Журналистика или медиакоммуникации что лучше

Научная специальность «журналистика» превратилась в «журналистику и медиакоммуникации». Зачем?

Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть картинку Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Картинка про Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше

Отвечает профессор Людмила Громова

В 2021 году приказом Минобрнауки России от 25.02.2021 г. № 118 была утверждена новая номенклатура научных специальностей. Коснулось это и журналистики: старая номенклатура «10.01.10. Журналистика» была заменена новой — «5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика». О том, с какой целью была изменена научная специальность, мы поговорили с профессором Людмилой Громовой.

— Вы долгое время были экспертом Высшей аттестационной комиссии, председателем диссертационного совета и, вероятно, знаете, чем было вызвано изменение названия научной специальности?

— Этот вопрос неоднократно обсуждался задолго до того, как было принято окончательное решение о переименовании специальности. Изменение это связано с тем, что не все диссертации, которые защищались по журналистике, имели прямое отношение к паспорту этой научной специальности. Во всех диссертационных советах страны защиты проходили по специальности «10.01.10. Журналистика (филологические науки)». И только в СПбГУ — по двум научным направлениям: филологические и политические науки. Однако это «прокрустово ложе» никак не вмещало разнообразие исследовательских интересов. То есть экономика, социология, политология, культурология и другие смежные специальности, которые пересекались с журналистикой, не могли в полной мере вписаться в существующие научные направления по паспорту научной специальности «10.01.10. Журналистика (филологические науки)». Междисциплинарное поле журналистики требовало расширения сферы научной специальности. Возникали разные варианты названия: «коммуникативистика», «коммуникология», «массовые коммуникации», но больше склонялись к «медиакоммуникациям». И в последнем варианте новое направление получило название «5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика».

— Это как-то скажется на развитии науки о журналистике?

— Журналистика междисциплинарна по своей природе, несмотря на то что она выросла из филологических наук, литературоведения, истории. Изначально она имела литературную родословную, не зря ее в XIX веке называли «срочной словесностью», и развивалась она первые полтора века в филологическом русле. Но в ходе своего развития журналистика как профессия приобрела универсальность и междисциплинарность, приблизилась к общественным наукам, в то же время определив свое собственное научное пространство. Появились такие отраслевые направления в журналистике и ее теории, как социология журналистики, политология журналистики, аксиология журналистики, культурология, экономика. Возникла необходимость глубже заглянуть и в историю журналистики, например, с точки зрения коммерциализации СМИ и других процессов, представляющих сегодня актуальный интерес. Ведь еще в дореволюционной России существовали крупные, эффективно работающие газетно-журнальные концерны таких выдающихся издателей, как Маркс, Краевский, Суворин, Сытин и многие другие. Поэтому необходимо изучать и этот опыт, представляющий интерес для современного менеджмента.

Междисциплинарность, или мультидисциплинарность, самой науки о журналистике привела к необходимости ее изучения не только в основных направлениях, но и в широком социально-политическом и культурологическом контексте, привлекая другие направления, многообразие проблематики и разнообразие коммуникационных платформ. Поэтому мы говорим сегодня о медиа, имея в виду глобальный информационный мир, в котором журналистике по-прежнему принадлежит особое место. Это множество разнообразных связей нуждается в новом осмыслении и обновлении методологических подходов в исследованиях.

— Получается, что исследователи журналистики и пиара окажутся в одной научной специальности?

— Они различны как сферы деятельности, обладают функциональной и ценностной спецификой, но во многом пересекаются и нуждаются в комплексном изучении. То, что они оказались в одной укрупненной группе, вовсе не означает их отождествления. Каждое исследование отражает конкретную научную область. Однажды, в мою бытность экспертом ВАК, на утверждение по специальности «10.01.10. Журналистика (филологические науки)» была представлена работа, тема которой звучала так: «Финансово-экономические стратегии Голливуда». У экспертов тогда возник естественный вопрос: какое отношение это имеет к журналистике и к филологическим наукам? Работу отклонили, а автору было рекомендовано защитить ее в профильном совете. Иногда в диссертациях, где речь шла, например, об экономике или менеджменте в СМИ, авторы вынуждены были «изобретать» филологическую часть, чтобы маркировать принадлежность именно к этой научной дисциплине.

— По какому научному направлению сегодня могла бы быть утверждена та диссертация?

— Наверное, по экономике или менеджменту. Я не знаю наверняка, что в итоге будет представлено в паспорте научной специальности, он пока еще не утвержден. Но очевидно, что в составе экспертов будут представлены специалисты по разным отраслям науки.

— Во многих странах слово «журналистика» не используется. Там все больше говорят о медиа. Не делаем ли мы этим новым названием научной специальности шаг в сторону западного подхода?

— Отнюдь нет. Это движение отражает тенденции современного развития практики и теории. Мы, скорее, расширяем исследовательское поле, контекстно вовлекая другие научные направления, рассматривая их в органичном синтезе многих теоретических и методических подходов. Журналистика и медиа — не синонимы. И они не равнозначны. Журналистика как социальный институт, как род и вид деятельности самостоятельна. И поэтому она представлена отдельно и в названии научной специальности. В нашей стране существует устоявшаяся практика присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук по специальности «журналистика». За рубежом, за некоторыми исключениями, журналистику относят к социальным наукам или коммуникативистике. Когда мы говорим о медиа, мы имеем в виду массовые коммуникации, которые основаны на разных принципах (этических, эстетических, правовых) и существуют на многообразных технологических платформах. Журналистика продолжает свое существование. Поэтому у меня нет пессимизма во взгляде на ее будущее. Что же касается словоупотребления (медиа и журналистика), то в разных странах — в Америке и в Европе — сохраняются и то, и другое названия.

— Как новые медийные практики и наука отражаются на подготовке журналистских кадров?

— Новые направления развития журналистики, безусловно, находят отражение в подготовке профессиональных кадров. Так, три года назад в СПбГУ кафедра периодической печати была преобразована в кафедру цифровых медиакоммуникаций, что стало своевременным откликом на тенденции развития медийной практики. Открываются новые учебные программы, востребованные рынком труда и позволяющие студентам освоить актуальные технологические компетенции. При этом сохраняется базовая устойчивость классического университетского образования.

В этом году мы отметили 75-летие журналистского образования в Санкт-Петербургском государственном университете, которое ведет свое начало с 1946 года, когда на филологическом факультете Ленинградского университета было открыто отделение журналистики. Несмотря на известные сложности нынешнего времени, связанные с пандемией, нам удалось в течение юбилейного года провести серию мероприятий (конференций, конкурсов, выставок, форумов), позволивших нам не только подвести итоги, но и попытаться определить стратегию развития профессионального образования. Очень интересным был завершающий круглый стол, прошедший 15 ноября в Доме журналиста, под названием «Университет и журналистика: образование, профессия, наука», в котором приняли участие выпускники разных лет, преподаватели, работодатели, журналисты-практики, студенты.

Дискуссия показала, что стремление всех сторон слышать и понимать время, своевременно откликаться на его запросы, сохраняя традиции и лучшее, что было создано предшествующими поколениями, позволит нам и впредь успешно развивать научные и образовательные школы.

Источник

Медиакоммуникация или журналистика: смена парадигмы

Сегодня медиакоммуникация всё больше привлекает внимание исследователей, отодвигая журналистику как базовую точку на второй план. С чем это может быть связано?

Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть картинку Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Картинка про Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше

Почему появилась эта новая коммуникативная политика? Какие движущие силы сформировали ее и продолжают формировать?

Журналистика в советское время скорее акцентировалась как социальный институт. Частично это было связано с большими акцентами на ее идеологической составляющей. Ведь тогда государство пыталось управлять не только публичным, но даже и приватным пространством человека. В один из периодов, как помнится, во всех дворах даже должны были появиться витрины для вывешивания свежих номеров газет. А телевидение автоматически входило в каждую из квартир.

В отличие от этого подхода медиакоммуникации скорее подчеркивают профессиональные, а не идеологические особенности информационной сферы. Это информационная, а не идеологическая работа. Более того, на постсоветском пространстве всё делается для того, чтобы вывести СМИ из государственного управления и опеки. И пока этот процесс не поддается успешному завершению, поскольку за СМИ тянется старый шлейф.

Советская журналистика, как это ни парадоксально с точки зрения существования идеологической нагрузки, которая должна была всё трансформировать под одну точку зрения, всё же носила авторский характер. В ней звучали имена, которые шли с читателем всю жизнь. Сегодня, кстати, как-то вообще отсутствуют журналисты немолодого возраста, они куда-то все исчезают. А в целом авторский характер журналистики сменяется анонимностью журналиста, его фамилия и личность становятся несущественными, поскольку всё задается политической ангажированностью издания.

Авторский характер определялся и задавался тем, что уровень креативности лучших журналистов был несомненно выше. Тем более что они должны были проявлять эту креативность в условиях несомненно большей цензуры, чем мы имеем сегодня. Прошлая креативность постепенно меняется на стандартность. Кстати, по причине прошлой ориентации на креативность факультет журналистики Киевского госуниверситета был всегда украинским вариантом московского литинститута, откуда вышло достаточно много писателей. И даже соответствующие отсылки звучали тогда в названиях курсов: «Творческие мастерские», «Журналистское мастерство».

Сегодняшняя журналистика получает свои лавры исключительно на одном поле, которое, кстати, было вообще невозможным в советское время. Это то, что можно обозначить как разоблачающая журналистика (не расследующая, а именно разоблачающая). Именно это привлекает внимание читателей, в то время как для телезрителей в теленовостях на первых местах стоят аварии и убийства.

Все громкие имена современных журналистов — это имена протестные. В то же время все громкие имена журналистов прошлого приходили не с поля протестности, поскольку его не было, хотя косвенно часть из них, но только малая часть, были также оттуда.

Повторяется приблизительно та же ситуация, которая была в первые годы после перестройки. Тогда на авансцену вышли диссиденты. Перестройка открыла перед ними возможность общения с народом. Они уверенно вошли в парламент, стали социально значимыми фигурами. Но затем несколько циклов политического развития вынесли их за пределы актуального политического поля. Но эта тенденция внимания к протестности сохранилась, как в заповеднике, в журналистике. Возможно, это связано с тем, что внимание к негативу является нормой в социальных коммуникациях, поскольку он представляет большую опасность, чем позитив. Негативная информация всегда распространяется лучше, чем позитивная.

Социальные сети отбирают у профессии уже самих журналистов, поскольку происходит совмещение функций журналиста и читателя. Читатель, став журналистом, порождает такое количество информации, что даже спецслужбы активно заняты созданием механизмов по обработке больших массивов информации.

Общая тенденция идет к тому, что постепенно роли начинают меняться. Умберто Эко в свое время писал, что массовая литература создается как читателем, так и писателем, в отличие от литературы «высокой», которая создавалась исключительно писателями, а читателям приходилось до них «тянуться». Следующий этап этого процесса пришел с соцсетями, где роль «писателя» вообще сошла на нет, он просто исчез.

Кстати, видеоигры делают шаг еще дальше — теперь уже сам читатель задает сюжет, в отличие, например, от кино и телевидения. В этом оказались новизна и привлекательность видеоигр. Один из создателей индустрии игр У. Райт видит их глубинную сущность в построении моделей мира (Rose F. The art of immersion. How the digital generation is remaking Hollywood, Madison Avenue, and the way we tell stories. — New York — London, 2012, р. 141): «Мы всё время строим модели мира вокруг нас, чтобы предсказывать то, что может случиться, а игра является одним из первых вариантов построения таких моделей».

Журналистика прошлых этапов несла в себе более четкий идеологический шаблон, она была нужна обществу как генератор картины мира. Поэтому отклонения от картины мира сразу же исправлялись, что делало журналистику действенной. Сегодня можно сто раз писать о примерах коррупции, но это не имеет никакого значения. И это подчеркивает падение влияния журналистики, которое случилось с появлением множества источников информации, пришедших с интернетом.

Интернет также не стал революционным ресурсом, о чём пишут многие на примере тех или иных революций последнего времени (см., например, тут и тут). Правда, при этом и Госдепартамент, и советник по национальной безопасности времен Дж. Буша М. Пфайфл смотрят на эти процессы более оптимистически (см. тут и тут, а также его био). С другой стороны, существуют примеры не только дестабилизации, но и стабилизации ситуации. Россия пытается удержать интернет в стабильном состоянии путем провластных молодежных информационных интервенций (см., например, тут и тут). Очень активна в соцсетях армия Израиля (см. тут, тут и тут).

Если журналистика прошлого, как считалось, обслуживала власть, то сегодняшние массовые коммуникации просто не способны на это. И не потому, что они слабы. Критичность населения сводит на нет любые попытки подобного типа информационных потоков. Выведены даже некие формулы достоверности, гласящие, что в потоке обязательно должны быть отрицательные сообщения, что воспитывает к нему доверие со стороны потребителей. Чисто позитивное информирование воспринимается населением как недостоверное.

Можно свести рассматриваемые различия журналистики и медиакоммуникации в следующую таблицу:

ЖурналистикаМедиакомуникации
Социальный институтПрофессия
АвторскаяАнонимная
КреативнаяСтандартизированная
Многообразная тематикаВ центре внимания — протестная тематика
Жесткое разграничение пишущего и читающегоРазмытое разграничение пишущего и читающего
Идеологически ориентированаНе является идеологически ориентированной
Действеннна: статья имеет последствияНедейственна: статья не имеет последствий
Ориентация на позитивные событияОриентация на негативные события

Все эти различия ведут к важному выводу: журналистика прошлого слабо поддавалась объективному научному анализу, поскольку идеологические шоры не позволяли этого делать. По этой причине тут хорошо смотрелись литературоведы и филологи, которые могли дать хоть какой-то неидеологический анализ.

Медиакоммуникации открыты именно для современного научного анализа. А он нужен всем прикладным подходам: от политических технологий до продвижения товаров.

Можно также считать, что журналистика прошлого (социальный институт и под.) является результатом взгляда на массовый информационный процесс как бы сверху, с точки зрения других социальных институтов, например, власти. Медиакоммуникации формируются в новой парадигме. Это взгляд «снизу», являющийся отражением позиции потребителя информации. По этой причине перед нами не столько два конкурирующих, как два взаимодополняющих взгляда на один объект. И постоянное падение роли государства, которое неоднократно усилилось с приходом интернета, начинает резко усиливать новую парадигму. Медиакоммуникации как объект будут становиться всё более интересными в качестве точки отсчета.

© Почепцов Г.Г., 2013 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Источник

Топ-10 перспективных специальностей в российских вузах

Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть картинку Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Картинка про Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть картинку Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Картинка про Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше

Вот что рассказал «РГ» Александр Куприянов, руководитель образовательной программы «медиакоммуникации» ВШЭ:

Где есть? В ВШЭ, МГУ, УрФУ, Тюменском, Алтайском и других госуниверситетах.

Где есть? В УрФУ, в МГЮА им Кутафина, например.

4. «Кадастр недвижимости: оценка и информационное обеспечение».

Обучение идет на русском и английском языках.

Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть картинку Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Картинка про Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше

Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть картинку Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Картинка про Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше

Где есть? В СпбГУ. Но обычные программы «кадастр недвижимости» предлагают и другие вузы.

Обучение идет на русском и английском языках.

Где есть? В СПбГУ (бакалавриат), но есть вузы, где предлагается магистерская программа.

6. «Организация информационного производства» ( магистратура). Кого готовит программа? Управленцев сфере СМИ, которые знают современный медийный рынок.

Где есть? В Томском госуниверситете. Есть похожие специальности в МИРЭА, МФТИ, Санкт-Петербургском политехническом университете им. Петра Великого и других вузах.

8. «Мехатроника и робототехника». Где будем потом работать? Например, на предприятиях, которые заинтересованы в автоматизации производства. Это и оборонная отрасль, и космос, и предприятия по производству электроники, бытовой техники, автомобилей…

Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть картинку Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Картинка про Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше

Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть картинку Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Картинка про Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше

Где есть? Томский госуниверситет, УрФУ, Новосибирский госуниверситет, Севастопольский госуниверситет, ДВФУ и другие вузы.

9. «Международные отношения в Арктике», «Политические и социальные коммуникации в пространстве Российской Арктики». Названия профилей говорят сами за себя, плюсом идет изучение второго иностранного языка, например, шведского или норвежского.

Где есть? Северный (Арктический) Федеральный университет

Где есть? В Петрозаводском госуниверситете, Северо-Кавказском Федеральном госуниверситете.

Источник

Как подготовиться к поступлению на журналистику или медиакоммуникации

Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть картинку Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Картинка про Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше

Поступление на журналистику
Вопросы, которые обязательно нужно себе задать

1. Вы уверены, что именно журналистика?

Это весьма общее слово, описывающее крайне специфическую отрасль. Говоря «журналистика», вы можете подразумевать массу других специальностей и направлений, для которых вы пока просто не знаете названия. Стоит покопать глубже.

В журналистике высоко ценится конкретика: точное изложение фактов, точная интерпретация слов эксперта, грамотная работа с цифрами. И первый этап тренировки вашей конкретности — часто задаваемый вопрос на творческих собеседованиях:

— Что именно привлекает вас в журналистике?

— Кем вы хотите работать, как видите свою будущую работу?

Большинство преподавателей журфаков на собеседовании ожидают увидеть самостоятельно думающего, грамотно формулирующего свои мысли молодого человека. На собеседовании нет четырех заранее заготовленных ответов, из которых нужно выбрать правильный.

Чаще всего вопросы формируются так, чтобы «раскрыть» абитуриента, позволить ему рассказать о себе, о своих ожиданиях, пристрастиях, увлечениях, амбициях.

Предполагается, что поступающему есть что сказать. Удивление вызывают абитуриенты, которые на вопросы отвечают односложно, смотрят в пол, не берут инициативу в разговоре. Журналистика — это сфера коммуникации, где умение и желание общаться ценится очень высоко. Если на собеседовании абитуриент заявляет тему своего интереса, последующие вопросы чаще всего будут уточняющими по этой теме.

При этом преподаватели стараются задавать вопросы максимально широко:
— Что именно вам интересно в ___?
— Есть ли у вас какой-то опыт, с кем-то вы уже общались, писали уже про _____?
— Расскажите поподробнее о _____.

На такие вопросы нет «правильного ответа», который «нужно угадать, чтобы понравиться».
Больше всего преподаватели-практики не любят общие слова и размытые формулировки. Конкретика, факты, четкость высказываний показывают, что абитуриент понимает, о чем говорит.

Конкретика, конкретика и еще раз конкретика. Читайте, узнавайте, спрашивайте, интересуйтесь. И не переживайте, если не поступите.

Неконкретные формулировки

Конкретные формулировки

ЧТО МОЖНО УМЕТЬ В МЕДИА?

316 навыков, которые вы можете освоить

Индивидуальный план для тех, кто хочет стать медиапрофи

Вешаешь карту на стену. Одним цветом выделяешь то, что умеешь делать хорошо. Вторым — то, чему хочешь научиться. Делаешь шаг назад, даешь мозгу время подумать, скомбинировать увиденное. На утро понимаешь, чему тебе нужно учиться, для того, чтобы работать в медиа)) Проверено.

Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Смотреть картинку Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Картинка про Журналистика или медиакоммуникации что лучше. Фото Журналистика или медиакоммуникации что лучше

Странно выглядят на собеседованиях абитуриенты, которые никаких СМИ не читают, не слушают, не смотрят. Это парадокс, что человек хочет идти создавать то, чем сам не пользуется, но с распространением социальных сетей такие ответы на вступительных собеседованиях встречаются всё чаще.

Социальные сети не являются СМИ, они — всего лишь платформа, на которой разные авторы и редакции могут публиковать свои материалы. Поглубже разобраться в этой теме бывает полезно, чтобы выделиться на фоне остальных поступающих, рассуждающих о новых медиа и глобализации на уровне обывательского здравого смысла.

Журналистика — это рассказ о том, что происходит в той или иной сфере деятельности человеческого общества. Журналист не просто «умеет брать интервью, писать, снимать, монтировать». Он понимает, о чем идет речь, может выделить причины и следствия событий, умеет определять достоверность источников информации, выбирать экспертов для интервью, задавать им осмысленные вопросы.

Миф о том, что если у ученика хорошо получаются сочинения, а в его текстах мало ошибок, ему надо поступать на журналистику, широко распространен среди учителей русского языка и литературы. Считается, что грамотно написанный текст обеспечивает успех на профессиональном журналистском поприще.

Увы. Несмотря на то что журналисты действительно много пишут, знания орфографии и пунктуации — не самые важные в этой работе. Грамотность — хороший плюс, экономящий время и нервы редакторов и корректоров, но он далеко не ключевой.

Журналист читает массу документов, встречается и разговаривает с людьми, которые часто противоречат друг другу, разбирается в цифрах и терминах, пробует из всего этого месива выстроить логичную историю и доступно ее рассказать.

Если в тексте присутствуют орфографические ошибки — их поправит корректор или редактор. Если будут ошибки в фактах и логике — материал выбросят в корзину.

Как выбирать вуз и программу обучения

2. Какая журналистика вас привлекает?

На втором этапе важно определиться, какая тематическая сфера вам интересна. Не ТВ/газета/интернет/радио. А тематическая область.

Преподаватели на собеседованиях открыты и готовы услышать любую, даже экзотическую тему, которая увлекает абитуриента. Главное — продемонстрировать, что этот интерес не поверхностный, что абитуриент реально погружен в эту тематику, следит за событиями,персонами, экспертами, читает специализированные сайты, журналы, книги.

Имитировать этот интерес невозможно. Увлеченный человек виден издалека, он может рассказывать массу интересного, уточнять детали, делиться своими эмоциями, приводить примеры, дискутировать с собеседником. Из человека, которому мало что в жизни интересно, ответы приходится вытягивать клещами.

Почему увлечённость — это важно? Журналистика предполагает, что вам интересен мир вокруг или какая-то часть, грань этого мира. Она должна быть интересна настолько, что вы готовы погружаться в неё, узнавать новых людей, задавать им вопросы, перелопачивать документы, сравнивать, сомневаться, уточнять, думать, читать и рассказывать другим людям то, что вы узнали, в интересной форме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *