Баренц чем интересен для меня
Виллем Баренц
Биография
Виллем Баренц — голландский мореплаватель и исследователь, предпринимавший экспедиции в Арктику и снарядивший 3 путешествия по Северному Ледовитому океану. Сейчас фото первооткрывателя публикуют в учебниках географии и истории.
Детство и юность
О биографии Виллема Баренца вне географической деятельности практически ничего не известно. Предполагается, что он родился около 1550 года, а родиной мальчика стал фризский остров Терсхеллинг. Некоторые исследователи считают, что его отец был простым крестьянином.
A post shared by @ebuising on Sep 17, 2018 at 2:26am PDT
Уже в зрелом возрасте Виллем переехал в Амстердам, где устроился на обучение в навигационно-картографическую мастерскую Планция. Его первое путешествие произошло в компании наставника. Вместе они побывали в Италии и Испании, составляя атлас Средиземного моря. Эта поездка принесла Баренцу диплом штурмана.
Личная жизнь
Смелый и целеустремленный путешественник Виллем Баренц жил жаждой открытий. Его биография не освещена в полной мере, поэтому современные исследователи не могут предоставить о ней полноценную информацию. Посвятив жизнь исследованиям и сделав огромный вклад в изучение Севера, он был сконцентрирован на науке.
Путешествия и исследования
В 1594-м Планций инициировал исследовательскую экспедицию, отыскивая Северно-Восточный проход в Китай. Путешествие предприняли 4 корабля, управляли которыми Брант Эйсбранц, Виллем Баренц и Корнелус Ней. Путь исследователей лежал вокруг Скандинавского полуострова. Голландцы побывали на Кольском полуострове и прошли на север Новой Земли. Путешественники нашли остров Вильгельма, впервые увидели белого медведя. Продвинувшись на восток, они оказались на северной части архипелага и обнаружили мыс, который назвали Большой Ледяной.
Willem Barentsz http://en.wikipedia.org/wiki/Willem_Barents
Обнаружив группу островов, Баренц дал им название Оранские в честь правителя Нидерландов. Здесь исследователи познакомились с моржами. Голландцы посетили залив Южного острова и открыли залив, который на картах отмечается под названием Черный. С тех пор в атласе появилась и отметка о мысе Мучной.
Высадившись на острове Вайгач, путешественники прошли Югорский Шар и оказались на материке. Обратный путь они держали через пролив у мыса Мушерона. Сейчас он называется Дьяконов мыс. На обратном пути мореплаватели посетили остров Штатов, обнаружили Матвеев, Голец и Долгий острова и завершили экспедицию.
Второй поход состоялся в 1595-м и был большего масштаба. К Новой Земле и Вайгачу отправились сразу несколько кораблей, но предстоял нелегкий путь из-за суровой зимы. Некоторые члены экипажа погибли в ходе экспедиции. Пройдя на восток, путешественники оказались в Карском море. Бросив якорь у острова Штатов, они осели там из-за сильного мороза и льдов, мешающих прохождению судов. Путешествие признали провальным, и спонсоры в лице купцов не поддержали следующий поход. Мореплаватели снарядили 2 судна сами в расчете на компенсацию от городского совета в случае успеха.
Виллем Баренц
Краткая биография
Виллем Баренц родился предположительно в начале 60-х гг. XVI в. в Голландии. О его детстве и юности ничего не известно. Первые сведения об этом знаменитом мореплавателе – исследователе Арктики относятся к 1594 г., в это время он жил в Амстердаме и организовывал первую из своих трех экспедиций по Северному Ледовитому океану. Она должна была найти северо-восточный проход к Тихому океану.
Баренц открыл острова Медвежий и Шпицберген, составил первые карты побережья Новой Земли. Затем, в 1595 г., последовала вторая экспедиция. Во время зимовки третьей экспедиции в 1597 г. Виллем Баренц умер, тело его было опущено в море у Ледяной гавани архипелага Новая Земля.
Имя Баренца носит море между Скандинавским полуостровом, архипелагами Новая Земля, Шпицберген и Земля Франца-Иосифа, а также остров в архипелаге Шпицберген и порт Баренцбург на острове Западный Шпицберген.
Поиски северо-восточного пути в Китай
В XVI в. среди европейских исследователей было широко распространено мнение, что в Северном Ледовитом океане существует свободное ото льда пространство, по которому можно достичь берегов Китая и Индии. Этот путь мечтали отыскать многие европейцы.
В июне 1594 г. от голландского острова Текселя отправилась экспедиция, снаряженная на средства амстердамского правительства и голландских купцов. Тремя кораблями и яхтой командовали Брандт Тетгалес, Корнелиус Най и Виллем Баренц. Они надеялись пройти вдоль берегов Норвегии и России и достичь Тихого океана. Через 18 дней корабли вошли в Кольский залив, здесь флотилия разделилась: два корабля («Лебедь» и «Меркурий») направились на восток, они планировали пройти проливом между Югорским полуостровом и островом Вайгач. «Посланник» и яхта, находящиеся под командованием Баренца, взяли курс на северо-восток, вдоль западного побережья Новой Земли.
В конце июля Баренц добрался до северной оконечности Новой Земли, которую он назвал Ледяным мысом (соврем. мыс Карлсена), а 31 июля открыл Оранские острова. Путешествие становилось опасным, корабли со всех сторон были окружены льдами, и команда потребовала возвращения. Капитан стремился идти дальше, но вынужден был согласиться с товарищами – направил суда на юг, к острову Вайгач. Там они соединились с кораблями Ная, которым тем временем удалось пройти проливом Югорский Шар между островом Вайгач и материком, и войти в Карское море.
По пути кораблям встречались ладьи русских. Эти моря поморам были хорошо знакомы, они указывали голландцам наиболее безопасные пути на мелководье.
12 августа сплошной лед остановил движение судов. Не подозревая, что до Тихого океана надо плыть еще несколько тысяч километров, голландцы решили, что крайняя восточная точка Евразии близко. С надеждой, что удастся достичь ее в следующем году, 16 августа они отправились в обратный путь.
В 1595 г. нидерландские Генеральные штаты при участии принца Оранского снарядили вторую экспедицию. 18 июня семь кораблей под руководством адмирала Корнелиуса Ная вышли из Амстердама, штурманом флотилии назначили Баренца. Уверенность в достижении экспедицией берегов Китая была настолько твердой, что на корабли погрузили товары для продажи в Азии. В Карском море флотилия встретила непреодолимое скопление льдов.
Адмирал принял решение возвращаться. Собрав команду на совещание, он предложил офицерам подписать такой протокол: «Мы, нижеподписавшиеся, объявляем перед Богом и перед миром, что мы сделали все, что от нас зависело, чтобы проникнуть через Северное море в Китай и Японию, как нам приказано в наших инструкциях. Наконец мы увидели, что Богу не угодно, чтобы мы продолжали наш путь, и что надобно отказаться от предприятия. Посему мы решились как можно скорее возвратиться в Голландию». Эти слова подписали все кроме Баренца, он хотел двигаться дальше и, если понадобиться, остаться на зимовку. Экспедиция вернулась в Голландию осенью, не выполнив поставленных задач.
Не теряя надежду на успех, правительство Голландии в 1596 г. пообещало премию в 25 тыс. голландских гульденов тому, кто обнаружит северо-восточный проход в Тихий океан. Были снаряжены два судна и набрана команда из добровольцев. Капитанами экспедиции назначили Якоба ван-Геемскерка и Яна Рийпа, Виллем Баренц отправился в путешествие лишь в качестве штурмана.
19 июня корабли подошли к западным берегам Шпицбергена и обследовали его значительную часть. Они назвали эту землю Шпицберген – «острые горы», потому что высадились на самом возвышенном, скалистом острове архипелага. Льды смыкались, флотилия вынуждена была повернуть назад к острову Медвежий, там между руководителями путешествия начались разногласия, пути кораблей разошлись. Рийп направился искать восточный проход северным курсом, а Геемскерк и Баренц – восточным.
17 июля корабль Баренца достиг архипелага Новая Земля, однако льды становились все плотнее и обширнее и, наконец, 26 августа он оказался в ледяном плену. Команде ничего не оставалось, как приготовиться к вынужденной зимовке: с судна сняли лодки, паруса, мушкеты, необходимое снаряжение, продукты. Под руководством Баренца из прибойного леса и обшивки корабля, раздавленного льдами, была построена хижина, моряки охотились на песцов и медведей, шили меховую одежду. Морозы усиливались, заледенели и остановились часы, спиртные напитки замерзали и разрывали бочки, нары покрывались льдом, но семнадцать зимовщиков еще не представляли себе, какие испытания ждали их впереди.
В декабре началась полярная ночь, снег завалил избушку по самую крышу. Чтобы выйти наружу, всякий раз приходилось рыть себе проход в глубоком снегу. В благоприятную погоду, чтобы не потерять физическую форму, моряки тренировались, занимались бегом, играли в гольф. Они болели, страдали от цинги, но все восемь тяжелых месяцев зимовки были невозмутимо тверды, их силу духа неизменно поддерживал отважный командир – Виллем Баренц. Он был душой команды.
В начале мая море очистилось ото льда, смельчаки решились на сохранившихся спасательных шлюпках отправиться в обратный путь на родину. Краткий отчет об экспедиции и зимовке Баренц спрятал в ружейный чехол и прикрепил к дымовому отверстию избы, а подробное описание всех обстоятельств этой экспедиции (как и предыдущих двух) составил их участник Геррит де Веер. Эта зимовка была одной из первых подробно описанных в истории географических открытий.
Ослабленные и изнуренные полярники 14 июня 1597 г. вышли в море и направились на юг вдоль берега Новой Земли, многие страдали от цинги и других болезней. 20 июня у Ледяного мыса Виллем Баренц скончался. Похоронив своего знаменитого капитана – величайшего мореплавателя Голландии в водах Ледяной гавани, моряки под командованием Геемскерка продолжили путь на юг. Более месяца с неимоверными трудностями плыли они на небольших, открытых шлюпках по бурному морю. Это было поистине опаснейшее путешествие: шторма, скалистые берега, льды… наконец на горизонте показались долгожданные берега Евразии. Встреченные на пути русские поморы глубоко сочувствовали голландцам, указывали им путь, делились едой и оказывали всяческую помощь.
Обогнув полуостров Канин Нос, в начале сентября они вошли в Кольский залив и встретили своих соотечественников – корабль Яна Рийпа, с которым корабли Баренца расстались в 1596 г. на острове Медвежий. После безуспешной попытки подняться севернее Шпицбергена Рийп вернулся в Голландию летом 1597 г. Теперь его корабль направлялся на родину после коммерческого плавания в Россию. Он принял на борт полярников. 1 ноября 12 моряков (из 17 зимовавших), которых все уже считали погибшими, вышли на берег в Амстердаме.
В сентябре 1871 г. норвежский капитан Э. Карлсен обнаружил хижину Баренца на Новой Земле. Она прекрасно сохранилась, и все в ней было именно так, как описывал Геррит де Веер, в том числе нашелся и оставленный Баренцем отчет о путешествии, карты западного и северного побережья Новой Земли, данные промеров глубин по курсу корабля и первые научные сведения о море, впоследствии названном именем Баренца.
В 1980 г. экспедиция Д.Ф. Кравченко обнаружила обломки судна Баренца.
Вклад в географию
Сведения, полученные экспедицией Баренца, легли в основу карты Новой Земли. Были открыты острова Шпицберген, Медвежий, Оранские. Получены первые научные данные о Баренцевом и Карском морях.
Хочу все знать
Альманах для любознательных
Страницы
Виллем Баренц
2017/03/14
Виллем Баренц — голландский мореплаватель и исследователь. Современники прозвали его «шкипером эпохи».
Знаменитые путешественники
Его именем названо Баренцево море и один из островов. В его честь назван город на открытом им архипелаге Шпицберген, а также острова у западного побережья Новой Земли.
Рассказом о жизни и трагической гибели великого мореплавателя мы продолжаем цикл статей «Знаменитые путешественники»
Виллем Баренц — «шкипер эпохи»
Точная дата рождения голландского путешественника Виллема Беренца и его жизнь до 1594 года доподлинно не известны.
Родился около 1550 года (к сожалению, церковные книги за этот период не сохранились) на фризском острове Терсхеллинг. Его отец был рыбаком, звали его Барент, и по традиции от его имени образовали фамилию великого путешественника — Барентсзоон, «сын Барента», сокращенно получилось Баренц.
Не сохранились, так же сведения о семье и детских годах «сына Барента». Известно лишь, что уже довольно зрелым человеком он перебрался в Амстердам, где поступил учеником в навигацко-картографическую мастерскую Планция. Вместе с наставником он совершил путешествие в Испанию и Италию, во время которого совместно был составлен атлас Средиземного моря. После этого похода Баренц получил диплом штурмана.
Далее страницы его биографии вновь неизвестны практически до 1594 года, когда Баренцу, вероятно, исполнилось лет 45. Именно тогда Планций снарядил наконец «экспедицию своей мечты» — на поиски великого Северо-Восточного прохода. По замыслу автора проекта, три корабля должны были отправиться по морю, ныне известному как Карское, в разных направлениях, отыскивая свободный от льда путь.
В1594 году 5 июня суда, покинули амстердамский остров Тексел и взяли курс на Скандинавию. Баренцу выпало командовать «Меркурием» — самым маленьким из кораблей После многих месяцев упорного продвижения вперед моряки достигли неизвестной группы островов, которые в честь штатгальтера назвали Оранскими Это был маленький архипелаг у северной оконечности Новой Земли. Но заканчивалось продовольствие, и громкий ропот команды заставил упорного Баренца повернуть назад.
На следующий год Баренц принял участие в качестве командира одного из кораблей в новой экспедиции голландского флота, перед которой была поставлена задача пройти в Карское море через пролив между островом Вайгач (у северного побережья Сибири) и Новой Землей. Однако попытка не удалась.
Но, мысль найти северо-восточный путь в Китай не оставляла голландцев. В 1596 году голландские купцы организовали новую экспедицию Баренца и Иоганна Райпа. На этот раз мореплаватели сразу же от норвежских берегов взяли курс на север. В начале июня прошли открытый в первой экспедиции остров Медвежий. Западный ветер слегка отнес флот от курса, и это позволило сделать, пожалуй, самое крупное географическое открытие. В тумане над горизонтом открылась часть архипелага Шпицбергена (назвали его так из за острых горных вершин).
Оттуда корабль взял курс на восток и подошел к Новой Земле. 31 августа мореплавателям удалось обойти северный мыс острова (позднее названный Мысом Желания), но там они снова встретили льды, которые вынудили их остановиться. Путешественникам пришлось стать на тяжелую зимовку.
Участник и летописец того нелегкого плавания Геррит де Фер пометил в тот день в дневнике: «Под вечер мы добрались до западной стороны Ледяной гавани, где нам пришлось провести всю холодную зиму в большой нужде, страданиях и тоске». Ледяные оковы держали корабль всю зиму и весну, поэтому решено было направиться к материку на двух лодках. Баренц и еще пять участников экспедиции стали жертвами, этого трудного пути.
Приключения голландцев на Новой Земле сразу приобрели широкую известность благодаря дневнику де Фера, опубликованному год спустя. Его немедленно перевели на многие европейские языки.
Однако, свидетельства де Фера очень долгое время все специалисты считали сказками, и европейцы на века прекратили тогда поиски Северо-Восточного прохода.
Только через 300 лет после смерти Баренца, в 1871 году, норвежский промышленник и путешественник Эллинг Карлсен изучая Новую Землю, случайно наткнулся на следы той давней зимовки в Ледяной гавани и обнаружил массу предметов, корабельный журнал, книги и приборы,оставленные экспедицией.
Через пять лет в гавань на своей яхте пришел англичанин Чарльз Гардинер, он так же нашел немало интересного: компасы, будильник XVI века, копья, алебарды, мушкеты, медные деньги, кухонную утварь, инструменты, а главное — именно ему в развалинах очага попалась на глаза маленькая гильза с последней запиской Баренца. Все это теперь находится в музее морского департамента в Гааге.
Хотя Баренцу не удалось достичь главной цели — открытия северо-восточного пути в Китай, но он установил возможность навигации по Северному Ледовитому океану, открыл острова Медвежий и Шпицберген, изучил побережье Новой Земли.
В честь выдающегося путешественника Виллема Баренца названо море, между Скандинавией, Новой Землей и Шпицбергеном. Имя Баренца получил также остров у восточного побережья Шпицбергена.
Виллем Баренц — во имя человечества в ледяном плену
Совсем недавно мы познакомились с Генри Морганом, пиратом, который сумел стать губернатором и получить титул «сэра». А в новой своей статье хочу рассказать о Виллеме Баренце.
На мой взгляд, этого путешественника и представлять не нужно. Кто из нас не слышал о Баренцевом море? Однако немногим известны судьба и история жизни этого человека, чьё имя увековечено в географических картах. Чем же прославился Баренц и каким был его путь?
Виллем Баренц (годы жизни 1550-1597)
Заветная мечта
Точная дата рождения Виллема Баренца неизвестна, а в большинстве источников указывается 1550 год. Однако это не самое удивительное. Баренц – это не его фамилия, а только производная форма от имени отца, которого звали Барент. Почему же мы ничего не знаем о фамилии мореплавателя? Причина этому – его принадлежность к простому роду бедняков. Насколько известно, его отец был голландским рыбаком.
История этого человека полна тайн. К примеру, ничего нельзя сказать о ранних годах Баренца, а мы встречаем его вновь уже в зрелом возрасте, когда он занимает должность картографа в Амстердаме.
Картина Баренц и Хемскерк, работа с картой.
Возможно, благодаря детальному изучению карт Баренц начинает задумываться о «невозможном» — открытии северного пути к Индии. Хочу заметить, что и до его плавания многие путешественники (и русские в том числе) пытались найти этот маршрут, что помог бы им идти в обход испанских территорий, что занимали большую часть южных земель.
Начало путешествий
Итак, Баренц настроен крайне решительно, а потому при поддержке властей его экспедиция отправляется в июне 1594 года. Их путь лежит через холодные воды северных морей, непростой климат становится серьёзным испытанием, но уже вскоре команда достигает участка покрытой льдом суши, где встречает белого медведя. Как назвал эту местность Баренц? Просто и лаконично – Медвежий остров.
Корабль Баренца (а назывался он «Меркурий») продвигается вперёд, но при достижении архипелага Новая Земля команда, измученная суровыми погодными условиями, предлагает капитану повернуть назад. Баренц не хочет рисковать своими людьми, а путешествие действительно оказывается тяжелее, чем он предвидел. Он возвращается на родину.
Баренцево судно среди Арктических льдов.
Как бы вы поступили на месте Баренца, который был не так далеко от достижения желаемой цели? Согласитесь, стоило вновь попытать свои силы и продолжить путь по северным водам. Баренц делает именно это.
Уже в следующем, 1595 году, путешественник вновь отправляется в море. Увы, на этот раз время плавания было рассчитано неудачно – льды помешали продвижению кораблей.
Однако в этой экспедиции были и свои «плюсы» — команда Баренца высаживается на острове Вайгач, где обнаруживает древние памятники языческой веры. Это было выдающимся открытием для культуры, но Баренц всё равно недоволен походом.
Виллем Баренц не сдавался вопреки неудачам
В мае 1596 года штурман Баренц находится на одном из кораблей, которые делают очередную попытку по открытию северного пути к Китаю или Индии. Экспедиция приносит свои плоды. Во время плавания команда открывает Шпицберген.
Название этому архипелагу было дано из-за высоких «шпилей» льда, торчавших из поверхности земли – это были такие необычные горы.
Дойдя до мыса желаний, моряки ошибочно думают, что теперь перед ними открыт путь к Китаю. Их надежды оказались разбитыми, когда корабли наталкиваются на лёд, что начинает затягивать море. Стремительно повернув назад, они спешат в обратном направлении. Вырваться из замерзающих морей командам двух кораблей не удаётся. Баренц вместе с другими участниками экспедиции оказываются в ледяном плену.
Убежище, построенное из одного корабля
Борьба с морем и льдом
Казалось бы, в подобной ситуации многие могли бы впасть в отчаяние, но только не Баренц. Он вдохновляет товарищей, и находит средство продержаться до наступления оттепели. Каким образом? Вновь очень просто и по-своему гениально.
Из одного корабля команда сколачивает жилище, которое служит ночлегом и пунктом обогрева. Всё долгое зимнее время моряки охотились на белых медведей, используя их шкуры как одежду или покрывала.
Надо сказать, что животные эти нередко становились серьёзной угрозой для людей. Кроме того, Баренц требовал от моряков постоянного выполнения физических упражнений. Он понимал, что такие тренировки помогут в дальнейшем преодолеть ледяную преграду.
Иллюстрация дома, в котором зимовал мореплаватель Барентс в 1596-97 годах на Новой Земле.
Прорыв и спасение
Дни идут за днями, провизии становится всё меньше, а лёд ещё не может позволить кораблю двигаться вперёд. Тогда Баренц вместе с капитанами принимает решение оставить судно и плыть на небольших лодках. Только представьте смелость этих людей, решившихся переправляться по ледяному морю на нескольких «хлипких» шлюпках!
Страница книги 1598 года о путешествии Баренца «Арктические плавания Виллема Баренца 1594-1597 г.»
Однако не только холод и замёрзшее море были главными проблемами. Из-за потрясений и ослабления организма Баренц серьёзно заболевает. Он так и не успевает дожить до спасительного дня, когда голландцев подобрало русское торговое судно. Виллем Баренц ушёл из жизни в июне 1597 года.
Смерть Виллема Баренца в июне 1597 года.
Позднее, уже в XIX веке, были найдены следы голландской экспедиции, главным участником которой был Виллем Баренц. Люди нового столетия были поражены стойкостью участников морского похода, поскольку в подобных условиях выжить сумел бы далеко не каждый.
Фрагмент шпангоута каравеллы Меркурий экспедиции Виллема Баренца
Путешествие Баренца стало последним в истории голландских исследований северного пути, однако опыт этого мореплавателя стал настоящим сокровищем для его последователей. Не думайте, что Баренц оказался неудачником.
Да, он действительно не смог достичь своей главной цели. Да, он допустил погрешности в расчетах, ошибочно приняв Мыс желаний за земли, находящиеся неподалёку от Китая. Но этот человек совершил массу открытий, которые и по сей день являются важными основами географической науки.
Находки на новой земле предметов оставшихся от экспедиции Виллема Баренца.
Открытия Виллема Баренца такие как: Медвежий остров, Новая Земля, Шпицберген… Всё это ещё долго оставалось бы неизвестным, если бы не Виллем Баренц. Однако его заслуги не только в этом. На мой взгляд, этот человек заслуживает восхищения уже благодаря одному своему мужеству – всю свою жизнь он посвятил открытиям, не жалея ничего – и даже самого себя.