Жамки что это такое у казаков
Значение слова «жамка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЖА’МКА, и, ж. (обл.). Мятный пряник.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
жа́мка
1. рег. (Тульск.) маленький пряник, покрытый глазурью, круглой, овальной или полукруглой формы ◆ Когда я был мальчиком лет семи или восьми, я до страсти любил мятные дешёвые пряники, продававшиеся на нашей глухой улице, в маленькой лавчонке; назывались они почему-то «жамками», и на копейку их давали две штучки. Л. Н. Андреев, «Два письма», 1916 г. (цитата из НКРЯ) ◆ С раннего утра пятнадцатого они уже стоят за прилавками, заваленными жамками, рожками и красным товаром, а мужики с бабами и ребятишками едут и едут, отовсюду тянутся под мелким дождём к селу, запруживают возами выгон так густо, что иголке негде упасть, а надо всей этой теснотой, говором, гамом и скрипом телег гудит праздничный звон к обедне. И. А. Бунин, «Я все молчу», 1913 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прищипывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Жамки
Тульский говор удивляет приезжих словом «жамки». Энциклопедические словари указывают наличие такого слова также в Рязанской и Астраханской областях. С рязанцами всё ясно – мы соседи, часто бывали взаимно в гостях и на ярмарках. А вот каких-то особых связей тульских казюков с астраханскими камызяками историки до сих пор не отмечали. Такое расследование надо бы выделить в отдельное производство.
Так вот, в словарях и справочниках жамки описываются как маленькие пряники округлой формы, покрытые глазурью. Такое описание нельзя считать точным и исчерпывающим. Упущены две важные особенности – жамки были мягкими и не содержали начинки.
Предлагаю более точное определение: жамки — маленькие мягкие пряники округлой формы без начинки. Можно жевать даже при отсутствии зубов.
В доказательство подходит слово «жамкать» — жать, сдавливать, жевать беззубыми дёснами. Так успешно жуют беззубые старики и дети.
По смыслу близко подходит слово «шамкать» – говорить беззубым ртом.
Комментарии
У меня бабушка так пряники называла
Моя бабушка, царство ей небесное, 1905 года рождения рассказывала мне при изготовлении печатных пряников тульских оставались обрезки в виде кусков теста из них жамкали круглые прянички, чтобы не пропадало добро, отсюда и название ЖАМКИ.
Утилизация отходов и обрезков — дело вторичное. В огромном объёме дешевых жамок пряничные обрезки и заметны-то не были. Всё-таки, жамкать — что-то делать с жамками. Поэтому сначала были жамки, а от них — жамкать.
В результате общения с жителями соседних областей знаю, что слово «жамки» в ходу и в Орловской области.
Я в родной Туле в обиходе это слово крайне редко слышу. Пожалуй, только в интернете встречаю.
Зареченцу.Вы как не из Тулы, жамки и жамочки всем известны. Приедешь в другую область, а там их пряниками величают, но мы то с вами знаем, какие пряники настоящие бывают!
Жамки – история пряников для простонародья
В наших магазинах продаются пряники двух типов. Печатные – большие и красивые, с различными словами и картинками. И маленькие, кругленькие, на развес, безо всего. «Имбирные», «Комсомольские» и так далее.
Что такое пряники жамки?
В дореволюционной России пряники первого типа так и назывались – пряниками. А второго – жамками. То есть, это были вообще не пряники. «Жамка мятная крупная,» – обещала реклама «Кондитерской фабрики печенья, пряников, конфет и шоколада А. М. Холчева в Орле».
Тесто для таких якобы пряников просто мяли руками, то есть жамкали. Отсюда и название. А потом выпекали – без специальной формы и без пряничных досок. Технология элементарная. Разве что для аромата могли добавить мяту, мёд, толчёные орехи или что-нибудь подобное. Иногда покрывали глазурью, но чаще обходились без этого. Жамки – пряники эконом-класса.
Жамки – пряники для простонародья
Печатные пряники продавали на рынках, на ярмарках и в магазинах. Жамки – только на рынках и ярмарках. Считалось нерентабельным отводить под это грошовое лакомство ценное магазинное пространство. Да и несолидно как-то.
Жамка – услада для простонародья. Как желудёвый кофе, пироги с требухой и шоколадное мороженое из патоки и пахты.
Вот характерная сцена из «Мелкого беса» Федора Сологуба. Пьяная квартирная хозяйка является к своим квартиросъемщикам и начинает бузить:
«– Поставь ты мне сладких жамочек, почти хозяйку домовую, так-то, милая ты моя девушка.
– Вот тебе пирожки, – сказала Варвара.
– Не хочу пирожков, хочу барских жамочек, – закричала Ершова, размахивая руками и блаженно улыбаясь, – скусные жамочки господа жрут, и-их скусные!»
Жамки, кстати, ещё называли жёмками и жмачками. Евгений Иванович Замятин писал в рассказе «Куны»: «Какая-то развытная девка свистнула пригоршню жамок в ларьке – и рады все, заливаются: дороже им эти жамки, чем купленные».
А в сказочке Ивана Бунина «О дураке Емеле, какой вышел всех умнее» царские посланники уговаривали этого Емелю жениться на царевне: «Не будешь ни пахать, ни косить, будешь только жамки в рот носить».
Жамки часто покупали детям, угощали ими девушек – опять-таки, нетребовательных, из крестьянок и мещанок. Писатель же Николай Лейкин упоминал «толоконные и маковые жамки съ медом». По словам Николая Александровича, ими по праздникам лакомились нарумяненные ямщички и жены извозчиков. Сидели за воротами, услаждались жамками и любовались на полупьяных ухарей в картузах набекрень.
Cловарь казачьих терминов и выражений
Абы – кое-как, небрежно
Ажина – растение ежевика
Ажнак – аж даже: ажнак заболело, аж до конца, аж столько (так много? даже столько?)
Айдан – косточка из ноги барана; служит казачьим детям для игры в айданчики
Алахарь – беспорядочный, распущенный, бесшабашный человек.
Алтын – от татарского «алты» — шесть; старинная монета в шесть «денег» или три копейки. До революции сохранялась еще память в «пятиалтынном» — 15 копейках.
Аль – альбо или, может быть
Антирес – интерес, прибыль
Анчибел – ечистый дух
Арапник – длинный кнут
Арба – воз с драбинами для воловьей запряжки
Аскаляться – улыбаться, смеяться.
Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» – отец, «ман» – мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).
Атаманово слово – разрешение.
Ащеле – если же, в том случае, если.
Баба – бабаня, бабушка
Бабайки – весла на лодке, с противовесом для облегчения гребли
Бабник – вид женской прически
Баглай – лентяй, лежебок.
Багмут – северо-западный ветер у населения Приазовья
Баз – двор или огороженный загон для скота.
Базавлук – татарское слово, в разных произношениях означает «телячий». Отсюда казачье «бузивок» — годовалый теленок. Распространенное географическое название в районах исторического пребывания татар. Остров Базавлук — место расположения Запорожской Сечи от 1593 по 1709 гг., после чего ее укрепления были разрушены русскими войсками, а Кош перешел на земли Крымской орды в Алешки. На Дону слово Базавлук сохраняется в названиях речки Бузулук, Усть-Бузулуцкой станицы и растения «бузлучек».
Базыга – старый хрыч
Байбак – степной зверек, сурок
Байдак – килевое судно с одним парусом
Байдик – пастушеский или стариковский посох, палка для опоры
Бакчя / бакша – огород в поле, чаще всего – из арбузов, дынь и кабаков
Балахон – домашнее платье казачки
Балберка – плечевой ремень у пики
Балка – пологая долина в степи, иногда с болотистой речкой
Балык – просоленная и провяленная хребтовая полоса крупной рыбы (в основном осетрины или сомятины)
Банить – мыть, стирать
Баниться – мыться, купаться, «пойду побанюсь»
Банник – щетка для чистки орудийного ствола
Бартыжать – идти на парусах против ветра зигзагами, лавировать
Батяня, Батяшка – отец, батюшка
Баять – разговаривать, рассказывать
Бережь – экономность, бережливость
Беспереводно– постоянно, непрерывно
Бирчить – помнить, забирчить – запомнить
Блазниться – показаться, померещиться, причудиться
Братина – большая чаша для пития вкруговую
Бок – сторона. Напр.: «С боку Москвы добра не жди»
Бузовать – основательно выпить и поесть, израсходовать много напитков и пищи
Бурлак – неженатый, бессемейный казак, без дома и хозяйства
Бывалыча– когда-то, некогда, бывало
Велие – большое множество
Великатный – вежливый, хорошо воспитанный
Ветхий годами – очень старый, преклонного возраста
Взгалчиться – протестовать, поднять шум по пустякам
Взгальный – несолидный, взбалмошный
Вилюжить – продвигаться по зигзагу, лавировать
Вкупе – вместе, сообща
Вназирку– наблюдая издали, не теряя из виду
Вовзят, вовзятки – совершенно, совсем, полностью
Водворил – дочь, муж которой принят в дом тестя
Водночас – сразу, тотчас
Вокат – как раз, точно по размеру
Ворощать – вернуть, возвратить
Враз – тотчас, сейчас же
Вскагакались – заволновались, всполошились
Втымеж – в то время
Галмат – плохой человек, ненадежный
Гальмовать – сдерживать движение, тормозить
Гладкий – полный, упитанный, жирный
Глухая спень – полночь
Годок – сверстник, одного года рождения
Грамотка – письмо, записка
Гребовать – брезгать, пренебрегать
Громный – подобный грому
Грядка – боковой край саней
Грядушка – спинка кровати
Гутарить – говорить, беседовать, разговаривать
Десно – на правой стороне
Десница – правая рука
Детоумный – глупый, неразвитый умственно
Доброличный человек – человек с приятным и красивым лицом
Довести – дать знать, уведомить
Досить жить – жить до этого времени, до этой поры
Дочиста – все целиком
Друзек – друг, приятель
Дубочки стоять – стоять навытяжку, выпрямившись
Дуван – военная добыча
Дуванить – делить добычу
Дурно – бесплатно, даром
Дурноед – дармоед, человек, живущий за чужой счет
Егупетка – подхалим, подлиза
Ежелеть – каждый год
Ей-правнушки! – утвердительное восклицание: «Конечно!», «В самом деле!»
Жалковать – жалеть, сочувствовать
Жалочка – дорогая, милая
Жармелка – жена казака, ушедшего на службу в полк
Жидковатый – слабого сложения
Жухлый – потускневший, увядший
Заберечь гостя – хорошо принять и угостить посещающего дом
Зазирать – осуждать, злословить
Зазря – напрасно, без всякого повода
Закличка– объявление, анонс
Закутать дверь – закрыть дверь
Зальян – противник, неприятель
Замордовать – затравить (на охоте)
Замурил – быстро скрылся, убежал
Замуроветь – зарасти травой
Запорожская Сечь – организация казачества за Днепровскими порогами. Казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь «городки» (укрепления) или «сечи» (засеки) еще с ХIV века. В 1540-х годах они объединились в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления – Запорожская Сечь – перешло на всю организацию запорожского казачества. Окончательно как своеобразная организация казачества Запорожская Сечь сложилась во второй половине ХVI века. С конца XVII в., с усиления России на южных рубежах, отношения к ней Запорожской Сечи ухудшились. При Петре I за измену при гетмане Мазепе Сечь была разрушена. Петр объявил ее уничтоженной. Запорожцы приютились, в так называемой Новой Сечи, которая была ликвидирована в 1775 году Екатериной II после подавления восстания Пугачёва
Заранка – раннее утро
Зарас – сейчас, сию минуту, тотчас
Зареть – гореть ярким пламенем
Зарьять – задохнуться, надорваться с перегону (о борзой собаке)
Зась! – Замолчи! Перестань!
Захолонуть – похолодеть от страха
Знамя – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана)
Игрец – злой дух, нечистая сила
Иначий – другой, непохожий, иной
Искусить – попробовать, откусить
Казак – взрослый представитель особого многоплеменного этноса – казачьего этноса (казачьего народа). Казак родовой (природный) – знающий не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда). Казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода. Казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых казаков. Казак приписной (повёрстанный) – взрослый мужчина неказачьего происхождения, принятый в казачью станицу (в общину, в реестровое казачество) и берущий на себя, соответствующие Уставу обязанности. До 1917 г. – представитель одного из многочисленных племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами, татарами, алеутами, тунгусами и пр. В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне национальностей при проведении переписи в РФ; представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года; рядовой казачьих войск; член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения); вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре)
Казаки донские, а также кубанские, уральские, терские, сунженские, кизлярские, волжские, азовские, черноморские, запорожские, приднепровские, уфимские, касимовские и пр.: 1) территориальный признак проживания казачьего этноса, территориальное расположение казачьих станиц, хуторов и юртов; 2) принадлежность к казачьему сословию, состоявшему к 1917 г. из одиннадцати казачьих Войск (Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское)
Казаки ордынские – казаки, служившие в XIII-XVI вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия Ордой ислама (XIV век) могли быть православными, то есть «русскими»
Казаки реестровые – в XIV-XVII вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (XVII-XVIII вв.) на службе московскому царю (слободские казаки); в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную организацию
Казачонок – подросток до 18 лет, родившийся и воспитанный в казачьей семье, до 7 лет – «малец». После 18 лет казачонок верстается (принимается) в родовые или потомственные казаки на общем (валовом) станичном Круге
Казачье сословие. Начиная с петровских времен XVIII века вплоть до революции 1917 г. казаки образовали в Российской империи основу отдельного сословия (совместно с другими племенами – осетинами, калмыками, бурятами, якутами и др.) Казаки охраняли государственные и внутренние границы, в качестве иррегулярных войск участвовали во множестве войн – с Турцией, на Кавказе, с Наполеоном, с японцами, в Первой мировой войне, служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, выборность атаманов низшего и среднего звена, плодородные земли в общинной собственности. Казачье сословие освобождалось от государственных налогов, однако с казаков взимали станичные сборы. Революция 1917 года уничтожила бывшее сословное деление Российской империи
Казачьи войска. С XVIII века территориальное обозначение одиннадцати казачьих Областей (Войск) – Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. До 1917 г. составная часть Российских вооруженных сил. Подразделялись на иррегулярные (резервные) и действующие (срочные) части. Состояли из кавалерийских частей (80% всех казачьих войск), основная структурная единица – полк, артиллерийских – основная структурная единица батарея, пехотных (пластунских) – основная структурная единица сотня, батальон. Комплектовались исключительно из представителей казачьего этноса, с 1909 года также представителями других народностей (калмыки,буряты и пр.). Офицерский состав – исключительно казачий. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока. В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697–1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов (1661–1711) исследовал Камчатку
Калгата, калгатня – беспокойство, забота, хлопотливая суета
Карачун – мрак, темнота, смерть
Катух – свинарник (где содержались свиньи)
Квелый – хилый, слабый, болезненный
Киммерийский пролив – Керченский пролив
Клейноды – войсковые знаки отличия (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти (булавы, палицы, перначи)
Клечететь– замерзнуть, окоченеть
Коробчить или карабчить — воровать, обманывать
Казачья работорговля. Рецензия на статью Д. Сеня «Казачий ясырь».
Автор совершенно верно отделяет выкупные ситуации, т.е. когда пленников содержали для выкупа, с непосредственной торговлей ясырём. Автор справедливо упоминает «Таким образом, работорговля относилась к числу традиционных занятий Донских казаков. » Этот тезис требует разъяснения. Дело в том, что цена одной ясырки (в зависимости от достоинств конечно) достигала годового жалованья московского дьяка средней руки.
Совершенно правильно в статье сделан акцент, на то что, торговля ясырём была столь значимым источником дохода Войска, что по сути являлось основанием его экономического суверенитета, и что первое на что покусились московские власти, так это на право донских казаков владеть и торговать ясырём, а также вести разменные операции по выкупу пленных. Причина по сути понятна, это было связано с тем, что набеговая экономика нарушала политические планы Москвы во взаимоотношениях с Османской империей. Интересны также упоминания в статье об армянине «Симонове» скорее всего Симоняне, вёдшего бизнес по размену пленными откупу пленных и видимо весьма прибыльно, а также упоминание кубанских казаков — ахреян, сделанное без пояснения, видимо автор считает что, читатели его статьи это люди, что называется « в материале», и не перепутают предков теперешних кубанцев, с донцами переселившимися за Кубань под власть дома Османов. Разъясню, что «ахреянин» это человек из казаков, как правило из раскольников принявший ислам. Но при этом и самих раскольников не принявших ислам тоже называли ахреянами. Следовательно среди донцов — кубанцев было не мало людей перешедших в ислам. При этом важно отметить, что ахреяне принимали участие в набегах на русские города «Хаджи Селим-Гирей, который во время своего последнего пребывания на престоле (1703-1704 гг.) организовал набег на Царицын, Пензу, Симбирск, Саратов. Причем калмыки, обещавшие российским властям охранять степное порубежье, не оказали кубанцам активного противодействия. Несмотря на запреты и угрозы Бахчисарая, кубанские кочевники и казаки-ахреяны продолжали осуществлять набеги на русские окраины, включая Дон.» Описание вовлеченности казаков старообрядцев в работорговлю, причём своими же казалось бы единоверцами христианами поражает масштабами — «с начала 1690-х гг. различные группы воровских казаков, ушедших на Северный Кавказ, захватывали в полон стрельцов, казаков, работных людей и др. российских подданных. География таких захватов была обширной — от Белгородской черты до прикаспийских территорий. Примерно в 1691 году Донские казаки объединились для набега с азовскими татарами, а захваченный славянский полон продали в Азове. Около 1692-1693 гг. 150 кубанских казаков и азовских татар, выступившие под командой Кубек-аги, били под Маяцкой, захватив в полон 17 человек. Свою часть полона Кубанские казаки беспрепятственно продали в Азове, получив за каждого полоняника по 10 алтынов, после чего направились на Кубань.» Тут возникает вопрос почему старообрядцы торговали христианами? И этот вопрос требует разъяснения. Дело в том что, казаки старой Веры не считали никониан христианами и поступали с ними как, с чужаками, людьми другой веры. Вопрос «свой — чужой» стоял всегда очень остро и открыто в отношении казаков и иных христиан. Причём отношение к никонианам могло и осложняться отношением, как к отступникам от истинной Веры, что ставило их в положении худшее чем было у мусульман.
При этом не только сам ясырь но и дуван (добыча материального характера) привлекала казаков — ахреян. «В 1697 году «человек с полтораста» Кубанских казаков-ахреян и черкесов напали неподалеку от Астрахани на работников рыбного «насада» и частью их полонили. Бывшая полонянка Марфа Тимофеева показала в Азове 18 мая 1697 г., что была пленена татарами и «охреянами» по дороге из Полатова в Усерд, «не доезжая Полатова». Полонянка Анна рассказала в мае 1701 года, что была пленена кубанскими едисанами вместе с мужем, двумя сыновьями и стрельцами между крепостями Черный Яр и Терки. Пленников «роздуванили всех», причем в захвате полона казаки-ахреяне не участвовали. Однако Анна досталась именно «ахреяну казаку Софрону Тимофееву, которой живет на Кубане с охреянами ж в городке». В другом случае «кубанцы и воровские казаки» совместно «дуванили» полон — 12 астраханских стрельцов.«»
Таким образом Д.Сень выводит достаточно чёткую классификацию, по торговле ясырём на Дону, Кавказе и Северном Причерноморье. Это традиционная связка «ясырь и дуван», а также откуп пленных и размен пленных. Не совсем понятна и географическая локация выкупленных казаков. «Повезло и другим Донским казакам, захваченным было в полон ногайцами: у них оказались казаки-свойственники в Копыле, с подачи которых кубанский Шагим-султан приказал освободить Донцов и велел им жить и служить в Копыле.» Я поискал названия «Копыл» и нашёл такое название разбросанным по огромной территории, от Украины до Ярославской области. Но скорее всего это закубанье, тогда не понятно, пленники выкупились и остались служить султану? Упоминаются и цены по истине огромные «Упоминавшийся выше С. Тимофеев хотел в 1701 году взять 100 руб. «окупу» за полонянку Анну или, как он повелел посредникам — торговым татарам, вернуть ее из Азова назад на Кубань.«» 100 рублей при цене 3 рубля за корову, это поистину не малые деньги! В ходе чтения статьи можно установить чёткую методику работорговли. Набег с грабежом, далее либо продажа ясыря, либо выкуп за не малые деньги. При этом в процессе участвует хозяин ясыря, посредник и лицо выкупающее пленника. Автор совершенно верно делает вывод, что работорговля и набеговая экономика, являлись архаичными способами существования и разрушались, как Россией, так и Османской империей. Еще один очень важный вывод делается о высокой степени адаптации донских казаков — ахреян к существованию, как непосредственно на Кавказе, так и на территориях подконтрольных Османской империи. Делая их частью этно — сообщества этих территорий. Пожелаем автору дальнейших успехов в работе!