Vuca реальность что это

VUCA мир: что это и каковы его характеристики

Термин VUCA популярен еще не сильно, но за ним будущее. Если вы еще не в курсе, почему наш мир стали называть VUCA, то пора познакомиться с новой реальностью. Объяснять, что это такое VUCA мир, нужно максимально простыми словами и с понятными примерами. Иначе «черт ногу сломит».

VUCA мир: что это

В Википедии термина VUCA мир не найти. Во всяком случае – в русской. Американская же версия охотно объясняет происхождение аббревиатуры. Правда, крайне заумно.

Впервые понятие VUCA мир появилось в 1987 году для описания состояния стран после «холодной войны». Его придумали в противовес стационарному, простому и предсказуемому периоду времени, который закончился с резким развитием технологии и активным расширением информационного поля.

Vuca реальность что это. Смотреть фото Vuca реальность что это. Смотреть картинку Vuca реальность что это. Картинка про Vuca реальность что это. Фото Vuca реальность что это

VUCA – это первые буквы четырех слов:

Если совсем коротко, то это стрессовый, постоянно меняющийся мир, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации.

Чтобы понять особенности ВУКА-мира, вспомните на один момент, сколько данных поступает ежедневно:

Мы с собой носим не телефонную книжку, как это было 20-25 лет назад, а полноценный миниатюрный компьютер (смартфон). Постоянно обрабатываем огромные потоки данных – половину забываем, вторую половины просто отсеиваем.

Vuca реальность что это. Смотреть фото Vuca реальность что это. Смотреть картинку Vuca реальность что это. Картинка про Vuca реальность что это. Фото Vuca реальность что это

Как жить в VUKA – world

Ученые говорят: «Наиболее комфортно в новом информационно активном и постоянно меняющемся мире живется людям толерантным и терпеливым к неопределенности». Можно сказать, спокойным пофигистам.

Такие люди обладают:

Это психически зрелые люди, которые охотно подбирают несколько вариантов решений к проблемным ситуациям, не паникуют при сложностях, дружат с интуицией.

Характерная черта людей VUCA world – адекватная самооценка, которая позволяет им трезво реагировать на все обстоятельства, не впадать в панику при личных провалах.

Интересно, что лучше всего чувствуют себя в VUCA-мире люди, выросшие в демократическом или нестабильном обществе. А вот влияние авторитарного режима, часто сказывается негативно на формирование оптимального характера для новых условий.

Термин VUCA активно расползается по всем сферам. Сначала военные, потом менеджеры, теперь уже и коучи обращаются к этому определению. И это правильно. Потому что обстоятельства, адаптированные под пассивный, предсказуемый SPOD-мир, в новых реалиях не работают!

Источник

Что означает VUCA-мир?

VUCA-мир наступал на пятки медленно. А в 2020 взял и пришел навсегда. Что это за капризный мир, какие теперь требования к специалистам и как на все реагировать — обо всем этом в статье.

Vuca реальность что это. Смотреть фото Vuca реальность что это. Смотреть картинку Vuca реальность что это. Картинка про Vuca реальность что это. Фото Vuca реальность что это

Понятие VUCA-мира

Термин «VUCA» появился еще в начале 90-х годов, его придумали американские военные. Сам акроним переводится вот так:

Если расшифровать смысл общими словами, то VUCA-мир — это новая реальность: нестабильная, хаотичная, неоднозначная. Все в мире сегодня меняется очень быстро — и гарантий на выживание ни у кого нет.

Образно говоря, сейчас уже нельзя быть просто стабильным бизнесом или специалистом, который работает на одной должности 20 лет. Нужно быть гибким и срочно перестраиваться под новые правила мира.

Какие, например, современные требования в VUCA-мире есть к менеджеру проектов:

А такие требования — к маркетологу:

Если вы хотите быть востребованным специалистом, приглашаем вас на онлайн-курс «Интернет-маркетолог от TexTerra». Мы научим работать в VUCA-мире и применять самые различные инструменты: SEO, контент-маркетинг, таргетинг, рассылку и т.д.

Как противостоять вызовам VUCA-мира?

Считается, что решением VUCA-мира станет VUCA-prime. Акроним, который придумал ученый из Института Будущего Боб Йохансен, переводится так:

По мнению специалиста, теперь в мире важно, чтобы человек видел перед собой главную цель, понимал коллег (имел soft skills), оперативно выстраивал стратегии и реагировал быстро, как пуля.

Например, появилась новая профессия — нужно сразу обучиться и пойти работать, зародился новый тренд — подхватить молниеносно.

В этом мире вам придется выработать в себе такие качества, как:

В VUCA-мире не выживут специалисты, которые застыли на месте, компании, которые отвергают новинки, бизнесмены, которые не хотят вкладываться в развитие.

VUCA-мир и образование

Еще одна необходимость VUCA-мира — обучение длиною в жизнь. Это раньше можно было получить диплом в университете и всю жизнь на него молиться. Сейчас это не работает.

По правилам VUCA-мира, вы должны учиться каждый день: читать статьи, книги, проходить курсы, смотреть вебинары и т.д. Смиритесь с тем, что теперь, чтобы быть на коне, учиться придется постоянно. Инструменты будут меняться, технологии улучшаться. И за всем этим вам придется успевать.

Мир не станет медленнее. С каждым годом он будет более хаотичным и неожиданным. И нам всем нужно будет играть по его правилам. И если начать прямо сейчас, дальше подстроиться будет легче.

Источник

Принципы образования будущего: карнавализация, расшколивание и все учат всех

Vuca реальность что это. Смотреть фото Vuca реальность что это. Смотреть картинку Vuca реальность что это. Картинка про Vuca реальность что это. Фото Vuca реальность что это

Что такое VUCA реальность и как в ней освоиться? Как находить общий язык с Альфа людьми? Можно ли эффективно обучать, развлекая? Куда движутся отношения университета и социума? На Национальной платформе открытого образования дирекцией по онлайн-обучению ВШЭ представлен новый курс «Стратегическое управление в образовании: методология и кейсы проектных решений». Его автор, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ Олег Прикот ответил на вопросы новостной службы портала.

— Олег Георгиевич, ваш курс апеллирует к развитию образовательных систем в мире VUCA, то есть в парадигме непостоянства, неопределенности, сложности и двусмысленности (volatility, uncertainty, complexity & ambiguity). Как вы можете описать образование в университете через 10 лет?

— Когда мы говорим о будущем образования, то имеем дело с поколением Альфа (детьми миллениалов, родившихся после 2010 года), которое я лично называю «Альфа-играющее». Сегодня мы строим университет для нынешних десятилетних. Это дети, которые все чаще уходят в параллельную реальность, смешивают реальный и виртуальный миры, способны создавать уникальный контент и не могут концентрироваться больше одной секунды. Они требуют уважения к персональным ценностям, ладят с родителями, имеют высокие моральные ориентиры, тонко чувствуют фальшь. Альфа дети вынуждены развивать эмоциональный интеллект, чтобы конкурировать с машинами.

Vuca реальность что это. Смотреть фото Vuca реальность что это. Смотреть картинку Vuca реальность что это. Картинка про Vuca реальность что это. Фото Vuca реальность что это

В образовательных отношениях поведение людей Альфа, или Alpha Ludens, определяется многозадачностью решений, склонностью к синтезу, способностью соединять несоединимое. Такие дети ищут самостоятельности и претендуют на лидерство. Эти характеристики принципиально важны при разработке стратегических решений в образовании. Особую значимость здесь приобретает эдьютеймент: обучение в процессе развлечения.

В контексте курса мы рассматриваем эдьютеймент не как некую процедуру или образовательную технологию, а как глобальную философию, сопровождающую скачкообразные процессы VUCA-образования.

Если мы хотим заинтересовать таких учащихся, сделать их активными участниками процессов познания, мы должны с ними играть. Играть с различными реальностями, со смыслами. «Сделайте так, чтобы нам было интересно» — девиз, который лежит в основе технологий образования. Для учителя на первое место выходит мотивация, для родителя — сотрудничество и создание условий, а не определение целей развития ребенка.

— На чем базируется VUCA-образование?

— Сегодня парадигма репродукции сменилась парадигмой продуктивного образования. В основе всего лежит преадаптация — скачкообразное, а не линейное развитие. Мы не можем опираться на прошлые представления и каждый раз имеем дело с чем-то новым. Современное образование функционирует в рамках логики экосистемы — живого саморазвивающегося информационно-энергетического континуума. У экосистемы нет таких четких границ, как у ее искусственного аналога. Это такой коралловый риф в Тихом океане.

Современный университет все больше проникает в социум, а социум — в университет. В системе среднего образования появился термин «расшколивание». Образовательные границы размываются, персональные образовательные пространства свободно переходят друг в друга.

На смену индивидуализации, когда умный учитель определяет для вас вектор развития, приходит персонализация, где сам школьник или студент принимает активное участие в формировании дорожной карты персонального образовательного пространства

В «перевернутом классе» учитель или профессор не дает аудитории новый материал. Школьники или студенты сами осваивают дома информацию, а на уроках или лекциях дают интерпретацию прочитанному и вместе с лектором приходят к персонально важным выводам. Теперь учитель, профессор — это значимый взрослый, который мотивирует, предоставляя ученику самому оценивать результаты собственного образования.

Роли учителя и ученика, преподавателя и студента начинают взаимопроникать. Иногда трудно понять, кто где находится. К персонализации можно относиться по-разному, но для нас это магистральный путь.

— Получается, что почтительной дистанции между лектором и студентом больше нет?

— Когда ценности и желания учащегося выходят на первый план, социальные дистанции рвутся. Всегда было понятно, что не только профессор может научить студента, но и студент — профессора. Но роли были четко прописаны. Сегодня происходит карнавализация образовательного процесса, участники которого будто надевают маски, меняются ими. Этот карнавал очень характерен для мира VUCA, где «все учат всех».

Крупное исследование состояния современной школы в период пандемии в рамках международного проекта «Школьный барометр», проведенное в апреле-мае прошлого года, изучило более 70 000 анкет от пяти категорий респондентов: руководителей органов управления образованием, руководителей школ, учителей, родителей и учеников. Ответы показали, что социальная изоляция стала катализатором для проникновения VUCA-принципов в образование. Школа, привыкшая к размеренной классно-урочной системе, была вынуждена существовать в условиях тотального дистанта. Учителя почувствовали себя учениками, потому что толком не могли настроить процессы на удаленке и хуже младшеклассников разбирались в онлайн-технологиях. Кстати, самым распространенным каналом коммуникации стал мессенджер WhatsApp, совсем не заточенный под образовательные функции, в то время как сайты школ практически не использовались для общения и получения новой информации. Родители из офисных работников превратились в учителей на дому. Руководители школ не знали, какие управленческие решения принимать в новых условиях и обращались за помощью к подчиненным.

Согласно опросу, 57% учеников, в том числе старшеклассников, радовались возможности больше времени проводить с семьей. При этом только 8% родителей были довольны сложившейся ситуацией, а 42% крайне негативно отнеслись к тому, что ребенок вместо школы находится дома.

Эти данные переворачивают наши представления о мамах и папах как хранителях семейного очага, которые мечтают больше времени уделять домашним. Традиционный образ родителя в кратчайшие сроки претерпел изменения. И это тоже карнавал.

— Как образовательным системам выстроить стратегии выживания в новой реальности?

— Великий боксер Майк Тайсон говорил: «У каждого есть свой план, пока ему не врезали».

Сегодня изменения окружающей среды настолько слабопредсказуемы и скачкообразны, что стратегические решения, рассчитанные на длительную перспективу, не имеют смысла. Долгосрочность уходит на второй план или вовсе исчезает

Все чаще мы слышим максиму: «Стратегия умерла!». Стратегии, конечно, не умирают, но смыслы их значительно трансформируются. Стратегические решения не могут больше основываться на простых экстраполяциях типа «из вчера в завтра», столь привычных еще в совсем недалеком прошлом. Образовательные программы, рассчитанные на несколько лет, теряют актуальность уже через несколько месяцев и надо придумывать новые.

Программно-целевая логика больше не работает. На смену ей приходит проектный подход в контексте распределенного проектного управления, начинается становление процессов, которые можно выразить максимой «все управляют всеми».

— Как вы можете охарактеризовать эффективного стратега в образовании?

— Современный лидер вынужден думать о «сегодня», стремясь улучшить жизнь поверивших ему людей «здесь и сейчас», повышая уровень доверия в системе. Именно доверие — главный стратегический ресурс успешного трансформационного лидера. А росту доверия способствует распределенное проектное, «вовлекающее» стратегическое управление. Хороший стратег может ответить на три вопроса: где я нахожусь сейчас? куда я хочу попасть? как я смогу это сделать?

Американский экономист и маркетолог Филип Котлер выделил четыре базовые стратегических роли: «лидер», «конкурирующий с лидером», «следующий за лидером» и «специалист». Эти роли применимы и к образовательным учреждениям. Лидеры создают инновации, задают тренды и ведут за собой остальных. Ко второй роли стремится национальная стратегия развития образования.

Конкурировать с лидерами, а не следовать за ними — задача, которая стоит перед всей российской образовательной системой. Впрочем, с середины 1990-х годов и по сей день в контексте среднего, да и высшего образования мы по-прежнему исполняем третью роль. Это подтверждают результаты исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Мониторинг отвечает на вопрос, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста знаниями и умениями, необходимыми для решения широкого диапазона задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. Сегодня нам просто необходимо выходить на новый уровень и перестать следовать за лидерами! Наконец, стратегия специалиста характеризует организации, которые обладают экспертизой в узкой области, ограничиваются ее рамками и не претендуют на глобальный захват рынка. Для образовательной системы в широком смысле такая стратегия не подходит.

В рамках курса мы поговорим о методологических основаниях стратегирования современного VUCA-образования, одной из важнейших составляющих которого станет применение процедур системного мышления. Мы будем опираться на кейсы и практики, представляющие управленческие решения для реально существующих образовательных систем и организаций.

Мы обоснуем интегрирующую роль федерального проекта «Успех каждого ребенка» в контексте реализации национального проекта «Образование» как триггера становления экосистемной логики развития российского образования.

— Олег Георгиевич, заключительная часть вашего курса построена весьма необычно: вы берете большие гайд-интервью у практиков, которых называете трансформационными лидерами современного VUCA-образования. Почему именно так завершается ваш курс?

— Одним из базовых понятий, раскрываемых мной в рамках курса, выступают образовательная экосистема и представления об экосистемной логике развития VUCA-образования. В образовательных экосистемах действуют «вовлекающие» трансформационные лидеры.

Образовательная экосистема — это информационно-энергетический континуум. Этот феномен весьма затруднительно исследовать, интерпретируя результаты традиционных статистических методов, с помощью факторного анализа, например

Требуется феноменологическое описание, основывающееся на непосредственном наблюдении за жизнью исследуемого предмета. В нашем случае именно гайд-интервью позволяет осуществить качественное феноменологическое описание.

В качестве исследовательского мультикейса я выбрал региональную систему образования Ленинградской области. Согласно исследованию индекса образовательной инфраструктуры, проведенного Вышкой некоторое время назад, Ленобласть — одно из наиболее эффективных и интенсивно развивающихся отечественных региональных образовательных пространств. Мы поставили ряд вопросов, ответы на которые были получены в ходе гайд-интервью с трансформационными лидерами областной системы образования. Это позволило нам подтвердить основные методологические посылки, высказанные в контексте курса, выявить реальные черты экосистемного развития в современной региональной образовательной системе. То есть подтвердить глобальный характер закономерностей, действующих в VUCA-образовании.

Кроме того, такой подход к доказательству гипотетических положений, высказанных в ходе курса, позволил отработать вместе со слушателями соответствующие исследовательские компетентности.

Текст подготовила Екатерина Зиньковская, дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ

Источник

Старый новый VUCA-мир: как ответить на его вызовы

VUCA — хаотичная, быстро меняющаяся бизнес-среда, которая стала новой реальностью. Эта реальность трансформирует не только подход компаний к ведению бизнеса, но и модель лидерского поведения.

Вместе с Еленой Герасимовой, руководительницей направления «Аналитика и Data Science» в Нетологии, разбираемся, что такое VUCA-мир, какими должны быть VUCA-лидеры, как развиваться в условиях неопределённости и почему любознательность помогает в развитии VUCA-навыков.

Что такое VUCA

Акроним VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность) характеризует изменчивую и сложную среду современного мира, где не существует гарантированной стабильности. Термин придумали в 1990-х годах американские военные, а сегодня он используется в бизнес-среде для обозначения условий, в которых работают компании.

Нестабильность характеризуют неустойчивые ситуации и непредсказуемые изменения — по своей природе, скорости, объёму, динамике. Непонятна продолжительность такого положения дел. Многие бизнесы сейчас ведут деятельность на нестабильных рынках с быстро меняющимися обстоятельствами.

Неопределённость означает отсутствие информации для прогнозирования последствий и планирования необходимых действий. То, что раньше считалось бесспорным, утратило свою силу, и руководители больше не могут основывать свои решения на прошлом опыте. Например, ожидаемый выход нового продукта конкурента на рынок ставит под вопрос будущее бизнеса и рынка.

Сложность подразумевает ситуации, где много взаимосвязанных элементов и огромный объём информации. Такое большое количество факторов значительно усложняет процесс принятия решения и планирования. Например, выход на международные рынки предполагает следование многочисленным правилам и нормам.

Неоднозначность определяется отсутствием чёткого понимания правил игры. Иногда это вызвано ситуационной новизной и сомнениями, которые могут возникнуть при попытке принимать решения в новом контексте. Переход от печатных газет к цифровому медиа — пример новой бизнес-модели и неоднозначной ситуации, когда поведение клиентов в новой среде не до конца известно.

Нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность стали определять цифровую экономику как чрезвычайно разрушительную среду и потенциальную опасность для компаний, ориентированных на постепенный рост. Поэтому поиск «рычагов» для совершения прорыва — ключевая составляющая стратегий успешных компаний. И чаще всего такой «рычаг» имеет природу новейших технологий (цикл зрелости технологий Gartner).

Скорость изменений во многих отраслях сейчас намного выше, чем десять или двадцать лет назад. Благодаря цифровым технологиям и изменяющимся потребностям клиентов, эта повышенная волатильность реальна для многих компаний.

Возможно, до пандемии многие не обращали внимание или не видели примеров угрозы экономическому балансу. Хаос, который царит в результате стремительных непредвиденных изменений, будет накапливаться долгие годы.

Жить в хаосе значит быть гибким и готовым изменить своё мнение, отбросить прошлые убеждения, а затем отбросить их снова и снова. Таким образом, движение и изменения становятся частью ДНК любого из нас — гарантом антихрупкости.

Однако чувство неопределённости старо как мир. Вряд ли текущая ситуация является более сложной, чем во время эпидемии чумы или мировой войны.

То, насколько мы ощущаем мир более неопределённым и неоднозначным, во многом зависит от нашей способности справляться с его изменчивостью и сложностью.

Как жить в режиме неопределённости

Предпринимателям и специалистам остаётся лишь относиться к изменениям в мире как к нормальному существованию: движение = жизнь.

«When life gives you lemons, make a lemonade» — это может звучать как совет от капитана Очевидность, но новые условия означают новые возможности. Ими точно стоит пользоваться, особенно если предыдущие возможности больше недоступны.

Важно помнить, что каждый новый день = новые вы. Это значит, что не стоит откладывать развитие на «следующий год» или «понедельник». Начать всегда сложно, поэтому стоит сделать привычными развитие и совершение ошибок. Так не придётся каждый раз испытывать холодный старт.

В посткоронавирусном мире способность работать удалённо помогает компаниям выжить: значит, стоит освоить профессию, которая позволяет это делать, либо цифровые инструменты в текущей профессии или бизнесе.

Проекты говорят лучше, чем слова. Сегодня стоит собирать портфолио не только из рабочих проектов, но и из пет-проектов или хобби, если в них применяются профессиональные навыки.

Не надо бросать работу ради обучения. Задавая себе драйв, проще влиться в новую деятельность по его окончании. Новая работа всегда стресс, даже если он связан с радостью от применения успешно освоенных знаний.

При определении траектории обучения лучше выбирать навыки, которые будут применимы в разных сценариях будущего, — универсальные, метанавыки. Они пригодятся как в кризисной ситуации, когда важно не цепляться за соломинку, а двигаться самому, так и в спокойное время — ценно то, что умеешь и можешь применить, а не просто знаешь.

VUCA Prime: отвечаем на вызовы VUCA-мира

Для эффективного взаимодействия с VUCA-средой важно развивать соответствующие навыки. Управленческие компетенции, которые отличают лидеров VUCA, описал Боб Йохансен в книге «Лидеры создают будущее: десять новых качеств для неопределённого мира». Автор — учёный из Института будущего — говорит о том, что лидеров нового поколения отличают Vision (видение), Understanding (понимание), Clarity (ясность) и Agility (быстрота) — модель VUCA Prime.

Видение (vision) противодействует нестабильности (volatility).
В лихорадочное время формирование видения будущего компании важнее, чем в обычное время. Это поможет противостоять турбулентности, кризису или выдержать конкуренцию. Важно также, чтобы сотрудники также понимали, куда и зачем идёт компания.

Понимание (understanding) противодействует неопределённости (uncertainty).
Чтобы выявить новые возможности, руководителю нужно выйти за границы своих компетенций. Важно быть гибким, общаться с сотрудниками разного уровня. И здесь важную роль играют soft skills, в частности коммуникативные навыки и эмпатия.

Ясность (clarity) противодействует сложности (complexity).
В среде VUCA хаос наступает быстро и жёстко. Нужно оперативно определить, на каких стратегических направлениях фокусироваться для скорейшего выхода из кризисной ситуации.

Быстрота (agility) противодействует неоднозначности (ambiguity).
Под быстротой подразумевается способность эффективно общаться, быстро принимать и исполнять решения.

Для жизни в VUCA-мире компании недостаточно нанять «гибких» руководителей. Важно, чтобы они создали культуру VUCA, которая нацелена на инновации, адаптивное поведение и продуманный риск.

Как видим, не последнюю роль в VUCA-мире занимают развитые soft skills. Важность soft skills доказана многими исследованиями. Например, 92% респондентов LinkedIn приравняли важность soft skills к hard skills.

Роль любознательности в развитии soft skills для VUCA-среды

Слово «любознательность» происходит от латинского «cura» — «забота, внимание». Означает пытливое мышление и проявляется в виде изучения и обучения чему-то новому. Любознательность — движущая сила не только в развитии человека, но и науки, языка и промышленности.

Любознательность помогает ускорять исследования нового, быть открытыми к новому опыту, творчески решать задачи, сформировать устойчивость к неопределённости, а также сотрудничать и учиться. Всё это позволяет развивать основные soft skills — эмпатию, ситуационную и межличностную адаптивность, кросс-культурную чуткость, логическое мышление.

Разберёмся на конкретных примерах, почему бизнесу выгодно культивировать любознательность среди своих команд.

Генерация идей

Согласно опросу бизнес-школы INSEAD и SurveyMonkey, любознательность помогает сотрудникам сильнее вовлекаться в свою работу, генерировать новые идеи и делиться ими с другими. 73% опрошенных, которым на работе интересно, признали, что они «больше обмениваются идеями» и «генерируют новые идеи для своих организаций».

Мышление роста

Любознательность характерна для мышления роста (установки на развитие) — такого, как преобразование неудач в возможность обучения и выбор деятельности, которая улучшает текущие навыки и способствует развитию новых.

Компании, которые придерживаются мышления роста и создают среду, дружелюбную для опыта неудач, только выигрывают.

В компаниях со здоровой культурой обучения на 92% больше шансов разработать новые продукты и процессы, они на 52% продуктивнее и на 17% более прибыльные по сравнению с теми, кто не делает упор на культуру обучения.

Это означает, что специалисты разных направлений, которые развивают мышление роста, лучше адаптируются к VUCA-среде. В частности к консолидации индустрии, технологическим, регулятивным и геополитическим потрясениям, а также к переменчивым потребительским предпочтениям.

Любознательность стала новой золотой лихорадкой. При поиске сотрудников компании ждут открытых для новых знаний сотрудников, причём в разных сферах — от менеджера по продажам до аналитика данных.

Vuca реальность что это. Смотреть фото Vuca реальность что это. Смотреть картинку Vuca реальность что это. Картинка про Vuca реальность что это. Фото Vuca реальность что это
Вакансия аналитика данных от Авито

Ощущается дефицит сотрудников с творческим подходом, коммуникативными навыками и способностью к адаптации.

Но не всё просто даже в тех компаниях, где такие сотрудники есть. Согласно опросу INSEAD и SurveyMonkey, 83% руководителей высшего звена считают, что в их компании любознательность поощряется «очень сильно» или «хорошо», в то время как только 52% сотрудников согласились с этим.

Около половины (49%) топ-менеджеров утверждают, что любознательность вознаграждается ростом зарплаты, но 81% сотрудников ответил, что пытливость ума не влияет существенно на их доход.

Это большая проблема для бизнеса: если сотрудники не видят ценности в любознательности, то они с меньшей вероятностью будут использовать в работе новую информацию.

Успешный бизнес опирается на любознательность сотрудников. Чтобы генерировать новые идеи и создавать добавленную стоимость для компании, сотрудники любого уровня нуждаются в среде, где они могут проявлять интерес к новому, искать и усваивать новую информацию, а также устанавливать новые связи.

Открытость к разному опыту, исследовательское поведение и стремление к знаниям сотрудников могут помочь компаниям лучше справляться с неопределённостью и нестабильностью рынка.

Развитие в VUCA-мире

Работникам придётся адаптироваться, приобретать новые навыки, чтобы успевать за изменениями. В то же время взрослым людям сложнее адаптироваться к изменениям на рынке труда и технологическим инновациям, поэтому особое значение приобретает непрерывное обучение на протяжении всей жизни (lifelong learning) — меняется система образования.

Vuca реальность что это. Смотреть фото Vuca реальность что это. Смотреть картинку Vuca реальность что это. Картинка про Vuca реальность что это. Фото Vuca реальность что это

Опыт копится в каждом человеке под влиянием внешней среды, и передать опыт в том контексте, в котором он приобретён одним человеком, другому невозможно. Взгляд на этот опыт, его обработка, масштабирование, преобразование в знание индивидуальны: их нельзя передать без искажений. «Бесшовность» опыта важна для объективности оценки ожиданий от его применения. Самая частая проблема — «я делаю всё ровно так, как Х, но у меня ничего не получилось — почему?».

Даже если в компании много умных людей, их опыт будет принадлежать только им.

Решением может стать тщательно спроектированная система корпоративного обучения — своеобразный корпоративный университет 2.0, в котором методология — это живой и динамически развивающийся продукт. Такие системы обучения имеют потенциал роста в коммерческие продукты для широкого рынка.

Из-за трудностей в передаче знаний от человека к человеку стало гораздо важнее находить новые, более эффективные способы решения проблем компании в VUCA-среде.

Обычно люди используют только те знания, которые удалось проверить на практике. В противном случае новая информация забывается или подвергается сомнению и всё равно откидывается. Поэтому и возникла ценность постоянного самостоятельного получения новых навыков. Готовность искать, перерабатывать и транслировать далее информацию помогает лучше накапливать и применять знания.

Можно утверждать, что человечество только выиграет от перемен. Многие системы уже слишком «застоялись» и нуждаются во встряске и доле хаоса, чтобы развиться до нового уровня.

Lifelong learning: обучение длиною в жизнь

К такому обучению относится:

Тем временем, образование тесно связано с уровнем дохода. По данным ЮНЕСКО за 2019 год, увеличение средней продолжительности образования взрослого населения (от 24 лет) на один год в долгосрочной перспективе ведёт к увеличению экономического роста на 4%, а доходов на душу населения — на 6%.

ЮНЕСКО указывает, что норма рентабельности каждого дополнительного года обучения составляет 9,7% — это выгоднее, чем хранить деньги во вкладах и депозитах.

Непре­рыв­ное об­ра­зо­ва­ние — это не во­прос вы­бо­ра, а уже дан­ность. Постоянное изменение техники, производства и рыночной конъюнктуры приводит к тому, что в развитых странах работник в среднем не менее пяти раз в течение трудовой жизни меняет специальность.

В то же вре­мя, об­ра­зо­ва­ние пе­ре­ста­ло быть функ­ци­о­наль­ным. Под­ход «я иду учить Python, потому что мне нужно выучить Python» уже ред­кость.

Сегодня в обу­че­нии люди ищут но­вые воз­мож­но­сти, пути и на­прав­ле­ния раз­ви­тия.

По оценкам McKinsey, к 2030 году из-за развития технологий от 75 до 375 млн человек, то есть 3–14% от общей численности рабочей силы в мире, станут безработными или будут вынуждены сменить профессию.

Атлас новых профессий беспощаден: 57 профессий, по словам его создателей – агентства стратегических инициатив и Сколково – обречены на вымирание и попадание в карьерный тупик. Менеджеры, администраторы, юристы, водители, диспетчеры, операторы, экономисты, специалисты по учёту и снабжению, кассиры и другие — до 2030 года разными темпами начнут терять работу, если не пройдут дополнительного обучения.

95% «уволенных» работников могут выйти из карьерного тупика.

Чаще всего в 70% случаев речь идёт о переходе на позиции со смежными задачами с использованием новых технологий: например, специалисты по учёту и контролю с легкостью переучиваются в аналитиков, журналист может стать дата-журналистом. Главное — определить, какой ваш предыдущий опыт станет базой для получения нового.

Сильнее всего растёт спрос на технологические навыки (и программирование): сейчас они задействуются в 11% рабочего времени, в 2030 году это будет 17%.

На умение работать в команде, руководить другими, вести переговоры и проявлять эмпатию придётся рост на 24%. И здесь может помочь (как ни странно) удалённая работа, которая хорошо развивает навыки коллаборации. Пробелы, недочёты в таком формате работы проявляются быстрее, — оперативнее можно их отработать и улучшить.

Учимся учиться: как дойти из текущей точки А в желанную точку Б

Vuca реальность что это. Смотреть фото Vuca реальность что это. Смотреть картинку Vuca реальность что это. Картинка про Vuca реальность что это. Фото Vuca реальность что это

Вспомните, какие чувства у вас вызывает обучение. Надеемся, что среди них есть место радости, удовлетворения, наслаждения от результата, когда «я смог» 🙂

Можно начать из этой точки — учиться ради эмоций, заветного удовольствия от результата в конце.

Если цель сложная, удобнее разложить её на составные части. Тогда она не будет казаться такой недостижимой.

Для каждого шага нужно выбрать подход: освою сам(а), найду ментора, пойду в ассистенты (буду наблюдать), куплю или найду бесплатный курс по теме, прочту книгу — любой доступный вам способ.

Дальше стоит найти способ попрактиковаться — именно так из знаний сформируются умения.

После всего важно оценить полученный результат — возможно, нужно будет ещё поработать, а возможно, новых знаний уже будет достаточно для использования на реальных задачах. Как бы там ни было, в конце обязательно стоит похвалить себя за приложенные усилия — и порадоваться результату.

Изменения затрагивают не только систему образования, но и рынок труда. Прежде всего это касается увеличения количества распределённых команд, так как многие компании стали перестраиваться на онлайн-рельсы.

Офис больше не преимущество

Четверть российских компаний имеет в штате удалённых сотрудников (Superjob).
Принято считать, что удалённую работу сложно организовать и контролировать. А также влечёт за собой затраты на перевод рабочих мест в цифровой формат: тут и безопасность, и доступность, и полнота информации.

Да и в целом, кому не приятно сменить обстановку и прийти в офис. Разве что в ИТ удалённая работа давно стала золотым стандартом.

Среди остальных — ⅓ один день работает из дома.
Когда говорим «удалённая работа», имеем в виду штатных сотрудников.

По разным оценкам, после пандемии в 2020 году 5‒10% сотрудников останутся на удалёнке и дальше.
Немного сотрудников от общего числа занятых на постоянной основе продолжат работать удалённо. Играет роль необходимость оснащения домашнего офиса, за которое работодатель платить не обязан.

Пострадавший от пандемии бизнес будет сокращать расходы на офис и увеличивать на средства обеспечения удалённой работы команд.
Компании готовы покупать лицензии и вкладываться в обеспечение цифровых рабочих мест, чтобы обеспечить непрерывность процессов и подстраховаться от проблем с вредоносным или нелицензионным ПО.

Экономия на офисе, электроэнергии, канцелярских товарах и многочисленных административных функциях позволяет перераспределить затраты и, возможно, даже выиграть.

Трансформация физических рабочих мест в цифровые неизбежна для тех отраслей, где такой перевод позволит бизнесу выиграть с экономической точки зрения.

При этом культура удалённой работы в нецифровых областях экономики ещё далека от идеала, но хорошая новость в том, что можно использовать опыт ИТ и диджитал-агентств.

Какие компании растут в кризис

Стартапы

Во время хаоса и неопределённости лучше всего себя чувствуют те, в чьих «генах» уже заложено ожидание сложностей и гибкость в адаптации к любой ситуации в окружающем мире.

Один из примеров — стартапы. Это сервисы и бизнесы, которые опираются на быстрое и безболезненное закрытие потребностей пользователей и рынка.

Лучше продолжать, а не начинать карьеру в стартапе. Пригодится любой нецифровой опыт, если вы найдёте бизнес из вашей сферы.

Сотрудники стартапов постоянно учатся, поэтому это плодотворная почва для саморазвития.

Продуктовые и сервисные компании с распределёнными командами

Есть довольно много компаний, которые придерживаются концепции remote-first. Их основатели и сотрудники изначально живут в разных городах и даже странах. Всё общение, как правило, организовано через видеосвязь и инструменты совместной работы — такие, как виртуальные доски для заметок и мессенджеры.

В таких командах — без привязки к сфере бизнеса — на первый план выходят навыки soft skills, то есть гибкой работы с людьми и наличие эмоционального интеллекта.

Среди сфер — EdTech, телемедицина, онлайн-стриминг, FoodTech, онлайн-ритейл.

Российские представительства зарубежных компаний

Неплохо себя чувствуют компании, головной офис которых находится за рубежом, а в России находятся, как правило, сервисные сотрудники.

Можно экономить на зарплатах (даже давая их в среднем выше рынка) и релокации. При этом требовать соответствующий опыт и владение корпоративными инструментами.

Что в итоге

Мы живём в VUCA-мире, который требует от нас изменений.

Лидеров нового поколения отличают Vision (видение), Understanding (понимание), Clarity (ясность) и Agility (быстрота) — модель VUCA Prime.

Обучение длиною в жизнь — необходимость. К тому же, оно признаётся одной из самых выгодных статей вложения для взрослых.

«Чтобы стоять на месте, нужно бежать изо всех сил» — лучший совет для VUCA-мира.

Цифровые навыки связаны не только с технологиями, но и с плодотворным взаимодействием с людьми.

Любознательность помогает развивать такие soft skills, как эмпатию, адаптивность, кросс-культурную чуткость, логическое мышление.

Также любознательность помогает сотрудникам сильнее вовлекаться в свою работу, генерировать новые идеи и делиться ими с другими.

Каждый может найти профессию для себя.

Выйти из карьерного тупика поможет переход на позицию со смежными задачами с использованием новых технологий: например, журналист может стать дата-журналистом, а специалист по учёту — аналитиком.

Стабильности не существует. Согласны?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *