Жизнь арсеньева о чем рассказ
Жизнь Арсеньева
Алексей Александрович Арсеньев вспоминает свою жизнь, начиная с первых ощущений и кончая днями на чужбине. Воспоминания прерываются рассуждениями о покинутой отчизне.
Книга 1
Алексей Арсеньев родился в 70-х годах XIX века в средней полосе России, в усадьбе отца, Александра Сергеевича, на хуторе Каменка. Детские годы его прошли в тишине неброской русской природы. Бескрайние поля с ароматами трав и цветов летом, необозримые снежные просторы зимой рождали обострённое чувство красоты, формировавшее его внутренний мир и сохранившееся на всю жизнь. Часами он мог наблюдать за движением облаков в высоком небе, за работой жука, запутавшегося в хлебных колосьях, за игрой солнечных лучей на паркете гостиной.
Люди вошли в круг его внимания постепенно. Особое место среди них занимала мать: он чувствовал свою «нераздельность» с нею.
Все и всё, кого любим мы, есть наша мука, — чего стоит один этот вечный страх потери любимого!
Отец привлекал жизнелюбием, весёлым нравом, широтой натуры и своим славным прошлым (он участвовал в Крымской войне). Братья были старше, и в детских забавах подругой мальчика стала младшая сестра Оля. Вместе они обследовали тайные уголки сада, огород, усадебные постройки. Детство вспоминается Арсеньеву только летними и солнечными днями.
Потом в доме появился человек по фамилии Баскаков, ставший первым учителем Алёши. Баскаков происходил из хорошей семьи, и мог бы жить безбедно, но, ещё будучи лицеистом, ушёл из дому после ссоры с отцом. Когда отец умер, он поссорился с братом, не поделив наследства. С тех пор Баскаков скитался по миру. К людям он относился с презрением, и ни в одном доме не мог ужиться более нескольких месяцев, но у Арсеньевых прожил около трёх лет, полюбив эту семью и, в особенности, Алёшу.
Баскаков был умён и образован, но никакого педагогического опыта у него не было, и, быстро выучив мальчика писать, читать и даже французскому языку, к настоящим наукам он ученика не приобщил. Его воздействие было в романтическом отношении к истории и литературе, в поклонении Пушкину и Лермонтову, завладевшим навсегда душой Алёши.
Вскоре Алёша впервые столкнулся со смертью — внезапно умерла его младшая сестрёнка Надя. Затем умерла бабушка, и Арсеньевы унаследовали её поместье. Две эти смерти заставили Алёшу пристраститься к чтению копеечных книжек о святых и великомучениках. Это странное увлечение продолжалось всю жиму. Только весной Алёша вернулся к литературе и поэзии.
И опять, опять ласково и настойчиво потянула меня в свои материнские объятия вечно обманывающая нас земля…
Всё приобретённое в общении с Баскаковым дало толчок воображению и поэтическому восприятию жизни. Эти беспечные дни кончились, когда настало время поступать в гимназию.
Книга 2
Алёша «покинул Каменку, не зная, что покинул её навеки». Родители отвезли сына в город и поселили у мещанина Ростовцева, высокого, стройного человека с очень строгими жизненными правилами. В нём была стойкая суровость и непомерная гордость — Ростовцев гордился тем, что он русский.
Обстановка была убогой, среда совершенно чужой. Уроки в гимназии велись казённо, среди преподавателей не нашлось людей сколько-нибудь интересных. Друзей за время учёбы Алёша не приобрёл. Все гимназические годы он жил только мечтой о каникулах, о поездке к родным — теперь уже в Батурино, имение умершей бабушки, поскольку Каменку отец, стеснённый в средствах, продал и за эти деньги долго «жил барином».
За эти годы я из мальчика превратился в подростка. Но как именно совершилось это превращение, опять один Бог ведает.
Когда Алёша перешёл в четвёртый класс, в семье Арсеньевых случилось несчастье: был арестован за причастность к «социалистам» брат Георгий. Он долго жил под чужим именем, скрывался, а потом приехал в Батурино, где его по доносу приказчика одного из соседей и взяли жандармы.
Это событие стало большим потрясением для Алёши. Через год он бросил гимназию и возвратился под родительский кров. Отец сначала бранился, но потом решил, что призвание сына не служба и не хозяйство, пришедшее к тому времени в полный упадок, а «поэзия души и жизни» и что, может быть, из него выйдет новый Пушкин или Лермонтов.
Сам Алёша мечтал посвятить себя «словесному творчеству». Развитию его очень способствовали долгие разговоры с Георгием, которого через год освободили из тюрьмы и выслали в Батурино под надзор полиции.
Из подростка Алексей превращался в юношу, он возмужал телесно и духовно, ощущал в себе крепнущие силы и радость бытия, много читал, размышлял о жизни и смерти, бродил по окрестностям, бывал в соседних усадьбах.
Все человеческие судьбы слагаются случайно, в зависимости от судеб, их окружающих… Так сложилась и судьба моей юности, определившей и всю мою судьбу.
Книга 3
Было чувство того, что у меня «всё впереди», чувство своих молодых сил, телесного и душевного здоровья, некоторой красоты лица и больших достоинств сложения.
Арсеньев-старший тем временем махнул рукой на хозяйство и чаще всего теперь пребывал «во хмелю». Алёша наблюдал за тем, как нравственно опускается отец, и с болью думал о будущем стареющей матери и сестры Оли, которой суждено было остаться старой девой. Жалел он и себя. По сравнению с блестящей молодостью отца, нынешняя жизнь Алёши была бедна и убога. Отправляясь в гости, ему приходилось надевать старый пиджачок брата Григория — своего выходного наряда у Алёши не было.
Вскоре последовали лёгкие увлечения барышнями, приезжавшими в соседние имения. Эти увлечения снова окончились ничем — барышни разъехались на летний отдых.
Всё лето Алёша ходил в поместье брата Николая и работал наравне с мужиками. Осенью он ездил в город продавать урожай. За всеми этими делами в душе Алёши зрело желание покинуть Батурино.
Прошёл год. Брат Николай прикупил соседнее имение, переехал туда и нанял новую горничную — молодую замужнюю женщину по имени Тонька. С ней у Алёши начался бурный роман.
Это было настоящее помешательство, всецело поглощавшее все мои душевные и телесные силы, жизнь только минутами страсти или ожиданием их и муками жесточайшей ревности.
Сначала Тонька любила Алексея, «потом то любила, то нет», и его страшно изнуряли постоянные смены чувств. Кончилась их связь благодаря Николаю, который рассчитал виновницу неблаговидной истории по требованию её разгневанного мужа.
Книга 4
В Алексее всё более ощутимо созревало желание покинуть почти разорённое родное гнездо и начать самостоятельную жизнь. Сперва Алёша отправился в Орёл, надеясь поступить на службу в местную газету «Голос». В Орёл он прибыл с опозданием, как раз к поезду на Харьков, и неожиданно для самого себя решил ехать в этот город, где уже обосновался брать Георгий.
То чувство, с которым я вошёл в вагон, было правильно — впереди ожидал меня и впрямь немалый, небудничный путь, целые годы скитаний, бездомности, существования безрассудного и беспорядочного.
С первого дня на Алексея обрушилось множество новых знакомств и впечатлений. Окружение Георгия резко отличалось от деревенского. Многие из входивших в него людей прошли через студенческие кружки и движения, побывали в тюрьмах и ссылках.
Люди эти были «узки, прямолинейны и нетерпимы», они исповедовали любовь к народу, воплощавшему для них всё светлое, и нелюбовь к правительству — источнику всех бед. При встречах кипели разговоры о насущных вопросах русской жизни, порицался образ правления и сами правители, провозглашалась необходимость борьбы за конституцию и республику, обсуждались политические позиции известных писателей.
Алексей чувствовал, что это общество не подходит ему, но доступа в другие круги у него не было. К тому же ему нравилась «студенческая скромность существования» новых друзей и лёгкость, с которой совершались в этом кругу новые знакомства.
Так прошла зима. Георгий служил в земской управе, а Алексей просиживал все дни в публичной библиотеке. Весной, вернувшись из путешествия по Крыму, Алексей узнал, что отец совсем разорился и вынужден был заложить Батурино. Преподнёс сюрприз и Георгий — оказалось, он живёт в гражданском браке с замужней женщиной, своей соратницей и единомышленницей, которая не бросала мужа только ради детей.
Это внезапное открытие, что у брата есть своя собственная жизнь, от нас ото всех сокровенная, есть привязанность не к нам одним, очень ранило меня. Я опять почувствовал себя одиноким.
Душевное неустройство побуждало Алексея к каким-нибудь переменам. Он решил повидать новые места, отправился на берега Донца, в Киев и, наконец, повернул к родному дому.
По дороге в Батурино Алексей решил заехать в Орёл, чтобы взглянуть на «город Лескова и Тургенева». Там он разыскал редакцию «Голоса», познакомился с редактором, молодой вдовой Надеждой Авиловой, и получил предложение сотрудничать в издании.
Поговорив о делах, Авилова пригласила его в столовую, приняла по-домашнему и представила гостю свою кузину Лику Оболенскую. Всё случилось быстро, неожиданно и приятно. Тогда Алексей ещё не подозревал, что эта быстрота, «исчезновение времени» — первый признак влюблённости.
Так началась для меня ещё одна любовь, которой суждено было стать в моей жизни большим событием.
Книга 5
Захваченный новым чувством, Алексей метался между Батуриным и Орлом, где всё же получил место в редакции, забросил занятия литературой и жил только встречами с Ликой. Она то приближала его к себе, то отталкивала, то снова вызывала на свидание. Влюблённые то расставались, то встречались вновь.
Так прошла осень. Отношения их не могли остаться незамеченными. В один прекрасный день отец Лики, «беспечный, либеральный доктор», пригласил Алексея к себе и довольно дружелюбную беседу завершил решительным несогласием на брак с дочерью, объяснив, что не желает видеть их обоих прозябающими в нужде, ибо понял, сколь неопределённо положение молодого человека.
Узнав об этом, Лика сказала, что никогда не пойдёт против отцовской воли. Тем не менее, ничего не изменилось. Напротив, в ноябре произошло окончательное сближение. На зиму Алексей переехал в Орёл под предлогом работы в «Голосе» и остановился в дешёвой гостинице, Лика поселилась у Авиловой под предлогом занятий музыкой.
Это было счастье нелёгкое, изнурительное и телесно и душевно.
Понемногу начало сказываться различие натур: ему хотелось делиться своими воспоминаниями о поэтическом детстве, наблюдениями над жизнью, литературными пристрастиями, а ей все это было чуждо. Он ревновал её к кавалерам на городских балах, к партнёрам в любительских спектаклях, которые от души ненавидел. Возникало непонимание друг друга.
Однажды отец Лики приехал в Орёл в сопровождении богатого молодого кожевника Богомолова, которого представил как претендента на руку и сердце дочери. Лика проводила все время с ними. Алексей перестал с ней разговаривать. Кончилось тем, что она отказала Богомолову, но все-таки покинула Орёл вместе с отцом.
Алексей терзался разлукой, не зная, как и зачем теперь жить.
Чувство какого-то гибельного одиночества достигло во мне до восторга.
Алексей продолжал работать в «Голосе». Авилова была с ним мила, ласкова, и Алексей «видел теперь её ровную любовь» к нему. Он опять стал писать и печатать написанное, но занятие это не удовлетворяло Алексея — ему казалось, что пишет он не то и не так, и он ходил по улицам в мучительном поиске каких-то необыкновенных впечатлений, пока не решил просто записывать только то, что видит и чувствует.
Вскоре Алексей вновь решил пуститься в странствия. Авилова предложила поехать вместе с ней в Москву, но Алексей испуганно отказался. Этот отказ он до сих пор вспоминает «с болью потери».
Из Витебска Алексей поехал в Петербург, откуда послал Лике телеграмму: «Буду послезавтра». Вернувшись домой через Москву, Алексей встретил Лику на вокзале.
В ней было то трогательное, жалкое, что всегда так поражает нас в близком человеке после разлуки с ним.
Существование порознь для обоих оказалось невыносимым.
Началась совместная жизнь в небольшом южном городке, куда переселился Георгий. И Алексей, и Лика работали в управе по земской статистике, постоянно были вместе. Пасху они провели в Батурино. Родные отнеслись к Лике с сердечной теплотой. Всё как будто наладилось.
Постепенно роли сменились: теперь Лика жила только своим чувством к Алексею, а он уже не мог жить только ею. Он уезжал в командировки, встречался с разными людьми, упивался ощущением свободы, даже вступал в случайные связи с женщинами, хотя всё так же не мыслил себя без Лики.
Она видела перемены, изнывала в одиночестве, ревновала, была оскорблена его равнодушием к её мечте о венчании и детях. В ответ на уверения Алексея в неизменности его чувств Лика как-то сказала, что, по-видимому, она для него нечто вроде воздуха, без которого жизни нет, но которого не замечаешь.
Алексей клялся, что больше не оставит её одну, но всё равно уезжал — так велика была в нём тяга к странствиям и свободной жизни.
Я слишком ценил своё «призвание», пользовался своей свободой все беспутнее … И всё больше не сиделось мне дома: как свободный день, я тотчас уезжал, уходил куда-нибудь.
Несмотря на свою неверность, Алексей сильно ревновал Лику, и их отношения всё ухудшались. Совсем отказаться от себя, своей жизни и своих желаний Лика не смогла и, в отчаянии написав прощальную записку, уехала из Орла.
Письма и телеграммы Алексея оставались без ответа, пока отец Лики не сообщил, что она запретила открывать кому-либо своё убежище. Алексей едва не застрелился, бросил службу, нигде не показывался. Попытка увидеться с её отцом успеха не имела: его просто не приняли.
Алексей вернулся в Батурино, где увидел многочисленные следы «грубой бедности». Через несколько месяцев он узнал, что Лика приехала домой с воспалением лёгких и очень скоро умерла. Это по её желанию Алексею не сообщали о её смерти.
Ему было всего двадцать лет. Ещё многое предстояло пережить, но время не стёрло из памяти эту любовь — она так и осталась для него самым значительным событием жизни.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание «Жизнь Арсеньева»
Всего получено оценок: 263.
О произведении
Роман «Жизнь Арсеньева» Бунин создавал с 1927 по 1930 год. Книга представляет собой лирико-автобиографическое повествование в пяти частях. По признанию самого писателя, во многом благодаря «Жизни Арсеньева» он получил в 1933 году Нобелевскую премию.
В основе сюжета – становление личности юного поэта и дворянина Алексея Арсеньева, его жизнь от младенчества до зрелости. Кроме этого, в романе показан быт России XIX века и состояние литературы этого периода.
Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Жизнь Арсеньева» по главам.
Место и время действия
События романа происходят во второй половине XIX века в Российской империи: в деревнях Каменка и Батурино, в Орле, Харькове.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Книга первая
Главы 1–8
Главы 9–16
Вскоре в доме появился Баскаков – первый учитель Алеши. Он происходил из хорошей семьи и был прекрасно образован, но, поссорившись с отцом и братом, лишился наследства и был вынужден зарабатывать на жизнь. За три года проживания у Арсеньевых Баскаков привязался к Алеше. Он привил ему любовь к литературе, обучил чтению, письму, французскому языку, но так и не смог приобщить к настоящим наукам.
Главы 17–21
Книга вторая
Главы 1–10
К тому времени семья перебралась в имение Батурино, доставшееся после смерти бабушки. Отец продал Каменку и долгое время жил на широкую ногу.
Главы 11–19
В этот же год Алексей влюбился в дальнюю родственницу своей невестки, милую и веселую Анхен. Это чувство помогло юноше пережить боль от утраты дальнего родственника, которого очень любила вся семья.
Книга третья
Главы 1–12
Алексей с грустью наблюдал за тем, как все больше опускается отец, который уже давно перестал заниматься хозяйством. Он все чаще задумывался о незавидной участи стареющей матери и любимой сестры Ольги, которой суждено было остаться старой девой. Но и Алексею приходилось несладко – у него не было новой одежды и, выбираясь в гости, он надевал старый пиджак Георгия.
Главы 13–14
Эта связь поглощала все «душевные и телесные силы» юноши, который с нетерпением ожидал новых встреч с Тоней. Он был не в силах скрывать свои эмоции, и вскоре горничная поняла, что Алексей находится в полной ее власти. Тоня принялась его мучить сменами настроения – она была то необычайно ласкова и нежна, то окатывала холодным равнодушием, а то и вовсе была враждебна.
Эти отношения совершенно изнурили Алексея. Избавил брата от лишних страданий Николай, который рассчитал горничную по просьбе ее мужа.
Книга четвертая
Главы 1–11
Главы 12–13
В Харькове Алексей попал в совершенно новый мир, глубоко потрясший его. Георгий с радостью встретил брата и сразу же взял его с собой на обед к Лисовским. Окружение Георгия резко отличалось от привычного деревенского общества – среди его приятелей было много тех, кто принимал активное участие в студенческих кружках, движениях и даже успел побывать в тюрьме или ссылке.
Эти люди отличались прямолинейностью и нетерпимостью, они смело рассуждали о будущем России и судьбе простого народа, которого они, по сути, совершенно не знали. Алексей чувствовал, что это общество не подходит ему, но выбора у него не было.
Главы 15–22
Алексей был поражен той быстротой, с которой он погрузился в новый для него девичий мир – Лика совершенно заворожила его. Так началась любовь, которой было суждено стать «большим событием» в жизни Алексея Арсеньева.
Книга пятая
Главы 1–10
Лика очень любила отца и, узнав о его решении, не собиралась идти против его воли. Впрочем, некоторое время влюбленные еще продолжали встречаться, однако полного взаимопонимания так и не смогли достигнуть. Отношения прервались, когда Лика с отцом покинули Орел.
Главы 11–16
После разлуки с любимой Алексей ежечасно задавал себе вопрос: «Как теперь жить и зачем жить?» Чтобы заглушить в себе раздирающее чувство одиночества, он с удвоенной энергией принялся писать, но литературный труд перестал вдохновлять его.
Главы 17–31
Подобное поведение не могло пройти бесследно, и Лика, устав от измен Алексея, его пренебрежительного отношения, частых отлучек, решилась на разрыв. В миг осознав, какую тяжелую рану нанес любимому человеку, Алексей хотел было застрелиться, но этому помешал брат Георгий.
Алексею предстояло еще многое пережить, но ту силу любви, нежности и душевной близости, какую он испытывал к Лике, ему уже никогда не довелось испытать…
Заключение
Иван Бунин показал основные этапы взросления юноши, которому предстояло найти ответы на многие философские, духовные, религиозные вопросы. Это рассказ о становлении личности, поиске самого себя, первой любви.
После ознакомления с кратким пересказом «Жизни Арсеньева» рекомендуем прочитать роман в полной версии.
Тест по роману
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Читательский дневник 16 группы (2018-2019 уч.год)
И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева»
Комментарии
Встречаются проблемы – жизни, любови, смерти.
Встречаются проблемы – жизни, любови, смерти.
Этот комментарий был удален автором.
сильная тоска по родине: «и вожделенное отечество подаждь ми». Хочется
вспомнить еще одни мысли Арсеньева: «Случалось, бывало, в каком-нибудь
чужом доме взять в руки старый фотографический альбом. Странные и
сложные чувства возбуждали лица тех, что глядели с его поблекших
карточек! Прежде всего – чувство необыкновенной отчужденности от этих
лиц, ибо необыкновенно бывает, чужд человек человеку в иные минуты. А
потом – происходящая из этого чувства повышенная острота ощущения их
самих и их времени»
Можно сделать некоторые выводы, что Арсеньев — не эпический, а
лирический герой, его интересуют «вечным темам». Существуют также и
другие мнения по поводу образа главного героя и всего романа в целом, то
что они имеют собственную музыкальную структуру, объединенная шестью
темами: любовь, природа, искусство, душа, Россия и биологическая
наследственность.
Тарасова Анастасия
В своем произведении автор использует монолог как способ передачи событий. В романе практически отсутствуют главные герои, есть только речь автора-героя и описываемые события. Ситуации, которые описывают в романе, действительно случались с Буниным, то есть произведение является автобиографическим.
Бунин задается вопросом о национальной гордости, которая сопровождала Россию все время, но исчезла во время потрясений. Автор предполагает, что это конец России, она стала беспомощной и погибла на глазах писателя. Он повествует о дворах, трактирах, местах учебы того времени, навевая атмосферу мрачности и опустошения.
«Мир все расширялся перед ним», — вспоминает Арсеньев, и эти слова могли бы определить основной принцип построения произведения. Из потаенного, лирического мирка детства, общения с родными, с природой автор ведет своего героя во взрослую жизнь. Он показывает не только сугубо камерную биографию, но и на примере судеб трех братьев — историю семьи. Народническая среда, в которую попадает герой, изображена резко отрицательно, как это свойственно Бунину при описании любого явления, имеющего отношение к революции. Для автора характерно свободное перемещение в пространстве и во времени, размышления о далеком прошлом, о предках, об истории рода, о национальном достоинстве русского человека. В идеологически-смысловом плане роман насыщен типичной бунинской печалью и тоской по прежней стране.
Собственно, подобно всем помещикам, которым пришлось бежать от революции, он разочарован и негодует, он не понимает как такое могло случиться, видит в революции только грязь и несправедливость. Прежняя страна много описывается через образы природы, автор будто считает имперскую Россию равной ее природной ипостаси, гармоничной с природой этой земли. Новая страна ему кажется совершенно иной.
В произведении несколько раз повторяется мысль о «погибели России». Так же помимо «будущих» разрушительных мотивов есть и вполне созидательные. Он великолепно описывает природу, пейзажи, весну. По его мнению, русский человек подвержен влиянию природы, в своих мыслях и помыслах.
Главная мысль романа, показать рост личности на разных этапах жизни, её изменение, мировоззрение. По сути своей это исповедь самого Бунина, обличённая в литературную форму. Роман описывает жизнь человека со всеми плюсами и минусами. Роман заканчивается трагично, расставшись со своей любимой герой страдает, теряет работу, скатывается.
В романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» главным героем является Алексей Александрович Арсеньев. По сути, данный герой является автобиографическим, так как автор отражает свой жизненный путь в образе этого героя. Даже родное село Алексея является во многом прототипом родины автора – деревни Бутырки. Также некоторые герои – например отец Арсеньева – является образом, списанным с отца Ивана Алексеевича.
В данном произведении главный герой проходит определённые этапы развития от маленького ребёнка до практически взрослого состояния, проходя при этом через отрочество и юность. Он проходит эти периоды через самоанализ, через восприятие и познание окружающих людей, переходя при этом ко взрослой жизни отдельно от родителей. Алексей переживает глубокую душевную драму первой любви, в которую вплетается проблема осознания своей самостоятельности, эгоизма и истинной собственной свободы. Эта проблема оказывается не решена, что приводит к трагическому исходу данной любовной драмы, к смерти его возлюбленной Лики. Вероятнее всего в истории отношений главного героя и его возлюбленной раскрывается «теория любви» И.А. Бунина, которая заключается в том, что любовь-страсть переходит в любовь-привычку, спасающую от одиночества.
Главной особенностью образа Арсеньева является то, что его личность как бы делится на два разных человека: на юного Алексея, который совершает ошибки, взрослеет, формирует свои первые убеждения, а другой – повзрослевший, который с высоты прожитых лет оценивает своё юное поведение, свои чувства, мысли, поведения, все события, происходившие с ним. Он вспоминает не столько историю своей жизни, сколько историю своих мыслей, своего поведения, это как бы «воспоминания о воспоминаниях», «память о памяти».
Главным вопросом для героя является вопрос не о том, как жить, а о том, в чём смысл этой жизни. Для него в жизни обязательно должно быть что-то, что способно наполнить её смыслом, определённая цель.
По сути, Арсеньев является ностальгическим героем, ведь он тоскует о былом своего рода, гордится им и тоскует о его былом величии и богатстве. Алексей скорее является лирическим героем, а не эпическим, так его не интересуют общественные проблемы, он скорее предпочитает более глубокие вечные темы.
Иван Бунин «Жизнь Арсеньева»
Свое нежелание продолжать роман писатель так объяснял Марку Алданову: «Я там писал о давно умерших людях, о навсегда утраченных делах. В продолжении надо бы писать в художественной форме о живых, — разве я могу это сделать?» Но «Жизнь Арсеньева» нельзя назвать автобиографией. Сам Бунин категорично отрицал отождествление «Жизни Арсеньева» с «Жизнью Бунина». Он говорил, что книга автобиографична лишь постольку, поскольку автобиографично всякое художественное произведение, в которое автор непременно вкладывает часть своей души. Бунин называл «Жизнь Арсеньева» «автобиографией вымышленного лица». И все-таки в Алексее Арсеньеве многое от Бунина — только в очень сконцентрированном виде. Черты характера, взгляды, которые у Бунина вырабатывались годами, юный Арсеньев получает как бы сразу, от рождения; события, растянутые в жизни Бунина на годы, в жизни Арсеньева происходят за месяцы. Прототипы главных героев тоже легко узнаваемы. Отец, брат, учитель Баскаков, Анхен и многие другие — опоэтизированные образы действительно живших людей. «Жизнь Арсеньева» Бунина можно назвать романом памяти, биографией памяти.
Памятью нарисован образ Лики — главной героини романа: Варвара Владимировна Пащенко, дочь елецкого врача, первая любовь Бунина, вошла в его творчество, оставила след во многих неповторимых бунинских женских образах, но главным памятником ей стала все-таки Лика. Сложные, противоречивые отношения Бунина и Вари Пащенко длились около пяти лет и закончились в 1894 г. замужеством Варвары Владимировны. Умирает Лика в конце романа, ибо за такой любовью уже ничего не может быть (Варвара Пащенко прожила после разрыва еще более двадцати лет и умерла в Москве). В.Н. Муромцева-Бунина писала, что в Лике воскресла «любовь молодого Бунина, сила, страсть, чувства его. Я нахожу, что в Лике — все женщины, которых он любил».
Главный герой:
Алексей Арсеньев – главный герой романа «Жизнь Арсеньева». Краткое содержание дает нам право назвать этого персонажа автобиографичным, так как писатель наделил его в некоторой степени своим жизненным опытом. В произведении мы видим, как герой проходит несколько этапов развития – от ребенка до молодого мужчины. Параллельно с этим Алексей осмысливает и окружающий его мир.
Кульминация внутренней борьбы Алексея происходит, когда он влюбляется в Лику. Чтобы быть с этой женщиной, ему необходимо перебороть собственный эгоизм и желания. Однако это ему не удается, что приводит к гибели любимой.
Калашникова Екатерина
Произведение прочитано полностью.
Роман «Жизнь Арсеньева» состоит из пяти частей и является воспоминанием главного героя Алексея Арсеньева о своей жизни. Очень примечательным является то, что в данном произведении образ Арсеньева раздваивается, можно даже сказать, что это будто два человека, хотя такое свойственно всем произведениям описывающим жизнь.
Первый образ героя – это герой, который на протяжении всего произведения развивается, за которым мы наблюдаем и, который естественно является главным героем. Этот герой ошибается, учится воспринимать себя, ощущать пространство и время, а далее, когда он взрослеет его жизнь приобретает трагический оборот, из-за любви и проблемы понимания себя, эгоизма и настоящей свободы, все это путается и проблема становится для молодого героя совершенно неразрешимой.
«Я под всякими предлогами внушал ей одно: живи только для меня и мной, не лишай меня моей свободы, своеволия, — я тебя люблю и за это буду еще больше любить. Мне казалось, что я так люблю ее, что мне все можно, все простительно.»
Я считаю, что главная проблема героя в понимании понятий свобода и эгоизм. Он искреннее любит, но не понимает, что его любовь – это не все для объекта его чувств. Она тоже человек, она не может жить только для него, давая свободу ему и лишая свободы себя.
Также Алексей человек склонный к самоанализу, его размышления часто философски. В юношестве он начал писать стихи, а когда стал чуть старше ушел из дома и стал скитаться по разным городам. Такая жизнь его привлекала.
«Люди постоянно ждут чего-нибудь счастливого, интересного, мечтают о какой-нибудь радости, о каком-нибудь событии. Этим влечет дорога. потом воля, простор. новизна, которая всегда празднична, повышает чувство жизни, а ведь все мы только этого и хотим, ищем во всяком сильном чувстве.»
Бунин писал о созданном образе: «Я хотел показать жизнь одного человека в узком кругу вокруг него. Человек приходит в мир и ищет в нем место, как и миллионы ему подобных: он работает, страдает, мучается, проливает кровь, борется за свое счастье и в конце концов или добивается своего, или, разбитый, падает на колени перед жизнью. Это все. »
Второй образ героя – это Арсеньев-повествователь. Человек, оценивающий произошедшее в его жизни через призму времени. Он вспоминает и оценивает чувства, мысли и поступки, отношения с людьми. Он вспоминает не просто историю своей жизни, не историю, изложенную в фактах, а историю чувств, мыслей, восприятия. Это будто воспоминания о воспоминаниях, эмоционально красочные картины, возникающие в голове главного героя спустя много лет.
Образ Арсеньева очень психологичен, чем-то напоминает героев Достоевского, которые пытаются понять не «как жить», а в чем смысл жизни, которая является не останавливающимся несвязным потоком чувств и мыслей.
Молодого Арсеньева скорее можно назвать лирическим героем, большинство его дум пронизаны ностальгией и обращены к вечным темам, его мало волнует социальные и политические темы. «Он стремится к прекрасному в каждой мелочи», а рассказчик-Арсеньев тоскует по родине и в нем чувствуется ностальгия по прошлому.
Образы молодого Арсеньева и Арсеньева рассказчика также несколько различаются: молодого Арсеньева, читая роман мы видим и практически ощущаем, у него есть тело, он в быту, а рассказчик бесплотен, он погружен в прошлое, в воспоминания о своей любви и молодой жизни…
Произведение прочитано полностью
Жизнь Арсеньева, его взросление-полностью раскрываются в произведении. Арсеньев-центр произведения. Мы видим его ещё мальчишкой, а после взрослым юношей. На наших глазах он воспринимает мир, взрослея, по-другому. Первая любовь, самостоятельность. Мы узнаем о его семье. Мы видим происходящее с его оценки, внутренней реакции.
«Мир всё расширялся перед ним»
Автор показывает двух Арсеньевых. Одного-молодого, юного, не опытного, а другого взрослого, который анализирует свою юность, смотрит на себя со стороны.
«Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера, часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве, и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно Божественного смысла и значения земных и небесных красок. Подводя итоги того, что дала мне жизнь, я вижу, что это один из важнейших итогов».
Одна из тем произведения любовь. Любовь Алексея к Лике. Сначала страсть между ними, нежелание и невозможность оторваться друг от друга. Затем Алексей привыкает к ней. В нём проявляется эгоизм по отношению к другим.
Его любовь к Лике превращается в привычку, определенную привязанность.
Автор показывает, что главный герой, как все люди, страдает, любит, борется за свое счастье, осознает свои ошибки.
Арсеньев анализирует себя молодого, свои мысли.
Идея произведения-ответить на вопрос: «что есть смысл жизни?»
Как для Арсеньева, так и для читателя.
Роман показывает жизнь человека со всеми её минусами и плюсами, с взлётами и падениями.
Главный герой расстаётся со своей возлюбленной, страдает, теряет работу и опускается.
Он переживает войну, революцию, большевизм и понимает, что такое жизнь.