная девушка, красивая, умная и смелая. Она постепенно влюбляется в Томаса, составляя с ним и Терезой романтический треугольник.
Милый толстячок Чак, как оказалось, способен на самопожертвование
Гэлли
В фильме ставший блондином Гэлли выглядит значительно симпатичнее, нежели в книге
Гэлли — весьма неприятный черноволосый юноша, вспыльчивый и агрессивный. Питает к Томасу жгучую ненависть, хотя в конце концов становится его вынужденным союзником. После Лабиринта присоединился к организации «Правая рука», которая пытается уничтожить ПОРОК.
Алби — лидер Лабиринта и его старожил. Темнокожий юноша лет восемнадцати. Хмурый, вспыльчивый, не слишком сообразительный, но справедливый и твёрдый. Был спасён Томасом в Лабиринте, но, пройдя через Превращение, очень сильно изменился, что и привело его к гибели.
В цикле ещё немало персонажей, и многие играют заметную роль в событиях. Правда, герои серии не слишком ярко раскрыты: их внутренний мир по большей части остаётся «за кадром». С Томасом иначе: автор немало времени посвящает его переживаниям и самокопаниям, но они никак не сказываются на действиях героя.
Лабиринт хаоса
Дженсон, один из лидеров ПОРОКа в исполнении Эйдана Гиллена
Цикл Джеймса Дэшнера довольно увлекателен — особенно начальный роман. В книгах много экшена, масса различных событий и приключений. Экранизация несколько сюжетно изменена, но получилась не менее удачной. Однако есть у серии и существенные недостатки. Главный из них — очевидная логическая бессмысленность происходящего.
Начнём с того, что сам эксперимент над глэйдерами именно в тех условиях, в которых находится человечество после Вспышки, выглядит абсолютно невероятным. ПОРОК выстраивает сложнейшую конструкцию с множеством переменных, контролирует буквально каждый шаг испытуемых, подстраивает им многочисленные ловушки, тратит на это дело невероятные ресурсы… И это при том, что цивилизация лежит фактически в руинах! Другое дело, если бы этот сложнейший и многоступенчатый эксперимент проводился в виртуальной реальности, в каком-нибудь тайном правительственном убежище, — тогда он был бы вполне возможен. Правда, автор так выстраивает своё произведение, что у читателя просто не остаётся времени, чтобы «включить мозги» на глобальном уровне, — нужно следить за перипетиями сюжета. Но стоит лишь немного задуматься, как вся история разлетается на мелкие кусочки…
Незавидна судьба спасателей. Неужто Хищники постарались?
Особое раздражение вызывают как промежуточные, так и конечные цели эксперимента. Чего, собственно, жаждал добиться ПОРОК? Каким образом полученные в результате испытаний результаты помогли бы спасти человечество? Зачем нужны были все эти кровавые жертвы?
Минхо уже отправился в лес, где они решили устроить себе жильё. Необходимо было выслать людей на поиски пропитания, организовать строительство, обеспечить безопасность, ну и тому подобное. Томас был рад, что кто-то взял всё это на себя. Он устал тащить на своих плечах груз ответственности. Устал душой и телом. Он надеялся, что здесь, в этом месте, они будут изолированы от остального мира. Пусть они там творят что хотят — разбираются со Вспышкой, ищут лекарство, но — сами, без него. Он понимал, что процесс этот будет долгим и тяжёлым, и не хотел принимать в нём участия. С него хватит.
Роман «Лекарство от смерти»
Герои вырвались из замкнутого Лабиринта — чтобы после множества испытаний и потерь прорваться в столь же замкнутый Эдем. Из одной ловушки в другую, разве что чуть более комфортабельную. И если нелогичные действия подростков ещё можно объяснить — ребята просто пытались выжить в экстремальных условиях, их ничто другое и не заботило, — то смысл действий правительственных организаций так и остаётся за гранью понимания. Придуманные автором ответы притянуты за уши и абсолютно бессмысленны. Как будто ПОРОК и его конкуренты на самом деле давно заболели этой самой Вспышкой и превратились в толпу обезумевших хрясков, которые творят немыслимые вещи исключительно ради прихоти. Ведь конечные результаты эксперимента просто убийственны — и для ПОРОКА, и для всего человечества в целом.
Томас в недоумении: строили, строили… А может, всё это сжечь?
Пожалуй, Дэшнеру стоило бы использовать приём братьев Стругацких, которые в ряде своих романов не давали однозначных ответов на возникающие у читателя вопросы. По книгам АБС разбрасывались загадочные эпизоды и фрагменты, о сути которых читатель вынужден был догадываться самостоятельно, из-за чего возникало особое чувство глубокого смысла происходящего. Дэшнер также насыщает свой текст множеством тайн, и, пока они не раскрыты, книги кажутся чем-то гораздо большим, чем они есть на самом деле. Но попытки автора объяснить события всё портят, ибо не отличаются ни логикой, ни правдоподобием. Потому на фоне других популярных подростковых антиутопий вроде «Голодных игр» и «Дивергента» цикл Дэшнера всё же проигрывает. Автор слишком много внимания уделил испытаниям героев, их приключениям и действиям, недостаточно проработав мироустройство и идейную базу.
После финала третьего романа складывается впечатление, что сначала Дэшнер сочинял именно экшен-эпизоды, а уже затем пытался как-то их логически объяснить. Возможно, кстати, что именно так и было — ведь писатель, по его собственному утверждению, впервые увидел сюжет своего бестселлера во сне. Именно таким сном, довольно бессвязным, сшитым на живую нить лабиринтом хаоса и выглядит весь цикл Джеймса Дэшнера. Что, однако, не отменяет авторской изобретательности. В конце концов, серия написана прежде всего для подростков, жаждущих приключений и острых ощущений, — чего-чего, а уж этого добра в романах Дэшнера хватит на всех.
Экранизации
Фильм «Бегущий в лабиринте» (The Maze Runner) был выпущен студией 20th Century Fox в 2014 году. В написании сценария участвовал автор оригинала, ленту поставил Уэс Болл, в картине были заняты малоизвестные молодые актёры Дилан О’Брайэн, Томас Сангстер, Кая Скоделарио, Ки Хонг Ли. Отсутствие голливудских звёзд позволило существенно сэкономить на стоимости картины, которая тем не менее стала блокбастером: при бюджете в 34 миллиона долларов мировые сборы составили более 340 миллионов — в десять раз больше! Невероятный успех фильма обеспечил производство продолжения — новая картина Уэса Болла «Бегущий в лабиринте: Испытание огнём» вышла в сентябре 2016 года. Бюджет картины увеличили в два раза, но сборы остались примерно на том же уровне — около 300 миллионов. Выход финальной части, «Лекарство от смерти», намечался на 2017-й год, но в итоге съёмки пришлось остановить из-за серьёзной травмы, полученной Диланом О’Брайэном на съёмочной площадке. В итоге фильм вышел в начале 2018-го.