Жуз (каз. жүз — «союз», из-за омонимии часто неправильно переводят «сотня») — исторически сложившееся объединение казахов. Всего образовалось 3 жуза: Старший жуз, Средний жуз и Младший жуз.
Вне жузовой классификации состоят:
Торе считались «ақ-сүйек» (белая кость) — то есть аристократами.
Содержание
Возникновение
По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар.
В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности.
М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что обособленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы.
Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до объединения Чингизханом тюрков и монгол в одну тюрко-монгольскую империю.
Востоковед Султанов Т. И. говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы.
Не полностью раскрыта ещё и само понятие — «жуз». Некоторые учёные связывают его с арабским словом «джуз» — «основная часть чего-то, ответвление». В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» некоторые учёные сравнивают с казахскими жузом.
Историческая особенность жузов
У казахских жузов имелись следующие особенности:
Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза — Это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего Жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов.
Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях.
Современное состояние
В современном Казахстане жузы сохраняют лишь историко-этнографическое значение, население Казахстана трансформировалось от деления на жузы в единый казахский народ во второй половине XX века.
Литература
Ссылки
Казахи
Жузы
Старший жуз · Средний жуз · Младший жуз · Ру
Культура
История · Язык · Письменность · Литература · Казахская народная поэзия · Традиции · Религия · Кухня
Диаспора
Китай · Узбекистан · Россия · Монголия · Туркмения · Киргизия · Турция · Афганистан · Иран · Америка
Разное
Казахские ханы · Казахское шежире · Родство у казахов · Казахское имя · Оралманы
Жуз (каз. жүз — «союз», из-за омонимии часто неправильно переводят «сотня») — традиционное деление казахского народа, состоящего из трёх жузов.
Вне жузовой классификации состоят:
Торе и кожа считались «ақ-сүйек» (белая кость) — то есть аристократами.
Содержание
Возникновение
О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.
Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что особленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия. Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предпологает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы.
Не полностью раскрыта ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским слвом «джуз» — «основная часть чего-то, отвлетление». В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» (жузик-пузик) некоторые ученые сравнивают с казахскими жузом.
Историческая особенность жузов
У казахских жузов имелись следующие особенности: 1) внутреннее региональное единство; 2) этническое единство; 3) культурно-хозяйственная общность; 4) общность политического руководства.
Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза — Это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего Жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях.
Современное состояние
В современном Казахстане жузы сохраняют лишь этнографическое значение.
«Д» продолжает публиковать отрывки из книги Каната Тасибекова «Ситуативный казахский». На этот раз поговорим о родах и жузах.
«Д» продолжает публиковать отрывки из книги Каната Тасибекова «Ситуативный казахский». На этот раз поговорим о родах и жузах.
АТА ТЕГІ – свой род
АЛАШ – это альтернативное самоназвание казахов, следуя традиции персонификации истории, казахи считают, что АЛАША-ХАН – это реально существовавший персонаж, родоначальник всех тюрков, трое сыновей которого – АҚАРЫС, ЖАНАРЫС и БЕКАРЫС – являются отцами-основателями трех казахских жузов.
То время, когда Алаша-хан правил казахами, в памяти народной считается «золотым веком» – Алаш болғанда [был Алаш тогда]. Ала тай ат болғанда, таңбасыз тай, енсіз қой болғанда [пегий стригунок был конем тогда, стригунки без клейма и овцы без метки паслись тогда]. Астың астауы – алтыннан, иттің итаяғы – күмістен болғанда [блюда для мяса из золота, миски для собак из серебра были тогда]. Алаша бәрімізге хан болғанда [Алаша был для нас всех ханом тогда]. Біз кім болмадық? [кем мы не были тогда?].
Мы перечислим ТАЙПА Младшего жуза, т.к. им не хватило места в квадратиках вышеприведенной схемы. Алимулы составляют 6 родов – қарасақал, қаракесек, төрт қара, шөмекей, шекты, кете. В Байулы 12 родов – шеркеш, адай, жаппас, алаша, байбақты, масқар, беріш, таз, есентемір, тана, қызыл қурт, шейх. Жетыру, как и следует из названия, составляют 7 родов – табын, тама, кердері, кереит, жағалбайлы, тілеу, рамадан.
Из вышеприведенной схемы следует, что к Старшему жузу относятся 12 родов, в Среднем жузе – 6, а в Младшем – 3 ТАЙПА, которые насчитывают 25 родов.
Кроме того, отдельно выделяются роды, не входящие в жузовскую систему. Самыми крупными из них являются ТӨРЕ – чингизиды, ҚОЖА и СУНАҚ – потомки арабских миссионеров, а также ТӨЛЕҢГІТ – потомки наемных и плененных воинов.
Широко распространенная пословица гласит: Ұлы жүздің баласын қауға беріп малға қой [Выходцу из Старшего жуза дай бадью и отправь поить скот]. Орта жүздің баласын қалам беріп дауға қой [Выходцу из Среднего жуза дай перо и отправь на судебную тяжбу]. Кіші жүздің баласын найза беріп жауға қой [Выходцу из Младшего жуза дай копье и отправь на битву].
В ученой среде нет единого мнения и в отношении времени возникновения жузовской системы, и в отношении ее идеологической и практической наполненности. Можно предположить, что древние племена, составляющие казахский народ, были поделены на три жуза или, другими словами, на три военных округа древним гениальным полководцем. Казахи на протяжении веков продолжают бережно хранить сведения о своей принадлежности к определенному фронту /кругу/ – ЖҮЗ, армии – ТАЙПА, дивизии – РУ, полку – АТА, батальону – CҮЙЕК.
Казахи генетически запрограммированы на сохранение родоплеменной структуры. Самый что ни на есть «асфальтовый» казах незамедлительно даст ответ на вопрос РУЫҢ КІМ [какого ты рода]? Он может не знать языка, может даже не понять вопроса, заданного в традиционной форме ҚАЙ АТАНЫҢ БАЛАСЫСЫҢ?, может быть даже не «чистым» казахом, но поняв, что от него хотят, тут же отрапортует: «Я Юра, сын Ақтая, рода Қыпшақ, подрода Қарабалық».
Необходимо принять во внимание, что история казахов не знает крупных, с пролитием крови, конфликтов на почве родоплеменного деления. Поэтому хотелось бы думать, что это генетически запрограммированное структурирование, которое и в прошлом не разъединило наш народ, послужит основанием прочности и единства нации и в будущем. Уверенность в этом вызывает и тот факт, что все роды сплетены узами родственных отношений, т.к. во избежание нарушения табу на брак с девушкой ближе седьмого колена по генеалогии – ЖЕТІ АТАДАН БЕРІ ҚЫЗ АЛЫСПАҢДАР – жен выбирают из другого рода.
Даже при похоронах уважаемого человека люди, обмывающие покойника и укладывающие его в могилу – СҮЙЕККЕ КІРГЕН АДАМДАР, подбираются с учетом их родовой принадлежности – желательно представительство всех родов, соседствующих и родственных с родом покойного. Полемика о древности, заслугах, героях того или иного рода, протежирование своих соплеменников и «подсиживание» чужаков в жизни носят, скорее, игровой, тренировочный характер.
Я приведу некоторые из приговорок-дразнилок в качестве занимательного средства для пополнения лексикона.
Адайдың бейіттерін көргенде өлгің келеді. [Когда видишь мавзолеи Адаев, хочется самому туда лечь].
Арғынның арулары ашаң келеді, ұнатқанына босаң келеді. [Аргынские красавицы стройны, к тому, кто им понравится, они очень добры].
Арғыннан ән таңда, Қызайдан қыз таңда. [У Аргынов песни хороши, у Кызаев девушку бери].
Арғын-Найман аталас, Найман-Керей енелес. [У Арғынов и Найманов отцы – братья, у Найманов и Кереев матери – сестры] и обычно добавляется: енелестер еніп сөйлесер, аталастар ат үстінде сөйлесер.
[У кого матери сестры – беседуют доверительно, у кого отцы братья – переговаривают, не спешиваясь /враждебно/].
Старший жуз. Албан. Шанышкылы. Дулат. Жалайыр. Канлы. Ошакты. Суан. Сиргели. Шапырашты. Ысты. Сары. уйсын. Группа казахских родов и племён, занимавшая территорию Семиречья и Южного Казахстана и часть современной территории западного Китая и Узбекистана (Ташкентская область). Процесс сложения Старшего жуза завершился в начале XVI века.
В XVI—XVIII веках на территории Старшего жуза возникали и исчезали ханства, пока в 20—40-х годах XIX века Старший жуз не вошёл в состав Российской империи. В XIX веке казахское население старшего жуза составляло около 550 тыс. человек Рода старшего жуза являются бывшими могулами, выходцами из государства Могулистан, восточной части Улуса Чагатая.
Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи. Они делились на четыре крупных рода: ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Их лозунгом был клич «Бактияр». Шапырашты в основном жили в предгорьях Заилийского Алатау, вокруг современного города Алма-Аты. Их клич — «Карасай».
Албаны проживали в Семиречье на юго-восточной стороне хребета Алтынэмель, на севере Заилийского Алатау, в верхнем течении Или, озера Кольсай на берегах горных рек Текес, Чарын. Их клич — «Райымбек». Суаны жили в предгорьях Алтынэмелья, в Семеречье, на юго-восточной стороне Джунгарского Алатау, на берегу Коктелек у местечка Коргаска. Их лозунг-клич — «Райымбек, Байсуан». Жалайыры проживали предгорьях Джунгарского Алатау, Аркарлы, Малайсары, на берегах рек Каратал, Или, на юго-восточном побережье Балхаша. Их клич — «Кабылан». Канлы занимали территорию современно Южно-Казахстанской области. Их клич — «Айырылмас; „Байтерек“»
. Сары-уйсын в основном кочевали по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах реки Каргаты до слияния её с Чу. Сиргели жили в среднем течении Чу, нижнем течении Таласа, в предгорьях в Каратау. Их клич — «Тоганас».
Ошакты кочевали в нижнем течении Таласа, юго-восточных отрогах Каратау. В конце XIX в. их число достигло 20 тыс. человек. Ысты жили в северное части озера Балхаша и территории Жамбылской области. Их клич — «Жауатар». Шанышкылы жили в Южно-Казахстанской области, граничащей с Узбекистаном. Их клич — «Айырылмас».
В Старшем жузе большинство родов входит в племенной союз Уйсын. Сарыуйсын, Шапырашты, Ысты, Ошакты, Албан, Суан и Дулат. Канлы считаются одним из древнейших племен в составе казахов. Средний жуз. Аргын. Керей. Конырат. Кыпшак. Найман. Уак. Группа казахских племенных объединений в Центральном и Северо-Восточном Казахстане.
Средний жуз занимал центральную и восточную часть современной территории Казахстана. В конце XIX — начале XX в. число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн 350 тыс. человек. Если к этому числу добавить кереев, найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн 500 тыс. человек. Из Среднего жуза происходят такие известные личности, как Абай Кунанбаев, Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Хаджимукан Мунайтпасов, Кожаберген жырау, Батыр Баян.
Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на севере-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Их лозунг-клич — «Акжол».
Найманы обосновались в основном в восточном регионе Казахстана, на плоскогорьях Алатайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала в районе гор Улытау в Центральном Казахстане, а также по берегам Сырдарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — «Каптагай!»
Кипчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском,
Вот так выглядит распределение по племенам в Жузах
Старший жуз
Группа казахских родов и племён, занимавшая территорию Семиречья и Южного Казахстана и часть современной территории западного Китая и Узбекистана (Ташкентская область). Процесс сложения Старшего жуза завершился в начале XVI века. В XVI—XVIII веках на территории Старшего жуза возникали и исчезали ханства, пока в 20—40-х годах XIX века Старший жуз не вошёл в состав Российской империи. В XIX веке казахское население старшего жуза составляло около 550 тыс. человек
Рода старшего жуза являются бывшими могулами, выходцами из государства Могулистан, восточной части Улуса Чагатая.
Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи. Они делились на четыре крупных рода: ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Их лозунгом был клич «Бактияр».
Шапырашты в основном жили в предгорьях Заилийского Алатау, вокруг современного города Алма-Аты. Их клич — «Карасай».
Албаны проживали в Семиречье на юго-восточной стороне хребета Алтынэмель, на севере Заилийского Алатау, в верхнем течении Или, озера Кольсай на берегах горных рек Текес, Чарын. Их клич — «Райымбек».
Суаны жили в предгорьях Алтынэмелья, в Семеречье, на юго-восточной стороне Джунгарского Алатау, на берегу Коктелек у местечка Коргаска. Их лозунг-клич — «Райымбек, Байсуан».
Жалайыры проживали предгорьях Джунгарского Алатау, Аркарлы, Малайсары, на берегах рек Каратал, Или, на юго-восточном побережье Балхаша. Их клич — «Кабылан».
Канлы занимали территорию современно Южно-Казахстанской области. Их клич — «Айырылмас; „Байтерек“».
Сары-уйсын в основном кочевали по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах реки Каргаты до слияния её с Чу.
Сиргели жили в среднем течении Чу, нижнем течении Таласа, в предгорьях в Каратау. Их клич — «Тоганас».
Ошакты кочевали в нижнем течении Таласа, юго-восточных отрогах Каратау. В конце XIX в. их число достигло 20 тыс. человек.
Ысты жили в северное части озера Балхаша и территории Жамбылской области. Их клич — «Жауатар».
Шанышкылы жили в Южно-Казахстанской области, граничащей с Узбекистаном. Их клич — «Айырылмас».
В Старшем жузе большинство родов входит в племенной союз Уйсын. Сарыуйсын, Шапырашты, Ысты, Ошакты, Албан, Суан и Дулат. Канлы считаются одним из древнейших племен в составе казахов./Ref: ru.wikipedia.org/wiki/Старший_жуз/
Средний жуз
Группа казахских племенных объединений в Центральном и Северо-Восточном Казахстане. Средний жуз занимал центральную и восточную часть современной территории Казахстана.
В конце XIX — начале XX в. число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн 350 тыс. человек. Если к этому числу добавить кереев, найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн 500 тыс. человек.
Из Среднего жуза происходят такие известные личности, как Абай Кунанбаев, Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Хаджимукан Мунайтпасов, Кожаберген жырау, Батыр Баян.
Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на севере-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Их лозунг-клич — «Акжол».
Найманы обосновались в основном в восточном регионе Казахстана, на плоскогорьях Алатайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала в районе гор Улытау в Центральном Казахстане, а также по берегам Сырдарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — «Каптагай!»
Кипчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском, Омском уездах. Их лозунг — «Ойбас».
Кереи жили в Северном и Восточном Казахстане, на берегах Иртыша и Ишима, в западных отрогах Алтайских гор, в Перовском, Омском, Каркаралинском, Кустанайском, Семипалатинском, Зайсанском уездах. Их лозунг — «Акжол Каракожа».
Уак селились группами, разбросанными от берегов Тургая и Тобола до границ Восточного Казахстана. Они жили в Семипалатинском, Петропавлоском и Павлодарском уездах. Их лозунг и клич — «Жаубасар, Мукамал». /Ref: ru.wikipedia.org/wiki/Средний_жуз/
Младший жуз
Группа казахских родов, образовавшаяся в Западном Казахстане. Состоит из трех племенных союзов: алимулы, байулы и жетыру. В 1731 году во главе с Абулхаиром вошли в состав Российской империи.
Жуз – это специфическая форма объединения казахов, сложившаяся исторически. Всего их было три. Старший, Средний и Младший, и между собой они делили практически всю территорию современного Казахстана, захватывая и небольшую часть соседних государств. Жузы имели свои отличительные особенности: внутреннее этническое единство, обособленная территория, родовые связи, традиции и обычаи.
Мнение историков о периоде возникновения жузов
Языковед Сарсен Аманжолов, один из основоположников казахского языкознания, придерживается версии об их появлении в 10-12 веках, еще до объединения монголов и тюрков в единую тюрко-монгольскую империю
Советский востоковед Василий Бартольд, исламовед и арабист, считает временем возникновения жузов 16-й век.
Историк Чокан Валиханов связывал возникновение жузов с периодом распада Золотой Орды.
Русский этнограф и востоковед Николай Аристов же относил создание жузов к периоду набегов джунгар.
Востоковед Турсун Султанов, отмечая скудность сведений, с большей долей вероятности относил время возникновения жузов ко второй половине 16-го века – по его мнению, именно в этот период произошла трансформация системы улусов в систему жузов.
Жузы Казахстана
Вам будет интересно: Законы Ньютона и основное утверждение механики
Существует казахская пословица:
Дай Старшему Жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему Жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему Жузу копье и отправь на врага.
Довольно любопытно, не правда ли?
Всего существовало три казахских жуза. О них мы уже упоминали. Старший («Улы жуз»), Средний («Орта») и Младший («Киши»). Старший занимал территорию Семиречья и Южного Казахстана. Средний – территорию Центрального Казахстана А Младший казахский жуз располагался на территории Западного Казахстана.
Интересный факт! Старший не был самым крупным по территории или численности. Он получил свое название из-за старшинства входивших в его состав родов.
Жузы существовали как разные ханства со своими правителями, обычаями и родовыми связями. Но при этом жители никогда не забывали, что в целом они – единый народ, между собой войн не устраивали, а при угрозе внешнего врага объединяли свои силы.
Особенности воспитания
Какие особенности воспитания и поведения были приняты в объединениях, которые носили названия жуз? Это, к примеру, особенность воспитания сыновей. Традиционно детей «делили» так: старший сын отдавался бабушке и дедушке «на воспитание», средний сын рос с родителями и в дальнейшем оставался в этой семье, помогая до старости, а вот младшего растили для войска. Младшие сыновья с детства знали о своем предназначении и обучались тем умениям, которые могли бы пригодиться на поле боя – фехтованию, стрельбе из лука и прочему.
Каждый член этой общности должен был превосходно знать и жузы, и роды, населявшие его. Знание своего родословного древа – святая обязанность для всех обитателей с самого раннего возраста.
Знать «назубок» всех родственников до десятого и далее колена – не прихоть старейшин. Дело в том, что в жузах любой, даже самый дальний родственник мог рассчитывать на всевозможную помощь, в какой бы момент он за ней не обратился к своему. Важность родственной взаимопомощи – отличительная особенность мировосприятия.
Браки
Старший
Вам будет интересно: Законы Ньютона и основное утверждение механики
Южно-Казахстанская, Джамбульская и юг Алматинской области – это все бывший Старший жуз. Это земли Южного Казахстана, Семиречья и даже частично территория современного западного Китая.
Этот жуз – последний из трех, оказавшийся в составе Российской империи. Более того, за него еще пришлось побороться с Кокандским ханством – в прямом смысле слова. Да и дипломатическую войну за Семиречье тоже пришлось устроить, но уже с Китаем.
Если племена Среднего и Младшего жузов были кочевыми, то Старший жуз отличался наличием оседлых казахов.
Богатство Старшего жуза – залежи урана. В последние годы Казахстан стал лидером по его добыче, сильно увеличив производство.
Здесь высокая рождаемость, сюда с удовольствием переселяются многие узбеки и киргизы.
Сейчас на территории бывшего жуза находится город Алма-Ата с населением более полутора миллионов человек.
Средний
По территории Среднего жуза протекали реки Иртыш, Ишим и Тобол. Проживали в нем 6 основных племен: аргыны, найманы, кипчаки, коныраты, кереи и уаки. К началу двадцатого века общая численность Среднего жуза составляла порядка 1 млн 300 тыс. человек.
Если говорить о присоединении Среднего жуза к России, то тут важным оказался 1739 год. В этом году состоялся съезд казахских султанов в Оренбурге; от Среднего жуза присутствовали 27 старшин. На этом съезде султаны присягнули на верность Российской империи, и часть Среднего жуза вошла в ее состав. Но не все проходило гладко, часть ханов оспорила это решение, и в итоге окончательное присоединение Среднего жуза затянулось вплоть до середины 19-го века.
Младший
Этот жуз занимал территорию современных Актубинской, Западно-Казахстанской, Атыраусской, Мангышлакской областей и частично – Кызылординской области. Если смотреть на карту, то это западная часть Казахстана от Урала до Каспийского моря. Основные реки, протекающие по землям – Сырдарья и Яик.
Если рассматривать присоединение жузов к России, то именно младший присоединился первым и по собственной воле. 18-й век оказался в целом сложным для Казахстана, воинственные соседи джунгары с Востока опустошали земли, негативно влияли на экономическую жизнь казахов, им требовался сильный покровитель. В 1726 году старший хан направил прошение в Россию о покровительстве. Принятие Младшего жуза в состав империи произошло в 1731 году после подписания императрицей Анной Иоанновной соответствующего указа.
Крупнейший город на современной территории – город Ахтубинск с населением свыше 370 тыс. человек. Помимо казахов и русских, сейчас в этих краях проживают представители корейской нации.
Территория, которую занимал Младший жуз – это край засушливых степей, напоминающих пустыню. Но в этой пустыне есть стратегически важные для Казахстана ресурсы – здесь добывают нефть, хром и уран.
Жузы в современном Казахстане
Также в Казахстане есть две малочисленные, но почитаемые большинством казахов группы населения:
Современный Казахстан старается не подчеркивать различия между жузами, а еще лучше – совсем стереть различия между ними. Но дело идет не очень успешно – все же это история страны в несколько сотен лет, а приверженность традициям в казахской степи очень велика.
Показательно, как чиновники из высших эшелонов власти стараются свести на нет важность происхождения из какого-либо жуза. В качестве примера можно взять высказывание советника президента Ермухамета Ертысбаева:
Я вообще не знаю, какого я рода, какого жуза. Я — казах. Двадцать первый век, а мы мыслим категориями эпохи монголо-татарского нашествия.
Значение жузов в истории Казахстана
Наличие жузов определенно сыграло свою важную роль в истории всего государства. В первую очередь именно благодаря ним был так хорош сохранен казахский этнос. То, что до наших дней дошли обычаи, язык, особенности культуры и традиции древнего казахского общества – неспроста. На страну оказывали давление и Китай, и среднеазиатские ханства, и Россия. Все это могло бы удручающе повлиять на этнос и культуру казахов. Но именно благодаря жузам потери этой уникальной культуры не произошло.
Надо также понимать, что казахи занимали довольно большую территорию. Эффективно управлять ею из какого-то одного центра было проблематично, а в иные отрезки времени и невозможно. Наличие уважаемых жузов помогло сохранить страну для потомков в том виде, в каком мы видим современный Казахстан сейчас.