Welcome day для новых сотрудников что это
Добро пожаловать в СИБУР! Как сделать Welcome Day для новых сотрудников запоминающимся
Автор: creative group head агентства makelove Анна Максимова
Первый рабочий день в новой компании всегда волнительный и сумбурный. При этом новичку нужно узнать и запомнить очень многое: разобраться в продуктах и нюансах бизнеса, вникнуть в корпоративную культуру, наметить свой карьерный трек, познакомиться с коллегами… и оформить пропуск, в конце концов! Чтобы погрузиться в непривычную атмосферу было проще, СИБУР организовал для новых сотрудников регулярные welcome-дни, а команда агентства makelove придумала, как сделать их максимально продуктивными.
Welcome Day — это не просто ознакомительная лекция о компании, которую читают руководители. Конечно, можно ограничиться и этим, но оценить эффективность такого мероприятия будет сложно. Как проверить, что новички поняли и запомнили информацию? Вдруг кто-то спал на встрече или залипал в фейсбуке? А как понять, что материал в лекции нужно уточнить или объяснить еще раз? Ответы на эти вопросы можно получить с помощью интерактивных форматов встречи. Кроме того, это поможет активнее вовлечь сотрудников в процесс знакомства: если коммуникация будет только односторонней, это станет для новичков признаком нежелательности диалога в компании.
В разработке welcome-дня для СИБУРа нам хотелось равно учесть и интересы компании, и инсайты сотрудников. Поэтому мы подошли к делу комплексно:
Тем и задач у welcome-дня много, необходимых материалов тоже. Чтобы коммуникация была цельной и логичной, нужна объединяющая идея. Концепцией нашего мероприятия стало «СИБУР. Миссия выполнима!» — именно так звучал слоган одной из программ развития в компании. Мы взяли его за основу, доработали идею и придумали легенду, выбрали стиль общения.
Айдентика же была сфокусирована на сфере деятельности компании. СИБУР является крупнейшей нефтехимической компанией в России, поэтому визуальная концепция строится на основе химических элементов и тематических атрибутов: бензольных колец, молекул, колб, соединений. В качестве иллюстрации используются цепочки химических реакций. Минималистичный стиль визуальной концепции транслирует технологичность и современность компании.
Для спикеров Welcome Day мы подготовили подробную презентацию, разделенную на тематические блоки:
Всю информацию нужно было донести просто и лаконично, иначе Welcome Day мог бы посоревноваться в интенсивности с полноценной университетской программой. При подготовке презентации мы изучили десятки внутренних материалов СИБУРа: презентации с конференций, новости, курсы корпоративного университета, кейсы предыдущих welcome-дней, памятки по адаптации и прочее. В результате получился компактный конспект всей базовой информации — всего 67 слайдов. Факты дополнялись инфографиками, картами, диаграммами, чтобы сложные данные (например, индексы годового производства материалов) воспринимались легче.
Для запоминающегося welcome-дня хорошей презентации мало, нужно еще вовлечь новичков в обучение. Так мы придумали чат-квест, встроенный прямо в слайды: в конце каждого тематического блока сотрудники получали QR-код или ссылку с доступом к новому эпизоду игры. Один эпизод — один тест, проверяющий новые знания участников.
По легенде квеста, в СИБУР пробрался бот-шпион, который притворяется новым сотрудником компании. Он хочет украсть секреты корпоративной культуры и использовать их со злым умыслом. На поиски шпиона отправляется бот-секретный агент СИБУРа, с которым в чате и общаются сотрудники на протяжении Welcome Day. Он задает им вопросы по пройденным материалам и дает баллы за правильные ответы. Чтобы вычислить шпиона, доброму боту нужно сопоставить ответы злодея с ответами новичков и найти расхождения: новые сотрудники по-настоящему прониклись культурой компании, а бот-шпион только имитирует это.
Всего тест состоял примерно из 40 вопросов по 5 темам. Для последней темы, о корпоративной культуре, сотрудники могли сами выбрать формат прохождения — короткий тест или более подробные загадки. Участники мероприятия, давшие больше всего правильных ответов за весь тест, получали мерч от компании. Чем больше баллов, тем круче призы!
В качестве подарков новичкам, отлично усвоившим информацию, мы выбрали практичные вещи, которые точно пригодятся в работе. Например, в список призов вошел пауэрбанк, бутылка для воды, худи, рюкзак и колонка. Также все участники получают в подарок забавный стикерпак.
Нестандартный формат welcome-дня помог выполнить сразу несколько задач. С одной стороны, он позволил эйчарам СИБУРа структурировать информацию об участниках Welcome Day: кто, в каком городе, когда и с каким успехом прошел обучение. С другой стороны, интерактивный формат помог сразу закрепить знания сотрудников и активировать соревновательный дух в борьбе за баллы. Также это сделало сувениры более желанными, ведь теперь новички получают их не просто в составе welcome pack, а за свои реальные учебные достижения. Наконец, легенда об агентах и шпионах наверняка остались в памяти всех пришедших, ведь они стали частью по-настоящему детективной истории! После такого можно смело рассказать друзьям, что теперь ты в отличной команде, для которой любая миссия выполнима 😉
* Как дарить физический мерч, если сотрудники на удалёнке и проходят онбординг онлайн?
* Сколько времени занимает весь онбординг?*
* Такой онбординг проходят абсолютно все новички в компании, даже топ-менеджмент?
* Были ли негативные отзывы в стиле «я взрослый человек, пришел работать, а не бота вычислять»?
1. Как дарить физический мерч, если сотрудники на удалёнке и проходят онбординг онлайн?
Можно использовать доставку или сменить физические подарки на те, которые в онлайне. В нашем случае клиент рассылал мерч почтой по итогам онбординга.
Как вариант можно сделать магазин поощрений, где сотрудник сам выбирает сувениры (а не готовый пак) и забирает их потом из офиса, когда снимут ограничения.
2. Сколько времени занимает весь онбординг?
Лекция + тест в онлайне шли два дня. Три блока в первый день, потом бот благодарил за работу и предлагал вернуться к миссии завтра, а во второй день сотрудник проходил оставшиеся два блока и узнавал про сувениры.
3. Такой онбординг проходят абсолютно все новички в компании, даже топ-менеджмент?
Да, даже топ-менеджмент. Наша задача и состояла в том, чтобы придумать Welcome Day для любого сотрудника из любого региона с любым уровнем знаний. Для топов в таком онбординге было много интересного: например, они уже знали про тренды индустрии и продукцию Сибура, но впервые узнавали про корпоративные ценности и карьерные треки в компании.
4. Были ли негативные отзывы в стиле «я взрослый человек, пришёл работать, а не бота вычислять?»
В обратной связи, которую мы получали, таких отзывов не было.
Встретить по уму, или Welcome-тренинг
Когда менеджер по персоналу Алена Н., после посещения очередного эйчаровского семинара вдохновенно сообщила, что компании не хватает мероприятия, которое способствовало бы адаптации сотрудников, она столкнулась с искренним недоумением руководителя и начальников отделов. «Зачем это нужно, ведь мы и так нормально встречаем новичков», «это для крупных компаний, с большой «текучкой», а у нас раз в два месяца кто-то приходит», «вот только этого нам не хватало» — раздался в ответ недовольный ропот.
Однако, не желая подрезать на корню инновационные идеи инициативного менеджера, руководство согласилось на эксперимент. С условием, что это нововведение не потребует от них материальных и временных затрат. Через неделю план welcome-мероприятий был разработан, а еще несколько месяцев спустя «протестирован» на нескольких новичках. По их мнению, а также по мнению присоединившихся к «экскурсии» любопытствующих старожилов, выбранный формат мероприятия оказался весьма удачным.
«Разумеется, пока мы не можем отследить долгосрочные результаты. Но предварительный анализ свидетельствует о том, что новички действительно быстрее влились в коллектив и более эффективно адаптировались. Определить это удалось благодаря тому, что уже несколько лет, по истечении месяца работы в компании, новые сотрудники заполняли анкету, в которой они указывали, с какими сложностями им пришлось столкнуться в процессе адаптации, какой информации им не хватало. Те, кто участвовал в welcome-тренинге, отметили меньше таких «белых пятен», — поведала Алена Н.
Между скукой и бесполезностью
Разумеется, на предприятиях, где количество сотрудников не превышает нескольких сотен, проводить двух-трехдневные welcome-тренинги, как это делают иногда в крупных компаниях, нецелесообразно. С другой стороны, сводить все к сбивчивому рассказу кого-либо из непосредственных начальников или коллег, который, похлопав новичка по плечу, советует ему «осмотреться» и «самому во всем разобраться» — тоже не лучший вариант. Именно поэтому лучше проводить знакомство с компанией по определенному плану.
При разработке welcome-тренинга эксперты советуют руководствоваться такими принципами, как практичность предоставляемой информации, ее полезность и применимость. Иногда для рядового сотрудника может быть важнее вовремя узнать, где можно пообедать, а не какой-то факт из биографии заокеанского президента компании, которого он вряд ли когда-нибудь увидит. Человек должен почувствовать, что ему оказан радушный прием. И из этого нужно исходить, разрабатывая структуру тренинга.
Также следует избегать двух крайностей: с одной стороны — излишней формальности, напыщенности и помпезности, с другой — фамильярности. Впрочем, первая крайность встречается значительно чаще. Никак не способствует представлению о радушном приеме и появившаяся в последнее время тенденция тестировать сотрудников на предмет усвоения ими информации с тренинга.
«На семинарах, посвященных разработке welcome-тренинга, мне часто задавали подобные вопросы — «как проверить, что новички усвоили информацию», «а как провести тестирование по результатам тренинга». Меня всегда удивляло такое рвение, и я просила ответить на вопрос, «зачем?». В ответ обычно раздавалось нечто нечленораздельное в стиле «ну как же, ну ведь они должны знать»… Разумеется, такой школярский подход полностью дискредитирует саму идею тренинга, который должен подчеркнуть, что в компании рады новому сотруднику», — поделилась Лия Фафолтова, бизнес-тренер (Москва).
Штучный продукт
Чтобы избежать формализма, наполнение каждого информационного блока, которые традиционно включает в себя welcome-тренинг, должно быть тщательно продумано.
Так, представители компании-работодателя совершают ошибку, когда включают в блок, который должен содержать информацию о компании, презентации, разработанные для клиентов. Ведь таким образом сотруднику демонстрируется, что с ним готовы делиться лишь внешней, «причесанной» и «приглаженной» стороной жизни компании. К тому же такие презентации, очень редко радуют действительно креативным подходом. Так же важно не «перегрузить» новичка излишней информацией. Ведь нередко компании грешат тем, что на сотрудника выливается огромный поток сведений об истории компании, легенды об учредителях, их приветственные речи и прочие атрибуты нудных и мучительных «обязаловок».
Следует учитывать и объем информации в блоке, знакомящем с продукцией либо услугами компании.
Рассказывая о корпоративной культуре и политике в сфере персонала, не стоит упоенно цитировать слоганы с корпоративного сайта или вдаваться в те подробности карьерного роста топ-менеджеров, которые вряд ли могут когда-нибудь пригодиться рядовому бухгалтеру.
В то же время наиболее ценной и важной для новичка информацией является представление о правилах трудового распорядка и взаимодействия внутри компании, нюансах работы с основными информационно-коммуникативными системами.
Организационные моменты
Считается, что welcome-тренинг должен проводить человек, который хорошо знает организацию и лоялен к ней. Это позволяет не только ответить на возникающие вопросы, но и лучше передать корпоративный дух компании.
В крупных компаниях welcome-тренинги проводятся обычно раз в месяц, а в небольших — по необходимости, иногда — персонально для каждого сотрудника.
Чаще всего эту функцию берет на себя менеджер по персоналу. Однако более действенным вариантом становится предоставленная сотруднику возможность задать вопросы уже после того, как он ознакомится с информацией, подготовленной специально для новых работников. «Такой подход дает возможность уточнить некоторые моменты. Тогда сотрудники чувствуют, что компания заинтересована помочь им включиться в общие процессы максимально быстро. И важно, что отработанная процедура welcome-тренинга позволяет сотрудникам отдела по поиску персонала взять на себя часть функций линейных руководителей. При этом адаптация новичков не пускается на самотек, потому что иногда бывает так, что непосредственный начальник может просто не иметь времени, чтобы рассказывать о базовых вещах. В свою очередь и сам новый сотрудник чувствует себя более самостоятельным, и это, конечно же, влияет на эффективность и производительность его работы.
С этим мнением согласны и другие наши эксперты, подтверждающие, что внимание, оказанное новичку, вознаградится сторицей, ведь именно в первые дни работы сотрудник больше всего нуждается в поддержке.
Как представить?
Для того чтобы представить нового сотрудника коллегам, эксперты советуют составить информационное письмо, которое включало бы:
Welcome book и welcome package: почему они важны + примеры известных компаний
Мы уже писали об адаптации сотрудников в 2019 году и обсуждали новые кейсы онбординга. Сегодня же мы поговорим о таком важном элементе поддержки корпоративного духа для новичков, как welcome book. Что это за документ, какую информацию важно в него внести и как составить welcome package так, чтобы мотивировать нового сотрудника на длительное сотрудничество?
Welcome book как инструмент для адаптации
«Welcome book» называют документ, в котором компания размещает всю необходимую информацию о ее деятельности для нового сотрудника. Исполнение этого документа может быть любым:
Что касается структуры и содержания документа, то здесь все зависит от особенности деятельности компании. Стоит помнить, welcome book для новых сотрудников изначально создан, чтобы ответить на все интересующие вопросы о компании и ее бизнес-процессах. Поэтому важно, создавая книгу, предоставлять всю информацию в формате FAQ (Frequently Asked Question), как ответы на часто задаваемые вопросы.
Пример структуры welcome book
Рассмотрим пример структуры книги для новичка и разберемся, какую информацию можно написать о компании.
1. Общая информация о компании
Здесь важно приветствовать каждого нового сотрудника, описывать историю создания компании и указывать ее миссию. Также важно рассказать о стратегических целях и перспективах, чтобы сотрудник сразу понимал, что он пришел в развивающуюся компанию.
2. Организационная структура
Далее необходимо познакомить сотрудника со структурой компании: какие в ней есть отделы, кто их возглавляет, прописать представителей компании, их рабочие контакты (СЕО, HR, бухгалтера). Здесь можно указать, как организовано рабочее место и порядок действий сотрудника, если ему чего-то не хватает для выполнения рабочих задач.
3. Правила поведения сотрудников
Поскольку у всех компаний коммуникация внутри компании строится по-разному, укажите, как это происходит у вас: есть ли корпоративный дресс‑код, какие взаимоотношения приветствуются в коллективе и каковы главные правила общения с клиентами / партнерами.
4. Общие правила
Опишите пропускной режим, места для парковки, использование техники компании или внутрикорпоративной сети.
5. Оформление
Если ваша книга ориентирована под каждого отдельного сотрудника, вы можете также указывать общие положения об оформлении на работу, оплате труда, бонусной системе, предоставлении отпусков и больничных, систему оценивания сотрудников, обучение и карьерный рост.
Обязательно в конце книги укажите контакты, к кому можно обратиться, если у сотрудника остались вопросы.
Welcome book в известных компаниях
Как встречают новых сотрудников в Facebook, Netflix и Disney? Давайте рассмотрим примеры welcome book великих корпораций.
Марк Цукерберг и представители компании Facebook знают, как делать качественные продукты. Это касается не только разработок компании, но и welcome book. Здесь вы не увидите презентацию в фирменных цветах и наставления, как вести себя на рабочем месте. Книга — это история создания крупнейшей социальной сети в мире от первой команды программистов до миссии «Дать людям возможность строить сообщества и сблизить мир». Это даже не книга, а библия для каждого нового сотрудника, которая призывает верить в Facebook и мотивирует делать его лучше.
Netflix
Компания известна своей уникальной корпоративной культурой, и подтверждением этому служит электронная презентация компании на, внимание, 124 слайда! В этом пособии описаны основы этики компании: у Netflix могут быть какие угодно ценности, главное — то, что делают сотрудники. Какие навыки компания ищет у новичков, и какие поступки ценит — это все написано в книге.
Disney
В Disney позаботились об отношении сотрудников к компании еще в далеком 1943. Книга под названием «Ropes at Disneys» выполнена в мультипликационном стиле и дополнена сказочными текстами, что отражает деятельность Disney. Помимо этого, особенностью книги является то, что все рисунки продуманы до деталей. Например, на каждой странице в Disney изобразили канат, который как-бы соединяет компанию и людей. Великолепная идея и идеальное выполнение!
Welcome pack: как собрать и зачем дарить новым сотрудникам в первый рабочий день?
Welcome package, welcome box или «коробка новичка» — элемент адаптации новых сотрудников. Обычно имеет вид брендированной коробки или пакета с самыми необходимыми вещами для работы в компании (канцелярия, чашки, чехлы и шнурки для пропуска) или просто «плюшки» (сумки, наклейки, одежда, сертификаты).
Welcome package — символ того, что новый сотрудник стал членом команды. В свою очередь, такие подарки повышают уровень лояльности новичка к компании и помогают быстрее влиться в коллектив.
Условно можно разделить содержание welcome package по стилям.
1. Информационный стиль
Первое, что важно сделать, — сказать «Добро пожаловать!» новичку. Это может быть приветствие на электронной почте или открытка, подписанная руководителем. Сотруднику важно сразу узнать об истории, ценностях и целях компании, с помощью того же welcome book или видеоролика. В первый рабочий день новичку важно дать полную информацию о деятельности компании, его месте в ней, а также правила ухода / прихода на работу, часы обеда, доступность чая / кофе и другие мелочи.
Примером может стать welcome package в Smart Solutions, провайдере HR-услуг и услуг аутсорсинга бизнес-процессов в Украине и странах СНГ. Компания демонстрирует, что каждый новый сотрудник — именно тот, кто ей нужен.
2. Рабочий стиль
Практически каждая компания, которая составляет welcome package, кладет туда то, что необходимо новичку для ежедневной работы. Такой набор поможет структурировать новую информацию, планировать задачи и успешно выполнять пункты из базового to-do list.
В компании EPAM, одной из ведущих компаний-поставщиков услуг разработки ПО, в первый день встречают новичков полной канцелярской «экипировкой». Отметим, что в Украине количество сотрудников составляет более 7 500 человек.
3. Продвижение бренда
Как вы заметили на прошлых примерах, многие компании стараются не придерживаться единого стиля welcome package и добавляют в свой набор предметы, которые не несут информационной или практической нагрузки, а созданы выполнять маркетинговую функцию и продвигать бренд.
Intellias, крупная украинская IT-компания, дарит много полезных вещей. В «коробку новичка» входит футболка, ручка, блокнот, чашка, костер, стикер-пак и различные сертификаты на услуги.
Компании также любят дарить новым сотрудникам такие «плюшки», как флешки, повербанки, визитницы, брелки, сумки, футболки, толстовки, бутылки для воды. А некоторые компании идут еще дальше и креативят, создавая свой особенный список.
Например, в компании Beetroot, которая специализируется на создании профессиональных команд разработчиков и дизайнеров из Украины, в набор входят также домашние тапочки. Невероятно мило выглядит, согласитесь?
А платформа для автоматизации личных коммуникаций Reply дарит новичкам практически полный комплект одежды: футболки, худи и носки.
Welcome book и welcome package — элемент правильной адаптации
Основное предназначение этих приветственных книг и коробок — помочь сотруднику быстрее адаптироваться на новом месте, стать частью компании уже с первого дня. Нужно показать новичку, что компания его ценит, а также видит перспективу совместного сотрудничества.
Выбирайте для welcome book и welcome package корпоративные цвета или стиль, брендируйте все, что необходимо работнику в работе и что он будет использовать вне работы, поддерживая корпоративный дух. Ваша миссия — донести до новичка ценности компании и помочь новому сотруднику стать их частью.
Семь welcome-приемов для адаптации новичка
Сложности в период адаптации на новом месте испытывает каждый новичок. Как сформировать эффективную команду и снизить риски потери ценных кадров? Как уменьшить текучку и создать хорошие условия для «вливания» в коллектив?
В процессе адаптации нового сотрудника помимо таких объективных факторов, как новая корпоративная культура, условия работы, мотивация, регламенты новой организации, существуют и субъективные. Это психологические аспекты взаимодействия с новым коллективом, взаимоотношения нового человека со «старожилами». Не всегда этот процесс проходит гладко.
Настороженность сложившегося коллектива к новому человеку присутствует в большинстве случаев и ее можно даже назвать стандартной реакцией на нового человека. И роль HR-а в налаживании эффективного взаимодействия новых и уже работающих сотрудников, создание положительно фона в коллективе выходит на первый план.
Вхождение новичка в должность сопряжено как с профессиональными, так и с психологическими сложностями:
В зависимости от гибкости и коммуникабельности, принятие в коллектив может быть довольно быстрым или очень медленным. Но процесс «притирки» все равно будет иметь место. С точки зрения взаимоотношений с руководством, новичок не в полной мере может знать об ожиданиях начальника, требованиях к качеству выполнения работ, профессиональном уровне. Все это вместе формирует в той или иной степени стрессовую ситуацию для сложившегося коллектива и для нового человека, что может быть причиной напряженности всех сторон.
Существуют и положительные моменты — ситуаций, когда новый человек предоставлен сам себе, становится все меньше. Руководство компаний и менеджеры по работе с персоналом понимают, что успешность адаптации нового сотрудника в компании напрямую влияет на показатель текучести кадров, сохранность кадрового резерва и минимизацию усилий по поиску новых сотрудников взамен не подошедших или ушедших после испытательного срока. Все это входит в понятие «адаптация сотрудника в компании», которая имеет очень большое значение для формирования успешной команды.
Система адаптации предлагает множество инструментов для того, чтобы вхождение нового сотрудника в сложившийся коллектив, в должность, проходило максимально эффективно, гладко и быстро. Лучшие методы — те, которые предполагают выстраивание системы эффективного взаимодействия новых и старых сотрудников с самого начала. Главная роль в создании такой системы возлагается на HR-службу.
Прием № 1 — должностная инструкция
Ознакомиться с требованиями к должности также помогают подробные должностные инструкции, где четко закреплены основные задачи, функции и обязанности сотрудника. Должностная инструкция — далеко не формальность. Изучение ее помогает новичку эффективнее и быстрее адаптироваться в должности.
Прием № 2 — обучение
Залогом успешной и быстрой адаптации нового человека в коллективе служит его обучение, цель которого — дать как можно больше информации о компании, сделать систему работы прозрачной и понятной, продемонстрировать ценности компании, ее ожидания. Понимание основных ценностей, которые разделяют другие сотрудники, становится тем фундаментом, на котором можно строить профессиональные и личные коммуникации с коллективом.
Обучение может проходить в форме тренингов, презентаций и с помощью обучающих материалов. Буклет новичка позволяет в доступной форме донести до нового сотрудника свод правил и действий, принятых в компании, нормы поведения, общения и прочие важные моменты корпоративной культуры. Его главная цель — помочь при социальной адаптации.
Прием № 3 — опросы
Регулярные специальные опросы в период испытательного срока, которые могут проводиться как в анонимной форме, так и в открытой, помогают определить уровень удовлетворенности нового сотрудника, выявить его ожидания, проблемы и дать ему обратную связь.
Опрос позволяет понять удовлетворенность множеством факторов на новом рабочем месте:
Опрос позволяет выявить области, которые могут быть самим сотрудником не осознаваемы. Роль HR в этом случае — объяснить новичку непонятные моменты, дать ответы на вопросы, подсказать, как лучше действовать в той или иной ситуации, и обратить внимание на возможности, которые предлагает ему компания.
Прием № 4 — наблюдение со стороны
Наблюдение со стороны HR за поведением сотрудников помогает выявить возможные проблемы коммуникаций в коллективе. Обращать внимание стоит на то, общается ли новичок с другими коллегами или держится в стороне, как строится его взаимодействие с непосредственным руководителем, нет ли напряженности в их общении. В случае подозрения о сложностях, с новичком следует провести беседу, чтобы такую проблему выявить в самом начале и урегулировать.
Прием № 5 — вовлечение в корпоративную жизнь
Систему корпоративных мероприятий стоит построить так, чтобы у сотрудников были возможности активно проводить время и общаться вне рабочего процесса, что создает среду, в которой отношения в коллективе налаживаются намного быстрее. В такой ситуации намного легче влиться в сложившийся коллектив.
Так, у нас в компании помимо регулярных мероприятий, принять участие в которых могут все сотрудники, действует система клубов по интересам, таких как: футбол, волейбол, бадминтон, киноклуб, танцы и многих других. Лидеры клубов направляют приглашения новым сотрудникам на мероприятия клубов с первых дней их работы. Личные коммуникации в неформальной обстановке налаживаются намного легче, и помогают почувствовать себя частью нового коллектива значительно быстрее. А старые сотрудники могут наладить коммуникацию с новым, даже если по роду своей деятельности они редко пересекаются по рабочим вопросам.
Прием № 6 — институт наставничества
Пожалуй, наиболее эффективный инструмент, который можно использовать для налаживания плодотворного сотрудничества между новыми и давно работающими сотрудниками. Наставничество не менее сложно, чем система KPI с точки зрения внедрения. Но позволяет добиться высоких результатов как никакой другой.
В рамках наставничества у новичка в коллективе появляется некий старший товарищ, который непосредственно знакомит его с правилами и нормами компании, разъясняя все нюансы и аспекты, помогает решать профессиональные, организационные и другие, возникающие в процессе деятельности, вопросы. Все это вместе помогает новому человеку не только существенно быстрее адаптироваться, но и минимизирует ошибки при выполнении работы.
Функция наставника — передать необходимые для работы в компании профессиональные навыки и умения, научить выполнять новичка работу так, как требуется на его должности. Это делегирование профессиональной компетенции, которое проводится в два этапа. На первом это обучение и совместное выполнение работы, по принципу «делай как я». На втором — самостоятельное выполнение работы новым сотрудником, проверка ее наставником и совместная работа над ошибками. Второй этап повторяется до тех пор, пока новичок в полной мере не овладеет навыком, после чего он может работать самостоятельно.
Оценка полученных от наставника знаний может проводиться с помощью теста, цель которого — выявить уровень овладения профессиональными технологиями и определить зоны, которые необходимо проработать дополнительно.
Наставничество, как правило, подкрепляется материальными и нематериальными стимулами. К материальным факторам относится надбавка за выполнение функция наставника либо процент от заработной платы. С точки зрения нематериальной мотивации — наставничество может выступать одним из условий должностного продвижения, т. е. способствовать карьере.
Так, например, у нас проводится ежегодная аттестация штата. И принятие сотрудником на себя функции наставника способствует развитию таких компетенций, как: «Развитие других сотрудников коллектива», «Лидерство». Высокая оценка этих компетенций влияет на итоговый балл аттестации. Его величина служит основанием для изменения заработной платы и/или повышения в должности.
Прием № 7 — обратная связь от руководителя
Этот этап адаптации имеет смысл проводить ближе к концу испытательного срока, когда уже становятся известны предварительные результаты деятельности сотрудника на новом рабочем месте.
Результативность профессиональной деятельности сотрудников наиболее объективно отражает система KPI, при которой у каждого члена коллектива существуют свои собственные показатели эффективности. Наиболее объективную комплексную оценку качеств сотрудника можно получить, основываясь на конкретных компетенциях, принятых в компании, и характерных для должности.
В компании это оценка методом «360 градусов», которую дают коллеге сотрудники и руководители разных отделов. Основываясь на ее результатах, результатах профессионального теста, значениях KPI, данных опроса, сотруднику предоставляется обратная связь от непосредственного руководителя. В ходе нее фиксируются сильные, согласно компетенциям, стороны новичка и определяются зоны дальнейшего роста.
Определить, качественно ли проводится адаптация или нет, поможет статистика увольнений по итогам испытательного срока, в том числе, по причинам ухода, которые они указывают при финальном анкетировании.
Резюмируя, можно сказать, что ситуация с налаживанием успешного взаимодействия между старожилами и новичками во многом зависит от культуры, традиций, сформированных в коллективе. На эти факторы можно и нужно влиять на уровне руководства, внедряя корпоративные стандарты, задавая такие правила в коллективе, когда уже с первых дней устанавливается эффективное взаимодействие между старыми и новыми сотрудниками на основе корпоративных стандартов.