За что врача могут лишить лицензии
В каких случаях возможно лишение лицензии на мед деятельность.
В каких случаях возможно лишение лицензии на меддеятельность.
Ответы на вопрос:
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ст. 20 указало, за что приостанавливают лицензию на меддеятельность.
Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:
1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев (пункт 1 статьи 13 Закона №128-ФЗ). Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, то лицензирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.
Статья 13. Приостановление действия и аннулирование лицензии
Статья 13. Приостановление действия и аннулирование лицензии
1. Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае:
выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
2. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
3. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Основанием для аннулирования лицензии является:
обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
незаконность решения о выдаче лицензии.
4. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, обязан принять решение о возобновлении ее действия.
Порядок подтверждения устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, сроки принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия определяются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Нарушение лицензионных требований – основание для неоднократных штрафов
belchonock / Depositphotos.com |
Не является новым тот факт, что осуществление медицинской деятельности требует наличия лицензии. При этом лицензионные требования должны соблюдаться по каждому адресу места осуществления лицензируемой деятельности, а право на осуществление медицинской деятельности предоставляется организации исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии.
Очевидно, что ведение медицинской деятельности по адресу, не включенному в лицензию, влечет за собой наступление административной ответственности. Вот и Арбитражный суд Тверской области при рассмотрении весной этого года дела об оказании медицинской организацией услуг по адресу, не заявленному в лицензии, расценил это нарушение как ведение деятельности без лицензии и назначил учреждению в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП штраф в размере 40 тыс. руб.
Однако, медицинская организация, обратившись с апелляционной жалобой, добилась смягчения наказания. Суд апелляционной инстанции переквалифицировал нарушение на ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – нарушение лицензионных требований – и назначил административное наказание всего лишь в форме предупреждения (Постановление Четырнадцатого ААС от 23 июня 2021 г. № 14АП-4506/21).
Аргументами в защиту медцентра стали:
Таким образом, если учреждение поторопилось и приступило к оказанию медицинских услуг по новому адресу, процесс лицензирования по которому еще не завершен, санкции можно попытаться оспорить. Однако злоупотреблять такой возможностью, конечно же, не стоит.
Стоит заметить, что в подобных случаях дело может не ограничиться наказанием по ст. 14.1 КоАП. Дело в том, что расходы учреждения на оказание нелицензированных услуг или осуществление деятельности по адресу, не включенному в лицензию, контролирующие органы при проверке могут признать нецелевыми и оштрафовать еще и по ст. 15.14 КоАП.
Так, в прошлом году Верховный Суд Российской Федерации определением от 27 марта 2020 г. № 307-ЭС20-2992 поставил точку в деле о целевом характере расходов на оплату труда медсестер при отсутствии лицензии на осуществление доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу. На самом деле у учреждения была лицензия на осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу, но только в стационаре, расположенном по указанному в лицензии адресу. По объективным причинам сестринский персонал перевели в амбулаторию больницы, расположенную по другому адресу. При этом лицензии, предоставлявшие право осуществления доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по этому адресу, не давали права оказания услуг по сестринскому делу. Учреждению тогда удалось избежать штрафа благодаря тому, что соответствующая лицензия уже была в стадии оформления.
Не раз становилось предметом судебных разбирательств о нецелевом использовании страховых денег и направление средств ОМС на оплату труда врачей и иных специалистов определенного профиля при отсутствии у медорганизации действующей лицензии на оказание соответствующего вида медицинской помощи. Споры о расходах по оплате труда одних только врачей-эпидемиологов при отсутствии лицензии на вид деятельности «эпидемиология» многократно рассматривались на всех уровнях судебной системы, и мы рассказывали о них в новостной ленте.
Аналогичные споры между медорганизациями и ТФОМС разгорались и в отношении деятельности медработников иных направлений, на которые у учреждений не было лицензии:
Кроме того, к финансовым санкциям может привести и оказание медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медпомощи.
Так, страховые организации оспаривают включение в реестр счетов услуг, оказанных медиками, не прошедшими аккредитацию:
Схожие ситуации могут возникнуть не только в медицине, но и в иных сферах, чья деятельность подлежит лицензированию, а также чьи сотрудники обязаны проходить профильную аккредитацию, иметь профильное образование или соответствующий допуск.
Так, например, инспекторы автодорожного надзора при проведении проверки в учреждении установили, что в нарушение действовавших до недавнего времени Требований к работникам организаций, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом, специалисты, работа которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения,. не имеют диплома о высшем образовании по определенному направлению подготовки. И хотя в данном случае рассмотревший этот спор Арбитражный суд Удмуртской Республики решением от 21 марта 2017 г. по делу № А71-16883/2016 признал претензии инспекторов необоснованными, это вовсе не означает, что проверяющие больше не будут обращать внимания на подобные нарушения.
За что суд лишает врача права работать?
Одним из часто назначаемых судами при рассмотрении уголовных дел в отношении врачей за профессиональные нарушения является установленное статьей 44 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание в виде лишения права заниматься медицинской деятельностью.
В чем состоит данное наказание? За какие профессиональные нарушения суд лишает права заниматься медицинской деятельностью? В каких случаях суд обязан, а в каких случаях суд вправе назначить данное наказание?
Об этом пойдет речь далее в статье.
Понятие лишения права заниматься определенной деятельностью дано в ст. 47 УК РФ. Согласно ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления или заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Исходя из данной нормы следует, что лишение права занимать определенные должности может назначаться в отношении должностей на государственной службе, должности в органах местного самоуправления (т.е. должности муниципальной службы).
Данный вид наказания не может применяться в отношении медицинских работников.
Однако в практике судов встречаются примеры назначения врачам наказания в виде лишения права занимать врачебные должности.
Например, приговором Балаковского районного суда Саратовской области от 29 апреля 2016 г. по делу № 1-188/2016 врач-терапевт был обвинен по ч.1 ст.292 УК РФ в служебном подлоге и ч.3 ст. 290УК РФ в получении взятки за выдачу листка нетрудоспособности пациенту без медицинского осмотра и диагностирования наличия заболевания или травмы за денежное вознаграждение. Суд принял обвинительный приговор, которым по ч.3 ст.290 УК РФ в отношении врача назначил наказание в виде штрафа с лишением права занимать врачебные должности, связанные с экспертизой временной нетрудоспособности и выдачей листков нетрудоспособности, сроком на два года, а по ч.1 ст.292 УК РФ назначил штраф.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» обратил внимание судов на то, что лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления (например, запрещение занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий). Лишение права заниматься определенной деятельностью может выражаться в запрещении заниматься как профессиональной, так и иной деятельностью. В приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности (врачебная и т.д.) (п.9).
Таким образом, в отношении медицинских работников суд может назначить наказание в виде запрещения заниматься профессиональной или иной деятельностью. Профессиональной деятельностью для медицинских работников является медицинская деятельность, что следует из Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно ст. 2 Закона № 323-ФЗ медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РФ лишение права заниматься медицинской деятельностью может быть как основным наказанием, так и дополнительным наказанием. В качестве основного вида наказания лишение права заниматься медицинской деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет. В качестве дополнительного вида наказания устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Как отличить, каким видом наказания – основным или дополнительным – является лишение права заниматься медицинской деятельностью?
Это зависит от санкции статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.
Лишение права заниматься определенной деятельностью предусмотрено санкцией следующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым могут быть привлечены к уголовной ответственности медицинские работники:
Статья УК РФ | Диспозиция статьи | Санкция статьи | |
Основное наказание | Дополнительное наказание | ||
Ч.2 ст.109 УК РФ | Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей | ограничение свободы на срок до трех лет | — |
либо принудительные работы на срок до трех лет | с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового | ||
либо лишение свободы на тот же срок | с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового | ||
Ч.2 ст.118 УК РФ | Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей | ограничение свободы на срок до четырех лет | |
либо принудительные работы на срок до одного года | с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового | ||
либо лишение свободы на срок до одного года | с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового | ||
Ч. 2 ст. 120 УК РФ | Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного | лишение свободы на срок до пяти лет | с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
Ч. 4 ст.122 УК РФ | Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей | принудительные работы на срок до пяти лет | с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
либо лишение свободы на срок до пяти лет | с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет | ||
Ч. 1 ст.124 УК РФ | Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного | штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев | |
либо лишение свободы на срок до семи лет | с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового | ||
Ст. 233 УК РФ | Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ | штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев | |
либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов | |||
либо исправительные работы на срок до одного года | |||
либо ограничение свободы на срок до двух лет | |||
либо принудительные работы на срок до двух лет | с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового | ||
либо лишение свободы на срок до двух лет | с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового | ||
Ч. 1 ст. 236 УК РФ | Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей | штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев | |
либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет | |||
либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов | |||
либо исправительные работы на срок до одного года | |||
либо ограничение свободы на срок до одного года | |||
Ч.3 ст.290 УК РФ | Получение должностным лицом взятки за незаконные действия | штраф в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки | с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет |
либо лишение свободы на срок от трех до восьми лет | со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового |
Таким образом, только в одном случае из приведенных статей лишение права заниматься медицинской деятельностью, назначается в качестве основного вида наказания — по ст. 236 УК РФ.
Во всех остальных случаях из приведенных статей лишение права заниматься медицинской деятельностью назначается в качестве дополнительного вида наказания (ч.2 ст.109 УК РФ, ч.2 ст.118 УК РФ, ч. 2 ст. 120 УК РФ, ч. 4 ст.122 УК РФ, ч. 1 ст.124 УК РФ, ст. 128 УК РФ, ст. 233 УК РФ, ст. 236 УК РФ, ч.3 ст.290 УК РФ).
В соответствии со ст.64 УК РФ суд наделен правом не назначать дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного санкцией статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления.
Так, например, суд вправе отказаться от назначения врачу по ч. 2 ст. 109 УКРФ лишения права заниматься медицинской деятельностью при назначении принудительных работ.
Например, приговором Зареченского городского суда Пензенской области от 19 апреля 2017 г. по делу № 1-9/2017 врач-хирург федерального учреждения здравоохранения был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ, ему назначено наказание в виде 1 (одного) года 6 (шести) месяцев ограничения свободы.
Или напротив суд вправе в соответствии с ч.3 ст.47 УК РФ назначить лишение права заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Так, приговором районного суда г. Чебоксары врач-анестезиолог-реаниматолог одной из республиканских больниц был осужден по ч.2 ст. 109 УК РФ, ему было назначено наказание в виде ограничения свободы на два года в качестве основного вида наказания и лишение права заниматься медицинской деятельностью в качестве дополнительного вида наказания на 2 года (ч.2 ст.45 УК РФ, ст.47 УК РФ).
Верховный суд Чувашской Республики, изменяя приговор суда первой инстанции в части отмены дополнительного наказания в виде лишения права заниматься медицинской деятельностью, в апелляционном постановлении от 22.11.2016 по делу № 22-2525 указал, что ч.2 ст.109 УК РФ не предусмотрено назначение дополнительного наказания к ограничению свободы. При этом в нарушение положений УК РФ суд первой инстанции в резолютивной части приговора не указал о назначении дополнительного наказания на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ.
Таким образом, при назначении ограничения свободы по ч.2 ст.109 УК РФ суд в качестве дополнительного наказания вправе, но не обязан назначить лишение права заниматься медицинской деятельностью на основании ч. 3 ст.47 УК РФ.
В случае назначения судом по ч.2 ст. 109 УК РФ таких мер наказания, как принудительные работы, лишение свободы, суд также вправе назначить либо не назначить дополнительный вид наказания – лишение права заниматься медицинской деятельностью.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 22 декабря 2015 г. № 58 рекомендовал судам при назначении дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью при наличии к тому оснований и с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, обсуждать вопрос о целесообразности его применения в отношении лица, для которого соответствующая деятельность связана с его единственной профессией.
Данное разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также правоприменительная практика, складывающаяся в судах при рассмотрении уголовных дел, оставляет надежду врачам, оказавшимся в трудной профессиональной и жизненной ситуации в связи с возбуждением в отношении них уголовных дел, на продолжение работы после принятия обвинительного приговора по единственной профессии – профессии врача.
Любовь Кривова, юрист в области медицинского права, директор ООО «Медицина и право», г. Чебоксары
18 ноября 2017 года
Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!