За счет чего образуется двухчастная форма в романсе глинки венецианская ночь
Два напева в романсе М.И. Глинки
Двухчастная форма в музыке на примере творчества М.И. Глинки
Содержимое разработки
Тема: Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»
Репризы- всевозможные повторы. Повторами богата и поэзия.
Всех в нём цветов благовония слышны,
Кудри твои так обильны и пышны,
Свеж и душист твой роскошный венок.
Свеж и душист твой роскошный венок,
Ясного взора губительна сила,-
Нет, я не верю, что ты не любила:
Свеж и душист твой роскошный венок.
М.Глинка, глубокий знаток и ценитель итальянской песенной культуры.
Романс М.Глинка «Венецианская ночь», сл. И. Козлова
Ночь весенняя дышала светло-южною красой;
Тихо Брента протекала серебримая луной ;
Отражён волной огнистой блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый от зелёных берегов.
Чуть дробимыя волны,
Померанцев, миртов шепот
И любовный свет луны,
И цветов и свежих трав ,
И вдали напев Торквата
Конспект урока музыки в 7 классе по теме «Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь» двухчастная форма»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма».
«Чтобы красоту создать,
надо самому быть чистым душой»
Цель : сформировать у учащихся представление о построении в музыке двухчастной формы, о использовании двухчастной формы в куплетно-песенном жанре, на основе произведений М.И. Глинки.
Личностные. Формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности.
Метопредметные. Умение аргументировать свое предложение, мнение.
Предметные. Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Компьютер, мультимедийная установка.
Музыкальный материал урока:
М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание).
М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (пение).
Репродукции картин о Венеции.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока : урок –знакомства +урок практической работы
Межпредметные связи : история,литература,ИЗО,
Методы обучения: словесные; наблюдение; демонстрационный; частично-поисковый; проблемно-развивающего обучения; коррекционного обучения.
Принцип: уважения личности каждого ребенка; активизация сознания.
Приемы обучения : провокация на творчество; свобода в рамках ограничения; стимуляция поведения и личности; «делай как я»; любование.
Педагогические техники: мастер-класс учителя; мимика, жесты; эмоции, техника речи.
3.Сообщение ученика.- История создания романса «Венецианская ночь»
4.Прослушивание романса «Венецианская ночь».
6.Проверка домашнего задания.
7.Начало работы над проектом «Формула красоты»
Приветствие: Здравствуйте, ребята.
Проверка готовности учеников к уроку.
Учитель: Ребята, с какими музыкальными формами мы уже знакомы? (ответ детей.)
Сегодня на уроке мы продолжим работу на эту тему на примере творчества великого русского композитора М.И. Глинка.
-Некоторые ребята решили помочь мне провести сегодняшний урок и приготовили сообщения. Сейчас мы послушаем интересные факты из жизни М.И. Глинки.
– Проанализируем произведение? (дети анализируют и определяют жанр-романс.)
— Вы сказали все верно. А теперь определим в какой музыкальной форме построен романс? (дети дают верный ответ).
-Я очень рада, что вы верно услышали музыкальное построение произведения. Оно действительно построено в двухчастной форме. Ребята, теперь все вместе попробуем сформулировать тему нашего урока. (Дети с помощью учителя пытаются справиться с поставленной задачей)
Из всего выше изложенного вами, тема нашего урока:
« Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма»
Ребята, может кто-нибудь из вас знает стихи И.Ф. Козлова? (дети читают стихи)
-Спасибо вам большое за стихи. Я думаю, что вам будет интересно послушать сообщение Вики об истории создания романса «Венецианская ночь». (рассказ ученика)
-Спасибо, Вика, за интересный рассказ.
Ночь весенняя дышала
Тихо Брента протекала,
Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.
Свод лазурный, томный ропот
Чуть дробимыя волны,
Померанцев, миртов шепот
И любовный свет луны,
И цветов и свежих трав,
И вдали напев Торквата
Все вливает тайно радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется, мчится младость
На любви весенний пир;
По водам скользят гондолы,
Искры брызжут под веслом,
Звуки нежной баркаролы
Веют легким ветерком.
Что же, что не видно боле
В светло-убранной гондоле
Той красавицы младой,
Чья улыбка, образ милый
Волновали все сердца
И пленяли дух унылый
В замок свой удалена;
Там живет одна с мечтою,
Тороплива и мрачна.
Не мила ей прелесть ночи,
Не манит сребристый ток,
Смотрят томно на восток.
Но густее тень ночная;
И красот цветущий рой,
В неге страстной утопая,
Покидает пир ночной.
Стихли пышные забавы,
Все спокойно на реке,
Лишь Торкватовы октавы
Это стихотворение было опубликовано в 1825 г., а вот положено на музыку только спустя семь лет, в 1832 г. В романсе М. Глинки звучат 1, 2 и 3-я строфы стихотворения. Начинающие певцы исполняют, как правило, только 1-ю и 3-ю строфы. И мы с вами, как начинающие певцы, тоже исполним 1-ю и 3-ю строфы этого романса ( учащиеся разучивают романс).
Ребята, вы услышали много новых слов, разберёмся с их значением:
Певец! когда перед тобой
Во мгле сокрылся мир земной,
Мгновенно твой проснулся гений,
На все минувшее воззрел
И в хоре дивных привидений
Он песни дивные запел.
«Венецианскую ночь» Козлова, задолго до создания М. Глинкой романса на эти стихи, пела в Тригорском в присутствии и к вящему удовольствию А. Пушкина Анна Петровна Керн, о чем она и повествует с любопытными подробностями в своих «Воспоминаниях о Пушкине». Возникает естественный вопрос: каким образом? на чью музыку? Вот ответ: «Мы пели романс Козлова, на голос [очевидно, на мотив – А. М.] Benedetta sià la madre,4 баркаролы венецианской. Пушкин с большим удовольствием слушал эту музыку и писал в это время Плетневу: “Скажи старцу Козлову, что здесь есть одна прелесть, которая поет его ночь. Как жаль, что он ее не увидит! Дай бог ему ее слышать!”».5 Это происходило летом 1825 года.
В литературе можно встретить утверждение, что в Тригорском исполнялся романс М. Глинки. Но в 1825 году этого никак не могло быть (см. дату создания романса).
Восторженные страницы посвятил поэту Н. Гоголь: «Глядя на радужные цвета и краски, которыми кипят и блещут его роскошные картины природы, тотчас узнаешь с грустью, что они уже утрачены для него навеки: зрящему никогда не показались бы они в таком ярком и даже увеличенном блеске. Они могут быть достоянием только такого человека, который давно уже не любовался ими, но верно и сильно сохранил об них воспоминание, которое росло и увеличивалось в горячем воображении и блистало даже в неразлучном с ним мрак»
Романс «Венецианская ночь» можно смело отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Стиль Глинки – зрелого художника – здесь уже вполне сформировался. Это истинная баркарола, созданная под впечатлением итальянских народных песен. Этот романс образно передает впечатление русского художника от южной природы, ласкового моря и «сладостных напевов» Италии.
Сольный номер в опере. (Ария)
Имя дочери Ивана Сусанина. (Антонида)
Голос, которым исполняется партия И. Сусанина. (Бас)
Имя приемного сына И. Сусанина. (Ваня)
Танец, с которого начинается 2-е действие оперы. (Полонез)
Место, где происходят события 2-го действия оперы И. Сусанин. (Бал)
Основоположник русской классической музыки. (Глинка)
Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (Опера)
Танец из 2-го действия оперы. (Мазурка)
— Ребята, подведем итог урока. Что вам больше всего понравилось на уроке?
– Скажите, достигли мы цели урока?
Давайте, определим, что же мы узнали и чему научились.
-И последнее. Мы начинаем долгосрочный проект «Формула красоты» Вы должны нарисовать красоту музыки так, как вы это представляете.
-На этом урок окончен. Спасибо за урок, всем до свидания.
Открытый урок по музыке на тему» Два напева в романсе М.И Глинки «Венецианская ночь»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Открытый урок в 7-а классе по теме:
«Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма».
«Чтобы красоту создать,
надо самому быть чистым душой»
Цель : сформировать у учащихся представление о построении в музыке двухчастной формы, о использовании двухчастной формы в куплетно-песенном жанре, на основе произведений М.И. Глинки.
Личностные. Формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности.
Метопредметные. Умение аргументировать свое предложение, мнение.
Предметные. Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Компьютер, мультимедийная установка.
Музыкальный материал урока:
М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание).
М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (пение).
Репродукции картин о Венеции.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока : урок –знакомства +урок практической работы
Межпредметные связи : история,литература,ИЗО,
Методы обучения: словесные; наблюдение; демонстрационный; частично-поисковый; проблемно-развивающего обучения; коррекционного обучения.
Принцип: уважения личности каждого ребенка; активизация сознания.
Приемы обучения : провокация на творчество; свобода в рамках ограничения; стимуляция поведения и личности; «делай как я»; любование.
Педагогические техники: мастер-класс учителя; мимика, жесты; эмоции, техника речи.
3.Сообщение ученика.- История создания романса «Венецианская ночь»
4.Прослушивание романса «Венецианская ночь».
6.Проверка домашнего задания.
7.Начало работы над проектом «Формула красоты»
Приветствие: Здравствуйте, ребята.
Проверка готовности учеников к уроку.
Учитель: Ребята, с какими музыкальными формами мы уже знакомы? (ответ детей.)
Сегодня на уроке мы продолжим работу на эту тему на примере творчества великого русского композитора М.И. Глинка.
-Некоторые ребята решили помочь мне провести сегодняшний урок и приготовили сообщения. Сейчас мы послушаем интересные факты из жизни М.И. Глинки.
– Проанализируем произведение? (дети анализируют и определяют жанр-романс.)
— Вы сказали все верно. А теперь определим в какой музыкальной форме построен романс? (дети дают верный ответ).
-Я очень рада, что вы верно услышали музыкальное построение произведения. Оно действительно построено в двухчастной форме. Ребята, теперь все вместе попробуем сформулировать тему нашего урока. (Дети с помощью учителя пытаются справиться с поставленной задачей)
Из всего выше изложенного вами, тема нашего урока:
« Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма»
Ребята, может кто-нибудь из вас знает стихи И.Ф. Козлова? (дети читают стихи)
-Спасибо вам большое за стихи. Я думаю, что вам будет интересно послушать сообщение Вики об истории создания романса «Венецианская ночь». (рассказ ученика)
-Спасибо, Вика, за интересный рассказ.
Ночь весенняя дышала
Тихо Брента протекала,
Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.
Свод лазурный, томный ропот
Чуть дробимыя волны,
Померанцев, миртов шепот
И любовный свет луны,
И цветов и свежих трав,
И вдали напев Торквата
Все вливает тайно радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется, мчится младость
На любви весенний пир;
По водам скользят гондолы,
Искры брызжут под веслом,
Звуки нежной баркаролы
Веют легким ветерком.
Что же, что не видно боле
В светло-убранной гондоле
Той красавицы младой,
Чья улыбка, образ милый
Волновали все сердца
И пленяли дух унылый
В замок свой удалена;
Там живет одна с мечтою,
Тороплива и мрачна.
Не мила ей прелесть ночи,
Не манит сребристый ток,
Смотрят томно на восток.
Но густее тень ночная;
И красот цветущий рой,
В неге страстной утопая,
Покидает пир ночной.
Стихли пышные забавы,
Все спокойно на реке,
Лишь Торкватовы октавы
Это стихотворение было опубликовано в 1825 г., а вот положено на музыку только спустя семь лет, в 1832 г. В романсе М. Глинки звучат 1, 2 и 3-я строфы стихотворения. Начинающие певцы исполняют, как правило, только 1-ю и 3-ю строфы. И мы с вами, как начинающие певцы, тоже исполним 1-ю и 3-ю строфы этого романса ( учащиеся разучивают романс).
Ребята, вы услышали много новых слов, разберёмся с их значением:
Певец! когда перед тобой
Во мгле сокрылся мир земной,
Мгновенно твой проснулся гений,
На все минувшее воззрел
И в хоре дивных привидений
Он песни дивные запел.
«Венецианскую ночь» Козлова, задолго до создания М. Глинкой романса на эти стихи, пела в Тригорском в присутствии и к вящему удовольствию А. Пушкина Анна Петровна Керн, о чем она и повествует с любопытными подробностями в своих «Воспоминаниях о Пушкине». Возникает естественный вопрос: каким образом? на чью музыку? Вот ответ: «Мы пели романс Козлова, на голос [очевидно, на мотив – А. М.] Benedetta sià la madre,4 баркаролы венецианской. Пушкин с большим удовольствием слушал эту музыку и писал в это время Плетневу: “Скажи старцу Козлову, что здесь есть одна прелесть, которая поет его ночь. Как жаль, что он ее не увидит! Дай бог ему ее слышать!”».5 Это происходило летом 1825 года.
В литературе можно встретить утверждение, что в Тригорском исполнялся романс М. Глинки. Но в 1825 году этого никак не могло быть (см. дату создания романса).
Восторженные страницы посвятил поэту Н. Гоголь: «Глядя на радужные цвета и краски, которыми кипят и блещут его роскошные картины природы, тотчас узнаешь с грустью, что они уже утрачены для него навеки: зрящему никогда не показались бы они в таком ярком и даже увеличенном блеске. Они могут быть достоянием только такого человека, который давно уже не любовался ими, но верно и сильно сохранил об них воспоминание, которое росло и увеличивалось в горячем воображении и блистало даже в неразлучном с ним мрак»
Романс «Венецианская ночь» можно смело отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Стиль Глинки – зрелого художника – здесь уже вполне сформировался. Это истинная баркарола, созданная под впечатлением итальянских народных песен. Этот романс образно передает впечатление русского художника от южной природы, ласкового моря и «сладостных напевов» Италии.
Сольный номер в опере. (Ария)
Имя дочери Ивана Сусанина. (Антонида)
Голос, которым исполняется партия И. Сусанина. (Бас)
Имя приемного сына И. Сусанина. (Ваня)
Танец, с которого начинается 2-е действие оперы. (Полонез)
Место, где происходят события 2-го действия оперы И. Сусанин. (Бал)
Основоположник русской классической музыки. (Глинка)
Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (Опера)
Танец из 2-го действия оперы. (Мазурка)
— Ребята, подведем итог урока. Что вам больше всего понравилось на уроке?
– Скажите, достигли мы цели урока?
Давайте, определим, что же мы узнали и чему научились.
-И последнее. Мы начинаем долгосрочный проект «Формула красоты» Вы должны нарисовать красоту музыки так, как вы это представляете.
-На этом урок окончен. Спасибо за урок, всем до свидания.
Открытый урок по музыке на тему» Два напева в романсе М.И Глинки «Венецианская ночь»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Открытый урок в 7-а классе по теме:
«Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма».
«Чтобы красоту создать,
надо самому быть чистым душой»
Цель : сформировать у учащихся представление о построении в музыке двухчастной формы, о использовании двухчастной формы в куплетно-песенном жанре, на основе произведений М.И. Глинки.
Личностные. Формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности.
Метопредметные. Умение аргументировать свое предложение, мнение.
Предметные. Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Компьютер, мультимедийная установка.
Музыкальный материал урока:
М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание).
М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (пение).
Репродукции картин о Венеции.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока : урок –знакомства +урок практической работы
Межпредметные связи : история,литература,ИЗО,
Методы обучения: словесные; наблюдение; демонстрационный; частично-поисковый; проблемно-развивающего обучения; коррекционного обучения.
Принцип: уважения личности каждого ребенка; активизация сознания.
Приемы обучения : провокация на творчество; свобода в рамках ограничения; стимуляция поведения и личности; «делай как я»; любование.
Педагогические техники: мастер-класс учителя; мимика, жесты; эмоции, техника речи.
3.Сообщение ученика.- История создания романса «Венецианская ночь»
4.Прослушивание романса «Венецианская ночь».
6.Проверка домашнего задания.
7.Начало работы над проектом «Формула красоты»
Приветствие: Здравствуйте, ребята.
Проверка готовности учеников к уроку.
Учитель: Ребята, с какими музыкальными формами мы уже знакомы? (ответ детей.)
Сегодня на уроке мы продолжим работу на эту тему на примере творчества великого русского композитора М.И. Глинка.
-Некоторые ребята решили помочь мне провести сегодняшний урок и приготовили сообщения. Сейчас мы послушаем интересные факты из жизни М.И. Глинки.
– Проанализируем произведение? (дети анализируют и определяют жанр-романс.)
— Вы сказали все верно. А теперь определим в какой музыкальной форме построен романс? (дети дают верный ответ).
-Я очень рада, что вы верно услышали музыкальное построение произведения. Оно действительно построено в двухчастной форме. Ребята, теперь все вместе попробуем сформулировать тему нашего урока. (Дети с помощью учителя пытаются справиться с поставленной задачей)
Из всего выше изложенного вами, тема нашего урока:
« Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма»
Ребята, может кто-нибудь из вас знает стихи И.Ф. Козлова? (дети читают стихи)
-Спасибо вам большое за стихи. Я думаю, что вам будет интересно послушать сообщение Вики об истории создания романса «Венецианская ночь». (рассказ ученика)
-Спасибо, Вика, за интересный рассказ.
Ночь весенняя дышала
Тихо Брента протекала,
Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.
Свод лазурный, томный ропот
Чуть дробимыя волны,
Померанцев, миртов шепот
И любовный свет луны,
И цветов и свежих трав,
И вдали напев Торквата
Все вливает тайно радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется, мчится младость
На любви весенний пир;
По водам скользят гондолы,
Искры брызжут под веслом,
Звуки нежной баркаролы
Веют легким ветерком.
Что же, что не видно боле
В светло-убранной гондоле
Той красавицы младой,
Чья улыбка, образ милый
Волновали все сердца
И пленяли дух унылый
В замок свой удалена;
Там живет одна с мечтою,
Тороплива и мрачна.
Не мила ей прелесть ночи,
Не манит сребристый ток,
Смотрят томно на восток.
Но густее тень ночная;
И красот цветущий рой,
В неге страстной утопая,
Покидает пир ночной.
Стихли пышные забавы,
Все спокойно на реке,
Лишь Торкватовы октавы
Это стихотворение было опубликовано в 1825 г., а вот положено на музыку только спустя семь лет, в 1832 г. В романсе М. Глинки звучат 1, 2 и 3-я строфы стихотворения. Начинающие певцы исполняют, как правило, только 1-ю и 3-ю строфы. И мы с вами, как начинающие певцы, тоже исполним 1-ю и 3-ю строфы этого романса ( учащиеся разучивают романс).
Ребята, вы услышали много новых слов, разберёмся с их значением:
Певец! когда перед тобой
Во мгле сокрылся мир земной,
Мгновенно твой проснулся гений,
На все минувшее воззрел
И в хоре дивных привидений
Он песни дивные запел.
«Венецианскую ночь» Козлова, задолго до создания М. Глинкой романса на эти стихи, пела в Тригорском в присутствии и к вящему удовольствию А. Пушкина Анна Петровна Керн, о чем она и повествует с любопытными подробностями в своих «Воспоминаниях о Пушкине». Возникает естественный вопрос: каким образом? на чью музыку? Вот ответ: «Мы пели романс Козлова, на голос [очевидно, на мотив – А. М.] Benedetta sià la madre,4 баркаролы венецианской. Пушкин с большим удовольствием слушал эту музыку и писал в это время Плетневу: “Скажи старцу Козлову, что здесь есть одна прелесть, которая поет его ночь. Как жаль, что он ее не увидит! Дай бог ему ее слышать!”».5 Это происходило летом 1825 года.
В литературе можно встретить утверждение, что в Тригорском исполнялся романс М. Глинки. Но в 1825 году этого никак не могло быть (см. дату создания романса).
Восторженные страницы посвятил поэту Н. Гоголь: «Глядя на радужные цвета и краски, которыми кипят и блещут его роскошные картины природы, тотчас узнаешь с грустью, что они уже утрачены для него навеки: зрящему никогда не показались бы они в таком ярком и даже увеличенном блеске. Они могут быть достоянием только такого человека, который давно уже не любовался ими, но верно и сильно сохранил об них воспоминание, которое росло и увеличивалось в горячем воображении и блистало даже в неразлучном с ним мрак»
Романс «Венецианская ночь» можно смело отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Стиль Глинки – зрелого художника – здесь уже вполне сформировался. Это истинная баркарола, созданная под впечатлением итальянских народных песен. Этот романс образно передает впечатление русского художника от южной природы, ласкового моря и «сладостных напевов» Италии.
Сольный номер в опере. (Ария)
Имя дочери Ивана Сусанина. (Антонида)
Голос, которым исполняется партия И. Сусанина. (Бас)
Имя приемного сына И. Сусанина. (Ваня)
Танец, с которого начинается 2-е действие оперы. (Полонез)
Место, где происходят события 2-го действия оперы И. Сусанин. (Бал)
Основоположник русской классической музыки. (Глинка)
Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (Опера)
Танец из 2-го действия оперы. (Мазурка)
— Ребята, подведем итог урока. Что вам больше всего понравилось на уроке?
– Скажите, достигли мы цели урока?
Давайте, определим, что же мы узнали и чему научились.
-И последнее. Мы начинаем долгосрочный проект «Формула красоты» Вы должны нарисовать красоту музыки так, как вы это представляете.
-На этом урок окончен. Спасибо за урок, всем до свидания.