Журавль и цапля и солдатская шинель чем похожи
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Журавль.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
ЦЕЛЬ УРОКА:
— развивать умение анализировать художественный текст;
— способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;
— формировать навык делать выводы о морали, о нравственной стороне сказок.
Описание слайда:
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
1. Что такое сказка?
2. Какие жанры русских
народных сказок вы знаете?
3. Чем они отличаются?
4. Назовите сказки, которые
вы читали, определите
их жанры.
Описание слайда:
ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ:
1. Человек не появляется.
2. Главные герои – животные.
3. Амплуа героев: лиса – хитрая, заяц – трус.
4. Нет волшебных предметов и героев-помощников.
5. Среди героев должен быть хитрец или простак.
Описание слайда:
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ:
1. Особенная присказка.
2. Особенная концовка, требующая продолжения истории.
3. Ведущую роль играет диалог.
Описание слайда:
СХОДСТВА С ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКОЙ:
1. Наличие повторов.
2. Постоянные эпитеты.
3. Народные выражения.
4. Сказочные формулы, числа.
Описание слайда:
Прослушаем сказку «Журавль и цапля». Следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).
Описание слайда:
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
Присказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие к сказке
Семь верст болото месил (выражение свойственно народной речи) – долгий, сложный путь.
Несолоно хлебавши – не получив удовлетворения, ничего не добившись. Выражение это создалось ещё в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища.
Тяп-тяп – делать что-то небрежно, наспех.
По сю пору – по сей день.
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ: ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЕМ СКАЗКУ И ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ.
1. Кто герои сказки?
2. Как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
3. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
4. Могла ли эта история произойти с людьми?
5. Чему учит нас эта история?
Описание слайда:
ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ «НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СКАЗКИ «ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ»
Описание слайда:
Описание слайда:
ВЫВОД:
Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое поведение.
В волшебных сказках рассказывается о поразительных, расчудесных событиях. В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем узреть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, сокрытый хохот, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.
Описание слайда:
Описание слайда:
СЛУШАЕМ СКАЗКУ «СОЛДАТСКАЯ ШИНЕЛЬ».
Отвечаем на вопросы:
1. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
2. Кто главные герои этой сказки?
3. Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте.
4. Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он о ней говорит.
5. Получилось ли у барина заснуть на шинели? Почему?
6. Как вы думаете, обманул ли солдат барина?
7. Как же солдат использовал шинель?
8. Чему учит сказка? Найдите в тексте.
9. Как вы понимаете эти слова?
Описание слайда:
ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ «НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СКАЗКИ «СОЛДАТСКАЯ ШИНЕЛЬ»:
Описание слайда:
Описание слайда:
ТЕСТОВАЯ РАБОТА
1. Сказка «Журавль и цапля» относится … сказкам.
а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.
2. Какие события происходят в сказке «Журавль и цапля»?
а) фантастические; б) реальные; в) из реальной жизни.
3. Какова цель сказки «Журавль и цапля»?
а) высмеять поведение героев; б) показать, что добро побеждает зло; в) высмеять недостатки героев.
Описание слайда:
ТЕСТОВАЯ РАБОТА
4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:
а) цапля; б) сова; в) журавль.
5. Сказка «Солдатская шинель» относится … сказкам.
а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.
6. В сказке «Солдатская шинель» есть:
а) присказка; б) концовка; в) прибаутка.
7. Кому полковой командир в сказке «Солдатская шинель» адресовал слова «Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!»:
а) солдату; б) барину; в) самому себе.
Описание слайда:
Описание слайда:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Сравнить сказки бытовую и сказку о животных. Ответить на вопросы:
1) Чем сказки похожи? 2) Чем они отличаются друг от друга.
2. Подготовить иллюстрации к одной из сказок.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Тестовая контрольная работа по произведениям М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого» (8 класс)
Презентация «Пословицы и поговорки к сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый Пискарь» (8 класс)
Контрольная работа № 3 по теме «Из литературы ХХ века» (8 класс)
Контрольная работа № 3 по теме «Из литературы ХХ века» (5 класс)
Презентация к уроку литературы 8 класс «Стихи и песни о Великой Отечественной Войне»»
Разработка урока литературы 8 класс «Стихи и песни о Великой Отечественной Войне»»
Контрольная тестовая работа по теме «Литературная сказка» (5 класс)
Контрольная тестовая работа № 1 по теме «Из устного народного творчества»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5436515 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сказки «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель»
Урок 5. Русская литература 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Сказки «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель»»
Сегодня на уроке мы:
· подробнее поговорим о бытовых сказках;
· поговорим про сказки о животных;
· рассмотрим сказки «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель».
А чтобы нам не было скучно, мы опять наведаемся в гости к Косте и его дедушке.
– А у нас случайно нет больше волшебных сказок? – поинтересовался Костя, роясь в книгах на полках.
– А тебе зачем? – спросил дедушка.
– Просто я тут решил вспомнить детство и перечитать волшебные сказки, – отозвался Костя. – Особенно героические. Ты рассказал о них так много интересного. И в них так много волшебства!
Мы говорили о том, что в героических сказках часто отражалась борьба русского народа с врагами.
А вообще-то волшебные сказки отличают тем, что в них есть волшебные превращения, путешествия героев, колдуны и маги и волшебные предметы.
– Поэтому читать волшебные сказки так увлекательно, – продолжил Костя. – Так что все, что у меня было, я уже прочитал. Где бы достать ещё?
– У нас есть книга, где собраны бытовые сказки и сказки о животных, – заметил дедушка. – Не хочешь ли заново познакомиться с ними?
– Но все-таки, эти сказки очень интересны, – улыбнулся дедушка.
– Давай рассуждать, – предложил дедушка. – Откуда появилось слово «бытовые»?
– От слова «быт», – уверенно ответил Костя. – Это что-то о том, как живут люди каждый день. Мне иногда, когда я мою посуду, так и хочется сказать: ох, как мне надоел этот быт!
Быт не у всех людей одинаков. И так было всегда. Дворяне, крестьяне, купцы, солдаты, священники, бродяги – у всех была своя жизнь. Вот о том, как они жили, как общались между собой, и повествуют сказки. Бытовые сказки – это те же летописи, только дела в них не военные, а мирные, обычные.
В детстве мы часто встречаемся с этими короткими сказками. Это и «Каша из топора», и сказки про удалого батрака или работника, и «Шемякин суд», и «Жена-спорщица», и многие другие сказки.
Каковы особенности в этих сказках? Посмотрим на сказку «Солдатская шинель», чтобы узнать это.
Сказка «Солдатская шинель» – бытовая, так как в ней нет ни волшебства, ни приключений. В центре сюжета – самый обычный эпизод из жизни. Солдат продал барину свою шинель за довольно большую по тем временам сумму – 25 рублей.
Барин, привыкший к роскоши, сытным обедам, мягкой постели, плохо спит ночами. Почему? Всё очень просто. Барин целыми днями ничего не делает. Он здоров и силён, полон сил. И силы эти ему девать некуда: поздно встал, хорошо поел, отдохнул, опять поел, опять отдохнул… От безделья и не спится ночью на перинах и подушках.
Солдат же целыми днями трудится. То походы, то учения, то работы по приказу командира. Тут уж не до удобств – была бы возможность просто отдохнуть. Да и откуда удобства в казарме или в походе? Именно эту разницу в жизни барина и солдата показывает сказка.
«Куда как хорошо, – говорит, – на шинели после походу спится!»
Сказка смеётся над глупостью барина и одобрительно усмехается находчивости солдата. Даже полковой командир, убедившись в том, что солдат не обманул барина, не только не наказал солдата, но наградил его.
Вся суть сказки выражена в словах командира, который сам не понаслышке знает солдатскую жизнь:
«Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!»
Вообще-то, солдат – это постоянный герой бытовой сказки. Он появляется в очень многих сказках: «Солдат и царица», «Солдат и чёрт», «Как Солдат царевну спас», «Каша из топора» и многие другие. Солдат всегда храбр, умён, хитёр, находчив. Он много умеет, много знает, готов взяться за любое дело.
Какие же признаки бытовой сказки мы можем выделить?
· В центре сюжета – обычная жизнь.
· Эти сказки короткие, они рассказывают об одном-двух эпизодах из жизни.
· В сказке обличается лень барина, отмечается трудолюбие и находчивость простого народа.
То есть, можно сказать, что у такой сказки – обличительная направленность.
– Надо же, как интересно, – удивился Костя. – Эти сказки немного напоминают сценки-юморески, правда? Те самые, которые можно увидеть по телевизору: там и о злой тёще, и о глупых богачах…
– А сказки о животных? – спросил его внук. – На что похожи они? Уж их-то сочиняли просто для смеха?
– Нет, – ответил дедушка. – Сказки о животных – это зеркало, которое отражает жизнь людей.
В этих сказках в завуалированной форме как раз и показана жизнь людей. Это достигается при помощи приёма аллегории, совсем как в баснях. И именно поэтому
животные в сказках ведут себя совсем, как люди. Вот в сказке «Зимовье зверей» ленивые животные приходят зимой к трудолюбивому быку и угрожают разрушить дом, если он не примет их к себе:
«Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка:
– Пусти, брат, погреться.
– Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!
– А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее».
При помощи иносказания в сказках о животных изображаются пороки людей. В таких сказках порицается трусость, глупость, жадность, хвастовство, лицемерие и так далее.
«Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
– Покушай, голубчик куманек, – сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!»
При этом часто бывает так, что каждое животное в таких сказках выступает как олицетворение какой-то одной черты. Например, лиса – хитрая, медведь – неуклюжий, волк – жадный, заяц – трусливый…
Сказки о животных – очень древние. И самым частым персонажем в них, конечно, выступает лиса. Это такие сказки, как «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Медведь и лиса». Но другие звери в сказках о животных тоже встречаются часто: «Волк и овца», «Коза-дереза», «Медведь и мужик».
– А вот журавли и цапли в сказках встречаются не так уж часто, – заметил дедушка. – Поэтому давай на сказку «Журавль и цапля», – предложил Василий Петрович. – Ты помнишь её?
– Конечно! – улыбнулся Костя. – Там журавль и цапля всё время ходят сватать друг друга и никак не могут пожениться.
– Не могут найти общего языка.
Именно непонимание, вернее, нежелание понять друг друга ложится в основу сюжета. Но что же мешает журавлю и цапле понять друг друга?
Каждый из них считает себя лучше другого. Они не уважают друг друга.
Вот как цапля отвечает на сватовство журавля:
«– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!»
Но ведь и сватовство было не самым вежливым:
«– Дома ли цапля?
– Выдь за меня замуж!»
Да и жениться они хотят от скуки:
«Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться».
Эти соседи с самого начала не очень-то хотели часто видеться: их избушки на разных концах болота, семь вёрст разделяют их.
Какие черты мы можем увидеть в героях?
Цапля капризна, судит соседа по внешности и разговаривает с ним грубо:
«…у тебя ноги долги, платье коротко, прокормить жену нечем. Ступай прочь, долговязый!»
Журавль обидчив и тоже груб с цаплей:
«– Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся!
Цапля заплакала от стыда и воротилась назад».
Самолюбие и эгоизм – вот главная причина того, что журавль и цапля не могут создать семьи. Они не хотят уступить друг другу, забыть обиду. И вот это нежелание и неумение прощать делает ситуацию безвыходной:
«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».
Интересно, что финала у сказки нет и не предвидится. Для того, чтобы сказка закончилась, нужно, чтобы герои поумнели и отбросили свои надуманные обиды. Как вы думаете, может такое произойти?
Так какие признаки сказки о животных мы можем выделить?
Основной признак: главными героями являются животные. Они умеют говорить и ведут себя как люди. В сказке в иносказательной форме изображаются пороки людей.
– Дедушка! – воскликнул Костя. – А ведь такое и правда могло быть у людей. Даже у друзей: ходят – ходят и никак не помирятся, хотя и помириться хочется… В сказках столько всего скрыто!
– Действительно, – согласился дедушка. – Бытовые сказки и сказки о животных тоже могут быть поучительными.
– Согласен, – кивнул Костя. – Сейчас же начну их перечитывать.
Так что же мы должны сегодня запомнить?
«Солдатская шинель» – это типичный пример бытовой сказки. Основные признаки бытовой сказки такие:
В центре сюжета – обычная жизнь.
Сказка короткая, она рассказывает об одном-двух эпизодах из жизни.
Обличительная направленность сказки.
«Журавль и цапля» – это типичный пример сказки о животных. Основные признаки бытовой сказки такие:
Главные герои – животные.
Животные умеют говорить и ведут себя как люди.
В сказке в иносказательной форме показываются пороки и вообще черты людей.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель урока: формирование навыков анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; нахождение нравственной проблемы в произведении;
формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
Тип урока комбинированный
Оргмомент. Эмоциональный настрой.
Формулирование учащимися темы и цели урока.
— К каким жанрам принадлежать эти произведения?/ сказкам
— Исходя из темы нашего урока, определите цель урока. / учиться анализировать сказки, сравнивать, делать выводы.
3. Работа по теме урока
3.1. Работа с понятиями
Сказки о животных – это сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами характера.
Бытовая сказка – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.
Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.
1. Викторина по сказкам. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
1. Сказка «Журавль и цапля» относятся … сказкам.
а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.
2. Какие события происходят в сказке «Журавль и цапля»?
3. Какова цель сказки «Журавль и цапля»?
а) высмеять поведение героев ; б) показать, что добро побеждает зло; в) высмеять недостатки героев.
4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:
а) цапля; б) сова; в) журавль.
5. Сказка «Солдатская шинель» относится … сказкам.
а) к бытовым ; б) о животных; в) к волшебным.
6. В сказке «Солдатская шинель» есть:
а) присказка; б) концовка; в) прибаутка.
7. Кому полковой командир в сказке «Солдатская шинель» адресовал слова « Кто пора
а) солдату; б) барину ; в) самому себе.
Определение знаний слов и выражений присказка, семь верст месил, несолоно хлебавши
Присказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие к сказке
Семь верст болото месил (выражение свойственно народной речи)
Несолоно хлебавши – То есть не получив удовлетворения, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища.
3. Выразительное чтение сказки «Журавль и цапля»
4.Беседа по содержанию сказки .
— Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоя ные эпитеты, народные выражения?
— Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
— Могла ли эта история произойти с людьми?
— Чему учит нас эта история?
«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с смешной присказки, главные персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — короткое (лаконичное) окончание истории журавля и цапли: «Вот так и прогуливаются они до сей поры один на другом свататься, да никак не женятся». В этой сказке есть повторы: журавль дважды прогуливается свататься к цапле, цаплю тоже прогуливается к журавлю дважды, и обращаются они друг к другу схожими либо точно совпадающими фразами. К примеру, цапля гласит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж. » Неизменных эпитетов в притче нет. Народные выражения, другими словами устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал».
5.Заполнение таблицы «Нравственные качества и поступки героев сказки «Журавль и цапля»
Хочет жениться, потому что скучно жить одному
Остаётся одиноким, страдает
Хочет выйти замуж, потому что скучно жить одной
Просит взять в жёны
Остаётся одинокой, страдает
Вывод: Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое поведение.
В волшебных сказках рассказывается о поразительных, расчудесных событиях. В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем узреть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, сокрытый хохот, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.
6. Беседа по сказке «Солдатская шинель»
— Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над выращиванием пай-барином.
Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, — солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об этом умении бойца.
-Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте.
Мы узнаем о том, что служба солдатская в королевские времена была очень грозной, что на походе никаких удобств у бойца не было: он был должен воспользоваться тем, что было под рукою, что он постоянно нес с собой. Потому шинель для него служила не только лишь одежкой, да и постелью. Бойцы много работали, времени для сна им отводилось не достаточно. Они очень утомлялись, и когда приходило время спать, от утомления стремительно засыпали даже на жесткой постели, изготовленной из шинели.
Барин жил в совсем других критериях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице меж жизнью бойца и барина и ведает нам притча, причем симпатии рассказчика на стороне бойца
-Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он о ней говорит.
-Получилось ли у барина заснуть на шинели? Почему? У барина не получилось заснуть на шинели. Он не знает, как правильно ее использовать
-Как вы думаете, обманул ли солдат барина? Солдат не обманул барина.
-Как же солдат использовал шинель? Солдат расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся
-Чему учит сказка? Найдите в тексте.
-Как вы понимаете эти слова?
Нравственные качества
и поступки героев сказки «Солдатская шинель»