Жальник что это такое
Жальники
На смену курганным захоронениям в древнем ареале новгородских словен приходят жальники.
Жальник — местный новгородский термин, производный от древнерусского н старославянского «жаль» — гробница (Фасмер М., 1967, с. 35). Это— кладбище из грунтовых могил, обставленных на поверхности валунами в виде кольца или прямоугольника.
Эволюция от курганов к жальникам очевидна. А. А. Спицын в связи с этим писал; «По мере того как становятся глубже погребальные ямы и увеличиваются размеры камней, входящих в состав ограждений, курганные насыпи все более и более теряют свое значение, опадают все ниже и пиже, пока пе делаются столь низкими н плоскими, что едва выполняют вместимость каменного ограждения; к концу XIII в. вырождение курганных насыпей уже завершается. XIV и XV вв.— время расцвета жаль- ничных погребений» (Спицын А. А., 1903а, с. 14, 16).
Начальная дата жалышчных захоронений — XII в. Впрочем, к этому времени относятся, по-видимому, лишь единичные жальники. Наиболее ранние из жалышчных захоронений исследованы в Кривови- цах и Жидилове Боре па Псковщине, в Одосье и Боре в Приильмепье. В погребении 9 Кривовицкого могильника найдены стеклянные позолоченные бо- чопкообразные бусы (Глазов В. Н., 1903а, с. 70), которые датируются временем от конца X до начала XII в.
Такие же бусы и монета XII в. обнаружены в захоронении 1 жальника в Одосье. Монеты второй половины XI в. найдены в жальниках Кривовицы и Жидплов Бор (Глазов В. Я., 1903а, с. 72).
Среди многих жальничных могил, исследованных на восточном побережье Чудского озера, только две могут быть отнесены к XII в. Это погребение 5 в Малой Каменке, в котором найдены витой браслет без концов и щитковый перстень раннего облика (Спицын А. А., 1903а, с. 93, 94), и захоронение 3 в Крапивне с находкой такого же браслета ( 12) (Спицын А. А., 1903а, с. ИЗ, 114). В жальничных захоронениях этого района 16 раз найдены витые тронные браслеты и 12 — витые 2X2 и 2X3, подчеркивающие относительно поздний характер этих могил.
В XII—XIII вв. жальничные могилы сосуществовали с курганными захоронениями. Однако в Новгородской земле есть регионы, где курганный обряд захоронения был окончательно вытеснен жальниками уже в XII в. Таковы районы, лежащие к западу и юго-западу от оз. Ильмень.
Все ранние жальники имеют кольцевую обкладку из довольно крупных валунов. Иногда с западной и восточной сторон могилы помещены валуны особенно больших размеров. Могильные ямы сохраняют такие же формы и размеры, что и у ям под курганными насыпями. В некоторых случаях в верхних слоях заполнении могильных ям встречаются включения золы и угольков, а изредка и обломки глиняных сосудов.
Со временем происходит эволюция каменных ограждений жальничных могил. Кольцо камней постепенно заменяется прямоугольником по форме могильной ямы. В это же время, по-видимому, появляются овальные обкладки могил. В головах и ногах, т. е. с запада и востока, теперь всегда ставятся крупные валуны. В дальнейшем они еще увеличиваются в размерах, а обкладка могил исчезает. Позднее пропадает и обычай ставить камень в ногах погребенного. Остается крупный валун или плита, поставленные в головах. Уже в некоторых прямоугольных н овальных жальничных могилах вместо крупного камня в головах ставились каменные кресты. Постепенно роль каменных крестов возрастает, и они в конце концов остаются единственными наземными обозначениями захоронений.
Абсолютное большинство жальничных захоронений принадлежит к безынвентарным. Это затрудняет хронологию этапов эволюции этих погребений. Первые прямоугольные обкладки над захоронениями появляются, по-видимому, в XII—XIV вв. (например, Крапивна, погребение 3). Самые поздние жальники не содержат вещевого материала и поэтому не поддаются датировке. В могиле с прямоугольной обкладкой у д. Малая Каменка найдены монеты XV в. (Спицын А. А., 1903а, с. 94). Следовательно, в некоторых местностях обычай сооружать жальничные могилы существовал до XV в.
Положение умерших в жальничных могилах общеславянское. В некоторых могилах найдены следы деревянных гробов, иногда сбитых гвоздями. Отмечены единичные случаи сидячих захоронений. В бассейне Ловати раскопано несколько жальничных могильных ям, стенки и дно которых были выложены обломками гранита. Вещевой инвентарь погребенных в жальниках полностью идентичен курганному материалу новгородских словен. Неоднократно найдены в жальниках и этнооиределяющие украшения словен — ромбощитковые височные кольца.
Карта новгородских жальников была составлена Н. И. Репниковым еще в начале 30-х годов XX в. (Репников II. И., 1931). На эту карту, кроме жальников описанных типов, попали и несколько иные памятники.
В восточной части Новгородской земли древние кладбища иногда целиком ограждались валунами. Обычно они имели небольшие размеры, занимали невысокое всхолмление, которое оконту- ривалось большими валунами, а иногда еще ровиком. Диаметр таких кладбищ от 12 до 50 м. Внутри каменного кольца в грунтовых ямах находятся безынвентарные трупоположения. Каждое захоронение не имело наземных признаков, но иногда на поверхности видны беспорядочно разбросанные мелкие камни или плитняк. Местное население называет эти кладбища тоже жальниками, почему они и были включены Н. И. Репниковым в общий перечень жальников. Без проведения специальных полевых изысканий выделить подобные кладбища из числа собственно жальничных могил не представляется возможным.
Распространены жальники преимущественно в ареале сопок. Известны такие погребения и на восточном побережье Чудского озера, и в окрестностях Пскова и Изборска, отражая проникновение словен новгородских в эти земли (карга 32).
Отдельные изолированные жалышкн найдены и за пределами очерченной территории. Таковы жальники в Витебской обл.— Каховка, Дубровка, Стволь- но, Путилковичи (Штыхов Г. В., 1971, с. 39, 47, 59, 85). Очевидно, это — тоже следы новгородского расселения. Однако в Ярославско-Костромском Поволжье и в Волго-Клязьменском междуречье жальники неизвестны. По-видимому, новгородское расселение в эти края осуществлялось прежде чем курганный обряд погребения был вытеснен жаль- пичпыми захоронениями.
К северу и северо-востоку от кривичей обитали ильменские словене. Погребальными сооружениями словен обычно считают сопки.
Для северноруссов ильменского бассейна даже летописец не сохранил особого племенного имени, они «прозвашася своим именем» — словене, а обособляющее их имя —
б) Имена «венеды» и «славяне», «словене» содержат созвучные «вен» и «вян». Достаточно ли этих признаков для признания венедов славянами?
И всташа словене и кривичи и меря и чудь на варягы и изгнаша я за море и начаша владети сами собе и городы ставити; и всташа сами на ся воевать.
ЖАЛЬНИК
1. Средневек. название кладбища. Ж. упоминается в ст. 89 решений Стоглавого Собора (1551), осуждающей обычай оплакивать покойных в Троицкую субботу как языческий: «В троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом».
Лит.: Спицын А. А. Сопки и жальники // ЗРАО. 1899. Т. 11. Вып. 1/2. С. 149-154; Репников Н. И. Жальники Новгородской земли // ИзвГАИМК. 1931. Т. 9. Вып. 5; Лапшин В. А. Археологическая карта Ленинградской области. СПб., 1990-1995. Ч. 1-2; Плоткин К. М. Жальники [Электр. ресурс: http://www.enclo. lenobl.ru].
Смотреть что такое «ЖАЛЬНИК» в других словарях:
жальник — сущ., кол во синонимов: 10 • боженивка (5) • божья нивка (4) • борок (6) • … Словарь синонимов
Жальник — на севере, преимущественно в Новгородской губернии, так называются древние кладбища, расположенные на высоких горах, поросших густым лесом. На церковно славянском языке словом Ж. передается греч. μνημεϊον (sepulcrum, гробница). Из Стоглава видно … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Жальник — I м. устар. Древнее кладбище, древний могильник I. II м. устар. 1. Яма, вырываемая для погребения умершего; могила I 1.. 2. Место погребения; могила I 2.. 3. Холм, насыпь на месте погребения; могила I 3 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
жальник — жальник, жальники, жальника, жальников, жальнику, жальникам, жальник, жальники, жальником, жальниками, жальнике, жальниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ЖАЛЬНИК — (некр.) могильник, кладбище … Казачий словарь-справочник
Жальник — 1. Лесное кладбище, на котором хоронили самоубийц и мертворожденных детей. 2. Могила. 3. Погост. 4. Божедомка. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
жальник — ж альник, а … Русский орфографический словарь
жальник — (2 м); мн. жа/льники, Р. жа/льников … Орфографический словарь русского языка
ltraditionalist
VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК
ВЕРТОГРАД, СИРЕЧЬ: ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ
Жальники. Забытые тайны древних кладбищ
Оригинал взят у orei в «Жальники. Забытые тайны древних кладбищ».
«. В войну пошли два мужика на наш жальник-то, самую большую сосну пилить. Дак, спилили, значит, а в пару дней старшего на правую сторону парализовало всего. Им и говорят: откупиться надо, от жальника-то. Он, парализованный, на карачках полз до сосен, во все карманы деньги распихал. Потому что самому о таких случаях идти надо, не надо, чтобы вез кто или как. А этот, второй, тоже с ним пошел. Вместе денег в пень насовали, и уполз старшой, а второй ушел сам. А не помогло, меньшого в армию забрали и погиб скоро. Вон, первый до зимы дожил и тоже помер. Так сначала его и на кладбище класть не хотели. Много нагрешил».
Немало странного и загадочного рассказывают о так называемых жальниках. Ученые называют жальниками раннехристианские захоронения (кладбища), где могилы по периметру обкладываются камнями. Обычно они расположены вне деревень и современных кладбищ. Часто в лесной чаще или труднопроходимых местах, и места эти буквально обрастают рассказами о чудесах и мистических происшествиях.
Располагая этими сведениями, мы и отправились на поиски древних святынь.
Ядро северо-западной части России, историческая область формирования великорусского населения, наследница Новгородской республики – да, это все о ней, о Новгородской области. Сто лет назад население этой территории состояло, главным образом, из крестьян. Соответственно, и традиционная крестьянская культура расцветала пышным цветом. Были тут и колдуны с деревенскими ведьмами, веселые ярмарки и святочные гадания, и много чего еще было.
Асфальт от райцентра Боровичи, куда можно попасть из Москвы на поезде, оставляет желать лучшего. Вокруг – заросшие перелогом поля заснувших вечным сном колхозов. Остановились мы в доме гостеприимной хозяйки, бабушки Маши, на берегу реки с неземным названием Вельгия. Завтра выдвигаемся на поиски жальников.
Для местных жителей жальники были священны. Именно были, потому что за годы советской антирелигиозной пропаганды бережное отношение к святыням почти утрачено. К тому же деревня Новгородчины неуклонно запустевает. К сегодняшнему дню большинство жальников уничтожены, а те, что остались, забыты и не посещаются поселянами.
С Yтра мы объехали с десяток деревень, но все без толку. Стандартными ответами были: «Да, был какой-то жальник, только распахан уж давно». Или: «Он в лесу располагался, а дороги и не помнит никто». И все-таки уже под вечер удалось разыскать несколько человек, что еще помнят, как ходили на жальники.
Посыпанная щебнем дорога кончилась на крутом озерном берегу, где прилепилось с десяток домов. В маленьких огородах ковырялись типичные горожане. Кажется, надежд на обнаружение жальников не оставалось. Однако удача улыбнулась уже в первом дворе. Нина Ивановна родилась в деревеньке Лахново, у которой был жальник. Сейчас в деревне нет постоянных жителей, все дачники. Вот и Нина Ивановна, последняя местная уроженка, приезжает с мужем на свою малую родину только на лето.
«Конечно, помню, где он есть! – живо откликнулась женщина на наш вопрос. – Три Сосны назывался». Оказалось, буквально в двух шагах от деревни, на краю леса. Посреди берез стоят две огромные сосны, мощные ветки раскинуты во все стороны. Словно многорукий великан ловит зазевавшихся прохожих.
«А где же третья сосна?» – спросил я. «Спилили», – грустно сказала Нина Ивановна. И рассказала такую удивительную историю:
«Было это лет тридцать назад, я сильно болела. Вот приехала на лето к маме, в деревню. Еле доехала, а уж у самого дома повстречалась мне старушка, баба Лида, она каждое утро на жальник ходила хреститься (этот глагол коренные жители этих мест употребляют вместо «молиться». – А.Т.). Она мне и говорит, вижу, занемогла ты, надо на жальник сходить. Пойдешь утром, на заре. Как из дому выйдешь, ни с кем не говори, молчи. А придешь, обхвати сосну руками и прочитай «Отче наш». Потом руками, только не ножом, оторви кусочек коры и съешь. Все пройти должно. Я так на следующее утро и сделала. А что мне помогло: то ли сосна, то ли лекарства – не знаю. Как в город приехала, рассказала доктору об этом, как он на меня ругался страшно! Больше я на жальник и не ходила».
Под ворохом листьев и зарослями кустов действительно лежали десятки овальных камней, длиной от 1 до 1,5 метров. Начинался закат, и кора сосны окрасилась в кроваво-бурый цвет под косыми лучами уходящего солнца. Вспомнив, что под ногами древние могилы, я вдруг испытал желание поскорее уйти. Пускай забытая святыня остается в своей таинственной тиши.
«Да вы к Поле сходите, она всю жизнь тут живет, должна помнить-то», – напутствовала Нина Ивановна. Баба Поля обитает в почти вымершей деревне Берег. Огород и козы, вот и вся жизнь. Хотя нет, есть еще приставучий козел, который так и норовил боднуть заезжих журналистов. Баба Поля и рассказала нам историю, приведенную в начале этой заметки.
В последний день посчастливилось нам увидеть и, так сказать, действующий, жальник. На бывшем колхозном поле, у дороги стоит островок в двадцать сосен, даже камней в нем нет. Как сказали местные, растащили все. Бутылки и прочие «достижения» цивилизации валяются на святом месте. Но это не главное, главное – на сосне в центре жальника висит бумажная иконка. Грош ей цена, но ценна тем, что сохранила истинный облик жальника. Безвестные деревенские старушки с любовью украсили иконку бумажным цветочком и лентами. А на деревьях вокруг висят белые тряпочки. Жива традиция, и оттого как-то радостнее стало.
Вообще, по внешнему виду жальники более всего напоминают священные рощи язычников. Из-за того, что в священном месте нельзя было рубить деревья, поэтому жальники зарастали со временем огромными соснами. В лесу такие хвойные островки не так видны, а вот на полях заметны, что называется, невооруженным глазом.
Следует заметить, что хвойные деревья считались сакральными у северных народов. Например, на кладбищах народа коми сажают ели, чтобы душа умершего могла выбраться из могилы по дереву на небо.
Вероятнее всего, жальники связаны с культом предков. Умершие члены рода почитались заступниками и помощниками живым. Место, где сходятся два мира – наш видимый и загробный невидимый, – и есть жальник. Святость его была понятна новгородскому крестьянину еще недавно. И не оттого ли у нас в стране не ладится, что забыли люди о своих предках, спилили священные сосны и растащили все камни с могил. Не пора начать их собирать?
Библиотека Ленинградской области
Жальники
Самыми многочисленными археологическими памятниками на территории Бокситогорского района являются жальничные погребения. Жальники – это древние кладбища, состоящие из грунтовых могил, обложенных поверху камнями в виде круга или прямоугольника. Начало возникновения жальничных погребений относится к XII веку, прекращают сооружать жальники к концу XV века. Их распространение в крае связано с распространением христианства. Менялись религиозные взгляды, постепенно изменялся и похоронный обряд. От захоронений в курганах население края постепенно перешло к жальничным погребениям.
Древнейшие жальничные погребения имеют ограждение в виде круга, иногда разделённого перегородкой для двух отдельных захоронений. В более поздних жальниках круг превратился в овал, который одновременно увеличил свои размеры для семейных погребений, причём в головах и ногах захоронений стали помещаться крупные валуны. Приблизительно в XIV веке овальные ограждения переходят в четырёхугольные; вместе с тем булыжники ограждений местами заменяют колотыми каменными плитами. Этот, третий, тип жальничных захоронений использовался до полного исчезновения обычая сооружать жальничные погребения.
Инвентарь жальничных захоронений небогат. Что касается положения погребённого человека, то он за редким исключением лежит на спине, головою на запад, при этом положение рук было различным. В одних случаях они были вытянуты вдоль туловища, в других сложены на груди. В поздних жальничных погребениях встречены следы бересты, которою прикрывались тела захоронённых. В погребениях конца XV века найдены железные гвозди от гробов, устроенных из досок толщиною чуть более 3 см. В земле, наполняющей саму могильную яму, иногда встречаются угольки и лёгкие зольные прослойки, а также отдельные черепки от горшков. Это, несомненно, свидетельства о тризне, проводимой родственниками покойного.
Анализируя расположение жальников в крае, можно отметить, что они располагаются в местах, издавна связанных с расселением славянского населения. Можно выделить и общие закономерности в их размещении. Большинство жальников удалено от жилья, расположено на естественной возвышенности и поросло деревьями. Местное население часто переносит название «жальники» именно на сами деревья; отсюда рождаются такие выражения, что, «…мол, жальник в их деревне был, но вот его вырубили». На многих жальниках стояли часовни, находились каменные кресты; теперь те и другие стали редкостью.
Каменные кресты, встречающиеся в жальничных погребениях, можно разделить на два главных типа: четырёхконечные и вписанные в круг, так называемого новгородского типа. В свою очередь новгородские археологи подраздели четырёхконечные кресты ещё на шесть подтипов. Всё это говорит об их многообразии и былой многочисленности в жальничных захоронениях. Однако из всего разнообразия новгородских каменных крестов на территории Бокситогорского района встречаются лишь три-четыре их подтипа.
Местное население веками почитало каменные кресты и ухаживало за ними. Над крестами на жальнике у деревни Черкасова Горка был сооружён голбец, небольшая деревянная постройка из 4-5 венцов с врезанным в крышу деревянным крестом. В разных местах района на каменные кресты по старинным обычаям надевались вышитые рубашки. Один из таких памятных крестов находился на пересечении лесных дорог, ведущих из Пикалёва к озеру Спасскому и в бывшую деревню Могатино, в местности именуемой Крестик. Его обряжали на Спасов день (19 августа), когда на молебен в часовню у озера шло множество верующих.
В прошлые века широко было распространено строительство часовен на жальничных погребениях. Здесь также есть свои закономерности. Они, как правило, воздвигались в южной и восточной части района. В XX веке часть жальников Бокситогорского района стала снова служить кладбищами ближайших деревень. Произошло это в основном в годы Великой Отечественной войны, вследствие затруднений транспортировки погребаемых из отдалённых деревень на официальные кладбища, какими стали в годы советской власти кладбища бывших приходских церквей.
Изучение жальников нашего края началось во второй половине XIX века. Секретарь Новгородского статистического комитета Н.Г. Богословский собрал в 1887 году первоначальные сведения о жальниках Новгородской губернии. В Соминской волости Устюженского уезда (ныне Ефимовское сельское поселение Бокситогорского района), по его данным, находилось «… 24 жальника, из них на полях, на высоком месте – 8, на ровных местах – 6, в лесу – 4 и т.д.». К настоящему времени большая часть данных жальников исчезла с лица земли, главным образом от распашки полей в прошлом и от мелиоративных работ полувековой давности.
В начале XX века жальники нашего края попали в поле зрения новгородских археологов. В 1909 году по Боровичскому тракту, идущему от Сомино через Забелье, Новиково, Озерево, Чисть, Турандино и далее в Боровичи, проезжал археолог И.В. Аничков. Он насчитал до 12 жальников в бывшей Тарантаевской волости (ныне Климовское сельское поселение). О своих наблюдениях жальников он поделился с читателями в статье «Корельские жальники», опубликованной в 1910 году в очередном сборнике Новгородского общества любителей древности. Автор также отметил, что большинство жальников расположено в живописных и привлекательных местах, что разнообразило окружающий пейзаж.
Археолог А.И. Колмогоров в сезонах 1910 и 1911 годов раскопал большое число жальников в Тихвинском уезде. В нашем крае им были раскопаны жальники в Павловских концах, Черкасовой Горе и Гагрино. Археолог указал на бедность инвентаря в жальничных погребениях. Лишь однажды в жальнике Черкасовой Горы им был найден маленький нательный серебряный крестик.
В 1911 году И.С. Романцев выпустил в свет свод археологических памятников Новгородской губернии, включающий жальники нашего края и дополнения к нему. В части дополнений на территории Суглицкой волости Устюженского уезда (ныне Ефимовское сельское поселение Бокситогорского района) в лесной деревушки Раменье был указан жальник с каменными крестами. На одном из них имелась надпись «Никон Христа ради трудился». Данный каменный крест уникален, но, к сожалению, он не сохранился.
Наиболее полный свод зафиксированных новгородских жальников был составлен Н.И. Репниковым в 1931 году. На территории современного Бокситогорского района в бассейне реки Тихвинки было зарегистрировано 28 жальников. В долине реки Чагоды и её притоков отмечено 19 жальников, а в долине реки Воложбы – 23 жальника.
По данным свода Н.И. Репникова (1931 год), в долине реки Рядани имелись жальники в деревнях и близ деревень: Ивановская (6-ой микрорайон г. Пикалёво), Аринино (городское кладбище), Новая деревня, Ладыжно, Баламутово, Повышево, Павловские Концы, Большой Двор, Турково и Галично. В окрестностях современного Пикалёва каменные кресты были указаны на жальниках близ деревень Дуброва, Ивановская, Матвеевская, Новли, Селиваново и Аринино, а деревянные старинные часовни располагались на жальниках деревень Ивановская, Новли и Ладыжно.
Последний свод археологических памятников, приведённый в книге В.А. Лапшина «Археологическая карта Ленинградской области», даёт удручающую картину исчезновения жальников с лица земли в нашем крае. Из указанных выше жальников в долине реки Рядани не сохранилось ни одного. Хотя ещё в начале XX века новгородский лесовод и любитель старины Э. Дамберг остро ставил вопрос о сохранности жальников и взятии их под охрану государства и общественности.
Бокситогорский район богат археологическими памятниками: стоянками мезолита, неолита, бронзового и железного века, сопками, курганами и жальниками. Некоторые жальники, в том числе в урочище Клин на реке Черенке и на берегу Морозовского ручья притока Глубокуши (бассейн Воложбы), не вошли ни в один археологический свод. Многие памятники ещё ждут своего открытия.
Среди курганов различных типов в Бокситогорском районе пока ещё не обнаружены курганы с сидячими захоронениями, которые в изобилии встречаются в западной части Ленинградской области на Ижорском плато, а также изредка в районах Новгородской области, примыкающих к южной части нашего края.
Археологическими разведками последних лет в юго-восточном Приладожье археологами обнаружены так называемые «домики мёртвых». Они находятся в более чем полутора десятке мест по берегам многих рек, впадающих с юго-востока в Ладожское озеро. Археолог В.А. Назаренко отнёс к «домикам мёртвых» раскопанную им в 1973 году подквадратную насыпь в группе курганов у д. Галично Бокситогорского района. Археологом А.Н. Башенькиным в соседнем Чагодощенском районе раскопано несколько «домиков мёртвых».
Памятники археологии «домики мёртвых» имели особую погребальную обрядность. Реконструкция показала, что каждое из вскрытых сооружений представляло собой несколько вытянутый по оси «север-юг» деревянный сруб (размерами от З,5 на 4 метра, до 4 на 4,5 метра), в свою очередь закреплённый срубом несколько больших размеров и высотой до пяти венцов (рядов).
Пространство между внутренним и внешним срубами было заполнено землёю, сам внутренний сруб был перекрыт крышей с опорой на дополнительные столбы. Внутри сооружения имелся очаг, над которым в крыше существовало отверстие для выхода дыма. С южной стороны этого своеобразного домика имелся дверной проём, а перед ним был выкопан ров шириной три метра при глубине 0,5-0,6 метра. Через ров было перекинуто мощное бревно толщиной 70 см, вершина которого входила через дверной проём в сооружение и была там заглублена в землю.
Погребения – остатки кремации умерших, совершавшейся в стороне от сооружения, вместе с вещами были размещены на земляных лавках вдоль сруба. Лавки закреплялись деревом. Среди вещей были найдены бусы, бляшки, навершие меча, лепные и кружальные сосуды.
Внешне сам памятник представлял собою невысокое всхолмление на местности. Данные деревоземляные сооружения, в которых помещали остатки кремаций, сооружались предположительно в конце IX – начале XI века.
Принадлежность «домиков мёртвых» к определённым обитателям, населявшим в далёком прошлом юго-восток Ленинградской области и соседние районы, установить пока не представляется возможным, хотя у учёных есть интересные гипотезы на этот счёт. Но пока можно лишь уверенно утверждать, что в Бокситогорском районе наряду с такими средневековыми археологическими памятниками, как сопки, курганы и жальники, существуют памятники, относящиеся к культуре наземных деревоземляных погребальных сооружений – «домиков мёртвых».
Археологические памятники, оставленные предками и простоявшие в целости и сохранности 700-800 лет в нашем крае, в значительном количестве неразумно уничтожены в последние годы современным населением. Большинство из них исчезло не в силу хозяйственной деятельности, а так, походя, из-за собственной глупости, не оставив их потомкам, которые могли бы разобраться с ними совсем другим образом. Ведь все народы гордятся своей историей. В отношении большинства наших современников, проживающих на данной земле, нельзя утверждать об этом с полной уверенностью.
Источник: Газета «Рабочее слово», №1 (2781) от 11 января 2017
Документы по теме:
:: Публикация в газете 2 (457Кб)
:: Публикация в газете 1 (407Кб)