Жили были что за сказка
Жили-были. сказка
Город с заставой да деревенек пяток – вот вам и царство.
Сколько их раньше было на нашей Руси, кто теперь помнит?
В царстве каком-то у Евстигнея-царя выросла дочка.
Марья-царевна с виду пригожа была, книжки читала.
Замуж пора бы, только капризна она: все ей не ровня!
Мамки да няньки избаловали совсем царское чадо:
Губы надует и начинает рыдать, ножками топать!
Долго ходили, сватались к ней женихи. Плюнули после.
Фифу такую в жёны им брать не резон, девушек много!
Сплетню пустили: Марья, мол, та не в себе. Сглаз либо порча.
Слыша такое, срочно велел Евстигней ведьму доставить.
Ведьму сыскали и во дворец привели – пусть расколдует!
Молвила ведьма: – Полно печалиться, царь, дочка здорова.
Знаю причину – смех потеряла твоя Марья-царевна.
Если сумеет кто-то её рассмешить – тот ей и пара.
Царь рассердился: – Дочку отдать за шута, что ли, прикажешь?
Или царевич козликом будет скакать? Срам, да и только.
Глупая баба! Слышать о том не хочу, прочь убирайся!
Думал он, думал. Есть ведь ещё женишок в царстве соседнем!
Царь Афанасий шутками всё донимал да насмехался.
Из-за чего-то с ним разругались давно, кончилась дружба.
Сын у Афони. Сколько ж не виделись лет? Вырос, поди-ка.
Надо мириться! Тройку велел запрягать. Ехать вёрст двадцать.
. Хмурясь для виду, вышел к нему на крыльцо царь Афанасий:
– Что-то случилось, или гнались за тобой страшные черти?
– Слышь, Афанасий. Нам, старикам, ни к чему тешить гордыню.
– Ладно, забудем. Слышал про Марью твою, уж доложили.
Скучно живёшь ты в царстве своём, Евстигней, радости мало.
Вон, мой Ванюша – может на скрипке играть разные танцы!
Жди на смотрины! Завтра мы с сыном к тебе в гости приедем.
. Прибыли сваты. Кучу платков запасла Марья под слёзы.
В щёлочку смотрит: рослый стоит молодец, скрипочку держит.
Вышла царевна. Ваня случайно смычком дёрнул по струнам.
Вместо мазурки скрипка такой издала звук неприличный.
Гости заржали, Ваня до слёз покраснел – хоть провалиться!
Марья-царевна еле от смеха жива. грохнулась на пол!
Мамки да няньки с хохотом стали её на ноги ставить.
Детский час
для детей и родителей
Сказка со словами «жили-были»
Многие сказки начинаются со слов: «Жили-были». Эти слова завораживают, с их помощью открывается дверь в чудесный мир сказки. Кто, в какие времена придумал, что сказки должны начинаться со слов «жили-были»? Всем, придумавшим эти волшебные слова, скажем «спасибо».
Сказка, начинающаяся со слов «жили-были»
Автор: Ирис Ревю
Жили-были маленькие добрые гномы. Они никогда не отказывали тем, кто нуждался в их помощи. Иногда они давали просто совет. Однажды утром, у маленького голубого ручья гномы увидели кузнечика. Тот горько плакал.
— Почему ты плачешь? — спросил старший гном.
— Потому что я потерял своих друзей. Жучок теперь дружит со сверчком, а комарик с мотыльком. И теперь у меня нет друзей, — сказал кузнечик.
— Почему же так произошло?
— Наверно потому, что я обижался на друзей за то, что они не умели стрекотать как я. И я им наговорил много обидных слов.
— Но они умеют многое другое. Ты не можешь заставлять друзей делать то же самое, что и сам. В дружбе это не главное, — сказал старший гном.
Призадумался кузнечик. А ведь и вправду, с друзьями можно заняться и другими делами.
— Как же мне теперь быть, добрые гномы?
— Поговори с жучком и комариком. Попроси прощения за то, что наговорил им много обидных слов.
— Но ведь у них теперь новые друзья, — сказал кузнечик.
— Дружба – она большая, в ней места хватит всем. Дружба собирает всех под своё доброе крыло, — произнес старший гном.
Кузнечик поговорил с жучком и комариком. Они от души простили друга.
Теперь друзей стало больше. Когда много друзей – это здорово.
Вопросы и задания к сказке
О каких гномах идёт речь в сказке: добрых или злых?
Почему плакал кузнечик?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
А что бы ты посоветовал кузнечику?
Нарисуй такую картинку: кузнечик, жучок, сверчок, комарик и мотылёк играют в совместную игру, например, в прятки или догонялки.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Жили были что за сказка
Русские народные сказки о боге, черте, и попе, и хитроватом мужике
Во всякой сказке есть элементы действительности.
Талантлив русский народ. Он создал прекрасные по своему совершенству былины, песни, пословицы, сказки…
Сказка — один из основных видов устного народного поэтического творчества, в котором выражаются мечты человека о будущем, его отношение к действительности, его эстетические идеалы и мировоззрение. Сказка благодаря своему жанровому многообразию (волшебные, легендарные, авантюрные, социально-бытовые, сказки о животных) запечатлела быт, нравы, общественные устремления людей…
Велика история русского народа; было в ней и то, что мы называем сегодня религиозным дурманом, суевериями. Веками религия и церковь объединяла и разлучала, присоединяла и отлучала, преданно служила господствующим классам. Но народ жил своею жизнью, пренебрегая рамками официальной церковности и религиозности. Его отношение к жизни, к миру сохраняло реалистичность и трезвость. И потому в народе всегда были сильны антиклерикальные, антицерковные, атеистические начала.
Александр Сергеевич Пушкин писал, что русский народ питает «презрение к попам и равнодушие к отечественной религии», он полон «насмешек насчет всего церковного»[1].
Виссарион Григорьевич Белинский в своем знаменитом «Письме к Гоголю» с огромной силой и убедительностью опровергал утверждения о том, что русский человек боголюбив, как никакой другой, что весь строй его жизни покоится на верности православию. «По-Вашему, — писал он, — русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая себе задницу. Он говорит об образе: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности»[2].
Взгляды Пушкина и Белинского полностью разделял Александр Иванович Герцен. «Русский крестьянин, — считал он, — суеверен, но равнодушен к религии, которая для него, впрочем, является непроницаемой тайной. Он для очистки совести точно соблюдает все внешние обряды культа; он идет в воскресенье к обедне, чтобы шесть дней больше не думать о церкви. Священников он презирает как тунеядцев, как людей алчных, живущих на его счет. Героем всех народных непристойностей, всех уличных песенок, предметом насмешки и презрения всегда являются поп и дьякон или их жены.
Множество пословиц свидетельствует о безразличии русских к религии: „Гром не грянет — мужик не перекрестится“, „На бога надейся, да сам не плошай“»[3].
Конечно, далеко не случайно Пушкин, Белинский, Герцен, говоря об атеистическом характере народа, обращались к фольклору — к искусству, которое создал народ и в котором он выразил свое отношение к миру, к социальной действительности.
Сказки — свидетельство самого народа — раскрывают истинное его отношение в прошлом к богу и религии.
В бытовых, сатирических сказках народ высмеивает духовенство, мстит ему за вековые обиды, торжествует над ним свою победу. Один из самых популярных циклов сказок — сказки о попе и работнике (в нашем сборнике они представлены в разделе «Мужик и поп»). По сюжетам они разнообразны, но едины по своему мироотношению: всегда хитрый, умный мужик оказывается предприимчивее попа.
Жили-были… Так обычно начинаются сказки. Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то мы сможем раскрыть ее смысл: сказка — сказывать — рассказывать. То есть сказка — это то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателей.
Но всякий ли интересный рассказ является сказкой? Можно с уверенностью ответить на этот вопрос: нет! Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил еще одну характерную особенность сказок, которая подчеркивает их своеобразие. Обычно, когда нам рассказывают что-либо, во что трудно поверить, мы говорим: «Не рассказывай сказки!», «Все это сказки!» Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней: «Сказка — складка, а песня — быль», «Сказка — ложь, а песня — правда». О чем это говорит? О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.
И в самом деле, разве можно поверить в то, что журавль учил лису летать, что солдат на черте через всю Русь домой на побывку прибыл? И, конечно же, совершенно неправдоподобная ситуация, когда из тучи вместо дождя падают блины, в рыболовные сети в реке ловятся зайцы, а на деревьях в лесу живут щуки!
Так что же: сказки повествуют о том, чего не было? В таком случае зачем они? Неужели только для того, чтобы разжечь воображение слушателя или читателя? «Слушаю сказки, — писал своему брату Пушкин, — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»[4] Поэт увидел в сказках не праздную забаву: их незнание он расценивал как недостаток воспитания! Ему же принадлежат слова: «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Так он закончил свою знаменитую «Сказку о золотом петушке».
Сказки учат человека быть добрым и справедливым, учат умению противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть врагов. Они утверждают честность, преданность, смелость. Бесхитростные и нереальные на первый взгляд, рассказы имеют глубокий жизненный и даже философский смысл, а их фантастичность служит более яркому выражению этого смысла.
Многие века люди были далеки от правильного понимания явлений природы. Ветер, который вырывал с корнями деревья, бежавшие по небу черные тучи, проливающие на землю потоки воды, гром и молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и оврагах, — все это наводило страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, движется, имеет разум. А раз так, значит, все это могло принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, человек стал поклоняться ей, ощущая себя ее частицей, искал у природы защиты и одновременно стремился защититься от нее, такой грозной и всесильной.
Все это и объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в известной сказке «Сивко-Бурко» умерший отец ведет диалог со своим младшим сыном.
Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок, их неправдоподобного содержания. Нельзя не обратить внимания на то, что сказки рассказывают не о вере человека в сверхъестественность предметов и явлений природы, а прежде всего о самых насущных, жизненно важных для него проблемах. В сказках человек высмеивал суеверия, невежество, веру в чертей и в сверхъестественные явления. Такие сказки составляют определенную часть сказок о животных и значительную часть волшебных, легендарных и социально- бытовых сказок.
Жили-были. сказка
Город с заставой да деревенек пяток – вот вам и царство.
Сколько их раньше было на нашей Руси, кто теперь помнит?
В царстве каком-то у Евстигнея-царя выросла дочка.
Марья-царевна с виду пригожа была, книжки читала.
Замуж пора бы, только капризна она: все ей не ровня!
Мамки да няньки избаловали совсем царское чадо:
Губы надует и начинает рыдать, ножками топать!
Долго ходили, сватались к ней женихи. Плюнули после.
Фифу такую в жёны им брать не резон, девушек много!
Сплетню пустили: Марья, мол, та не в себе. Сглаз либо порча.
Слыша такое, срочно велел Евстигней ведьму доставить.
Ведьму сыскали и во дворец привели – пусть расколдует!
Молвила ведьма: – Полно печалиться, царь, дочка здорова.
Знаю причину – смех потеряла твоя Марья-царевна.
Если сумеет кто-то её рассмешить – тот ей и пара.
Царь рассердился: – Дочку отдать за шута, что ли, прикажешь?
Или царевич козликом будет скакать? Срам, да и только.
Глупая баба! Слышать о том не хочу, прочь убирайся!
Думал он, думал. Есть ведь ещё женишок в царстве соседнем!
Царь Афанасий шутками всё донимал да насмехался.
Из-за чего-то с ним разругались давно, кончилась дружба.
Сын у Афони. Сколько ж не виделись лет? Вырос, поди-ка.
Надо мириться! Тройку велел запрягать. Ехать вёрст двадцать.
. Хмурясь для виду, вышел к нему на крыльцо царь Афанасий:
– Что-то случилось, или гнались за тобой страшные черти?
– Слышь, Афанасий. Нам, старикам, ни к чему тешить гордыню.
– Ладно, забудем. Слышал про Марью твою, уж доложили.
Скучно живёшь ты в царстве своём, Евстигней, радости мало.
Вон, мой Ванюша – может на скрипке играть разные танцы!
Жди на смотрины! Завтра мы с сыном к тебе в гости приедем.
. Прибыли сваты. Кучу платков запасла Марья под слёзы.
В щёлочку смотрит: рослый стоит молодец, скрипочку держит.
Вышла царевна. Ваня случайно смычком дёрнул по струнам.
Вместо мазурки скрипка такой издала звук неприличный.
Гости заржали, Ваня до слёз покраснел – хоть провалиться!
Марья-царевна еле от смеха жива. грохнулась на пол!
Мамки да няньки с хохотом стали её на ноги ставить.
Рубрика «Русские народные сказки»
Иванушка-дурачок
Жили-были старик со старухой, у них было три сына: двое умные, третий — Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил. В одно время наварила старуха ржаных клецок и говорит дураку: — На-ка, снеси эти клецки братьям; пусть поедят. Налила полный горшок и дала ему …
Как лиса училась летать
Повстречались как-то раз Лиса и Журавль: — Как дела, Лиса-кума? — Да всё бы хорошо, куманёк, да вот летать я не умею… — Так давай я тебя научу! Садись верхом! Уселась лиса на Журавля, поднялись они высоко в небо. Земля внизу — меньше горошины! — Ну что, кума, готова? — Да уж готова, а как …
Лиса и медведь
Жила-была кума-Лиса… Надоело Лисе на старости самой о себе помышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички: — Впусти меня, Михаил Потапыч, я лиса старая, ученая, места займу немного, не объем и не обопью. Медведь, долго не думав, согласился. Перешла Лиса на житье к Медведю и стала осматривать да обнюхивать, где …
Коза дереза
Жили-были старик со старухой да их дочка. Вот дочка пошла пасти коз. Пасла по горам, по долам, по зеленым лугам, вечером пригнала их домой. Старик вышел на крыльцо и спрашивает: Вы, козочки, вы, матушки, Вы сыты ли, вы пьяны ли? Отвечают ему козы: Мы и сыты, мы и пьяны, Мы по горочкам ходили, Травушку пощипали, …
О молодильных яблоках и живой воде
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго Василием, а младшего Иваном. Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко …
Как собака друга искала
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему: — Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить! — Давай, — согласился зайка. Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо …
Снегурушка и лиса
Жили-были старик со старухой. У них была внучка Снегурушка. Собрались подружки в лес по ягоды и пришли звать с собой Снегурушку. Старик со старухой долго не соглашались, но наконец отпустили её. Только, говорят, не отставай от подруг. Пришли девушки в лес, стали собирать ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик. Снегурушка и отстала. Подружки аукали, …
Пастушья дудочка
Жили в одном селе старик да старуха, бедные-пребедные, и был у них сын Иванушка. С малых лет любил он на дудочке играть. И так-то он хорошо играл, что все слушали — наслушаться не могли. Заиграет Иванушка грустную песню — все пригорюнятся, у всех слезы катятся. Заиграет плясовую — все в пляс идут, удержаться не могут. …
Хитрая наука
Жили себе дед да баба, был у них сын. Старик-то был бедный; хотелось ему отдать сына в науку, чтоб смолоду был родителям своим на утеху, под старость на перемену, да что станешь делать, коли достатку нет! Водил он его, водил по городам — авось возьмет кто в ученье; нет, никто не взялся учить без денег. …
Волшебное яблочко
Жил в одной деревне мужичок. Жил не тужил, крестьянствовал: пахал, сеял, жал да сад разводил. Жену кормил, сыновей растил, уму-разуму учил. Только и было у него радости, что ласковая жена, три молодца в терему да наливные сладкие яблочки в зелёном саду. Сам мужичок жил по правде и сыновей тому учил, да по-разному сыновья заветы отца …