Web fonts что это
Google WebFonts и FontFaceObserver. Используем сторонние шрифты на своем веб-сайте
WebFonts. История
WebFonts — это технология использования сторонних шрифтов на своей веб-странице. Один из примеров:
Если начинать с истоков, тег font был введен в 1995 году, а уже в 1996-м было написано программное определение на CSS. Начиная с версии CSS 2.0 была введена загрузка и синтез шрифта в браузерах, но тем не менее тогда еще популярный, а ныне старый и неактуальный IE не имел поддержки загрузки шрифтов, что мешало бурному развитию использования шрифтов на своем сайте.
В современном интернете веб-шрифты — это давно устоявшаяся вещь. На разных сайтах мы можем использовать разного рода шрифты, которые, в свою очередь, не включены в поставку той или иной операционной системы, однако есть нежелательный побочный эффект, о котором мы сегодня и поговорим.
Форматы файлов
Для подключения шрифтов используется программная вставка в CSS, так называемое @-правило. Итак, в простейшей форме @font-face — это такая декларация. Выглядит она следующим образом:
TTF или OTF — привычный нам файл шрифта, но подгружаемый с сервера на время просмотра сайта;
WOFF — незащищенный архив исходника OTF или TTF, пожалуй, самый важный формат, который поддерживают большинство популярных браузеров, а файлы в WOFF обычно 2–2,5 раза легче, чем исходные;
EOT — внедряемый TT OpenType архив, имеющий механизмы защиты, нужен для поддержки старых браузеров Internet Explorer (начиная с IE8, кроме TrueType кривых, поддерживаются и PostScript);
SVG — для поддержки браузера Safari.
Подготовленные к внедрению ( @font-face) на сайт шрифты на сегодняшний день должны быть сразу в нескольких форматах. Вы поняли, что существуют некоторые расхождения, так же как существует не один вид операционных систем. Форматов шрифтов достаточно много, но конкретный будет работать только в конкретном браузере. Что же касается этих самых форматов, отчего их так много нужно указывать при подключении, то они нужны для кроссбраузерной поддержки сайта.
Ежели вы хотите использовать вместо файла зашифрованный код, в этом случае к нам на помощь приходит base64, который работает по тому же принципу и с изображениями, однако для старого IE base64 не обрабатывается.
Embedded OpenType?
Как вы могли заметить, то подключаемые шрифты для IE имеют строчку с таким параметром:
В классическом варианте мы должны были указать с вами именно так:
Но при добавлении символа «?» после формата шрифта мы принудительно указываем браузеру не читать последующее указание — format(’embedded-opentype’). Internet Explorer поддерживает вложение шрифтов через так называемый фирменный Embedded OpenType стандарт, начиная с версии IE 4.0. Он использует метод управления цифровыми правами для предотвращения копирования шрифтов, которые распространяются по лицензии.
Что, если не поддерживается шрифт в браузере?
Давным-давно уже были придуманы обходные пути, так называемые «костыли» для отображения того или иного шрифта. Бывают случаи, когда шрифт был разработан только в формате SVG, или же только в формате TTF.
1. В стародавние времена разработчики подключали изображение, которое в свою очередь было текстом, набранным в визуальном редакторе. Однако сейчас это считается дурным тоном, ибо поддержка довольна затруднительна (нужно снова открывать редактор, чтобы изменить текст картинки), соответственно пользователь не может скопировать текст с картинки.
2. Также распространенным являлось использование flash-решений.
3. Другим решением является использование Javascript, чтобы заменить текст с VML (для Internet Explorer) или SVG (для всех остальных браузеров).
Какие проблемы еще могут возникнуть?
Браузер будет пытаться синхронизировать подгрузку шрифта, он будет стараться спрятать текст, то есть сделать его невидимым, пока шрифт не был подгружен. Этот эффект называют FOIT, эффект «белой вспышки».
Один из веб-разработчиков Bram Stein опубликовал статью о том, как он исправил ситуацию, написав собственную реализацию полифила. Далее приведем пример подобной проблемы и ее решения.
Эффект вспышки
Эффект FOIT в таких браузерах, как Safari, Chrome, Opera, Firefox имеет тенденцию скрывать текст в течении максимум 30 секунд перед отказом в получении шрифта, после чего устанавливается шрифт по умолчанию.
Пример того, как загружается шрифт:
И все-таки, 2.7 секунды — это долгое время!
Что же можно сделать?
Изначально подход заключался в том, чтобы включить преобразование файлов шрифта в данные URIs так, чтобы те шрифты могли быть включены непосредственно в определения семейства шрифтов в файле CSS. Загружая этот файл CSS асинхронным способом, можно гарантировать, что браузер немедленно отдаст текст в странице, используя кастомные шрифты, а новые шрифты применялись бы, как только CSS был бы загружен.
Однако, в любом эксперименте есть побочный эффект.
Изначально Bram Stein использовал кастомный шрифт, но после того, как его шрифт был подгружен, происходило «мерцание», в примере на 0.7 секунде:
Короче говоря, мерцание происходит тогда, когда браузер пытается отобразить шрифт из font-family и применить его в html. Шрифт, определенный в @font-face декларации, который не был еще загружен.
Bram Stein показал, как правильно подключать шрифты, он разработал скрипт, альтернативу от google для асинхронной подгрузки шрифтов, это скрипт — FontFaceObserver.
Пробуем
Анализ
Стандартное подключение от Google
Честно говоря, используя больше одного шрифта на сайте можно конкретно замедлить скорость загрузки страницы сайта, тем самым увеличивая общее время загрузки. Google Fonts API позволяет быстро добавить шрифт на сайт, используя генератор шрифтов, тем самым быстрее проектировать свой сайт. Однако, нужно помнить об эффекте FOIT. Общее время загрузки — 322 мс.
Web Font Loader от Google
Web Font Loader — JavaScript библиотека для расширенной работы с API, библиотека, которая дает нам больше контроля над подгрузкой шрифта, чем стандартный API Google Fonts. Скрипт позволяет нам использовать множество шрифтов, подгружая их последовательно или асинхронно. В отличие от стандартного подключения, на слабых соединениях показывается текст со стандартным шрифтом, до тех пор, пока не будет загружен шрифт.
Общее время загрузки: 1132 мс
FontFaceObserver — это JavaScript библиотека (5кб), так называемый подгрузчик совместимый с любым веб-обслуживанием шрифта. Скрипт позволяет уведомить нас о том, загрузился ли шрифт или нет, позволяет отслеживать событие после загрузки и до загрузки шрифта. Общее время загрузки: 159 мс
Подбираем лучшие шрифты для сайта
Шрифты для сайта, совместимые с HTML и CSS
Шрифты для сайта — что может быть не так?
Какой-то шрифт может быть доступен не для всех. А это означает, что могут проблемы. Вы довольны тем, что выбрали красивые шрифты для сайта, а посетитель веб-страницы видит вместо них безобразную писанину.
Такого не случится, если реализовать резервный вариант.
Насколько важно применение безопасных веб-шрифтов?
У каждого устройства есть собственный набор предустановленных шрифтов. Какой именно, зависит от операционной системы. Беда в том, что между ними есть небольшие различия.
А сайты? Например, этот? Шрифт, который видите вы, может быть вовсе не тем, который изначально прописан для сайта.
Поэтому как на вашем экране текст может выглядеть просто ужасно.
В качестве запасного варианта разработчик подбирает шрифт, очень похожий на оригинальный, и именно он будет продемонстрирован пользователю.
Самые популярные шрифты для веб-страниц
Arial
Считается стандартным в большинстве случаев. Самый распространенный из шрифтов « sans serif » или рубленых шрифтов ( у которых нет засечек на кончиках букв ). Его часто используют в Windows для замены других литер.
Helvetica
Helvetica — палочка-выручалочка для дизайнеров. Этот стандартный веб шрифт работает практически всегда ( по крайней мере, в качестве подстраховки для других шрифтов ).
Times New Roman
Times
Стандартный шрифт CSS Times знаком большинству. Многим он запомнился по маленьким буквам в узких колонках старых газет. Самый обычный, ставший традицией, вид печати.
Courier New
Похож на Times New Roman и применяется в качестве разновидности старой классики. Он также считается моноширинным шрифтом. В отличие от шрифтов с засечками и без, все его знаки имеют одинаковую ширину.
Courier
Старый шрифт фиксированной ширины, который используется в качестве резервного почти на всех устройствах и операционных системах.
Verdana
Verdana может по праву считаться истинным веб-шрифтом ( true web font ) благодаря простым линиям, выступающим в роли засечек, а также большому размеру. Его буквы слегка вытянуты, поэтому легко читаются на экране.
Georgia
Palatino
Garamond
Bookman
Bookman ( или Bookman Old Style ) — один из лучших стандартных шрифтов для заголовков. Его характерная черта — удобочитаемость даже при использовании маленького размера.
Comic Sans MS
Comic Sans MS — забавная альтернатива для шрифтов с засечками.
Trebuchet MS
Arial Black
Impact
Еще один замечательный шрифт для выделения заголовков. Он хорошо смотрится в короткой фразе, состоящей из нескольких слов, а также в длинных предложениях.
Заключение
Стандартные шрифты для сайта — это запасной вариант на случай провала плана А. Десятилетиями они широко используются на большинстве устройств.
А если нет? Helvetica не подкачает!
Дайте знать, что вы думаете по данной теме статьи в комментариях. Мы крайне благодарны вам за ваши комментарии, подписки, лайки, дизлайки, отклики!
Пожалуйста, опубликуйте ваши мнения по текущей теме материала. Мы крайне благодарны вам за ваши комментарии, лайки, отклики, дизлайки, подписки!
20 причин почему нужно использовать веб-шрифты
Уже написаны горы статей, описывающих разные стороны работы с веб-шрифтами, собрано множество работающих примеров, но каждый день мы продолжаем сталкиваться с элементарным непониманием того, что такое веб-шрифты. Не у всех есть время гуглить материалы по данной теме, поэтому я попробовал дать ответы на часто задаваемые вопросы. Этот материал будет интересен прежде всего тем, кто еще не углублялся в тонкости шрифтовых технологий.
01. Зачем вообще нужны веб-шрифты, почему не обойтись стандартными?
Первое, что приходит на ум, стандартные шрифты ужасно приелись, а при их помощи трудно сделать что-то оригинальное. Как правило, большинство из них навевают тоску и уныние не только на пользователей, но и на веб-дизайнеров. Нестандартные шрифты в этом случае более выразительные и кроме того их на порядок больше, так что есть из чего выбрать. А еще, шрифт является неотъемлемой частью бренда, поэтому каждая компания стремится активнее его использовать, раз появилась такая техническая возможность.
И можно было бы вовсе отказаться от стандартных шрифтов, тем более, что многие мобильные ОС их не поддерживают (например, Arial, Taһoma, Verdana и Georgia). Но, к сожалению, индустрия, много лет подгоняемая под 96 DPI экраны и джорджии-верданы, оказалась не совсем готова к быстрым переменам, и на старых ОС Windows до сих пор возникают проблемы с отображением нестандартных шрифтов из-за особенностей механизма растеризации.
02. Как выбрать хороший веб-шрифт?
Шрифт — это не просто оцифрованный набор букв, созданный кистью на бумаге или в иллюстраторе, это еще и 98% доводки и полировки, хинтовки и тестирования на различных носителях и в разных размерах. Такой шрифт хорошо выглядит, его стиль отточен, с ним не возникнет проблем ни на принтере, ни на экране, от него веет добротностью.
Однако при выборе шрифта гораздо большее значение имеет даже не это, а целесообразность и соответствие шрифта способу использования и возложенным на него задачам. Если работаешь со шрифтами, нужно понимать, как все это работает, какие технологии используются. Это поможет не держать в голове кучу непонятных заученных правил, схваченных урывками. Например, каждый уважающий себя полиграфист знает, почему нежелательно использовать TrueType шрифты при офсетной печати, какие шрифты можно использовать в качестве текстовых, а какие — только для заголовков или указателей. Если он не будет этого знать, потом придется перепечатывать огромный тираж, а на работе его будут ждать постоянные сюрпризы и проблемы. Удивительно, почему к веб-дизайнерам никто не предъявляет никаких требований.
03. Как браузеры отрисовывают шрифты?
Довольно часто приходилось слышать, дескать, браузеры сами отрисовывают шрифты, поэтому везде выглядят по-разному. Но на самом деле, отрисовкой шрифтов занимается специальная графическая подсистема ОС: в Windows это GDI или DirectWrite, а на OS X и iOS — CoreText (а раньше QuickDraw). Всего есть 3 распространенных механизма растеризации (рендеринга) шрифтов: двухцветное (черно-белое) пиксельное, монохромное пиксельное (его еще часто называют antialiasing или обычное сглаживание) и субпиксельное. Субпиксельное использует особенность ЖК и плазменных дисплеев, где каждый пиксель разделен на 3 части (красную, зеленую и синюю), для того, чтобы увеличить горизонтальное разрешение отрисованной картинки и повысить четкость.
Однако браузеры действительно сами выбирают способ отрисовки, из тех которые предоставлены ОС. Например, в составе GDI есть 3 варианта рендеринга: ч/б, обычное сглаживание и субпиксельный ClearType. Особенность последнего в том, что сглаживание происходит только по горизонтали, в соответствии с расположением субпикселей. Именно поэтому при его использовании мы часто наблюдаем ужасные зубцы на горизонтальных и диагональных штрихах шрифта. К счастью, Microsoft начала потихоньку совершенствовать механизм, и на смену GDI пришла технология DirectWrite, где таки появилось сглаживание по вертикали. Сравните:
04. TTF или OTF?
TrueType и PostScript — изначально это были разные форматы шрифтов. В TrueType используются квадратичные кривые Безье, а в PostScript кубические кривые, хорошо знакомые дизайнерам, работающим в Illustrator и Photoshop. Сегодня оба способа описания кривых используются в составе одного формата OpenType, с той лишь разницей, что файлы с TrueType имеют расширение TTF, а с PostScript — OTF. У каждой из технологий есть свои особенности хинтинга и специфика применения.
Посмотрите на картинку. Если TrueType шрифт намного читабельнее в мелком кегле, но в крупном размере мы видим характерные зубцы, то для PostScript шрифта все ровно наоборот. Так происходит потому, что для PS и TT браузеры выбирают разные методы растрирования. Для PS браузер применил обычное монохромное сглаживание, а TT был обработан ClearType’ом. Вот и получается, что для текстовых шрифтов предпочтительнее будет TrueType, а для заголовков и крупных надписей лучше подойдет PostScript.
Еще мы видим, что пока DirectWrite используют не все браузеры. Так, его до сих пор нет в Google Chrome.
05. Что еще влияет на отображение?
Нельзя забывать и про размер шрифта (font-size). Форма контуров, контраст штрихов и читаемость могут сильно отличаться для разных кеглей. Отложите графический редактор и посмотрите, как веб-шрифт выглядит в браузере, в боевых условиях.
Еще один способ сгладить недостатки сглаживания — это управление цветом и контрастом. С целью ослабить эффект хроматического контура (при использовании ClearType проявляются желтые и пурпурные контуры по краям), можно попробовать ослабить тональный контраст, приблизив цвет фона к цвету текста. Сильно не увлекайтесь, помните о пользователях с ослабленным зрением.
06. Нужен ли веб-шрифтам хинтинг?
Хинтинг — это специальные инструкции, которые жестко привязывают абстрактные кривые шрифта к пикселям на мониторе. Абсолютное большинство шрифтов (в том числе коммерческих) — не хинтованные, потому что это довольно трудоемкая и сложная процедура. Для TrueType и PostScript хинтинг выполняется по-разному. Если вы берете дешевый шрифт, безопаснее формат OTF, потому что в TT процедура осталась неизменной со времен черно-белого растрирования и не совсем адекватная, а для PS процедура проще, и у автора есть возможность сделать автоматический хинтинг.
Шрифт без хинтинга при растрировании становится замыленным, а высота букв может скакать.
С одной стороны, шрифт с хинтингом довольно четкий, контрастный и равномерный, а с другой — формы букв искажаются в зависимости от кегля, а интервалы могут отличаться от реальных. Буквы строго подчиняются пикселям.
В ОС Windows мы видим, пожалуй, самый радикальный подход: такие популярные шрифты как Tahoma, Verdana, Arial и Georgia были отхинтованы специально под GDI ClearType, и когда появился DirectWrite, пришлось перехинтовывать и обновлять основные шрифты в комплекте ОС.
В отличие от Microsoft, Apple придерживается противоположного подхода, поэтому в ее операционных системах используются такие алгоритмы, которые позволяют более-менее качественно выводить любой шрифт, а хинтинг вообще не учитывается.
Отвечая на вопрос: стремительно приближается эпоха 300 DPI мониторов, а огромное количество мобильных устройств уже имеют такое разрешение, и скоро хинтинг будет вообще не нужен. Но так как Windows по-прежнему остается хинтингозависимой и ориентированной на мониторы с низким разрешением, в качестве текстовых шрифтов старайтесь выбирать качественно отхинтованные или стандартные, а иначе текст будет нечитаемым и трудным для восприятия.
07. @font-face или Cufon?
Как бы странно это не звучало, но есть еще люди, которые задают себе этот вопрос. Казалось бы, после того как браузеры начали поддерживать аттрибут @font-face, все остальные технологии встраивания шрифтов (Cufon, sIFR, Flash) вроде как должны были стать неактуальными. Но некий смысл все же остается, например способ замены шрифта изображением, когда на сайт выводятся не векторные кривые, а только отпечаток, как принтер отпечатывает его на листе или Photoshop выводит нередактируемый JPG. Это разрешено многими лицензиями на обычные (десктопные) шрифты. Некоторые производители шрифтов (например, Adobe) разрешают внедрять (в программы и на сервер) десктопный шрифт, если при этом он остается защищенным и его нельзя скачать.
Если у вас нет возможности купить отдельную веб-лицензию, тогда можно применить подходящую для этого sIFR, когда шрифт встраивается с помощью флеш-объектов. Недостаток в том, что используется Flash, который поддерживается далеко не всеми устройствами. Еще можно использовать технологию Cufon (используется Canvas), если позволяет лицензия. Конечно, в данном случае скрипт будет громоздким, а выделение текста не работает, но в безвыходной ситуации подойдет.
Но лучше всего использовать @font-face, он и технологичнее, и удобнее, кроме того накоплен достаточный опыт для работы с ним. У него остается только один недостаток, что не все производители разрешают использовать свои шрифты в вебе.
08. В каких форматах должны быть файлы шрифта?
Подготовленные к внедрению ( @font-face) на сайт шрифты на сегодняшний день должны быть сразу в нескольких форматах:
TTF или OTF — привычный нам файл шрифта, но подгружаемый с сервера на время просмотра сайта;
WOFF — незащищенный архив исходника OTF или TTF, пожалуй, самый важный формат, который поддерживают большинство популярных браузеров, а файлы в WOFF обычно 2–2,5 раза легче, чем исходные;
EOT — внедряемый TT OpenType архив, имеющий механизмы защиты, нужен для поддержки старых браузеров Internet Explorer (начиная с IE8 кроме TrueType кривых, поддерживаются и PostScript);
SVG — для поддержки браузера Safari.
09. Можно ли конвертировать веб-шрифты?
Что бы вам ни говорили, нельзя просто переконвертировать файл и сохранить исходное качество шрифта, особенно, если изначально он был в формате OpenType. В процессе есть шанс потерять какие-то данные, вшитые в файл шрифта (скомпилированные инструкции, дополнительные знаки, метрики). Вы заметите это, когда при конвертации файл неожиданно «похудеет», особенно некошерно конвертировать TrueType в PostScript и обратно.
Кроме того, процесс конвертации почти всегда противоречит условиям лицензии, запрещающей модификацию. Проще говоря — это то же воровство. Когда вы забросите файлы в конвертор, будьте уверены, он не пропустит их и выдаст предупреждение, потому что в файле содержатся цифровые подписи производителя и соответствующие запреты на модификацию.
10. Сколько должны весить веб-шрифты?
Прежде чем отобразить страницу, браузер должен полностью загрузить файлы шрифтов. Может быть, вам приходилось видеть эффект «font flash» (или FOUT), когда на короткое мгновение вместо экзотических шрифтов успевают вспыхнуть стандартные шрифты системы. Нормально, если TTF (OTF) укладывается в 100 кб, а WOFF (EOT) в 50 кб. Всегда задумывайтесь о том, нужно ли вам вообще использовать нестандартные шрифты, даже если вы используете его в 1 коротком заголовке, все равно придется загружать весь файл шрифта целиком.
Чем больше в дизайне перфекционизма, тем меньше могут весить файлы шрифта, и старайтесь выбирать простые формы. В этом смысле, идеальная форма — это открытый геометрический гротеск с малым контрастом. Для ускорения загрузки шрифта, также бывает полезно включить его в файл стилей с помощью data:uri.
11. Сколько начертаний шрифта можно использовать в вебе?
С точки зрения дизайнера, много начертаний — это круто. И действительно, для заголовочка — Bold, а вон там, для врезочки — ExtraLight, ненужные текстики вообще запихнем и запрессуем в Condensed Bold. Вот оно — настоящее богатство и стилистическое разнообразие. Но когда все это «богатство» начинают переносить на сайт, выясняется, что все жутко тормозит. И лучше даже не пытаться открыть такой сайт с мобильного устройства. А еще, не забываем, что каждое начертание стоит отдельных денег, и вполне вероятно, что заказчик попросит вас или найти шрифтовой синоним, или уменьшить количество начертаний, только бы не покупать всю дорогую гарнитуру. Нормально использовать максимум 2-3 начертания одной или разных гарнитур.
12. Нужно ли ограничивать набор символов?
Ответ на этот вопрос, зависит от того, что это за сайт и как он будет использоваться. Ограничения могут быть полезны, потому что есть возможность значительно уменьшить объем файлов. Иногда из-за незнания, разработчики грузят на сайт тяжеленные файлы шрифта с его полным набором знаков, и хорошо, если там нет иероглифов (к сведению, шрифт Arial Unicode содержащий большую часть символов из таблицы Юникод весит 22 мб).
Тем, кто делает англоязычные сайты проще всего, им вообще не нужно грузить дополнительные знаки, достаточно тех, что есть в Basic Latin (или ASCII). Если вы используете шрифт только для заголовков на русском языке + вкрапления английского, то вам будет достаточно наборов ASCII (Basic Latin) и 64 символа русского алфавита, совсем не обязательно грузить набор Cyrillic Extended из 420 символов. Совсем другая история, если ваш сайт многоязычный, в этом случае во избежание некорректного отображения символов нужно постараться охватить все используемые языки.
13. Можно ли использовать шрифтовые клоны?
Бывает, что купить оригинал шрифта или слишком дорого, или вообще невозможно, вот тогда будет уместно подобрать шрифтовой синоним (клон). Конечно, от них не стоит ждать потрясающего качества, даже если они сделаны, скажем, именитой российской фирмой. Совсем все плохо, когда вам попался опус какого-нибудь анонимуса-грамотея, решившего опробовать себя на новой ниве, таких шрифтов остерегайтесь. Вот примеры клонов (в скобках указан оригинал): FreeSet (Frutiger), Pragmatica и Helios (Helvetica). Обратите внимание, что формы букв могут отличаться. Большое количество клонов есть в справочнике шрифтовых синонимов Паратайпа.
14. Как протестировать шрифт?
Дизайнеры, не привыкайте видеть шрифты только сквозь окна фотошопа, графические редакторы используют свои методы сглаживания текстов, и вы можете быть обмануты красивой картинкой. Гораздо полезнее научиться тестировать и смотреть их в браузерах. Если есть демонстрационная страница, обязательно убедитесь, что при рендеринге не вылезают всевозможные артефакты и спайки. Есть еще такой инструмент как Typecast, где можно проверить многие шрифты, а потом показать страницу клиенту. Для тех, кто выбирает новый шрифт для уже готового сайта — незаменимый для вас сервис Web Fonts Previewer, вы сможете протестировать любой шрифт на живом работающем сайте, так, как будто вы уже его внедрили.
15. У меня на компе есть шрифт, можно ли его использовать на сайте?
Сначала немного о воровстве. Я знаю много дизайнеров, у которых на компе тысячи шрифтов, происхождение которых никому не ведомо. Как правило, просто скачали из интернета. Но почему-то никто не задумывается, что создание хороших шрифтов — это месяцы, а иногда и годы серьезной работы! Но не только поэтому нельзя использовать паленые, непонятно откуда взятые шрифты, а потому что вы можете столкнуться с серьезными трудностями на этапе разработки.
Если вы хотите встроить в сайт шрифт, который идет в составе операционной системы, вы сможете это сделать только растрируя или используя его в изображениях. Если же вам очень нужно встроить, тогда нужно будет купить отдельную лицензию, точно так же, как и обычные шрифты (и Georgia, и Tahoma есть в продаже).
16. Как купить веб-шрифт?
Когда вы «покупаете шрифт» — это ближе всего к покупке ПО, когда вы получаете лицензию на его использование, а не права на сам файл программы. Получается, юридически скомпилированный файл шрифта — это программа. Модификация и изменение, если этого не разрешает лицензия, рассматриваются как нарушение авторского права.
Удобный способ покупки шрифтов — через каталоги шрифтов (Fonts.com, MyFonts, Ascender, Typekit). Вы сможете просмотреть, сравнить и выбрать один из имеющихся вариантов использования, оплатить картой. Для компаний проще всего будет напрямую связаться со студией-производителем или же предоставить покупку шрифтов заказчику
А может быть вообще лучше не тратить деньги на шрифт? Существует множество замечательных бесплатных шрифтов, которые ни в чем не уступают платным!
17. Какие бывают лицензии?
Существуют разные типы шрифтовых лицензий, и с появлением веб-шрифтов их разнообразие только увеличилось. В реальной жизни, каждая компания сама устанавливает правила игры, и лицензия шрифта может содержать в себе признаки разных других. Нас будут интересовать типичные.
Обычная коммерческая лицензия ограничивает использование на определенном количестве устройств и допускает распространение работ, созданных с использованием шрифта. Это могут быть журналы, газеты, листовки, визитки, растрированные изображения шрифта, — все вместе можно назвать их отпечатками. Эта лицензия не подходит для кино, телевидения, веба и встраивания в приложения и программы, такие права нужно выкупать отдельно.
Есть еще специфические лицензии, например: лицензия с исключительными правами. В данном случае компания выкупает у шрифтовиков все права, и даже автор шрифта не в праве его где-либо использовать. Особенно удивляет, когда такие шрифты находятся на торрентах, или когда ими пользуются какие-нибудь сторонние дизайнеры.
Свободные лицензии (public domain) — автор шрифта допускает свободное распространение, с условием указания своего имени (Creative Commons) или без него (например, OFL, GPL, Apache 2.0). Этот тип лицензии допускает даже коммерческое использование, кроме продаж и платного распространения. Примеры: PT Sans, Opensans, Droid. Иногда разрешается модификация шрифта (GPL), но созданная вами модификация автоматически наследует такую же лицензию (то есть, вас тоже могут форкнуть). Свобода предполагает, что можно использовать на любых носителях, в т.ч. и веб.
Свободные для некоммерческого использования — то есть, вы можете использовать его во всех случаях, когда не заработаете на этом. Допустим, для обучения, хобби и общественных проектов. Иногда, производители разрешают использование для дизайнеров, в надежде на то, что счастливый клиент дизайнера потом купит коммерческую версию шрифта.
Подробнее про лицензии можно прочитать в статье Эмиля Якупова Практические и юридические аспекты шрифтового бизнеса.
18. В чем отличие лицензий для веб-шрифтов?
Веб-лицензии — наши самые любимые, они либо является дополнением к основной лицензии, либо даются отдельно. Регулирует частный случай — использование шрифтов на сайтах. Как правило, самое главное ограничение — на количество просмотров страниц. Например, 10 тыс в месяц, 100 тыс или 1 млн. То есть, чем больше людей посещают ваш сайт, тем больше вы платите за лицензию. Есть и безлимитные варианты, когда вы платите за шрифт 1 раз, но они во много раз дороже. Наверно, задались вопросом, а следит ли кто-то за количеством просмотров? Чаще всего нет. Но не забывайте, что огромное количество счетчиков отслеживают трафик вашего сайта и, вызвав подозрение продавца, вы можете лишиться лицензии.
И еще, отдельная веб-лицензия не разрешает использование на обычных компьютерах. Иногда веб-лицензия выдается бесплатно, то есть одновременно с покупкой десктопного шрифта вы получаете право использовать и его веб-версию. Но это пока редкость, абсолютное большинство производителей требует дополнительную плату.
После покупки вы получаете специальные файлы, которые встраиваете в сайт (TTF, OTF, WOFF, EOT), и некоторые шрифты не разрешают размещать данные файлы на сайте в незащищенном виде, так как теоретически третьи лица могут заполучить сами файлы шрифтов. Третий вариант – вы используете специальный веб-сервис производителя шрифтов, например как Typekit, принадлежащий компании Adobe, и платите абоненскую плату.