Жажда признания компенсация чего

Немедленно перестаньте волноваться о том, что думают люди

«Мне все равно, что обо мне подумают другие люди»,
Уэйн Дайер.

Вы когда-нибудь переживали о том, что о вас могут подумать окружающие? Чувствовали ли вы, что вас отвергают, и приходилось ли вам защищаться от критики своих поступков со стороны? Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда вы из-за страха ответной реакции других людей отказывались делать то, что могло бы принести пользу вам или обществу?

Если да, то можете считать себя нормальным человеком. Согласно классификации Тони Роббинса и Хлои Маданес, жажда отношений и участия входят в число шести базовых потребностей всех людей.

В психологическом плане изгнание из «племени» является прямой угрозой существованию такого изгоя. А это порождает вопрос: «Если желание общественного одобрения является естественным и нормальным, то всегда ли оно приносит человеку пользу?».

Представьте, какой была бы ваша жизнь, если бы вас не заботило чужое мнение. Стали бы вы эгоцентричным эгоистом, или же начали жить так, чтобы выполнить свое предназначение, не боясь страха оказаться отвергнутым?

Всю свою сознательную жизнь я боролся с мыслями тем, что обо мне подумают другие люди. Мне кажется, что это сделало меня самоотверженным и внимательным. И хотя мысли о чужом мнении помогали мне увидеть мир глазами окружающих, я осознал, что мое желание или, если говорить более точно, зависимость от признания грозила превратиться в одно из моих самых эгоистичных и разрушительных личностных качеств.

Почему зависимость от чужого мнения делает нас несчастными

Если жажда признания является вполне естественным желанием, то как оно может быть проблемой? Дело в том, что, как и в случае с любым другим наркотиком, удовольствие от получения чужого признания не бесконечно. И если это единственный способ человека почувствовать себя счастливым, то он будет несчастлив ровно до тех пор, пока не получит очередную «дозу».

Это означает, что обычное желание получить признание или одобрение вполне нормально. Проблема возникает только если оно превращается в зависимость, приносящую человеку удовлетворение. Другими словами, зависимость от признания позволяет другим людям управлять нашим счастьем.

А из-за того, что чувство счастья начинает зависеть от кого-то еще, такими людьми очень просто манипулировать. Это очень хорошо заметно на примере неблагополучных отношений. Все, что манипулятору нужно сделать, это запугать своего партнера так, чтобы тот почувствовал себя отвергнутым или эгоистичным, и остался под его влиянием.

Зависимость от признания приводит к размыванию границ и неудовлетворению. Я часто злился на других людей за то, что они позволяли себе нарушать мои границы, но при этом ничего им не говорил. Мне просто не хотелось показаться грубым. Но из-за постоянного ощущения, что другие знают что-то «лучше моего», такое поведение ведет лишь к еще большему недовольства.

Трезво посмотрев на ситуацию, мне предстояло решить, на ком лежит вина за появление злости, вызванной нарушением моих границ: виноват тот, кто несознательно перешел черту, или же тот, кто не смог защитить свои границы из-за страха быть отвергнутым?

Я всегда ценю те моменты, когда мои близкие дают говорят, что я зашел слишком далеко. Это дает мне возможность не сбиваться с пути. Но если из-за страха быть отвергнутым я не говорю людям о том, что они приносят мне боль, то разве тем самым я не лишаю их шанса на мое прощение и возможность стать лучше?

Последнее позволяет мне прийти к следующему выводу: зависимость от чужого мнения делает нас эгоистами. А сложность здесь заключается в том, что люди зачастую прячут свою эгоистичность под видом самоотверженности.

Будучи писателем, я постоянно имею дело с критикой. Если вы не способны контролировать свое желание добиваться признания от всех вокруг, то чужое мнение очень быстро начнет мешать вам делиться своим творчеством с теми, кому оно может принести пользу.

Зависимость от чужого мнения является верным способом лишить мир своего таланта. А насколько эгоистичным будет прятать от окружающих то, чем вы можете с ними поделиться, только из-за того, что вы слишком зациклены на мнении нескольких людей?

Как бы странно это ни звучало, но делать что-то для других тоже может быть эгоистичным. В самолетах нам говорят, что сначала кислородную маску нужно одевать на себя, а уже затем на ребенка. Дело в том, что если взрослый потеряет сознание первым, то детям уже некому будет помочь. То же самое можно сказать и о том, что зависимость от чужого мнения заставляет человека мучить себя настолько сильно, что в итоге начинают страдать все вокруг него.

Например, если кто-то тратит настолько много времени на помощь другим людям, что они в итоге начинают пренебрегать своим здоровьем, то в случае болезни они лягут ненужным бременем на плечи тех, кто будет о них заботиться.

Бескорыстные деяния, совершенные ценой чужих приоритетов, могут оказаться настолько же эгоистичными и разрушительными, как и обычный поступки эгоистов.

Как преодолеть зависимость от чужого мнения

Первый способ избавиться от данного типа зависимости – быть добрым по отношению к себе. В желании ощутить свою связь с окружающими нет ничего плохого. Проблема возникает, если оно не сбалансировано другими важными вещами вроде сохранения собственных границ.

Личностям с зависимостью от чужого мнения очень часто не хватает уверенности в себе. В каждом из нас живет свой внутренний критик, который нашептывает: «Ты недостаточно хорош. Ты ничто по сравнению с теми, кто тебя окружает. Если ты будешь уверен в себе, то станешь эгоистом». От этого голоса нельзя избавиться. Зато мы можем выбирать, верить ему или нет.

Однако внутри нас звучит еще один голос, говорящий обратное: «Ты способен на это. Ты достаточно хорош. Ты настолько же ценен, как и все остальные». И тут возникает закономерный вопрос: «К кому же из них прислушаться?».

Зачастую ответ на него невозможен без ответа на следующие вопросы: «Могу ли я сейчас одобрить свои действия? Что я ценю в себе больше всего?». Поэтому следующим важным шагом является готовность позволить себе получить такое одобрение.

Чтобы победить зависимость от чужого мнения, не забывайте относиться к себе так, как вам хочется, чтобы к вам относились другие.

Тех же результатов можно добиться, не приуменьшая жизненной ценности других важных вещей, например, своей потребности в значимости и контроле. И хотя в своем желании контролировать происходящее человек может зайти так же далеко, как и в жажде признания, но первое является отличной противоположностью второму. И то, и другое должно быть сбалансировано.

Лично мне, как правило, помогают следующие вопросы: «Хочу ли я, чтобы мнение чужих людей имело надо мной власть? Хочу ли я позволить этому человеку контролировать меня или же я предпочитаю управлять своей жизнью сам?».

И последнее… Существует эффективный способ окончательно преодолеть свою жажду признания. Для этого нужно использовать сильнейший из мотиваторов – безусловную любовь.

Ведь переживания о том, что могут подумать другие люди, прячутся за маской любви. Но на самом деле, если вы по-настоящему кого-то любите, то готовы даже на отсутствие признания со стороны любимого человека.

Представьте себе родителей с их ребенком. Если они будут слишком обеспокоены мнением малыша, то могут ни в чем его не ограничивать, боясь того, что он не перестанет их любить. Видели ли вы таких родителей, которые разрешают своим детям абсолютно все, потому что не хотят показаться плохими? Разве это можно назвать настоящей любовью?

В попытках перебороть свою зависимость от чужого мнения, я понял, что должен задать себе один из самых сложных в мире вопросов: готов ли я полюбить человека настолько сильно, чтобы заставить его ненавидеть меня? Если вы действительно заботитесь о ком-то, то сказать человеку о том, что он ломает себе жизнь, и заставить почувствовать всю боль этого утверждения может стать самым искренним актом любви, на который вы только способны.

Существует очень высокая вероятность того, что ваше решение сказать правду послужит причиной того, что вас из-за этого отвергнут. Но если вы кого-то любите, то разве не лучше ему или ей будет пройти через небольшие страдания, чтобы предотвратить катастрофу в будущем?

С другой стороны, за вашу честность и любовь, превышающие желание быть принятым, многие люди в конечном итоге начнут ценить вас намного сильнее.
Мой наставник Энди Бенджамин говорит, что если я собираюсь сказать человеку суровую правду, то начинать всегда нужно с вопроса: «Можно дать тебе дружеский совет?». Так вы даете собеседнику понять – то, что вы скажете дальше, исходит исключительно из добрых побуждений.

Я обнаружил, что все, включая жажду признания со стороны, может как служить людям, так и порабощать их в зависимости от того, как они будут на нее реагировать.

А вы используете свое желание получить признание как способ посмотреть на вещи с новой точки зрения, или как средство достижения счастья? Помогает ли оно вам добиваться признания от себя самих или же служит оправданием того, что вы несчастны, когда окружающие вас отвергают?

И последнее – готовы ли вы показать миру настоящую любовь, пожертвовав стремлением к признанию ради того, чтобы служить другим людям?

Новое видео:

Источник

Жажда признания. Естественные социальные потребности человека

У человека есть несколько базовых потребностей, которые обязательно должны быть реализованы. Иначе он ощущает себя несчастным и неудовлетворенным жизнью, даже если другие его желания выполняются.

Одна из таких потребностей – жажда признания. Она основана на инстинкте доминирования – одном из базовых инстинктов наравне с инстинктом размножения, поиском пищи и потребностью в безопасности.

Эти инстинкты сильнее любого воспитания, представлений о хорошем и плохом или усилий воли. Поэтому желание почувствовать собственную значимость в глазах других людей невозможно подавить или игнорировать.

Многие из нас воспитаны в представлении, что обращать на себя внимание, выделяться, вообще думать о себе – нехорошо. Тогда эта потребность ищет себе другие выходы. И в этом случае мы начинаем «добывать» значимость нездоровыми способами.

Самые распространенные способы удовлетворения базовой потребности в признании:

-Услужливость и уступчивость, стремление быть для всех хорошим даже в ущерб себе.

-Позиция жертвы, чтобы вызвать жалость и получить внимание.

-Асоциальное, вызывающее поведение

-Сильная занятость на работе, любая слишком интенсивная деятельность без отдыха

-Попытки доказать себе и другим превосходство, силу и власть

Все это ведет к потере сил и ресурсов и в итоге заставляет человека жить не своей жизнью.

Стремление быть хорошим

Один из самых простых способов реализовать базовую социальную потребность в признании – радовать других людей. Это не такое уж плохое желание, если идет из искреннего желания дать счастье окружающим, из собственной наполненности. Но когда мы делаем доброе дело или оказываем услугу с зачастую неосознаваемой основной мотивацией покрасоваться и получить признание – это становится не очень здоровым. Более того, мы тратим ресурсы на других, в то время как нам самим может их не хватать.

Люди испытывающие нужду и жажду внимания, одобрения и похвалы обычно весьма порядочны, учтивы, приятны в комплиментах, умело могут нащупать вашу собственную важность и будут умело, очень тонко её подогревать, набивая себе цену, порой весьма изящны и обходительны, умеют красиво говорить, умеют доставить собеседнику удовольствие как словом, так и своими действиями, жестами, едва уловимыми касаниями, всеми возможными средствами демонстрируя своё участие. А подвох здесь в том, что всё это происходит небескорыстно, с конкретной целью, а точнее нуждой в одобрении, в подпитке собственной важности. И собственное поведение выстраивает соответственно – исключительно из этой нужды.

Позиция жертвы

Вызвать к себе жалость – популярный способ получить внимание и признание. Если у человека стоит запрет на достижения и привлечение к себе внимания ими, можно, по крайней мере, сказать «смотрите, какой я несчастный». Главный подвох состоит в том, что от позиции жертвы потом сложно отказаться – вторичная выгода в виде признания слишком важна, а получать его таким образом довольно просто – не нужно делать никаких усилий.

Часто реализуется через созависимость. Один через страдания получает внимание, другой всячески это внимание ему дает.

Асоциальное поведение

Для многих этот способ становится основным. Здесь кроется множество вторичных выгод. Это и способ получить внимание, и возможность доказать свою силу, особенность, отличие от других. Люди, которые ведут себя демонстративно не так, как все, постоянно привлекают внимание, причем оно не всегда негативное – кто-то одобряет их, кто-то осуждает. Но главное – о них говорят и ими интересуются.

Трудоголизм

Социально одобряемый способ доказать свою значимость, но в реальности – такой же нездоровый, как все остальные. Переутомление, неумение вовремя остановиться и спланировать действия, и порой даже неспособность заметить что-то важное. Кроме одобрения окружающих трудоголик получает прекрасный повод не решать проблемы в различных сферах своей жизни и не оставаться наедине с собой – ему просто некогда.

Психологические игры, зависимости и болезни

Практически любая игра помогает кому-то из участников ощутить свою важность. К примеру, «Я не понимаю» – там ведущий снова и снова не понимает то, что ему объясняют, получая возможность не действовать, плюс дополнительное внимание. Здесь значимость получает тот, кто объясняет ведущему раз за разом одну и ту же вещь. Он ощущает себя умным и значительным.

Болезни – распространенный способ получить внимание и сочувствие окружающих. Конечно, мало кто заболевает специально, чтобы получить желаемые бонусы. Но бессознательно так поступают сплошь и рядом. Большинство из нас устроены так, что невольно начинает уделять больше внимания заболевшим близким и друзьям – и устоять перед таким искушением довольно сложно.

Зависимость – тоже своего рода болезнь. И с ее помощью можно не просто получить внимание, но и начать бесконечную игру с множеством участников, где одни будут осуждать зависимого и преследовать его, другие – помогать ему. Если речь идет об алкоголизме, то в процессе можно стать агрессором, потом жертвой. И все это можно затянуть на неопределенное время. Зависимость может стать игрой.

Самоутверждение за счет других

Показать другим свою силу, превосходство или власть – для многих главный способ ощутить значимость. Это напрямую связано с нестабильной самооценкой и ее разными типами. Человеку с такой самооценкой с детства внушено представление о том, что нужно делать, чтобы чувствовать себя адекватно, «в плюсе». Это своего рода «условия признания». Если он не выполняет их, у него возникает нехватка признания.

Жажда признания компенсация чего. Смотреть фото Жажда признания компенсация чего. Смотреть картинку Жажда признания компенсация чего. Картинка про Жажда признания компенсация чего. Фото Жажда признания компенсация чего

Реализация

Лучшее, что можно сделать, чтобы получать признание – добиваться успеха в той деятельности, которая для вас естественна, то есть реализовываться в любимом деле. Там постепенно придут и деньги, которые тоже подкармливают нашу жажду признания. Это самый надежный, но не быстрый путь.

Одобрение окружающими без подстройки под них

В отличие от попыток подладиться и подольститься под людей, это вполне здоровый способ получить признание. Здесь вы не пытаетесь подстроиться под чьи-то ожидания, а находите то, что действительно вам свойственно и при этом вызывает одобрение. Возможно, вы удивитесь, но таких качеств немало. Вы можете понаблюдать за собой и другими, но самое простое – спросить у близких, друзей и коллег, за что они вас ценят. Вы можете получить много интересной и вдохновляющей информации. Очень часто то, что кажется нам само собой разумеющимся, окружающие видят как очень ценное качество.

Признание в собственных глазах

Есть еще один способ, который может помочь вам получить значимость прямо сейчас. Просто вспомните свои положительные качества и достижения. Возможно, вы привыкли к ним и не придаете им значения. Но они есть и они реальны прямо сейчас. Приучите себя постоянно помнить о своих сильных сторонах: ведите дневник достижений и восхищения собой, регулярно хвалите себя. И принимайте похвалы других, радуйтесь им, не прячьтесь за «ой, ну что вы». Благодарите и признавайте позитивное внимание в вашу сторону.

Признание самого себя не заменит вам внимания других – все-таки человек – социальное животное. Но значительно снизит напряжение, в котором мы часто оказываемся из-за нехватки значимости.

Давайте признание другим

Теперь, когда вы знаете, насколько людям важно получать признание, многое в поведении окружающих станет вам понятнее. Попытки приукрасить свои достижения, высокомерие и хвастовство, попытки давать советы, демонстрация силы или психологические игры – все это часто обусловлено именно жаждой признания.

Поняв принцип потребностей и эмоций, которые следуют за ними, можно лучше понимать суть происходящего в своей жизни и у окружающих вас людей. Это дает значительные преимущества и делает многие вещи проще и понятнее.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Жажда признания, или «Синдром Мюнхгаузена»

Не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий хочет говорить о себе или о том, что его занимает.

В последние годы, благодаря научным разработкам О. В. Кербикова, утверждается взгляд на возможность формирования психопатий за счет отрицательных средовых (микросоциальных) влияний. Известен афоризм Р. Оуэна: «Характер человека без всяких исключений прививается ему извне»; с ним перекликается высказывание Г. В. Плеханова о том, что «характер человека изменяется в зависимости от окружающей его обстановки». Изучение семей психопатов показало, что их родители в большинстве случаев обнаруживали характерологические отклонения, отягощая своих детей «не столько дурной наследственностью, сколько дурным воспитанием».

Мы уже имели возможность судить о негативном воздействии на формирующуюся личность семейной обстановки изнеживания, безмерной ласки, атмосферы слепого восхищения и неумеренного почитания. В таких «любовных теплицах» вырастает самовлюбленная эгоистичная, хвастливая личность, испытывающая постоянную потребность признания, восхваления, «боготворения», стремления быть в центре внимания, играть «исключительную» роль. Получая признание в кругу безмерно любящих родных и близких, такая истерическая личность жестоко разочаровывается при соприкосновении с суровой действительностью. «Виной» тому является непомерная капризность, надменность, высокомерие, желание «казаться лучше, чем есть на самом деле» (по выражению немецкого психиатра К. Ясперса). Обратите внимание на нюанс — «не быть», а «казаться».

Многолетнее изучение структуры истерической личности позволило нам выделить из множества присущих ей характерологических признаков наиболее постоянные и обязательные («облигатные»). Это, прежде всего, живое воображение с наклонностью к визуализации представлений, когда «некоторые мысленные образы настолько ярки, что превращаются в ощущения» (П. Б. Ганнушкин). Жажда величественного, мечтательность, питающиеся особенностями восприятия истерика, дают искаженную, субъективную оценку реальности и облегчают переход в мир фантастических представлений. При неспособности держать в узде свое воображение легко возникает почти насильственная тяга к патологическому фантазированию и псевдологии (лживость), имеющей несколько разновидностей.

При первой из них наклонность к фантазированию обнаруживается в определенной ситуации, постепенно целиком захватывая личность и создавая глубокую внутреннюю убежденность в правоте своих вымыслов: остроумные, меткие замечания и реплики чередуются со скоропалительными, легковесными измышлениями, вдохновенным сочинительством. В безудержном фантазировании просматривается горячее стремление завоевать признание окружающих, хоть ненадолго, но властвовать в наспех организованном коллективе слушателей. Обычно, чем меньше знакома для истерика такая микрогруппа, тем больший эффект достигается при этом (тип Мюнхгаузена).

Кстати, в специальной литературе «синдром Мюнхгаузена» получил несколько иное, на наш взгляд, неверное, толкование образа знаменитого барона: речь идет в подобных случаях об инсценировках больными различной хирургической или терапевтической патологии. Между тем характерологическая структура данного литературного героя совсем иная. Как известно, рассказы барона велись в кругу друзей, за бутылкой вина: отсюда своеобразие социального шаблона поведения — герой не обманщик, лжец, скрывающий правду в личных целях, а выдумщик, фантазер, забавляющий слушателей, сыплющий с необыкновенной легкостью и непринужденностью свои истории.

Несколько иной характер псевдологии, утилитарной и заземленной, обнаруживается у натур, представляющих собой обобщенный тип самодовольного хвастуна и вруна с довольно низкими интеллектуальными способностями. Им свойственна экспрессивная, многоплановая лживость, с большим пафосом, стремлением утвердиться в глазах окружающих, извлечь определенную выгоду. При разоблачениях поразительно легко и быстро находят выход из создавшегося положения (тип Хлестакова).

От приведенных двух вариантов отличается характер бесплодного мечтателя и фантазера, лишенного упорства в осуществлении своих мечтаний и подменяющего трезвое предвидение будущего надуманными схемами и проектами. Обычно ими оказываются слабые, самовнушаемые, ищущие признания натуры со сниженной способностью к фрустрации (напряжению). К фантазированию прибегают чаще всего наедине с собой: видят себя в различных заманчивых ситуациях, представляют себя известными учеными, знаменитыми артистами, певцами, почитаемыми героями (тип Манилова).

Наклонность к фантазированию в известной мере является компенсаторной чертой, позволяющей поддержать слабые надежды, смягчить чувство неполноценности, уйти от унылого существования, серой повседневности, дефицита ярких жизненных впечатлений (таковы, к примеру, грезы Ромашова в «Поединке» А. И. Куприна). Однако закрепление этой тенденции «жить в мечтах» обнаруживает все нарастающую слабость воли, ее «бесплановость». С возрастом необузданная игра фантазии заметно умеряется, вновь оживая в инволюционном периоде.

Истерические личности с их чрезмерно развитым воображением, внушаемостью и самовнушаемостью, легкой тягой к подражанию обнаруживают повышенную способность воспроизводить разнообразные болезни, создавать «маски», подсмотренные у других больных хирургические или терапевтические страдания. Как показали наши исследования, самым частым способом обратить на себя внимание, показать необычность «болезненного» состояния, подвергаться многочисленным обследованиям было инсценирование массивных и продолжительных кровотечений — из желудка, влагалища, носа, ушей, полости рта. На первый план выступали «приступы жесточайших болей», «обмороков от большой кровопотери», причем больные охотно демонстрировали обширные «кровоподтеки», упорные кровохарканья, ставившие в тупик медицинский персонал. При установлении факта инсценировки кровотечений бурно реагировали взрывами возмущения, обиды, ярости, затяжными «протестами и голодовками», прибегали к демонстративным попыткам к самоубийству.

Несколько реже подобных «геморрагических» картин встречались попытки самоповреждений (введение под кожу масел, прижигания и т. п.) с целью вызвать изъязвления, абсцессы, загадочные и «неизвестные» проявления кожных или хирургических заболеваний. В качестве примера сошлюсь на клинические наблюдения за двумя родными сестрами, находящимися в разное время на лечении в психиатрической клинике. Старшая из них, Валентина, 24 лет, в детстве воспитывалась у дяди, очень неуравновешенного и взбалмошного человека; выполняла по дому всю «черную» работу, «детства не видела». В 20 лет оперирована по поводу аппендицита, в послеоперационном периоде ее лихорадило, получала антибиотики, после чего появились множественные свищи в области голеней и предплечий, по передней поверхности туловища. На протяжении 3 лет тщательно обследовалась в хирургических и кожных клиниках, пока одна из медсестер не обнаружила, что больная вводит себе шприцем масла, вызывая нагноения. После установления обмана пыталась выброситься из окна, отказывалась от еды, пыталась проглотить черенок от ложки. Перевод в психиатрическую клинику встретила спокойно, быстро освоилась, по-детски выражала восторг, что «3 года удавалось провести врачей». К концу лечения стала мягкой, обходительной, много читала, охотно занималась трудом. После выписки устроилась швеей.

С другой сестрой, Александрой, 22 лет, довелось встретиться через 5 лет. Ее направили на обследование врачи-гематологи, которые не могли понять природу «таинственных» и неожиданных кровоизлияний в самых различных участках тела. Миниатюрная, с детски наивным выражением лица девушка. С гримасой боли демонстрировала обширные кровоподтеки на руках и туловище. В ходе длительной беседы, наконец, созналась, что намеренно вызывала кровотечения — «хотелось внимания врачей, устала от непосильной работы». С этой целью незаметно для окружающих царапала слизистые носа, вызывала обильные кровотечения из горла, до боли щипала кожу, оставляя кровоподтеки, синяки. В отделении красочно рассказывала о своем трудном детстве, жестоком обращении со стороны мачехи, что привело к почти неодолимой тяге к фантазированию, частым переменам настроения, когда «все казалось серым и неинтересным, не хотелось жить». После производственного конфликта (порезала на раскрое отрез дорогого материала) очень расстроилась, почувствовала резкое головокружение, прилегла на кушетку с красным покрывалом — почти сразу возникло представление, что она умирает от массивной кровопотери, воображение нарисовало картину пышных похорон, траурной мелодии. А вскоре созрело решение «попасть в больницу для отдыха». Лишь длительная психотерапевтическая работа позволила преодолеть «бегство в болезнь».

Среди других важных качеств истерической личности следует иметь в виду чрезмерную эмотивность, обидчивость, капризность, повышенную внушаемость и самовнушаемость, развитый эгоизм и эгоцентризм. В условиях, когда поддерживается и культивируется жажда признания, при отсутствии сдерживающего начала пышно расцветает бравада, самолюбование, игра в «страдальца и мученика». Декларируемая потребность в общении с людьми оказывается чисто внешней: нет глубокой эмоциональной привязанности («любят себя в других»), обилие показного в поведении, страстное желание подчеркнуть свою особую впечатлительность и чувствительность. Окружающие описывают их как скандальных, самолюбивых и высокомерных субъектов, не брезгающих наушничаньем, стремящихся поссорить соседей, родственников друг с другом. Все их поведение определяется стремлением играть «командную роль», диктовать свои условия близким, знакомым. При наличии чрезмерной претенциозности и склонности эгоистически разрешать жизненные проблемы социальное побуждение «я хочу» сталкивается с малыми биологическими возможностями, и возникшее противоречие разрешается чаще всего в виде ложных компенсаторных реакций по типу «казаться лучше, чем есть на самом деле».

В умозаключениях истерической личности формальное превалирует над внутренним содержанием: для нее меньше значит, что она говорит, чем как говорит. Зачастую обнаруживается своеобразная «психологическая слепота» — категоричность утверждений и довольно легкий, быстрый отказ от собственных суждений. Объявляя себя врагами «серого, однообразного существования», они сами оказываются в повседневном общении скучными и надоедливыми из-за неуемной хвастливости, крикливости, капризности, постоянных претензий на оригинальность.

В целом прогноз при данной форме психопатии может оказаться довольно благоприятным при создании своеобразной «экологической ниши»: удачливый выбор профессии, вступление в брак с супругом, искуссно умеряющим претензии и богатую игру фантазии, содействуют смягчению претенциозности и «жажды признания». В зрелом возрасте при хорошей микросоциальной обстановке возможна длительная и стойкая компенсация истерических качеств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *