За что борются маскулисты
«Мужчины тоже страдают»: что такое маскулизм и за что он борется
Феминизм продвигает идею, что женщинам от патриархата достается по полной.
Но на самом деле от него страдают все — и мужчины тоже! Тут вам и токсичная маскулинность, и служба в армии, и гендерные стереотипы — со всем этим борется маскулизм. Спросили у маскулиста, что это за движение.
Эксперт: Mort Salander
Что такое маскулизм?
Главной целью маскулизма является устранение гендерных стереотипов в отношении мужчин, а также борьба за равенство на социальном и государственном уровне и борьба с мизандрией.
Разве мужчины как-то угнетены?
Этот вопрос требует целой диссертации. Мужчины угнетаются на государственном уровне — нельзя игнорировать проблему призыва в армию. Это можно считать психологическим насилием: нужно год находиться в угнетающем месте, где твои права могут быть попраны дедовщиной или вседозволенностью начальства. А еще не стоит забывать, что судебная практика ставит в приоритет мать, а не отца — но и тут спорный момент, который требует долгого обсуждения.
В общественной жизни всё куда хуже. Самая главная проблема в отношении мужчин — это табу на эмоции. Есть десятки психологических исследований, которые подтверждают, что эмоциональная блокировка может вызвать агрессивное поведение. Исходя из этого, я вполне могу выдвинуть гипотезу о том, что маньяки и прочие садисты стали таковыми из-за блокировки эмоций.
Когда человек видит плачущего мальчика, он пытается объяснить ему, что «настоящий мужчина» не плачет. Этот запрещенный гендерный прием выполняет манипулятивную функцию: ребенок может превратиться в зверя, только бы сохранить достоинство «настоящего мужчины». А физические привилегии считаются одним из особенностей «настоящих мужчин» — правда это может иметь необратимый процесс, что мы и видим в случае с садистами и маньяками.
Маскулисты против феминисток?
Совсем нет. Разница в том, что маскулизм — это мужское движение за права мужчин, а феминизм — женское. Более того, мы боремся против одного противника — это политический и социальный патриархат, который угнетает абсолютно всех.
Можно ли одновременно быть и маскулистом, и профеминистом?
Можно — у нас один враг. Без феминизма не будет равенства, а маскулизм к равенству и стремится.
По хештегу #маскулизм в соцсетях можно найти кучу мизогинных постов. Это тоже оно?
Это очень спорный момент. Такое явление я приравниваю к сексизму, а не к лояльному движению. Есть, кстати, и женский аналог: как пример, девушки которые считают себя «радикальными феминистками», хотя никакого отношения к радикальному феминизму они не имеют.
Эти «радикальные феминистки» всячески дискредитируют мужчин, оскорбляют и борются за абсолютный матриархат, а их «радикальный феминизм» — это лишь прикрытие своих сексистских взглядов. Вот и у нас существуют такие представители «радикального маскулизма», которые к реальному радикальному маскулизму никакого отношения не имеют.
Почему о маскулизме мало кто слышал?
Сами мужчины не говорят о своих проблемах, да и кто им позволит, если с детства мужчин называют «ябедами», «трусами» и «стукачами»? Это настолько укоренилось в обществе, что люди попросту не думают, что у мужчин могут быть проблемы, если они сами их не освещают. Стоит обратить внимание даже на автокорректор в айфоне, который слова «маскулизм» и «мизандрия» считает за ошибку.
На каких маскулистов можно подписаться?
Сложно ответить на этот вопрос. Это опять же связано с тем, что мужчины мало говорят о своих проблемах. В основном движение активно в Турции, в России же есть группа «Разумный маскулизм» — но людей там мало и активности тоже.
«Зачем жить с женщиной, если можно жить с комфортом?» За что борются российские маскулисты
За полторы сотни лет феминизм прошел долгий путь, породив десятки течений от радикального до интерсекционального. Движение мужчин на Западе возникло гораздо позже. Под категорию маскулистов попали самые разные течения — от сторонников патриархата до борцов с ним. Численность некоторых из них достигала нескольких сотен тысяч, но в СССР и постсоветском пространстве они остались незамеченными. Поэтому появление аналогичных движений в России вызвало удивление. Одни решили, что их цель — борьба с феминизмом, другие увидели в них злостных уклонистов от алиментов, третьи сочли их сектой, замыслившей возвращение к домострою. Так какие цели ставят перед собой десятки возникших недавно мужских объединений?
1. Маскулизм равенства
«Я не являюсь настоящим мужчиной. Я не собираюсь служить этому государству и справедливо считаю воинскую повинность как пустой тратой времени и унижением лично для себя, так и узаконенным рабством для всех людей моего пола…» — так начинается одна из манифестаций маскулистов, выложенная в сообществе Checkmate, scum. Под этой декларацией, созданной будто для провокации сторонников традиционных ценностей, готовы подписаться как минимум несколько тысяч человек. Многие из них тратят свое время, силы и деньги на достижение цели — равенства мужчин и женщин.
Согласно современной теории феминизма, гендерное неравенство ущемляет только женщин в пользу мужчин. Но, по мнению маскулистов, общество и государство дискриминируют и мужской пол. Примером угнетения мужчин для них является служба в армии по призыву: «Мы считаем, что призыв обязан отойти туда же, куда отошли работорговля, инквизиция и каннибализм, — на свалку истории, как варварский и человеконенавистнический культурный код».
Несправедливость по отношению к мужчинам проистекает из трех факторов, установленных еще в 1986 году Томпсоном и Плеком. Это:
1) ожидание от «сильного» пола постоянной битвы за свой статус,
2) ожидание большей твердости в умственном, эмоциональном и физическом плане и
3) табу на традиционную женскую деятельность.
В совокупности они порождают общество, где мужчина подвергается дискриминации, которую — в отличие от дискриминации женской — не замечают.
Из этого, по логике маскулистов, появляются женские привилегии. Следовательно, мужчина тоже угнетен. На уровне права дискриминацией можно считать разный возраст выхода на пенсию, различия в отбывании наказания — только мужчины могут быть осуждены на пожизненное заключение или попасть в колонию строгого или особого режима, мужчины имеют меньше прав в вопросах алиментов, наконец, отличаются и трудовые нормы.
Но если среднестатистический мужчина превосходит в чем-то среднестатистическую женщину, то это не повод возлагать на плечи конкретного мужчины все обязательства, что создало общество за многие годы. Касается это и неформальных правил.
В западной социологии гендерное ограничение мужского поведения получило название «мужская коробка» (man box).
Real man должен быть агрессивным, не показывать свою слабость, доминировать над женщиной и обеспечивать ее. Для маскулистов это означает отказ в праве быть самим собой: «Гетеросексистский мужчина должен быть сильным, потому его жизнь стала цирковым представлением с целью показать всем свою сильность. В погоне за образом силы мужчина стал бесчувственным роботом, машиной для сношений, добычи и убийства. Тем, чем его на самом деле хотело видеть гетерастское общество».
Стремление представителя «сильного» пола к освобождению от прилагательного «сильный» объявляется позорной слабостью, что приводит к конфликту как с обществом, так и с самим собой.
По этим причинам даже на Западе маскулизм распространен не так давно. Первые группы, боровшиеся за равноправие, появились в 1970-х годах. Как пишут Елена Здравомыслова и Анна Темкина в книге «12 лекций о гендерной социологии», на Западе маскулизм с самого начала включал несколько течений. Это было, собственно, движение за равные права, объявившее мужской пол жертвой сексизма; радикальные редукционисты, считавшие феминизм буржуазным и отжившим; группы, боровшиеся за права геев.
На постсоветском пространстве маскулисты появились всего несколько лет назад. Здесь надо сделать небольшое отступление: само понятие «маскулизм» достаточно неопределенное. В Оксфордском словаре его описывают как движение, занимающееся пропагандой традиционных мужских взглядов. Однако часть мыслителей, такие как Феррелл Кристенсен или политолог Джордж Дуерст-Лахти, различают маскулизм, стремящийся к эгалитаризму, и маскулинизм, защищающий традиционные ценности.
Значительная часть русских маскулистов — радикальные левые, хотя среди них можно встретить и сторонников анархо-капитализма.
Но все они согласны в одном: чтобы достичь цели, подлинного гендерного равенства, нужно уничтожить в первую очередь предрассудки в отношении мужчин. Это и есть главная цель.
Маскулисты подчеркивают, что готовы защищать всех мужчин, включая геев, асексуалов и трансгендерных людей. Всех мужчин, кроме «настоящего мужика», так как этот собирательный образ воплощает в себе всё то огромное количество современных гендерных стереотипов о мужчинах и мешает им видеть свое настоящее положение.
Пока их деятельность исключительно теоретическая: переводы, написание статей и обмен мнениями. Но они уверены, что когда-нибудь выражение «Не служил — не мужик» исчезнет из русского лексикона.
2. Мужчины, идущие своим путем
«Манифестом MGTOW является слово „нет“. Мы говорим „Нет“ глупым предрассудкам, культурным и социальным стереотипам, указывающим, каким должен быть мужчина» — так говорит о себе MGTOW (Men Going Their Own Way), самое индивидуалистическое и независимое из всех мужских движений.
Основным принципом MGTOW является сохранение и защита личного суверенитета мужчин. Явной цели у движения нет, но ею можно считать распространение этих принципов по всему миру.
MGTOW не ставят перед собой вселенских задач по переустройству общества и не мечтают о штурме крепостей феминизма. У движения отсутствуют обязательная доктрина, свод законов, устав, формальные лидеры. Рядовому участнику, мужчине, которому захотелось идти своим путем, достаточно придерживаться только одного правила: не жениться и не иметь романтических отношений с девушкой. Поэтому и столь необычна сделанная в виде дорожного знака эмблема движения.
Противник MGTOW — это не патриархальное общество, угнетающее и мужчин, и женщин, и не современный мир с феминизмом, хотя критика идет и в их адрес. Главный враг для них — это гиноцентризм.
В феминистском дискурсе это слово означает практику, ставящую женскую точку зрения в центр мировоззрения. Для MGTOW же гиноцентризм — это стремление общества защищать интересы женщины.
По мнению некоторых идеологов этого движения, такое взаимоотношение полов было всегда, а возникло оно якобы из-за стремления человеческого вида в первобытную эпоху оберегать женщин для сохранения рода. На протяжении веков гиноцентризм то проявлялся в Культе Прекрасной Дамы, то оборачивался кампанией Белого пера, когда в начале Первой мировой войны суфражистки подхватили инициативу британского адмирала Чарльза Фицджеральда вручать каждому мужчине, не желающему отправляться на войну, белое перо, что считалось клеймом труса.
Использование «сильного» пола продолжалось бы еще долго, но благодаря интернету мужчины смогли наладить контакт друг с другом и осознать, что отношения с женщиной не нужны. Так и возникло MGTOW. В сборнике переводов заграничных статей годом основания движения указан 2003-й, когда произошла встреча нескольких активистов с одного из форумов «Мужского Движения». Отдаленно напоминающие MGTOW объединения действовали и раньше. Так, в конце XIX века в Америке возникло движение холостяков, Anti-Bardell Bachelor Band, обеспокоенное инициативой ввода налога на неженатых мужчин.
Современных независимых мужчин больше волнует перспектива платить алименты, потерянное в результате неудачных отношений время или права на детей.
Избежать проблем можно лишь в случае сепарации от женщин. Первым шагом к этому становится принятие «красной таблетки».
Этот позаимствованный из «Матрицы» образ означает раскрытие якобы истинных намерений женщин в отношении мужчин.
Примером альтернативы жизни обычного мужчины для MGTOW служит образ Z-самца. Он основан на отрицании иерархии доминирования, взятой из биологии и перенесенной на социальные отношения. Z-самец — живущий ради себя мужчина, не страдающий ни зависимостью от женщин, ни комплексами по отношению к ним.
Еще образцом свободных от женщин мужчин является феномен «травоядных» мужчин в Японии. Так еще с 2006 года стали называть молодых людей, отказывающихся от секса и отношений с девушками ради аниме, компьютерных игр и остальных хобби. Даже социологи обратили внимание на это явление, приведя статистику: 26 % японцев в возрасте до 34 лет — девственники. Для MGTOW существование «травоядных» мужчин служит подтверждением того, что в разных частях света все больше представителей мужского пола руководствуются в своей жизни теми же принципами, что и они.
Поэтому у MGTOW очень оптимистичный взгляд на будущее. Семья, где мужчина нещадно эксплуатировался, исчезнет сама собой. Обществу и государству придется подстраиваться под «сильную» половину человечества.
3. «Мужское Движение»
«Мужское Движение борется за СИЛЬНОГО мужчину, главу семьи, продолжателя рода, хозяина своей земли, ответственного за свою семью, своих детей и свою страну» — заявляет о себе «Мужское Движение». Именно их считают главным антиподом феминизма, так как их цель — возвращение ценностей патриархата.
По мнению «Мужского Движения», именно феминизм виноват во многих современных бедах. Из-за эмансипации женщины появился демографический кризис, исчезла классическая семья, наконец, она поставила мужчину в унизительное положение.
Современный мужчина бесправен, так как он, в отличие от женщины, обязан служить в армии, не имеет прав на отцовство, не имеет системы по защите вопросов здоровья, связанного с мужским полом, в то время как у женщины оно имеется. В этом вопросе «Мужское Движение» частично схоже с левыми маскулистами, но они видят свой идеал не в будущем, а в прошлом.
Движение не так часто апеллирует к истории, во всяком случае к истории России. Так, к примеру, когда знаменитый в Рунете мужской активист Лео написал книгу с критикой Российской армии, то в качестве сравнения он выбрал воинов Древнего Рима. Наиболее популярный среди антифеминистов писатель Олег Новоселов и вовсе обратился к законам природы, обосновывая иерархию полов эволюционным развитием человека. Стоит заметить, что Новоселов биологом не является. Не существует и заявляемой им науки «Прикладная этология человека», а его книга «Женщина. Учебник для мужчин» подвергалась критике как со стороны феминисток, так и со стороны ученых.
На Западе, наоборот, антифеминистские движения к традиции обращаются чаще. В США существовало движение христианских консерваторов «Верные слову», делающее упор на возвращение к патриархату. В книге Игоря Кона «Мужчина в меняющемся мире» сообщается, что в середине 1990-х его численность достигала нескольких сотен тысяч человек.
Действуют за рубежом и более экзотические организации. «Мифопоэтическое движение», например, ставило своей целью возродить мужские базовые ценности через древние ритуалы, исчезнувшие в индустриальном обществе.
Манифест его идеологов «Железный Джон» разошелся тиражом в 500 тысяч экземпляров, что выглядит значительной цифрой по сравнению с тиражами книги Олега Новоселова.
Но что общее у русского мужского движения и американского, так это разнообразие направлений и принципов. С группы «Мужское Движение» мы можем попасть на паблик «Бабораб», где высмеиваются подкаблучники, а оттуда уже на более либеральный MGTOW. Можем же щелкнуть на ссылку и переместиться в группу, посвященную правам отцов. Помимо страниц вконтакте мужское движение сопровождают несколько блог-сайтов: mentales и masculist плюс отдельные авторские блоги. На Западе такое кольцо мужских ресурсов, где веселый сторонник пикапа может соседствовать с угрюмым традиционалистом, получила название «Маносфера».
Несмотря на такую разрозненность, «Мужское Движение» координируется для различных действий. На сайте «Права мужчин» собирают деньги для распространения идей Новоселова; приглашаются волонтеры: дизайнеры, юристы, аналитики прессы; идет сбор подписей под петициями. А вот движение «Мужское государство», имеющее больше сотни тысяч участников в своей закрытой группе и совмещающие идеи национализма и патриархата, заявляет о себе как о политической силе.
Перспективы мужского движения туманны: на фоне массовой коммерческой моды на феминизм оно смотрится весьма бледно и даже за рубежом, не говоря уже о России, пока не стало заметной силой. Сейчас подобные объединения мужчин выглядят разрозненными группировками, занимающимися преимущественно троллингом в интернете. Все они видят свои конечные цели по-разному. Но их объединяет взгляд на нынешнее время, и возможно, они смогут использовать перегибы в идущей на данный момент борьбе с харассментом для того, чтобы стать выразителями альтернативной точки зрения на вопрос, действительно ли оба пола сейчас равны.
Что такое “маскулизм” и с чем его едят?
Оксфордский словарь английского языка: маскулизм (син. маскулинизм) — пропаганда прав мужчин, соблюдение или поощрение мнений, ценностей и т. д., рассматриваемые как типичные для мужчин.
История
Маскулизм — это не единое движение, а совокупность нескольких, зачастую имеющих различные и даже противоположные цели и идеологии. Основные движения внутри маскулизма включают в себя мужское освободительное движение, движение мужчин профеминистов, мифопоэтические мужское движение, и христианское мужское движение. В основном маскулизм распространен в западных странах, но его сторонники встречаются и в России.
Предположительно, движение появилось в 60–70-х годах прошлого века в США в ответ на набирающий популярность феминизм. Свой путь мужские движения начинали с групп поддержки мужчин мужчинами, в которых участники обсуждали насущные проблемы. И с самого начала эти общества были неоднородными: одна часть подобно феминисткам изучала гендерные вопросы, другие же активно провозглашали себя противниками феминизма и всеми силами старались остановить женское движение.
Позднее прогрессивные участники мужского движения сформировали общество профеминистов. Еще в 70-х годах понимали, что идеологии прогрессивного маскулизма и профеминисткого движения практически не отличаются. В 1982 году в США был основан совет “Национальная организация меняющихся мужчин”, участники которого боролись с сексизмом, расизмом и гомофобией, а также критиковали патриархальный уклад жизни.
Консервативные маскулисты стремились закрепить ведущую роль мужчин и предлагали женщинам не обращать внимания на недостатки данной модели, а сконцентрироваться на преимуществах. По их мнению “феминизм зашел слишком далеко”, что ставило под угрозу главенствующее положение мужчины в обществе. Представители этой ветви маскулизма зачастую придерживаются не только сексистких, но и расистских, ксенофобных и гомофобных взглядов.
В настоящее время предлагают разграничивать термины “маскулизм” и “маскулинизм”: к первым относить сторонников прогрессивных изменений в обществе, а ко вторым — противников. Представители обеих групп достаточно негативно реагируют, когда их причисляют не к тем.
С чем борются маскулисты?
Основными целями движения являются освещение дискриминации мужчин в различных сферах, устранение сексизма в отношении мужчин и уравнивании их в правах с женщинами.
Один из наиболее ярко обсуждаемых примеров дискриминации по мнению маскулистов обязательная служба в армии. Также мужчины чаще являются представителями физически сложных и опасных профессий, за счет чего более 90% случаев смертей на рабочем месте приходятся на мужчин. Отсюда вытекает другой дискриминирующий аспект, с которыми борются представители движения, — пенсионный возраст. В среднем, возраст выхода на пенсию мужчин на 3-5 лет выше, чем аналогичный у женщин. С учетом того, что средняя продолжительность жизни имеет обратную тенденцию (например, в России женщины живут почти на 10 лет больше), процент мужчин, доживших до пенсии, достаточно мал.
Другой важной областью, где мужчины сталкиваются с дискриминацией, является воспитание детей в случае развода. Отцы-одиночки —крайне редкое явление. В случае развода обычно опеку над ребенком получает мать, и каким бы идеальным отец ни был, за право воспитывать детей в одиночку ему придется побороться. К тому же, если одинокий мужчина решит взять ребенка из детдома, практически в 100% случаев он получит отказ.
Существуют и достаточно необычные мнения по поводу ущемления прав. Так, некоторые считают дискриминацией тот факт, что научные исследования, связанные с раком предстательной железы, финансируются в разы меньше, чем исследования о раке молочных желез.
А что у нас?
В России в последнее время движение маскулизма набирает популярность. Одна из организаций, борющихся за права мужчин, это “Мужское движение”. Согласно информации сайта, миссией движения является освещение аспектов дискриминации мужчин, разоблачение феминизма и гендерного равенства как вредоносной и опасной идеологии. Ещё одно маскулистское объединение в России называется “Эгалитарное мужское движение”. Его создатели считают, что глобальная дискриминация мужчин является причиной демографической катастрофы, ранней мужской сверхсмертности, краха института семьи.
Несколько месяцев назад прошел онлайн-фестиваль Moscow MaleFest, на котором обсуждались вопросы гендерного равенства и роли мужчины в современном мире. Фестиваль является продолжением появившегося в 2017 году Moscow FemFest.
Быть сторонником того или иного движения, или остаться в стороне, решать вам.
«Зачем жить с женщиной, если можно жить с комфортом?» За что борются российские маскулисты
За полторы сотни лет феминизм прошел долгий путь, породив десятки течений от радикального до интерсекционального. Движение мужчин на Западе возникло гораздо позже. Под категорию маскулистов попали самые разные течения — от сторонников патриархата до борцов с ним. Численность некоторых из них достигала нескольких сотен тысяч, но в СССР и постсоветском пространстве они остались незамеченными. Поэтому появление аналогичных движений в России вызвало удивление. Одни решили, что их цель — борьба с феминизмом, другие увидели в них злостных уклонистов от алиментов, третьи сочли их сектой, замыслившей возвращение к домострою. Так какие цели ставят перед собой десятки возникших недавно мужских объединений?
1. Маскулизм равенства
«Я не являюсь настоящим мужчиной. Я не собираюсь служить этому государству и справедливо считаю воинскую повинность как пустой тратой времени и унижением лично для себя, так и узаконенным рабством для всех людей моего пола…» — так начинается одна из манифестаций маскулистов, выложенная в сообществе Checkmate, scum. Под этой декларацией, созданной будто для провокации сторонников традиционных ценностей, готовы подписаться как минимум несколько тысяч человек. Многие из них тратят свое время, силы и деньги на достижение цели — равенства мужчин и женщин.
Согласно современной теории феминизма, гендерное неравенство ущемляет только женщин в пользу мужчин. Но, по мнению маскулистов, общество и государство дискриминируют и мужской пол. Примером угнетения мужчин для них является служба в армии по призыву: «Мы считаем, что призыв обязан отойти туда же, куда отошли работорговля, инквизиция и каннибализм, — на свалку истории, как варварский и человеконенавистнический культурный код».
Несправедливость по отношению к мужчинам проистекает из трех факторов, установленных еще в 1986 году Томпсоном и Плеком. Это: 1) ожидание от «сильного» пола постоянной битвы за свой статус, 2) ожидание большей твердости в умственном, эмоциональном и физическом плане и 3) табу на традиционную женскую деятельность.
В совокупности они порождают общество, где мужчина подвергается дискриминации, которую — в отличие от дискриминации женской — не замечают.
Из этого, по логике маскулистов, появляются женские привилегии. Следовательно, мужчина тоже угнетен. На уровне права дискриминацией можно считать разный возраст выхода на пенсию, различия в отбывании наказания — только мужчины могут быть осуждены на пожизненное заключение или попасть в колонию строгого или особого режима, мужчины имеют меньше прав в вопросах алиментов, наконец, отличаются и трудовые нормы.
Но если среднестатистический мужчина превосходит в чем-то среднестатистическую женщину, то это не повод возлагать на плечи конкретного мужчины все обязательства, что создало общество за многие годы. Касается это и неформальных правил.
В западной социологии гендерное ограничение мужского поведения получило название «мужская коробка» (man box).
Real man должен быть агрессивным, не показывать свою слабость, доминировать над женщиной и обеспечивать ее. Для маскулистов это означает отказ в праве быть самим собой: «Гетеросексистский мужчина должен быть сильным, потому его жизнь стала цирковым представлением с целью показать всем свою сильность. В погоне за образом силы мужчина стал бесчувственным роботом, машиной для сношений, добычи и убийства. Тем, чем его на самом деле хотело видеть гетерастское общество».
Стремление представителя «сильного» пола к освобождению от прилагательного «сильный» объявляется позорной слабостью, что приводит к конфликту как с обществом, так и с самим собой.
По этим причинам даже на Западе маскулизм распространен не так давно. Первые группы, боровшиеся за равноправие, появились в 1970-х годах. Как пишут Елена Здравомыслова и Анна Темкина в книге «12 лекций о гендерной социологии», на Западе маскулизм с самого начала включал несколько течений. Это было, собственно, движение за равные права, объявившее мужской пол жертвой сексизма; радикальные редукционисты, считавшие феминизм буржуазным и отжившим; группы, боровшиеся за права геев.
На постсоветском пространстве маскулисты появились всего несколько лет назад. Здесь надо сделать небольшое отступление: само понятие «маскулизм» достаточно неопределенное. В Оксфордском словаре его описывают как движение, занимающееся пропагандой традиционных мужских взглядов. Однако часть мыслителей, такие как Феррелл Кристенсен или политолог Джордж Дуерст-Лахти, различают маскулизм, стремящийся к эгалитаризму, и маскулинизм, защищающий традиционные ценности.
Значительная часть русских маскулистов — радикальные левые, хотя среди них можно встретить и сторонников анархо-капитализма.
Но все они согласны в одном: чтобы достичь цели, подлинного гендерного равенства, нужно уничтожить в первую очередь предрассудки в отношении мужчин. Это и есть главная цель.
Маскулисты подчеркивают, что готовы защищать всех мужчин, включая геев, асексуалов и трансгендерных людей. Всех мужчин, кроме «настоящего мужика», так как этот собирательный образ воплощает в себе всё то огромное количество современных гендерных стереотипов о мужчинах и мешает им видеть свое настоящее положение.
Пока их деятельность исключительно теоретическая: переводы, написание статей и обмен мнениями. Но они уверены, что когда-нибудь выражение «Не служил — не мужик» исчезнет из русского лексикона.
2. Мужчины, идущие своим путем
«Манифестом MGTOW является слово „нет“. Мы говорим „Нет“ глупым предрассудкам, культурным и социальным стереотипам, указывающим, каким должен быть мужчина» — так говорит о себе MGTOW (Men Going Their Own Way), самое индивидуалистическое и независимое из всех мужских движений.
Основным принципом MGTOW является сохранение и защита личного суверенитета мужчин. Явной цели у движения нет, но ею можно считать распространение этих принципов по всему миру.
MGTOW не ставят перед собой вселенских задач по переустройству общества и не мечтают о штурме крепостей феминизма. У движения отсутствуют обязательная доктрина, свод законов, устав, формальные лидеры. Рядовому участнику, мужчине, которому захотелось идти своим путем, достаточно придерживаться только одного правила: не жениться и не иметь романтических отношений с девушкой. Поэтому и столь необычна сделанная в виде дорожного знака эмблема движения.
Противник MGTOW — это не патриархальное общество, угнетающее и мужчин, и женщин, и не современный мир с феминизмом, хотя критика идет и в их адрес. Главный враг для них — это гиноцентризм.
В феминистском дискурсе это слово означает практику, ставящую женскую точку зрения в центр мировоззрения. Для MGTOW же гиноцентризм — это стремление общества защищать интересы женщины.
По мнению некоторых идеологов этого движения, такое взаимоотношение полов было всегда, а возникло оно якобы из-за стремления человеческого вида в первобытную эпоху оберегать женщин для сохранения рода. На протяжении веков гиноцентризм то проявлялся в Культе Прекрасной Дамы, то оборачивался кампанией Белого пера, когда в начале Первой мировой войны суфражистки подхватили инициативу британского адмирала Чарльза Фицджеральда вручать каждому мужчине, не желающему отправляться на войну, белое перо, что считалось клеймом труса.
Использование «сильного» пола продолжалось бы еще долго, но благодаря интернету мужчины смогли наладить контакт друг с другом и осознать, что отношения с женщиной не нужны. Так и возникло MGTOW. В сборнике переводов заграничных статей годом основания движения указан 2003-й, когда произошла встреча нескольких активистов с одного из форумов «Мужского Движения». Отдаленно напоминающие MGTOW объединения действовали и раньше. Так, в конце XIX века в Америке возникло движение холостяков, Anti-Bardell Bachelor Band, обеспокоенное инициативой ввода налога на неженатых мужчин.
Современных независимых мужчин больше волнует перспектива платить алименты, потерянное в результате неудачных отношений время или права на детей.
Избежать проблем можно лишь в случае сепарации от женщин. Первым шагом к этому становится принятие «красной таблетки».
Этот позаимствованный из «Матрицы» образ означает раскрытие якобы истинных намерений женщин в отношении мужчин.
Примером альтернативы жизни обычного мужчины для MGTOW служит образ Z-самца. Он основан на отрицании иерархии доминирования, взятой из биологии и перенесенной на социальные отношения. Z-самец — живущий ради себя мужчина, не страдающий ни зависимостью от женщин, ни комплексами по отношению к ним.
Еще образцом свободных от женщин мужчин является феномен «травоядных» мужчин в Японии. Так еще с 2006 года стали называть молодых людей, отказывающихся от секса и отношений с девушками ради аниме, компьютерных игр и остальных хобби. Даже социологи обратили внимание на это явление, приведя статистику: 26 % японцев в возрасте до 34 лет — девственники. Для MGTOW существование «травоядных» мужчин служит подтверждением того, что в разных частях света все больше представителей мужского пола руководствуются в своей жизни теми же принципами, что и они.
Поэтому у MGTOW очень оптимистичный взгляд на будущее. Семья, где мужчина нещадно эксплуатировался, исчезнет сама собой. Обществу и государству придется подстраиваться под «сильную» половину человечества.
3. «Мужское Движение»
«Мужское Движение борется за СИЛЬНОГО мужчину, главу семьи, продолжателя рода, хозяина своей земли, ответственного за свою семью, своих детей и свою страну» — заявляет о себе «Мужское Движение». Именно их считают главным антиподом феминизма, так как их цель — возвращение ценностей патриархата.
По мнению «Мужского Движения», именно феминизм виноват во многих современных бедах. Из-за эмансипации женщины появился демографический кризис, исчезла классическая семья, наконец, она поставила мужчину в унизительное положение.
Современный мужчина бесправен, так как он, в отличие от женщины, обязан служить в армии, не имеет прав на отцовство, не имеет системы по защите вопросов здоровья, связанного с мужским полом, в то время как у женщины оно имеется. В этом вопросе «Мужское Движение» частично схоже с левыми маскулистами, но они видят свой идеал не в будущем, а в прошлом.
Движение не так часто апеллирует к истории, во всяком случае к истории России. Так, к примеру, когда знаменитый в Рунете мужской активист Лео написал книгу с критикой Российской армии, то в качестве сравнения он выбрал воинов Древнего Рима. Наиболее популярный среди антифеминистов писатель Олег Новоселов и вовсе обратился к законам природы, обосновывая иерархию полов эволюционным развитием человека. Стоит заметить, что Новоселов биологом не является. Не существует и заявляемой им науки «Прикладная этология человека», а его книга «Женщина. Учебник для мужчин» подвергалась критике как со стороны феминисток, так и со стороны ученых.
На Западе, наоборот, антифеминистские движения к традиции обращаются чаще. В США существовало движение христианских консерваторов «Верные слову», делающее упор на возвращение к патриархату. В книге Игоря Кона «Мужчина в меняющемся мире» сообщается, что в середине 1990-х его численность достигала нескольких сотен тысяч человек.
Действуют за рубежом и более экзотические организации. «Мифопоэтическое движение», например, ставило своей целью возродить мужские базовые ценности через древние ритуалы, исчезнувшие в индустриальном обществе.
Манифест его идеологов «Железный Джон» разошелся тиражом в 500 тысяч экземпляров, что выглядит значительной цифрой по сравнению с тиражами книги Олега Новоселова.
Но что общее у русского мужского движения и американского, так это разнообразие направлений и принципов. С группы «Мужское Движение» мы можем попасть на паблик «Бабораб», где высмеиваются подкаблучники, а оттуда уже на более либеральный MGTOW. Можем же щелкнуть на ссылку и переместиться в группу, посвященную правам отцов. Помимо страниц вконтакте мужское движение сопровождают несколько блог-сайтов: mentales и masculist плюс отдельные авторские блоги. На Западе такое кольцо мужских ресурсов, где веселый сторонник пикапа может соседствовать с угрюмым традиционалистом, получила название «Маносфера».
Несмотря на такую разрозненность, «Мужское Движение» координируется для различных действий. На сайте «Права мужчин» собирают деньги для распространения идей Новоселова; приглашаются волонтеры: дизайнеры, юристы, аналитики прессы; идет сбор подписей под петициями. А вот движение «Мужское государство», имеющее больше сотни тысяч участников в своей закрытой группе и совмещающие идеи национализма и патриархата, заявляет о себе как о политической силе.
Перспективы мужского движения туманны: на фоне массовой коммерческой моды на феминизм оно смотрится весьма бледно и даже за рубежом, не говоря уже о России, пока не стало заметной силой. Сейчас подобные объединения мужчин выглядят разрозненными группировками, занимающимися преимущественно троллингом в интернете. Все они видят свои конечные цели по-разному. Но их объединяет взгляд на нынешнее время, и возможно, они смогут использовать перегибы в идущей на данный момент борьбе с харассментом для того, чтобы стать выразителями альтернативной точки зрения на вопрос, действительно ли оба пола сейчас равны.