Жили были что за сказка

Жили-были. сказка

Город с заставой да деревенек пяток – вот вам и царство.
Сколько их раньше было на нашей Руси, кто теперь помнит?

В царстве каком-то у Евстигнея-царя выросла дочка.
Марья-царевна с виду пригожа была, книжки читала.
Замуж пора бы, только капризна она: все ей не ровня!
Мамки да няньки избаловали совсем царское чадо:
Губы надует и начинает рыдать, ножками топать!
Долго ходили, сватались к ней женихи. Плюнули после.
Фифу такую в жёны им брать не резон, девушек много!
Сплетню пустили: Марья, мол, та не в себе. Сглаз либо порча.

Слыша такое, срочно велел Евстигней ведьму доставить.
Ведьму сыскали и во дворец привели – пусть расколдует!
Молвила ведьма: – Полно печалиться, царь, дочка здорова.
Знаю причину – смех потеряла твоя Марья-царевна.
Если сумеет кто-то её рассмешить – тот ей и пара.
Царь рассердился: – Дочку отдать за шута, что ли, прикажешь?
Или царевич козликом будет скакать? Срам, да и только.
Глупая баба! Слышать о том не хочу, прочь убирайся!

Думал он, думал. Есть ведь ещё женишок в царстве соседнем!
Царь Афанасий шутками всё донимал да насмехался.
Из-за чего-то с ним разругались давно, кончилась дружба.
Сын у Афони. Сколько ж не виделись лет? Вырос, поди-ка.
Надо мириться! Тройку велел запрягать. Ехать вёрст двадцать.

. Хмурясь для виду, вышел к нему на крыльцо царь Афанасий:
– Что-то случилось, или гнались за тобой страшные черти?
– Слышь, Афанасий. Нам, старикам, ни к чему тешить гордыню.
– Ладно, забудем. Слышал про Марью твою, уж доложили.
Скучно живёшь ты в царстве своём, Евстигней, радости мало.
Вон, мой Ванюша – может на скрипке играть разные танцы!
Жди на смотрины! Завтра мы с сыном к тебе в гости приедем.

. Прибыли сваты. Кучу платков запасла Марья под слёзы.
В щёлочку смотрит: рослый стоит молодец, скрипочку держит.
Вышла царевна. Ваня случайно смычком дёрнул по струнам.
Вместо мазурки скрипка такой издала звук неприличный.
Гости заржали, Ваня до слёз покраснел – хоть провалиться!
Марья-царевна еле от смеха жива. грохнулась на пол!
Мамки да няньки с хохотом стали её на ноги ставить.

Источник

Детский час

для детей и родителей

Жили были что за сказка. Смотреть фото Жили были что за сказка. Смотреть картинку Жили были что за сказка. Картинка про Жили были что за сказка. Фото Жили были что за сказка

Сказка со словами «жили-были»

Жили были что за сказка. Смотреть фото Жили были что за сказка. Смотреть картинку Жили были что за сказка. Картинка про Жили были что за сказка. Фото Жили были что за сказкаМногие сказки начинаются со слов: «Жили-были». Эти слова завораживают, с их помощью открывается дверь в чудесный мир сказки. Кто, в какие времена придумал, что сказки должны начинаться со слов «жили-были»? Всем, придумавшим эти волшебные слова, скажем «спасибо».

Сказка, начинающаяся со слов «жили-были»
Автор: Ирис Ревю

Жили-были маленькие добрые гномы. Они никогда не отказывали тем, кто нуждался в их помощи. Иногда они давали просто совет. Однажды утром, у маленького голубого ручья гномы увидели кузнечика. Тот горько плакал.

— Почему ты плачешь? — спросил старший гном.

— Потому что я потерял своих друзей. Жучок теперь дружит со сверчком, а комарик с мотыльком. И теперь у меня нет друзей, — сказал кузнечик.

— Почему же так произошло?

— Наверно потому, что я обижался на друзей за то, что они не умели стрекотать как я. И я им наговорил много обидных слов.

— Но они умеют многое другое. Ты не можешь заставлять друзей делать то же самое, что и сам. В дружбе это не главное, — сказал старший гном.

Призадумался кузнечик. А ведь и вправду, с друзьями можно заняться и другими делами.

— Как же мне теперь быть, добрые гномы?

— Поговори с жучком и комариком. Попроси прощения за то, что наговорил им много обидных слов.

— Но ведь у них теперь новые друзья, — сказал кузнечик.

— Дружба – она большая, в ней места хватит всем. Дружба собирает всех под своё доброе крыло, — произнес старший гном.

Кузнечик поговорил с жучком и комариком. Они от души простили друга.

Теперь друзей стало больше. Когда много друзей – это здорово.

Вопросы и задания к сказке

О каких гномах идёт речь в сказке: добрых или злых?

Почему плакал кузнечик?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

А что бы ты посоветовал кузнечику?

Нарисуй такую картинку: кузнечик, жучок, сверчок, комарик и мотылёк играют в совместную игру, например, в прятки или догонялки.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Жили были что за сказка

Русские народные сказки о боге, черте, и попе, и хитроватом мужике

Во всякой сказке есть элементы действительности.

Жили были что за сказка. Смотреть фото Жили были что за сказка. Смотреть картинку Жили были что за сказка. Картинка про Жили были что за сказка. Фото Жили были что за сказка

Талантлив русский народ. Он создал прекрасные по своему совершенству былины, песни, пословицы, сказки…

Сказка — один из основных видов устного народного поэтического творчества, в котором выражаются мечты человека о будущем, его отношение к действительности, его эстетические идеалы и мировоззрение. Сказка благодаря своему жанровому многообразию (волшебные, легендарные, авантюрные, социально-бытовые, сказки о животных) запечатлела быт, нравы, общественные устремления людей…

Велика история русского народа; было в ней и то, что мы называем сегодня религиозным дурманом, суевериями. Веками религия и церковь объединяла и разлучала, присоединяла и отлучала, преданно служила господствующим классам. Но народ жил своею жизнью, пренебрегая рамками официальной церковности и религиозности. Его отношение к жизни, к миру сохраняло реалистичность и трезвость. И потому в народе всегда были сильны антиклерикальные, антицерковные, атеистические начала.

Александр Сергеевич Пушкин писал, что русский народ питает «презрение к попам и равнодушие к отечественной религии», он полон «насмешек насчет всего церковного»[1].

Виссарион Григорьевич Белинский в своем знаменитом «Письме к Гоголю» с огромной силой и убедительностью опровергал утверждения о том, что русский человек боголюбив, как никакой другой, что весь строй его жизни покоится на верности православию. «По-Вашему, — писал он, — русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая себе задницу. Он говорит об образе: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности»[2].

Взгляды Пушкина и Белинского полностью разделял Александр Иванович Герцен. «Русский крестьянин, — считал он, — суеверен, но равнодушен к религии, которая для него, впрочем, является непроницаемой тайной. Он для очистки совести точно соблюдает все внешние обряды культа; он идет в воскресенье к обедне, чтобы шесть дней больше не думать о церкви. Священников он презирает как тунеядцев, как людей алчных, живущих на его счет. Героем всех народных непристойностей, всех уличных песенок, предметом насмешки и презрения всегда являются поп и дьякон или их жены.

Множество пословиц свидетельствует о безразличии русских к религии: „Гром не грянет — мужик не перекрестится“, „На бога надейся, да сам не плошай“»[3].

Конечно, далеко не случайно Пушкин, Белинский, Герцен, говоря об атеистическом характере народа, обращались к фольклору — к искусству, которое создал народ и в котором он выразил свое отношение к миру, к социальной действительности.

Сказки — свидетельство самого народа — раскрывают истинное его отношение в прошлом к богу и религии.

В бытовых, сатирических сказках народ высмеивает духовенство, мстит ему за вековые обиды, торжествует над ним свою победу. Один из самых популярных циклов сказок — сказки о попе и работнике (в нашем сборнике они представлены в разделе «Мужик и поп»). По сюжетам они разнообразны, но едины по своему мироотношению: всегда хитрый, умный мужик оказывается предприимчивее попа.

Жили-были… Так обычно начинаются сказки. Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то мы сможем раскрыть ее смысл: сказка — сказывать — рассказывать. То есть сказка — это то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателей.

Но всякий ли интересный рассказ является сказкой? Можно с уверенностью ответить на этот вопрос: нет! Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил еще одну характерную особенность сказок, которая подчеркивает их своеобразие. Обычно, когда нам рассказывают что-либо, во что трудно поверить, мы говорим: «Не рассказывай сказки!», «Все это сказки!» Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней: «Сказка — складка, а песня — быль», «Сказка — ложь, а песня — правда». О чем это говорит? О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.

И в самом деле, разве можно поверить в то, что журавль учил лису летать, что солдат на черте через всю Русь домой на побывку прибыл? И, конечно же, совершенно неправдоподобная ситуация, когда из тучи вместо дождя падают блины, в рыболовные сети в реке ловятся зайцы, а на деревьях в лесу живут щуки!

Так что же: сказки повествуют о том, чего не было? В таком случае зачем они? Неужели только для того, чтобы разжечь воображение слушателя или читателя? «Слушаю сказки, — писал своему брату Пушкин, — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»[4] Поэт увидел в сказках не праздную забаву: их незнание он расценивал как недостаток воспитания! Ему же принадлежат слова: «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Так он закончил свою знаменитую «Сказку о золотом петушке».

Сказки учат человека быть добрым и справедливым, учат умению противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть врагов. Они утверждают честность, преданность, смелость. Бесхитростные и нереальные на первый взгляд, рассказы имеют глубокий жизненный и даже философский смысл, а их фантастичность служит более яркому выражению этого смысла.

Многие века люди были далеки от правильного понимания явлений природы. Ветер, который вырывал с корнями деревья, бежавшие по небу черные тучи, проливающие на землю потоки воды, гром и молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и оврагах, — все это наводило страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, движется, имеет разум. А раз так, значит, все это могло принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, человек стал поклоняться ей, ощущая себя ее частицей, искал у природы защиты и одновременно стремился защититься от нее, такой грозной и всесильной.

Все это и объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в известной сказке «Сивко-Бурко» умерший отец ведет диалог со своим младшим сыном.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок, их неправдоподобного содержания. Нельзя не обратить внимания на то, что сказки рассказывают не о вере человека в сверхъестественность предметов и явлений природы, а прежде всего о самых насущных, жизненно важных для него проблемах. В сказках человек высмеивал суеверия, невежество, веру в чертей и в сверхъестественные явления. Такие сказки составляют определенную часть сказок о животных и значительную часть волшебных, легендарных и социально- бытовых сказок.

Источник

Жили-были. сказка

Город с заставой да деревенек пяток – вот вам и царство.
Сколько их раньше было на нашей Руси, кто теперь помнит?

В царстве каком-то у Евстигнея-царя выросла дочка.
Марья-царевна с виду пригожа была, книжки читала.
Замуж пора бы, только капризна она: все ей не ровня!
Мамки да няньки избаловали совсем царское чадо:
Губы надует и начинает рыдать, ножками топать!
Долго ходили, сватались к ней женихи. Плюнули после.
Фифу такую в жёны им брать не резон, девушек много!
Сплетню пустили: Марья, мол, та не в себе. Сглаз либо порча.

Слыша такое, срочно велел Евстигней ведьму доставить.
Ведьму сыскали и во дворец привели – пусть расколдует!
Молвила ведьма: – Полно печалиться, царь, дочка здорова.
Знаю причину – смех потеряла твоя Марья-царевна.
Если сумеет кто-то её рассмешить – тот ей и пара.
Царь рассердился: – Дочку отдать за шута, что ли, прикажешь?
Или царевич козликом будет скакать? Срам, да и только.
Глупая баба! Слышать о том не хочу, прочь убирайся!

Думал он, думал. Есть ведь ещё женишок в царстве соседнем!
Царь Афанасий шутками всё донимал да насмехался.
Из-за чего-то с ним разругались давно, кончилась дружба.
Сын у Афони. Сколько ж не виделись лет? Вырос, поди-ка.
Надо мириться! Тройку велел запрягать. Ехать вёрст двадцать.

. Хмурясь для виду, вышел к нему на крыльцо царь Афанасий:
– Что-то случилось, или гнались за тобой страшные черти?
– Слышь, Афанасий. Нам, старикам, ни к чему тешить гордыню.
– Ладно, забудем. Слышал про Марью твою, уж доложили.
Скучно живёшь ты в царстве своём, Евстигней, радости мало.
Вон, мой Ванюша – может на скрипке играть разные танцы!
Жди на смотрины! Завтра мы с сыном к тебе в гости приедем.

. Прибыли сваты. Кучу платков запасла Марья под слёзы.
В щёлочку смотрит: рослый стоит молодец, скрипочку держит.
Вышла царевна. Ваня случайно смычком дёрнул по струнам.
Вместо мазурки скрипка такой издала звук неприличный.
Гости заржали, Ваня до слёз покраснел – хоть провалиться!
Марья-царевна еле от смеха жива. грохнулась на пол!
Мамки да няньки с хохотом стали её на ноги ставить.

Источник

Рубрика «Русские народные сказки»

Иванушка-дурачок

Жили-были старик со старухой, у них было три сына: двое умные, третий — Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил. В одно время наварила старуха ржаных клецок и говорит дураку: — На-ка, снеси эти клецки братьям; пусть поедят. Налила полный горшок и дала ему …

Как лиса училась летать

Повстречались как-то раз Лиса и Журавль: — Как дела, Лиса-кума? — Да всё бы хорошо, куманёк, да вот летать я не умею… — Так давай я тебя научу! Садись верхом! Уселась лиса на Журавля, поднялись они высоко в небо. Земля внизу — меньше горошины! — Ну что, кума, готова? — Да уж готова, а как …

Лиса и медведь

Жила-была кума-Лиса… Надоело Лисе на старости самой о себе помышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички: — Впусти меня, Михаил Потапыч, я лиса старая, ученая, места займу немного, не объем и не обопью. Медведь, долго не думав, согласился. Перешла Лиса на житье к Медведю и стала осматривать да обнюхивать, где …

Коза дереза

Жили-были старик со старухой да их дочка. Вот дочка пошла пасти коз. Пасла по горам, по долам, по зеленым лугам, вечером пригнала их домой. Старик вышел на крыльцо и спрашивает: Вы, козочки, вы, матушки, Вы сыты ли, вы пьяны ли? Отвечают ему козы: Мы и сыты, мы и пьяны, Мы по горочкам ходили, Травушку пощипали, …

О молодильных яблоках и живой воде

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго Василием, а младшего Иваном. Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко …

Как собака друга искала

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему: — Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить! — Давай, — согласился зайка. Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо …

Снегурушка и лиса

Жили-были старик со старухой. У них была внучка Снегурушка. Собрались подружки в лес по ягоды и пришли звать с собой Снегурушку. Старик со старухой долго не соглашались, но наконец отпустили её. Только, говорят, не отставай от подруг. Пришли девушки в лес, стали собирать ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик. Снегурушка и отстала. Подружки аукали, …

Пастушья дудочка

Жили в одном селе старик да старуха, бедные-пребедные, и был у них сын Иванушка. С малых лет любил он на дудочке играть. И так-то он хорошо играл, что все слушали — наслушаться не могли. Заиграет Иванушка грустную песню — все пригорюнятся, у всех слезы катятся. Заиграет плясовую — все в пляс идут, удержаться не могут. …

Хитрая наука

Жили себе дед да баба, был у них сын. Старик-то был бедный; хотелось ему отдать сына в науку, чтоб смолоду был родителям своим на утеху, под старость на перемену, да что станешь делать, коли достатку нет! Водил он его, водил по городам — авось возьмет кто в ученье; нет, никто не взялся учить без денег. …

Волшебное яблочко

Жил в одной деревне мужичок. Жил не тужил, крестьянствовал: пахал, сеял, жал да сад разводил. Жену кормил, сыновей растил, уму-разуму учил. Только и было у него радости, что ласковая жена, три молодца в терему да наливные сладкие яблочки в зелёном саду. Сам мужичок жил по правде и сыновей тому учил, да по-разному сыновья заветы отца …

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *