Жуткая юрта монголия что это
«Выживет толстейший». The Grand Tour в Монголии. ВИДЕО
Автор: Сангита Иринчеева
Съемки в монгольских степях очередного выпуска популярного шоу стали тяжелым испытанием для бывших ведущих Top Gear.
Самый лучший выпуск шоу «The Grand Tour» был снят в Монголии. Он стал тяжелым испытанием для ведущих, едва ли не тяжелейшим в их жизни. Естественно, ведь им пришлось выживать в условиях суровой монгольской природы.
Бывшие ведущие легендарного шоу «Top Gear» Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мей снимают 13 серию 3 сезона собственного автомобильного шоу «The Grand Tour».
Трио оказывается заброшенным в затерянную степь на расстоянии нескольких сотен километров от цивилизации без какого-либо средства передвижения. Все, что у них есть — сброшенные им с военного вертолета запчасти для строительства автомобиля, крохотные палатки и запас армейской еды на 7 дней. На протяжении всей программы ведущие страдали от голода, жажды, недосыпа, усталости, холода, сырости, грязи, тряски, скуки и тоски. И да, была проблема: нету выпить чего-нибудь покрепче.
В самом начале серии, пока Хаммонд и Мэй молча занимались сборкой габаритного транспортного средства, Кларксон возводил палаточный лагерь, с огромным трудом добывал огонь и готовил несъедобный обед, ни на минуту не прерывая своего нытья. К определенному моменту нервы ведущих накаляются до предела, и успокоить их может только обещание Кларксона добыть им по баночке пива. Увы, алкоголя он нигде не находит, и всепронизывающая тоска и безнадега на долгое время наполняют сердца и лица героев. Солнце вновь поднимается над головами ведущих и их лица озаряются детской улыбкой, когда новый сияющий самодельный вездеход наконец готов к покорению монгольских просторов. Правда, они что-то перепутали и правый поворот их создание выполняет только при выкручивании руля налево. И наоборот.
И это не все их испытания, впереди их ждут сотни непроходимых километров пути. Песчаные дюны, каменистые скалы, реки, болота, монгольские ночные морозы, дожди, бессонные ночи и вечная тряска, выбивающая из тела душу.
В своем Твиттере Кларксон написал: «Я действительно надеюсь, что вам понравится выпуск Монголия Special так же сильно, как я ненавидел его съемки».
Несмотря на всю пережитую боль, Кларксон считает, что это лучший эпизод, который они когда-либо снимали.
«Гранд Тур» Монголия. Таким он должен был быть с самого начала
Три сезона понадобилось знаменитой троице, чтобы выпустить поистине отличный эпизод новой передачи.
Первый эпизод шоу The Grand Tour, вышедшего из-под пера Джереми Кларксона, Джеймса Мэя, Ричарда Хаммонда и Энди Уилмана, увидел свет в ноябре 2017 года. На дворе уже 2019-й, к концу подходит третий сезон передачи, но только сейчас «Гранд Тур» по-настоящему показал свой потенциал. Чего ж так долго-то?
С момента релиза шоу не хватало тех самых грандиозных путешествий, которые были обещаны в названии. Да, в первом сезоне состоялась поездка на багги по Намибии, во втором был забавный тур по Мозамбику с целью решить проблему голода в регионе, но оба этих выпуска страдали от некой топорности сценария и заезженных шуток.
Третий сезон пошёл по уже проторённой дорожке. Некоторые эпизоды было по-настоящему тяжело смотреть. Особенно это касается спецвыпуска в Колумбии, серии с испытанием пикапов Ford Ranger, Volkswagen Amarok и Mercedes-Benz X-Class, а также визита троицы в Китай. Но к концу сезона создатели «Гранд Тура» выпустили нечто особенное: час и тридцать одну минуту восхитительных приключений внедорожника по имени «Джон» на просторах Монголии. И эту серию действительно стоит посмотреть.
Монгольский спецвыпуск заставляет вспомнить те времена, когда Кларксон, Хаммонд и Мэй были моложе и катались на Lancia Beta Coupe, Opel Kadet и Mercedes-Benz 230 E по Ботсване, рассекали на внедорожниках по Боливии, искали исток Нила на трёх универсалах или же наваливали на копеечных байках по Вьетнаму. Да, да, я говорю о лучших днях того самого Top Gear.
Тайна монгольской юрты
О кладоискателях-любителях Владимир Свинин знает не понаслышке и имеет о них вполне сформировавшееся мнение. Еще в 60-х годах он работал на Ольхоне. Здесь, как известно, находится немало курыканских захоронений, в которых нередко оставляли золотые и серебряные украшения, домашнюю утварь. Так вот, практически все за-хоронения были к тому моменту вскрыты и разграблены. Причем большого труда вскрытие могил не требует: из-за скалистого грунта захоронения находятся на очень небольшой глубине. Ученый винит в грабеже могил черных копателей.
Пришлось доказывать, что мы не такие и что черные копатели газету «Кладоискатель и Золотодобытчик» не читают. Лишь после этого Владимир Свинин согласился поделиться своими знаниями.
Что стояло на Куде?
В 1947 году в поселке Усть-Ордынском, Иркутской области открылся краеведческий музей. Тогда Свинину было всего 11 лет. Именно в этот период произошла судьбоносная встреча будущего историка с ученым Павлом Хороших. Он рассказывал школьникам об археологических памятниках в окрестностях Усть-Орды: оказывается, раньше здесь жили другие люди и существовали целые цивилизации.
Первая экспедиция по изучению долины реки Куды, в которой участвовал будущий ученый, состоялась в 1951 году. Через год Свинин уже сам возглавил экспедицию школьников.
С тех пор Владимир Свинин неоднократно проводил исследования в долине реки Куды. Можно сказать, что он знает об истории этих мест практически все. Поэтому газета «Кладоискатель и Золотодобытчик» обратился именно к нему как к эксперту: следы каких цивилизаций можно найти на Куде?
Вопрос этот далеко не праздный. Иркутские любители приборного поиска часто выезжают на Куду и, помимо традиционных копеек и денежек, находят здесь совершенно неожидан¬ные предметы, которые нередко очень непросто идентифицировать. А вдруг это следы каких-то древних культур, существовавших возле реки сотни лет назад, в еще до-бурятскую эпоху?
Еще будучи подростком, Владимир Свинин пас скот в долине Куды и однажды поднялся на гору Манхай. Там он увидел какие-то рисунки, нане¬сенные прямо на камни. Позже он показал рисунки академику Окладникову. Тот был поражен увиденным.
Один из рисунков — юрта и две повозки — произвел на академика особенное впечатление. Оказывается, существует со-вершенно идентичный рисунок, находится он в Монголии возле города Цэдэнбал. Рисунок выполнен черной краской и снабжен пояснительной надписью, из которой следует, что он относится к эпохе Чингисхана.
В пользу этой версии го¬ворят и очертания юрты. Последние века монголы строят юрты с овальным верхом, на манхайском рисунке (равно как и на монгольском) — юрта «с шейкой». Такие юрты закончили строить как раз при Чингисхане — они оказались непрактичными при возведении и разборке.
Гора Манхай находится в нескольких километрах от поселка Бозой вниз по течению Куды. Гора считается священной у бурят. Нередко здесь проходят родовые обряды. В частности, два года назад возле Манхая прошел племенной тайлаган, собравший представителей бурятского народа и шаманов из Эхирит-Булагатского, Баяндаевского, Боханского и Осинского районов.
Судьба писаниц, впрочем, оказалась очень незавидной. «К несчастью, они находились возле Бозойской колонии, где в качестве воспитательной меры применяли трудотерапию, — грустно шутит ученый. — В качестве одной из таких мер заключенные долбили камень. И уничтожили таким образом все рисунки».
Сейчас знаменитый рисунок монгольской повозки, обошедший весь мир, остался лишь в карандашном наброске ученого-историка Владимира Свинина.
Все на том же Манхае Владимир Свинин нашел следы и более древней цивилизации. Им была организована археоло¬гическая экспедиция, в ходе которой ученые вскрыли одну из плиточных могил, расположенных на Манхае. По некоторым ее особенностям — в частности, по расположению останков головой на восток — было определено время захоронения: VII—VI век до нашей эры.
Подобных могил много в Монголии, сопредельных регионах России. Практически все они разграблены бугровщиками (охотниками за сокровищами, специализирующимися на вскрытии могильных бугров). Не стала исключением и могила, вскрытая на Манхае. Никаких сокровищ в ней не было, зато был обнаружен неплохо сохранившийся человеческий череп. Его отдали на реконструкцию известному антропологу Наталье Мамоновой, ученице Ми¬хаила Герасимова, и она восстановила по черепу внешний облик молодой женщины, жившей когда-то в долине Куды.
«Если пройтись по совре¬менным бурятским деревням, в каждой можно найти несколько девушек, как две капли воды похожих на женщину с Манхая, — говорит Владимир Свинин. — Буряты и эвенки вообще самые чистые монголоиды. Остальные, в том числе и сами монголы, ассимилировались с другими народами».
Период VII—VI веков до нашей эры, к которому относятся манхайские захоронения, — руеж бронзового и железного веков. На стоянках того периода можно найти как бронзовые, так и железные ножи, наконечники стрел, стремена и прочую утварь.
Известный российский ученый Бернгард Петри, возглавлявший, к слову сказать, кафедру истории первобытной культуры только открывшегося в 1918 году Иркутского университета, в начале прошлого века проводил раскопки в районе улуса Шохтой на реке Мурин. Им была найдена каменная пряслица с руническими письменами, характерными для тюркских культур.
Тут же были обнаружены фрагменты керамики и предметы быта, принадлежащие якутской культуре. Из этого Владимир Свинин делает вывод, что, передвигаясь с запада на северо-восток в VII—XI веках нашей эры, тюркские племена на некоторое время задержались на территории Прибайкалья и возвели здесь свои поселения.
О присутствии здесь тюркской культуры говорит и еще один любопытный факт.
«Если хубун (по-бурятски «мальчик». — Ред.) не знает десяти поколений своего рода, то это плохой мальчик, — рассказывает Владимир Свинин. — Во многих родах знания о предках простираются еще глубже. Так вот, когда представители этих родов начинают вспоминать своих предков, по мере отдаления от нашего времени среди бурятских имен начинают появляться тюркские имена».
Евгений Лазарев, газета «Кладоискатель и Золотодобытчик», №1 (28) март 2010 года.
Владимир Свинин, кандидат исторических наук, известный на весь мир ученый-монголовед, — человек необычной судьбы. Один дед у него был русским, из костромских, по фамилии Свинин, другой — бурятский дархан (кузнец, мастер-ювелир) из улуса Бохолдой, по фамилии Шихеев. В его семье будущий историк и провел почти все детство. Соприкосновение с бурятской культурой было настолько сильным, что когда юного Свинина взяли работать в усть-ордынскую газету «Знамя Ленина», он знал бурятский язык значительно лучше русского, и ему предложили заняться набором материалов на бурятском языке.
Таинственный мир монгольской юрты
Что мы, жители мегаполисов, знаем о кочевниках? Только то, что это народ, который все время перемещается по степи или пустыне с одного места на другое и ведет почти дикий образ жизни. А некоторые думают, что кочевники – это какие-то персонажи древних веков из исторических книжек.
«Вперед за звездой кочевой»
На самом деле кочевники есть и в наши дни, причем их не так уж и мало. Они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, пасут скот в пустынях Ближнего Востока и Африки. Кочевничество – это целый пласт человеческой культуры, который и сейчас существует на нашей планете, но люди мало знают о нем.
Одна из крупнейших сохранившихся кочевых культур в мире – монгольские животноводы. На протяжении многих столетий монголы жили в степях и выпасали скот на сочных лугах. Поскольку животные постоянно нуждались в новых пастбищах, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое.
Кочевники гордятся своей культурой. Для них характерна особая ментальность, особое восприятие времени и пространства, обычаи гостеприимства, неприхотливость, выносливость, культовое отношение к скоту — главному источнику существования. И считается престижным кочевать и в сегодняшнем мире – каждый мальчишка мечтает стать скотоводом-кочевником, чтобы почувствовать себя повелителем степи.
В то же время современные кочевники давно приобщились к благам цивилизации. В Монголии почти у каждой юрты стоит спутниковая тарелка, а внутри есть DVD, телевизор и генератор, который все это поддерживает.
В этом и состоит кажущаяся парадоксальность кочевого существования: соблюдать заветы предков и их традиции, совершать жертвоприношения, разводить животных, жить в юртах, кочевать по маршрутам, установленным для каждого рода – но при этом использовать современные достижения технического прогресса.
Монгольская юрта
Традиционное жилище кочевника — легкая разборная юрта, которая легко перевозится с места на место и быстро собирается. Войлочная юрта (гэр) с давних пор служила жилищем кочевых народов. Ее остов состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком, сваленным из шерсти, – из аналогичного материала делают всем известные валенки. А поверх войлока наматывается ткань, защищающая его от дождя и снега.
Раньше ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизирует счастье, долголетие.
Круглая форма и мобильность юрты отражают в себе как защиту от непогоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта летом спасает от зноя, зимой – от холода. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом достигает +40°С, а зимой – 30°С.
Кочевники – степной народ, в степях часты сильные ветры и настоящие ураганы. А внутри юрты сохраняется постоянный тепловой режим: деревянный каркас и войлок играют роль терморегулятора. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы – ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.
Дверь юрты всегда должна быть обращена к югу. Эта особенность установки юрты позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие и скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени использовались выражения: «когда солнце показалось на кровати», «когда солнце осветило пол юрты»…
Правила поведения
До сегодняшнего дня сохранились определенные обычаи и правила при посещении монгольских юрт. Например, у монголов не принято сразу, без спроса хозяев, входить в юрту. Не рекомендуется близко подъезжать к юрте и на автомобиле: следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак – тем самым гость сообщает о своем желании приблизиться к юрте.
Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято, а при входе на порог нельзя наступать или садиться – в старые времена гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. За нарушение этих правил в XIII веке гостя могли даже казнить! Так что обычно монголы сначала просовывают голову в дверь – и только затем переступают порог.
Северная половина юрты считается своего рода гостиной, но на северной почетной стороне нельзя садиться самовольно, без приглашения. Гостю заранее указывают его место – он не должен садиться, где попало. Восточная половина (как правило, справа от двери) предназначается для женщин, левая — для мужчин. Это деление легко заметить невооруженным взглядом: в одной части хранится хозяйственная утварь, в другой – скотоводческий и охотничий инвентарь. А в центре – печь и очаг, символ дома и семьи.
«Рай с милым» в юрте
Юрта – как, мы надеемся, уже стало понятно из вышесказанного, – отнюдь не шалаш и не палатка. Для кочевников она была и домом, и храмом, и дворцом – по большому счету, юрты богатых ханов и князей не так уж сильно отличались от юрт «простых смертных», по крайней мере по уровню комфорта.
Именно это предлагает сделать P.S.BOX. Приобретя подарочный сертификат, вы проведете выходные на территории вдали от шумного города, на территории этнографического музея. Посетите ознакомительную экскурсию с обычаями монгольского народа, включающую традиционное чаепитие. Совершите прогулку на лошадях – и ощутите свою силу и власть над их диким естеством. И наконец, останетесь в юрте вдвоем, наедине с силами природы, которые только усилят чувства друг к другу. Такой необычный уикенд – идеальный подарок любимому и способ его удивить. В Монголии говорят, что женщина украшает дом так же, как седло – коня: так предстаньте перед своим мужчиной во всей красе!
Мастер-класс итальянской кухни
Устрой себе вкусную жизнь! Какая кухня самая вкусная на свете? Конечно, итальянская! Разве можно не влюбиться во все эти.
Суровый быт Монголии (17 фото)
Монголия – суровый край, где порой приходится просто выживать. Голая степь, холодные ветра, отсутствие топлива, а порой и воды. Неудивительно, что в этих краях появился Тэмучин, захвативший полмира. С таким-то суровым образом жизни стать злюкой-завоевателем вполне реально. Хотя современные монголы определенно дружелюбнее своих предков
На второй день путешествия по Монголии мы выехали в живописную долину, окруженную со всех стоон скалистыми горами. Там протекала горная река с мутной, и несколько ручейков с кристально чистой водой. Неудивительно, что именно там появился мегаполис монгольского масштаба – с десяток юрт, пара саманных домиков и даже столовка! Которая привела в неописуемый восторг участников нашего путешествия. Решили перекусить в местном кафетерии, отведать мантов с бараниной. Скажу сразу, что баранину я невзлюбил после Монголии. Она реально ооочень пахучая. Пока ребята уплетали манты и запивали традиционным соленым чаем с молоком (гадость редкая), мы пробежались по округе, чтобы подсмотреть на жизнь местных.
Начнем с того, что монголы очень дружелюбные. Если взрослые просто украдкой посматривают на чужаков, вторгающихся в их жизнь, пряча ухмылки, то дети не отлипают от белых людей. Столько эмоций вызывает просмотр фотографий на экранчике камеры вместе с детьми! Ну и конфеты, само собой – у нашей группы всегда в карманах было полно сладостей, которые раздавались детенышам.
Серди жилищ в Монголии на первом месте стоят юрты, и очень редко – саманные дома. В основном это какие-то общественные сооружения, типа кафетериев на «дороге», либо частные дома в больших городах. Саман – строительный материал из глины с добавлением соломы (отсюда и название) или других добавок, высушенного на открытом воздухе.
Монголия такая…ну настоящая, что ли… В ней нет ни капли показушности и нарядности. Люди в ней не играют роли, а живут полноценной жизнью. Эта страна абсолютно не туристическая. Чтобы добраться до пункта, который находится всего в 200 км от вас, придется ехать, 6, 7, 8, а может и больше часов. При этом в не самой комфортной машине, в уазике или газике. Дорого нет. Точнее есть грунтовка, но после дождя это не дорога, а болото с подводными течениями и марианскими впадинами. Сколько мы видели машин в кювете, просто севшими на пузо в какой-нибудь горной реке…
Ну и люди – они прекрасны. Монголы очень открытые и дружелюбные. По-русски понимает каждый…ммм…седьмой. И то очень хреново. Пара слов. Все дети кричать тебе в спину «Hello»! Но «спасибо» говорят по-русски.
В долине был настоящий мегаполис с кучей юрт. Загадка для всех приезжих, куда же ходят монголы в туалет? Есть несколько вариантов. Первый – просто по-дальше от юрты в степь. Второй – в небольшие коробки из самана, высотой примерно метр. На фото они видны на горизонте. Впервые увидев это, был небольшой культурный шок. Как вы думаете, почему эта коробка всего метр высотой? Для полноценного туалета маловато…
Все просто – заходишь в нее, садишься, и тебя не видно. Ты в домике. Да, и крыши нет, конечно же.
Но это для очень стеснительных. Обычно в поле вышел, присел – и делай свои дела. Сколько раз мы видели, как в голой пустыне останавливался «рейсовый» уазик, оттуда высыпала орава людей, девочки налево, мальчики направо. Девочки садились напротив машины и все спокойно делали. Хотя ничего дикого – наши бухарики по ночам спокойно делают все то же в подъездах, лифтах, парках и тп..
Дети очень открытые, им все интересно. Пока мы стояли у столовки, крутились где-то рядом
Типичная юрта. Налет цивилизации на жилище, которая появилось восемь веков до нашей эры. Вслушайтесь! ВОСЕМЬ веков! До нашей эры, Карл! И ничего особо не поменялось. В основе юрты деревянный каркас обшитый войлоком. Современность добавило к этой конструкции аккумулятор, который заряжается с помощью солнечной батареи, спутниковую тарелку и телевизор. Ну и рядом обязательно транспорт – мотоцикл, советский джип или ЗИЛ.
Устройство казахской юрты, монгольская делается по такому же принципу
В долине летали десятки хищных птиц. Такого количества коршунов и прочих охотников я не видел ни разу. А все потому, что накануне разделывали скотинку, и птицы слетелись полакомится остатками.
В кафе кушала пара монголов, прилично одетых, приехавших на лендкрузере. Дети тоже были нарядные, чистые и умытые. Городские. А вот местные были настоящими детьми – грязными, с лохматой собакой и озорным огоньком в глазах
Они устроили даже небольшую фотосессию с нашим Дедом. Нашел себе монгольских внуков на воспитание
Во дворе кафе лежали палки на основу юрты. Свежеокрашенные, они сушились на солнце. Позже на рынке я видел продающийся каркас для юрты. За него просили 1,4 млн тугриков – около 700 баксов.
Недалеко от юрт стояли камни, явно неслучайно вкопанные вертикально в землю. На ребре самого большого были петроголифы, так что можно сделать вывод, что долина населена с самых давних пор.
Дальше наш путь пролегал по пустынной местности, где единственной растительностью были вот эти кусты пустынной акации. Как раз попали на цветение. Красивое зрелище, когда до горизонта виднеются желтые пятна цветов.
Погода портилась, но для меня она становилась все краше – на горизонте пухла грозовая туча. Огромная, лиловая, готовая обрушить на нас ливневые потоки. Вообще мы попали на какой-то местный сезон дождей, и только несколько ночей в Монголии мы спали не под стук дождя по палатке. Это дарило некоторые неудобства – сборы под дождем, разлившиеся реки. но вместе с этим – нереальную фотогеничную погоду.
Видя из окна уазика красивейшие облака и пустынные ландшафты, хотелось останавливаться на каждом метре пути..
Целый день вокруг крутились облака, но мы так и не попали под дождь, вовремя уехав с открытого пространства. В дождь пустыня превращается в не самое приятное зрелище. Вода не впитывается, а разливается грязными потоками по дороге.
И вот на горизонте еще один промежуточный пункт – город Ховд. большой административный центр. С супермаркетом, заправками и даже университетом!